Содержание
Работа школ
Министерство просвещения рекомендует региональным властям организовать работу образовательных учреждений таким образом, чтобы дети и педагоги вели образовательный процесс дома с применением технологий дистанционного обучения.
В случае крайней необходимости могут быть организованы дежурные группы для учеников 1–4-х классов общеобразовательных школ, чьи родители работают в непрерывно действующих структурах (медицинских, обеспечивающих питанием, транспортных организациях).
Завершение учебного года 2019/20
С учётом сложившейся эпидемиологической ситуации Министерство просвещения подготовило рекомендации для образовательных организаций по завершению общеобразовательной программы 2019/20 учебного года в школах. Они выстроены таким образом, чтобы сохранить учащимся полноценные летние каникулы и время для отдыха.
Окончательное решение о сроках и форме завершения учёбы каждый субъект Федерации принимает самостоятельно, учитывая свою специфику и меры по защите здоровья населения, применяемые в регионе.
Для 1-8-х классов рекомендовано завершить обучение до 15-16 мая (в зависимости от продолжительности учебной недели). При этом с 15 до 25 мая необходимо оказать дополнительную поддержку по реализации программ внеурочной деятельности, дополнительных общеразвивающих программ, а также программ воспитания.
Для 10-х классов рекомендовано завершить общеобразовательные программы до 29-30 мая соответственно.
В 9-х и 11-х классах рекомендовано завершить обучение до 5 июня.
В соответствии с рекомендациями Минпросвещения России школам необходимо предусмотреть профилактические меры: соблюдение дистанции не менее 1,5 метров, как между учениками, так и в контакте с педагогами; не допускается смешение разных классов, объединение классов, объединение разновозрастных групп; предлагается, чтобы за каждой учебной группой был закреплен соответствующий кабинет для того, чтобы дети минимизировали свои перемещения по зданиям учреждения; начинать занятия в различное время. Крайне важна дезинфекция помещений в образовательных учреждениях с учетом контроля тех рекомендаций по применению дезинфицирующих средств, которые указаны производителями.
Приказ № 294 от 11 июня 2020 г. «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году»: https://docs.edu.gov.ru/id1912
Приказ № 296 от 11 июня 2020 г. «Об особенностях выдачи медали «За особые успехи в учении» в 2020 году»: https://docs.edu.gov.ru/id1914
Платформа «Моя школа в online»
Моя школа в online – совместный проект Минпросвещения России и ведущих российских компаний, оказывающих услуги в сфере образования.
Новая онлайн-платформа обеспечивает бесплатный доступ к учебным материалам по школьной программе с 1-го по 11-й класс всем учащимся, педагогам и родителям. Учебные материалы и задания для самопроверки помогут эффективно организовать самостоятельную работу учащихся дома.
Все базовые предметы учебного плана для всех классов размещаются поэтапно, материалы актуализируются ежедневно.
Платформа поможет обеспечить обучение школьников в населённых пунктах, не охваченных высокоскоростным интернетом. Учебные материалы можно открыть и сохранить на компьютере, планшете, телефоне.
ОГЭ
Для учащихся 9-х классов запланирована отмена проведения обязательных экзаменов по русскому языку и математике, итоговые оценки будут выставляться на основании годовых.
Такое решение обусловлено рекомендациями органов здравоохранения исходя из эпидемиологической ситуации в стране и необходимых требований защиты здоровья детей и педагогов.
ЕГЭ
В 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией Единый государственный экзамен (ЕГЭ) будут сдавать только те выпускники, которые собираются поступать в вузы в текущем году. Учащимся, не планирующим поступать в высшие учебные заведения, в аттестат могут быть выставлены отметки по итогам года.
Экзаменационная кампания пройдет в единые сроки в соответствии с требованиями Роспотребнадзора к санитарно-гигиеническому режиму.
Для проверки готовности системы к обязательному выполнению всех рекомендаций и предписаний Роспотребнадзора на местах запланировано проведение пробных экзаменов без участия детей 29 и 30 июня 2020 года.
Далее запланирован этап непосредственной очной сдачи ЕГЭ с 3 июля, который продлится до 23 июля включительно. Резервные дни запланированы на 24 июля (по всем учебным предметам, кроме русского языка и иностранных языков) и 25 июля по всем учебным предметам.
Таким образом, календарный план ЕГЭ сохранит свои рамки и будет проведен в течении июля. Вторая волна сдачи ЕГЭ для тех, кто по уважительным причинам не сможет принять участие в сдаче экзаменов в июле, пройдет в августе. Тем самым сохраняются все условия для проведения своевременной приемной кампании и возможности дальнейшего поступления учащихся в вузы.
Пункты проведения ЕГЭ будут оснащены средствами индивидуальной защиты. Рассадка участников в аудиториях будет организована с учетом соблюдения дистанции не менее 1,5 м. На входе в пункты проведения экзаменов все организаторы и участники будут проходить термометрию, аудитории будут предварительно дезинфицироваться. Проведение самого массового ЕГЭ по русскому языку планируется разделить на два дня, чтобы избежать скопления участников в аудиториях.
Всероссийские проверочные работы (ВПР)
После консультаций с педагогами, регионами, представителями образовательного сообщества и родительским сообществом принято решение о переносе Всероссийских проверочных работ (ВПР) с конца этого учебного года на осень 2020 года (то есть начало следующего учебного года).
Результаты этих работ не будут являться формальной аттестацией самих школьников, а прежде всего, нужны для оценки уровня знаний учащихся. После проведения диагностических процедур школы и учителя получат соответствующие методические рекомендации для дальнейшей работы.
Всероссийская олимпиада школьников
Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2020 году проводиться не будет.
В соответствии с приказом Минпросвещения России от 28 апреля 2020 г. № 189 участники регионального этапа олимпиады текущего учебного года, завершающие учебу в 2020 году и набравшие проходной балл (установленный Министерством для участия в заключительном этапе олимпиады), признаются призерами олимпиады. Таким образом, ребята смогут воспользоваться льготами, полагающимися призёрам олимпиады при поступлении в вузы
Остальные участники регионального этапа олимпиады текущего учебного года, которые также набрали «проходной балл», но в следующем учебном году продолжат освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования, получают право участвовать в заключительном этапе олимпиады в 2020/21 учебном году без обязательного участия в школьном, муниципальном и региональном этапах.
Оформленные дипломы призеров олимпиады в июне 2020 года будут направлены в субъекты Российской Федерации, в которых призеры принимали участие в региональном этапе олимпиады.
Приказ № 181 от 15 апреля 2020 г. «Об установлении количества баллов, необходимого для участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, проводимой в 2019/20 учебном году, по каждому общеобразовательному предмету и классу»: https://docs.edu.gov.ru/id1868
Приказ № 189 от 28 апреля 2020 г. «Об особенностях проведения всероссийской олимпиады школьников в 2019/20 учебном году и утверждения ее итоговых результатов по каждому общеобразовательному предмету»: https://docs.edu.gov.ru/id1870
Приказ № 269 от 27 мая 2020 г. «Об утверждении итоговых результатов всероссийской олимпиады школьников, проведенной в 2019/20 учебном году, по каждому общеобразовательному предмету»: https://docs.edu.gov.ru/id1899
Детские лагеря
По поручению Минпросвещения России на базе Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения открылся специальный ресурсный центр в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Он собирает актуальную информацию в сфере организации детского отдыха по всем регионам, и здесь можно получить ответы на все вопросы, связанные с летней оздоровительной кампанией 2020 года: от особенностей перевозки детей в каждом регионе до оформления путёвок во всероссийские детские центры.
Телефон горячей линии: 8-800-444-35-38.
Электронная почта центра: leto2020@turcentrrf.ru
Педагогам
Минпросвещения России разработало методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/id1792
Выплаты педагогам и работникам образовательных организаций на период дистанционного обучения сохраняются в полном объёме.
Родителям
На едином бесплатном государственном портале по поддержке родителей растимдетей.рф запущен навигатор консультационных центров.
Центры оказывают психолого-педагогическую, методическую поддержку по вопросам воспитания и образования детей, а также дистанционной формы обучения.
В России уже работают 163 консультационных центра.
Увидеть полный список центров можно перейдя в раздел «родители» -> «услуги в помощь».
Поддержка детей с особыми образовательными потребностями
Информация для специалистов и родителей, важная для обучения детей с особыми образовательными потребностями, размещается на сайте Института коррекционной педагогики РАО в специализированном разделе.
На сайте представлены методические и информационные материалы для педагогов, дефектологов, психологов, лучшие практики использования дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ, обучающие вебинары и памятки для родителей. Также родители могут получить консультацию от ведущих специалистов в области коррекционной педагогики и психологии.
Питание школьников
В условиях дистанционного обучения или продленных каникул Минпросвещения России рекомендует региональным властям обеспечить школьным питанием социально незащищенные категории обучающихся – детей с ОВЗ, детей из малоимущих семей, – предоставив им или их родителям (законным представителям) возможность получать продуктовый набор, рассчитанный на несколько дней, в школе и забирать его домой.
СОШ№1
В СОШ №1 обучаются на дому 5 учащихся. На основании приказа Управления образования изданы приказы «Об организации индивидуального обучения учащегося на дому» на каждого обучающегося в отдельности, в которых указаны период обучения на дому, распределение часов индивидуального учебного плана между педагогами.
Анализ документации показал, что имеются нарушения в части заполнения журналов: отсутствуют записи тем уроков по русскому языку (), иностранному языку () и математике (; в 7 классе) с 11 по 15 января 2016 года.
СОШ №2
В СОШ №2 обучаются на дому 6 учащихся. На основании приказа Управления образования изданы приказы «Об организации индивидуального обучения учащегося на дому» на каждого обучающегося в отдельности, в которых указаны период обучения на дому, распределение часов индивидуального учебного плана между педагогами.
Анализ документации показал, что в организации и проведении контроля индивидуального обучения на дому нарушений нет.
СОШ №3
В СОШ №3 обучаются на дому 10 учащихся.
Анализ документации показал, что в организации и проведении контроля индивидуального обучения допущены следующие нарушения:
— приказ «Об организации индивидуального обучения учащегося на дому» (на основании приказа Управления образования) издан не на каждого обучающегося в отдельности, а один на всех;
— положение о домашнем обучении на 2015/2016 год не утверждено директором;
— документация детей, обучающихся на дому, не систематизирована;
— расписание уроков не согласовано с родителями (нет подписей родителей);
— расписание составлено с нарушениями СанПиН (сдвоенные уроки математики в 7 классе);
— промежуточная аттестация по учебным предметам обучающихся на дому не проводится (кроме русского языка, учитель );
— в сводной ведомости успеваемости учащихся не выставлены оценки в 7 классе (у Шабановой Мадины);
— учителями (, ) не были представлены рабочие и контрольные тетради обучающихся на дому, а также поурочные планы;
— классным руководителем не представлен план воспитательной работы;
— в личных делах учащихся ( ) не выставлены оценки;
— учитель начальных классов за 14 лет работы не проходила КПК.
СОШ №4
В СОШ №4 обучаются на дому 5 учащихся.
На основании приказа Управления образования изданы приказы «Об организации индивидуального обучения учащегося на дому» на каждого обучающегося в отдельности, в которых указаны период обучения на дому, распределение часов индивидуального учебного плана между педагогами.
Анализ документации показал, что в организации и проведении контроля индивидуального обучения на дому нарушений нет.
СОШ №5
В СОШ №5 обучаются на дому 5 учащихся.
На основании приказа Управления образования изданы приказы «Об организации индивидуального обучения учащегося на дому» на каждого обучающегося в отдельности, в которых указаны период обучения на дому, распределение часов индивидуального учебного плана между педагогами.
Анализ документации показал, что в организации и проведении контроля индивидуального обучения на дому нарушений нет.
СОШ №6
В СОШ №6 обучается на дому 1 учащийся.
На основании приказа Управления образования изданы приказы «Об организации индивидуального обучения учащегося на дому» на каждого обучающегося в отдельности, в которых указаны период обучения на дому, распределение часов индивидуального учебного плана между педагогами.
Анализ документации показал, что в организации и проведении контроля индивидуального обучения на дому нарушений нет.
СОШ №7
В СОШ №7 обучаются на дому 3 учащихся.
На основании приказа Управления образования изданы приказы «Об организации индивидуального обучения учащегося на дому» на каждого обучающегося в отдельности, в которых указаны период обучения на дому, распределение часов индивидуального учебного плана между педагогами.
СОШ №8
В СОШ №8 обучаются на дому 5 учащихся.
На основании приказа Управления образования изданы приказы «Об организации индивидуального обучения учащегося на дому» на каждого обучающегося в отдельности, в которых указаны период обучения на дому, распределение часов индивидуального учебного плана между педагогами.
Анализ документации показал, что в организации и проведении контроля индивидуального обучения на дому нарушений нет.
Проверка показала, что заместителями директоров по УВР СОШ города журналы проверяются, замечания по ведению журналов имеются, проверка их исполнения осуществляется.
Все дети – инвалиды закреплены за определенными классами в каждой школе. Составлен банк данных, и документация детей — инвалидов систематизирована во всех школах, кроме СОШ №3.
У директоров и зам. директоров по УВР всех школ города имеются журналы посещения уроков. С начала учебного года посетили уроки учащихся, находящихся на домашнем обучении, все зам. директора по УВР.
Проверка расписания уроков детей, находящихся на домашнем обучении, выявила следующее:
— во всех школах расписание составлено согласно нормам СанПиН, за исключением СОШ №3, где в 7 классе поставлены сдвоенные уроки математики, хотя в соответствии с п. 2.9.15. СанПиН для обучающихся в 5 — 9 классах сдвоенные уроки допускаются только для проведения лабораторных, контрольных работ или при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.
В течение первого полугодия детям, обучающимся индивидуально на дому, оказывалась различная помощь специалистами школ:
— педагогами –психологами проведены психологические консультации; беседы с учащимися и их родителями, диагностика детей-инвалидов.
Социальными педагогами было проведено обследование жилищно-бытовых условий детей, обучающихся на дому, кроме СОШ№3(на больничном)
В проверенных школах ведется работа по формированию толерантного отношения в обществе к детям – инвалидам и их проблемам: эти дети приглашаются на внеклассные мероприятия (новогодние утренники, тематические вечера, классные часы). Родители детей, обучающихся на дому, приглашались классными руководителями на классные родительские собрания.
Вопрос о состоянии организации домашнего обучения обсуждался на совещаниях при
директоре во всех школах города (имеются протоколы), кроме СОШ№3.
Во всех школах города проверка состояния организации и контроля домашнего обучения отражена в учебно-воспитательных планах на 2015-2016 учебный год.
Вывод:
1. Состояние организации и уровня контроля индивидуального обучения на дому в СОШ№1,2,4,5,6,7,8 удовлетворительное.
2. Состояние организации и уровня контроля индивидуального обучения на дому в СОШ№3 находится на низком уровне.
Нарушения:
С начала учебного года не посещены уроки учащихся, находящихся на домашнем обучении, директорами СОШ№1-8. Отсутствуют записи тем уроков в журнале у учителей СОШ№1, работающих с обучающимися на дому (по русскому языку (), иностранному языку () и математике (; в 7 классе) с 11 по 15 января 2016 года. Директором СОШ №3 на всех обучающихся на дому издан один приказ, хотя по Положению необходимо издать приказ на каждого обучающегося в отдельности.
4. Положение о домашнем обучении на 2015/2016 год не утверждено директором СОШ№3.
5. Документация детей СОШ№3, обучающихся на дому, не систематизирована.
6. Расписание уроков детей СОШ№3, обучающихся на дому, не согласовано с родителями (нет подписей родителей).
7. Расписание уроков детей СОШ№3, обучающихся на дому, составлено с нарушениями СанПиН (сдвоенные уроки математики в 7 классе).
8. Промежуточная аттестация по учебным предметам обучающихся на дому в СОШ№3 не проводится.
9. В сводной ведомости успеваемости учащихся СОШ№3 не выставлены оценки в 7 классе.
10. Учителями СОШ№3 не были представлены рабочие и контрольные тетради обучающихся на дому, а также поурочные планы.
11. Классным руководителем 7 класса СОШ№3 не представлен план воспитательной работы.
12. В личных делах учащихся СОШ№3 ( ) не выставлены оценки.
13. Учитель начальных классов СОШ №3 за 14 лет работы не проходила КПК.
Вопрос о состоянии организации домашнего обучения не обсуждался на совещаниях при
директоре в СОШ№3.
Рекомендации:
Руководителям общеобразовательных школ города усилить контроль за организацией индивидуального обучения на дому. Руководителям общеобразовательных школ города привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения в организации индивидуального обучения на дому. Директорам СОШ города в месячный срок представить в Управление образования отчет о проделанной работе по устранению вышеуказанных нарушений.
Исп.: