Надо ли разрешение на строительство

В соответствии с частью 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении государственного строительного надзора, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также — органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

1) копия разрешения на строительство;

2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;

5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Рассмотрим один из видов представляемых документов объекта капитального строительства – проектную документацию.

Проектная документация (ПД) выполняется в соответствии с постановлением Правительства № 87 «Об утверждении Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и подлежит прохождению экспертизы проектной документации.

Проектная документация состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.

Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

При этом, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование.

Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.

Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства.

Под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.

Проектная документация представляет собой совокупность документов различной тематической направленности:

Таблица 1 — Состав проектной документации

пункта

раздела

Наименование раздела

Шифры разделов

по ГОСТ

Р 21.1101 — 2009

10 1 Пояснительная записка ПЗ
12 2 Схема планировочной организации земельного участка ПЗУ
13 3 Архитектурные решения АР
14 4 Конструктивные и объемно-планировочные решения КР
15 5 Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений ИОС
5 а) Система электроснабжения ИОС1
5 б) Система водоснабжения ИОС2
5 в) Система водоотведения ИОС3
5 г) Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети ИОС4
5 д) Сети связи ИОС5
5 е) Система газоснабжения ИОС6
16-22 5 ж) Технологические решени ИОС7
23 6 Проект организации строительства ПОС
24 7 Проект организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства ПОД
25 8 Перечень мероприятий по охране окружающей среды ООС
26 9 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности ПБ
27 10 Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов ОДИ
27.1 10.1 Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства
28-31 11 Смета на строительство объекта капитального строительства СМ
31.1 11.1 Мероприятия по обеспечению соблюдений требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов
32 12

Иная документация в случаях,

предусмотренных федеральным

законодательством, в том числе:

— перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов;

— декларация безопасности гидротехнических сооружений;

— иная документация, установленная законодательными актами Российской Федерации.

ГОЧС

ДПБ

ДБГ

В соответствии с частью 2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ при осуществлении государственного строительного надзора предметом государственного строительного надзора является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.

В соответствии с требованиями п.12 РД-11-04-2006 «Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключения о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129 должностное лицо органа государственного строительного надзора в соответствии с подпунктом «а» пункта 11 настоящего Порядка проверяет следующие документы, в том числе:

а) общий и специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ;

б) исполнительную документацию, в том числе акты освидетельствования работ, строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования, оказывающий влияние на безопасность, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования;

в) акты об устранении нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора;

г) результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;

д) документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов;

е) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, подтверждающие соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

ж) документы, подтверждающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных органом государственного строительного надзора.

В соответствии с п.3 РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.

В соответствии с п. 5 РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство. В состав исполнительной документации включаются текстовые и графические материалы, приведенные в настоящей главе.

Акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства

Акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности

Освидетельствование работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ (далее — скрытые работы),

Перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.

Освидетельствование строительных конструкций, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения (далее — ответственные конструкции), оформляется актами освидетельствования ответственных конструкций. Перечень ответственных конструкций, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.

Освидетельствование участков сетей инженерно-технического обеспечения, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оформляется актами освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения. Перечень участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.

Комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ на основании распорядительного документа (приказа), подтверждающего полномочия лица.

В состав исполнительной документации также включаются следующие материалы:

а) исполнительные геодезические схемы;

б) исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;

в) акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения;

г) результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;

д) документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);

е) иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.

Из перечисленного становится понятно, что при осуществлении строительного надзора в предмет надзора включается и рабочая документация.

Рабочая документация (РД) по соответствующим маркам, состав которых регламентируется требованиями заказчика и ГОСТ, служит для выполнения конкретных монтажно-строительных работ и заказа оборудования и необходима для сдачи объекта в эксплуатацию.

В соответствии с постановлением Правительства № 87 «Об утверждении Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

Рабочая документация представляет собой комплект рабочих чертежей и текстовых документов, содержащих необходимую информацию об объекте строительства, и является основанием для производства строительных и монтажных работ, а также изготовления строительных изделий на заводах строительной индустрии (например, на заводах железобетонных изделий, домостроительных комбинатах) или непосредственно на строительной площадке.

В соответствии с нормативными требованиями п. 5.4. СП 48.13330.2011 «ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА» при осуществлении строительства на основании договора застройщик (заказчик) передает лицу, осуществляющему строительство, утвержденную им проектную документацию, а также рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ в двух экземплярах на электронном и бумажном носителях. Проектная и рабочая документация должна быть допущена к производству работ застройщиком (заказчиком) с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе. Состав и содержание разделов проектной документации (включая проект организации строительства), передаваемой лицу, осуществляющему строительство, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Передаваемая проектная документация должна содержать заверение проектировщика о том, что эта документация разработана в соответствии с заданием на проектирование и требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

«Рабочая документация» — это те чертежи и текстовой материал, который используется непосредственно на стройке (документация стадии «Проектная документация (ПД)» является основой для разработки рабочей документации).

В состав рабочей документации (РД) в общем случае входят:

1) рабочие чертежи, объединенные в комплекты по видам работ (далее именуемые основные комплекты рабочих чертежей);

2) прилагаемые к основным комплектам рабочих чертежей документы.

В основной комплект рабочих чертежей входят:

1.1) общие данные;

1.2) чертежи, схемы, таблицы и т. п.

В прилагаемые документы входят:

2.1) повторно применяемые рабочие документы (чертежи, схемы, таблицы и т. п.);

2.2) рабочая документация на электромонтажные конструкции, подлежащие изготовлению в мастерских электромонтажных заготовок;

2.3) эскизные чертежи общего вида;

2.4) локальная смета;

2.5) ведомость потребности в материалах;

2.6) спецификация оборудования;

2.7) опросные листы на электрооборудование (при необходимости);

2.8) ведомость объемов монтажных и строительных работ;

2.9) другие документы, направляемые заказчику в соответствии с договором (контрактом).

В соответствии с нормативными требованиями п. 10 РД-11-03-2006 «Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора» регистрация проектной документации, полученной на основании части 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется органом государственного строительного надзора посредством регистрации перечня разделов проектной документации с приложением копии заключения государственной экспертизы проектной документации.

При регистрации должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется соответствие разделов проектной документации представленному перечню, после чего перечень регистрируется и включается (подшивается) в дело.

В случае внесения изменений в проектную документацию застройщиком или заказчиком в орган государственного строительного надзора направляется перечень разделов измененной проектной документации с приложением соответствующего заключения экспертизы проектной документации. Указанный перечень разделов регистрируется в изложенном выше порядке.

В принципе, проектная и рабочая документация могут создаваться одновременно. Состав и структура второй в общем случае определяются заказчиком либо застройщиком в зависимости от приведенной в проектной документации детализации тех или иных решений. Соответствующие параметры могут фиксироваться в задании, направляемом разработчику рассматриваемых источников. Основные элементы рабочей документации — чертежи, спецификации и иные дополняющие их документы. На их основании осуществляется реализация тех решений, которые предусмотрены проектной документацией (ПД).

Проектная документация (ПД) является основой рабочей документации (РД). В соответствии с п.2 «Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» постановления Правительства РФ от 21.06.2010г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» предметом строительного контроля, осуществляемым лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик) является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. В соответствии с п. 10 ст. 15 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

Можно подвести итог, что рассматривая указанные документы, проектная (ПД) и рабочая документация (РД) являются несомненно важными и обязательными этапами при строительстве объекта капитального строительства.

Нововведения в законодательстве полностью меняют оформление документов для ИЖС — индивидуальной жилой застройки и строительстве на садовой (дачной) земле.

С 2019 года вступает в силу закон №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд». Согласно закона, все дачные земли станут садовыми с возможностью строительства дома, а на огородной земле строить нельзя. Хочу отметить, что с 2019 года можете формировать отдельно стоящий садовый земельный участок со строительством дома. А для создания СНТ — садовое некоммерческое товарищество, минимум три человека.

При выходе на земли сельхозназначения в некоторых случаях, согласно градостроительным документам, имеется возможность выделить кусочек земли под садовые земли и построить жилой дом на законном основании. Разрешение на строительство не требуется, зато теперь необходимо уведомлять в письменном виде администрацию о начале строительства дома и о завершении строительства.

Что делать?

Прежде, чем подавать уведомление, возьмите два важных документа.

  1. У архитектора района заказать градостроительный план земельного участка. Услуга бесплатная, сроки исполнения 30 дней.
  2. У архитектора района заказать выписку из ПЗЗ по градостроительным регламентам по вашему участку. Услуга бесплатная, сроки исполнения 30 дней.

Разъясню, зачем у архитектора брать эти «бумажки».

Всё просто. Сведения от архитектора по вашему участку помогут грамотно заполнить уведомление о начале строительства, и оно пройдет все проверки. Все отступы в процессе строительства будут соблюдены грамотно.

Пошагово

Берете полученные у архитектора документы и идете в администрацию или через МФЦ подаете уведомление о начале строительства на своем участке. Это бланк, в котором все строчки и графы важно правильно заполнить. Не забудьте взять с собой все документы на земельный участок и паспорт или удостоверение личности.

Семь дней отводится на проверку документов, и если всё в порядке, то получаете уведомление о начале строительства.

Если по определенным причинам строить на данном участке нельзя, уведомление будет считаться не направленным и получите разъяснения и рекомендации по устранению каких-то недостатков.

Какие могут быть причины отказа?

  1. Земельный участок принадлежит не вам, а кому-то другому, а вы решили на нем строить. Сделано для того, чтобы на вашей земле никто чужой не построил дом и не оформил строение в собственность.
  2. Нет сведений в Росреестре об уточнении границ земельного участка. На кадастровой карте не отображается участок, следовательно, определить, соответствует ли строительство градостроительным регламентам, невозможно
  3. Земельный участок по градостроительным документам не относится к ИЖС или садовым землям.
  4. Реконструкция имеющегося строения невозможна из-за несоблюдений СНИПов — строительные нормы и правила.

Это основные причины отказа, на самом деле их больше.

На строительство отводится 10 лет.

Разрешение на строительство на землях для ИЖС и садовых (дачных) землях не требуется, но есть СНИПы — строительные нормы и правила, и при строительстве их важно соблюдать.

После завершения строительства подается уведомление о завершении строительства и квитанция об оплате госпошлины за регистрацию права собственности построенного дома.

Снова проверка, приедут смотреть как вы построили, что построили… и если на садовой земле вместо дома вырос терем, то не будет регистрации права собственности, терем признают незаконной постройкой и предложат снести.

Если уведомление о завершении строительства будет подано по истечении 10 лет, оно будет считаться не направленным.

Если все СНИПы соблюдены и условия по ПЗЗ — правила землепользования и застройки в пределах нормы, то ваши документы будут переданы на регистрацию, вы получите право собственности — выписка из ЕГРН с вашими данными и печатью Росреестра.

Такая схема разработана, чтобы всё упорядочить и избежать ваших ошибок при строительстве, чтобы не было нарушений ПЗЗ и СНИПов. Основную часть работы проводит администрация, а вам только уведомить администрацию о начале строительства и о завершении строительства дома.

Мы с вами разобрали новую схему оформления права собственности на дом. Если не поняли, как правильно сделать, берите документы и идите в администрацию, и говорите, что вам нужно их уведомить о начале строительства. Вам дадут бланк, который заполните.

Что делать, если уже идет строительство дома.

Важный момент!

  1. Если вы подали заявление на получение разрешения на строительство объекта ИЖС до 4 августа 2018 года, то не требуется направление уведомления о начале строительства.
  2. Цитирую статью закона.

Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 16, пункт 5.

Правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (до 4 августа 2018 г) начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 — 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

В данной статье постаралась разложить по полочкам и дать обоснование нововведениям в законодательстве как с августа 2018 г. строить дом для ИЖС и на садовых (дачных) участках.

Незаконные постройки подлежат сносу за ваш счет, и важно не допустить такой оплошности на своей земле. Надеюсь, статья вам поможет в организации строительства и оформлении права собственности на дом. Если не будет уведомления о начале строительства и уведомления о завершении строительства, не будет получено право собственности на дом, который построите.

Просроченное разрешение на строительство на юридическом языке означает отсутствие такового, со всеми вытекающими отсюда последствиями, следовательно никаких договоров и особенно по 214 ФЗ застройщик не имеет права заключать.

Застройщик может продлить разрешение на строительство обратившись в орган выдавший такое разрешение

Просроченное разрешение на строительство грозит Застройщику штрафом и продлением оного в гостройнадзорое или администрации нас. пункта, выдавших разрешение на строительство.
Заключение договоров ДДУ разрешается после регистрации Проектной декларации и простроченное разрешение на строительство не отменяет легитимность уже заключенных договоров ДДУ.
При просроченном разрешении на строительство, если срок выполнения договора ДДУ совпадает со сроком строительства, указанном в разрешении, Дольщик вправе обратиться в Суд за компенсацией, поскольку срыв сроков выполнения договора ДДУ подтверждается просроченным разрешением на строительство.

Для дольщиков грозит лишением их денег,а застройщик не имеет права заключать ДДУ,так как просроченное разрешение,которым обычно дольщики не интересуются.

Пока ничем, не видела чтобы это кого то останавливало. А означает это то что строительство не началось.

С. С. Кислов

Закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. Однако нередко администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные споры. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.

Продлить нельзя отказать.

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.

Оба ли эти условия должны выполняться одновременно?

Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?

В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920/2016 по делу № А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448/2016 по делу № А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211/2016 по делу № А46-2430/2016 и др.

Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.

Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.

Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.

Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.

Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А82-18126/2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором – признали действия администрации законными. Как такое возможно?

Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.

Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А82-18126/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.

В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.

В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.

Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:

  • 100% земляных работ;
  • 90% работ по созданию фундамента;
  • 20% работ по прокладке инженерных сетей;
  • 10% работ по возведению каркаса здания.

Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат – отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).

Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭС16-4400 по делу № А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.

Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях.

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16-10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Некоторые выводы

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.

Федеральный закон от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Закончилось разрешение на строительство

Смотря какие еще документы вам понадобятся для выдачи разрешения. По первой ссылке в конце дается перечень. Вообще, быстрота оформления всех необходимых документов зависит от скорости работы администрации. На проведение каждого вида работ отводится фиксированный срок (по-моему, 1 месяц), и специалисты должны выполнить свою работу в течение этого времени. Если они затягивают с выдачей документации, то вы можете смело жаловаться.

Помогите, пожалуйста, разобраться. Участок под ИЖС в собственности. Есть проект, градостроительный план, разрешение на строительство. Дом достроили. Но не продлили разрешение на строительство за 60 дней (закончилось в марте 2019). Сейчас пришли в МФЦ подавать на регистрацию и кадастровый учёт, сделали техплан и узнали, что без продления разрешения нам не зарегистрируют его. Архитектура сказала, что не продлит и новое разрешение не даст. Всё-таки подали на регистрацию, чтобы или зарегистрировать, или получить отказ для суда. Правильно ли действуем? Где написано, что без действующего разрешения нельзя зарегистрироваться? В случае отказа на кого и о чём подавать иск в суд? Извините за длинное изложение.

Забыли продлить разрешение на строительство

Суд же обратил внимание на то, что согласно ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

В данном случае застройщик представил технический паспорт объекта незавершенного строительства и кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства, из содержания которых следует, что готовность объекта незавершенного строительства (гаража) составляет 8%. Таким образом, застройщик подтвердил, что строительство по первоначальному разрешению было начато.

Закончилась аренда земельного участка под строительство жилого не продлить аренду? Разрешение на строительство нет

15. До 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:

Вместе с тем, п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, в полной мере распространяется на договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности установления исключений из данного правила в соответствии с иными федеральными законами.

Если разрешение на строительство закончилось у застройщика

Согласно ст.446 ГК РФ В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

В настоящее время Вам необходимо подготовить протокол разногласий к договору и включить в него ваши условия. Если застройщик не пойдет Вам на встречу, то вы можете передать спор на разрешение суда и понуждении застройщика заключить договор на ваших условиях.

Разрешение на строительство закончилось а дом еще не построен

  • возвести объект без фундамента;
  • возвести дом на участке, предоставленном в личное крестьянское хозяйствование или сельскохозяйственные нужды;
  • соорудить некапитальные объекты – ларек, сарай;
  • выполнить капремонт без сноса несущих стен и внутренних перестроек.

Некоторые застройщики считают, что получение документов на дом – вопрос второстепенный, который можно решить, когда дом станет реальностью. Но реальностью может стать снос новостройки без разрешительных документов или передачу ее в собственность другому лицу по решению суда.

Если разрешение на строительство закончилось

51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капи­тального строительства. По заявлению застройщика органы местного самоуправле­ния могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Начиная с пункта 19 вышеупомянутой главы 6 Градостроительного кодекса РФ, весь дальнейший материал полностью освещает взаимоотношения застройщиков и государственных органов архитектурно-строительного надзора при местных администрациях, рассматриваются случаи и действия сторон, когда разрешение на строительство закончилось, когда этот документ просрочен (по какой причине, чьей вине). Устанавливаются наиболее общие случаи для возможности продления разрешения на строительство, регламентируется порядок продления разрешения на строительство и дается перечень основных документов, которые при этом требуются.

Здравствуйте. Ст. 55 Градостроительного кодекса предусматривает следующее: 3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; 11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ

*Договор долевого участия заключается только в письменном виде и подлежит обязательной государственной регистрации. Если В данном материале в сжатом виде указывается, как продлить разрешение на, поскольку для всей данной темы этот вопрос наиболее актуален.

Строительство без разрешения на строительство — как оформить самострой

  • для граждан – от 2-х тыс. до 5 тыс. руб.;
  • должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • на ИП — от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или приостановление их деятельности на срок до 90 суток;
  • на юрлиц – от 500 тыс. до 1000 тыс. руб. или приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Исходя из Гражданского кодекса, а именно статьи 222, незаконно возведенная постройка не является собственностью того, кто ее построил, из этого следует, что в таком строении нельзя жить, нельзя сдавать его в аренду или использовать для любых других коммерческих целей.

Документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации)(если нет, то не нужно. отклоений нет)

Получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома

Сведения, зафиксированные в ГПЗУ, позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. При этом в ГПЗУ не определяются конкретные места размещения объектов капитального строительства, а отмечаются места возможного и допустимого размещения таких объектов (с учетом нормативных технических документов в сфере градостроительства, а также противопожарных требований, требований освещенности, охраны окружающей среды и т.д.). Фактически ГПЗУ является информационным документом, который содержит в себе все необходимые данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства (п. 3 Информации Минрегиона России по состоянию на 01.09.2014).

Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет, и может быть продлено. При продаже земельного участка действие разрешения сохраняется и для нового владельца, но бывают и исключения. (например закончился договор аренды земельного участка, или в случае отказа от права собственности — читай часть 19, 20, 21 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Если вы хотите без проблем зарегистрировать право собственности на построенный объект недвижимости, вам придется ввести его в эксплуатацию в установленном порядке.

А первым документом, который потребуется предъявить при вводе здания, строения, сооружения в эксплуатацию, является разрешение на строительство.

Положения о выдаче разрешения на строительство подробно расписаны в статье 51 Градостроительного Кодекса РФ.

Однако, существуют исключения, при которых разрешение на строительство не нужно.

В каких случаях не требуется разрешение на строительство, рассмотрим в настоящей статье.

Разрешение на строительство не требуется в случае:

  • Постройки гаража физическим лицом, на земельном участке, предоставленном ему для строительства индивидуального жилого дома, дачи, садоводства и других целей, не связанных с предпринимательством
  • Строительства киоска, навеса, других мобильных сооружений, которые не являются объектами недвижимости
  • Если на земельном участке возводятся объекты вспомогательного назначения. Таковыми являются сооружения, которые не имеют самостоятельной хозяйственной функции. Они призваны обслуживать основное здание.

Например, на территории частного домовладения, жилой дом будет основным строением, а сарай, надворный туалет – вспомогательными постройками.

На территории предприятия производственный корпус будет основным строением, а газораспределительный пункт – вспомогательным строением.

При этом, вспомогательное сооружение может даже иметь неразрывную связь с земельным участком, то есть формально соответствовать признакам объекта капитального строительства. Если его единственная функция — обеспечивать эксплуатацию основного объекта, то разрешение на строительство не требуется.

Так, судебная практика оказалась на стороне организации, которая организовала парковку и ограждение на принадлежащем ей земельном участке. Данные объекты были признаны относящимися к благоустройству, выполняющим вспомогательные функции для земельного участка. (дело N А26-10116/2010).

  • Разрешение на строительство не требуется в случае капитального ремонта объекта недвижимости, либо внесения в него таких строительных изменений, которые не скажутся на его несущих конструкциях.

    Закон также разрешает вносить без отдельного разрешения строительные изменения, в пределах допустимых градостроительными регламентами. Но в настоящее время таких регламентов не много. Возможно, в будущем, при их разработке допустимые пределы строительных работ без оформления разрешения конкретизируются.

  • С марта 2015 года не требуется получать разрешение на строительство буровых скважин

    Подразумеваются буровые скважины, которые запроектированы в соответствии с законодательством о недрах. Особенность в том, что для освоения полезных ископаемых предусмотрена разработка специального технического проекта и другой документации, применяемой при разработке месторождений.

Общие требования

В целом, разрешение на строительство не требуется в случае осуществления работ, которые не оказывают влияния на надежность и безопасность объектов недвижимости.

При этом, производимые работы должны соответствовать СНиПам (строительным нормам и правилам).

Полномочия местных администраций

Помимо перечисленных видов работ, которые прямо указаны в статье 51 Градостроительного Кодекса РФ, разрешение на строительство не требуется в иных случаях, которые могут устанавливать местные органы власти.

Например, Московская областная дума приняла закон от 25.09.2014 №15/99-П, в соответствии с которым, разрешение на строительстве не требуется в случае:

  • строительства электросетевых сооружений напряжением до 20 Кв (киловольт)
  • реконструкции тех же сооружений, за исключением линейных объектов
  • нового строительства или строительных изменений линейно-кабельных устройств связи, кабельных линий электрической связи
  • строительства газопроводов и устройств газораспределения и газопотребления, давление в которых не превышает 0,6 мегапаскалей
  • при реконструкции инженерных сетей, включая линии электропередачи, связи, газо- и водопроводы, сети канализации, если их охранные зоны не увеличатся по результату реконструкции
  • если объектом строительства или реконструкции являются тепловые сети

В случае, если строится особо опасный или сложный объект, перечисленные пункты не применяются. Для особо опасных и технически сложных объектов разрешение на строительство требуется в любом случае.

А в Ленинградской области, также на основании областного закона от 18.05.2012 №38-оз, разрешение на строительство не требуется в случае:

  • строительства на рекреационных землях объектов физкультурно-оздоровительного назначения до двух этажей в высоту и площадью до полутора тысяч кв м;
  • пляжей и открытых площадок, в том числе для выгула собак;
  • колодцев, прудов и водохранилищ объемом до ста кубов
  • частных автодорог необщего пользования
  • а также инженерных коммуникаций, примерно совпадающих по списку с перечисленными в предыдущем пункте.

Возможно в вашем регионе существует свой список, в котором перечислены объекты, при строительстве которых разрешение на строительство получать не нужно.

Разновидности вспомогательных объектов

Предвидя вопросы о том, следует ли отнести к вспомогательным объектам, для которых не требуется разрешение на строительство, то или иное сооружение, приведу здесь небольшой перечень зданий, строений и сооружений, которые суды признавали вспомогательными объектами:

  • сооружения уличного освещения
  • помещение для размещения инженерных коммуникаций
  • блочный пункт ГРПШ на газопроводе
  • производственная площадка с покрытием из вибропресованной плитки
  • блок модуль для размещения комплектного распределительного устройства

Список можно продолжать, но я оставлю простор для вашей фантазии.

Федеральный закон принят Государственной Думой 24 июля 2019 года и одобрен Советом Федерации 26 июля 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом регулируется комплекс вопросов, связанных с градостроительным зонированием, планировкой территорий, комплексным развитием территорий, развитием застроенных территорий, архитектурно-строительным проектированием, строительством, реконструкцией объектов капитального строительства.

Федеральным законом изменяется понятие красных линий: предлагается понимать под ними линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. При этом предусматривается, что ранее установленные красные линии, обозначающие границы территорий, занятых линейными объектами, сохраняют своё действие и могут быть отменены либо путём утверждения новой документации по планировке территории, либо путём внесения изменений в существующую документацию, либо решением органа местного самоуправления.

Отменяется необходимость проведения общественных обсуждений в случае однократного изменения видов разрешённого использования, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в случае однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных для конкретной территориальной зоны, не более чем на 10 процентов.

Федеральным законом уточняется порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории.

Срок принятия решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд (в случае если такое решение необходимо для размещения объектов, предусмотренных документацией по планировке территории) увеличивается с трёх до шести лет со дня утверждения документации по планировке территории.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дополняется главой 51 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления», в которой регулируются вопросы, касающиеся комплексного развития территорий и развития застроенных территорий. В частности, органу местного самоуправления предоставляется право принять решение о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории без проведения аукциона на право заключения соответствующего договора.

Федеральным законом уточняется перечень уникальных объектов (в него включены ветроэнергетические установки высотой более 250 метров), исключается необходимость получения разрешения на строительство для размещения антенных опор высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи, а также уточняются случаи, в которых допускается внесение изменений в разрешение на строительство.

Согласно Федеральному закону получить градостроительный план земельного участка теперь вправе не только правообладатель земельного участка, но и иное лицо. При этом обратиться с соответствующим заявлением можно до образования земельного участка на основании утверждённых проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка в случае, если участок для размещения объектов федерального, регионального, местного значения образуется из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обременённых правами третьих лиц.

Федеральным законом также уточняются нормы земельного законодательства Российской Федерации, касающиеся образования земельных участков, предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторые другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *