Мобилизация доходов бюджета

Проблема оптимизации бюджетных расходов, повышения эффективности использования средств бюджетов разного уровня, остается одной из самых острых. Особенно значима это проблема для образовательной отрасли.

За 9 месяцев 2002 года расходы муниципальных бюджетов на образование составили 168 млрд. руб., или 35% от текущих расходов местных бюджетов. По отдельным муниципалитетам доля расходов по разделу «Образование» превышает 50% расходов их бюджетов.

Сейчас активно обсуждается законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Рассматривается предложение по отнесению части расходов на образование к государственным полномочиям, что представляется вполне справедливым. Именно зароботная плата будет являться основой при расчете госполномочий. Разрабатываемые изменения в законодательстве, при которыхзароботная плата педагогическим работникам учреждений образования будет выплачиваться не с муниципального уровня, а с уровня субъекта Федерации, не делает проблему оптимизации расходов, в том числе и на заработную плату, менее острой.

Возможности оптимизации бюджетных расходов в образовании (.pdf, 1,1Мб)

Журнал «Финансы», №5, 2003

Работа над формированием бюджета должна включать в себя
как мобилизацию доходов, так и оптимизацию расходов,
заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
«Очевидно, что пути основных два –
это работа с расходной и доходной частью бюджета.
Оба пути непростые, о них нужно думать и ими заниматься,
они требуют комплексных решений», — сказал он.

В словаре Ожегова мобилизация трактуется как приведение чего-либо в состояние, обеспечивающее успешное выполнение какой-либо задачи.
Мобилизация доходов местного бюджета – это мероприятия направленные на дополнительное привлечение доходов в бюджет.
Изыскание и привлечение дополнительных резервов роста налоговых и неналоговых доходов способствует дополнительному наполнению местных бюджетов, созданию условий для развития бизнеса и реализации различных социально-ориентированных муниципальных программ.
В целях проведения согласованной политики по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджет района, снижения недоимки по платежам в бюджет, координации действий по работе с предприятиями города и района в целом, имеющими неудовлетворительные экономические показатели специалисты Финансового управления администрации МО «Камызякский район» принимают участие в работе следующих комиссий:
— межведомственной комиссии по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Камызякского района и легализации заработной платы на территории Камызякского района;
— комиссии по адаптации неформального рынка труда и борьбе с нарушениями трудовых прав работников;
— комиссии по мобилизации доходов в бюджеты поселений.
Результатом такой работы стало то, что на протяжении последних нескольких лет бюджет Камызякского района демонстрирует положительную тенденцию: увеличивается доходная часть бюджета района и выполняются практически все принятые расходные обязательства.

О плане мероприятий по мобилизации доходов и оптимизации расходов МО Камызякский район на период 2014-2016 гг (Постановление от 31.03.2014 № 594)

Отчет по Плану мероприятий 48-ПР на 01.04.2014

Отчет по Плану мероприятий 48-ПР на 01.07.2014

Сбалансированность местных бюджетов является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В основе понятия сбалансированности лежит соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита .
Предлагаемые нами мероприятия можно назвать тремя шагами к обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Первый шаг нацелен на мобилизацию доходов местных бюджетов, второй – на рационализацию расходов, третий шаг поможет выявить источники финансирования дефицита местного бюджета.
I. Мобилизация доходов местных бюджетов
1. Мероприятия по увеличению поступлений местных налогов. Важным источником мобилизации доходов местного бюджета является увеличение поступлений от местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог).
В целях увеличения доходов местного бюджета, а также организации контроля за начислением и поступлением земельного налога и налога на имущество физических лиц необходимо осуществление следующих мер:
А. Проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению.
Б. Содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами.
В. Установление экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам.
В целях обеспечения полноты учета налогоплательщиков представляется целесообразным проведение органами местного самоуправления работы по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также разъяснительной работы с физическими лицами, которые являются потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
С целью формирования объективной информации о строениях и сооружениях на территории муниципального образования органам местного самоуправления следует создать в соответствии с требованиями статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы градостроительной деятельности, что также позволит своевременно выявлять вновь построенные объекты, на которые в установленном порядке не оформлены права собственности.
2. Рационализация перечня действующих льгот и их соответствие общественным интересам. В целях реализации прав органов местного самоуправления по установлению налоговых льгот рекомендуется утвердить порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности, а также предусмотреть введение процедуры запрета по рассмотрению проектов решений, предусматривающих предоставление и пролонгацию налоговых льгот без соответствующей оценки.
При этом критерии оценки эффективности предоставления налоговых льгот должны исходить из обязательности выполнения следующих условий:
А.Обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для муниципальных образований направлений хозяйственной деятельности и стимулирование участия в реализации программ социально-экономического развития муниципального образования.

Б.Создание необходимых экономических условий для развития инновационной и инвестиционной деятельности.
В.Оказание благоприятных экономических условий для деятельности предприятий, применяющих труд социально-незащищенных категорий населения.
Кроме того, рекомендуется в случае необходимости использовать практику замены предоставления налоговых льгот либо адресным финансированием с отражением в расходной части местного бюджета, либо предоставлением инвестиционного налогового кредита.
3. Мероприятия по привлечению дополнительных неналоговых доходов местных бюджетов. В целях увеличения доходной части местных бюджетов необходимо разработать комплекс мер по поступлению неналоговых доходов, так как муниципальные образования имеют реальные возможности по мобилизации неналоговых доходов.
3.1. Увеличению доходов от использования муниципального имущества способствует систематизация сведений о его наличии и использовании. В этой связи рекомендуются следующие мероприятия:
– проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности, с целью выявления неиспользованного (бесхозного) и установление направления эффективного его использования;
– определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование;
– выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;
– установление перечня имущества, подлежащего передаче под залог, в доверительное управление и расчет объемов доходов, поступающих в бюджет;
– утверждение программы приватизации муниципального имущества и поступления средств в бюджет;
– осуществление учета доходов по акциям, другим формам участия в капитале, в том числе от распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности предприятий, находящихся в муниципальной собственности.
3.2. С целью обеспечения поступления в местный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, необходимо провести следующие мероприятия:
– принять нормативные правовые акты о порядке и размерах зачисления в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий;
– внедрять методы бюджетирования в управлении хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий, направленные на увеличение прибыли;
– установить контроль со стороны органа местного самоуправления за формированием и расходованием резервных фондов муниципальных унитарных предприятий, использованием амортизационных отчислений.
3.3. В целях мобилизации доходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, рекомендуется предусмотреть установление заданий по объемам привлечения дополнительных средств муниципальными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, без ущерба размеру и качеству услуг, предоставляемых населению бесплатно.
При этом важным фактором должен явиться консолидированный учет доходов бюджетных учреждений из всех источников финансирования, включая доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и осуществление покрытия расходов бюджетных учреждений за счет всех их доходов.
3.4. В целях увеличения поступлений неналоговых доходов местных бюджетов органам местного самоуправления муниципальных образований необходимо организовать работу по привлечению дополнительных средств в местный бюджет путем:
– установления размеров платы за пользование бюджетными средствами, предоставляемыми на возвратной и возмездной основе;
– начисления процентов в случае продления срока по предоставленным ранее отсрочкам и рассрочкам платежей;
– установления ответственных администраторов неналоговых доходов и определения требований к их деятельности;
– назначения представителей муниципального образования в акционерные общества с долями муниципального образования для защиты интересов муниципального образования;
– планирования поступлений в местный бюджет от возврата дебиторской задолженности прошлых лет.
3.5. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. предусматривается возможность введения самообложения граждан муниципального образования. Действие указанной статьи наиболее актуально и эффективно применимо в сельских поселениях.
Для установления самообложения граждан требуется принятие местных нормативных правовых актов представительного органа, местной администрации и решение референдума (схода граждан), которые должны решить следующие вопросы:
– определение размеров платежей, плательщиков, льготных категорий граждан;
– установление сроков уплаты, целей и порядка использования собранных средств, а также введение санкций при нарушении сроков уплаты;
Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с уставом муниципального образования.
II. Мероприятия по рационализации расходов местных бюджетов
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием рационального объема средств .
При подготовке мероприятий по рационализации расходов местных бюджетов следует исходить из того, что основными условиями рационального и эффективного расходования бюджетных средств являются следующие:
1. Соблюдение принципов разграничения расходных обязательств. Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который определяет право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе определять формы и направления расходования средств местных бюджетов (за исключением расходов, финансируемых за счет бюджетов других уровней) .
В этой связи расходные обязательства местных бюджетов включают расходы по вопросам местного значения муниципальных образований, определенные в соответствии со статьями 14–16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в зависимости от видов муниципальных образований.
Кроме того, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусматривается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из соответствующих бюджетов.
При этом следует иметь в виду, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий только в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, имущество, находящееся в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случаях, определенных статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
В этой связи необходимо предусмотреть процедуру передачи (завершения передачи) органам власти субъектов Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества муниципальных организаций и бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере вопросов, относящихся к полномочиям органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях рационализации расходов местных бюджетов и повышения качества предоставляемых бюджетных услуг целесообразно заключать соглашения между муниципальными районами и поселениями, находящимися на их территории, о передаче осуществления части своих полномочий за счет субвенций из соответствующих бюджетов.
2. Составление и ведение реестра расходных обязательств муниципального образования.
В целях выполнения функций и задач органов местного самоуправления при проведении оценки расходных обязательств рекомендуется осуществить следующие мероприятия:
– определить объемы, структуру и размеры бюджетных расходов в соответствии с направлениями использования и поставленными целями;
– утвердить перечень мероприятий, программ, проектов, а также категорий получателей бюджетных средств;
– установить конкретный порядок финансового обеспечения и исполнения расходных обязательств;
– утвердить методики оценки стоимости расходных обязательств.
Следует обязательно предусмотреть утверждение порядка учета показателей среднесрочного финансового плана при подготовке решения о бюджете на очередной финансовый год.
3. Внедрение принципа бюджетирования, ориентированного на результат. Важнейшим направлением совершенствования системы управления бюджетными расходами является внедрение в бюджетный процесс принципов бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках внедрения указанных принципов важными факторами являются:
– создание системы учета потребности в предоставляемых услугах муниципального образования;

– оценка и анализ причин отклонений утвержденных годовых показателей расходов от фактических затрат в результате исполнения местного бюджета за три предшествующих года;
– внедрение механизмов формирования расходной части бюджета, обеспечивающих взаимоувязку объемов бюджетного финансирования с системой мер, направленных на достижение заданных результатов;
– стимулирование органов управления, их структурных подразделений к поиску резервов повышения эффективности бюджетных расходов;
– создание системы мониторинга и результативности оказываемых бюджетных услуг для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы и оценки эффективности бюджетных расходов на основе анализа степени достижения конечных результатов;
– утверждение стандартов качества предоставления бюджетных услуг по их видам и порядку оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг установленным стандартам;
При этом для усиления роли показателей количества и качества бюджетных услуг в бюджетном планировании, рекомендуется провести инвентаризацию бюджетных услуг, по результатам которой определить их оптимальный перечень.
В этой связи рекомендуется организовывать проведение опросов среди населения муниципального образования с целью выявления предпочтений, определения приоритетов в структуре бюджетных услуг, а также при осуществлении оценки результатов деятельности учреждений бюджетной сферы и муниципальных органов управления.
4. Проведение оценки эффективности бюджетных расходов. Для осуществления этой работы необходимо провести функциональный и количественный анализ бюджетного сектора, который заключается в составлении сравнительных таблиц фактически достигнутых производственных показателей бюджетных учреждений, осуществляющих функции в сферах, относящихся к вопросам местного значения и нормативов обеспечения соответствующими бюджетными услугами.
По результатам такого анализа следует составить примерный план оптимизации бюджетного сектора включающий в себя следующие мероприятия:
1. Проведение оценки потребности в бюджетных учреждениях с учетом необходимой потребности и обеспеченности муниципальными услугами.
2. Перепрофилирование бюджетных учреждений, не соответствующих требованиям ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ и не востребованное органами государственной власти.
3. Присоединение отдельных учреждений (объединение нескольких) к другим организациям или ликвидация учреждений.
5. Расходование бюджетных средств с учетом организации межмуниципального сотрудничества. Объединение усилий муниципальных образований целесообразно для решения крупных хозяйственных проблем, вопросов предоставления социальных услуг, требующих значительных финансовых и материальных ресурсов, например: а) управление объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, подачи газа, местным общественным транспортом; б) организация содержания дорог, сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов; в) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений; г) оказание медицинских услуг; д) предоставление дошкольного и общего среднего образования; е) создание межмуниципальных средств массовой информации и. т.д.
Межмуниципальное сотрудничество для решения вопросов местного значения осуществляется путем создания межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью или некоммерческих организаций для решения вопросов местного значения.
6. Рационализация бюджетных расходов путем проведения конкурсов по муниципальным закупкам в рамках муниципального заказа. Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета и размещается на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Именно для этого была разработана система практических мер и процедур, которые бы обеспечивали выполнение данной задачи, получившая наименование «прокьюремент».
Прокьюремент можно определить как совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально удовлетворить потребности покупателя при проведении закупочной кампании посредством конкурсных закупок.
7. Мониторинг и контроль за расходами местного бюджета. Следует уделить особое внимание формированию эффективной структуры органов местного самоуправления, органов управления муниципальными предприятиями, учреждениями, исключая дублирующие функции данных органов с целью сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления и аппарата управления муниципальными предприятиями и учреждениями.
III. Мобилизация источников финансирования дефицита местного бюджета
При недостаточном обеспечении доходными источниками принятых расходных обязательств местный бюджет утверждается с дефицитом в пределах норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При этом муниципальное образование определяет возможные источники покрытия дефицита местного бюджета.
Одним из основных источников финансирования дефицита местного бюджета являются поступления от продажи муниципальной собственности, в том числе земельных участков.
При этом следует иметь в виду, что данные поступления нельзя рассматривать в качестве постоянного источника финансирования дефицита местного бюджета, так как они носят единовременный характер.
Привлечение кредитных ресурсов необходимо осуществлять по наиболее выгодным условиям их предоставления, используя практику проведения конкурсов среди кредитных организаций.
Рекомендуется использовать муниципальные ценные бумаги, как источники финансирования дефицита местного бюджета. Очевидно, что это имеет ряд преимуществ перед заемными средствами в кредитных организациях, в том числе по стоимости выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами, регистрации активов и оформлению гарантированного обеспечения.
Предложенные мероприятия позволят органам местного самоуправления планомерно осуществлять:

1. Повышение качества управления бюджетным процессом;
2. Активизацию механизмов оздоровления муниципальных финансов;
3. Создание условий для обеспечения устойчивого исполнения местных бюджетов;
4. Повышение эффективности и результативности работы органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса;
5. Выявление внутренних резервов экономии расходов и увеличения доходов местных бюджетов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2007 года N 157-П

О Комиссии по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия

О Комиссии по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия

(с изменениями на 2 мая 2017 года)

Глава Республики Карелия С.Л.Катанандов

Положение о Комиссии по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия

Утверждено постановлением
Правительства Республики Карелия
от 24 октября 2007 года N 157-П
(в редакции постановления
Правительства Республики Карелия
от 24 декабря 2010 года N313-П)

1. Комиссия по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия (далее — Комиссия) является органом, образуемым Правительством Республики Карелия для проведения работы с налогоплательщиками в части обеспечения поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия, а также погашения задолженности в консолидированный бюджет Республики Карелия и внебюджетные фонды.
2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия, законами Республики Карелия, указами и распоряжениями Главы Республики Карелия, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Карелия, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Комиссии являются:
1) проведение работы с руководителями хозяйствующих субъектов по погашению задолженности по обязательным платежам, зачисляемым в консолидированный бюджет Республики Карелия и страховым взносам во внебюджетные фонды, проведение работы по своевременной выплате заработной платы;
2) проведение работы с субъектами малого и среднего предпринимательства по легализации доходов в целях увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Карелия;

3) проведение работы с организациями, допустившими снижение платежей в консолидированный бюджет Республики Карелия, по результатам мониторинга платежей в консолидированный бюджет Республики Карелия и задолженности по ним.
4. Комиссия для выполнения возложенных на нее задач:
1) рассматривает вопросы о состоянии расчетов по налоговым и неналоговым платежам в консолидированный бюджет Республики Карелия и страховым взносам организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Карелия;
2) направляет предложения в соответствующие органы о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков по вопросам уплаты налогов и иных обязательных платежей при наличии оснований.
5. Комиссия имеет право:
1) запрашивать в установленном порядке у органов исполнительной власти Республики Карелия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Карелия, необходимые для деятельности Комиссии материалы;
2) приглашать для участия в работе Комиссии представителей органов исполнительной власти Республики Карелия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Карелия, по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
3) вносить предложения органам исполнительной власти Республики Карелия, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, руководителям организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Карелия, по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
4) направлять материалы о своей работе в средства массовой информации.
6. Состав Комиссии утверждается распоряжением Правительства Республики Карелия.
7. Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии, а в его отсутствие — заместитель председателя Комиссии. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
8. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.
Решения, принимаемые на заседаниях Комиссии, оформляются протоколами.
9. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство финансов Республики Карелия.

(Положение в редакции Постановления Правительства Республики Карелия от 2 мая 2017 года N 138-П

Текст сверен по:
официальная рассылка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *