Моногородов

В России 319 моногородов – населенных пунктов, зависящих от одного предприятия, городов, построенных вокруг заводов, чтобы поддерживать их непрерывную работу. В них сейчас живет около 14 млн человек. 29 июля 2014 года правительство России издало распоряжение № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов». Программа развития моногородов предполагала, что на улучшение жизни в них будет выделено 32 млрд руб.

Хотели как лучше

Чтобы на эти (без преувеличения, большие) деньги поднять с социального дна самые депрессивные уголки России, была создана специальная некоммерческая организация (НКО) — Фонд развития моногородов. Его учредитель — госкорпорация Внешэкономбанк. По итогам четырехлетнего существования фонда моногородов Счетная палата РФ провела проверку его деятельности, в очередной раз заявила о неэффективности работы и получила удивительные результаты.

Оказалось: безработица в моногородах значительно превышает общероссийский показатель, а отток населения продолжается. В 2017 году аудиторы сообщили о нехватке средств на инфраструктуру в моногородах, хотя на содержание фонда ежемесячно тратилось более 16 млн руб, в основном на зарплату.

Среднемесячный оклад некоторых сотрудников фонда составляет 279 тысяч рублей, что в 20-25 раз превышает среднюю зарплату рядового жителя курируемого ими моногорода. В 2018 году, после проверки и вскоре после перехода Игоря Шувалова в ВЭБ, руководить Фондом развития моногородов назначили высокооплачиваемого топ-менеджера, зампреда ВЭБ Ирину Макиеву. Ее зарплата — 1 миллион рублей в месяц. Есть моногорода, годовой бюджет которых вдвое меньше.

Всего за пять лет НКО фонд освоил 17,76 млрд рублей из госбюджета.

Один пример

В перечень моногородов России попали и два крымских города – Армянск и Красноперекопск, большинство населения которых зависимы от химических гигантов – завода по производству двуокиси титана (бывший «Крымский титан») и Крымского содового завода. Оба предприятия и сейчас принадлежат украинскому олигарху Дмитрию Фирташу.

Армянск (население 21,4 тыс чел) включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения».

Ухудшение не заставило себя ждать. Еще в апреле 2016 года глава Крыма Сергей Аксёнов встречался с Ириной Макиевой – тогда руководителем рабочей группой при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. По итогам встречи аксёновская пресс-служба сообщила: «Основной темой разговора стало развитие моногородов в Крыму. Также в ходе встречи были обсуждены перспективы развития промышленного кластера Северного Крым». Без всяких подробностей. Судя по всему, эта рабочая встреча последствий не имела. От крымских моногородов ни одной инициативы фонд не увидел.

Катастрофа

Одновременно с тем, как Ирина Макиева возглавила Фонд поддержки моногородов, в августе 2018 года в Армянске произошла серьезная экологическая катастрофа. Титановый завод сливает кислотосодержащие отходы своего производства в специальное озеро-накопитель, его размеры – 4 на 10 км, серная кислота существует там в виде раствора. После перекрытия Украиной Северо-Крымского канала завод стал испытывать недостаток воды, концентрация кислоты в отстойнике повысилась.

По теме962

Британского принца Гарри и его супругу Меган Маркл обвинили в том, что они незаконным образом распоряжаются не принадлежащими им деньгами. Речь идет о средствах из благотворительного фонда.

Весна и лето 2018 года оказались засушливыми, озеро высохло, ветер поднял соль, которая кислотной росой выпала на город. За ночь листья пожелтели, хромированные части машин облезли. Жители Армянска и соседних сел стали кашлять и задыхаться. Власть, как водится, публиковала мало похожие на правду сводки о состоянии воздуха и требовала прекратить панику. В результате только после выводов московских специалистов (через неделю) из города вывезли детей.

Титановый завод закрыли на две недели, потом он возобновил работу, осушая и засоляя водяные скважины Северного Крыма. В Армянске с тех пор мало что изменилось. Разве что летом 2019 года (судя по закупкам продуктов) городская больница готовилась к тому, что придется развернуть 250 дополнительных коек, но дожди прошли, и все обошлось. Да, Минэкологии Крыма стало регулярно публиковать сводку: «Концентрация хлорида водорода и диоксида серы в атмосферном воздухе городского округа Армянск сохраняется ниже предела обнаружения».

Фонд развития моногородов тогда эту катастрофу проигнорировал.

Свежие новости

И сейчас на сайте Фонда развития моногородов упоминаний ни об Армянске, ни о Красноперекопске обнаружить не удается. О Крыме упомянуто только в связи форумом добровольцев, прошедшем в декабре минувшего года в Сочи. Ирина Макиева со сцены сообщила там, что финалисты всероссийского конкурса «Добровольцы России» из моногородов пройдут стажировку в фонде. Пройти там обучение была приглашена и руководитель организации «Городские реновации» Республики Крым Диана Алиева.

Фокус в том, что ни этой крымской организации, ни самой Дианы Ниязиевны Алимовой в реестре ЕГРЮЛ найти не получается. А ее имя упоминается в сети в таком контексте – в будущем времени: «Диана Алиева отправится на стажировку».

Счетная палата в своем отчете о проверке фонда докладывала: за три года на обучение команд из 314 моногородов (1546 слушателей) фонд израсходовал свыше 1,4 млрд руб, что в 11 раз превышает среднюю стоимость обучения по аналогичным программам в лучших вузах России. Из всех обученных команд нормально функционирует чуть более половины.

На сайте https://monogoroda.info/ последние новости датированы 2018 годом, а успехи в улучшении жизни в них связаны с бывшим президентом РФ Дмитрием Медведевым. На карте, где обозначены моногорода, Крым принадлежит Украине. Этот проект, как указано под картой, инициирован Фондом развития моногородов и КБ «Стрелка», работающим в области архитектуры. Вероятно, часть денег, освоенная фондом, была потрачена на создание этого виртуального трупа.

Цитаты и цифры

Цитаты из Ирины Макиевой: «За два года в моногородах должно быть создано 230 тысяч новых рабочих мест, которые не связаны с деятельностью градообразующих предприятий»… «Наши наработки позволят оживить любой город России, сделать его привлекательным местом для работы, инвестиций и жизни».

Осталось упомянуть: с 2014 года на развитие городского округа Армянск выделено 1 миллиард 212 миллионов бюджетных рублей.

По данным инвестиционного портала Республики Крым, в 2019 году инвестиции в основной капитал городского округа за 2019 год составили 201,6 млн руб.

В расчете на 1 человека это около 9 тыс руб.

По данным Росстата, средняя заплата на промышленных предприятиях Крыма в 2018 году составляла 31.132 руб, на химических производствах – 29.610. Совмин Крыма заключил по городскому округу Армянск два инвестиционных соглашения, инвесторы обещают создать на них 25 и 8 рабочих мест.

Многие моногорода России могут исключить из списка зависимых от единственной отрасли. Количество таких населенных пунктов, получающих господдержку, может сократиться практически вдвое: с 321 до 170. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на источник в Госдуме.

Пересмотр перечня моногородов, в результате которого их список может существенно уменьшиться, планируется провести в 2020 году. О пересмотре говорится в письме министра экономического развития РФ Максима Орешкина, которое, по данным издания, было направлено председателю Комитета ГД по экономической политике Сергею Жигареву в середине октября 2019 года.

Какие населенные пункты считаются моногородами?

Моногорода — это населенные пункты, которые в СССР создавались вокруг какого-нибудь производственного предприятия, становившегося градообразующим. Практически все жители таких городов были заняты работой на этом предприятии.

Согласно постановлению правительства от 29 июля 2014 года № 709, муниципальное образование может быть отнесено к монопрофильным (т. е. моногородам) при соблюдении следующих условий:

∙ оно имеет статус городского округа или городского поселения (за исключением муниципальных образований, в которых находится законодательный (представительный) орган власти субъекта федерации);

∙ численность населения превышает три тысячи человек;

∙ численность работников градообразующей организации за пять лет достигала 20% от численности работников всех организаций на территории населенного пункта;

∙ градообразующая организация занимается добычей полезных ископаемых (кроме нефти и газа), производством или переработкой промышленной продукции.

Сколько в России моногородов?

Перечень моногородов, утвержденный распоряжением правительства, пересматривается ежегодно. Согласно последним изменениям, внесенным в августе 2019 года, в России зарегистрирован 321 моногород. Больше всего таких населенных пунктов в Кемеровской, Свердловской и Челябинской областях: 24, 17 и 16 соответственно.

По данным Росстата, к началу 2018 года в моногородах проживало более 13,5 млн россиян, это 9,2% населения страны.

На какие категории делятся моногорода?

Все моногорода делятся на три категории в зависимости от степени ухудшения складывающейся в них социально-экономической ситуации. Она определяется исходя из показателей деятельности градообразующей организации, ситуации на рынке труда в населенном пункте и оценки населением положения в моногороде.

К первой категории (с наиболее сложным социально-экономическим положением) сегодня отнесены 97 моногородов, среди которых — Череповец Волгоградской области, Байкальск Иркутской области, Югра Кемеровской области. Во вторую категорию (с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения) на сегодняшний день входят 149 моногородов, в том числе Донецк Ростовской области, Железногорск Курской области, Сланцы Ленинградской области. К третьей категории (со стабильной социально-экономической ситуацией) относятся 75 моногородов, среди которых — Северодвинск Архангельской области, Норильск Красноярского края, Нижний Тагил Свердловской области.

Почему хотят сократить количество моногородов?

Ранее в России действовала приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов», разработанная Минэкономразвития. Она была рассчитана на период с 2016 по 2025 год, но досрочно прекратила свое существование 1 января 2019 года. С критикой документа выступила Счетная палата. «У меня нет ощущения эффективности этой программы. То, что я вижу, — это не то, что может помочь моногородам определить их судьбу. Это не работает на их развитие или сворачивание. Мы не принимаем окончательного решения и тащим их, даже если нет перспектив», — заявил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

Сейчас в России готовится новая программа. Ее проект в июле 2019 года Минэкономразвития отправило на рассмотрение в Минфин. Сейчас документ дорабатывается с учетом замечаний, которые внесли в Министерстве финансов. «Известия» со ссылкой на Минэкономразвития пишут, что в новой программе будут актуализированы критерии отнесения территорий к моногородам. В итоге перечень монопрофильных образований изменится. Эксперты издания считают, что из него могут быть исключены населенные пункты, в которых градообразующее предприятие перестало играть ведущую роль в экономике. Например, если это предприятие закрылось или в регионе успешно развивается альтернативная экономика.

Ранее заместитель председателя ВЭБ РФ, гендиректор фонда «Моногорода.рф» (входит в группу ВЭБ) Ирина Макиева сообщила, что из списка населенных пунктов, зависимых от единственной отрасли, исчезнут моногорода, которые успешно диверсифицировали свою экономику.

В сентябре 2015 года между «Фондом развития моногородов» и Правительством Вологодской области было подписано Генеральное соглашение о сотрудничестве по развитию г. Череповца.

В результате взаимодействия в период с 2015 по 2020 гг. планируется создание порядка 1030 новых рабочих мест, а также привлечение инвестиций в размере 5 094 млн. руб. Фондом уже согласовано предоставление более 879 млн. рублей на создание инженерной и транспортной инфраструктуры индустриального парка «Череповец».

Реализация этого инфраструктурного проекта сможет сгладить негативные тенденции монозависимости экономики города. Будут созданы условия для развития производственного сектора малого и среднего предпринимательства, сформирован новый промышленный кластер формата «промышленный парк».

Получить поддержку от «Фонда развития моногородов» могут городские проекты, направленные на создание альтернативных производств, новых рабочих мест, не связанных с градообразующим предприятием.

ПАРАМЕТРЫ УЧАСТИЯ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ В ФИНАНСИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Форма участия

  • Предоставление денежных средств в форме займа;
  • Вхождение в капитал компании-инициатора (не более 49%)*.

Условия предоставления поддержки фондом

  • Сумма — от 10 до 1000 млн. руб.;
  • Процентная ставка:

– 0% годовых**

– 5% годовых*;

  • Срок – до 15 лет;
  • Участие собственными средствами Инициатора в проекте — не менее 20%;
  • Отсрочка по выплате займа — не более 3 лет;
  • Наличие обеспечения, в том числе:

Для займов до 250 млн. рублей в качестве единственной формы обеспечения на полную сумму займа принимается:

  • безотзывная банковская гарантия, удовлетворяющая требованиям Фонда (список банков здесь);
  • и/или безотзывная независимая гарантия АО «Корпорация МСП»;
  • и/или гарантия ВЭБ.РФ.

Для займов свыше 250 млн. рублей сохраняются стандартные виды обеспечения, которые должны отдельно или в совокупности составлять не менее суммы займа с учетом процентов за первые 6 месяцев. Дополнительно в качестве единственной формы обеспечения может быть использовано поручительство холдинговой (материнской) компании, имеющей международный/российский инвестиционный/кредитный рейтинг, соответствующей требованиям Фонда;

Требования к проекту и инициатору (заемщику)

  • Инициатор (заемщик) – индивидуальный предприниматель** или юридическое лицо, резидент Российской Федерации (полные условия здесь);
  • Отсутствие у инициатора просроченной задолженности перед бюджетом и фондами;
  • В результате реализации Инвестиционного проекта должны быть осуществлены инвестиции и созданы новые рабочие места;
  • Отсутствие зависимости проекта от деятельности градообразующего предприятия.

*для займов свыше 250 млн. рублей

**для займов до 250 млн. рублей

Ограничения

  • Участие Фонда в проекте не более 80% от общей стоимости проекта;
  • Средства Фонда могут быть направлены только на капитальные вложения;
  • Наличие в отношении моногорода заключенного с субъектом Российской Федерации генерального соглашения о сотрудничестве по развитию (о совместной реализации комплексного проекта).

Как Инициатору заявиться на получение поддержки Фонда для финансирования своего инвестиционного проекта?

***будут обновлены в ближайшее время;

Порядок и условия содействия в подготовке и (или) участия в финансировании инвестиционных проектов в моногородах в форме предоставления займа юридическим лицам и (или) осуществления взноса в уставный (складочный) капитал юридических лиц, которые реализуют инвестиционные проекты в моногородах, определяются Правилами предоставления из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 1186 и Положением о содействии в подготовке и (или) участии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» в финансировании инвестиционных проектов в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах) (утверждено наблюдательным советом от 24 декабря 2018 г. №54).

Под Инвестиционным проектом в моногороде понимается – инвестиционный проект, осуществляемый в форме капитальных вложений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на участке территории, состоящем из одного или нескольких земельных участков, в границах моногорода, а также на прилегающих к границам моногорода участках территории в границах промышленного, индустриального, технологического или агропромышленного парка или если часть производственных мощностей указанных лиц расположена за пределами территории моногорода, но является составляющей единого производственного процесса, направленного на достижение общего экономического результата (производство товаров, выполнение работ, оказание услуг) и соответствующий одновременно следующим требованиям:

— проект не является инвестиционным проектом по реконструкции, техническому перевооружению, модернизации и (или) дооборудованию градообразующего предприятия моногорода;

— ежегодная стоимость товаров (работ, услуг), приобретаемых у градообразующего предприятия Моногорода, не превышает 50 процентов ежегодной стоимости всех товаров (работ, услуг), приобретаемых в целях реализации Инвестиционного проекта;

— ежегодная выручка от реализации товаров (работ, услуг) градообразующего предприятия Моногорода не превышает 50 процентов ежегодной выручки, получаемой от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) в результате реализации Инвестиционного проекта.

Официальный сайт Фонда

Руководитель Кривогов Илья Викторович

Направление деятельности

Формирование условий для создания новых рабочих мест, не связанных с градообразующим предприятием, и привлечение инвестиций в моногорода за счет реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов.

Об институте развития

Фонд осуществляет софинансирование расходов субъектов РФ и муниципальных образований при строительстве или реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для новых инвестиционных проектов, участвует в финансировании инвестиционных проектов, выполняет функции проектного офиса по развитию моногородов, формирует команды, управляющие проектами развития моногородов, для стабилизации их социально-демографического и экономического статуса. Деятельность Фонда регламентируется правилами предоставления субсидий из федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2014 года № 1186.
Направления работы:
— инфраструктурные проекты;
— инвестиционные проекты;
— обучение команд «управленцев»;
— функция проектного офиса.
Оставьте отзыв ОтзывПредпринимателям и организациям статус моногорода предоставляет налоговые льготы, при условии, что их деятельность не связана с градообразующим предприятием.

Программа поддержки узкопрофильных муниципальных образований с тяжелыми социально-экономическими условиями была принята в 2014 году. Такое поселение получило название моногород, льготы и особые преференции в плане поддержки коммерческих проектов. Государственная помощь им оказывается по трем направлениям:

  1. софинансирование расходов региона и муниципалитета на строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры;
  2. субсидирование и поддержка новых проектов, инвестирование в развитие;
  3. налоговые льготы в моногороде для организаций на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

По сути, моногород — это городское поселение, где проживает не меньше 3 тысяч человек, из которых 20% и более заняты деятельностью, связанной с одним, фактически градообразующим предприятием. Если собственник сокращает производство, или закрывает его, то жители остаются без работы со всеми вытекающими последствиями.

Список монопрофильных городов был утвержден Распоряжением Правительства №1398-р от 29.07.2014 года. В него включено 313 городских поселений. Цель программы — преодолеть зависимость от одного предприятия, создать условия для привлечения инвестиций, создать новые рабочие места.

Финансовая поддержка диверсификации экономики

Источник финансирования проектов по развитию — федеральный бюджет. До 2020 года предполагается потратить на эти цели 30 млрд. рублей, из них около 8 млрд. уже вложены по итогам 2015 года. Деньги поступают через специально созданный «Фонд развития моногородов» (ФРМ) двумя путями.

  1. Администрация региона направляет заявку на софинансирование в Рабочую группу при Правительстве. Если она одобрена, документы поступают в «Фонд». При принятии положительного решения, подписывается соглашение о выделении средств в размере до 95% стоимости работ. На ноябрь 2016 года подписаны соглашения с 34 субъектами федерации в отношении 64 городов. Их перечень опубликован на сайте ФРМ (http://xn--80afd4affbbat.xn--p1ai/).
  2. Инициатор нового инвестиционного проекта (предприниматель, организация) направляет его непосредственно в «Фонд». Он оценивается с привлечением независимых экспертов в течение 60 дней (рис. 1).

Формы финансирования:

  1. Предоставление заемных средств. Деньги предоставляются траншами (частями) в соответствии с Соглашением. Размер годовой ставки составляет 5%, может быть предоставлена отсрочка платежей до 3 лет.
  2. Вложение средств в уставной капитал компании, в том числе приобретение долей. Действуют условия: заемщик должен вложить не меньше 15% своих средств, ФРМ предоставляет до 40%, остальное — вложения других предпринимателей, организаций, включая органы власти.

Инвестор берет на себя обязательство выкупить долю «Фонда», или полностью погасить заем, не позднее, чем через 8 лет. Запрашиваемая сумма должна быть не меньше 100 млн., и не больше 1 млрд. рублей. Обязательным является обеспечение проекта: залог недвижимости, или оборудования; безотзывная банковская гарантия, поручительство органов власти субъекта федерации, других физических или юридических лиц.

Рисунок 1. Порядок подачи заявки на софинансирование инвестпроекта в ФРМ.

Если территория реализации инвестиционного проекта — моногород, налоговые льготы предоставляются в таком порядке (ст. 284 НК РФ).

  1. применяется ставка налога на прибыль в ФБ 0% в течение 10 лет на всю базу, если доходы от реализации спецпроекта не меньше 90%;
  2. доля налога, перечисляемая в региональный бюджет, устанавливается местным законом, и не может быть больше 10% в первые 5 лет, затем не меньше этой величины.

Сроки предоставления и размеры льготы по налогу для конкретных участников устанавливаются по решению субъекта федерации.

Налоговые льготы для резидентов ТОСЭР в моногородах

Статус территории опережающего экономического развития присваивается города (его части) по решению Правительства (подписывает Медведев) на основании обоснованной заявки субъекта федерации. Налоговые льготы и преференции на территории моногородов области представляются компаниям, включенным в реестр Минэкономразвития по заявке Администрации региона. Он публикуется на официальном сайте ведомства (рис. 2). На 27 февраля в списке 2017 года в списке числится 19 организаций. Статус устанавливается на 10, и может быть продлен еще на 5 лет.

Резидент ТОСЭР на территории моногорода освобождается от уплаты многих налогов, или платит их в сниженном размере. Порядок применения льгот разъяснен в письме Минфина № ГД-4-3/6993, 23.04.2015.

  1. Налог на прибыль: ставка в части поступлений в федеральный бюджет — 0%, в региональный: первые 5 лет — не больше 5%, следующие — не меньше 10% (местные власти могут менять условия).
  2. Для тех, кто стал резидентом в первые 3 года после образования ТОСЭР снижается тариф страховых взносов с 34% до 7,6%.
  3. Организация полностью освобождается от уплаты налогов на имущество и на землю.
  4. Для добычных предприятий, налог на добычу полезных ископаемых применяется с понижающим коэффициентом от 0,2 до 0,8 в течение 10 лет.

В течение 10 дней после включения в реестр, Минэкономразвития подает сведения об организации в территориальный орган ФНС. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  1. ведется раздельный учет деятельности, ведущейся на территории ТОСЭР, и вне нее;
  2. если доход от деятельности, связанной с реализацией специального проекта, составляет не меньше 90%;
  3. при уплате налога на прибыль в региональный бюджет льгота предоставляется только для доходов, полученных от реализации проекта ТОСЭР.

Освобождению от налога на прибыль в федеральный бюджет подлежит вся налоговая база, но если доход от деятельности меньше уставленной величины — налог уплачивается полностью на общих основаниях.

Рисунок 2. Реестр предприятий в моногородах, получивших статус ТОСЭР.

Требования к организациям, претендующим на льготы

Чтобы стать участником регионального инвестиционного проекта, резидентом ТОСЭР, компания должна соответствовать следующим требованиям (ст. 34 №473-ФЗ, 29.12.2014):

  1. заключить соглашение с муниципалитетом или администрацией области (края);
  2. зарегистрироваться и вести деятельность на территории соответствующего образования;
  3. исключаются государственные, кредитные, финансовые, страховые компании;
  4. юридическое лицо не относится к градообразующим предприятиям (его «дочкам»);
  5. организация реализует на особой территории проект, отвечающий установленным требованиям.

Требования к инвестпроекту (Пост. Прав. №614, 22.06.2015):

  1. не меньше 20 новых созданных рабочих мест в течение 1-го года, а если это действующая организация — не меньше среднесписочной численности за последние 3 года;
  2. объем капитальных вложений от 5 млн. рублей в первый год после включения в реестр:
  3. привлечение иностранных работников в количестве не больше 25 % от общей численности;
  4. не более 50% выручки, полученной от реализации договоров (продажи продукции) с г/образующим предприятием;
  5. нельзя производить подакцизные товары (за исключением автомобилей), заниматься добычей нефти и газа, оптовой и розничной торговлей, лесозаготовками, деятельностью по основному профилю моногорода.

Виды деятельности резидентов ТОСЭР из реестра:

Набережные Челны — производство пищевых продуктов, бытовых электроприборов, стального проката, спортивных товаров, пластмассовых изделий.

Город Гуково Ростовской области — производство минеральной продукции, верхней одежды.

Тольятти — производство аккумуляторов, батарей, машин и оборудования.

Таким образом, если компания намерена выполнять работы по развитию инфраструктуры моногорода, такое право оно может получить только через Администрацию путем заключения соглашения, и подачи заявки на участие в государственных торгах. Чтобы открыть предприятие в зоне опережающего развития, ИП или юридическое лицо, подают заявку в Региональную УК на заключение соглашения. После его заключения сведения поступают в Минэкономразвития для включения участника в реестр.

Перечень документов и требования установлены ст. 13 закона №474. Инвестор ТОСЭР не может одновременно быть исполнителем регионального проекта, участником свободной экономической зоны и ТОСЭР в моногороде, льготы предоставляются однократно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *