Налог на воду

Содержание

>Водный налог

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

  • забор воды из водных объектов;

  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

  • забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

  • забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

  • забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

  • забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

  • использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

  • использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

  • использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

  • использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

  • использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

  • использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

  • особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

  • забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

  • забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

  • использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

  • При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

  • При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

  • При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

  • При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

  • при заборе воды мира;

  • при использовании акватории;

  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

  • при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

  • при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

  • с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Срок представления налоговой декларации по водному налогу

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Тема 12. Водный налог

Федеральный налог, установлен главой 25.2. Налогового Кодекса РФ.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками водного признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

1. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журналепервичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

2. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

3. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

4. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

1) при заборе воды из:

поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

Экономический район

Бассейн реки, озера

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной

из поверхностных водных объектов

из подземных

водных объектов

Северный

Волга

Нева

Печора

Северная Двина

Прочие реки и озера

Северо-Западный

Волга

Западная Двина

Нева

Прочие реки и озера

Центральный

Волга

Днепр

Дон

Западная Двина

Нева

Прочие реки и озера

Волго-Вятский

Волга

Северная Двина

Прочие реки и озера

Центрально-Черноземный

Днепр

Дон

Волга

Прочие реки и озера

Поволжский

Волга

Дон

Прочие реки и озера

Северо-Кавказский

Дон

Кубань

Самур

Сулак

Терек

Прочие реки и озера

Уральский

Волга

Обь

Урал

Прочие реки и озера

Западно-Сибирский

Обь

Прочие реки и озера

Восточно-Сибирский

Амур

Енисей

Лена

Обь

Озеро Байкал и его бассейн

Прочие реки и озера

Дальневосточный

Амур

Лена

Прочие реки и озера

Калининградская область

Неман

Прочие реки и озера

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

Море

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м морской воды

Балтийское

8,28

Белое

8,40

Баренцево

6,36

Азовское

14,88

Черное

14,88

Каспийское

11,52

Карское

4,80

Лаптевых

4,68

Восточно-Сибирское

4,44

Чукотское

4,32

Берингово

5,28

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

5,64

Охотское

7,68

Японское

8,04;

2) при использовании акватории:

поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:

Экономический район

Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории

Северный

32,16

Северо-Западный

33,96

Центральный

30,84

Волго-Вятский

29,04

Центрально-Черноземный

30,12

Поволжский

30,48

Северо-Кавказский

34,44

Уральский

32,04

Западно-Сибирский

30,24

Восточно-Сибирский

28,20

Дальневосточный

31,32

Калининградская область

30,84;

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:

Море

Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории

Балтийское

33,84

Белое

27,72

Баренцево

30,72

Азовское

44,88

Черное

49,80

Каспийское

42,24

Карское

15,72

Лаптевых

15,12

Восточно-Сибирское

15,00

Чукотское

14,04

Берингово

26,16

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

29,28

Охотское

35,28

Японское

38,52;

3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:

Бассейн реки, озера, моря

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. электроэнергии

Нева

8,76

Неман

8,76

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

9,00

Прочие реки бассейна Балтийского моря

8,88

Северная Двина

8,76

Прочие реки бассейна Белого моря

9,00

Реки бассейна Баренцева моря

8,76

Амур

9,24

Волга

9,84

Дон

9,72

Енисей

13,70

Кубань

8,88

Лена

13,50

Обь

12,30

Сулак

7,20

Терек

8,40

Урал

8,52

Бассейн озера Байкал и река Ангара

13,20

Реки бассейна Восточно-Сибирского моря

8,52

Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей

10,44

Прочие реки и озера

4,80;

4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях:

Бассейн реки, озера, моря

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава

Нева

1 656,0

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

1 705,2

Прочие реки бассейна Балтийского моря

1 522,8

Северная Двина

1 650,0

Прочие реки бассейна Белого моря

1 454,4

Печора

1 554,0

Амур

1 476,0

Волга

1 636,8

Енисей

1 585,2

Лена

1 646,4

Обь

1 576,8

Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях

1 183,2.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Порядок исчисления налога

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Порядок и сроки уплаты налога

Общая сумма налога, исчисленная, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики – иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ!

Андрей Туманов: Если вы добываете не артезианскую воду и не более 100 л, лицензия скважине не нужна

Эту телепередачу специально показали, чтобы разъяснить, что не всем нужна лицензия на скважину, а только тем, у кого артезианская скважина, например, у садового общества.

Рубрика «Территория: дача». Лицензирование скважин и колодцев на территории СНТ. И налог на добычу воды на участке обсуждаем с председателем Общероссийской общественной организации «Садоводы России».

>Разъяснение юриста по поводу нового закона о воде

Меняются правила пользования водой: что ждать садоводам?


В прошлом году был принят важный закон, предусматривающий серьезные изменения в правилах ведения гражданами дачного хозяйства (садоводства и огородничества для личных нужд).

Отдельно следует остановиться на новых правилах пользования подземными водами, ожидающих садоводов в рамках этой общей реформы.
Владея дачным участком, гражданин может не только сажать на нем различные плодовоовощные культуры и возводить строения, но и пользоваться его недрами.
Но следует учитывать, что недра земли по закону принадлежат исключительно государству, поэтому даже собственники земельных участков не получают их в собственность, а могут только использовать в порядке, предусмотренном законом.
В частности, землевладельцам разрешается пользоваться в границах своего участка (не применяя взрывных работ):
— общераспространенными полезными ископаемыми для бытовых нужд (без права их перепродажи),
— подземными водами из водоносных горизонтов первого, второго и т.д. уровня от поверхности земли, если они не являются источниками централизованного водоснабжения и суточный объем добываемых вод не превышает 100 куб. метров.
Также разрешено строить на своих земельных участках подземные сооружения глубиной не более 5 метров (сюда относятся скважины, колодцы, погребы и т.п.).
Это предусмотренные законом виды разрешенного использования недр земли в личных целях землевладельца, не связанных с предпринимательской деятельностью. Соответственно, во всех иных случаях для пользования недрами необходимо получать лицензию.
Отсюда следует, что первоочередная необходимость в садоводческом хозяйстве – вода – может добываться из земных недр по тем же правилам.
То есть дачникам на своих садовых участках разрешается добывать подземные воды для личных нужд без получения лицензии.
Но сейчас в большинстве садоводческих товариществах устроены централизованные скважины с водонапорными башнями, поставляющие воду по инженерным системам на садовые участки.
С учетом действующих правил недропользования садоводческие товарищества теперь должны получать лицензии на добычу подземных вод.
Новый закон о правилах ведения гражданами садоводства и огородничества, вступающий в силу с 1 января 2019 года, временно приостанавливает обязанность садоводческих товариществ получать лицензии на водопользование до 1 января 2020 года.
Поэтому пока у них есть только право оформить лицензию, но не обязанность.

А вот уже начиная с 2020 года лицензирование станет обязательным, причем за получение лицензии придется заплатить государственную пошлину (пока ее размер составляет 7 500 рублей).
Разумеется, расходы на оплату лицензии в итоге лягут на самих садоводов в виде дополнительных взносов.
Добыча подземных вод без лицензии повлечет огромные штрафы (до 1 млн рублей на юридическое лицо).
Буквально на днях парламент принял законопроект об освобождении садоводческих товариществ от уплаты государственной пошлины за лицензию, если они обратятся за ней до 1 января 2020 года.
Цель такой меры очевидна: стимулировать садоводческие товарищества поторопиться с оформлением лицензии, пока она не стала обязательной.
Поэтому после подписания закона Президентом у садоводов появится возможность сэкономить на оплате пошлины, получив лицензию досрочно.
Знайте свои права и не переплачивайте!
© Сивакова И. В., 2018 г.

Какую скважину необходимо лицензировать?

Федеральный Закон «О недрах», статья 19 – владельцы частных домов и земельных участков имеют право добывать воду только с первого водоносного горизонта (песчаного), который не используется и не может использоваться для центрального водоснабжения и не состоит на государственном балансе.

Проще говоря – лицензия на скважину не нужна только в том случае, если она пробурена на песок, как колодец. Есть проблема, касающаяся Московской области. Есть участки в МО, на которых глубина залегания известняка составляет менее 20-ти метров. В этих районах добывать воду без лицензии нельзя вообще. Но это не мешает частным владельцам пользоваться скважинами.


Ст. 19 закрепляет право собственников территорий использовать подземные воды для личных нужд. При этом оговариваются условия, которым должен соответствовать объект недропользования. Характеристики водозабора, не подлежащего лицензированию:

  • колодец, пройденный без применения взрывных работ на глубину до 5 м;
  • скважина, пробуренная на первый водоносный горизонт, если он не используется как источник централизованного водоснабжения;
  • забор воды из недр <100 м³ за сутки.

Использование для собственных нужд означает, что ресурс не направляется на обеспечение предпринимательской деятельности. Продажа, передача и другие способы отчуждения подземных вод также не допускаются. Несоблюдение любого из условий обязывает владельца скважины узаконить водопользование или ликвидировать выработку.

Чтобы убедиться в расположении водоносного горизонта источника вне балансовых запасов воды и не в пласте центрального водоснабжения, обращаются в региональный ФГИ – Фонд геологической информации. К заявлению прилагают карту М1:10000 с месторасположением участка, о котором делают запрос.

До какой глубины разрешение не нужно

Закон не регламентирует расстояние водного горизонта от поверхности, начиная с которого, лицензия на скважину становится обязательной. Допустимыми для использования без разрешений считаются водоносные пласты верхнего горизонта грунтовых вод, если они не являются водозаборными для населенного пункта.

Разделение уровней по высотным отметкам различается даже на участках одной территории. Нужно знать усредненные данные по количеству метров от поверхности до водоносных пластов в некоторых горных породах – значения указаны среднестатистические:

6-12 – песчанистые грунты;
18 – слои гравийных отложений;
16-44 – известняковые массивы;
45-100 и более – плотные скальные породы, создающие давление на водные залежи: скважины на этот горизонт называют артезианскими.
Из представленного списка следует, что оформлять разрешение не нужно, если глубина выработки не превышает 20 м. Другой вывод из анализа – на артезианские скважины, включая те, которые пробурены на дачах, требуется получение лицензии на недропользование. Необходимо учитывать, в скольких метрах окажется второй пласт на водах, прописанных в государственном балансе запасов, – это интервал 20-44 м. Например, в окрестностях Москвы 2 водоносный горизонт находится в 15-30 м от поверхности.

Лицензия на водопользование из скважины: как получить

ЗАЧЕМ НУЖНО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Любое государство ведет учет своих природных ресурсов и ценных ископаемых, к коим относится и питьевая вода. Поэтому каждая скважина должна быть внесена в Государственный реестр с присвоением ей регистрационного номера.
Но потенциальных водопользователей больше заботит другое: сможет ли скважина в доме или на улице обеспечивать их необходимым объемом воды, надолго ли её хватит и вообще – удастся ли с первого раза добуриться до воды хорошего качества.
Чтобы получить утвердительный ответ на все эти вопросы, необходимо знать из какого горизонта, с какой глубины и в каком конкретно месте можно добыть требуемый объем воды, не рискуя уже через несколько месяцев или лет истощить водоносный пласт.

Обратите внимание. Проектирование и строительство скважины должно производиться квалифицированными специалистами, которыми будет соблюдаться инструкция по охране земных недр.
Перечисленные выше сведения о залегании воды, её количестве и грунтах, сквозь которые придется проходить, можно получить, проведя все необходимые изыскания, которые проводятся в рамках получения лицензии.
Её наличие позволит вам избежать крупных трат на:
Бурение незапланированных скважин на воду;
Ремонт или реконструкцию неправильно спроектированных или некачественно пробуренных скважин;
Сложную и дорогостоящую систему водоподготовки, необходимость в которой возникает из-за низкого качества питьевой воды;
Оплату штрафов за незаконное пользование природными ресурсами.

Какие сведения содержатся в лицензии

Следует сразу отметить, что если у вас планируется артезианская скважина – лицензия на неё оформляется в обязательном порядке. Если скважина на песок (первый от поверхности земли водоносный горизонт), то никаких разрешающих документов на неё получать не нужно.
В лицензии на недропользование должны содержаться следующие сведения:
Информация о получателе;
Целевое назначение производимых разработок;
Основания для выдачи документа;
Планируемый объем добычи воды;
Точные координаты местонахождения скважины;
Геологическая информация об участке, на котором она расположена;
Период действия лицензии;
Условия оплаты.
Кроме того, в ней обязательно оговариваются условия проведения разведывательных работ и требования по безопасному использованию недр.
Внимание! В случае необходимости внесения изменений в тест документа, это делается только по согласованию с органами государственного лицензирования и с ведома пользователя.

КАК ПОЛУЧИТЬ ЛИЦЕНЗИЮ

Получение лицензии на скважину – процедура долгая и изнурительная, так как от её будущего владельца требуется собрать массу информации, часть которой станет доступна только после проведения изысканий на месте строительства. Также потребуется согласованный в соответствующих инстанциях проект на бурение скважины.
Этот этап пройдет для вас совершенно безболезненно, если к работе будет привлечена солидная организация, у которой есть лицензия на бурение скважин на воду и сведения об уровне залегания артезианских вод в разных районах вашей области. Её специалисты сами займутся и сбором необходимых документов, и их согласованием, и производством разведочных работ.
Привлечение такой организации целесообразно не только потому, что вы в любом случае не сможете своими руками пробурить артезианскую скважину, но и в целях получения гарантии на то, что вода в ней будет, причем надлежащего качества и в достаточном количестве.

Документы, оформляемые буровой организацией

Лицензирование скважин на воду возможно только после проведения следующих документально подтвержденных мероприятий:
Разработка технического паспорта на конкретную скважину;

образец технического паспорта на скважину
Выполнение геофизических исследований, результаты которых вносятся в техпаспорт;
Обследование участка санэпидстанцией с подготовкой заключения по результатам обследования;
Полный анализ воды по бактериологическим, химическим и радиационным параметрам с занесением данных в техпаспорт.
Также по окончании буровых работ специалисты компании производят анализ соответствия наличия воды в скважине её предполагаемому потреблению. После чего передают всю подготовленную и оформленную в соответствии с правилами документацию в лицензирующий государственный орган.

Какие документы потребуются от владельца

Список документов для получения лицензии на право пользования недрами зависит от того, кто будет являться её владельцем – физическое или юридическое лицо.
Если вам необходима лицензия на скважину для физических лиц, достаточно паспорта гражданина и документов на земельный участок, в число которых входят:
Правоустанавливающие документы – договор аренды или свидетельство о праве собственности на участок, в пределах которого планируется организация зоны санитарной охраны артезианской скважины;
Генеральный план застройки участка;
Кадастровый план;
Ситуационный план с нанесением на него объектов инфраструктуры.
В том случае, когда оформляется лицензия на скважину для юридических лиц, от организации потребуются уставные документы:
Заявка на специальном бланке на оформление лицензии;
Основные сведения о предприятии: банковские реквизиты, юридический и почтовый адрес;
Данные на руководителя предприятия, на которого будет оформлена лицензия;
Свидетельство о регистрации предприятия;
Устав предприятия;
Свидетельство о внесении организации в Единый государственный реестр;
Учредительные документы;
Лист из статуправления с расшифровкой кодов;
Свидетельство о постановке на налоговый учет;
Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по ресурсным платежам.
Обратите внимание! Если у вас уже есть не поставленная на учет скважина, её можно узаконить, пройдя процедуру лицензирования по описанной выше схеме.
Следует знать, что лицензия на добычу подземных вод не является бесплатной.Цена, которую придется за неё заплатить, определяется стоимостью предварительных работ по оценке гидрогеологической обстановки на участке, создания отчета по итогам этих работ и согласований результатов в курирующих инстанциях.

Какой размер налога на подземную воду будет с 2020 года?

С 1 января 2020 года подземная вода станет платной для садовых и дачных товариществ. Без получения данного документа пользование подземными водами в хозяйственно-бытовых целях будет запрещено.

Какой размер налога на подземную воду установят с 2020 года?

Ответ:

Раньше некоммерческие организации дачников платили госпошлину в размере 7500 рублей и получали лицензию на пользование водой. Но год назад их освободили от этой обязанности до 1 января 2020 года. Так что в следующем году дачникам снова придётся покупать лицензию на пользование водой, тех кто этого не сделает оштрафуют на следующие суммы:

Упоминание граждан указывает на то, что платить налог придётся не только садовым и дачным объединениям, но и физическим лицам.

До 31 декабря 2019 года получить лицензию можно бесплатно.

В сети пишут, что налог на один кубометр воды будет составлять примерно 80 рублей. Насколько данная информация точна, покажет время.

К сожалению по новому закону, видимо придется платить не только садовым товариществам, но и частным лицам. В законе сказано, что всем, не купившим лицензию придется за пользование подземной водой уплатить штраф.

Тем не менее, власти разъяснили, что для частных лиц получение лицензии не обязательно. Если у вас на участке есть скважина или колодец, вы можете пользоваться ею без лицензии, а вот для садовых товариществ, в которых есть скважины для полива всех участков, нужна будет лицензия. Понятно — что в лоб, что по лбу. Ведь участниками этих садовых товариществ и являются частные лица, которым придется вскладчину покупать лицензиюю.

Если успеть получить лицензию на пользование водой до конца 2019 года, то она будет бесплатной, но в дальнейшем все равно планируется ввести ежегодный налог.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ!

— Нам за эту водную лицензию насчитали 373 тысячи рублей. С кого я их собирать буду? У меня почти одни бабушки-пенсионерки! После Нового года скважину просто законсервируем. И не будет в садовом товариществе воды, — рассказывает «КП» председатель одного из подмосковных СНТ.

Садоводы встревожены: опять новые траты. Интернет полон страшилками. Мол, до 1 января 2020 года нужно оформить лицензии даже на колодцы на дачном участке, что стоит немереных денег. «Нашли, за счет чего пополнить казну — скоро за воздух деньги брать будут», — злятся люди.

ВОДА ТОЛЬКО ДЛЯ СВОИХ 6 СОТОК? РАССЛАБЬТЕСЬ

Для начала успокоим тех, кто уже собрался закапывать скважины и колодцы на своих участках. Мол, пусть не достаются никому, но платить не будем! Платить за них ничего и не надо. И никак оформлять — тоже.

— По Закону «О недрах», можно свободно использовать для собственных нужд подземные воды в границах своего земельного участка. Лицензия в этом случае не нужна, — объясняет адвокат Светлана Жмурко.

Личная «водокачка» должна вписываться в определенные параметры (см. графику), но, как правило, на садовых сотках с этим ни у кого проблем нет — артезианские скважины промышленной производительности чисто для себя никто не бурит.

— Все, что требуется от владельцев личных скважин и колодцев, — не забывать о санитарных нормах, чтобы не загрязнять источники воды, — напоминает гендиректор «МОБТИ» (Московское областное БТИ) Роман Ларин.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

СКВАЖИНА ОБЩЕСТВЕННАЯ? ПЛАТИТЕ!

А вот если скважина не личная, а принадлежит садовому или огородному товариществу, платить надо. Классическая картина для многих садоводств, организованных в 70 — 80-е годы — есть одна-две «общественные» скважины, от них вода поступает на водокачку, а оттуда — по участкам.

— На такие скважины придется до 1 января 2020 года получить лицензию — на добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ, — поясняет Роман Ларин. — Порядок ее получения упрощен, и до конца года это можно сделать без уплаты госпошлины (7500 руб.). От председателя товарищества требуется собрать пакет документов, согласно административному регламенту.

В Московской области этот регламент вместе с образцами документов вывешен на сайте Минэкологии Московской области (mep.mosreg.ru). В других регионах подобные регламенты есть у аналогичных местных ведомств.

Все это выглядит как головная боль исключительно председателя товарищества. Но это как сказать. Проблемы могут возникнуть у всего садоводства с такой «общественной» водой.

Чтобы легализовать скважину, мало заплатить те самые 7500 рублей пошлины, от которых садоводов освободили. Траты будут куда значительнее — порядка 200 — 300 тысяч. За этими деньгами председатель придет к своим дачникам.

Во многих товариществах с оформлением затянули до последнего. Председатели-то зачастую — те же пенсионеры, не слишком обремененные юридической подготовкой. Запутались в изменениях законодательства, а их с начала 2019 года было много, вступил в силу новый закон о садоводческих и огороднических объединениях. Срок же оформления лицензии — 60 дней. Плюс до двух месяцев нужно на то, чтобы привести в порядок сами документы на скважину, которые у товарищества вообще-то быть должны, но часто утеряны или просто отсутствуют изначально. Итого — четыре месяца.

— С 1 января отсутствие лицензии будет наказываться штрафом — от 800 тысяч до 1 миллиона рублей, — говорит Роман Ларин.

— Кто мне на такой штраф скинется? — жалуется тот самый председатель товарищества, с которого начинался этот материал. — Я просто закрою ко всем чертям эту скважину.

ПОТЕРЯННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Лицензия на воду СНТ была нужна и раньше. Но прежними нормами садоводства и дачные кооперативы фактически приравнивались к водоканалам — при совершенно других возможностях. Поэтому никто просто ничего не оформлял. Благо особо и не проверяли. Несколько лет назад власти решили все-таки разобраться с водопользованием. Садовым и огородным товариществам разрешили до 2020 года пользоваться скважинами без лицензий, но к 1 января 2020 года все-таки их оформить на упрощенных условиях.

В итоге упрощений перечень нужных документов перестал быть неподъемным. Но остался большим, из десятка пунктов. Главное, там должны быть устав самого товарищества (со всеми необходимыми изменениями) и бумаги на скважину. Последние должны быть, но поскольку десятилетия их никто не проверял, многие их просто потеряли. А чтобы восстановить паспорт скважины, нужны данные о ее техническом состоянии, устройстве, данные геофизических исследований, а также протоколы химического и микробиологического анализов воды.

Оформить все это можно, но для этого нужно время и те самые сотни тысяч.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

О старом садоводе замолвите слово

Елена ОДИНЦОВА

Эксперты и официальные лица твердят: в садовых товариществах надо наводить порядок. Документы повсеместно утеряны, кто откуда и в каких количествах «на общественные нужды» воду качает, никому не известно. В Подмосковье, где уже всем тесно, вопрос стоит особенно остро — водные-то ресурсы ограничены.

— Да в чем там проблема, ну 300 тысяч на товарищество из 70 участков — 4 — 5 тысяч с участка собрать не могут? — удивляются некоторые специалисты.

Но с точки зрения «бывалого садовода» ситуация выглядит совершенно по-другому.

А именно: его дача, когда-то полученная бесплатно за заслуги перед родным заводом/наукой/военной частью, почему-то становится все более платной и даже дорогой. Мало того, что членские взносы в большинстве товариществ сами по себе за последние годы выросли в разы, так каждый год какие-то дополнительные сюрпризы. То межевание надо делать за свой счет, то доплачивать за приведение в порядок чего-то там в соответствии с какими-то новыми противопожарными требованиями. И ладно, если бы при этом жизнь в садовом товариществе становилась краше и богаче. Так водокачка — та же и на том же месте стоит, разве что ветшает. И складывается у таких «старых» садоводов ощущение, что их просто выживают с обжитой земли. В пользу каких-то новых, уже не бедных, собственников, которые за все в состоянии заплатить.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Зарплата в 2700$ в месяц, квартиры по 100 кв.метров на семью, борьба за пациентов и прорыв в экономике: что обещало правительство россиянам к 2020 году

Доктор экономических наук Михаил Делягин разбирает правительственный прогноз развития России образца 2008 года и сравнивает его с тем, что вышло в реальности. Слушайте его в наших аккаунтах в Apple Podcasts и Google Podcasts и подписывайтесь на новые выпуски. Это удобно!

Водный налог 2018

Актуально на: 14 сентября 2018 г.

Водный налог – это федеральный налог (п. 8 ст. 13 НК РФ). Его должны платить организации и физические лица, в том числе ИП, которые ведут деятельность по пользованию водными объектами, подлежащую лицензированию (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Речь идет в первую очередь о заборе воды из подземных вод через скважины.

Объектом налогообложения по водному налогу признается (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов
  • использование акватории водных объектов, кроме лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях и для целей гидроэнергетики (без забора воды).

При этом в определенных случаях забор воды не подпадает под объект налогообложения. К примеру, при использовании этой воды в сельскохозяйственных целях, для рыбоводства, обеспечения пожарной безопасности и др. Так же не каждое использование акватории водного объекта облагается водным налогом (п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Как рассчитать водный налог

Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения. А если по нему установлены разные налоговые ставки, то база считается применительно к каждой из них (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Среди плательщиков водного налога большинство – это те организации и ИП, которые занимаются добычей подземных вод. У них налоговая база определяется по объему воды, забранной за налоговый период, в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

По общему правилу налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку. Но в зависимости от целей добычи воды порядок расчета может отличаться (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).

Так, если из скважины добывается вода для целей снабжения ею населения, то налог считается по формуле (п. 3 ст. 333.12 НК РФ):

Сумма налога = Объем воды за квартал (тыс. куб. м) х Ставка налога (в 2018 году она составляет 122 руб. за 1 тыс. куб.м)

Если же забор воды производят для других целей, то:

  • во-первых, ставка водного налога берется с коэффициентом. На 2018 год установлен коэффициент, равный 1,75 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • во-вторых, при расчете налога учитывается, уложилась ли организация (ИП) в лимит по забору воды, указанный в лицензии. Поскольку объем воды, добытый сверх лимита, облагается налогом по ставке, увеличенной в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Поэтому формула расчета налога выглядит несколько иначе:

Сроки уплаты водного налога

Уплачивать водный налог нужно по итогам каждого налогового периода, т. е. квартала. Крайний срок уплаты водного налога по НК РФ – 20 число месяца, следующего за налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

Налоговый период Срок уплаты водного налога
I квартал 2018 г. Не позднее 20.04.2018
II квартал 2018 г. Не позднее 20.07.2018
III квартал 2018 г. Не позднее 22.10.2018
IV квартал 2018 г. Не позднее 21.01.2019

КБК водного налога в 2018 году – 182 1 07 03000 01 1000 110. Этот КБК водного налога актуален как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

Сроки сдачи декларации по водному налогу в 2018 году

Как указано в Налоговом кодексе, декларации по водному налогу налогоплательщики должны представлять в срок, установленный для уплаты налога (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). То есть сроки сдачи отчетности определены такие же, как и для перечисления налоговых платежей в бюджет. Они приведены в предыдущем разделе.

>Водный налог и плата за пользование водными объектами 2019

Основание и правовые основы

Водный налог — это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог — плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера — она так и называется — плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами — она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога — это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия — по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия — по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз — налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, — объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, — площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу — квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов — ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, утверждены Постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 N 1007, и составляют:

  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей — 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

Общая сумма налога — это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом — то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2017 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/497@. Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде — по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Водный налог: что нового в 2017 году?

C 2017 года:

  • К ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента. При расчете водного налога к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2017 году его значение составляет 1,52. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,32.
  • При заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога равна 107 руб. за 1000 куб. м. В 2016 году ставка составляла 93 руб. за 1000 куб. м. забранных (изъятых) водных ресурсов. Повышение было запланировано.

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Налог на скважину

Любая предпринимательская деятельность регулируется налоговым законодательством. В 2018 году правительством России принят ряд мер, которые помогут пополнить бюджет страны и вывести из тени предпринимателей, ведущих деятельность в обход законов, всеми способами пытаясь уйти от налогообложения. Одной из приоритетных задач является контроль за использованием природных ресурсов, которые являются общим достоянием и в то же время зачастую находятся в частных владениях. Вопросам, связанным с налогами за использование скважин для добычи воды, в последнее время уделяют много внимания. Люди пытаются понять, кому придется платить в казну за добычу ценного ресурса, а кого налогообложение обойдет стороной. Юридический аспект в знании этого вопроса стоит на первом месте.

После «водной амнистии»

Вода — ценный природный ресурс, расход которого государство старается держать под контролем. Особое внимание уделяется скважинам на дачных участках: надзорные органы регулярно проводят ревизии, выявляя нарушителей закона «О недрах» и накладывая штрафы на предприимчивых граждан, не имеющих соответствующих лицензий. Чтобы дать владельцам приусадебных участков возможность без штрафных санкций оформить официальные документы на скважины, с 2015 по 2018 год правительство объявило «водную амнистию». За это время многие домовладельцы, имеющие на своих участках точки по добыче воды, легализовались, оформив соответствующие лицензии. Им удалось избежать штрафных санкций и теперь они могут на законных основаниях добывать воду в пределах норм и инструкций.

Артезианская вода — достояние государства

Важно! Существенные изменения коснулись некоммерческих объединений дачников. Если раньше им требовалось оплачивать 7,5 тысяч рублей за предоставление лицензии за использование вод для хозяйственно-бытовых нужд, то сейчас самое время выйти из тени: принятый Госдумой в третьем чтении закон освобождает от этой пошлины тех, кто обратится до 1 января 2020 года.

Регламентирующие законы

Добыча водных ресурсов регулируется законом №2395-I «О недрах», который был принят в 1992 году. Кроме того, порядок лицензирования и все вопросы, связанные с использованием скважин, определены в Постановлении Верховного Совета РФ N 3314-1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» и Инструкции Комитета по геологии и использованию недр или Роскомнедра от 1994 года. Законом четко определены категории скважин, попадающие под налогообложение.

Разумное потребление воды на первом месте

Штрафы на нарушителей накладываются весьма внушительные:

  • Для физических лиц — от 3 до 5 тысяч рублей*.
  • Для юридических лиц — от 88 до 100 тысяч рублей*.
  • Для руководителей предприятий — от 30 до 50 тысяч рублей*.

Любое незаконное использование водных ресурсов рано или поздно станет очевидным. Наличие на участке артезианской скважины не дает основания пользоваться ей безвозмездно и всегда требует оформления лицензии. Налог на артезианскую скважину — лучшая альтернатива штрафам и судебным разбирательствам.

За какую воду придется платить налог

От предназначения скважины зависит, будет ли она облагаться налогами. Однозначно платить налог на скважину придется тем, кто берет воду из артезианского водоносного горизонта. Это как раз тот стратегический запас, который является достоянием страны. Прежде чем приступить к бурению артезианской скважины на загородном участке, нужно пройти множество согласований. Составление технического паспорта, проектная документация на скважинный процесс, получение разрешения и лицензии — необходимые процедуры, которые дадут государству возможность получить полную картину по объекту, не допустят опасного воздействия на экосистему. Налог на артезианскую скважину в частном доме варьируется в зависимости от потребления ресурса и территориального расположения владений. В районе Байкала, к примеру, ставки дороже, чем на Северо-Западе России и в Сибири. Налог на воду из скважины для физических лиц, которые используют водоносную жилу для личных целей, составляет в данный момент 81 рубль за 1000 м3. Но само лицензирование, включая все этапы согласований, стоит приличных денег. В Москве, к примеру, стоимость этой процедуры может составлять от 500 тысяч до двух миллионов рублей.

Важно! Налог выплачивается ежеквартально, не позднее 20 чисел месяца. Просрочка платежей грозит наложением пени.

Налог на добычу воды из скважины для юр лиц определен законом. Тем, кто решит освоить артезианскую воду на собственном земельном участке, придется пройти непростой путь, который включает в себя:

  • согласование проекта с местным управлением Федерального агентства водных ресурсов;
  • получение разрешения в отделении Роспотребнадзора, если участок будет пригоден к проведению такого рода работ;
  • согласование этих документов и заказ проекта бурения;
  • обращение за получением лицензии в местное отделение Министерства природных ресурсов.

Важно! Любая скважина должна быть оборудована счетчиком, который будет показывать расход воды.

Прежде чем получить чистую воду, нужно пройти непростой путь лицензирования

Кто освобождается от налога

Владельцам обычных трубчатых и шахтных колодцев можно не беспокоиться: вода, которую берут из первого водоносного слоя, налогами не облагается. Статья 18 закона «О недрах» гласит, что лицензия не нужна в случае, если вода не является средством предпринимательской деятельности.

Государству не придется платить налог на скважину в частном доме в тех случаях, когда:

  • воду из колодцев используют для полива огорода и кормления животных;
  • глубина горизонта составляет 30-40 метров;
  • центральное водоснабжение не пересекается с глубиной забора воды;
  • добыча воды не приносит коммерческой прибыли;
  • за сутки из скважины можно взять до 100 кубов воды.

Важно! Чтобы узнать, какая глубина скважины не облагается налогом, нужно определить гидрогиологические характеристики участка. В большинстве случаев разрешенным считается глубинный уровень от 5 до 20 метров, в некоторых ситуациях — до 40 метров.

Только при соблюдении этих пунктов можно свободно пользоваться водой на индивидуальных приусадебных участках. В противном случае контролирующие органы вправе провести инспекцию. Сначала нарушителя предупредят, затем оштрафуют, вынесут предписание, в котором убедительно «попросят» зарегистрировать самодел. Если и эти меры не будут выполнены, то придется заглушить скважину за счет ее владельца.

Не всякая скважина облагается налогами

Обычные дачники, которые используют колодцы для нужд огорода и водопоя скотины, могут спать спокойно. В данный момент законодательно они освобождены от налогов за использование скважин. Предпринимателям же нужно быть осмотрительнее. Бегать от законов бессмысленно. Если будут нанесены серьезные повреждения природе, не избежать судебных процессов. Лучше один раз привести документы на приусадебном участке в порядок, чем бояться проверок и оплачивать крупные штрафы.

*Указанные расценки актуальны на июль 2018 г.

Глава 25.2 Налогового кодекса РФ «Водный налог», вступившая в силу с 1 января 2005 года, отменила нормы Федерального закона от 06.05.1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».
Теперь в соответствии со статьей 333.8 НК (Налогового кодекса) РФ, в категорию плательщиков водного налога включены организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством России.
В соответствии со статьей 86 Водного кодекса Российской Федерации, к специальному водопользованию относится использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
Порядок лицензирования специального водопользования установлен постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 г. № 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».
Этим постановлением, в частности, предусмотрено, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта России.
Согласно статье 27 Водного кодекса, водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. При этом для собственных нужд гражданин вправе свободно использовать водные объекты. При осуществлении предпринимательской деятельности необходимо получение лицензии на водопользование. И в этом случае он является налогоплательщиком водного налога.
Таким образом, физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, и, соответственно, не имеющие специальных лицензий, не являются плательщиками водного налога.
Следует обратить внимание на то, что в целях определения объемов забора воды налоговыми органами могут быть затребованы от налогоплательщика дополнительные документы, необходимые для проверки расчетов суммы водного налога. Такие полномочия предоставлены налоговым органам статьями 31 и 88 Налогового кодекса.
В случае отсутствия у налогоплательщика ведения учета объем забранной воды, объемы рассчитывается, исходя из учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, времени работы и производительности насосов или по суммарному расходу электроэнергии либо другими косвенными методами.
Не признается объектом налогообложения:
1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.
Другие виды водопользования подлежат налогообложению на общих основаниях, в связи с чем необходимо ведение раздельного учета объектов налогообложения.
Принятая глава 25.2 Налогового кодекса не предусматривает возможности предоставлять льготы законодательными органами субъектов РФ. Кроме того, данной главой Налогового кодекса установлены фиксированные ставки водного налога (а не интервал ставок, как было ранее). Что касается забора воды для водоснабжения населения, то на всей территории Российской Федерации устанавливается единая пониженная ставка – 70 рублей за 1 тыс. кубических метров.
Статьей 5 Водного кодекса РФ, принятого в 2006 г., предусмотрено, что к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 25.10.2006 г. № 173-ФЗ) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Это норма относится и к случаям использования недр для добычи подземных вод.
Главой 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса РФ установлены ставки налога за забор воды, в том числе из подземных водных объектов. При этом в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 333.9 гл. 25.2 Налогового кодекса не признается объектом налогообложения забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы, а также термальных вод. Прямой забор указанных вод облагается налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в порядке, установленном гл. 26 Налогового кодекса.
Наличие или отсутствие лицензии не влияет на размер уплачиваемого налога, а данные лицензии на водопользование используются только для определения площади предоставленного водного пространства. Наряду с лицензией для определения размера налоговой базы могут использоваться данные договора на водопользование, а также материалы соответствующей технической и проектной документации.
Таким образом, увеличенные в пять раз ставки буду применяться только в случае осуществления водопользования сверх установленных лимитов.
Налоговым периодом для всех категорий плательщиков будет являться квартал, а не месяц, как было ранее.
Администрирование водного налога будет осуществляться по местонахождению объекта налогообложения.
Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 Налогового кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.
Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Налогоплательщики – иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Любовь СУСНАЛИЕВА, гл. государственный налоговый инспектор отдела налогообложения физических лиц УФНС России по КБР.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *