Содержание
Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ.
ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ
ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ,
ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ,
ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации
1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.
3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Статья 31. Права налоговых органов
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
1. Налоговые органы вправе:
1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;
(пп. 9 в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ)
10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):
(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)
о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
4. Формы и форматы предусмотренных настоящим Кодексом документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен настоящим Кодексом.
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Статья 32. Обязанности налоговых органов
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
1. Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется (передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ)
11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.
Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
(пп. 11 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2009 N 383-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
Статья 33. Обязанности должностных лиц налоговых органов
Должностные лица налоговых органов обязаны:
1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Статья 34. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов
1. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
2. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.
Статья 34.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.
Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов
(введена Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
2. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
3. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
(п. 3 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Статья 35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
1. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.
3. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Глава 6. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
Статья 36. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
Статья 37. Ответственность органов внутренних дел, следственных органов и их должностных лиц
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
1. Органы внутренних дел, следственные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса, убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
2. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел, следственных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 17 декабря 1995 г. N 200-ФЗ статья 6 настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 6. Федеральная служба налоговой полиции
Федеральную службу налоговой полиции возглавляет Директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (в ранге председателя государственного комитета Российской Федерации), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и координацию их деятельности с деятельностью других правоохранительных, налоговых и иных государственных органов осуществляет Директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Первый заместитель Директора Федеральной службы налоговой полиции (в ранге первого заместителя председателя государственного комитета Российской Федерации) и заместитель Директора Федеральной службы налоговой полиции назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Начальники управлений Федеральной службы налоговой полиции по республикам назначаются на должность и освобождаются от должности Директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по согласованию с правительствами республик в составе Российской Федерации.
В качестве совещательного органа в Федеральной службе налоговой полиции и управлениях налоговой полиции по республикам образуются коллегии, персональный состав и порядок работы которых по представлению соответственно Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и начальников управлений Федеральной службы налоговой полиции по республикам утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и Директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Организация деятельности Федеральной службы налоговой полиции определяется положением о Федеральной службе налоговой полиции, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Положение о Федеральной службе налоговой полиции РФ, утвержденное Указом Президента РФ 25 сентября 1999 г. N 1272
Повторное нарушение налогового законодательства
Повторное предоставление документов в налоговую
Полномочия налоговых органов
Полномочия ФНС
Постановка на налоговый учет обособленного подразделения
Постановка на учет в налоговом органе
Постановка на учет в налоговом органе физического лица
Пояснения в налоговую
Права налоговых органов
Права налогоплательщика
Предоставление налоговой отчетности в электронном виде
Предоставление сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков
Прекращение обязанности по уплате налога
Приложение мой налог
Пример расчета пени по налогам
Принципы налогообложения
Приостановление операций по счетам налогоплательщика
Пропущенный срок на обжалование в вышестоящий налоговый орган
Прощение долга между юридическими лицами налоговые последствия
Прямые и косвенные налоги
Прямые налоги
Разблокировать счет
Раздельный учет при ОСНО и ЕНВД
Размер пени по налогам
Распределение налогов по бюджетам
Расчет налога
Расчет налоговой нагрузки
Расчет пени по налогам
Реализация это
Региональные налоги
Реквизиты для перечисления налогов
Реквизиты для уплаты налогов
Реструктуризация налоговой задолженности
Руб
Руб.
Сведения о среднесписочной численности
Сведения о среднесписочной численности вновь созданной организации
Сведения о среднесписочной численности ИП без работников
Сверка с налоговой
Система налогообложения для индивидуальных предпринимателей
Система налогообложения для ООО
Системы налогообложения
Системы налогообложения для ИП
Смягчающие обстоятельства нк рф
Снижение налоговых штрафов
Соглашение о разделе продукции
Соглашение об избежании двойного налогообложения
Сообщение о закрытии обособленного подразделения
Сообщение о создании обособленного подразделения
Сообщение об участии в российских и иностранных организациях
Социальная направленность деятельности
Специальные налоговые режимы
Справка о резидентстве
Справка о состоянии расчетов с бюджетом
Срок выставления требования об уплате налога
Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет
Срок исковой давности по налогам
Срок направления требования об уплате налога
Срок ответа ифнс на письмо налогоплательщика
Срок подачи заявления на енвд
Срок подачи уточненной декларации
Срок привлечения к налоговой ответственности
Срок сдачи баланса в налоговую
Срок сдачи единой упрощенной декларации
Срок уплаты имущественных налогов
Срок уточнения платежа
Срок хранения налоговых деклараций
Срок хранения налоговых документов
Сроки сдачи налоговой отчетности
Сроки сдачи налоговой отчетности за 2019 год
Сроки сдачи отчетности за 3 квартал
Сроки сдачи отчетности ИП
Сроки сдачи отчетности при закрытии ИП
Сроки уплаты налогов
Сроки уплаты налогов и взносов
Срп
Ставка рефинансирования для расчета пени
Статус налогоплательщика
Статус резидента
Структура налоговых органов
Структура ФНС
Счет 68
Счет 68 Расчеты по налогам и сборам
Тип налогового платежа
Требование об уплате налога
Уведомление о выборе налогового органа
Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика КНД
Уведомление о вызове налогоплательщика
Уведомление о переходе на осно
Уведомление о постановке на учет в налоговом органе
Уведомление об отказе в приеме налоговой декларации
Уголовная ответственность за неуплату налога
УИН налоги
Уклонение от уплаты налогов
Уменьшение налогооблагаемой базы
Уплата налогов
Уплата налогов физическими лицами
Уполномоченный представитель
УСН доходы минус расходы налоги
УСН какие налоги платят
Уточнение КБК
Уточнение налогового платежа
Уточнение платежа в налоговую
Уточненная налоговая декларация
Учет крупнейших налогоплательщиков
Учет налогоплательщиков
Федеральные налоги
ФНС функции
Форма заявления о выдаче налогового уведомления
Форма налогового уведомления
Форма ПД (налог)
Форма ПД 4 сб (налог)
Форма по КНД 1110018
Форма по КНД 1150058 образец заполнения
Формула расчета пени по налогам
Формы налоговой отчетности
Функции налоговых органов
Функции фнс
Центр компетенции фнс
Что такое налог
Что такое налоговые обязательства
Что такое реализация
Штраф за неправильное заполнение декларации
Штраф за непредоставление декларации
Штраф за несвоевременное представление декларации
Штраф за несвоевременную постановку на учет
Штраф за несвоевременную постановку на учет автомобиля
Штраф за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности
Штраф за несвоевременную сдачу нулевой декларации
Штраф за неуплату налога
Штраф по налогу бухгалтерские проводки
Экологический налог
Экономическая выгода
ЭОД
Фото: ВАЛЕРИЙ МЕЛЬНИКОВ, «Ъ»
Не оказывать давления на предпринимателей — такое поручение ныне уже бывший глава Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) Михаил Фрадков всякий раз получал от президента Владимира Путина во время рабочих встреч. Глава ФСНП обещал не давить, хотя очень хотелось. Одновременно хотелось новых полномочий. И полицейские их регулярно получали. Пока не погибли под грузом своих же полномочий — 11 марта президент подписал указ об упразднении ФСНП. Так что яму себе полицейские вырыли собственными руками.
От расследований к преследованию
Налоговые полицейские далеко не российское изобретение. Структуры, аналогичные ФСНП, существуют и в других странах. Единственное отличие — практически нигде они не являются самостоятельным правоохранительным органом, а находятся в подчинении у других ведомств. Впрочем, российская налоговая полиция первоначально задумывалась по такому же принципу. 18 марта 1992 года при Государственной налоговой службе (сейчас это Министерство по налогам и сборам) указом президента было создано Главное контрольное управление налоговых расследований (штат 12 тыс. человек) — прообраз будущей налоговой полиции.
Фото: СЕРГЕЙ МИХЕЕВ, «Ъ»
Набирая полномочия для налоговых полицейских, предпоследний руководитель ФСНП Вячеслав Солтаганов был уверен, что его ведомство всегда будет на коне. Однако его преемник Михаил Фрадков, несмотря на все полученные полномочия, в седле не удержался
Однако в рамках налоговой службы полицейским показалось тесно. Итог — в 1995 году была образована самостоятельная Федеральная служба налоговой полиции (штат ФСНП составлял 53 тыс. человек), у которой с самого начала оказались уникальные полномочия.
С одной стороны — это возможности налогового органа, имеющего право проводить проверки налогоплательщиков, а с другой — функции правоохранительного органа со всеми вытекающими отсюда последствиями. Единственное ограничение — преследовать граждан и возбуждать в их отношении уголовные дела полицейские могли всего лишь по двум статьям Уголовного кодекса, связанным с неуплатой налогов. Впрочем, и этого хватало с лихвой. Не полицейским, разумеется, а налогоплательщикам. Достаточно вспомнить регулярные маски-шоу, без которых не обходился практически ни один визит полицейских к предпринимателям.
С вступлением в силу 1 января 1999 года Налогового кодекса полномочия полицейских несколько пострадали: их лишили права проводить налоговые проверки. (Впоследствии полицейские неоднократно и даже иногда успешно — см. справку — предпринимали попытки вернуть утраченное.)
Но это только раззадорило полицейских. Именно в 1999 году и началась погоня ФСНП за новыми полномочиями, которая в итоге погубила налоговую полицию.
«Осталось сменить вывеску»
30 декабря 1999 года, накануне своей отставки, Борис Ельцин подписал поправки в закон «Об оперативно-разыскной деятельности», согласно которым ФСНП получила право прослушивать телефонные разговоры и читать почту граждан (раньше на это имели право только ФСБ и МВД), а весной 2000 года, согласно поправкам в Уголовно-процессуальный кодекс, полицейских также наделили правом вести следствие не по двум статьям Уголовного кодекса, связанным с неуплатой налогов, а сразу по 27 статьям, включая незаконное хранение оружия.
Административная реформа, о необходимости которой так долго говорил Владимир Путин, только начинается — в запасе у президента еще много сюрпризов для чиновников
Одновременно тогдашний руководитель ФСНП Вячеслав Солтаганов начал активно лоббировать идею преобразования налоговой полиции в полицию финансовую — орган, отслеживающий все финансовые потоки и расследующий не только налоговые, но и все остальные преступления в финансово-кредитной сфере, включая отмывание капиталов и защиту инвестиций. ФСНП даже подготовила законопроект о преобразовании налоговой полиции в полицию финансовую. «Де-факто мы уже вышли за рамки чисто налоговых преступлений. Осталось оформить это юридически — сменить вывеску»,— заявил Вячеслав Солтаганов летом 2000 года на одной из встреч с президентом. Кстати, президенту эта идея понравилась.
Впрочем, как и другое предложение Вячеслава Солтаганова — создать наряду с финансовой полицией еще и финансовую разведку. «Нам стоит поработать над созданием финансовой разведки. В России должна быть такая организация, которая будет отслеживать движение финансовых потоков. То есть должен быть принят закон о том, что информация об определенных операциях в банковской сфере, с недвижимостью, с ценными бумагами в обязательном порядке должна направляться в определенную структуру… Должна быть прозрачность, чтобы не отмывались грязные деньги»,— рассуждал господин Солтаганов. При этом он явно был не против того, чтобы полномочия разведчиков достались именно полицейским: «России надо определиться, какая структура возьмет на себя это бремя и поведет всех остальных за собой. Мы готовы пойти на такой шаг, мы уже созрели». Не вышло. Функции финансовой разведки достались комитету по финансовому мониторингу при Минфине. А вывеску ФСНП так и не сменила.
В отличие от президента, который начинания полицейских поддерживал хотя бы на словах, Министерству внутренних дел излишняя активность ФСНП не нравилась с самого начала. Еще бы: полицейские постоянно наступали им на пятки, отвоевывая для себя новый фронт работы.
«Мы не против создания финансовой полиции, еще одного контролирующего ведомства. Но мы против монополизации. По сути, основную часть преступлений именно в кредитно-финансовой сфере выявляем мы. Я думаю, 85% как минимум. Всего за первое полугодие 2000 года всеми правоохранительными органами было выявлено 216,1 тыс. экономических преступлений. Из них органами внутренних дел выявлено 88%, налоговой полицией — только 15 107 преступлений, или 6,9%… В общем налоговая полиция занимает свое достойное место, но мы считаем, что объективно, по нагрузке, по опыту оперативной работы, мы вполне можем составить им конкуренцию»,— говорил в интервью Ъ замначальника ГУБЭПа Владимир Макаров.
Родителей — к детектору
С приходом на пост директора ФСНП весной 2001 года Михаила Фрадкова конкуренция с МВД стала еще жестче. Даже несмотря на то, что новый директор публично открестился от идеи своего предшественника превратить налоговую полицию в финансовую. По его словам, вопрос о преобразовании ведомства в финансовую полицию «не принципиален, полномочий полицейским и так вполне хватает».
На самом деле он немного лукавил. Действительно, вопрос названия не имел для него особого значения — в отличие от полномочий. И Михаил Фрадков стал добиваться и в итоге добился очередного их расширения.
С 1 июля, согласно УПК, число подведомственных налоговым полицейским статей Уголовного кодекса выросло с 27 до 53. Так что пересекаться в работе с милицией полицейские стали еще чаще, чем раньше.
Полицейские не могли этому нарадоваться. В частности, начальник отдела дознания главного следственного управления ФСНП Иван Соловьев на одной из пресс-конференций в красках описывал, как впредь налоговые полицейские смогут доводить до суда дела о незаконном возврате НДС из бюджета, то есть мошенничестве (до сих пор мошенничество находилось в ведении МВД).
Но и на этом ФСНП останавливаться была не намерена. В прошлом году полицейские активно лоббировали поправки в Уголовный кодекс, позволяющие конфисковывать имущество проштрафившихся налогоплательщиков (поправки пока зависли в Госдуме). Последние же новшества, вышедшие из стен ФСНП,— это приказ об утверждении порядка проведения профилактических мероприятий в отношении налогоплательщиков (вплоть до бесед с членами семьи предпринимателей), а также приказ, в котором речь идет о порядке использования детектора лжи в работе полицейских с гражданами. Ходили слухи, что партия детекторов уже закуплена, а полицейские ждут не дождутся первых клиентов на допросы с пристрастием.
Всего чуть больше месяца назад, 22 января 2003 года, выступая на расширенном заседании коллегии ФСНП, Михаил Фрадков торжественно рапортовал: «Налоговая полиция окончательно сформировалась как самостоятельный правоохранительный орган. В 2003 году будет продолжена работа по реализации одобренной президентом концепции развития федеральных органов налоговой полиции на 2002-2004 годы. Никаких существенных изменений курса не будет».
Однако курс все-таки изменился. Судя по всему, президент устал наблюдать, как два ведомства, МВД и ФСНП, по сути занимаясь одним и тем же — борьбой с экономическими преступлениями, постоянно создают проблемы предпринимателям, в том числе и добросовестным. Стало очевидно, что одной дубинки вполне достаточно. И она останется в руках МВД.
Куда родина пошлет
О том, какова дальнейшая судьба бывших сотрудников еще недавно столь мощного ведомства, пока можно лишь догадываться: ни подзаконных актов, ни ведомственных инструкций, ни даже более или менее внятных устных распоряжений на этот счет не поступало. Руководство к действию лишь указ президента, конспективно изложенный самим главой государства: «Упразднить Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации с передачей ее материально-технической базы и штатной численности во вновь создаваемый орган по борьбе с наркотиками и психотропными веществами. Функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений передать в МВД России».
Все как будто ясно, но в то же время ничего не понятно: сколько, чего, кому и как передавать, кто всем этим будет командовать и кто за все это в случае чего ответит? Ответственные чины ФСНП и МВД, с которыми корреспонденты «Денег» поговорили в первые же дни после выхода указа, пребывали в некоторой растерянности.
Фото: СЕРГЕЙ СЕМЕНОВ, «Ъ»
Бывший полномочный представитель президента России в Северо-Западном федеральном округе Виктор Черкесов давно освоил звукозаписывающую аппаратуру. Теперь он должен освоить и детекторы лжи, которые достались ему в придачу к расформированным налоговым полицейским
Так, в день оглашения президентского указа, 11 марта, во всех управлениях ФСНП прошли совещания, на которых генералы довели до руководителей отделов три главных на тот момент распоряжения: не паниковать, никого не увольнять и «удерживать людей от преждевременных увольнений». На вопросы офицеров, что с ними теперь будет, генералы отвечали, что сами ничего не знают, но «указ президента мы, как госслужащие, обсуждать не вправе». Сведения, которыми располагали в МВД, оказались также расплывчатыми. Утверждалось, что к ним может перейти от 13 до 33 тыс. бывших полицейских.
Оставшиеся должны поступить на службу в созданный тем же указом Госкомитет по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ. Вместе со всем своим имуществом, включая детекторы лжи. Только тестировать на полиграфе бывшие полицейские впредь будут не налогоплательщиков, а наркоманов. Возглавил госкомитет бывший полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Виктор Черкесов. Как он сам заявил, у нового госкомитета будут «все необходимые рычаги и полномочия» для борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Что же касается той части полицейских, которые перейдут в МВД, то это, как сообщили в министерстве, будут оперативники и следователи ФСНП. Их «усилят» сотрудниками ГУБЭПа и создадут из них управление по борьбе с налоговыми преступлениями при МВД. До этого времени налоговыми преступлениями будут заниматься те самые сотрудники ГУБЭПа, которых и объединят с полицейскими.
Как все это будет выглядеть, до последнего времени не представляли ни полицейские, ни милиционеры. Однако и те и другие утверждали, что ничего страшного не произошло. Милиционеры-убэповцы заявляли, что с функциями ФСНП они и раньше хорошо справлялись, поскольку «до создания полиции именно мы этим занимались». А начальники департаментов и отделов ФСНП, среди которых преобладали бывшие кадровые офицеры госбезопасности, говорили, что они, как люди военные, будут «служить там, куда родина пошлет».
Любопытно, что налоговая полиция всего неделю не дожила до своего 11-летия, которое должно было отмечаться 18 марта. Еще в 2000 году, согласно указу президента, этот день был объявлен Днем налоговой полиции. Теперь полицейским остается отпраздновать свое упразднение и ждать новых распоряжений президента. А заодно отдыхать от излишних полномочий.
ГАЛИНА ЛЯШЕНКО, МАКСИМ СТЕПЕНИН
ПОЛИЦЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
11 лет без одной недели
18 марта 1992 года вступил в силу указ президента России #262 о создании Главного управления налоговых расследований Российской Федерации (ГУНР) при Государственной налоговой службе Российской Федерации. Его штатная численность составила 12 тыс. человек. Исполняющим обязанности руководителя новой службы сначала был Валерий Ямпольский, а затем Юрий Бачурин.
В июле 1993 года в соответствии с законом «О федеральных органах налоговой полиции» правопреемником ГУНР стал Департамент налоговой полиции РФ, который возглавил Сергей Алмазов.
27 декабря 1995 года Департамент налоговой полиции стал Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП). Этот орган получил полномочия осуществлять предварительное следствие и проводить различные виды экспертиз документов. В декабре 1998 года Борис Ельцин перевел ФСНП в свое непосредственное ведение.
С 1 января 1999 года с вступлением в силу Налогового кодекса ФСНП утратила право самостоятельно проводить налоговые проверки. Однако в конце года начал действовать закон «Об оперативно-разыскной деятельности», в соответствии с которым налоговая полиция вновь получила право проводить такие проверки, а также прослушивать телефоны и принимать решение о возбуждении уголовного дела.
В марте 1999 года ФСНП возглавил Вячеслав Солтаганов. В том же году президент подписал указ #1272 «Вопросы Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации». Была установлена штатная численность ФСНП — 53 тыс. человек.
В июне 2000 года в каждом федеральном округе были созданы управления ФСНП, руководителей которых через год возвели в ранг заместителей главы службы. В том же году ФСНП получила право проводить предварительное следствие не только по уголовным делам, связанным с неуплатой налогов отдельным гражданином или организацией, но и еще по 25 «экономическим» статьям Уголовного кодекса.
В марте 2001 года ФСНП возглавил Михаил Фрадков. В июле 2001 года президент сократил с семи до трех число заместителей главы ФСНП, работающих в центральном аппарате.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Белгородской области расположена по адресу 309516, Белгородская область, Старый Оскол, м-н Макаренко, 40а и м-н Надежда, дом,2.
До здания по адресу г.Старый Оскол, м-н Надежда, д.2 можно доехать на автобусах №151, 151Т или маршрутных такси №25, 25А, 35, 36, 38 до остановки «Налоговая инспекция».
Узнать реквизиты ИМНС |
Онлайн запись на прием |
Направить обращение |
Узнай ОКТМО |
Контактные телефоны
Оказываемые услуги налоговой инспекцией
- Бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов по любым возникшим вопросам.
- Прием налоговых деклараций (расчетов) от юридических и физических лиц.
- Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
- Ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники.
- Представление выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков.
- Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами в рамках компетенции, установленной Положением о Федеральной налоговой службе.
- Предоставление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
- Представление выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков.
- Другие функции.
Реквизиты инспекции
КОД ИФНС: 3128
НАИМЕНОВАНИЕ: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Белгородской области
ИНН: 3128001998
КПП: 312801001
АДРЕС: 309516, Белгородская область, Старый Оскол, м-н Макаренко, 40а; м-н Надежда, дом,2
График личного приема граждан
- Заместитель начальника инспекции, Аркатов Сергей Трофимович — среда (14:00-17:00)