Начальница истеричка

Как секретарю сработаться с руководителем-женщиной, эмоциональной, противоречивой и даже истеричной по характеру, которая никогда толком ни одно задание не объясняет, а потом требует детального и четкого выполнения?

Никак. Это первое и самое главное, что вам важно понять, когда вы столкнулись с такой особой. Не может быть нормального рабочего взаимодействия с менеджером, который не соблюдает нормы деловой коммуникации и дезорганизует бизнес-процессы вместо того, чтобы их выстраивать. Что же делать?

Можно подождать, пока начальницу уволят. Можно поберечь свое здоровье и сразу начать искать новую работу – вы же не генеральный секретарь ЦК КПСС, чтобы нигде не нашлось аналогичных вакансий. Однако, в обоих случаях вам потребуется время. И если вы хотите провести это время на своей прежней работе, то вам потребуются некоторые навыки «выживания». Итак, прежде всего, вам важно понять, что пока вы зависите от женщины «самодуры», речь не идет о продуктивной работе или карьерных перспективах.

Снимаем проекции

Начальница повышает на вас голос, обвиняет, говорит недовольным тоном и из пристройки сверху. Пока отставим в сторону содержание ее обвинений и обратим внимание на ваше состояние. Что с вами происходит, когда она так делает? Вы теряете уверенность и самоуважение? Злитесь? Пугаетесь? Теряетесь? Чувствуете себя двоечником у доски? Маленьким ребенком, которого наказывает разъяренный взрослый?

Все это чувства из вашего прошлого, которые манипуляторша умело в вас вызывает, забирая себе роль злого родителя и выдавливая вас в дополнительную роль – беспомощного, зависимого и испуганного ребенка. В каждом из нас живет детский травматический опыт, когда стресс зашкаливал, а юная а психика не могла с ним справиться, и остался рубец. И каждый раз, когда мы попадаем ситуацию, чем-то напоминающую нам старую травму, эмоции из детства затапливают нас. Тогда мы реагируем не только на сегодняшнее событие, но и на то, которое осталось в прошлом.

Вспомните себя в детстве. На кого вы реагировали так, как сегодня – на свою начальницу? Кто разговаривал с вами подобным образом? Мама? Папа? Бабушка? Дедушка? Где это происходило?

Как на пустой экран, вы проецируете на свою начальницу образ значимого взрослого из детства. Возможно, она тоже кого-то на вас проецирует – особенно, если относится хуже, чем к другим. Это ее сон, не берите его себе, это не к вам.

Когда мы вешаем на человека проекцию, то видим в нем не его – простого смертного, а призрак, наделенный дополнительным сверхъестественным могуществом.

Придумайте свой ритуал, который поможет вам снимать проекцию, расклеивать реальное и нереальное. Например, перед тем, как войти в офис, говорите себе: «Это не моя мама». Можно включить в свою «мантру» и прочие обстоятельства, которые покажутся для вас значимыми: «Я взрослый человек. Я наемный сотрудник. Она тоже наемный сотрудник. Это офис. Мы здесь работаем. Если я откажусь здесь работать, мир не рухнет». Или: «Она сейчас кричит нпе на меня, а на кого-то из своего прошлого. Это адресовано не мне». Прислушайтесь к своим ощущениям – как меняется ваше состояние?

Ассертивное (уверенное) поведение

Если вы находитесь в адекватном состоянии а она – нет, то у вас есть преимущество. Вы можете противостоять манипуляциям и сохранять уважение к себе. Пусть она разговаривает, как хочет, а вы будете – как положено.

Перед вами дама, которая, будучи наемным сотрудником, разговаривает с подчиненными так, словно барыня с собственными холопами. Это нормальное поведение? Она в своем уме? А как нужно разговаривать с сумасшедшими? Только снисходительно. Как добрая нянечка из психиатрической лечебницы. Например, начальница с порога начинает орать: «Я не понимаю, чем вы тут весь день занимаетесь!» А вы ей, как дитю неразумному, ласково объясняете – мол, выполняем ваше задание.

Взбалмошная начальница постоянно «меняет показания», не инструктирует, не мотивирует, а демотивирует — в общем, не справляется с работой. Она дает задания, выполнение которых многовариантно, но не хочет вникать детали. Что ни выберешь, все не то. Как вы можете себя обезопасить?

И перед началом работы, и во время «разноса» вам помогут приемы ассертивного поведения «бесконечное уточнение» и «заезженная пластинка».

1. Перед началом выполнения задачи. Вам прийдется «выбить» из начальницы детали. Задавайте вопросы до тех пор, пока все не будет предельно ясно. Найдите способ зафиксировать ТЗ. Переспрашивайте в конце, называя полную версию задания: «Я правильно пнимаю, что нужно сначала…?» На всякий случай, записывайте наиболее рискованные переговоры на диктофон. Если речь идет о дорогих закупках, составляйте детальный приказ, пусть подписывает и несетстветственность за свой выбор, а не перекладывает на вас.

Начальница, конечно же, будет отказываться отвечать на ваши вопросы. И тут вам надо вспомнить игру «купи слона». Вы выслушиваете ее «аргумент», повторяете его, а затем снова задаете свой вопрос. «Я понимаю, что вы спешите, но для успешного выполнения задания мне нужно знать, какого цвета ручки нужно заказать…» Что бы она ни сказала, это можно ей вернуть, а затем задать вопрос. Главное, не берите себе ее умозаключения, а возвращайте ей: «Да, вы СЧИТАЕТЕ, что вам незачем вникать в эти детали, но для выполнения этого задания нужно знать цвет ручек.» «Да, вы ДУМАЕТЕ, что я не справляюсь со своей работой, но…» И задаете снова свой вопрос тоном нянечки.

2. После выполнения задачи. Не ждите, что начальница будет довольна — даже если вы выбили из нее подробности, и сделали все в точности, как она сказала. Она найдет, к чему придраться, или откажется от своих прежних инструкций — будьте к этому готовы и не рассыпайтесь. Вам предстоит вторая часть битвы.

Все тем же тоном нянечки продолжайте задавать уточняющие вопросы. «Когда вы говорите, что все плохо сделано, что именно вы имеете в виду?» А с полученной информацией вы можете снова поиграть в «заезженную пластинку»: «Да, вам бы хотелось, чтобы я выполнила задание к сегодняшнему дню, но мы договаривались, к понедельнику… Вы ждали, что я выполню его досрочно, но я готовлю его к понедельнику, как мы и договаривались…»

А если все-таки завоевать ее расположение?

Даже если вам кажется, что начальница невзлюбила лично вас, а кто-то другой нашел к ней подход и числится в любимчиках – не обманывайтесь. Они тоже не сработаются. Вспомните сказку про Золушку. Вы сейчас нелюбимая падчерица, которой дают трудные бессмысленные задания и всегда ругают за результат. У мачехи есть любимые дочери. Их не заставляют надрываться. Но вместо работы они тоже заняты неуставными отношениями. Они обязаны любой ценой доказывать свою лояльность и соответствовать стандартам. Они должны быть готовы отрубить себе пальцы на ноге, если велено втиснуться в хрустальную туфельку. Об уважении и рабочих отношениях здесь речи не идет. Начинайте искать себе нормальную работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *