Налог от сбора отличает

Понятие налога и сбора

Статья 8 НК РФ.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налог» и «сбор», используемых в налоговом законодательстве.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор — это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношении.

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Статьей 9 НК РФ установлены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следует учесть, что:

— налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность платить налоги и сборы (пункт 1 статьи 19 НК РФ);

— организациями для целей НК РФ являются организации российские и иностранные (статья 11, 19 НК);

— физические лица — это граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (пункт 2 статьи 11 НК РФ);

— налоговые агенты — это лица (то есть организации и (или) физические лица), на которые НК РФ возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджеты налогов и сборов (статья 24 НК РФ).

Участниками отношений являются также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (статьи 30 — 33 НК РФ). Согласно пункту 1 Положения №506, ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

К участникам отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся таможенные органы. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года №459:

«Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями».

Предыдущая редакция НК РФ пунктами 5 и 7 статьи 9 НК РФ относила к участникам налоговых отношений государственные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, а также должностных лиц, организаций, в том числе внебюджетных фондов. С 1 января 2007 года пункты 5 и 7 исключены из текста статьи 9 НК РФ.

Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах

В комментируемой статье законодатель предусматривает специальный порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и указывает на установленный НК РФ порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Сама по себе комментируемая статья порядка привлечения к ответственности и производства по делам о налоговых правонарушениях не устанавливает, а содержит только отсылочное положение на другие статьи НК РФ.

В случае, если нарушение законодательства о налогах и сборах имеет признаки административного правонарушения, то следует руководствоваться нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 КоАП РФ) (Приложение №7).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В случае если налоговое нарушение имеет признаки преступления, то производство по таким делам регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Преступлением признается — общественно опасное деяние (бездействие), предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ). Об уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, смотрите Главу 22 УК РФ.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a54/45120.html

Отличительные признаки сборов от налогов

Понятие налога и сбора. Признаки налога. Отличительные признаки сборов от налогов. Классификация налогов и сборов

НК РФ разграничивает все обязательные платежи на две группы — налоги и сборы. Существенные отличия этих платежей друг от друга позволяют выделить в предмете налогового права отношения, связанные с установлением, введением и взиманием налогов, с одной стороны, и сборов — с другой. Различия между налогами и сборами обусловливают различия налоговых отношений по установлению, введению, взиманию налогов, с одной стороны, и сборов — с другой (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Признак Налог Сбор
Индивидуальная возмездность Налоги индивидуально безвозмездны и не предполагают персонально-обменных отношений налогоплательщика с государством. Какое-либо встречное удовлетворение для частного лица здесь не предусматривается Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. Например: выдача лицензий, регистрационные действия, совершение нотариальных действий
Свобода выбора Отсутствует, т.к. уплата налога установлена законом и является обязанностью, а не правом Уплата сбора связана со свободой выбора, например: автор изобретения может подать заявку на выдачу патента и только тогда будет обязан уплатить пошлину, а может и не претендовать на приобретение соответствующих прав, льгот и преимуществ, вытекающих из патента
Взнос, а не платеж Налог всегда выступает только в виде денежного платежа Сбор может быть внесен различными способами.
Компенсационный характер Цель налогообложения — покрытие совокупных расходов публичной власти. Согласно ст. 8 НК РФ налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований Целевое назначение сбора — компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера
Ограниченный состав элементов Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, а в необходимых случаях — налоговые льготы При установлении сборов их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам
Нерегулярный характер Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях
Предварительный характер уплаты Объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности Объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства — уже после уплаты сбора, по принципу «утром деньги — вечером стулья»
Соразмерность При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия
Штрафные санкции Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий, без применения какого-либо рода санкций

Налог — денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме, в национальной валюте РФ. Исключение: иностранными организациями и физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте (п. 3 ст. 45 НК РФ). Признаками налога являются:

· Личный характер налоговых платежей, проявляющийся в том, что они должны быть уплачены непосредственно налогоплательщиком или из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

· Императивный метод правового регулирования, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. Отступления от предусмотренной нормативной модели поведения в налоговом правоотношении невозможны.

· Безвозвратность. Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.

· Односторонний порядок. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке в форме закона.

· Обязательность. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием.

· Публичность. Согласно ст. 8 НК РФ налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (более 90% всех бюджетных доходов).

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).

В Налоговом кодексе императивно закреплена следующая классификация налогов и сборов:

· федеральные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ;

· региональные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ;

· местные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Как видим, порядок зачисления налогов в тот или иной бюджет совершенно не влияет на отнесение его к федеральным, региональным или местным.

Кроме этого, в зависимости от категории налогоплательщиков налоги подразделяются на:

· налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);

· налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.);

· смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями (НДС, акцизы, единый социальный налог, таможенные и государственные пошлины, земельный налог и др.).

По объекту налогообложения выделяют:

1) налоги на имущество;

2) налоги на доходы (прибыль);

3) налоги на определенные виды деятельности.

В зависимости от субъекта налоги подразделяют на прямые (платит непосредственно налогоплательщик) и косвенные (платит конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг).

По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей условности можно разделить на универсальные (налог на добавленную стоимость) и специальные (например, акцизы)

По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные (исчисляются налоговыми органами) и неокладные (исчисляемые частными лицами: налогоплательщиками или налоговыми агентами).

Источник: https://studopedia.su/10_19687_otlichitelnie-priznaki-sborov-ot-nalogov.html

Налоги и сборы понятие, признаки, отличительные черты

Согласно ст. 2 НК налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств.

Признаки налога.

1. Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Налогообложение не предполагает каких-либо форм кредитования государства и всегда характеризуется безвозвратностью. Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют из закона. Выполнение налоговой обязанности обеспечивается системой государственного принуждения.

2. Индивидуальная безвозмездность налога. Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

3. Денежная форма уплаты. НК определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает.

4. Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (более 90% всех бюджетных доходов). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.

В ст. 8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные отличия сборов от налогов.

1. Индивидуальная безвозмездность. Налоги индивидуально безвозмездны; встречное удовлетворение для частного лица не предусматривается. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован (выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных действий).

2. Свобода выбора. При уплате сборов большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

3. Компенсационный характер. Налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Целевое назначение сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

4. Ограниченный состав элементов. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении сборов согласно НК их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. КС РФ указал, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.

5. Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны гос-ва – уже после уплаты сбора.

7. Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика; с изменением налоговой базы он изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

8. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого-либо рода санкций.

Источник: https://studopedia.ru/15_107892_nalogi-i-sbori-ponyatie-priznaki-otlichitelnie-cherti.html

Понятие сбора: сходство и отличие от налога.

Понятие и признаки сборов

В ст. 8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные отличия сборов от налогов. 1. Индивидуальная определенность. Налоги индивидуально безвозмездны; встречное удовлетворение для частного лица не предусматривается. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован (выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных действий).

2. Свобода выбора. При уплате сборов большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

3. Компенсационный характер. Налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Целевое назначение сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

4. Ограниченный состав элементов. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении сборов согласно НК их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. КС РФ указал, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.

5. Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства – уже после уплаты сбора.

7. Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика; с изменением налоговой базы он изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

8. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого-либо рода санкций.

Виды налогов.

Виды налогов по объекту:

· прямые;

· косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Виды налогов по субъекту:

В России существует трехуровневая система:

· федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

· региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

· местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

· маркированные;

· немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым

Виды налогов по характеру налогообложения:

· пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

· прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

· регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

• налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

o земельный налог;

o налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

• налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

o НДС;

o акцизы;

o экспортные тарифы;

• налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

o налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

o целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

o налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

o сбор на нужды образовательных учреждений;

o сборы за парковку автомобилей;

• налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

Федеральные, региональные и местные налоги.

В налоговые доходы Российской Федерации включаются поступления налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (ст. 50 БК РФ):

— налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100%;

— налога на добавленную стоимость — по нормативу 100%;

— акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%;

— акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100%;

— акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%;

— акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100%;

— акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100%;

— акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100%;

— налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья — по нормативу 100%;

— водного налога — по нормативу 100% и др.

В частности, к налоговым доходам субъектов Российской Федерации относятся доходы от следующих

ст. 14 Налогового кодекса

— налог на имущество организаций;

— налог на недвижимость;

— дорожный налог;

— транспортный налог;

— налог с продаж;

— налог на игорный бизнес;

— региональные лицензионные сборы.

В свою очередь, к налоговым доходам местных бюджетов относятся (ст. 61 БК РФ):

ст. 15 Налогового кодекса

— земельный налог;

— налог на имущество физических лиц;

— налог на рекламу;

— налог на наследование или дарение;

— местные лицензионные сборы

Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Доходы от ЕНВД полностью зачисляются в доходы местных бюджетов (бюджеты муниципальных районов либо городских округов).

Источник: https://lektsia.com/9x5e0d.html

Определение

Налог – определенная сумма денежных средств, которая уплачивается как юридическими, так и физическими лицами в бюджет государства. Такая плата является обязательной и безвозмездной, то есть субъект налогообложения не получает ничего взамен. Деньги эти расходуются на государственные нужны, как федерального, так и регионального, и местного значения. Можно сказать о том, что государство принудительно изымает часть средств у хозяйствующих субъектов и населения для обеспечения своей деятельности. В основном расчет суммы налога напрямую зависит от налогооблагаемой базы.

Сбор представляет собой платеж, который необходимо произвести юридическому или физическому лицу с целью получения какой-либо услуги от государственных органов. Таким образом, подобного рода оплата носит единовременный характер и осуществляется на добровольной основе. Но если услуга очень необходима, придется за нее заплатить, поскольку такое сотрудничество между хозяйствующими субъектами и государством имеет под собой законодательную основу. В основном сбор имеет фиксированное значение суммы денежных средств, необходимых для платы за определенную услугу.

Соотношение понятий «налог», «сбор», «пошлина»

Г.А. МЕНИС,
аспирант кафедры публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета
Современное российское законодательство оперирует понятиями «налог», «сбор», «пошлина», «иные обязательные платежи». И если четкое определение налога и сбора содержится в нормативных актах, в частности в НК РФ, то самостоятельное понятие пошлины в отечественном законодательстве отсутствует. Законодатель при употреблении термина «пошлина» определяет его через сбор, как в случае с государственной пошлиной. Более того, правовой доктриной и судебной практикой пристальное внимание уделяется только понятию налога, при достаточно скромной проработке понятий сбора и пошлины.
В Конституции РФ термины «налог» и «сбор» используются всегда рядом, что указывает на их тесную взаимосвязь, с одной стороны, и неравнозначность, с другой. Например, в ст. 57 говорится об обязанности платить законно установленные налоги и сборы; п. «з» ст. 71 указывает, что федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации; п. «и» ч. 1 ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов; в соответствии с ч. 1 ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
В Законе РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы» термин «налоговый платеж» употреблялся как собирательный для налогов, акцизов, пошлин, сборов, отчислений и т. д. Правовой режим каждого из подобных платежей в наименьшей степени зависел от его названия.
Н.И. Химичева определяет налоги как «обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные фонды) с определением их размеров и сроков уплаты». При этом отдельно автор выделяет группу платежей, к которым относит государственную и таможенную пошлины, отличие которых от налогов в том, что им свойствен возмездный характер, а обязательность их уплаты возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой.
Интересной представляется позиция А.Н. Шереметьевой по проблеме соотношения различных видов платежей. По ее мнению, платеж может быть отнесен к налогу при условии соответствия его следующим характеристикам:
— отсутствие права выбора, т. е. одно из существенных различий налогов от других платежей видится в том, что уплата неналоговых платежей связана со свободой плательщика выбирать вариант своего поведения (он может отказаться от определенных притязаний или действий и тогда не будет обременен платежом). Для налогов же такая возможность не характерна;
— односторонний характер установления;
— взыскание на условиях безвозвратности и безвозмездности;
— публичный характер, т. е. цель взимания налогов — обеспечение деятельности государства посредством поступления во все бюджеты денежных средств;
— отсутствие целевой направленности;
— обеспечение государственно-властным принуждением.
«Сборы представляют собой обязательные безэквивалентные платежи, взимаемые на основании закона в форме отчуждения принадлежащих плательщику на праве собственности денежных средств, уплачиваемые при осуществлении государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными государством органами и должностными лицами возложенных на них функций».
По мнению Д.В. Винницкого, особенность сбора состоит в установлении «его размера на основе эквивалентности тем расходам, которые несет фиск при осуществлении соответствующих действий, имеющих юридическое значение, или при производстве товаров (работ, услуг), передаваемых плательщику, при условии уплаты сбора».
Традиционно основным и по существу единственным отличием сбора от налога называют индивидуальную возмездность первого, выражающуюся в обязанности совершения юридически значимых действий по факту его уплаты. Указанный критерий применяется во многих зарубежных странах для отграничения сборов и пошлин от налогов. Так, например, в финансовом праве Швеции под сборами понимаются платежи, обусловленные специальной целью и характеризующиеся тем, что плательщик или третье лицо получает встречное предоставление в связи с его уплатой. В Германии пошлиной (gebubr) называется платеж, имеющий черты возмездности — вознаграждение за государственные услуги или за предоставление специального права, который, наряду с не характерными для российского финансового права возмездными платежами, уплачиваемыми за получение экономических преимуществ и компенсаций за освобождение от натуральных повинностей, входит в категорию «причинно обусловленных взиманий» (Kausalabgabe).
Эти же авторы утверждают, что под данное определение подпадает и государственная пошлина, которая в правовой системе Российской Федерации выполняет дисциплинирующую функцию.
В.Н. Моисеев считает, что «понятие “сбор” является родовым по отношению к понятию “пошлина”», указывая при этом, что «проведение четкого разграничения между пошлинами и прочими сборами не представляется возможным, в связи с чем налоговое законодательство обоснованно не выделяет пошлины в отдельную категорию сборов». Например, таможенная пошлина является сбором в силу того, что отвечает всем условиям, характерным для платежей данного вида. И даже более выраженная регулятивная функция таможенной пошлины не дает полноценных оснований для выделения ее в отдельную категорию.
Более того, по его мнению, к сборам следует относить все обязательные платежи, внесение которых является условием совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий государственно-властного характера или предоставление специального права, и распространять на них правовое регулирование, предусмотренное НК РФ для сборов.
Под пошлиной ряд авторов понимают «обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера» или «денежную повинность, взимаемую в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера».
В финансовом праве зарубежных государств проводится различие между понятиями «сбор» и «пошлина». Так, в законодательстве Франции сбор и пошлину дифференцируют исходя из соотношения размера платежа со стоимостью оказанных плательщику услуг. Следовательно, сбором считается платеж, установленный в определенном соотношении с издержками соответствующего органа, в то время как при установлении пошлин такое соотношение не учитывается.
Если проанализировать соответствующие статьи НК РФ, посвященные размерам государственной пошлины, то можно сделать вывод о зависимости размера пошлины от ряда обстоятельств — суммы иска, характера жалобы, субъекта, который обращается в государственные органы, особенностей действий, по факту которых уплачивается пошлина, и т. д. Явно прослеживается определенное соотношение пошлины и характера оказываемых государством услуг.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о самостоятельном существовании таких правовых категорий, как «налог» и «сбор». При этом обособленность понятия «пошлина» категорично опровергается как на уровне научно-теоретических разработок, так и на законодательно-практическом уровне.
Однако в силу того, что понятие пошлины используется отдельно от понятий сбора и налога, необходимо дальнейшее глубокое изучение указанных категорий и проведение четкой дифференциации на законодательном уровне.
Библиография
1 В соответствии со ст. 333.16 НК РФ «государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 на-
стоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за ис-
ключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации».
2 Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Химичева. — М., 2003. С. 310.
3 См. там же. С. 316—317.
4 См.: Шереметьева А.Н. Административно-правовое регулирование взимания налогов и сборов в таможенной сфере: Дис. … канд. юрид. наук. — Хабаровск, 2006. С. 23.
5 Злобин Н.Н. Налог как правовая категория: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2003. С. 13.
6 Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. — М., 2002. С. 77.
7 См.: Моисеев В.Н. Сбор как категория финансового права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008. С. 16.
8 См. там же.
9 См. там же. С. 9.
10 Гуреев В.И. Понятие и отличительные признаки налога, сбора, пошлины // Государство и право. 2005. № 4. С. 54.
11 Основы налогового права: Учеб. / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М., 1995. С. 27.

Источник: https://www.SovremennoePravo.ru/m/articles/view/%D0%A1%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%BF%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0

4.2. Соотношение налога и иных обязательных платежей

Налоги следует отличать от сборов, пошлин или взносов.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате:

1) установления государственной монополии на производство определенных видов товаров, выполнение работ, оказание услуг и, следовательно, исключения свободного доступа иных субъектов в эти сферы деятельности;

2) предоставления на возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, отнесенной к монополии государства.

Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства

Законодательно установленное определение сбора показывает, что в его содержании объединены юридические признаки взносов за оказание государством возмездных услуг, совершение определенных действий, т. е. используемое в НК РФ понятие сбора включило и понятие пошлины.

Налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим относятся:

– обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

– адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

– изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

– возможность принудительного способа изъятия;

– контроль единой системы налоговых органов.

В то же время налог и сбор четко разграничиваются по следующим юридическим характеристикам.

1. По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

2. По цели. Цель налогов – удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, который реализует государственно-властные полномочия.

4. По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

5. По периодичности. Налогам свойственна определенная периодичность; сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы.

Таким образом, в отличие от налогов сборы индивидуальны и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Источник: https://econ.wikireading.ru/14908

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *