Молодые специалисты 2018

Содержание

К сожалению, автор вопроса не указала, с какой целью требуется определить статус «молодой специалист» (для получения пособия, улучшения жилищных условий и т.д.).

Юридическую конструкцию «молодой специалист» Трудовой кодекс РФ не содержит. Однако в ст. 70 ТК РФ законодатель перечисляет признаки этого статуса: «Лица, получившие среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающие на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня».

В результате законотворчества государственных и иных органов власти эти признаки облекли в форму, которую именовали как «молодой специалист». И это понятие с разным набором признаков нашло свое отражение в нормативных правовых актах государственного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Так, постановлением правительства Брянской области от 15.07.2013 № 344-п утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в котором установлено следующее: «3.1. Право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют…

3.1.2. Молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, – в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;

постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;

признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Положения».

А вот для выплаты единовременного пособия педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций Брянского района, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, статус «молодой специалист» определен несколько иначе.

В соответствии с пп. 1.3 Положения о выплате единовременного пособия выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, прибывшим на работу в образовательные учреждения Брянского района, утвержденного постановлением администрации Брянского района от 14.02.2014 № 372, «молодой специалист» – это выпускник учреждения высшего или среднего специального образования, окончивший полный курс обучения и имеющий диплом об окончании учебного заведения, впервые принятый на работу по специальности (профессии) в образовательные организации, реализующие программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, Брянского района в течение трех месяцев после окончания учебного заведения или окончания срочной службы в рядах Российской армии.

А поскольку кодифицированный закон имеет большую юридическую силу, а прочие законы и подзаконные акты должны соответствовать ему, то при определении признаков статуса «молодой специалист» необходимо придерживаться конструкции, содержащейся в ст. 70 ТК РФ в силу прямо установленной в ст. 5 ТК РФ юридической иерархии актов.

Какое определение больше подходит автору вопросу – решать ей.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы

Ю.Д Мишин, Т.М. Осина, В.Т. Прохоров, Л.Б. Томилина, Е.В. Прохорова В статье рассмотрены вопросы трудоустройства выпускников вузов, осуществляющих подготовку специалистов для предприятий легкой промышленности и сервиса. Авторы считают, что эта проблема решаема, если имеется заинтересованность между всеми участниками этого процесса, а именно, работодателей, вузов и выпускников. Ключевые слова: стратегия, партнерство, востребованность, компетентность, трудоустройство, адаптация, рынок труда. 1302 KB

Понятие трудоустройства молодого специалиста далеко неоднозначно. Под ним можно понимать и трудоустройство выпускника вуза по полученной в вузе специальности, и просто полученное рабочее место по окончании вуза, независимо от того, соответствует ли оно квалификации, и трудоустройство на престижную выгодную работу, без учета профильности полученного образования. Каждое из этих представлений свидетельствует о многообразии проблемы,но не позволяет увидеть всю многогранность понятия, найти эффективные пути решения проблемы трудоустройства выпускников вузов.

Межведомственная программа адаптации к рынку выпускников вузов говорит об эффективном трудоустройстве как о трудоустройстве по специальности, к которому должно стремиться любое высшее учебное заведение.

Проблема трудоустройства выпускников в наши дни является одной из самых актуальных проблем. Особую остроту она приобретает для людей, заканчивающих высшие учебные заведения. В условиях плановой экономики выпускники пользовались особой заботой государства, имеем льготы в качестве молодого специалиста. Обязательное распределение выпускников гарантировало им трудоустройство и давало возможность приобрести опыт практической деятельности на предприятиях по специальности в течение трех лет.

Реалии рынка труда в России в настоящее время таковы, что многие студенты, закончив высшее учебное заведение, сталкиваются с проблемами трудоустройства. В задачи высшего учебного заведения, помимо непосредственного обучения студентов, должно входить отслеживание их трудоустройства, а также выявление знаний, полученных выпускником для предстоящей профессиональной деятельности.

В условиях рыночных отношений эффективность деятельности учебных заведений в системе профессионального образования определяется не только степенью востребованности выпускников разных уровней квалификации на рынке труда, но и знанием молодежи реальной ситуации на рынке труда, умением искать работу и успешно представлять себя работодателю. Выпускники вузов, молодые специалисты оказываются одной из самых слабозащищенных в социальном отношении категорий населения. Для того, чтобы подготовить выпускников к самостоятельному поиску работы и успешной адаптации на региональном рынке труда, необходимо, чтобы выпускник имел представление о предстоящем трудоустройстве, профессиональной карьере, качестве полученных им знаний, умений и практических навыков, а также требованиях работодателей, предъявляемые к выпускникам вуза.

Болонский процесс является эффективным инструментом гармонизации систем высшего образования стран участников процесса. Вхождение России в Болонском процессе следует рассматривать в контексте ее национальных интересов, развития внешнеполитического курса страны, направленного на сотрудничество и интеграцию с Европой. Развитие Болонского процесса заслуживает серьезного внимания как шаг в подготовке России к вступлению во Всемирное Торговое сообщество. Болонский процесс является взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования, способствует повышению конкурентоспособности российских образовательных услуг на европейских рынках труда. Обусловливает необходимость перестройки организации учебного процесса в направлении обеспечения свободы выбора индивидуальной образовательной траектории.

Чтобы желания стали реальностью необходимо разработать систему нормативных документов, определяющих принципы построения учебного процесса с использованием зачетных единиц, регламентирующих методы аттестации студентов с использованием балльно-рейтинговых систем, методики расчета учебной нагрузки преподавателей, порядок записи студентов на дисциплины, формирование учебных групп, введение служб академических консультантов и т.д.

Общий подход базируется на принципах всеобщего управления качеством (Total Quality management ТQM) и требований к системе менеджмента качества Международной организации по стандартизации (ИСО). В этой связи с учетом требований стандарта ИСО 9001-2001 основой СМК вуза будет являться:

  • — ориентация на потребителя;
  • — ведущая роль руководства в постановке целей и их достижении;
  • — вовлеченность всех участников учебного процесса в решение задач вуза;
  • — процессный подход к организации всех видов деятельности вуза;
  • — системный подход к его управлению;
  • — постоянное улучшение качества образования.

Задачу качественной профессиональной подготовки нужно решать на всех этапах , включая:

  • — анализ рынка интеллектуального труда;
  • — концептуальное планирование труда;
  • — концептуальное планирование подготовки специалистов;
  • — разработке рабочих учебных планов;
  • — методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса;
  • — организации приема в вуз;
  • — самого учебного процесса;
  • — контроля знаний и проведения квалификационных испытаний;
  • — трудоустройства выпускников и их адаптации на предприятиях;
  • — послевузовского образования и повышения квалификации.

Все это соответствует новым критериям государственной аккредитации вуза, которая вступила с 1 января 2006 года и которые ежегодно корректируются с учетом меняющейся коньюктуры на рынке труда.

Существует острая потребность в переосмысливании понятия «образование», наполняя его содержание воспитанием ответственности будущего специалиста перед обществом за результаты своей деятельности.

Кафедра «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» ГОУ ВПО «ЮРГУЭС» осуществляет подготовку по двум специальностям: 260905 «Технология изделий из кожи» и 200503 «Стандартизация и сертификация».

Подготовку специалистов по специальности 260905 «Технология изделий из кожи» кафедра осуществляет уже более 35 лет, а вот по специальности 200503 «Стандартизация и сертификация» сделано только шесть выпусков. За период обучения, в соответствии с учебными планами, студенты изучают общеинженерные дисциплины и в то же время глубоко знакомятся с направлением избранной специализации.

Выпускникам специальности «Технология изделий из кожи» обеспечена устойчивая востребованность,так как технология производства изделий из кожи — это выгодный, стабильный бизнес. Специальность же «Стандартизация и сертификация», в связи с перспективой вступления Российской Федерации в ВТО, глобализацией рынка, усилением конкуренции и связанной с этим реформой технического регулирования, проводимой в стране, становится особо актуальной.

Обязательная образовательная программа (ООП) подготовки дипломированных специалистов разработана с учетом специфики их будущей деятельности, для чего предусматривается широкий спектр дисциплин специализации и дисциплин по выбору. Так, курс «Введение в специальность», предусмотренный для студентов специальности 260905 «Технология изделий из кожи» на первом курсе, знакомит студента с организацией учебного процесса, особенностями работы инженера, основами технологии производства изделий из кожи, стандартизации и сертификации продукции, организацией производства в условиях рыночных отношений.

Изучение дисциплины «Введение в специальность» также позволяет студенту иметь более четкое представление о своей будущей профессии, уметь правильно распределить свое время на все виды самостоятельной работы на весь период обучения, исключить возможность разочарования в выбранной им профессии.

Дисциплина «Профессиональная подготовка» на первом и втором курсах обеспечивает приобретение практических навыков работы по изготовлению изделий из кожи, так называемую возможность посмотреть изнутри, узнать и научиться тому, что потом можно показать любому рабочему при осуществлении своей трудовой деятельности в должности технолога или мастера.

Учебный план специальности 260905 «Технология изделий из кожи» предусматривает также проведение двух видов учебной практики на базе учебных мастерских кафедры «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация».

Ознакомительная и производственная практики предполагают непосредственное знакомство студента с конкретным производством, изучением обязанностей работников, занимающих инженерные должности, а также вопросов организации и планирования производства.С этой целью кафедра осуществляет большую работу по формированию баз практик, чтобы позволить студентам ознакомиться со всем самым лучшим, что есть сегодня на предприятиях ЮФО и России.

Студенты специальностей 260905 и 200503 направляются на практику на предприятия Ростовской области, Краснодарского, Ставропольского краев, Москвы и Московской области, а именно: г. Москва — «Отраслевой центр моды обуви», ООО «СИС-Спорт»; г. Ростов — на — Дону — ООО «Ростовская обувная компания «DUNAMIC», «Ростовская обувная компания»; г. Шахты — ЗАО «ДонТекс», ЗАО «Корпорация Глория Джинс», филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области в г. Шахты», ОАО «Донэнерго» ГМЭС; г. Таганрог — ООО «Лига-стар»; филиал «Кубаньбургаз»; центр Стандартизации и метрологии г. Элиста; ЗАО «Прогресс» г. Шахты и др.

Тесное взаимодействие выпускающей кафедры с базовыми предприятиями позволяет использовать производственные площади и оборудование этих предприятий для выполнения студентами научно-исследовательских работ, для формирования тематики курсовых работ и дипломных проектов.

Участие в конкурсах — один из важнейших аспектов подготовки специалистов во всем мире и в нашей стране, в частности. Студент, особенно старшекурсник, демонстрирует на конкурсе свои лучшие творческие и реальные возможности потенциальным работодателям. Во время проведения конкурсов и фестивалей моды преподаватели и студенты устанавливают деловые и личные контакты с представителями предприятий — потенциальными и реальными работодателями.

Так студентка Цоколова И. Л., обучающаяся по специальности «Технология изделий из кожи», принимала участие в Международном конкурсе дизайнеров обуви и аксессуаров «MosShoes-Style 2008», а студенты пятого курса Морозов Б.В. и Геворкян Б.Ю. в Международном конкурсе молодых дизайнеров «Design-shoes» 2009 г. (г. Москва на базе ООО «Ортомода»).

Участие в предметных олимпиадах других вузов позволяют студентам оценить уровень знаний, которые они получают в своем вузе, а также конкурентоспособность наших выпускников. Победителями Всероссийского конкурса на лучшую студенческую работу по разделу «Легкая промышленность», проводимого под эгидой Федерального агентства по образованию Российской Федерации в 2006 году стала студентка специальности «Технология изделий из кожи» Козьменко И.А. награждена дипломом, в 2007 г. студент этой же специальности Морозов Б.В., в 2008 г. — Томилина Л.Б.

Студенты пятого курса специальности 200503 «Стандартизация и сертификация» второй год занимают первые места среди студентов вузов Южного Федерального округа на предметных олимпиадах по специальности и смотре — конкурсе дипломных проектов и работ, проводимые в рамках олимпиады. В 2009 году победителями в конкурсе по специальности стали студентка пятого курса Синюк Е.В. (1 место) и Ковалева А.С. (3 место), лучшими дипломными проектами, среди представленных на конкурс, стали дипломные проекты наших выпускников Доценко О.С. (1 место) и Забелиной Ю.В. (3 место).

Участвуя во Всеукраинской студенческой олимпиаде, которая проводится на базе Киевского национального университета технологии и дизайна, наши студенты специальности «Технология изделий из кожи», как правило, занимают призовые места, что подтверждает высокий уровень их подготовки.

Перспективным способом совершенствования обучения с точки зрения практической направленности является предоставление студентам старших курсов в соответствии с Уставом ЮРГУЭС возможности совмещать на пятом курсе учебу с работой. Пока это единицы, но накопленный опыт подтверждает, что такое совмещение учебы с работой оправдывает себя.

Такое совмещение дает положительные результаты, взаимно обогащая учебный процесс и производство. В результате большинство выпускников выполняют дипломные проекты по заданию предприятий и внедряют их в производство, где продолжают свою трудовую деятельность что помогает будущим специалистам прививать вкус к научным исследованиям, к желанию получать новые знания, необходимые для производства и карьерного роста.

Многие студенты активно занимаются научно-исследовательской работой, что помогает будущим специалистам прививать вкус к научным исследованиям, инновациям, к желанию получать новые знания, необходимые для производства и карьерного роста. Практический выход научных исследований составляет выполнение студентами договорных тем, поисковых исследований по тематике, сформированных предприятиями.

Поскольку мы реализуем функцию производителя специалистов, нам необходимо выполнять и маркетинговую функцию их трудоустройства.

Преподаватели и сотрудники кафедры большое внимание уделяют данному вопросу. Это и профориентационная работа с будущими абитуриентами; и расширение подготовки специалистов по целевому набору; и оказание психологической помощи выпускникам в вопросах трудоустройства; и содействие занятости студентов в каникулярный период и в период прохождения практики с целью дальнейшего их трудоустройства; и учет сведений о студентах, обучающихся по целевому набору и о выпускниках, работающих по специальности; и заключение договоров с предприятием на проведение различных видов практик; и закреплением студентов за предприятием для прохождения практики, начиная со второго курса с целью дальнейшего трудоустройства на данном предприятии; и выполнение курсовых и дипломных проектов по заданию предприятий, и приглашение потенциальных работодателей на защиту курсовых и дипломных проектов, где они могут составить мнение о выпускнике и дать согласие на трудоустройство.

Основанием для трудоустройства выпускников являются заявки с предприятий, двухсторонние договора «Предприятие — Вуз», трехсторонние контракты «Студент — Предприятие — Вуз». Большинство выпускников трудоустраиваются на основании заявок с предприятий. Трудоустройство специалистов по кафедре в 2009 году составило 100%, в том числе по заявкам предприятий — 78 %. Трудоустройство выпускников по специальностям 200503 и 260905 за последние четыре года представлено на рис. 1.

Рис. 1 Трудоустройство выпускников по специалньостям:

а — «Технология изделий из кожи»;

б — «Стандартизация и сертификация»

— осуществляют совместные мероприятия по информационному и консультативно-справочному обслуживанию деятельности ЮРГУЭС, связанные с содействием занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников;

— проводят анализ трудоустройства выпускников ЮРГУЭС;

— организуют мероприятия, способствующие трудоустройству выпускников вузов (ярмарки вакансий, презентации специальностей и т.д.);

— осуществляют мероприятия по содействию занятости студентов в свободное от учебы время.

Необходимо отметить, что наблюдается тенденция уменьшения числа выпускников, трудоустроенных по контрактам с предприятиями. Снижение же числа заключенных контрактов говорит о нежелании предприятий в условиях нестабильной экономики, возможного сокращения производства, идти на долгосрочные отношения, брать на себя обязательства по трудоустройству. Предприятия не желают тратить финансовые средства на целевую подготовку специалиста даже по индивидуальному плану обучения, так как прекрасно знают, что выпускники кафедры «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» обладают знаниями и компетенциями, необходимыми для практической деятельности. Поэтому более охотно заключаются договора о стратегическом партнерстве, которые определяют более широкий круг взаимодействия сторон по различным сферам деятельности, чем просто трудоустройство выпускников.

Кафедрой заключены договора о стратегическом партнерстве с обувными и кожгалантерейными предприятиями ЮФО, центром Метрологии, стандартизации и сертификации г. Ростова-на-Дону.

Федеральная государственная служба занятости населения по Ростовской области и ЮРГУЭС заключили соглашение о сотрудничестве на 2009 год. В рамках данного соглашения Департамент занятости и ЮРГУЭС:

Несмотря на трудности, которые характерны для всех отраслей легкой промышленности и предприятий сервиса, выпускники кафедры «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» и сегодня остаются востребованными.

На ближайшую перспективу (до 2020 г.) потребность в инженерах специальностей 260905 «Технология изделий из кожи» и 200503 «Стандартизация и сертификация» подтверждена письмами предприятий ЮФО и составляет более 1600 человек

На кафедре «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» есть такие выпускники, которыми она гордится.

Примером могут служить:

выпускница 1986 года Г.Ю. Волкова — кандидат технических наук, руководитель Центра проектирования обуви «Ортомода» и «Промышленного агентства моды «Дизайн-обувь»». Галина — эксперт моды, одна из наиболее успешных Российских дизайнеров обуви. Она проводит мастер — классы для молодых дизайнеров обуви, является продюсером конкурса Lineapelle Award Russia. Авторские работы Галины Волковой представлены на выставке в Милане. Галина Волкова является лауреатом многочисленных Международных и Всероссийских дизайнерских конкурсов, она продемонстрировала новый подход к самому понятию «наша обувь», поставив рядом с красотой и высоким стилем такую крайне важную деталь, как комфортность. Центр «Ортомода» стал первым в России использовать в своих разработках нанотехнологии, все это позволило ее руководителю подготовить к защите диссертацию на соискание ученой степени доктора наук;

выпускница 1994 года С.Ю. Кораблина — кандидат технических наук, заместитель директора Федерального государственного учреждения ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» (г. Москва);

Жалнина И.Д. — кандидат технических наук, доцент, ученый секретарь Федерального государственного учреждения ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» (г. Москва);

выпускница 1987 года Баландюк Н.М. — кандидат технических наук, ведущий модельер совместного российско-китайского предприятия, специализирующиеся по производству женской модельной обуви(г. Москва);

выпускник 1997 года В.О. Андрусенко — коммерческий директор фирмы «Греков» г. Ростов-на-Дону и др. Почти за 40 лет кафедрой «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» подготовлено свыше 3000 специалистов, востребованность в которых сохраняется все эти годы. И таких примеров множество, что подтверждает лишь тот факт — выпускники кафедры были востребованы вчера, востребованы сегодня и, что особенно важно будут востребованы и завтра.

Библиографическая ссылка

Ю.Д Мишин, Т.М. Осина, В.Т. Прохоров, Л.Б. Томилина, Е.В. Прохорова РЕКРЕАЦИЯ СИСТЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА — КАК НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ИХ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ОБЩЕСТВОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1583 (дата обращения: 29.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

В почете стажеры

По данным HeadHunter, в первом полугодии 2019 г. каждый месяц в течение одного дня на HeadHunter для молодежи было в среднем доступно 49 712 вакансий. Прирост вакансий для молодых в первом полугодии 2019 г. составил 19% в сравнении с аналогичным показателем 2018 г.

Однако молодые специалисты каждые 60 дней размещали на HeadHunter 451 803 резюме, конкуренция за одно рабочее место между ними была высока – 9,3 человека на одну вакансию в июне 2019 г. против 5,6 человека на одну вакансию в целом на рынке труда в том же месяце. Безработица среди молодежи в мае 2019 г., по данным Росстата, превышала общие показатели по рынку: 18,6% безработных молодых людей в возрасте до 25 лет против 5% безработных в других возрастных группах.

Вакансий для молодых специалистов по-прежнему меньше, чем претендующих на них молодых людей: рабочие места предлагают в основном крупные компании и этих рабочих мест относительно немного, малый и средний бизнес реже нанимает начинающих специалистов без опыта работы, объясняет Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления HeadHunter и соавтор исследования. Ситуация с трудоустройством молодежи, продолжает она, улучшилась благодаря тому, что крупные компании расширили программы стажировок и создали новые стажерские позиции, объясняет Святицкая.

Чаще всего, по данным HeadHunter, компании в первом полугодии 2019 г. искали стажеров в отдел телемаркетинга (11% от общего количества вакансий), в отдел персонала (7%), а также стажеров в отдел сбыта и стажеров-диспетчеров (по 3%).

Программы развития и стажировок не требуют больших финансовых затрат, зато помогают компаниям не упустить перспективных специалистов и избежать в будущем дефицита кадров, объясняет Татьяна Щелкалина, консультант по подбору персонала компании Ancоr Industry. Например, в «Сибуре», по данным пресс-службы компании, на штатные позиции устраивается около 60% стажеров, участвовавших в программах стажировок компании. На предприятиях «Северстали» в 2018 г. прошли практику 2054 студента, 679 из них остались работать в компании, сообщила пресс-служба «Северстали». По словам представителя компании, «Северсталь» нанимает не только молодых специалистов горно-металлургического профиля, но также IT-разработчиков и специалистов по data science.

Где молодые нарасхват

Исследование HeadHunter Students показало, что самый большой спрос на молодежь по-прежнему в сфере продаж. На долю вакансий для молодых приходится 39% от общего числа предлагаемых рабочих мест в этой сфере.

Молодых специалистов охотно берут на подобные должности, потому что для сотрудников, занимающих начальные позиции в отделах продаж, телемаркетинга, подбора персонала или же в call-центрах, есть готовые шаблоны с подробным описанием механизма работ, рассказывает Мария Дегтярева, руководитель группы консультантов по подбору персонала Ancor Consumer Goods. По ее словам, для выполнения повседневных задач сотруднику не требуется большой профессиональный опыт – важно только желание постоянно учиться. Тот, кто быстро учится, быстро двигается вперед: через 1–1,5 года хорошо зарекомендовавший себя молодой человек может рассчитывать на перевод в другое подразделение с повышением, делится она опытом.

Профессиональные качества молодых специалистов не столь важны, потому что у них нет профильного опыта: принести пользу они могут, если готовы учиться, работать на результат и не бояться ошибок, говорит Вильям Бекмуратов, руководитель центра по поиску кандидатов Kelly Services. Бекмуратов знает немало случаев, когда благодаря этим качествам быстро продвигались по карьерной лестнице молодые сотрудники, работающие в подразделениях по продажам крупных компаний.

По данным HeadHunter, в 25,8% вакансий в качестве требований для молодых указана грамотная письменная и устная речь, в 10% – навыки владения персональным компьютером, в 7,3% – навыки продаж. Требование аналитических навыков есть только в 1,4% вакансий. Зато 22% работодателей ждут от молодых ответственности, 10% – целеустремленности и стрессоустойчивости, 7% – исполнительности.

Требуются технари

В этом году все опрошенные «Ведомостями» рекрутеры отметили острую нехватку на рынке технических и инженерных кадров и сказали, что работодатели стали охотнее брать на эти должности молодых специалистов, предлагая им сначала стажировки, а потом трудоустройство в компании. По данным HeadHunter, в первом полугодии 2019 г. требование технического образования упоминалось в 31% вакансий, что на 5% превысило аналогичный показатель прошлого года.

Чаще всего компании нанимают молодых специалистов с техническим образованием на инженерные позиции в производстве, в подразделения технической эксплуатации и технической поддержки, а также в IT-подразделения, говорит Екатерина Токарева, региональный директор Kelly Services. Начинающие специалисты наиболее востребованы в сфере разработки искусственного интеллекта и его внедрения в разных отраслях, делится наблюдениями Бекмуратов. По данным исследования, в первом полугодии 2019 г. сильно вырос также спрос на специалистов в сфере data science (1050 созданных вакансий против 732 в тот же период в 2018 г.) и на специалистов в сфере machine learning (329 созданных вакансий против 214 в тот же период в 2018 г.).

Однако работодатели предъявляют к молодым технарям высокие требования: проверяют их диплом и знания, дают им на собеседованиях сложные математические и технические задачи, замечает Святицкая. Многие компании высоко ценят технических специалистов со знанием английского языка – работодатели хотят, чтобы молодой человек свободно читал и переводил техническую документацию, рассказывает Сафронов. Исследование показало, что в 92,5% вакансий для молодых с требованием знания иностранного языка указывается именно английский. В 4,8% вакансий в качестве требования указан китайский язык, в 2,4% – немецкий.

Зарплатные аппетиты

По данным HeadHunter Students, на старте карьеры зарплаты у большинства молодых людей небольшие. В Москве складской работник в начале карьеры получает 35 000 руб., специалист, обслуживающий клиентов, – 39 000 руб. маркетолог – 47 000 руб, юрист – 48 000 руб., финансист – 52 000 руб. Самые высокие стартовые зарплаты у разработчиков ПО – 65 000 руб.

Традиционно молодые люди просили на начальных позициях более высокие зарплаты, чем компании могли им предложить, но в этом году требования молодых стали более разумными, отмечает Анастасия Стасева, руководитель проекта YounGo хедхантинговой компании «Контакт». Обычно соискатели соглашаются на низкие стартовые зарплаты, когда в компании есть возможность быстрого карьерного роста, рассказывает Дегтярева. Ведущие компании, говорит она, предлагают молодым специалистам карьерные планы, в которых установлены показатели их производительности и сроки достижения этих показателей. Сотрудник знает, на каких условиях он получит повышение и в должности, и в зарплате. На самый быстрый рост могут рассчитывать IT-специалисты, гораздо медленнее растут в должности и зарплате молодые сотрудники госучреждений, научных и образовательных учреждений.

Исследование показало, что обычно зарплаты молодых специалистов сильно вырастают уже через три года работы: в Москве специалист по обслуживанию клиентов через три года работы получает 63 000 руб., маркетолог – 113 000 руб., финансист – 119 373 руб., юрист – 131 353 руб. Больше всех вырастут через три года зарплаты у разработчиков – до 178 387 руб.

Региональная специфика

В регионах спрос на молодых специалистов меньше и заработки их ниже, по данным исследования. Если в Москве в первом полугодии 2019 г. на долю вакансий для молодых пришлось 26% от всех опубликованных объявлений о работе, то в Приволжском округе – 18%, в Южном округе – 10%, в Санкт-Петербурге – 9%. Стартовые зарплаты молодых в регионах в среднем составляли 25 000–27 000 руб., хотя тоже быстро росли после трех лет работы.

В 2019 г. значительно улучшилась ситуация на рынке труда молодых специалистов Дальнего Востока, отмечает Святицкая. По ее мнению, сыграли роль госпрограммы социально-экономического развития региона. Сейчас молодые специалисты наиболее востребованы на Дальнем Востоке в нефтегазовой отрасли и нефтехимии, в сельском хозяйстве и судостроении, говорит Дегтярева. По данным исследования, прирост вакансий для молодежи в Хабаровске в первом полугодии 2019 г. составил 38% по отношению к первому полугодию 2018 г.

Не испытывают сложностей с трудоустройством и молодые специалисты Новосибирска, продолжает Дегтярева. В этом городе, по данным исследования, прирост вакансий для молодых составил за аналогичный период 24%. По наблюдениям Дегтяревой, молодые устраиваются в Новосибирске в филиалы крупных российских и международных компаний, где развита система стажировок и обучения. В Новосибирск в поисках работы приезжают даже выпускники из Омской области и Алтайского края.

О предоставлении мер социальной поддержки работникам организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ямало-Ненецкого автономного округа

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2015 года N 234-П
О предоставлении мер социальной поддержки работникам организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ямало-Ненецкого автономного округа

(с изменениями на 8 сентября 2020 года)

В целях реализации частей 2, 9 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 декабря 2014 года N 109-ЗАО «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 29.09.2015 N 932-П)

1. Утвердить:

Порядок предоставления мер социальной поддержки работникам организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно приложению N 1;

перечень должностей работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ямало-Ненецкого автономного округа, связанных с предоставлением социальных услуг, согласно приложению N 2;

перечень организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ямало-Ненецкого автономного округа, для предоставления мер социальной поддержки согласно приложению N 3.

(п. 1 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 29.09.2015 N 932-П)

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2014 года N 119-П «Об утверждении Положения о порядке оказания мер социальной поддержки молодым специалистам государственных учреждений в сфере социального обслуживания Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания в Ямало-Ненецком автономном округе».

3. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года.

4. Утратил силу. — Постановление Правительства ЯНАО от 12.02.2020 N 115-П.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ямало-Ненецкого
автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН

Приложение N 1. Порядок предоставления мер социальной поддержки работникам организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ямало-Ненецкого автономного округа

Приложение N 1

Утвержден
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 26 марта 2015 года N 234-П

I. Общие положения

1.1. Порядок предоставления мер социальной поддержки работникам организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — Порядок, автономный округ), установленных частями 2 — 7 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 декабря 2014 года N 109-ЗАО «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее — Закон от 01 декабря 2014 года N 109-ЗАО), регламентирует порядок выплат единовременного пособия, ежемесячного пособия работникам организаций социального обслуживания, находящимся в ведении автономного округа (далее — государственные организации), относящимся к категории молодых специалистов; единовременного пособия при назначении страховой пенсии по старости либо достижении возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 25.12.2015 N 1296-П, от 27.11.2018 N 1208-П, от 08.09.2020 N 1076-П)

1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:

молодой специалист — лицо в возрасте до тридцати лет включительно, имеющий документ об образовании и о квалификации, принятый на основное (постоянное) место работы по трудовому договору на неопределенный срок в государственные организации на должности, связанные с предоставлением социальных услуг, не имеющие стажа работы в организациях социального обслуживания в автономном округе независимо от организационно-правовой формы, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание в автономном округе, по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, на данных должностях на день приема на работу;

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 29.09.2015 N 932-П, от 12.02.2020 N 115-П)

должности, связанные с предоставлением социальных услуг, — должности, соответствующие наименованию должностей согласно перечню должностей работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ямало-Ненецкого автономного округа, связанных с предоставлением социальных услуг, утвержденному постановлением Правительства автономного округа;

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 25.12.2015 N 1296-П)

единовременное пособие молодому специалисту — единовременная денежная выплата, предоставляемая молодому специалисту по месту работы;

ежемесячное пособие молодому специалисту — пособие, выплачиваемое молодому специалисту ежемесячно в течение первых трех лет работы в государственной организации;

единовременное пособие при назначении страховой пенсии по старости либо достижении возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин — единовременная денежная выплата, предоставляемая работникам, местом основной работы которых являются государственные организации, при наличии стажа работы в указанных организациях не менее 10 лет;

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 29.09.2015 N 932-П, от 25.12.2015 N 1296-П, от 27.11.2018 N 1208-П)

абзац утратил силу. — Постановление Правительства ЯНАО от 08.09.2020 N 1076-П.

II. Порядок выплаты единовременного пособия молодым специалистам

2.1. Единовременное пособие молодым специалистам выплачивается на основании документа об образовании и о квалификации, трудового договора, заключенного между работодателем и работником, приказа работодателя о приеме на работу (назначении на должность) на должность, связанную с предоставлением социальных услуг, личного заявления молодого специалиста и оформляется приказом работодателя о выплате единовременного пособия.

2.2. Заявление направляется молодым специалистом руководителю государственной организации по истечении трех месяцев, но не позднее шести месяцев со дня приема на работу по трудовому договору на неопределенный срок в государственную организацию на должности, связанные с предоставлением социальных услуг. Заявление регистрируется в день его представления в указанную государственную организацию в порядке, установленном в указанной государственной организации правилами делопроизводства. Срок рассмотрения заявления — 3 рабочих дня с момента его регистрации в государственной организации.

(п. 2.2 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 25.12.2015 N 1296-П)

2.3. По результатам рассмотрения заявления руководителем государственной организации принимается одно из следующих решений:

— выплатить молодому специалисту единовременное пособие;

— отказать молодому специалисту в выплате единовременного пособия.

2.4. Основаниями для отказа в выплате единовременного пособия является несоответствие установленным частями 2 — 6 статьи 6 Закона от 01 декабря 2014 года N 109-ЗАО требованиям, предъявляемым к молодым специалистам.

Уведомление об отказе в выплате единовременного пособия направляется молодому специалисту в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления в государственной организации.

2.5. Срок издания приказа работодателя о выплате единовременного пособия — 10 рабочих дней с момента регистрации заявления в государственной организации.

2.6. Приказ работодателя о выплате единовременного пособия объявляется работнику под подпись в течение 3 рабочих дней со дня оформления приказа работодателем.

2.7. Единовременное пособие выплачивается молодому специалисту в течение одного месяца со дня издания приказа работодателя о выплате единовременного пособия.

III. Порядок выплаты ежемесячного пособия молодым специалистам

3.1. Ежемесячное пособие устанавливается молодому специалисту на основании документа об образовании и о квалификации, трудового договора, заключенного между работодателем и работником, приказа работодателя о приеме на работу (назначении на должность) на должность, связанную с предоставлением социальных услуг, личного заявления молодого специалиста.

3.2. Заявление направляется молодым специалистом руководителю государственной организации в срок, не превышающий 6 месяцев со дня приема на работу по трудовому договору на неопределенный срок в государственную организацию на должности, связанные с предоставлением социальных услуг. Заявление регистрируется в день его представления в указанную государственную организацию в порядке, установленном в указанной государственной организации правилами делопроизводства. Срок рассмотрения заявления — 3 рабочих дня с момента его регистрации в государственной организации.

(п. 3.2 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 25.12.2015 N 1296-П)

3.3. По результатам рассмотрения заявления руководителем государственной организации принимается одно из следующих решений:

— установить молодому специалисту ежемесячное пособие;

— отказать молодому специалисту в установлении и выплате ежемесячного пособия.

3.4. Основаниями для отказа в установлении и выплате ежемесячного пособия является несоответствие установленным частями 2 — 4 статьи 6 Закона от 01 декабря 2014 года N 109-ЗАО требованиям, предъявляемым к молодым специалистам.

Уведомление об отказе в установлении и выплате ежемесячного пособия с указанием причин направляется молодому специалисту в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления в государственной организации.

3.5. Срок издания приказа работодателя о выплате ежемесячного пособия — 10 рабочих дней с момента регистрации заявления в государственной организации.

3.6. Приказ работодателя об установлении ежемесячного пособия объявляется молодому специалисту под подпись в течение 3 рабочих дней со дня оформления приказа работодателем.

3.7. Выплата ежемесячного пособия молодому специалисту осуществляется с месяца, в котором издан приказ работодателя об установлении ежемесячного пособия молодому специалисту.

3.8. Выплата ежемесячного пособия молодому специалисту приостанавливается на основании заявления молодого специалиста к работодателю о предоставлении отпуска по беременности и родам, либо о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, либо об увольнении в связи с призывом на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования или заменяющей военную службы альтернативную гражданскую службу.

3.9. Срок издания приказа работодателя о приостановлении выплаты ежемесячного пособия — 3 рабочих дня с момента регистрации заявления, указанного в пункте 3.8 настоящего Порядка, в государственной организации.

3.10. Приказ работодателя о приостановлении выплаты ежемесячного пособия объявляется молодому специалисту под подпись в течение 3 рабочих дней со дня оформления приказа работодателем.

3.11. Выплата ежемесячного пособия молодому специалисту приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления о предоставлении отпуска по беременности и родам, либо о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, либо об увольнении в связи с призывом на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования или заменяющей военную службы альтернативную гражданскую службу.

3.12. Выплата ежемесячного пособия молодому специалисту возобновляется на основании заявления работника работодателю об окончании отпуска по беременности и родам, либо отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, либо поступления на работу после окончания военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях или заменяющей военную службу альтернативной гражданской службы.

3.13. Выплата ежемесячного пособия молодому специалисту возобновляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда работник приступил к работе после отпуска по беременности и родам, либо отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, либо поступил на работу после окончания военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях или заменяющей военную службу альтернативной гражданской службы, но не более чем до достижения возраста 31 года.

IV. Порядок предоставления единовременного пособия при назначении страховой пенсии по старости либо достижении возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 29.09.2015 N 932-П, от 27.11.2018 N 1208-П)

4.1. Единовременное пособие при назначении страховой пенсии по старости либо достижении возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин выплачивается работникам на основании трудового договора, заключенного между работодателем и работником, личного заявления и документа, подтверждающего назначение страховой пенсии по старости для работников, получающих пенсию по старости.

(п. 4.1 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 27.11.2018 N 1208-П)

4.2. Заявление и копия документа, подтверждающего назначение страховой пенсии по старости (только для работников, получающих пенсию по старости), направляются руководителю государственной организации. Заявление регистрируется в день его представления в указанную государственную организацию в порядке, установленном в указанной государственной организации правилами делопроизводства. Срок рассмотрения заявления — 3 рабочих дня с момента регистрации в государственной организации.

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 25.12.2015 N 1296-П, от 27.11.2018 N 1208-П)

4.3. По результатам рассмотрения заявления руководителем государственной организации принимается одно из следующих решений:

— выплатить единовременное пособие;

— отказать в выплате единовременного пособия.

4.4. Основаниями для отказа в выплате единовременного пособия является несоответствие установленным частью 7 статьи 6 Закона от 01 декабря 2014 года N 109-ЗАО требованиям, предъявляемым к работникам государственных организаций.

4.5. Уведомление об отказе в выплате единовременного пособия направляется работнику государственной организации в течение 5 рабочих дней с момента регистрации заявления в государственной организации.

4.6. Срок издания приказа работодателя о выплате единовременного пособия — 5 рабочих дней с момента регистрации заявления в государственной организации.

4.7. Приказ работодателя о выплате единовременного пособия объявляется работнику под подпись в течение 3 рабочих дней со дня оформления приказа работодателем.

4.8. Выплата единовременного пособия осуществляется в течение одного месяца со дня издания приказа работодателя о выплате единовременного пособия.

V. Порядок предоставления компенсационной выплаты на оздоровление. — Утратил силу

Утратил силу. — Постановление Правительства ЯНАО от 08.09.2020 N 1076-П.

Приложение N 2. Перечень должностей работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ямало-Ненецкого автономного округа, связанных с предоставлением социальных услуг

Приложение N 2

Утвержден
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 26 марта 2015 года N 234-П

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 29.09.2015 N 932-П)

1. Воспитатель.

3. Заведующий отделением.

4. Инструктор по лечебной физкультуре, инструктор по физической культуре.

5. Инструктор по труду, инструктор по трудовой терапии.

6. Культорганизатор.

7. Логопед (учитель-логопед, учитель-дефектолог).

8. Медицинская сестра (включая старшую).

9. Музыкальный руководитель.

10. Педагог-психолог.

11. Психолог (включая ведущего).

12. Социальный педагог.

13. Социальный работник.

14. Специалист по социальной работе.

15. Юрисконсульт (в отделении социально-правовой помощи, консультативном отделении, отделении временного пребывания несовершеннолетних, отделении помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации).

16. Учитель изобразительного искусства (педагог дополнительного образования).

17. Фельдшер.

Приложение N 3. Перечень организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ямало-Ненецкого автономного округа, для предоставления мер социальной поддержки

Приложение N 3

Утвержден
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 26 марта 2015 года N 234-П

N п/п

Наименование организаций

Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие» в муниципальном образовании город Салехард»

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании город Салехард»

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании город Лабытнанги»

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социальной помощи семье и детям «Садко» в муниципальном образовании город Новый Уренгой

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 10.10.2018 N 1036-П)

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании город Новый Уренгой»

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения «Гармония» в муниципальном образовании город Ноябрьск

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 10.10.2018 N 1036-П, от 30.10.2019 N 1141-П)

Утратил силу с 1 января 2020 года. — Постановление Правительства ЯНАО от 30.10.2019 N 1141-П

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании город Муравленко»

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения «Елена» в муниципальном образовании город Губкинский»

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Добрый свет» в муниципальном образовании Надымский район»

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг» в муниципальном образовании Надымский район»

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Приуральский район»

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения «Забота» в муниципальном образовании Тазовский район»

Утратил силу. — Постановление Правительства ЯНАО от 14.08.2019 N 876-П

Утратил силу. — Постановление Правительства ЯНАО от 07.08.2020 N 951-П

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Пуровский район»

Утратил силу. — Постановление Правительства ЯНАО от 14.08.2019 N 876-П

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения «Милосердие» в муниципальном образовании Красноселькупский район»

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Ямальский район»

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Харпский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Мядико»

Гарантии молодым специалистам сильно различаются в зависимости от отрасли, а также от того, в чьем ведении находится соответствующая организация-работодатель. В российском законодательстве даже отсутствует единое понятие «молодой специалист». В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».

К общим гарантиям в соответствии со статьей 165 Трудового кодекса РФ отнесены те, которые предоставляются при приеме на работу, при переводе на другую работу, по оплате труда. К специальным относятся гарантии, предоставляемые в следующих случаях:

а) при направлении в служебные командировки (ст. 167, 168, 168.1 ТК РФ);

б) при переезде на работу в другую местность (ст. 169 ТК РФ);

в) при исполнении государственных или общественных обязанностей (гл. 25 ТК РФ);

г) при совмещении работы с обучением (гл. 26 ТК РФ);

д) при вынужденном прекращении работы не по вине работника (ст. 234 ТК РФ);

е) при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

ж) в некоторых случаях прекращения трудового договора (ст. 178, 180, 181 ТК РФ);

з) в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника (ст. 234 ТК РФ).

Основные гарантии трудовых прав молодого специалиста предусмотрены в Трудовом кодексе РФ. В статье 70 ТК РФ определен перечь лиц, в отношении которых испытание при приеме на работу не устанавливается. К их числу относятся и молодые специалисты.

Выплаты и льготы молодым специалистам государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливаются на региональном уровне.

«Федеральное законодательство предоставляет органам власти субъектов РФ право устанавливать дополнительные гарантии, компенсации и иные меры социальной поддержки для молодых специалистов — выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования — в целях привлечения их к педагогической работе.

На практике это чаще всего те или иные виды выплат, доплат, компенсаций, льготы по предоставлению жилья. Так, например, Закон Саратовской области от 3 августа 2011 г. N 96-ЗСО «О социальной поддержке молодых специалистов учреждений бюджетной сферы в Саратовской области» устанавливает наличие одновременно следующих условий для предоставления социальной поддержки молодым специалистам (кроме медицинских — для них в указанном Законе предусмотрены отдельные условия, схожие с общими):

— молодой специалист окончил образовательную организацию высшего образования в 2011 году или в последующие годы;

— молодой специалист обратился за получением социальной поддержки в возрасте до 30 лет (включая день исполнения 30 лет);

— молодой специалист в течение 3 месяцев со дня окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования (образовательной организации) (не считая периода отпуска по беременности и родам; периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; периода прохождения военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы) приступил к работе в учреждении бюджетной сферы по специальности (должности) в соответствии с полученной квалификацией (направлением подготовки, профилем, специализацией, магистерской программой), определенной Перечнем;

— молодой специалист работает по трудовому договору в учреждении бюджетной сферы по специальности (должности) в соответствии с полученной квалификацией, определенной Перечнем, не менее одного года после дня окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования (образовательной организации высшего образования);

— работа по специальности (должности) в соответствии с полученной квалификацией, определенной Перечнем, является основным местом работы молодого специалиста.

Размер единовременной денежной выплаты составляет за первый год работы — 40 000 рублей, за второй год работы — 35 000 рублей, за третий год работы — 30 000 рублей. Выплата производится по письменному заявлению молодого специалиста один раз в год независимо от количества замещаемых по совместительству (совмещению) должностей в одном либо нескольких учреждениях бюджетной сферы.

Другой пример — Постановление Администрации г. Иркутска от 16 апреля 2019 г. N 031-06-280/9 «О Порядке предоставления дополнительной меры социальной поддержки отдельных категорий граждан из числа педагогических работников в виде единовременной денежной выплаты и об отмене некоторых муниципальных правовых актов». Оно предоставляет право на получение выплаты следующим педагогическим работникам:

— возраст которых составляет до 30 лет включительно на день подачи заявления о предоставлении выплаты;

— получившим диплом о среднем профессиональном образовании или диплом о высшем образовании, дающий право занимать должность педагогического работника в муниципальной образовательной организации Иркутска по основному месту работы;

— приступившим к работе в муниципальной образовательной организации г. Иркутска по основному месту работы по должности педагогического работника не позднее 1 декабря года, в котором им выдан диплом, или находящимся в трудовых отношениях с муниципальной образовательной организацией г. Иркутска по основному месту работы в должности педагогического работника на день выдачи им диплома;

— имеющим объем учебной нагрузки по должности педагогического работника не менее половины нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы;

— обратившимся с заявлением о предоставлении выплаты не позднее 15 декабря года, в котором им выдан диплом.

Размер выплаты составляет 100 000 рублей».

Еще один пример — Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. N 728-132 «О мерах социальной поддержки работников государственных образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и учреждений здравоохранения, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». В нем предусмотрена поддержка молодых специалистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *