Международная организация уголовной полиции интерпол основные функции

Идея создания Международной организации уголовной полиции (Интерпола) уходит корнями в начало прошлого века. В 1914 г. в Монако состоялся первый международный конгресс криминальной полиции. Юристы и служащие полиции из 24 стран рассмотрели вопрос о возможности учреждения отдела по учету международной криминальной информации и унификации процедуры экстрадиции преступников.

Первая мировая война прервала начатый процесс международной консолидации полицейских сил. В 1923 г. состоялся второй международный конгресс криминальной полиции в г. Вене (Австрия). На этом конгрессе была создана Международная комиссия криминальной полиции. Ее деятельность продолжалась до начала второй мировой войны. Таким образом, 1923 г. считается годом создания Международной организации уголовной полиции — Интерпол, хотя официально до 1956 г. она называлась Международной комиссией криминальной полиции.

В 1956 г. Интерпол получил свое нынешнее название и новый, ныне действующий Устав. В 1989 году штаб-квартира Интерпола (Генеральный секретариат) переехала из предместья Парижа в Лион, где находится и по сей день.

В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает межправительственный статус Интерпола как наблюдателя на Генеральной Ассамблее. В 1997 году Интерпол и ООН подписывают соглашение о сотрудничестве, что свидетельствует о высоком авторитете данной организации.

C 2000 г. Генеральным секретарем Интерпола является Рональд Ноубл, занимавший с 1996 по 1999 гг. пост заместителя Министра финансов США. В период работы на этой должности осуществлял надзор за деятельностью подведомственных Минфину Соединенных Штатов правоохранительных органов: Секретной службы, Таможенной службы, Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию, Управления по контролю за иностранными активами, а также Отдела криминального розыска Департамента государственных сборов.

В настоящее время Интерпол — это крупная международная организация, вторая по численности после ООН и самая крупная организация правоохранительных органов, членами которой являются 190 государств.

Советский Союз стал членом Интерпола в 1990 г.

7 апреля 1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 338 «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции — Интерпол». 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной ассамблей Интерпола (Оттава, Канада) СССР был принят в члены Интерпола. С 1 января 1991 г. в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола (далее — НЦБ Интерпола).

После распада СССР НЦБ Интерпола в России стало правопреемником союзного Бюро. Днем образования российского НЦБ Интерпола считается 27 сентября 1990 г.

Первым начальником НЦБ Интерпола стал первый заместитель Министра внутренних дел СССР генерал-полковник внутренней службы Трушин Василий Петрович.

Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2011 г. на должность начальника НЦБ Интерпола МВД России назначен генерал-майор полиции Прокопчук Александр Васильевич.

Международная организация уголовной полиции была создана в 1923 г. в Вене на встрече руководителей полицейских служб ряда стран. Это был второй Международный конгресс полиции, участники которого решили создать собственное международное объединение.

Первоначально она именовалась Международной комиссией уголовной полиции, т.е. являлась вспомогательным органом международных полицейских конгрессов. Конгрессы собирались один раз в четыре года, но впоследствии от их проведения отказались, а Комиссия продолжала действовать, объединяя полиции около 30 стран мира и ежегодно собирая их представителей. Во время Второй мировой войны Комиссия практически прекратила свое существование, поскольку ее штаб-квартира располагалась на оккупированной тогда территории.

После Второй мировой войны во многих странах мира был отмечен серьезный рост преступности. Главы полиции ряда европейских стран, а также США приняли решение возродить международную полицейскую организацию. В 1946 г. состоялась конференция, где и было принято такое решение.

Учредительные документы этой организации представляют собой Устав, принятый в 1956 г,, и соглашение организации с Францией о штаб-квартире, где было официально подтверждено превращение Интерпола из неправительственной международной организации в полноправную м еж правительственную.

В настоящее время Интерпол — это крупная международная организация, вторая по численности после ООН и самая крупная организация правоохранительных органов, членами которой являются 200 государств. В ней не представлены только тихоокеанские микронации, живущие на краю света, несколько частично признанных государств, а также Северная Корея.

Цели Интерпола (ст. 2 Устава Международной организации уголовной полиции):

  • 1) обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духе Всеобщей декларации прав человека;
  • 2) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.

Исходя из целей, можно выделить две сферы действия организации: внешняя — способствовать взаимным прямым контактам уголовной полиции стран-участниц; внутренняя — создание различных подразделений и технических служб, работа которых в целом представляет собой деятельность специализированного и информационного центра Секретариата.

Первая цель реализуется посредством заключения межправительственных соглашений об оказании ведомственной уголовно-полицейской помощи. В первую очередь соглашения между странами-соседями, что дает возможность ускорить и упростить прямые контакты их уголовной полиции при решении вопросов но конкретным преступлениям, затрагивающим их интересы. Первоначально их заключали только в странах Западной Европы, затем и Восточная Европа переняла такую договорную практику.

Принципы сотрудничества Интерпола

Можно выделить следующие принципы сотрудничества:

  • 1) обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное противоправное деяние;
  • 2) участие в сотрудничестве всех правоохранительных органов, в функции которых входят предупреждение, раскрытие, расследование преступлений, розыск преступников и без вести пропавших лиц. В данном случае необходимо отметить, что при рассмотрении Интерпола под уголовной полицией следует понимать не конкретную административную структуру, а функции по участию в раскрытии и расследовании преступлений и розыске преступников;
  • 3) сотрудничество на национальном уровне, опирающееся на прочную организационную основу — национальные центральные бюро (далее — НЦБ);
  • 4) четкое определение особым государственным актом в каждой стране места НЦБ в общегосударственном механизме международного сотрудничества в борьбе с преступностью, объема и границ его функциональной компетенции во взаимоотношениях с другими правоохранительными органами;
  • 5) осуществление сотрудничества па основе духа взаимности, обязательности выполнения поступающих от партнеров и генерального секретариата просьб;
  • 6) осуществление сотрудничества только по делам об общеуголовных преступлениях; возможность отказа в помощи по делам политического, религиозного, военного или расового характера.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

mode: .

9. Fedulov V.I. the International legal framework for

the settlement of investment disputes // Vestnik MGOU, 2011. No. 2, p. 81.

УДК 34 ББК 67

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ИВАН ИВАНОВИЧ КОТЛЯРОВ,

профессор кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор E-mail: ikotlyarov@mail.ru Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право;

ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ПУЗЫРЕВА, доцент кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: yuliya_dugina@mail.ru Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены роль и значение Международной организации уголовной полиции (Интерпола) в международном сотрудничестве по борьбе с общеуголовной преступностью в контексте его правовой, технической и организационной эволюции.

Ключевые слова: Международная комиссия уголовной полиции, Международная организация уголовной полиции, Интерпол, Национальное центральное бюро Интерпола, уведомления, операции Интерпола.

В 2016 г. исполняется 60 лет Уставу Международной организации уголовной полиции — международному договору, заложившему основы современного универсального международного полицейского сотрудничества1. Предпосылками создания данной организации принято считать прошедший в 1914 г. в Монако Первый международный конгресс криминальной полиции, по итогам которого представители из 24 государств2 приняли решение о необходимости отказаться от дипло-

матических каналов в международном сотрудничестве полиции и устанавливать прямые контакты между полицейскими ведомствами различных государств посредством учреждения специальной комиссии3. Первая мировая война прервала реализацию согласованных мер и II Международный конгресс уголовной полиции удалось созвать лишь в 1923 г., по итогам которого была создана постоянно действующая организация — Международная комиссия уголовной полиции (далее МКУП)

(The International Criminal Police Commission, 1923)4. Деятельность Комиссии была приостановлена в период Второй мировой войны. И лишь в 1946 г. в Брюсселе состоялся очередной Конгресс криминальной полиции, в ходе которого был пересмотрен учредительный акт 1923 г., приняты временные положения о целях и задачах деятельности Комиссии.

В 1956 г. в Вене на юбилейной 25-й сессии Генеральной Ассамблеи МКУП был принят новый Устав Организации, в котором в ст. 1 закреплялось новое название — Международная организация уголовной полиции (МОУП) — Интерпол5.

На сегодняшний день членами Интерпола являются 190 государств6, включая Российскую Федерацию как правопреемницу СССР, который, в свою очередь, присоединился к этой организации в 1990 г. Штаб-квартира Интерпола располагается в Лионе и во Франции.

Согласно Уставу Интерпола, данная международная организация была создана в целях обеспечения широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства государств и в духе Всеобщей декларации прав человека, а также создания и развития учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней (ст. 2)7. В то же время, организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера (ст. 3 Устава Интерпола).

К основным функциям Интерпола отнесены следующие:

• предоставление оперативной информации и доступа полицейским органам к базам данных;

• предоставление защищенного канала связи для обмена полицейской информацией государствами-членами Интерпола и Генеральным секретариатом;

• оперативная поддержка полицейских ведомств;

• обучение и повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов государств-членов, в том числе посредством проведения специальных се-минаров-тренингов8.

Структура Интерпола, согласно ее Уставу с изменениями по состоянию на 2008 г.9, включает Генеральную Ассамблею, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат, Институт советников и Национальное центральное бюро (НЦБ), Комиссию по контролю за архивами (ст. 5 Устава Интерпола).

Генеральная Ассамблея Интерпола является высшим органом Организации и состоит из делегатов, назначаемых ее членами. Данный орган работает в сессионном порядке. Сессии проводятся ежегодно в составе делегаций, направляемых государствами-членами Интерпола. Каждая делегация при голосовании имеет один голос. В полномочия Генеральной Ассамблеи входят: определение основных направлений и принципов сотрудничества полицейских органов государств в рамках Интерпола и задач в деятельности Организации; принятие новых членов; рассмотрение,

утверждение плана работы и бюджета на предстоящий год; избрание должностных лиц организации и др. Резолюции Генеральной Ассамблеи по внутриорга-низационным, процедурным вопросам являются обязательными к исполнению; резолюции, адресованные полицейским органам, носят рекомендательный характер (ст.ст. 6-14 Устава Интерпола)10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнительный комитет — выборный орган Интерпола — заседает в период между сессиями Генеральной Ассамблеи и осуществляет контроль за выполнением решений Генеральной Ассамблеи; контролирует деятельность Генерального секретаря; готовит повестку дня сессии Генеральной Ассамблеи; осуществляет все полномочия, которыми наделяет его Ассамблея (ст. 22 Устава Интерпола).

В состав Исполкома входят Президент, три вице-президента и девять делегатов. Все они избираются с соблюдением принципа справедливого географического представительства (ст. 15 Устава Интерпола), т.е. каждый вице-президент представляет в Исполнительном комитете разные континенты — Азию, Америку, Африку и Европу. В 2014 г. в результате проведенной при непосредственном участии НЦБ Интерпола избирательной кампании начальник НЦБ Интерпола МВД России А.В. Прокопчук был избран в состав Исполнительного комитета Организации от Европы11.

Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря, избираемого Генеральной Ассамблеей на пять лет, административного и технического персонала. Данное структурное звено Интерпола действует в качестве специализированного информационного центра, обеспечивающего также эффективное административное управление Организацией. Он ведет сбор и обработку всех материалов о разыскиваемых лицах, о состоянии, методах и средствах борьбы с преступностью (ст.ст. 25-27 Устава Интерпола).

Советники в структуре Интерпола осуществляют консультативные функции, научную разработку отдельных вопросов; избираются из числа ученых, практиков, зарекомендовавших себя в определенной области знаний и работы и пользующиеся в ней всемирным авторитетом (ст.ст. 34-35 Устава Интерпола).

Комиссия по контролю за архивами Интерпола является независимым контрольным органом, действующим в соответствии с официальными правилами и документами и имеет три основные функции:

• мониторинг применения данных организации правил защиты персональных данных, обрабатываемых Интерполом;

• подготовка рекомендаций для организации относительно каких-либо операций или проектов, касающихся обработки персональных данных;

• обработка запросов на доступ к файлам (ст. 36 Устава Интерпола).

С целью обеспечения постоянной связи полицейских служб государств-членов Организации каждое государство определяет специальный орган — Национальное цен-

тральное бюро, которое одновременно входит в структуру Интерпола и систему национальных органов внутренних дел (ст.ст. 31-32 Устава Интерпола). НЦБ является уникальным органом, аналогов которому нет в структуре иных международных организаций. На внутригосударственном уровне НЦБ поддерживает сотрудничество с судебными органами, прокуратурой, пограничной, таможенной службами, на международном — взаимодействует с НЦБ иных государств, Генеральным секретариатом Интерпола. Запросы Генерального секретариата, НЦБ отдельных государств поступают напрямую к руководителю НЦБ соответствующего государства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. №2 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» установлено, что в России таким органом является Национальное центральное бюро Интерпола МВД России12. На основании Указа было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о НЦБ Интерпола», которое определило место и статус Бюро в системе МВД России, регламентировало создание территориальных подразделений НЦБ Интерпола и ряд других важных вопросов. В 2011 г. в ходе реформирования системы органов внутренних дел России данное постановление было признано утратившим силу. Обновленное Положение об НЦБ Интерпола было утверждено приказом МВД России от 31 марта 2012 г. № 305, действующим по сей день13.

Главными задачами НЦБ Интерпола являются: обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств; наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью.

Одним из главных рабочих инструментов Интерпола в рамках международного полицейского сотрудничества является его картотека. На сегодняшний день в Генеральном секретариате Интерпола функционируют следующие базы данных, формируемые на основе информации, предоставляемой государствами-членами, а также полученной из открытых источников:

• база данных по лицам, причастным к террористической деятельности;

• база данных по разыскиваемым преступникам;

• база данных отпечатков пальцев лиц, подозреваемых, обвиняемых или осужденных за совершение преступлений, а также отпечатков неизвестных лиц, изъятых с мест совершения нераскрытых преступлений;

• база данных профилей ДНК преступников, потерпевших, жертв стихийных бедствий или техногенных катастроф, а также изъятых с мест совершения нераскрытых преступлений;

• база данных похищенных/утерянных проездных документов;

• база данных, изображающая детей, подвергшихся сексуальному насилию;

• база данных огнестрельного оружия, изъятого национальными правоохранительными органами;

• база данных похищенных произведений искусства;

•база данных похищенных автомототранспортных средств14.

Быстрый и оперативный обмен информацией между всеми государствами-членами Интерпола и его Секретариатом осуществляется на основе созданной международной полицейской телекоммуникационной системы I-24/7 (Interpol, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю). Членство в Интерполе дает возможность доступа ко всем базам данных Генерального секретариата Интерпола, оперативную круглосуточную связь с правоохранительными органами государствм-членов Организации, возможность вывести на международный полицейский уровень огромный массив информации по разыскиваемым физическим и юридическим лицам, автомашинам, культурным ценностям, похищенным и утраченным документам. При этом информационные каналы Интерпола являются на сегодняшний день самыми оперативными и надёжно защищёнными15.

Интерпол устанавливает отношения и сотрудничает с другими межправительственными или неправительственными организациями. Условия таких отношений утверждаются Генеральной Ассамблеей (ст. 41 Устава Интерпола). К настоящему времени Интерпол имеет ряд соглашений о правовой, информационной, технической и иных видах помощи с Организацией Объединенных Наций, Европейским Союзом, Содружеством Независимых Государств, Советом Европы, Африканским Союзом и др.16

Современные тенденции развития международного полицейского сотрудничества определили структурные преобразования Интерпола. В 2010 г. Генеральным секретариатом Интерпола была выдвинута идея о создании Международного центра Интерпола по инновациям в Сингапуре (далее Центр), обусловленная несколькими причинами, основная из которых — необходимость консолидации усилий правоохранительных органов разных государств в целях более эффективного противодействия киберпреступности, представляющей серьезную угрозу международной безопасности. Также Интерпол исходил из потребности расширения своего присутствия в азиатском регионе, где до открытия Центра Организация была представлена только офисом связи в Бангкоке.

Генеральная Ассамблея Интерпола на 79-й сессии (8-11 ноября 2010 г, г. Доха, Катар) поддержала идею о создании Центра, приняв соответствующую резолюцию N° AG-2010-RES-08. В целях закрепления ранее достигнутых договоренностей в ходе Генассамблеи было заключено соответствующее соглашение между Правительством Сингапура и Генеральным секретариатом Интерпола17. В апреле 2015 г. состоялась торжественная церемония открытия Центра, участие в которой приня-

ла российская межведомственная делегация под руководством статс-секретаря — заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации И.Н. Зубова.

Деятельность нового подразделения Интерпола сконцентрирована на следующих направлениях: борьба с киберпреступностью и коррупцией в спорте, проведение исследований в области компьютерной безопасности и разработка новых средств борьбы с преступностью, подготовка полицейских кадров.

В соответствии с указаниями Администрации Президента Российской Федерации МВД России осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению российского участия в функционировании нового подразделения Интерпола.

Реализация ключевых функций Интерпола осуществляется посредством разработанной системы уведомлений (Notices), выпуском которых занимается Генеральный Секретариат Интерпола по запросу заинтересованных государств-участников Организации18. Генеральный секретариат Организации уполномочен выпускать следующие типы уведомлений, правый верхний угол которых маркируется цветом: красным (Red Notice); синим (Blue Notice); зеленым (Green Notice); желтым (Yellow Notice); черным (Black Notice); оранжевым (Orange Notice); пурпурным (Purple Notice)19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме данных семи типов уведомлений, с 2005 г. Интерпол, совместно с Советом Безопасности ООН, издает специальное уведомление (INTERPOL — United Nations Security Council Special Notice), предусматривающее принятие международным сообществом мер по противодействию террористической угрозе со стороны «Аль-Каиды», движения «Талибан», ИГИЛ (ДАИШ) и связанных с ними лиц, групп, предприятий и организаций.

При активном участии российской стороны выработана концепция нового уведомления Интерпола с «серебряным углом». Оно учреждено резолюцией № 1 AG-2015-RES-01 84-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола (ноябрь 2015 г., Руанда) и предназначено для установления, идентификации, получения информации, скрытого и продолжительного мониторинга, а также ареста/»замораживания» доходов, полученных преступным путем20. В связи с тем, что розыск, конфискация и возврат преступных активов являются одним из безусловных приоритетов для международного правоохранительного сообщества, предполагается, что новая инициатива Интерпола будет способствовать эффективному противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, борьбе с коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми и др.

В рамках Интерпола с целями достижения главных целей его создания — обеспечение широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства государств-участников по противодействию общеуголовной преступности, осуществляется ряд совместных полицейских проектов и операций.

Проект «Миллениум» («Millennium») был инициирован Генеральным секретариатом Интерпола в 1996 г. в целях сбора, обобщения и обмена информацией о лидерах и активных членах организованных преступных формирований, действующих на территории бывшего СССР, государств Восточной Европы и Центрально-Азиатского региона21. С 2006 г. основной целью данного проекта заявлена борьба с трансевразийской организованной преступностью. В рамках данного проекта Генеральным секретариатом по запросам правоохранительных органов государств-членов Интерпола издаются специальные уведомления с зеленым углом в отношении лидеров и активных участников организованных преступных формирований (не имеющих процессуального статуса обвиняемого или подозреваемого) в целях пресечения возможного совершения ими уголовно-наказуемых деяний за рубежом, обеспечения контроля за их передвижением, выявления их связей и получения иной оперативной информации для документирования преступной деятельности.

В 2004 г. в соответсвии с резолюцией 73-й сессии Генеральной Ассамблеи Генеральным секретариатом Интерпола был инициирован проект «Калкан» («Kalkan»), направленный на сбор, анализ и обмен информацией в отношении террористических организаций Центрально-Азиатского региона, координацию действий правоохранительных органов и обеспечение соответствующей поддержки контртеррористических мероприятий в Центральной Азии и приграничных регионах22.

При поддержке Международной Комиссии по борьбе с фальсифицированными медицинскими препаратами (IMPACT), Всемирной Таможенной Организацией (WCO), Постоянного форума по международной преступности в области фармацевтики (PFIPPC), представителей фармацевтической промышленности и электронных платежных систем Интерпол с 2008 г. ежегодно проводит международную операцию «Пан-гея» («Pangea») по борьбе с распространением фальсифицированных лекарственных препаратов с использованием сети Интернет23.

В июне 2015 г. был проведен восьмой этап данной операции, в рамках которого: изъято 20,7 млн поддельных лекарственных средств для лечения кровяного давления, рака, пищевые добавки, диетические продукты общей стоимостью 81 млн долларов; возбуждено 429 уголовных дел и проведены аресты 156 фигурантов; введены запреты на размещение рекламы в отношении 550 незаконных фармацевтических препаратов; закрыты две компании, уличенные в продаже потенциально смертоносных и запрещенных препаратов24.

Кроме рассмотренных проектов, под эгидой Интерпола реализуются международные операции по противодействию преступности в сфере высоких технологий, незаконного оборота оружия, наркотических средств и психотропных веществ, экологии, похищении детей и др.

Важным аспектом деятельности НЦБ Интерпола МВД России является обеспечение участия россий-

ских компетентных органов в международных проектах и операциях, направленных на борьбу с транснациональной преступностью. В первую очередь, это профильные международные операции, которые ежегодно инициирует и проводит Генеральный секретариат: «Калкан», «Миллениум», «Карго нэт», «Инфрарэд», «Пангея» и др.

Таким образом, современный Интерпол является, безусловно, ведущей международной организацией по борьбе с общеуголовной преступностью, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать межгосударственное полицейское сотрудничество.

2 На конгрессе приняли участие 188 делегатов из 24 государств: Монако, Франция, Португалия, Бельгия, Дания, Германия, Россия, Италия, Швейцария, Сербия, Соединенные Штаты Америки, Персия (Иран), Египет, Турция, Куба, Сальвадор и др. Понимая значимость события, Россия разделила с княжеством Монако финансовые затраты на организацию форума, и фактически с первых дней создания Интерпола выступила его спонсором.

3 См. подробнее: Дорога длиною в век. 100 лет международному полицейскому сотрудничеству. М.: НЦБ Интерпола, 2014. С. 14.

4 Интерпол: вчера, сегодня, завтра / Родионов К.С. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Междунар. отношения, 1990. С. 25.

6 Численность государств представлена по состоянию на июль 2016 г. См. подробнее: About INTERPOL // Официальный сайт Международной организации уголовной полиции. URL: http://www.interpol.int/About-INTERPOL/Overview (дата обращения: 25 июля 2016 г.)

8 About Interpol // INTERPOL. URL: http://www.interpol.int/ About-INTERPOL/Overview (дата обращения: 25 июля 2016 г.).

9 В 2008 г. Генеральная Ассамблея Интерпола проголосовала за поправки в Устав Интерпола с целью интеграции Комиссии в свою внутреннюю правовую структуру, тем самым гарантируя ее самостоятельность в качестве официального органа Организации.

13 Котляров И.И., Пузырева Ю.В. Международное право и его роль в деятельности органов внутренних дел // Вестник академии экономической безопасности. 2015. № 7. С. 52-61.

14 Дорога длиною в век. 100 лет международному полицейскому сотрудничеству. Указ. сочинение. С. 45-46.

16 Пузырева Ю.В. Актуальные вопросы взаимодейсвтия Интерпола с международными организациями // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. № 14-2. С. 138-139.

18 Уведомления издаются на официальных языках Организации (французском, английском, испанском и арабском) и размещаются на защищенном вебсайте Интерпола, которым пользуются уполномоченные правоохранительные органы государств-членов. Отдельные типы уведомлений, например, с красным, желтым, оранжевым и пурпурным углами, с согласия государства, которого они непосредственно касаются, могут быть размещены на открытом официальном сайте. Следует отметить, что по собственной инициативе Генеральный секретариат может направлять уведомления с зеленым углом и оранжевым углом. См.: Types of Notice // Официальный сайт Международной организации уголовной полиции. URL: http:// www.interpol.int/INTERPOL-expertise/Notices (дата обращения: 25 июля 2016 г.).

19 Пузырева Ю.В. Современная система уведомлений Интерпола как эффективная основа международного сотрудничества в борьбе с преступностью//Алтайский юридический вестник. 2014. № 5. С. 53-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Р. Авунц

Структура, компетенция и принципы сотрудничества Интерпола

В послевоенные годы завершилось структурное оформление Интерпола. Процесс этот был начат принятием в 1956 г. Устава, заменившего учредительный акт 1923 г., и закончился заключением соглашения с Францией о Штаб-квартире организации, в котором было официально подтверждено превращение Интерпола из неправительственной международной организации в полноправную межправительственную.

В соответствии со ст. 5 Устава высшим пленарным органом Интерпола является Генеральная Ассамблея, сессии которой проводятся ежегодно; в период между ее сессиями высшим

административным органом с более узкими полномочиями и соста -вом является Исполнительный комитет во главе с Президентом. Постоянно действующим рабочим органом является Генеральный секретариат, во главе которого стоит Генеральный секретарь.

Особое положение в системе органов Интерпола занимают На -циональные Центральные Бюро (НЦБ), действующие одновременно в двух системах: отдельного государства и данной организации с соответствующим двойным подчинением.

Систему органов управления замыкают советники, выполняющие исключительно консультативные функции.

Генеральная ассамблея

В состав Генеральной Ассамблеи входят представители всех стран-членов организации, количественный состав делегаций нигде не оговорен, однако Устав требует включать сюда чиновников уголовной полиции высокого ранга, служащих, функции которых в национальном масштабе связаны с деятельностью Интерпола, а также специалистов по вопросам, включенным в повестку дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи (ст. 7 Устава).

В работе сессии могут принимать участие в качестве наблюдателей представители стран, не входящих в Интерпол, а также делегаты от международных организаций.

Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в осенний период в разных странах.

Каждая делегация при голосовании имеет один голос.

Уставными полномочиями Генеральной Ассамблеи являются:

1) определение основных направлений сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола;

2) подготовка и проведение мероприятий, облегчающих такое сотрудничество;

3) принятие новых членов;

4) рассмотрение и утверждение плана работы и бюджета на предстоящий год, избрание должностных лиц организации и решение финансовых вопросов.

Здесь же образуются специальные постоянные и временные комиссии по изучению отдельных вопросов борьбы с преступностью, к примеру, с преступностью несовершеннолетних, распространением наркотиков и др.

Резолюции Генеральной Ассамблеи по внутриорганизационным и процедурным вопросам являются обязательными для исполнения, а резолюции в адрес полицейских органов и правительств — рекомендательными.

Кроме названных сессий представители государств-членов организации регулярно проводят региональные конференции по проблемам, которые целесообразно вынести на сессию Генеральной Ассамблеи.

Решения Генеральной ассамблеи принимаются простым большинством голосов, за исключением тех, для принятия которых по Уставу требуется большинство в две трети голосов (например, решение о принятии в члены организации).

Ряд проблем требуют предварительного обсуждения в странах данного региона и, как правило, здесь формируется единая точка зрения ряда стран по данной проблеме, единый подход к ее решению, согласуются и координируются практические усилия по борьбе с отдельными международными преступлениями уголовного характера, распространенными в данном регионе.

Исполнительный комитет

Исполнительный комитет — это избираемый организацией совещательный орган.

В соответствии со ст.22 Устава Интерпола Исполнительный комитет:

•следит за проведением в жизнь рекомендаций Генеральной Ассамблеи;

• контролирует деятельность Генерального секретаря и администрации;

• готовит повестку дня очередной сессии Генеральной Ассамб —

леи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи все программы работы или проекты, которые считает полезными;

• осуществляет все обязанности, порученные ему Ассамблеей.

Исполнительный комитет состоит из избираемых Генеральной Ассамблеей Президента (сроком на 4 года), трех Вице-президентов (сроком на 3 года), которые должны представлять разные страны и все континенты, а также девяти делегатов.

Президент Исполнительного комитета Интерпола фактически является главой Организации. Он председательствует на встречах Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета и направляет ход дискуссий. В его задачу входит поддержка прямого и постоянно -го контакта с Генеральным секретарем.

Все руководство осуществляется как через Исполнительный комитет, так и непосредственно путем принятия единоличных решений по текущим делам.

Заседания Исполнительного комитета проводятся не менее одного раза в год.

Все решения принимаются большинством голосов. Однако Президент пользуется своим правом голоса только в том случае, если голоса остальных членов Исполкома разделились поровну.

При выполнении своих функций все члены Исполнительного комитета действуют как представители Интерпола, а не как пред -ставители своих стран (статья 21 Устава).

Генеральный секретариат

Генеральный секретариат является постоянно действующей службой всей организации, включает в себя Генерального секретаря, специалистов и административный персонал.

Этот орган проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, действует как международный центр по борьбе с общей преступностью, а также как специализированный и информационный центры, обеспечивает эффективное административное руководство Интерполом, поддерживает связи с НЦБ и международными организациями, готовит необходимые публикации, выполняет обязанности рабочего секретариата на сессиях Гене -ральной Ассамблеи и заседаниях Исполнительного комитета и т. д.

Возглавляет секретариат Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет из числа лиц не старше 65 лет. По своему усмотрению он подбирает персонал Генерального секретариата и руководит всеми его службами. Персонал Генерального секретариата состоит из 268 служащих, которые имеют международный статус. Всем этим сотрудникам запрещено при исполнении своих обязанностей запрашивать или придерживаться инструкций какого-либо правительства или других органов вне Интерпола.

Они должны воздерживаться от любых действий, которые могут препятствовать выполнению их международной миссии (ст. 30 Устава).

С 1987 г. в составе Генерального секретариата действует Европейский секретариат для разрешения чисто региональных проблем борьбы с незаконной торговлей наркотиками на континенте и другими преступлениями, а также совершенствования полицейского сотрудничества государств в Европе.

В числе других органов Генерального секретариата следует назвать службу Генерального секретариата, специальное отделение для проведения работ общего характера и укрепления безопасности организации.

В настоящее время в составе секретариата действуют исполнительный отдел, который ведает административно-

техническими вопросами, и четыре управления:

• административный;

• полицейский;

• научно-исследовательский;

• отдел технического обеспечения.

Наибольший интерес представляет деятельность полицейского отдела, который координирует сотрудничество полицейских органов стран-членов Интерпола в борьбе с международными уголовными преступлениями. В его структуре имеются подотделы по борьбе с незаконной торговлей оружием, международным терроризмом; в другом подотделе обрабатывается информация об изготовлении и сбыте поддельных бумажных и металлических денег, дорожных чеков и других фактах фальшивомонетничества.

Специальный подотдел занимается сбором анализом информации о незаконном распространении наркотических веществ. В него входит служба руководителя подотдела со специальным подразделением по связям и сотрудничеству, находящаяся в Бангкоке (Таиланд), группа по проведению операций и группа разведки.

Национальные центральные бюро (НЦБ)

В соответствии со ст. 32 Устава Интерпола для обеспечения сотрудничества в борьбе с международной преступностью каждая страна сама определяет орган, который будет выступать в качестве Национального центрального бюро.

Они являются центрами международного сотрудничества по борьбе с преступностью, опорными пунктами Интерпола на местах.

В конкретном государстве НЦБ является постоянно действую -щим органом Интерпола. Одновременно оно является полицейским органом этого государства, наделенным большими полномочиями по борьбе с преступностью. Например НЦБ Франции является составной частью Центрального управления уголовной полиции в рамках Отдела международных отношений; НЦБ Испании входит в состав Генерального комиссариата уголовных расследований; НЦБ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Швейцарии входит в состав Центрального полицейского управления Швейцарии, являющегося одной из структур Федерального управления полиции; в качестве НЦБ Финляндии выступает Международный отдел Национального бюро расследований, в ведении которого находятся все вопросы международного сотрудничества.

Будучи опорными пунктами международного полицейского сотрудничества, НЦБ в своих странах поддерживает деловые связи с судом, прокуратурой, пограничной и таможенной службами, а на международном уровне — с НЦБ других стран и Генеральным секретариатом Интерпола.

Просьбы и запросы Генерального секретариата, а также НЦБ отдельных государств, наделенных правом помечать свои докумен -ты грифом «Интерпол», поступают к руководителю НЦБ данной страны, а не в Министерство иностранных дел или другое государственное ведомство.

Руководитель НЦБ без промедления, в приказном порядке, поручает подчиненным ему службам или должностным лицам к установленному сроку исполнить запрос. Этим достигается высокая оперативность и высокая эффективность в деятельности НЦБ и всего Интерпола.

В «Доктрине Национального центрального Бюро», принятой на XXXIV сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в 1965 г. отмечено и другое направление его деятельности: НЦБ как представитель Интерпола в государстве должно добиваться активного участия на -циональной полицейской службы в делах Интерпола, информировать свой личный состав о преимуществах пребывания в этой организации, разъяснять условия и принципы международной полицейской кооперации в его системе1.

При этом Национальные центральные бюро должны стать центром пропаганды политики Интерпола, инициаторами и проводниками претворения в жизнь всех решений его Генеральной Ассамблеи.

Советники

Советникам поручается научная разработка отдельных вопросов (статья 34 Устава). В перечень таких вопросов входят проблемы борьбы с незаконным распространением наркотических веществ и психотропных средств, преступность несовершеннолетних, идентификация и розыск огнестрельного оружия, применение электронновычислительной техники в полицейской работе, передача изображений отпечатков пальцев с помощью средств связи.

Генеральный секретарь вправе приглашать специалистов из числа ученых и практиков, хорошо зарекомендовавших себя в определенной области знаний и работы. В случае согласия такого лица

1 См.: What kind of Criminal Policy for Europe // edited by Delmas-Marty. KLUVER LAW International. Amsterdam. 1997. — P. 58.

провести конкретное научное исследование, специалист решением Генеральной Ассамблеи назначается на должность советника сроком на 3 года. Досрочное отстранение советников от должности может проводиться только по решению Генеральной Ассамблеи. Свои исследования и другие функции советники могут исполнять как в штаб-квартире Интерпола (в Лионе), так и по месту постоянной службы и жительства в своей стране. Им предоставлено право присутствовать на сессиях Генеральной Ассамблеи в качестве наблю -дателей, а по приглашению Президента они могут принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня.

Международное сотрудничество в рамках Интерпола строится на основе целого ряда специальных принципов.

1. В сотрудничестве могут участвовать не только Национальные центральные бюро, а все другие органы и организации государства, ведущие борьбу с преступностью, то есть любой орган, наделенный правами уголовного расследования, может извлечь пользу из международного сотрудничества независимо от своего административного статуса.

2. Сотрудничество государств должно быть поставлено на твердую международно-правовую основу. В этой связи Устав предусматривает создание и функции национальных центральных бюро, которые на практике обеспечивают круглосуточное и непрерывное сотрудничество. Установлены его механизм и процедура деятельности с учетом возможности вовлечения всех заинтересованных органов полиции каждой страны.

3. Сотрудничество должно быть проникнуто духом взаимности и обязательности для каждого полицейского органа, четкого выполнения всех поступающих в его адрес от партнеров по кооперации и Генерального секретариата запросов, отдельных поручений и просьб.

4. Сотрудничество должно осуществляться только по уголов-ным делам о международных общеуголовных преступлениях. Статья 3 Устава Интерпола требует отказывать в помощи по делам политического, религиозного, военного или расового характера.

5. Сотрудничество не должно замыкаться сферой карательной деятельности уголовной полиции государств и Интерпола. Их деятельность призвана, кроме того, способствовать предупреждению правонарушений путем активного участия в воспитании неотврати -мости уголовной ответственности.

6. Сотрудничество в борьбе с преступностью должно регламентироваться не только нормами Устава и Регламентов Интерпола, но и дополняться нормами уголовного, уголовно-процессуального, исправительного и других отраслей национального права1.

1 См.: Nepote J. Crime international // Revue de la Police National (Paris). 1973. № 437. Р. 46.

В условиях роста организованной преступности, отягощенной иностранным элементом, на повестке дня стоит вопрос о дальнейшем совершенствовании координации деятельности правоохранительных органов.

С. Ю. Андрейцо

Обеспечение права на информацию в Российской Федерации

Среди национальных интересов России особое место занимает реализация основных прав и свобод человека и гражданина в ин -формационной сфере. Она основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции Российской Федерации и ряде других законов.

Проблема присутствия государства в информационных отно-шениях прослеживается при рассмотрении всех ключевых вопросов защиты информационных прав и свобод. Государство выступает основным регулятором информационных отношений, основным создателем поводов к производству и распространению политической информации, одним из основных фактических собственников материальной инфраструктуры производства и распространения массовой информации. Многие из вопросов о пределах государственного регулирования и государственного участия в информационных отношениях рассмотрены в контексте проблем суверенитета и плюрализма, гарантирования прав человека и независимости СМИ1.

Система защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации обретает реальные качественные характеристики через правозащитную деятельность государственных органов — компонентов правозащитной структуры. Отправной точкой их исследования объективно является Президент России, который, согласно Конституции РФ, осуществляет государственную власть (ч. 1 ст. 11), является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80).

Провозглашение в Российской Федерации информационных прав и свобод не означает отрицания необходимости государствен -ного регулирования в информационной сфере, в частности, отказа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *