Многооборотная транспортная тара и ее эффективность

Жесткая тара – ящики (коробки), контейнеры и поддоны А. Рикошинский

В соответствии с нормативно-технической документацией тара (упаковка) определяется как средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и потерь и облегчающих процесс обращения товаров. Под процессом обращения понимают транспортировку, складирование, хранение и реализацию товарной продукции. Тара (упаковка) может быть классифицирована по различным критериям: назначению, материалу, составу, конструкции, технологии производства. В свою очередь по функциональному назначению тару можно подразделить на производственную, транспортную, потребительскую, специальную (консервирующую).

С точки зрения складской технологии интерес представляет «транспортная тара» – самостоятельная транспортная единица, предназначенная для перевозки, комплектации, складирования и хранения продукции. Транспортная тара может рассматриваться как одна из разновидностей складского оборудования; она обеспечивает необходимую защиту главным образом от механических повреждений при транспортировке и хранении упакованного груза. По конструкции она бывает жесткой, т. е. сохраняющей форму, или мягкой. К транспортной таре также относятся выполненные из различных материалов ящики, контейнеры, поддоны, бочки, барабаны, фляги, мешки и др. Отметим, что на организацию логистического процесса большое влияние оказывает и материал, из которого изготовлена тара (стекло, дерево, металл, полимер, бумага, картон и т. д.). В складском хозяйстве больше распространена жесткая тара. Она может классифицироваться разными способами, но наиболее широко применяют ящики (коробки), контейнеры и поддоны.

Мягкие контейнеры – биг-бэги

Ящик – это жесткая или полужесткая тара, имеющая, как правило, форму параллелепипеда, с крышкой или без нее, изготовленная из дерева, металла, пластмассы, картона и т. п. Габаритные размеры ящиков унифицированы. В частности, согласно существующему ГОСТ 14861–91 типы и исполнение производственной металлической и деревянно-металлической тары должны соответствовать параметрам, перечисленным ниже.

Тип Исполнение
1 – ящичная 1 – с опорами без крышки;
2 – с опорами с крышкой;
3 – с опорами сетчатая без крышки;
4 – с опорами сетчатая с крышкой;
5 – без опор без крышки;
6 – без опор с крышкой
2 – ящичная с опорами с открывающейся стойкой 1 – без крышки;
2 – с крышкой;
3 – сетчатая без крышки;
4 – сетчатая с крышкой
3 – ящичная без опор с открытыми стойками 1 – с одной открытой стенкой;
2 – с двумя открытыми стенками
4 – каркасная
5 – стоечная
6 – складная 1 – с опорами и крышкой;
2 – с опорами и крышкой сетчатая

Основные параметры и размеры тары в мм исполнений 1…4 должны соответствовать указанным на рисунке и в таблице.

По определению Международной организации по стандартизации (ISO), грузовой контейнер – это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3. Контейнеры, пригодные для затаривания продукции разных типов, называются универсальными, а контейнеры, предназначенные для затаривания продукции одного типа или одного наименования, – специальными. Главное в контейнере независимо от его конструкции, материала и назначения – это унификация габаритных размеров, позволяющая стандартизировать их перевозку и складирование. Уже упомянутая организация ISO выпустила рекомендации по унификации размеров контейнеров. Так, для крупнотоннажных контейнеров является обязательным, чтобы их ширина и высота были одинаковыми и составляли 2438 мм.

Длина наибольшего контейнера должна равняться 12 192 мм, а для меньших контейнеров предусмотрена кратность, равная 0,75, 0,5 и 0,25 длины этого наибольшего контейнера. Унифицируются также размеры дверного проема и фитинги для закрепления строп и для крепления контейнеров к транспортному средству и друг с другом.

В соответствии с ГОСТ 18477–79 (СТ СЭВ 772–83) основные параметры универсальных контейнеров должны соответствовать указанным ниже.

* Определяют расчетом в зависимости от принятой высоты контейнера.
** Параметры учитывают при проектировании подвижного состава.
*** Повышение массы брутто контейнеров с 5 до 6 т осуществляют в сроки, устанавливаемые нормативными документами транспортных министерств.

Поддоны (паллеты) – горизонтальная площадка (настил), приспособленная для погрузочно-разгрузочных работ с помощью вилочного погрузчика (вилочной тележки). Как и грузовые универсальные контейнеры, поддоны являются многооборотной тарой. Различают двухзаходные поддоны, обеспечивающие возможность вилочного подхвата с двух противоположных сторон, и четырехзаходные с возможностью вилочного подхвата со всех сторон. Поддоны бывают плоские, стоечные, ящичные; однонастильные, двухнастильные; разборные, неразборные; деревянные, пластмассовые, металлические, комбинированные.

Для плоских поддонов унификация тары по типоразмерам базируется на модульной системе, в которой за основу берется площадь плоских поддонов, составляющая для стран – членов ИСО 1200х800, 1000х800 и 1200х1000 мм. Принцип создания унифицированных размеров состоит в том, что площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары. В соответствии с ГОСТ 9078–84 (СТ СЭВ 317–76) основные параметры и размеры поддонов представлены в таблице.

Тип поддона и наименование Основной размер BхL, мм Назначение
П2 – однонастильный двухзаходный
П4 – однонастильный четырехзаходный
2П4 – двухнастильный четырехзаходный
2ПО4 – двухнастильный четырехзаходный с окнами в нижнем настиле
800х1200; 1000х1200 Для обращения на всех видах транспорта и внешнеторговых перевозок, преимущественно для транспортировки и складской грузопереработки в общегосударственной системе материально-технического снабжения
2ПВ2 – двухнастильный двухзаходный с выступами 800х1200; 1000х1200 Для обращения на всех видах транспорта и внешнеторговых перевозок
2ПВ2 – двухнастильный двухзаходный с выступами 1200х1600; 1200х1800 Для обращения на водном транспорте, железнодорожном транспорте на открытом подвижном составе и автомобильном транспорте и внешнеторговых перевозок

Характер груза и тара, в которой он хранится, определяют набор техники для проведения погрузочных операций и весь технологический процесс складской обработки. В настоящее время особенно популярной стала унифицированная тара. Ее использование сокращает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, повышает качество хранения, эффективность поиска и, что главное, позволяет достичь высокого уровня механизации и автоматизации.

Унифицированная тара в зависимости от назначения может быть разнообразной, но современные системы стеллажного складирования во все более широких масштабах ориентируются на применение плоских поддонов или контейнеров, созданных на их основе. В свою очередь при производстве контейнеров и поддонов в последние годы весьма успешно развивается такое направление, как замена традиционных материалов – дерева и металла на пластмассу.

Применение пластмассы имеет ряд преимуществ перед деревом: такая тара существенно легче, обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением динамическим нагрузкам, не требует систематического ремонта, легко очищается, надежно предохраняет продукцию от внешних воздействий, у нее красивый внешний вид и более продолжительный срок службы. Пластмассовая тара рассчитана на работу в широком интервале температур – от –20 до + 80 °С, устойчива к большинству химикатов, кислотам и топливно-смазочным материалам. Ее можно выполнять в антистатическом варианте. Пластмассовая тара легко штабелируется в несколько ярусов, занимая при складировании минимальную площадь.

Особый интерес представляют полимерные контейнеры, изготовленные на базе поддонов из пластмассы или дерева, поскольку они обеспечивают полную сохранность перевозимой продукции (имеется возможность их пломбирования). Подобные контейнерные системы (марка POLYBOX®) выпускает, в частности, Холдинговая компания SEDON.

Дно, стенки, крышку контейнера изготавливают из ударопрочного полимерного материала, затрудняющего доступ к перевозимой продукции, они могут быть выполнены в любой цветовой гамме. На контейнер также может быть нанесена информация служебного, рекламного характера. При перевозке и хранении в порожнем состоянии эта тара занимает небольшой объем. Для удобства выемки продукции стенки контейнера могут выполняться с боковым клапаном и зависимости от назначения разной толщины по требованиям заказчика. Тару отличает повышенная влагостойкость и возможность штабелирования в 1…4 яруса без дополнительных стеллажей и прокладок.

Основные способы изготовления пластмассовой тары – литье под давлением, термоформование, ротационное формование, штамповка и прессование с применением сварки – определяют такие ее преимущества, как возможность варьировать форму и конструкцию, что обеспечивает более рациональное затаривание продукции. Кроме того, пластмассовая тара более экологична – ее изготовление предполагает возможность вторичной переработки и использование бытовых и промышленных отходов.

Основной недостаток пластмассовых контейнеров и паллет – их несколько более высокая стоимость по сравнению с тарой, изготовленной из традиционных материалов. Так, полимерный контейнер POLYBOX® производства российской Холдинговой компании SEDON (длина и ширина 1200х800 мм, высота 800 мм) стоит 45 USD, POLYBOX® с полимерной паллетой – 63…68 USD, POLYBOX® c деревянной паллетой – 53 USD.

Классификация тары осуществляется по различным признакам. К ос­новным из них относятся следующие: сфера применения, принадлеж­ность, кратность и условия использования, материал, форма, конструк­тивные особенности и т.д.

По функциональным признакам тара делится на потребительскую, груп­повую, тару-оборудование и транспортную.

Потребительская предназначена для упаковки продукции в расфа­совке, удобной потребителю.

Групповая предназначена для укрупнения отдельных мест.

Тара-оборудование — специальное изделие для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина непосредственно из него.

Транспортная — для перевозки продукции.

В зависимости от сферы применения различают универсальную и спе­циализированную тару. Первую используют для упаковывания, транспор­тирования и хранения различных видов продукции. Вторую — для одной какой-либо определенной продукции или для определенных условий эксплуатации.

В зависимости от принадлежности различают тару общего и индивиду­ального пользования. Тара общего пользования может применяться раз­личными предприятиями и организациями. К таре индивидуального пользования относится инвентарная тара, изготовляемая по специаль­ному заказу для централизованной доставки товаров на отдельные пред­приятия. Она является собственностью предприятий промышленности или оптовых торговых предприятий.

В зависимости от кратности использования тара делится на многообо­ротную, возвратную и разового использования.

Многооборотная тара предназначена для многократного ее исполь­зования при поставках продукции. К ней относятся ящики, бочки, фля­ги, мешки и другая транспортная тара.

К возвратной таре относится тара, бывшая в употреблении, которую целесообразно использовать повторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке.

Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции. Это коробки из-под конфет, спичек, папирос и дру­гая потребительская, а также транспортная тара, которая после ее исполь­зования подлежит утилизации.

В зависимости от условий использования тару делят на производствен­ную, инвентарную и складскую.

Производственная тара предназначена для хранения, перемещения и складирования сырья, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовой продукции, а также отходов в производстве.

Инвентарная тара — это многооборотная тара, принадлежащая кон­кретному предприятию и подлежащая возврату данному предприятию.

Складская тара представляет собой разновидность транспортной тары, используемой для приемки, хранения и комплектации продукции в складских условиях.

В зависимости от степени жесткости конструкции, то есть способнос­ти к сопротивлению внешним воздействиям и сохранению своей перво­начальной формы, различают жесткую, мягкую и полужесткую тару. Жест­кая тара не меняет своих форм и размеров при заполнении продукцией и при транспортировании и хранении продукции воспринимает полную нагрузку (деревянные и металлические ящики и бочки, стеклянная тара). Форма мягкой тары существенно меняется при заполнении ее продукци­ей, нагрузка воспринимается грузом (мешки, паковочные ткани и т.п.), нагрузка воспринимается грузами. При использовании полужесткой тары нагрузка воспринимается частично тарой, частично грузом, такая тара сохраняет в основе свою первоначальную форму (картонные ящики и корзины)

В зависимости от конструктивного исполнения тару подразделяют на неразборную, разборную и разборно-складную.

Различают тару плотную, детали которой соединены между собой без просветов, и решетчатую, детали которой соединены между собой с за­данными просветами.

В зависимости от наличия крышки или другого укупорочного средства тара бывает закрытая и открытая.

В зависимости от герметичности тара подразделяется на герметичную и негерметичную. Разновидностями герметичной тары является пыле-, свето-, жиро-, газо- и паронепроницаемая тара.

В зависимости от специфики функционального назначения и особеннос­тей конструктивных исполнений, различают изотермическую, изобари­ческую и аэрозольную тару. Изотермическая — это тара, внутри которой в течение определенного времени сохраняется заданная температура. Изобарическая — это герметичная тара, внутри которой сохраняется за­данное давление. Аэрозольная тара — это изобарическая тара с распыли­ тельным клапаном, придающим продукции при ее потреблении аэро­зольное состояние.

В зависимости от материала изготовления тару подразделяют на де­ревянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стек­лянную, керамическую, полимерную и комбинированную.

Деревянная тара наиболее распространена в обращении. Ее изготав­ливают из древесины различных пород. К этой группе тары относят ящи­ки, бочки и корзины.

Ящики бывают дощатые, фанерные и комбинированные. Конструк­тивными элементами ящиков являются: дно, две торцовые, две боковые стенки и крышка. Для упаковки промышленных и продовольственных товаров используют плотно сколоченные ящики; для овощей, фруктов, вино-водочных изделий — решетчатые. В соответствии со стандартами выпускается несколько видов дощатых и фанерных ящиков для продук­ции рыбной промышленности, кондитерских изделий, консервов, ово­щей и фруктов, а также других продовольственных товаров, продукции легкой промышленности и других непродовольственных товаров. Раз­личаются они между собой по размерам, назначению, объему древесины, пошедшей на изготовление деталей ящиков, и по другим признакам. Бы­вают неразборные, разборные и складные ящики. Вместимость их может составлять до 200 кг продукции.

Бочки подразделяются на заливные и сухотарные. В заливные бочки затаривают рыбу в тузлуке, пиво, вина и другие жидкие продукты, в су­хотарные бочки — сухие молочные продукты, яичный порошок, сухую краску, замазку и т.п. В днище заливных бочек имеется отверстие для за­ливки рассола, тузлука и т.п. Деревянные бочки изготавливают из древе­сины различных пород. Состоят они из клепок, днищ и обручей. Из кле­пок и днища собирают остов бочки. На конце клепок имеются уто­ры (пазы), в которые вставляют дно. Остов бочки с наружной стороны обтянут симметрично расположенными обручами.

Деревянные бочки выпускают различной емкости. Например, соки, морсы, коньяки и коньячный спирт, вина затаривают в бочки емкостью от 50 до 600 л; рыбную и плодоовощную продукцию, топленое масло, маргарин — от 15 до 250 л.

Сыпучие и пастообразные товары затаривают в фанерные барабаны емкостью от 10 до 100 л.

Для сбора, хранения и транспортирования овощей, фруктов, рыбы и некоторых других продуктов используют прутяные и драночные корзины.

Тара может быть изготовлена из шпона с прослойками эластичной резины. Производство тары из такого материала (резофана) позволяет значительно уменьшить ее собственный вес без снижения показателей прочности и влагостойкости, характерных для деревянной тары.

К картонной таре относят коробки и ящики. Коробки изготовляют из прессованного картона, ящики — из прессованного и гофрированного. Картонная тара легче деревянной в 2,5—4 раза на единицу затаренной продукции. Для ее изготовления требуется в несколько раз меньше дре­весной массы. Сырьем для ее изготовления могут служить отходы дело­вой древесины.

В зависимости от назначения, конструкции, размеров и некоторых других признаков картонные ящики подразделяются более чем на 10 ти­пов (для кондитерских изделий, для продукции мясной и молочной про­мышленности и т.д.).

Для затаривания сыпучих товаров используется бумажная тара. К ней относятся бумажные мешки и пакеты. Мешки подразделяют на битуми- рованные (крафт-мешки), дублированные и влагопрочные. Битумиро- ванные мешки пропитывают специальными растворами. Кроме того, по способу изготовления их подразделяют на склеенные и сшитые, с откры­той и закрытой горловиной. Для изготовления пакетов используют спе­циальную упаковочную бумагу.

Текстильно-мочальная тара в основном представлена тканевыми и сетчатыми мешками, паковочными тканями. Мешки изготовляют из льняных, полульняных, льноджутовых, льнокенафных, льноджутокена- фных и других тканей, а также из сетки или гардинного полотна. В зави­симости от назначения они делятся на мешки сетчатые для картофеля и овощей, мешки тканевые для сахара и мешки тканевые для хлебопро­дуктов и семян сельскохозяйственных культур. Как правило, мешки вы­пускаются вместимостью 50 и 100 кг.

Паковочная ткань (хлопчатобумажная или льняная) используется для упаковки тканей, швейных, трикотажных и ковровых изделий, а также других грузов.

Транспортирование и хранение жидких, летучих, огнеопасных и дру­гих товаров осуществляется в металлической таре, к которой относятся бочки, баллоны, фляги, банки и канистры. Для их изготовления исполь­зуют листовую сталь, специальную жесть, алюминий. Внутреннюю по­верхность металлической тары покрывают специальными лаками или нейтральными металлами для того чтобы предотвратить ее взаимодейс­твие с пищевыми продуктами.

Стеклянная тара используется для затаривания жидких товаров (мо­лока и молочных продуктов, вино-водочных изделий и других продо­вольственных и промышленных товаров). В зависимости от формы и емкости различают банки, бутылки, баллоны (бутыли) и флаконы. Гру­зы, затаренные в стеклянную тару, необходимо перевозить и хранить в жесткой транспортной таре и мягких упаковочных материалах.

Керамическая тара находит ограниченное применение. В основном она используется для затаривания некоторых ликероводочных изделий.

Полимерная тара получает все более широкое распространение. Она изготавливается из синтетических материалов, которые обладают про­чностью, легкостью и хорошо защищают грузы от внешних влияний. Она объединяет достаточно разнообразный ассортимент как потребитель­ской, так и транспортной тары. Из полимеров изготавливают банки, бу­тылки, канистры, коробки, пакеты, ящики и т.п.

Как правило, в контрактах различают внешнюю (наружную или транс­портную) тару (ящики, деревянные или металлические, барабаны, боч­ки, бидоны, фляги, картонные коробки, бумажные жесткие пакеты, меш­ки, контейнеры и т.д.) и внутреннюю (первичную или потребительскую) упаковку. Внутреннюю упаковку применяют для каждого изделия или какой-то определенной части продукции. Она является неотделимой частью товара (пленочные и бумажные пакеты, коробки, тюбики, фла­коны, банки из стекла и железа, бутылки).

Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования, как с грузом, так и в порожнем виде.

Номенклатура тарно-штучных грузов превышает 15 тыс. наименова­ний. Примерное соотношение видов транспортной тары в общем объеме перевозок приведено в табл. 3.2.

Вопрос: Как отражается в учете тара, которая получена от поставщика вместе с товаром( например, моющее средство в канистре 5л.) в договоре поставщика возврат тары не предусмотрен.
Свободначя тара в дальнейшем приходуется и сдается как вторсырье. В этом случае в НУ стоимость поступившей тары будет нулевой?

Сообщаю Вам следующее:

Тара принимается к учету по фактической себестоимости (абз. 5 п. 166 Методических указаний). Согласно пп. «б» п. 178 Методических указаний, если тара поставщику отдельно не оплачена, но может использоваться в организации покупателя или быть продана, такая тара приходуется по рыночной цене с учетом физического состояния.

Корреспонденция счетов приведена в документе 1.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1

Как отразить в учете торговой организации реализацию многооборотной невозвратной тары (непосредственной упаковки), которая была получена вместе с товаром и отдельно (сверх стоимости товара) не оплачивалась?

Многооборотная тара продана за 7080 руб. (в том числе НДС 1080 руб.). Плата за тару получена от покупателя после ее отгрузки. Рыночная цена тары на дату принятия ее к учету составляла 5900 руб.

Гражданско-правовые отношения

В данном случае по условиям договора купли-продажи продавец передает организации товар в многооборотной невозвратной таре (п. п. 1, 2 ст. 481 Гражданского кодекса РФ). При этом договором установлено, что покупатель не возвращает продавцу многооборотную тару, в которой поступил товар (ст. 517 ГК РФ, п. 3 Правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки, утвержденных Постановлением Госснаба СССР от 21.01.1991 N 1).

Поскольку в данном случае условиями возмездного договора поставки предусмотрена передача покупателю товара в многооборотной таре и эта тара не подлежит возврату поставщику, передача тары не рассматривается как безвозмездная (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

Тара — это вид запасов, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей (п. 160 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н). Если тара под продукцией совершает многократный оборот, то она является многооборотной (п. 162 Методических указаний).

Многооборотная тара — это многооборотное средство упаковки (п. 1 Правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки). Непосредственная упаковка характерна тем, что она неотделима от вложенного в нее товара и может быть использована самостоятельно только после расходования этого товара (флакон для духов, банки и бутыли для консервов и красок и т.д.) (абз. 2 п. 165 Методических указаний). Поскольку тара может быть продана организацией, ее следует принять к учету отдельно от товара.

По общему правилу тара принимается к учету по фактической себестоимости (абз. 5 п. 166 Методических указаний). Согласно пп. «б» п. 178 Методических указаний, если тара поставщику отдельно не оплачена, но может использоваться в организации покупателя или быть продана, такая тара приходуется по рыночной цене с учетом физического состояния .

Наличие и движение всех видов тары в организации, осуществляющей торговую деятельность, отражаются на счете 41 «Товары», субсчет 41-3 «Тара под товаром и порожняя» (абз. 3 п. 166 Методических указаний).

Принятие к учету (оприходование) тары отражено записью по дебету счета 41, субсчет 41-3, и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, пп. «б» п. 178 Методических указаний, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При продаже тары доход от ее реализации включается в состав прочих доходов (п. п. 7, 10.1, абз. 2 п. 16 ПБУ 9/99). При этом производится запись по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 91, субсчет 91-1. Одновременно себестоимость проданной тары в качестве прочего расхода списывается со счета 41, субсчет 41-3, в дебет счета 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы» (п. п. 11, 14.1, абз. 2 п. 19 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Реализация тары на территории РФ признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

На дату перехода права собственности на тару к покупателю у организации возникает налоговая база по НДС в размере договорной стоимости этой тары (за вычетом НДС) (пп. 1 п. 1 ст. 167, п. 1 ст. 154 НК РФ) . Налогообложение производится по налоговой ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). Организация предъявляет покупателю сумму НДС и выставляет ему соответствующий счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки тары (п. п. 1, 3 ст. 168, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Тара, поступившая организации в рамках возмездного договора купли-продажи, не может квалифицироваться как полученная безвозмездно, так как ее получение связано с возникновением у организации обязанности передать поставщику денежные средства (п. 2 ст. 248 НК РФ). Значит, при получении тары в налоговом учете организации не возникает дохода в размере ее рыночной цены (абз. 2 п. 8 ст. 250 НК РФ).

По общему правилу указанный доход для целей налогообложения прибыли должен уменьшаться на стоимость приобретения тары (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Но в данном случае в налоговом учете стоимость тары равна нулю. Это объясняется тем, что в соответствии с абз. 4 п. 5 ст. 252 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов, не включаются в состав расходов повторно, а стоимость тары включена в цену товара, которая полностью учитывается в составе расходов (п. 3 ст. 254 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

  1. На дату принятия товара и тары к учету в бухгалтерском учете возникает доход в виде рыночной стоимости тары, а в налоговом учете такой доход отсутствует. Поэтому организация признает постоянную разницу и соответствующий ей постоянный налоговый актив (ПНА) (абз. 2 п. 4, п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Возникновение ПНА отражается записью по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Постоянные налоговые активы (обязательства)».

  1. На дату перехода права собственности на тару к покупателю в бухгалтерском учете отражается расход в виде фактической себестоимости тары, тогда как в налоговом учете такой расход не признается. В результате этого на указанную дату у организации возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (абз. 2 п. 4, п. 7 ПБУ 18/02).

Возникновение ПНО отражается записью по дебету счета 99, субсчет «Постоянные налоговые активы (обязательства)», и кредиту счета 68.

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 68:

68-НДС «Расчеты по НДС»;

68-пр «Расчеты по налогу на прибыль».

Содержание операций Дебет Кредит Сумма,

руб.

Первичный

документ

На дату принятия к учету товара и тары

Принята к учету тара по

рыночной цене

5 900

Документы,

подтверждающие

рыночную

стоимость,

Приходный ордер

Отражен ПНА

(5900 x 20%)

68-пр

1 180

Бухгалтерская

справка-расчет

На дату перехода права собственности на тару к покупателю
Признан доход от реализации

тары

7 080

Товарная

накладная

Списана фактическая

себестоимость тары

5 900

Бухгалтерская

справка

Отражено ПНО

(5900 x 20%)

68-пр

1 180

Бухгалтерская

справка-расчет

Исчислен НДС при реализации

тары

68-НДС

1 080

Счет-фактура

Получена оплата от

покупателя

7 080

Выписка банка по

расчетному счету

———————————

<*> Под рыночной ценой в данном случае понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи тары (абз. 2 п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

А.С.Дегтяренко

Консультационно-аналитический

центр по бухгалтерскому учету

и налогообложению

{Корреспонденция счетов: Как отразить в учете торговой организации реализацию многооборотной невозвратной тары (непосредственной упаковки), которая была получена вместе с товаром и отдельно (сверх стоимости товара) не оплачивалась?.. (Консультация эксперта, 2012) {КонсультантПлюс}}

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Трясцына Оксана Вадимовна

Ответ актуален на 31.10.2019 г.

Ответ недели: учет тары, которая получена от поставщика вместе с товаром

На сегодняшний день большинство международных перевозок грузов осуществляется с использованием различных видов тары, которая служит целям безопасности перевозки и сохранности грузов. Это могут быть поддоны (паллеты), контейнеры, тележки, бочки и иные виды транспортного оборудования.

Однако на практике не существует единого и общепринятого способа таможенного оформления такой тары. Кто-то оформляет ее как упаковку груза и включает в общий вес брутто перевозимых товаров, кто-то подает на тару отдельную таможенную декларацию, кто-то использует АТА-карнет для оформления временного ввоза, а кто-то никак не оформляет тару и рискует быть привлеченным к административной ответственности за ее недекларирование.

Во многом такое разнообразие способов связано с различным правовым статусом тары, который, в свою очередь, зависит от того:

  • включается ли она в предмет внешнеэкономической сделки,
  • планируется ли она к обратному вывозу из страны назначения,
  • какой вид транспортного оборудования она из себя представляет.

Не все знают, что для случаев, когда тара используется исключительно для целей перевозки и предполагается к обратному вывозу («многооборотная тара»), Конвенцией о временном ввозе, заключенной в Стамбуле 26.06.1990 (далее – Конвенция), установлен упрощенный порядок декларирования, который обладает целым рядом преимуществ:

  • не требует подачи таможенной декларации на многооборотную тару;
  • не требует уплаты таможенных платежей или предоставления обеспечения (гарантии) на ввоз многооборотной тары;
  • не предполагает помещения многооборотной тары под процедуру таможенного транзита и не требует обратного вывоза через ту же страну ЕАЭС, через которую был произведен ее ввоз (как в случае с АТА-карнетом).

Правовой основой для данного упрощенного порядка служит Приложение B.3 к данной Конвенции («О КОНТЕЙНЕРАХ, ПОДДОНАХ, УПАКОВКАХ, ОБРАЗЦАХ И ДРУГИХ ТОВАРАХ, ВВЕЗЕННЫХ В СВЯЗИ С КОММЕРЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИЕЙ»), а именно статья 5 данного Приложения.

В пункте 1 статьи 5 указано, что режим временного ввоза контейнеров, поддонов и упаковок предоставляется без предъявления таможенного документа и установления гарантии.

Также указано, что вместо таможенного документа и гарантии на поддоны и упаковки от пользователя права временного ввоза может быть потребовано предъявить таможенным органам письменное обязательство об их вывозе. Лицам, регулярно пользующимся режимом временного ввоза, разрешается предоставлять одно общее обязательство.

Возможность применения упрощенного порядка декларирования многооборотной тары, предусмотренного Конвенцией, на территории Российской Федерации подтверждена Федеральной таможенной службой РФ в Письме от 05.10.2011 N 01-11/48016 «О таможенном декларировании многооборотной тары». Согласно данному Письму при совершении таможенных операций в отношении контейнеров, поддонов и упаковок (многооборотной тары) по выбору декларанта могут быть использованы как нормы Конвенции, так и нормы таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле.

Таким образом, при намерении осуществить ввоз тары на территорию ЕАЭС с использованием упрощенного порядка декларирования, предусмотренного Конвенцией, мы рекомендуем следующий алгоритм действий:

1. Уточнить у заказчика перевозки либо по товаросопроводительным документам, что тара является многооборотной – не является предметом внешнеэкономической сделки и предполагается к обратному вывозу с территории ЕАЭС.

2. Уточнить маршрут перевозки, чтобы ввоз и обратный вывоз тары осуществлялись через границу РФ или Беларуси, поскольку иные члены ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан и Армения) не являются участниками Конвенции.

3. Определить вид многооборотной тары – упаковка, контейнер или поддон (при необходимости обратиться для этого к определениям, содержащимся в статье 1 Приложения В.3 Конвенции), так как к письменному обязательству, предоставляемому при временном ввозе контейнеров, предъявляются дополнительные требования.

4. Убедиться, что имеется возможность идентификации многооборотной тары (кроме поддонов, идентификация которых не является обязательной) с помощью маркировки или иных способов, указанных в статье 341 ТК ЕАЭС. Для контейнеров маркировка является обязательной.

5. При ввозе предоставить письменное обязательство об обратном вывозе в свободной форме (установленной формы нет), в котором обязательно отразить следующее:

  • товары перевозятся с использованием многооборотной тары (привести описание упаковки, поддонов или контейнеров);
  • количество тары;
  • общий вес тары (может оказаться важно при проведении весового контроля);
  • просьба произвести упрощенное таможенное оформление тары в соответствии со статьей 5 Приложения B.3 Конвенции о временном ввозе;
  • обязательство произвести обратный вывоз оборудования в течение определенного срока (указать срок, который не должен превышать максимальный срок временного ввоза в соответствии с таможенным законодательством).

5.1. При ввозе контейнеров необходимо в обязательстве дополнительно указать следующее:

  • обязательство предоставлять таможенным органам по их требованию подробную информацию о движении каждого контейнера, ввезенного в соответствии с процедурой временного ввоза, включая дату и место его ввоза на территорию ЕАЭС и вывоза из нее, или перечень контейнеров, к которому приложено обязательство об их вывозе;
  • обязательство уплачивать ввозные пошлины и сборы, которые могут налагаться в тех случаях, когда не выполнены условия временного ввоза.

6. Произвести обратный вывоз многооборотной тары с территории ЕАЭС в пределах срока, указанного в письменном обязательстве.

Для того, чтобы зафиксировать факт обратного вывоза тары, оформить перевозочные документы (CMR) с указанием перевозимой тары, ее количества и веса, которые соответствуют информации, указанной в обязательстве.

Также важно знать:

  • временно ввезенную упаковку запрещено использовать для внутренних перевозок;
  • обратный вывоз тары должен осуществляться тем же лицом, которое оформило ее временный ввоз;
  • требование об обратном вывозе тары тем же транспортным средством нигде не установлено, следовательно тару, ввезенную несколькими транспортными средствами, разрешено вывозить в одной машине;
  • перечень видов многооборотной тары, которые могут декларироваться в упрощенном порядке, не является исчерпывающим;
  • при использовании в международной перевозке деревянной тары, в частности, поддонов, необходимо также учитывать фитосанитарные правила ЕАЭС. Об особенностях фитосанитарного контроля поддонов и правилах их декларирования вы можете также узнать в публикациях, размещенных ранее на нашем сайте.

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Удачи на дорогах!

Алексей Зимин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 15.01.2019

PNB BANKА. Как вкладчику возвратить свои деньги?

Как минимизировать таможенные риски?
Направьте заявку в разделе «ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ»

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 — 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»

Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *