Минтранс режим работы

О полномочиях сотрудников ГИБДД и УГАДН в области тахографии ходит множество слухов. Кто-то уверен, что проверяющие обязательно должны иметь карту контролёра, а другие утверждают, что Росттранснадзор не имеет права останавливать грузовики.

О контроле рабочего времени и оснащения ТС тахографами рассказывает автор блога Dalnoboi.pro.

Давайте разберёмся, кто и как может проверять работу тахографов и соблюдение норм Режима Труда и Отдыха водителей на дорогах.

Кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО

Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.

Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:

Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам <…>

Чтобы узнать, кто такие «регулировщики», обращаемся к Списку Понятий и Терминов в пункте ПДД 1.2. Там разъяснено, что к регулировщикам относятся также и сотрудники полиции.

Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.

Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.

Однако в этом списке имеется всем известная «проверка документов…» (84.13.), пользуясь которой в основном и тормозят транспорт на постах, а также — «мероприятия по снижению ДТП…» (84.11.). Ну а после проверки документов инспектор может проверить и тахограф с РТО. Или не может? Но об этом чуть позже.

Читаем дальше пункт 2.4.

Право остановки транспортных средств предоставлено <…> также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
<…>
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <…> должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.

И заканчивается пункт 2.4. так:

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.

Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.

Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта <…> (приказ МинТранса № 542).

Сначала «разберёмся» с ГИБДД.

Могут ли сотрудники ГИБДД проверять тахографы и РТО на трассе

Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:

66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:
<…>
выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.

2.7. Водителю запрещается:
<…>
управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;

Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
<…>
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
<…>
оснащать транспортные средства тахографами…

Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:

98. В рамках проверки технического состояния проводятся:
<…>
снятие информации с имеющегося тахографа;

То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.

А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.

Могут ли сотрудники УГАДН проверять тахографы и РТО на трассе

На официальном сайте Госавтодорнадзора в разделе «Часто задаваемые вопросы» даётся такой ответ:

В соответствии с абзацем 1 подпункта «г» пункта 8 «Положения о федеральном государственном надзоре» (Постановление Правительства № 236) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы уполномочены проверять наличие тахографов и данные об отработанном времени водителем.

Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):

8. Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе:
<…>
г) при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта <…>:
<…> требований к организации работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей;
<…>
д) при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации — требований в отношении порядка осуществления международных автомобильных перевозок;

Обратите внимание на слово «проверка». Те действия Ространснадзора, которые называются «проверкой» относятся к мероприятиям, проводимым по контролю за предприятием, а те, что проводятся на трассах, называются не «проверка», а Плановые (рейдовые) осмотры. Это регламентировано как Федеральным Законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…», так и в собственно Административном регламенте РосТрансНадзора № 542 (о нём чуть дальше).

То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.

Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:

68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <…> является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.

То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.

Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409

«Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»

3. Государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за:
<…>
д) соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе:
<…>
на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве:
правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;
правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;
<…>

Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.

Ну и наконец — Постановление Правительства № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»

I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере <…> автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) <…>

И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.

Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.

Что и кому должен предоставлять для контроля водитель

Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.

В Федеральном законе № 196 «О БДД» написано:

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.

Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36, регламентирующий практически всё что касается тахографов:

Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:
<…>
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Опять же, кто такие эти «представители контрольных органов»? Нигде из 4-х упомянутых выше документов касающихся работы РосТрансНадзора нет ссылок на 36-й приказ, зато он есть в Административном регламенте МВД № 727, касающемся надзора за безопасностью дорожного движения при ведении деятельности в сфере перевозок. Поэтому в данном законе так же говорится только об инспекторах ГИБДД.

Зачем инспектору залезать в кабину

Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.

Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают…

Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.

В упомянутом выше Административном регламенте МВД № 727, есть пункт 68.4., из которого ясно, что доскональный контроль тахографов, включающий проверку целостности пломб и сведений о поверке проводится «по местонахождению субъекта транспортной деятельности». А на трассе, согласно пункту 98 этого же регламента, проводится только «снятие информации с имеющегося тахографа».

Но информацию, в том числе и о «соответствии тахографа установленным требованиям», и о правильности его эксплуатации можно получить и не залезая в кабину, попросив водителя сделать соответствующие распечатки.

Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.

В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.

Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.

Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.

Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.

За какой срок инспектор может проверять тахограф и РТО на трассе

Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.

Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.

Читаем главу 4 КоАП «Назначение административного наказания».

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев <…> со дня совершения административного правонарушения <…>
Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.

20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.

Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.

Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.

59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней <…> данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:
<…>

На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.

Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.

Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.

А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.

А что на практике?

Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.

А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.

В рамках реализации Указов Главы Чувашской Республики от 07.04.2020 № 99 и 20.06.2020 № 166 сотрудники Минтранса Чувашии совместно с сотрудниками ГИБДД продолжают проводить рейды по соблюдению масочного режима в общественном транспорте.

Сегодня мобильная группа проинспектировала наличие средств индивидуальной защиты у пассажиров, кондукторов и водителей маршруток и автобусов, осуществляющие межмуниципальные перевозки в сообщении «Чебоксары-Новочебоксарск».

За два часа работы мобильной группы проверили 23 транспортных средства, составили 1 акт фиксации нарушений. Далее административное дело будет направлено в суды.

Проверка показывает, что на общественном транспорте все больше пассажиров стали пользоваться масками и среди водителей также выявляется меньше нарушений.

Подобные рейды будут продолжены. Нужно объяснять, вести разъяснительную работу. Первоочередная задача – это не контроль и наказание, а пропаганда борьбы с короновирусом.

Только за последние две недели специалисты провели 6 выездных мероприятий, проверили более 70 транспортных средств, составлено 7 административных материалов и направлены в суды. По двум административным делам вынесено постановление о привлечении в виде предупреждения, еще по одному рассмотрение состоится 24 августа. Напомним, за нарушение масочного режима перевозчикам может грозить штраф до 300 тысяч рублей.

Кроме того, специалисты министерства регулярно проводят встречи с перевозчиками, где обсуждают выполнение требований о соблюдении масочного режима в транспорте. В свою очередь, руководители предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки по межмуниципальному маршруту, постоянно проводят инструктажи со своими работниками на эту тему. При этом, в общественном транспорте, на постоянной основе, перед выпуском на линию, проводится влажная уборка и дезинфекция в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.

Ежегодно увеличивается поток пассажиров, путешествующих наземным транспортом. Большинство выбирает автобусы благодаря невысокой стоимости билетов и большому выбору маршрутов.

Распространённая практика в организации экскурсий или корпоративных поездок – арендовать автобусы на 30 мест и более. Какие требования предъявляются к перевозчикам и что нужно знать владельцам транспортных средств?

Правила перевозки пассажиров в 2018 году

Ежегодно увеличивается поток пассажиров, путешествующих наземным транспортом. Большинство выбирает автобусы благодаря невысокой стоимости билетов и большому выбору маршрутов.
Распространённая практика в организации экскурсий или корпоративных поездок – арендовать автобусы на 30 мест и более. Какие требования предъявляются к перевозчикам и что нужно знать владельцам транспортных средств?

Основные условия автоперевозок отображены в законе «О безопасности дорожного движения». В документ регулярно вносятся дополнения, призванные повысить уровень безопасности водителей и пассажиров.

Организация перевозки пассажиров автобусами

Первое условие – соблюдение технических норм, гарантирующих безопасность во время поездки. К пассажирским автобусам предъявляются следующие требования:

  1. Транспортное средство должно пройти предварительный технический осмотр.
  2. Водитель должен иметь при себе пакет документов, подтверждающих исправность автобуса – свидетельство о регистрации с присвоенными госномерами, диагностическую карту техосмотра, техпаспорт, путевые листы. На транспортное средство должен быть оформлен страховой полис;
  3. В автобусе должны находиться аптечки первой помощи и два огнетушителя — один – возле водителя, второй – в пассажирском салоне.
  4. Автобус должен быть укомплектован противооткатными упорами и устройствами для быстрого открывания аварийного выхода. Все механизмы для открывания дверей и окон должны находиться в рабочем состоянии.
  5. В междугородних автобусах должны находиться отсеки для перевозки крупного багажа.
  6. Снаружи на транспортном средстве размещаются инфотаблички, оповещающие о том, по какому маршруту или рейсу оно следует.
  7. В салоне вывешивается документ «Правила перевозки» и устанавливается устройство для считывания информации с карточек (при безналичной оплате проезда).
  8. Рабочее место водителя должно быть оснащено видеорегистратором и навигатором.
  9. Согласно новым требованиям на автобусах международных и междугородних маршрутов устанавливается тахограф, чтобы наблюдать за соблюдением водителем норм труда и отдыха.
  10. Перевозки пассажиров в ночное время предполагают меньшую скорость, чем днём.
  11. Общее количество выходов из автобуса составляет не менее четырёх. Также в транспортном средстве должны функционировать аварийные люки. Указатели запасных выходов размещаются на видном месте, чтобы каждый мог их увидеть.
  12. Обязательное условие для перевозок в зимний период – отопление в салоне.

Требования, предъявляемые к водителям автобусов:

  • наличие категории D в водительском удостоверении;
  • прохождение предрейсового медосмотра и наличие соответствующей справки;
  • стаж не менее 2 лет в вождении транспортного средства категории B;
  • знание маршрута, по которому осуществляется перевозка пассажиров.

Пассажир должен:

  • соблюдать чистоту, воздержаться от употребления спиртного и курения в салоне;
  • вежливо относиться к другим пассажирам и водителю;
  • не высовываться в открытое окно;
  • размещать собственный багаж в салоне таким образом, чтобы он не мешал другим пассажирам.

Правила перевозки пассажиров и организованных групп

У руководителя пассажирской группы должен быть список всех участников поездки. Среди других требуемых документов к перевозке организованных групп – путевой лист, трудовой договор с водителем и полис страхования пассажиров.

Специальные требования действуют для транспортных средств, которые отвозят сотрудников предприятий к месту работы. Зачастую их маршруты проложены через неотремонтированные дороги, и поэтому уровень безопасности и комфорта пассажиров должен быть повышен.
Такие транспортные средства должны располагать просторными багажными отделениями для перевозки оборудования и личных вещей.

Перевозка групп детей

Законом предусмотрено, что перевозка детей осуществляется специально оборудованными автобусами, со времени выпуска которых прошло не более 10 лет. На транспортном средстве размещаются соответствующие надписи и предупреждающий знак «Дети».

Если перевозка детей во время экскурсий или поездок в лагеря отдыха осуществляется автобусами в количестве более трёх, необходимо получить соответствующее разрешение и согласовать маршрут с Госавтоинспекцией.
Во время поездки колонну сопровождают машины ГИБДД, а в транспортном средстве, замыкающем её движение, находится лицо, ответственное за перевозку детей.
Руководитель группы обязан предварительно провести с детьми инструктаж по правилам поведения в автобусе и проинформировать об остановках по пути следования.
Полный список документов для организации перевозки пассажиров предоставляется в подразделении ГИБДД по месту жительства.

Важно! Для перевозки организованных групп с сопровождением машин ГИБДД нужно за 10 дней до даты поездки подать в соответствующие органы заявление.

Безопасность в пути зависит в первую очередь от профессионализма водителя и людей, отвечающих за готовность транспортного средства.
Фирма «Столичный Автобус» обеспечит необходимые условия для безопасных и комфортных поездок. С нами любое путешествие будет лёгким и приятным!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *