Вы решили провести досуг культурно и отправились в музей. У вас захватило дух от древности окружающих экспонатов, закружилась голова, и вы случайно повредили вазу небезызвестной династии китайских императоров. Неужели теперь придется отрабатывать долг в местной сувенирной лавке до скончания дней? Что грозит при случайной порче музейного имущества? Музеи с мировым именем застрахованы от случаев непреднамеренной порчи экспонатов, как и от рисков вандализма, терроризма и стихийных бедствий. Необходимо уведомить о порче культурного объекта работников музея, и после экспертизы поврежденный предмет отправится на реставрацию.
Например, 2015 году юный посетитель художественного музея в Тайване потерял равновесие и упал на картину стоимостью $1,5 миллиона. В шедевре появилась огромная дыра, но его быстро отреставрировали, претензий к мальчику предъявлять не стали. А вот неловкий посетитель музея Фицуильяма (Кембридж), который наступил на шнурок и уронил 3 вазы династии Цин общей стоимостью 500 тысяч футов стерлингов, получил пожизненный запрет на посещение этого музея. Вазы все-таки удалось склеить. Разбитые вазы из музея Фицуильяма К сожалению, в России практика всеобщего страхования музейных экспонатов не практикуется по простой причине – это очень дорого. Страховка оформляется только на предметы, покидающие пределы музея. Согласно гражданскому кодексу музей может потребовать у посетителя возместить весь ущерб. Однако его настоящий размер очень сложно определить.
Если объект был застрахован и страховая пытается возместить ущерб с того, кто испортил экспонат – стоит обратиться к адвокату. При условии, что объект был поврежден нечаянно, т.е. посетитель не нарушил музейное ограждение. Согласно ст. 1064 Гражданского Кодекса, лицо не обязано выплачивать ущерб, если докажет, что ущерб был причинен не по его вине. Если экспонат был размещен таким образом, что человек случайно задел / уронил / испачкал его, это вина музея – слишком маленьким было расстояние от «посетительской зоны» до объекта. За намеренную порчу имущества, то есть вандализм, вас оштрафуют, но размер штрафа несоизмерим с нанесенным ущербом. Так, луврская вандалка, оставившая на полотне абстракциониста Сая Твомбли стоимостью $2 миллиона ярко-красный отпечаток губ, отделалась штрафом в полторы тысячи евро. В России, если ваши действия классифицируют как вандализм, вас будут судить по ст. 214 УК РФ, что грозит штрафом до 40 тысяч рублей или до 90 дней ареста вкупе с исправительными работами.
Редакция УзнайВсе.рф советует всем читателям соблюдать правила, не трогать экспонаты руками и не делать селфи в музее. Также предлагаем вам пройти тест на знание абстрактной живописи.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Однако радоваться сотрудники музея не торопятся. Факт принадлежности иконы к пропавшим экспонатам будет подтвержден только после того, как экспертиза покажет ее подлинность. «Она похожа на одну из исчезнувших из музея. Окончательные выводы будут сделаны после проведения искусствоведческой и ювелирной экспертизы», — сказали в музее. «Собор всех святых» — один из 221 экспоната, чья пропажа была обнаружена в ходе плановой внутренней проверки.
По мнению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, кражи тщательно планировались, но не носили заказного характера. Специалисты утверждают, что украсть из российского музея совсем несложно, так как экспонаты зачастую недостаточно хорошо охраняются. Например, несколько лет назад в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина во время вечернего обхода была обнаружена пропажа крохотной итальянской иконки, не имевшей специальной сигнализации. Смотрительница призналась, что задремала на рабочем месте, но сквозь сон слышала странный шум. Вскоре икону обнаружили, она была подброшена в мужской туалет.
Гораздо сложнее сбыть музейную ценность. Почти все экспонаты московских и петербургских музеев включены в каталоги, их описание опубликовано в различных научных статьях. Естественно, практически все знатоки искусства в курсе, какие экспонаты разыскиваются.
Сотрудники Эрмитажа предполагают, что пропавшие экспонаты имеет смысл искать на антикварных рынках. «Есть черный и белый антикварные рынки. Думаю, что проследить наши вещи, «всплывшие» на них, сумеют», — отмечает директор музея.
Пиотровский утверждает, что практически на каждых русских торгах, проводимых крупными аукционными домами за рубежом, обнаруживаются похищенные произведения искусства. Такие лоты снимаются с торгов и возвращаются законным владельцам.
Сложнее всего найти пропажу, если кража была осуществлена по заказу для какой-то конкретной коллекции. Тогда местонахождение музейной ценности не станет известно до тех пор, пока хозяин коллекции не решится продать шедевр. Тогда экспонат попадает на так называемый художественный рынок. Там музейную ценность найти уже проще. Сотрудники специальных подразделений при МВД, ФСБ и Министерстве культуры постоянно контролируют весь художественный рынок.
В 70-е и 80-е годы все украденные российские музейные экспонаты уходили на запад: либо контрабандой, либо по дипломатическим каналам. В то время в России не было художественного рынка как такового, в антикварных магазинах не принимали иконы. Поэтому еще в 60-е годы на Западе образовался рынок русского искусства (особенно икон), когда поток реликвий стал постоянным. По неофициальным подсчетам, с 70-х по начало 90-х годов из СССР было вывезено около четверти миллиона произведений древнерусской живописи.
Наиболее развитый художественный рынок в России сегодня находится в Москве. Именно он определяет спрос, в том числе и на краденые вещи. Практически все краденые предметы искусства попадают сначала в Москву и лишь немногие из них затем переправляются за границу.
Найти похищенный экспонат — это еще не значит вернуть его. Иногда музейная ценность перепродается официальным путем несколько раз, поэтому последнему владельцу принадлежит уже на вполне законных основаниях. Так случилось с картинами, похищенными в 1992 году из Художественного музея в Сочи. Всего тогда было украдено 14 экспонатов. Спустя три года в Москве был обнаружен один из преступников и изъяты четыре произведения, остальные вещи воры переправили в Финляндию, где они были проданы с аукциона. В прошлом году четыре картины были найдены на аукционе «Sotheby’s» в Лондоне, но поскольку попали они туда официально, то вернуть экспонаты музею так и не удалось.
Однако, несмотря на всю сложность поисков музейных ценностей, иногда их все-таки удается вернуть. Так, в Эрмитаж была возвращена ваза для фруктов работы польских мастеров, украденная из музея в 2005 году. Вазу, выполненную из стекла и посеребренной латуни или меди, передали музею по завещанию частного коллекционера в 1982 г. вместе с другими предметами из той же коллекции. По предварительной оценке экспертов, приблизительная стоимость вазы составляла около $1500. Недавно местонахождение похищенной вазы было обнаружено, и в скором времени экспонат вернется в Государственный Эрмитаж.
ФБР составило список 10 самых громких преступлений в сфере искусства. Среди них разграбление музеев Ирака (около 10 тысяч экспонатов), кража картин из музея Изабелла Стюарт Гарднер в Бостоне (среди украденного три картины Рембранта и одна Моне) и другие.
Лишь одно из этих 10 преступлений было раскрыто. На расследование кражи в Стокгольме у полиции ушло 5 лет. В декабре 2000 года трое вооруженных людей вошли в Национальный музей Стокгольма. Один из них направил оружие на охранника, а двое его подельников за считанные минуты сняли три полотна стоимостью в $36 млн.: «Юная парижанка» и «Разговор в саду» работы Ренуара, а также автопортрет Рембрандта». Картина «Разговор в саду» была обнаружена почти сразу в ходе полицейского рейда, а вот остальные находились в розыске до 2005 года.
По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, кража 221 экспоната повредит престижу музея. «У Эрмитажа высокий престиж, а кражи всегда ему вредят, но они происходят во многих музеях мира», — сказал он. В защиту коллег высказалась директор московского Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова, назвавшая происшествие в Эрмитаже «трагедией и прежде всего человеческой». Антонова призвала правоохранительные органы «во всем тщательно разобраться и найти подлинных виновных».
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников
I Основные положения
Общие требования
II Технические требования безопасности при строительстве и эксплуатации объектов открытых горных работ
1 Горные работы
2 Буровые работы
3 Отвалообразование
III Механизация горных работ
1 Общие положения
2 Одноковшовые экскаваторы
3 Многоковшовые экскаваторы
4 Транспортно-отвальные мосты и отвалообразователи
5 Скреперы, бульдозеры, погрузчики
6 Гидромеханизация
IV Ремонтные работы
V Разработка месторождений полезных ископаемых драгами и плавучими земснарядами
VI Разработка месторождений природного камня и поваренной соли
1 Требования безопасности при добыче штучного камня и крупных блоков
2 Требования безопасности при добыче поваренной соли в осадочных бассейнах и соляных озерах
VII Требования по безопасной эксплуатации технологического транспорта
1 Технологический железнодорожный транспорт
2 Технологический автомобильный транспорт
3 Непрерывный технологический транспорт
VIII Требования безопасной эксплуатации электроустановок
IX Требования по организации освещения мест производства работ
X Требования по обеспечению объектов открытых горных работ связью и сигнализацией
XI Требования по осушению и системам водоотлива
XII Требования по борьбе с пылью, вредными газами и радиационной безопасностью
XIII Требования по устройству административно-бытовых помещений
Приложение 1 Рекомендации по составлению плана ликвидации аварий на объектах открытых горных работ
Приложение 1.1 Оперативная часть плана ликвидации аварий
Приложение 1.2 Распределение обязанностей между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварии, и порядок их действий
Приложение 1.3 Список* должностных лиц, организаций и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии на карьерах, драгах (земснарядах) и накопителях жидких отходов
Приложение 1.4 Оперативный журнал по ликвидации аварии
Приложение 2 Нормы освещенности рабочих мест объектов открытых горных работ
Комплектование музейных фондов — одно из основных направлений музейной деятельности. Это целевой, плановый, опирающийся на методологические принципы музееведения и профильных дисциплин процесс выявления, сбора, научной организации музейных предметов, в результате которого создается источниковая база, необходимая для работы музея. Благодаря комплектованию происходит документирование происходящих в природе и обществе процессов и явлений. В ходе комплектования предмет музейного значения становится музейным, изъятым из среды бытования, представляющим эту среду в музее предметом.
Комплектование музея является частью реализации концепции развития музея и имеет свою собственную концепцию. Основнымиэтапами комплектования являются:
— разработка научной концепции комплектования как части научной концепции музея;
— составление, исходя из концепции комплектования, плана комплектования;
— подготовка к комплектованию, в ходе которой происходит изучение необходимых архивных материалов, литературы, имеющихся в музее коллекций, проводятся кон-
сультации со специалистами, определяются конкретные задачи комплектования;
— проведение собирательской работы, в ходе которой осуществляется сбор необходимых музейных предметов, изучается среда их бытования, составляются необходимые документы;
— включение музейных предметов в фонды музея в результате работы фондово-закупочной комиссии, соответствующей их обработки и путем формирования учетного и научно-справочного аппарата.
Комплектование может быть систематическим, тематическим и комплексным. Следствием его является формирование систематических, тематических и комплексных, как в краеведческих музеях, коллекций.
Основой всей системы комплектования является разработка его научной концепции. Она производится при учете следующих факторов:
— научной концепции музея;
— состава музейных коллекций;
— социального заказа;
— научной разработанности темы.
В результате научная концепция комплектования включает:
— определение состава имеющихся музейных предметов, коллекций, соответствующих профилю музея и направленности его деятельности;
— определение направлений изучения среды бытования;
— изучение источниковой базы;
— определение целей, форм, направлений комплектования;
— обеспечение комплектования необходимой учетной документацией;
— обеспечение подготовки кадров для проведения работы по комплектованию;
— обеспечение материально-технической и финансовой базы комплектования;
— заключение договоров с заинтересованными организациями на хозяйственные работы и научные исследования;
— создание научно-справочной базы данных об объектах комплектования;
— определение принципов и критериев отбора памятников из среды бытования в музейный фонд;
— разработку перспективного и текущего планирования работ по комплектованию;
— разработку, исходя из целей и задач комплектования, классификационной схемы систематического каталога музея;
— координацию деятельности по комплектованию с заинтересованными и смежными организациями;
— привлечение к комплектованию потенциальных источников комплектования.
Работа по комплектованию фондов музея может быть разовой, текущей и постоянно плановой. Поэтому формы комплектования могут быть различны:
— экспедиция;
— научная командировка;
— закупка;
— приобретение в дар;
— передача по завещанию;
— передача конфискованного имущества;
— приобретение в пунктах сбора вторичного сырья и заготовительных конторах;
— передача образцов изделий, оборудования, устаревших приборов от предприятий, фирм, акционерных обществ;
— комплектование по месту жительства, по переписке, путем архивного розыска;
— полевые находки в ходе археологических разведок, краеведческих походов, научных экскурсий;
— передача музейных предметов и коллекций из других музеев.
Все работы по комплектованию должны быть строго юридически документированы, поскольку музейные предметы обладают не только культурно-исторической, но и финансовой ценностью.
Особое значение в постоянно плановой работе музея по комплектованию фондов имеют полевые экспедиции. К ним необходимо тщательно готовиться, разрабатывая маршрут, определяя цели и задачи, изучая литературу и архивы. Успех экспедиции во многом зависит от ее подготовки. Работа в экспедиции предполагает полевые наблюдения, беседы с местными жителями, потенциальными владельцами необходимых предметов, запись их воспоминаний, необходимую
для составления легенды предмета, объективных данных, с ним связанных, выявление и получение предметов музейного значения. В ходе экспедиции проводится дополнительная фоно-, фото- и кинофиксация. Большое значение имеют оформляемые в ходе экспедиции документы. К ним относятся полевой дневник, фиксирующий день за днем события экспедиции, тетрадь записи воспоминаний и рассказов, дополняющая фонозаписи, тетради фиксации кинофотодокументов, сопутствующие кинофотофиксациям, адресная книга с адресами людей, не являющихся местными жителями, но владеющих ценными предметами. Основными юридическими документами экспедиции являются акты приема предметов на хранение, фиксирующие передаваемые в музей предметы. Акты приобретают юридическую силу после их подписания сотрудником музея, принимающим предметы, и тем человеком, который передал в музей эти предметы. Все акты и другую полевую документацию вносят в полевую опись экспедиции. В ней фиксируются порядковый номер предмета и его наименование и описание, количество предметов и их датировка, размер, сохранность, место происхождения и предыдущая история, принадлежность, указывается, от кого поступил предмет, его адрес, дата приобретения. Если предмет был продан в музей, записывается его стоимость, счет, акт, по которому шла купля-продажа. Впоследствии в полевую опись вносят номер и шифр фондового отдела, в который был передан каждый предмет. Таким образом, полевой дневник и полевая опись полностью отражают ход и результаты экспедиции. По прибытии в музей вся экспедиционная документация вместе с предметами музейного значения передается в фонды музея.
Успех экспедиции во многом зависит от контактов, устанавливающихся между представителями музея и местными жителями, владельцами предметов музейного значения. Поэтому при ее проведении необходимо придерживаться следующих правил:
— необходимо предварительное изучение среды бытования предметов, особенно ее исторического и социально-политического развития;
— необходимо своевременное и методически правильное заполнение полевых документов;
— необходима точная фиксация первоначальной информации во избежание последующих искажений при научном исследовании предмета;
— желателен контакт с учеными — специалистами в конкретной области знаний, местными краеведами, изучающими свой край;
— желателен учет психологических, демографических, этнических, духовных особенностей местного населения;
— при работе с людьми необходимо доброжелательное, вежливое обращение с ними.
Все виды работы по комплектованию завершаются сбором предметов музейного значения в соответствии с профилем музея. Прежде чем они попадут в фонды, они должны пройти коллективную экспертизу, осуществляемую фондово-закупоч-ной комиссией музея, создаваемой дирекцией музея из музейных специалистов и привлеченных к работе комиссии внему-зейных экспертов.
Фондово-закупочная комиссия является совещательным органом при дирекции музея, создаваемым для рассмотрения вопросов отбора и приобретения предметов музейного значения с целью формирования музейного собрания. В компетенцию комиссии входит:
— рассмотрение вопросов о приеме в состав музейного собрания предметов музейного значения;
— оценка стоимости предметов музейного значения, представляемых на закупку;
— вынесение решений о включении новых поступлений в состав музейного собрания и отнесении их к основному или научно-вспомогательному фондам;
— рассмотрение и оценка качества составления и оформления сопроводительной документации на поступающие в состав музейного фонда предметы;
— рассмотрение итогов внутрифондовой экспертизы по составу музейных коллекций (выделение и перевод музейных предметов внутри собрания, выделение непрофильных или дублетных предметов и формирование обменного фонда, списание предметов);
— рассмотрение и утверждение итогов переучета музейного собрания;
— рассмотрение вопросов научной обработки фондов;
— определение места хранения предметов в соответствии с принятой классификацией фондов;
— рассмотрение организационных и методических вопросов фондовой работы.
В ходе работы комиссии ведется протокол, в котором фиксируется решение всех обсуждавшихся вопросов. В нем поеди-нично указываются все рассматривавшиеся музейные предметы и их дальнейшая судьба. В конце его делается итоговая запись об общем количестве предметов, принимаемых в фонды музея. Протокол подписывается председателем, секретарем, членами комиссии. К нему прилагаются акты приема, в которых отмечается номер протокола фондово-закупочной комиссии. В случае закупки предметов составляется отдельный протокол с указанием объективных данных продавца, названий предлагаемых предметов, их стоимости. В конце протокола указывается общая сумма продаваемых предметов. Результатом работы комиссии являются утверждаемые директором музея ее протоколы, акты приема предметов, дополненные ихле-гендами.
После рассмотрения фондово-закупочной комиссией предметы музейного значения, поступая в фонды, становятся музейными предметами. Первоначально они поступают на временное хранение, что обусловливается их актами приема и легендами. Впоследствии они подвергаются экспертизе специалистов, дающих свое письменное заключение. При пере-. воде предметов на постоянное хранение возможно заключение договора дарения, если они поступают в дар, или договора купли-продажи при их покупке музеем. При приеме предметов в обмен заключается договор мены. Следующим юридическим документом является акт приема предметов на постоянное хранение. В случае приема коллекции составляется коллекционная опись. На этом завершается первоначальное оформление документов. Все они подписываются за-, интересованными лицами. На них ставятся печати музея и других учреждений, если предметы поступили из них. Таким образом, документы получают юридическую силу. Однако на этом включение музейных предметов в фонды не завершается. Начинается музейный учет музейных предметов.
Вопросы и задания
1. Что такое комплектование музейных фондов?
2. Как комплектуются фонды музея?
3. Как проводятся полевые экспедиции? В чем их значение при комплектовании фондов?
4. Определите основные принципы работы фондово-закупочной комиссии музея, ее роль в комплектовании фондов.
5. Какие документы необходимо оформить при приеме предметов музейного значения в фонды?