Налог на прибыль сельхозпроизводителей

Содержание

Нулевая ставка налога на прибыль для сельхозпроизводителей

И. Н. Шульга, эксперт журнала «Учет в сельском хозяйстве»,
автор книги «Нулевая ставка налога на прибыль для сельхозпроизводителей»

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 3/2014 г.

На практике применение льготной ставки по налогу на прибыль сельхозорганизациями вызывает немало вопросов. Рекомендуем проверить, верно ли вы используете льготу, перед составлением годовой отчетности.

Хозяйство должно быть сельхозпроизводителем

Для применения льготной ставки по налогу на прибыль предприятие должно соответствовать критериям сельскохозяйственного производителя, закрепленным пунктом 2 или подпунктами 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ. Данные критерии предусмотрены для предприятий, переходящих на уплату единого сельскохозяйственного налога, но они актуальны и для применения ставки по налогу на прибыль в размере 0 процентов (п. 1.3 ст. 284 Налогового кодекса РФ).
Для получения статуса сельхозпроизводителя нужно иметь доход от реализации произведенной продукции растениеводства сельского и лесного хозяйства и животноводства, в том числе в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов, или заниматься их выловом. Конкретные виды такой продукции и биоресурсов определены постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458. Кроме того, следует иметь в виду, что доля выручки от реализации этой продукции и продуктов ее первичной переработки (в том числе на арендованных основных средствах) должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.
Тот факт, что в предыдущем году предприятие не относилось к категории сельхозпроизводителей, не создает препятствий для применения льготной ставки уже в текущем году. Это отметили судьи в постановлении Президиума ВАС РФ от 9 февраля 2010 г. № 12390/09.

При расчете доли учитываются не все доходы

Для определения статуса сравнивается общая выручка от реализации продукции, работ и услуг с выручкой от реализации собственной сельхозпродукции и продукции ее переработки. Другие доходы при расчете доли не учитываются. В частности, в расчет не берется выручка сельхозпредприятия от продажи доли в уставном капитале другого общества. На это указали финансисты в письме Минфина России от 3 декабря 2009 г. № 03-11-06/1/51. Аналогичная ситуация с реализацией прав аренды земельного участка.
Также при расчете доли не учитываются внереализационные доходы, список которых установлен в статье 250 Налогового кодекса РФ. Например, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются самим налогоплательщиком как доходы от реализации (письмо Минфина России от 5 июня 2012 г. № 03-11-06/1/12). Не учитываются также доходы в виде процентов, полученные по договорам займа, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам (письмо Минфина России от 24 октября 2011 г. № 03-11-06/1/17). Не берутся в расчет и доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав.
Аналогичный вывод сделан для случая, когда организация получила суммы субсидий из бюджета на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в том числе субсидий на одну реализованную дозу биопродукции (письмо Минфина России от 29 июня 2011 г. № 03-11-06/1/10).
Отметим, что перечни доходов от реализации и внереализационных доходов, предусмотренные статьями 249 и 250 Налогового кодекса РФ, не являются исчерпывающими, на что обращено внимание в письме УФНС России по г. Москве от 17 апреля 2007 г. № 20-12/035144. Получается, что хозяйства вправе самостоятельно в учетной политике классифицировать доходы, не перечисленные в статьях 249 и 250 Налогового кодекса РФ, определив их как доходы от реализации или внереализационные.

Следует вести раздельный учет

Льготная ставка по налогу на прибыль в размере 0 процентов применяется не ко всей облагаемой прибыли, а только к доходам от деятельности, связанной с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. Поэтому нужно отдельно определять налоговую базу по каждому виду хозяйственных операций, прибыль от которых облагается по иным ставкам, отличным от общей (п. 2 ст. 274 Налогового кодекса РФ).
Для расчета налоговой базы полученные доходы сельскохозяйственное предприятие должно уменьшить на сумму расходов. При этом доходы и расходы должны соотноситься. То есть полученные от таких операций доходы могут быть уменьшены только на расходы, понесенные в рамках этих же операций.
Распределению подлежат как общехозяйственные расходы, так и внереализационные. Это объясняется тем, что, согласно требованиям пунктов 2 и 3 статьи 252 Налогового кодекса РФ, расходы в зависимости от их характера, а также условий деятельности сельхозпредприятия делятся на связанные с производством и реализацией (ст. 253 Налогового кодекса РФ) и внереализационные (ст. 265 Налогового кодекса РФ).
Внереализационные расходы, которые непосредственно связаны с деятельностью сельскохозяйственного товаропроизводителя, облагаемой налогом на прибыль организаций по ставке 0 процентов, учитываются при определении налоговой базы по данному виду деятельности. Если не представляется возможным определить принадлежность внереализационных расходов к конкретному виду деятельности, то такие расходы распределяются между ними пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов предприятия (п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 3 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/710).
Аналогичным образом распределяются и общехозяйственные расходы.

Какие доходы облагаются по льготной ставке

Доходы, учитываемые при определении статуса сельхозпроизводителя и облагаемые налогом на прибыль по ставке 0 процентов, могут не совпадать.
Например, по мнению чиновников, сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе применять нулевую ставку к внереализационным доходам, напрямую связанным с основной деятельностью. Об этом сказано в письмах Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-03-06/1/296, от 21 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/108.
В то же время если поступления не имеют никакого отношения к сельскохозяйственному производству, то они должны облагаться по ставке 20 процентов (письма Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/612, от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/210). Отметим, что такая точка зрения поддерживается и судьями (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2012 г. № А27-9933/2011).

Если получена субсидия

Субсидии, полученные предприятием, если они не связаны с деятельностью сельскохозяйственного товаропроизводителя, не попадают под льготу.
Например, полученные средства для компенсации расходов, связанных со строительством дороги и газопровода, необходимо учитывать при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль организаций в размере 20 процентов (письмо Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/611).
А вот если предприятием получены бюджетные средства по областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» субъекта Федерации или на развитие семейной животноводческой фермы, то они облагаются по льготной ставке (письмо Минфина России от 15 октября 2012 г. № 03-03-06/1/550).
Облагаются по льготной ставке и субсидии, полученные в целях возмещения затрат, совершенных в процессе ликвидации последствий ущерба, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных природных условий, на приобретение минеральных удобрений и дизельного топлива (письмо Минфина России от 27 мая 2011 г. № 03-03-06/1/313).

Когда списана задолженность

Ставка 0 процентов не применяется при получении дохода от списания невостребованной кредиторской задолженности. Данный вывод содержится в письме Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/612. В нем чиновники указывают, что в соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса РФ внереализационными доходами признаются суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. По их мнению, указанные доходы получены не от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, поэтому их следует учитывать при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль в размере 20 процентов.

Проценты облагаются по общей ставке

Не попадают под льготу и доходы от размещения денежных средств на депозитных счетах в виде процентов, полученных сельхозпроизводителями. Эти поступления не связаны с реализацией произведенной товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции (письмо Минфина России от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/210).

Какие еще доходы не попадают под льготы

О применении ставки 0 процентов в отношении доходов в виде полученных покупателями премий за выполнение объема закупок, процентов по размещенным займам, лизинговых платежей, полученных штрафных санкций по хозяйственным договорам чиновники высказали свое мнение в письме Минфина России от 28 ноября 2013 г. № 03-03-06/1/51471.
Они указали, что такие доходы подлежат учету при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль организаций, установленная пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ (20%). В то же время, если в силу условий договора предоставляется скидка, связанная с изменением цены товара, внереализационного дохода у покупателя не возникает. К такому выводу пришли финансисты в письме Минфина России от 14 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/354.

На практике применение льготной ставки по налогу на прибыль сельхозорганизациями вызывает немало вопросов. Рекомендуем проверить, верно ли вы используете льготу, перед составлением годовой отчетности.

Хозяйство должно быть сельхозпроизводителем

Для применения льготной ставки по налогу на прибыль предприятие должно соответствовать критериям сельскохозяйственного производителя, закрепленным пунктом 2 или подпунктами 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ. Данные критерии предусмотрены для предприятий, переходящих на уплату единого сельскохозяйственного налога, но они актуальны и для применения ставки по налогу на прибыль в размере 0 процентов (п. 1.3 ст. 284 Налогового кодекса РФ).

Для получения статуса сельхозпроизводителя нужно иметь доход от реализации произведенной продукции растениеводства сельского и лесного хозяйства и животноводства, в том числе в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов, или заниматься их выловом. Конкретные виды такой продукции и биоресурсов определены постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458. Кроме того, следует иметь в виду, что доля выручки от реализации этой продукции и продуктов ее первичной переработки (в том числе на арендованных основных средствах) должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Тот факт, что в предыдущем году предприятие не относилось к категории сельхозпроизводителей, не создает препятствий для применения льготной ставки уже в текущем году. Это отметили судьи в постановлении Президиума ВАС РФ от 9 февраля 2010 г. № 12390/09.

При расчете доли учитываются не все доходы

Для определения статуса сравнивается общая выручка от реализации продукции, работ и услуг с выручкой от реализации собственной сельхозпродукции и продукции ее переработки. Другие доходы при расчете доли не учитываются. В частности, в расчет не берется выручка сельхозпредприятия от продажи доли в уставном капитале другого общества. На это указали финансисты в письме Минфина России от 3 декабря 2009 г. № 03-11-06/1/51. Аналогичная ситуация с реализацией прав аренды земельного участка.

Также при расчете доли не учитываются внереализационные доходы, список которых установлен в статье 250 Налогового кодекса РФ. Например, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются самим налогоплательщиком как доходы от реализации (письмо Минфина России от 5 июня 2012 г. № 03-11-06/1/12). Не учитываются также доходы в виде процентов, полученные по договорам займа, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам (письмо Минфина России от 24 октября 2011 г. № 03-11-06/1/17). Не берутся в расчет и доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав.

ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

Аналогичный вывод сделан для случая, когда организация получила суммы субсидий из бюджета на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в том числе субсидий на одну реализованную дозу биопродукции (письмо Минфина России от 29 июня 2011 г. № 03-11-06/1/10).

Отметим, что перечни доходов от реализации и внереализационных доходов, предусмотренные статьями 249 и 250 Налогового кодекса РФ, не являются исчерпывающими, на что обращено внимание в письме УФНС России по г. Москве от 17 апреля 2007 г. № 20-12/035144. Получается, что хозяйства вправе самостоятельно в учетной политике классифицировать доходы, не перечисленные в статьях 249 и 250 Налогового кодекса РФ, определив их как доходы от реализации или внереализационные.

Следует вести раздельный учет

Льготная ставка по налогу на прибыль в размере 0 процентов применяется не ко всей облагаемой прибыли, а только к доходам от деятельности, связанной с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. Поэтому нужно отдельно определять налоговую базу по каждому виду хозяйственных операций, прибыль от которых облагается по иным ставкам, отличным от общей (п. 2 ст. 274 Налогового кодекса РФ).

Для расчета налоговой базы полученные доходы сельскохозяйственное предприятие должно уменьшить на сумму расходов. При этом доходы и расходы должны соотноситься. То есть полученные от таких операций доходы могут быть уменьшены только на расходы, понесенные в рамках этих же операций.

Распределению подлежат как общехозяйственные расходы, так и внереализационные. Это объясняется тем, что, согласно требованиям пунктов 2 и 3 статьи 252 Налогового кодекса РФ, расходы в зависимости от их характера, а также условий деятельности сельхозпредприятия делятся на связанные с производством и реализацией (ст. 253 Налогового кодекса РФ) и внереализационные (ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Внереализационные расходы, которые непосредственно связаны с деятельностью сельскохозяйственного товаропроизводителя, облагаемой налогом на прибыль организаций по ставке 0 процентов, учитываются при определении налоговой базы по данному виду деятельности. Если не представляется возможным определить принадлежность внереализационных расходов к конкретному виду деятельности, то такие расходы распределяются между ними пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов предприятия (п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 3 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/710).

Аналогичным образом распределяются и общехозяйственные расходы.

Какие доходы облагаются по льготной ставке

Доходы, учитываемые при определении статуса сельхозпроизводителя и облагаемые налогом на прибыль по ставке 0 процентов, могут не совпадать.

Например, по мнению чиновников, сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе применять нулевую ставку к внереализационным доходам, напрямую связанным с основной деятельностью. Об этом сказано в письмах Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-03-06/1/296, от 21 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/108.

В то же время если поступления не имеют никакого отношения к сельскохозяйственному производству, то они должны облагаться по ставке 20 процентов (письма Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/612, от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/210). Отметим, что такая точка зрения поддерживается и судьями (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2012 г. № А27-9933/2011).

Если получена субсидия

Субсидии, полученные предприятием, если они не связаны с деятельностью сельскохозяйственного товаропроизводителя, не попадают под льготу.

Например, полученные средства для компенсации расходов, связанных со строительством дороги и газопровода, необходимо учитывать при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль организаций в размере 20 процентов (письмо Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/611).

А вот если предприятием получены бюджетные средства по областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» субъекта Федерации или на развитие семейной животноводческой фермы, то они облагаются по льготной ставке (письмо Минфина России от 15 октября 2012 г. № 03-03-06/1/550).

Облагаются по льготной ставке и субсидии, полученные в целях возмещения затрат, совершенных в процессе ликвидации последствий ущерба, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных природных условий, на приобретение минеральных удобрений и дизельного топлива (письмо Минфина России от 27 мая 2011 г. № 03-03-06/1/313).

Когда списана задолженность

Ставка 0 процентов не применяется при получении дохода от списания невостребованной кредиторской задолженности. Данный вывод содержится в письме Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/612. В нем чиновники указывают, что в соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса РФ внереализационными доходами признаются суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. По их мнению, указанные доходы получены не от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, поэтому их следует учитывать при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль в размере 20 процентов.

Проценты облагаются по общей ставке

Не попадают под льготу и доходы от размещения денежных средств на депозитных счетах в виде процентов, полученных сельхозпроизводителями. Эти поступления не связаны с реализацией произведенной товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции (письмо Минфина России от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/210).

Какие еще доходы не попадают под льготы

О применении ставки 0 процентов в отношении доходов в виде полученных покупателями премий за выполнение объема закупок, процентов по размещенным займам, лизинговых платежей, полученных штрафных санкций по хозяйственным договорам чиновники высказали свое мнение в письме Минфина России от 28 ноября 2013 г. № 03-03-06/1/51471.

Они указали, что такие доходы подлежат учету при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль организаций, установленная пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ (20%). В то же время, если в силу условий договора предоставляется скидка, связанная с изменением цены товара, внереализационного дохода у покупателя не возникает. К такому выводу пришли финансисты в письме Минфина России от 14 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/354.

Опубликовано в журнале «Учет в сельском хозяйстве» № 3, март 2014 г.

Ставка налога на прибыль для сельхозпроизводителей

Минфин России разъяснил, какую ставку следует применять сельхозпроизводителю при оказании услуг вспомогательной деятельности в области производства сельхозкультур и послеуборочной обработки сельхозпродукции.

Доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей от оказания аналогичным компаниям услуг, относящихся к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, учитываются в составе доходов и облагаются по ставке 20%.К такому выводу пришел Минфин России в письме от 05.05.2017 № 03-11-06/1/27754. Аргументация следующая.

Нулевую ставку по налогу на прибыль могут применять сельскохозяйственные товаропроизводители по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции. При этом указанные организации должны соответствовать критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ. В этой норме Кодекса установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются, в частности, организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию. Кроме того, доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, которые относятся в соответствии с ОКВЭД к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций составляет не менее 70%.

Таким образом, сельскохозяйственные товаропроизводители вправе применять нулевую ставку налога на прибыль только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. Доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей от иных видов деятельности облагаются по ставке 20%.

Как сельским товаропроизводителям обосновать «нулевую» ставку по налогу на прибыль

Некоторые сельхозтоваропроизводители Татарстана не переходят на ЕСХН и применяют «нулевую» ставку по налогу на прибыль. В связи с этим они сталкиваются с проблемами при налоговых проверках. Организациям приходится доказывать обоснованность применения данной ставки, правильность учета доходов и расходов и заполнения декларации по налогу на прибыль. Но каким условиям действительно достаточно соответствовать, чтобы применять льготную ставку?
Для сельхозтоваропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН, установлена «нулевая» ставка по налогу на прибыль. Таковая действовала по 2012 год (ст.2.1 Закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ). Затем, с 2013 по 2015 гг. вводится ставка 18%, а с 2016 г. – 20% (п.1 ст.284 НК РФ). При этом организации с 1 января 2008 года по 31 декабря 2014 года должны соответствовать определенным критериям (п.2 и пп.1 п.2.1 ст.346.2 НК РФ).
Каким критериям нужно соответствовать для применения льготной ставки
Критерий первый
Основным видом деятельности для организации должно быть производство, первичная и последующая (промышленная) переработка, а также реализация сельхозпродукции в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2001 (утв. постановлением Госстандарта от 06.11.2001 г. N 454-ст).
Критерий второй
Организация должна производить сельхозпродукцию, проводить первичную и последующую (промышленную) переработку и реализовывать ее. Конкретные виды сельхозпродукции установлены постановлением Правительства от 25 июля 2006 года N 458.
Критерий третий
В общем доходе организаций от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельхозпродукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельхозсырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.
Критерий четвертый
Это условие вызывает больше всего споров между налоговиками и организациями.
По мнению Минфина, организации могут применять «нулевую» ставку только в том случае, если осуществляют первичную и последующую (промышленную) переработку продукции собственными силами и не привлекают к процессу переработки третьих лиц.
Если же организация передает продукцию на переработку другой организации на давальческих началах и в дальнейшем ее реализует, то прибыль, полученная от реализации этой продукции, облагается по ставке 20% в порядке, предусмотренном статьей 284 НК РФ. Об этом говорится в письмах Минфина от 22 января 2008 года N 03-03-07/1, от 25 января 2008 года N 03-03-05/6, от 27 октября 2008 года N 03-03-06/1/602.
Даем справку
Давальческими признаются материалы, принятые организацией от заказчика для переработки, выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возращения переработанных материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции (приказ Минфина от 28.12.2001 N 119н).
Арбитры поддерживают налогоплательщиков
Президиум ВАС считает, что ни пункт 2 статьи 346.2 НК РФ, ни иные положения главы 26.1 НК РФ не лишают сельхозтоваропроизводителей права применять ставку 0% в случае, если на отдельных этапах производства работы выполняются с привлечением иных организаций, и с ними заключаются договоры подряда, возмездного оказания услуг или договоры о совместной деятельности (постановление от 28.12.2010 N 9534/10). Отметим, что толкование норм Президиумом ВАС является общеобязательным и должно применяться арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел.
Какой же точки зрения придерживается «наш» ФАС Поволжского округа?
Арбитры соглашаются с «высшими» судьями в том, что подобных ограничений для применения «нулевой» ставки в спорных нормах нет, они не определяют способ переработки сельхозпродукции – собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Таких условий не установлено также в статье 2.1 Закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ, пункте 1 статьи 11 Закона от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации», статье 2 Закона от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», статье 3 Закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Об этом говорится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 24 марта 2009 г. N А12-14155/2008, от 17 мая 2011 г. N А12-17337/2010, от 14 декабря 2010 г. NА12-6327/2010.
Аналогичная точка зрения поддерживается и другими арбитражными судами России (постановления ФАС Центрального округа от 12 апреля 2010 г. N А35-513/2007, от 13 августа 2008 г. N А64-5776/07-13 (определением ВАС от 12.12.2008 N ВАС-16048/08 отказано в пересмотре в порядке надзора), определение ВАС от 12 декабря 2008 г. N ВАС-16048/08).
Организуем раздельный учет
При определении базы по налогу на прибыль организациям, осуществляющим сельхоздеятельность, следует руководствоваться статьей 274 НК РФ. Базу по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от той, что указана в пункте 1 статьи 284 НК РФ, налогоплательщик определяет отдельно (п.2 ст.274 НК РФ). Поэтому он должен вести раздельный учет доходов и расходов по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Следовательно, сельхозтоваропроизводители должны обеспечить раздельный учет доходов и расходов по деятельности, связанной с реализацией произведенной (и переработанной) ими сельхозпродукции, облагаемой по ставке 0%, и по иным видам деятельности.
Заполняем декларацию
Сельхозтоваропроизводители, не перешедшие на уплату ЕСХН, по итогам отчетных (налоговых) периодов представляют в составе декларации Титульный лист (Лист 01), подразделы 1.1 и 1.2 Раздела 1, Лист 02, Приложения N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 к Листу 02 с кодом «2» – сельхозтоваропроизводитель по реквизиту «Признак налогоплательщика» (приказ ФНС от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@).
Подраздел 1.2 Раздела 1, Приложения N 3, N 4, N 5 к Листу 02 представляются только при исчислении ежемесячных авансовых платежей, при наличии, соответственно, расходов, убытков и обособленных подразделений.
Показатели по иным видам деятельности сельхозтоваропроизводители, уплачивающие налог на прибыль, отражают в декларации в общеустановленном порядке с указанием в подразделах 1.1 и 1.2 Раздела 1, в Листе 02 и в приложениях к нему кода.
Таким образом, сельхозтоваропроизводители по итогам отчетных (налоговых) периодов представляют в составе декларации Лист 02 с кодом «2» – сельхозтоваропроизводитель по реквизиту «Признак налогоплательщика» и Лист 02 с кодом «1» по реквизиту «Признак налогоплательщика». Соответственно, по строкам 140-160 Листа 02 с кодом «2» указывается ставка 0%. По строкам 140-160 Листа 02 с кодом «1» указываются ставки в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ.
«Нулевую» ставку не нужно подтверждать дополнительными документы
Для подтверждения права на применение «нулевой» ставки сельхозтоваропроизводителям, не перешедшим на ЕСХН, не нужно подавать каких-либо дополнительных документов, кроме налоговых деклараций (расчетов) по налогам и бухгалтерской отчетности за отчетные (налоговые) периоды. Ни Закон от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ, ни Налоговый кодекс не содержат перечня подтверждающих документов для подобных случаев, необходимых для представления в налоговые органы.

Налог на прибыль сельхозпроизводителей

15.04.2019 Отраслевые особенности Версия для печати

Минфин России в письме от 21 марта 2019 г. № 03-03-07/18931 ответил на вопрос о применении ставки 0% по налогу на прибыль сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Указано, что налоговая ставка по налогу на прибыль организаций по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

Сельскохозяйственными производителями признаются организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных ОС) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

Таким образом, для применения налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 0 процентов сельскохозяйственным производителям необходимо соответствовать указанному критерию.

Сельскохозяйственные производители – кто они?

Сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей применения главы 25 НК РФ признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:

  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

При этом должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

Читайте также «О понятии «сельскохозяйственный товаропроизводитель»

В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).

При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:

  • в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.

Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в Письме Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232.

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Таким образом, КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли. Но, чтобы применять режим ЕСХН, соответствовать установленным критериям об удельном весе (70% и более) доли доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации нужно и КФХ.

Особенности налогообложения сельскохозяйственных производителей

Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не уплачивают:

  • налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
  • НДС;
  • налог на имущество.

Те, кто предпочел нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ), имеют возможность предъявлять НДС покупателям – плательщикам НДС. Хотя по многим видам сельхозпродукции применяется пониженная ставка НДС в размере 10%. Также они платят еще и налог на имущество.

Читайте также «Сельхозтоваропроизводителям на ЕСХН не грозит НДС»

Нулевая ставка по прибыли

Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

На какие доходы распространяется нулевая ставка

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.

Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.

В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.

Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.

Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.

Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

Как перейти на ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут не использовать общий режим налогообложения, а перейти на уплату ЕСХН. Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:

  • у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
  • занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Перейти на уплату ЕСХН можно, подав соответствующее уведомление в свою налоговую инспекцию. Лица, оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговую инспекцию о переходе на этот режим не позднее 15 февраля 2017 года.

Читайте также «При отсутствии по объективным причинам дохода от реализации применять ЕСХН можно»

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, а отчетным – полугодие. Декларации по итогам полугодия предоставлять не нужно, но нужно платить авансовые платежи по ЕСХН. Годовую декларацию фирма должна представить в инспекцию до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма декларации по ЕСХН и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 июля 2014 года №ММВ-7-3/384@ (в редакции Приказа ФНС России от 1 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/51@).

Если статус сельхозпроизводителя утрачен

Пункт 1.3 статьи 284 НК РФ и глава 26.1 НК РФ устанавливают только условие соответствия статусу сельхозпроизводителя, чтобы применять ставку 0% по деятельности, связанной с реализацией сельхозпродукции. Налоговые последствия невыполнения этого условия в виде пеней и штрафов нигде не оговорены.

Однако в пункте 4 статьи 346.3 НК РФ прописан алгоритм действий налогоплательщика при утрате им статуса сельскохозяйственного производителя. А именно: если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение. В связи с этим налогоплательщик в течение месяца по окончании соответствующего налогового периода (то есть в течение января) должен:

  • пересчитать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за год с применением ставки 20%;
  • уплатить в бюджет начисленные авансовые платежи по налогу;
  • представить уточненные декларации.

Читайте в бераторе

Как заполнить декларацию по ЕСХН, смотрите в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


>Какие льготы установлены для сельхозпроизводителей

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Налогоплательщик налога на прибыль организаций — сельскохозяйственный товаропроизводитель по деятельности, связанной с реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данной организацией собственной сельскохозяйственной продукции, облагаемой по ставке налога в размере 0 процентов, организует ведение отдельного налогового учета.

Об этом Письмо Минфина РФ от 14.07.2008 N 03-03-06/1/403.

Согласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях гл. 25 «Налог на прибыль организаций» плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации.

В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон N 110-ФЗ) с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2014 г. под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 346.2 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона N 110-ФЗ в период 2004 — 2008 гг. налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, установлена в размере 0 процентов.

В отношении прочих доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей действует ставка в размерах, предусмотренных ст. 284 Кодекса.

При этом, согласно п. 2 ст. 274 Кодекса налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Нулевой сельхозналог новый плюс для аграриев в Подмосковье

Закон о нулевой ставке по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) в Московской области могут принять уже совсем скоро. Это будет маленькая революция на аграрном рынке, уверены эксперты: налоговая нагрузка на подмосковных производителей снизится, отрасль станет более привлекательной для инвестиций, а потребителей ждут выгодные цены на продукцию.

Один за всех

Сегодня ЕСХН заменяет аграрным предприятиям сразу несколько видов налога: на прибыль, имущество и добавленную стоимость. Благодаря простоте расчета он значительно облегчает работу бухгалтерам. Однако региональные власти уверены: будет еще лучше, если на время избавить сельхозпроизводителей от необходимости уплачивать ЕСХН.

Напомним, три года назад Мособлдума внесла в Госдуму РФ законопроект о передаче регионам России права самостоятельно определять ставки единого сельскохозяйственного налога. В феврале нижняя палата парламента приняла документ, который вступит в силу в следующем году.

Привлечь инвестиции

– Минсельхозпрод области предложил установить нулевую ставку, – отмечает председатель Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Мособлдумы Сергей Керселян. – Этот проект мы рассмотрели на совместном заседании комитетов по аграрной политике и бюджету и единогласно поддержали.

В случае принятия законопроекта областных сельхозпроизводителей освободят от уплаты налога уже с 1 января 2019 года. Льготой они смогут пользоваться три года. Консолидированный бюджет региона при этом не досчитается части доходов – ориентировочно это около 70 млн руб. ежегодно. Однако, по словам экспертов, позитивный эффект будет гораздо больше.

– Повысится инвестиционная привлекательность отрасли, и, как следствие, увеличится количество сельскохозяйственных предприятий, – считает Сергей Керселян. – Это, в свою очередь, приведет к появлению новых рабочих мест и увеличению поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Революционный эффект

В Московском крестьянском союзе ожидаемое нововведение уже называют революционным: там уверены, что оно будет иметь эффект амнистии для аграриев.

– Это не только уменьшит налоговую нагрузку на производителей, но и выведет из тени тех, кто сейчас работает под видом личных подсобных хозяйств и не проводит платежи через официальные счета, чтобы сэкономить на налогах, – говорит председатель совета союза Василий Тимофеев.

В первую очередь нововведение положительно скажется на работе небольших фермерских хозяйств, ведь для их скромных бюджетов даже ставка 6% была существенной.

Сергей Керселян, председатель Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы:

– В данный момент законопроект проходит стадию согласования в правительстве Московской области, ждем его внесения в Мособлдуму. Возможно, уже этим летом он будет принят.

Потребитель выиграет

Снижение налоговой нагрузки благотворно скажется на стоимости сельскохозяйственной продукции.

По федеральному закону со следующего года освобождение от НДС для выбравших единый сельхозналог аграриев перестанет действовать.

Платить налог на добавленную стоимость в области, как по всей стране, будут по льготной ставке 10%. Это могло бы привести к увеличению цен на товары, но теперь такой риск, скорее всего, будет минимальным.

– Спрос на продукты питания очень эластичен, – поясняет владелец истринской сыроварни «Русский пармезан» Олег Сирота. – Если ты поднимаешь цену на 10%, он падает сразу на 30%, поскольку потребители очень сильно ориентируются на стоимость. Предложенный подмосковным правительством законопроект очень важен. Он позволит поддержать и производителей, и население региона.

По словам собеседника, стоимость истринских сыров может не просто остаться на прежнем уровне, а даже снизиться – по мере роста производства. Судя по позитивному настрою аграриев, это далеко не единственный пример.

Андрей Разин, министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области:

– В налоговый кодекс внесено изменение, позволяющее субъектам с 2019 года устанавливать дифференцированные налоговые ставки по ЕСХН от 0 до 6%. Наше министерство в целях создания благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства, в том числе и фермерства, а также повышения рентабельности предприятий предложило установить нулевую налоговую ставку.

Как совмещается ЕСХН с другими налоговыми режимами

С какими формами налогообложения возможно совмещение ЕСХН?

Частные предприниматели вправе совмещать единый сельхозналог с патентной системой налогообложения (ПСН) а также с налогообложением вмененного дохода (ЕНВД). Для юридических лиц возможно совмещение исключительно с режимом последнего типа.

Совмещать ЕСХН с какими-либо другими налоговыми режимами – невозможно. На общую систему налогообложения можно лишь уйти полностью.

Важно помнить и то, что использование двух допустимых налоговых режимов на предприятии и в организации обязывает их вести налоговый учет отдельно по каждому из них. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-52-49 (Москва)

+7 (812) 467-35-03 (Санкт-Петербург)

+7 (800) 350-23-69 доб.261 (Общефедеральный)

Когда применяется льгота по транспортному налогу

Транспортный налог в сельском хозяйстве платится не всегда. Для сельхозпроизводителей предусмотрена льгота по транспортному налогу. Так, он не рассчитывается с тракторов, самоходных комбайнов всех марок, а также спецмашин. Последние представляют собой молоковозы, скотовозы и технику для перевозки птицы. К специальным относятся и машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания (подп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ).

Но чтобы у инспекторов не было возражений, хозяйству нужно соблюсти ряд условий. Проанализируем их.

Статус сельхозпроизводителя

Для применения льготы хозяйство должно иметь статус сельхозпроизводителя. То есть оно должно производить сельхозпродукцию, проводить первичную и последующую переработку и продавать ее. При этом доля выручки от реализации сельхозпродукции в общем доходе от продаж должна составлять не менее 70 процентов.

В письме Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-04/05 чиновники пояснили: соблюдение данного условия является обязательным, чтобы освободить сельхозтехнику от налога. В противном случае для применения льготы будет недостаточно ни регистрации техники за предприятием, ни ее использования в сельскохозяйственных работах (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 сентября 2012 г. № А31-8691/2010).

Применение техники

От налога освобождаются не только тракторы и комбайны, но и специальные автомашины, используемые в производстве сельскохозяйственной продукции.

Например, у хозяйства может быть грузовой фургон, оборудованный кузовом, предназначенным исключительно для перевозки сельскохозяйственных животных, или седельный тягач со специальным прицепом, используемый для этих же целей. В этом случае у хозяйства есть шанс убедить судей, что техника нужна исключительно для перевозки скота (постановление ФАС Центрального округа от 11 марта 2014 г. № А48-1307/2013). Даже несмотря на то, что такие машины могут предназначаться и для других целей.

При проверке налоговики смотрят, под каким кодом содержится наименование техники в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Например, седельные тягачи имеют код 153410210, в то время как, например, спецавтомобили-фургоны или автоцистерны входят в группировку с кодом 153410040. То есть тягачи не могут быть отнесены к таким категориям машин.

Кроме того, по мнению чиновников, для признания транспортного средства специальным необходима соответствующая отметка в его паспорте.

Тем не менее хозяйство может попробовать отстоять свою точку зрения в суде. Так, ФАС Уральского округа посчитал, что отсутствие такой отметки еще не основание для исключения транспорта из состава специального (постановление от 5 ноября 2009 г. № Ф09-2237/09-С2).

Получается, что если, например, сельхозпроизводитель для перевозки птицы оборудовал машину, то отсутствие в ее паспорте соответствующей отметки не означает, что льготу применять нельзя.

Более того, такой транспорт можно использовать и не по прямому назначению: для вывоза помета. Ведь это обусловлено особенностями выращивания и содержания птицы (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2007 г. № Ф04-1701/2007 (32783-А46-40)).

Правда, в некоторых случаях судьи все же могут посчитать, что техника в соответствии с классификатором ОК 013-94 не относится к специальной, а лишь используется для производства сельхозпродукции, поэтому по ней не применяется льгота (постановление ФАС Поволжского округа от 12 января 2010 г. № А06-2630/2009).

Льготы по водному налогу в каких случаях налог на воду не уплачивается

Полный перечень операций с водными объектами, которые не облагаются водным налогом, приведен в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса. Пользование водными ресурсами из природных объектов и забор воды относятся к деятельности, облагаемой водным налогом. Однако, в перечисленных ниже случаях данный вид налога не уплачивается на законных основаниях:

  1. Вода из природных водных объектов используется для поливки сада или огорода, орошения сельскохозяйственных угодий, стоянки плавучих средств, не систематических посадок воздушных транспортных средств, строительства и размещения гидротехнических сооружений, дноуглубительных работ и пр.
  2. Забор воды производится с целью извлечения природных лечебных ресурсов или полезных ископаемых.
  3. Забор воды из водных объектов производится для обеспечения работы судового оборудования, нужд пожарной безопасности, ликвидации последствий аварий.

Льгота по транспортному налогу для сельхозтоваропроизводителей в 2018

  • Физлица, владеющие транспортным средством (ТС) с максимально разрешенной грузоподъемностью свыше 12 т – при этом автомобиль должен быть зарегистрирован в специальном реестре ТС, а общая сумма платы за причиняемый автодорогам вред равна или превышает начисленный транспортный налог.
  • Льгота по ТН рассчитывается путем уменьшения самого налога на сумму платы.
  • Моторные (весельные) лодки свыше 5 л.с.
  • Легковой автотранспорт, рассчитанный на инвалидов.
  • Легковой автотранспорт до 100 л.с., приобретенный только через органы соцзащиты.
  • Речные (морские) суда промыслового типа.
  • Воздушные (морские, речные) суда, предназначенные для грузо- и/или пассажироперевозок.
  • Спецавтомобили, тракторы, комбайны самоходные, используемые в сельском хозяйстве.
  • ТС в розыске при обязательном подтверждении факта кражи (угона) с помощью документации уполномоченных органов.
  • Прочие объекты.

В спорных ситуациях пригодятся общероссийские классификаторы

Нередко на практике организации сомневаются, относится ли их деятельность к сельскохозяйственной. В этих случаях контролирующие органы рекомендуют использовать общероссийские классификаторы.

Например, налогоплательщика, обратившегося с запросом в Минфин, интересовало, учитываются ли доходы от оказания услуг по уходу и содержанию скота при расчете доли дохода от реализации произведенной сельхозпродукции для целей применения ставки 0% по налогу на прибыль. Финансовое ведомство в Письме от 02.06.2014 N 03-03-06/1/26286 сослалось на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 , в разд. А которого по коду 01 выделены сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях, предоставление услуг в области животноводства, кроме ветеринарных услуг (код 01.42).

Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст. Документ утрачивает силу с 01.01.2015 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, которым утвержден новый Классификатор.

По мнению Минфина, предоставление услуг в области животноводства включает в себя в том числе работы по уходу и содержанию скота. Таким образом, указанные услуги относятся к сельскохозяйственному производству и, следовательно, доходы от оказания этих услуг учитываются при расчете доли дохода от реализации произведенной сельхозпродукции.

Другого налогоплательщика интересовало, признаются ли доходом от реализации сельхозпродукции доходы от продажи мяса птицы (тушка, субпродукты), полученного в результате убоя птицы собственного производства в рамках единого технологического процесса.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) к сельскохозяйственной деятельности относится разведение сельскохозяйственной птицы (код 01.24).

Принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 к продукции животноводства относится птица для убоя (код 98 9684), которая является не готовой продукцией, а сырьем для производства мяса.

Принят Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.

С учетом того, что процесс забоя и обработки птицы — последнее звено в технологическом процессе производства мяса птицы, его можно рассматривать как первичную переработку сельскохозяйственной продукции. Таким образом, считает Минфин России, прибыль от реализации мяса птицы (тушка, субпродукты), полученного в результате убоя птицы собственного производства в рамках единого технологического процесса, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций может признаваться доходом от реализации сельхозпродукции (Письмо от 13.03.2014 N 03-03-05/10831).

Пригодятся общероссийские классификаторы и при решении вопроса о том, какую продукцию считать сельскохозяйственной. Напомним, что согласно п. 3 ст. 346.2 НК РФ к таковой относится продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства, конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции (далее — Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458.

Отметим: организациям при решении вопроса, относится тот или иной вид продукции именно к сельскохозяйственной, необходимо учитывать и ее назначение. Поясним на примере.

Минфин России в Письме от 27.01.2014 N 03-11-06/1/2731 рассматривал обращение налогоплательщика о возможности отнесения к сельхозпродукции таких видов трав, как овсяница и мятлик луговые, предназначенные для декоративных целей, включая выращивание из них дернины для пересадки (рулонного газона).

Если обратиться к ОК 005-93, то эти травы там поименованы: овсяница луговая — код 97 4942 и мятлик луговой — код 97 4947. И относятся они к группе кормовых культур полевого возделывания (код 97 4000).

В свою очередь, в п. 27 Перечня указано такое наименование продукции — дополнительные группировки продукции кормовых культур полевого возделывания (коды по ОК 005-93 — 97 4910 — 97 4999).

Таким образом, отметил Минфин, овсяница и мятлик луговые, выращиваемые для декоративных целей, не включены в вышеуказанный Перечень и не относятся к сельхозпродукции. Значит, организации, осуществляющие их выращивание, не могут быть отнесены к сельхозпроизводителям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *