Налог на утилизацию обуви

В России обсуждают возможность введения налога на утилизацию старой обуви . По словам инициатора, главы Российского союза кожевников и обувщиков Александры Андрунакиевич, дешевый импортный товар, заполнивший российские прилавки, имеет низкое качество и может отрицательно сказаться на экологии страны.

Нужно ли вводить сбор и на какую именно обувь, сейчас решает правительство страны. Юлия Майданова подробнее.

За одну минуту с конвейера фабрики «Скороход» сходит 17 пар детской обуви. А мощности позволяют производить в два раза больше. Но конкурировать с китайскими поставщиками нелегко даже в Петербурге, не говоря уже о мировом рынке — туда практически не пробиться.

80 % всей обуви, которую носят россияне, импортная. Причём половина сделана из синтетических материалов. Привозные сапоги и ботинки не только теснят с полок отечественный товар, но и наносят урон экологии.

«Дело в том, что обувь сама по себе, если мы говорим о некачественной, как китайская, о контрафактной, то она может содержать в себе различные химические соединения в том числе канцерогены — это формальдегид, это фенольные соединения, это соли тяжёлых металлов, допустим, кадмий. Всё это попадает, например, на свалку. Или происходит процесс горения или тления мусора — попадает в воздух, люди этим дышат. Загрязняется атмосфера, почва. Эта обувь может быть опасна даже если её просто носить людям».

Ударить по некачественному товару рублём хотят в Российском Союзе обувщиков и кожевников. Глава Союза Александра Андрунакиевич предложила ввести утилизационный сбор на обувь, сделанную из синтетических материалов. Эту инициативу направили на рассмотрение правительству России. Если предложение одобрят, китайский товар подорожает.

«Российские предприятия в основном производят обувь из натуральных материалов. Особенно детскую, ведь того требуют ГОСТы. Если такие ботиночки в магазине будут стоить около 2 тысяч рублей, то их китайский аналог из искусственных материалов — всего тысячу. Поэтому увеличение цены на 5-10 процентов ситуацию не поменяет. Те, кто привык покупать более дешевую обувь, всё равно возьмут пару, которая стоит меньше».

Не смотря на то, что петербургское предприятие является членом Союза обувщиков и кожевников, руководство фабрики к инициативе ввода утилизационного сбора относится скептически.

«Могут ли быть от этого какие то плюсы, поддержит ли это отечественного производителя? — с моей точки зрения, нет. Потому что деньги, которые органы надзирающие получат, ну какое отношение эти деньги имеют к конкретному предприятию? К нашему, либо любому другому, похожему на нас. Где эти деньги в итоге окажутся — мы не знаем».

По мнению специалистов, утилизационный сбор как мера поддержки отечественного производителя должен быть таким, чтобы импортный товар подорожал как минимум в 2 раза.

Кроме этого, должны быть оборудованы пункты утилизации обуви из синтетических материалов. Взвесить все за и против и представить выводы президенту России рабочая группа правительства должна до 20 ноября.

Утилизационным налогом (сбором) называются средства, которые предназначены для переработки продукции, пришедшей в негодность. Примером может служить введение в 2012 году сбора на утилизацию автомобилей: сперва на импортные, затем на отечественные.

Кто предложил ввести сбор на утилизацию обуви?

24 августа 2017 года состоялось совещание, где обсуждались нюансы стимулирования роста отечественной легкой промышленности. Гендиректором Российского союза кожевников и обувщиков, Александрой Андрунакиевич, было внесено предложение о введении специального налога на обувь, которая ввозится из-за рубежа.

Было сказано, что ввозимая продукция охватывает примерно 80 % рынка. При этом 65 % импортной продукции выпускается из синтетического материала и отличается крайне низким качеством. Служит эта обувь не дольше одного сезона, а потом выбрасывается и загрязняет природную среду. Кроме того, наносится вред здоровью человека. Введение сбора должно повысить цену на зарубежную продукцию и побудить потребителей покупать отечественную обувь.

Президентом Владимиром Путиным было поручено правительству до 20 ноября 2017 года проанализировать, насколько целесообразно введение утилизационного сбора на обувь. В поручении не указано, кто и как должен будет уплачивать сбор. Эта инициатива вызвала бурное обсуждение, высказываются прямо противоположные мнения.

Аргументы «за» и «против»

Мнения сторонников введения сбора

  • Мера поддержит отечественного производителя. Например, в сегменте – тапочки, сланцы, кеды, кроссовки – российская продукция вполне может сравняться по стоимости с дешевой китайской. Отечественное производство получит возможность расширяться, а значит, появятся новые рабочие места, увеличится приток налогов в госбюджет, снизится социальная напряженность;
  • Потребители станут покупать обувь, не приносящую вред здоровью и окружающей среде;
  • Формулировка не противоречит правилам ВТО, куда входит Россия. Просто повысить таможенные сборы на импортную обувь не позволяют нормы ВТО, а подать идею повышения цен «под соусом» утилизации возможно.

Мнения противников введения сбора

Высказывается суждение, что этот сбор – скорее всего просто способ увеличить цены, а не решить проблемы утилизации.

  1. Удорожание импортной продукции ударит по карману огромного количества потребителей, у которых просто нет возможности платить больше.
  2. Даже при повышении цены китайская продукция будет дешевле российской. По мнению экспертов, чтобы цены сравнялись, нужно увеличить стоимость дешевой обуви как минимум вдвое, что совершенно неприемлемо.
  3. Искусственное повышение цены на отечественную продукцию никак не побудит наших производителей конкурировать на рынке с позиции цена-качество. Яркий пример – стимулирование отечественной автомобильной промышленности. Кроме того, российская продукция не может пока конкурировать с импортной по практичности и оригинальности дизайна.
  4. С введением сбора «перекроется кислород» всем импортерам, в том числе и тем, кто ввозит качественную продукцию. Предлагается не вводить налог, а разработать меры, которые препятствовали бы провозу через границу партий продукции плохого качества. Например, успешно зарекомендовала себя практика чипирования товаров.
  5. Если деньги будут направляться именно на утилизацию пришедшей в негодность обуви, то непонятно, как практически это будет осуществляться. Люди обычно просто выбрасывают обувь на помойку. Значит, надо создавать пункты приема, да еще продумать действенные меры, чтобы люди захотели относить обувь именно туда.
  6. Потребуется строительство специальных производственных мощностей по утилизации. Ведь из всех вещей, которые мы носим в повседневной жизни, обувь утилизировать сложнее всего.

Практика утилизации за рубежом

Во многих странах населением, учреждениями и организациями оплачивается утилизация в зависимости от количества отходов, которые выбрасываются. Например, в Германии каждый житель платит ежегодно в среднем около 200 евро. За незаконный вывоз мусора налагается огромный штраф. Это стимулирует сокращение количества отходов.

Напомним, что первой об идее утилизационного сбора на обувь заявил Российский союз кожевников и обувщиков. По словам генерального директора союза Александры Андрунакиевич, 80 процентов обувного рынка России сегодня занимает импортная продукция, при этом 65 процентов — это всевозможные синтетические заменители обуви по цене 4,5 доллара за пару. «По такой цене не может быть хорошей обуви, — считает Андрунакиевич. — Она носится максимум один сезон, а затем выбрасывается и засоряет природу».

С введением утилизационного сбора повысится себестоимость продукции

В профильном министерстве промышленности и торговли «Российской газете» сообщили, что на данный момент вопрос еще на стадии проработки. Напомним, что сегодня в России действует утильсбор на автомобили как импортные, так и отечественные. Его величина закладывается в стоимость автомобиля. Затем собранные средства направляются на утилизацию отслуживших свое транспортных средств. «Действующий в настоящее время механизм исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении автотранспортных средств предполагает, что они не могут быть поставлены на учет в органах ГИБДД без отметки налогового органа об уплате сбора в ПТС, — пояснили «РГ» в минпромторге. — В случае с обувью подобный механизм применить нельзя. Кроме того, под официальный учет и контроль попадает всего 60% реализуемой обуви, 40% недобросовестных участников рынка могут избежать уплаты утилизационного сбора и поставить остальных в заведомо неравные условия конкуренции». Как считают в ведомстве, решить вопрос поможет введение системы маркировки обуви, при которой каждый участник рынка будет учтен и, соответственно, не сможет уклониться от уплаты утилизационного сбора, и в данной ситуации как раз может быть успешно применен механизм ФНС России, когда маркировка будет строго привязана к уплате утилизационного сбора. Пилотный проект по маркировке обуви планируется запустить уже в следующем году. В минпромторге добавили, что сначала нужно ввести маркировку, а затем уже думать над новым сбором.

Опрошенные «РГ» эксперты считают, что мера эта вряд ли даст положительный эффект. «Ну введем мы новый налог, нарушив законы свободной торговли, и что? Куда будут идти эти деньги? — задается вопросом проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. — Как мы будем отслеживать судьбу каждой старой тапочки? Где собирать эту старую обувь? Создадим пункты ее приема? Очень сомневаюсь, что люди будут ее туда исправно сдавать. С батарейками, помнится, особо ничего не получилось. И с лампочками». Зубец подчеркивает, что защитить природу таким образом вряд ли удастся, да и оградить отечественную обувную промышленность от недобросовестной иностранной конкуренции тоже. «Только прямые инвестиции помогут совершить прорыв в производстве нашей обуви, — считает эксперт. — Вот начали вкладывать деньги в выращивание тепличных овощей, и доля наших томатов на рынке сразу выросла на 30 процентов».

Научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг отмечает, что если утилизационный сбор коснется только импортных производителей, то это не сможет стимулировать развитие отечественной легкой и, в частности, обувной промышленности. «Задавим мы импорт, и как это нам поможет? У нас обувная индустрия совсем ведь не развита. Нет сырья. Мы очень зависимы от Китая, от Турции, где закупается дешевое сырье и фурнитура. Нет ведь ни одной фабрики, у которой бы был замкнутый цикл производства. Не сборы новые нужно вводить, а внутри конкуренцию развивать. Давать субсидии на развитие производства, на научные разработки и их внедрение, удешевлять кредиты. Именно по такому пути идут во всем мире. А утильсборы — это все второстепенно», — полагает Гринберг.

«С введением утилизационного сбора, как и любого косвенного налога, повысится себестоимость продукции, — добавляет президент общественной организации «Деловые люди» Ольга Косец. — Готовы ли потребители, уровень доходов которых упал по сравнению с докризисным периодом, тратить больше на обувь? Вряд ли. А чем меньше будут покупать, тем хуже бизнесу, прежде всего отечественному». По мнению декана Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ «Высшая школа экономики» Татьяны Комиссаровой, защитить потребителя и природу от некачественной продукции можно несколькими способами. «Например, введением техрегламентов, по которым таможня будет пропускать к нам обувь, а также маркировкой или чипированием. Ввели же чипы на шубы, кожаные изделия, лекарства. Сейчас, насколько известно, минпромторг прорабатывает вопрос маркировки одежды. То же самое нужно сделать и с обувью. Тогда некачественный импортный товар будет отсекаться уже на границе», — констатирует Комиссарова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *