Место регистрации

Содержание

>Адрес местонахождения: что компании нужно знать об оформлении

Место нахождения юридического лица привязывают к адресу исполнительного органа

Адрес местонахождения новой компании входит в сведения, которые она обязана сообщить налоговой, чтобы зарегистрироваться. Без этих данных регистрация не состоится, и компания не сможет начать работу.

В ст. 54 ГК РФ законодатель использует понятие «место нахождения юридического лица». Это место государственной регистрации компании – определенный населенный пункт, то есть понятие не тождественно понятию адреса организации. В законе указали, что регистрацию компании осуществляют по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (или иного лица, которое по закону вправе выступать от имени компании). Чаще всего это генеральный директор. В ЕГРЮЛ вносят данные об адресе офиса, где находится директор компании, в пределах места ее нахождения (ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Таким образом, под словосочетанием «адрес юридического лица» понимают адрес исполнительного органа компании. Такие сведения необходимы ее контрагентам, госорганам, клиентам. На этот адрес направляют юридически значимые сообщения: извещения, претензии, копии процессуальных документов и т. д (ст. 165.1 ГК РФ).

В реестре отмечают конкретный адрес юр. лица. А вот в своем уставе компания не обязана этого делать. Достаточно указать название населенного пункта или муниципального образования, в котором организацию зарегистрировали и где располагается ее головной офис. Если впоследствии компании понадобится переехать в пределах этого населенного пункта, вносить изменения в устав будет не нужно.

Если место нахождения юридического лица и адрес директора соответствуют данным в реестре, для компании меньше рисков

В п. 3 ст. 54 ГК РФ присутствует напоминание: компания берет на себя риск неполучения юридически значимых сообщений. Доставлять их будут по адресу, который зафиксировали в реестре. Более того, сообщение считают полученным, когда оно прибудет в указанное место. Если компания находится в другом месте и из-за этого не получает сообщения вовремя, или адрес назвали с ошибкой, последствия этого лежат на компании.

Например, если юридический и фактический адрес юридического лица не совпадают, это рискованно в случае спора. В реестре отметили конкретные улицу, номер здания и офиса, а на деле компания работает не там. Копию судебного акта направили в соответствии с данными реестра, но компания вовремя не получила документ. Если она пропустит срок обжалования из-за того, что данные о ней в ЕГРЮЛ не совпадают с реальными, это не будет уважительной причиной для восстановления срока.

Адрес компании не должен фигурировать в списке массовых

Налоговая проверяет сведения, которые новая компания предоставляет для регистрации. В том числе проводят проверку адреса. Если налоговая выявит, что компания указала недостоверные или подозрительные данные, с регистрацией появятся проблемы.

В частности, налоговики проверяют, не входит ли адрес местонахождения юридического лица в перечень массовых адресов. Такими адресами принято называть те, по которым числится 10 или более организаций. Подобные компании часто оказываются фиктивными, реальной деятельности не ведут. Их учреждают с недобросовестными целями. Если юридическое лицо для государственной регистрации сообщило массовый адрес, это повышает вероятность, что пытаются зарегистрировать фирму-однодневку.

Даже если компания будет вести реальную хозяйственную деятельность, такой адрес – признак ее неблагонадежности. Поэтому налоговая препятствует появлению новых компаний с массовым адресом. Компании нужно позаботиться, чтобы адрес местонахождения был достоверным и претензий от ИФНС не возникло. В комплекте документов предоставьте документ о собственности на здание или договор аренды помещения, если компания будет снимать офис в бизнес-центре. Такие бумаги подтвердят реальность и уникальность адреса.

Добавлено в закладки: 0

Для осуществления законной коммерческой деятельности любое юридическое лицо должно обладать рядом идентифицирующих признаков. Поэтому для всех типов предприятий обязательным условием является наименование, место нахождения и адрес юридического лица (ст.54 ГК РФ).

Определение понятий

Осуществление хозяйственной деятельности начинается с регистрации предприятия. Ведение дел, заключение договоров или оформление сотрудников допускается после внесения данных в ЕГРЮЛ. Любой хозяйствующий субъект должен иметь три составляющих:

  • учредительные документы. Обычно это устав, на основании которого действует организация;
  • наличие руководителя (генеральный директор);
  • место нахождения юридического лица.

Наибольшие разногласия вызывает место, где располагается хозяйствующий субъект. Закон не дает четкого определения термину «Место нахождения и адрес юридического лица». Однако между ними есть определенная разница. Существует два вида трактовок. Первый – это тривиальный или обывательский взгляд. Он подразумевает два определения:

  • юридический почтовый адрес. Так принято именовать место, где располагается руководство компании и куда направляется корреспонденция;
  • местонахождение юридического лица. Это фактическая территория размещения предприятия, производственного цеха или магазина.

Вторая трактовка – нормативная. Она предполагает одновременное наличие двух понятий – адрес юридического лица и место нахождения. Но, несмотря на смысловую общность этих признаков, с позиции юриспруденции они не признаются тождественными.

Компания, являющаяся субъектом гражданских правоотношений, не обладает адресом, а только местом расположения. Обладателем адреса в понимании законодателя, может являться только объект недвижимости (ст.8.1 ГК РФ). Отсюда следует, что адрес юридического лица – это место, где располагается имущество, которое может быть во владении или оперативном управлении.

По закону сведения об адресе места нахождения юридического лица находятся в зависимости от территориальной принадлежности органа регистрации. То есть регистрация осуществляется по адресу фактического нахождения предприятия (ст.54 ГК РФ).

При его отсутствии допускается регистрация по месту нахождения органов управления юридического лица или иного субъекта, уполномоченного действовать в интересах предприятия без доверенности. Сюда относится директор или один из учредителей (письмо Минфина от 03.12.2008 №03-01-11/5-159).

Как обстоят дела с филиалами

Дополнительный предмет споров – место нахождения филиала юридического лица. Как показывает практика, обособленные подразделения могут создаваться по месту фактического расположения компании. Однако такое положение вещей противоречит норме закона (ст.55 ГК РФ).

Также путаницу создает оформление предприятия по прописке одного из учредителей. Тогда как фактическое ведение деятельности осуществляется на иной территории. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица, существующего в виде обособленного подразделения, определяется законом (ст.11 НК РФ). Подобное разделение продиктовано экономической необходимостью, но юридически приводит к наступлению определенных последствий, например, ведению деятельности без постановки на учет.

Конечно, суды отклоняют исковые требования налоговых органов. Однако имеются прецеденты, когда организация, имеющая обособленное подразделение с наименованием и адресом места нахождения штрафуется по ст.116 НК РФ (постановление ФАС Дальневосточного округа №Ф03-А73/088-1/197).

Суды имеют право обязать компанию провести регистрацию обособленного подразделения по месту фактического нахождения. Если по истечении месяца юридическое лицо не сообщает в ФНС об организации филиала, инспекция вправе выписать штраф в размере 10% от суммы доходов, полученных за время работы, но не менее 40 000 руб.

Возможность смены места нахождения

Современные реалии часто приводят к необходимости изменения адреса местонахождения юридического лица. Основные причины:

  • прекращения срока действия аренды помещения;
  • покупка собственных площадей для размещения производства;

Чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ необходимо откорректировать устав. Для этого нужно провести общее собрание участников. По его итогам оформить соответствующий протокол. Для изменения наименования и адреса места нахождения предприятия необходимо представить регистратору следующие бумаги:

  • заявление (форма Р13001);
  • протокол учредительного собрания о смене адреса места нахождения юридического лица;
  • новую редакцию устава (2 экз.). Одни экземпляр остается у заявителя, другой передается регистратору;
  • квитанцию об уплате госпошлины. За внесение изменений в учредительные бумаги (смена наименования юридического лица, места деятельности) нужно оплатить 800 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

Кроме того, если изменилось наименование, место нахождения и адрес юридического лица, то необходимо заказывать новую печать (ст.2 Закона №14-ФЗ и ст.2 Закона №208-ФЗ).

Наименование организации

Статья 54 ГК РФ закрепляет еще один обязательный признак – наименование юридического лица. Оно применяется как способ индивидуализации субъекта. Полное наименование юридического лица отражает его организационную и правовую форму. Законодательно установлены требования к формату названия для субъектов хозяйственной деятельности. Наименование юридического лица не должно включать:

  • официального названия государств или слов, являющихся производными;
  • названий органов государственной или муниципальной власти;
  • полного или сокращенного наименования общественных объединений;
  • прочих определений, которые противоречат интересам общества или нормам морали.

Субъект коммерческой деятельности обязан иметь полную форму, а сокращенное наименование по желанию. Адрес и место нахождения в форме названия прописывать не нужно.

Повторная регистрация наименования юридического лица законом не предусмотрена. Оно выбирается учредителями на этапе разработки устава.

При внесении каких-либо изменений в устав происходит автоматическая фиксация правок в реестре юридических лиц.

После завершения процедуры регистрации, компания обладает исключительным правом на собственное название (ст.1473 ГК РФ).

4. Разъяснения по вопросам о юридическом адресе ООО

1) Понятие юридического адреса

Юридический адрес – термин неофициальный (отсутствует в законодательстве), однако он уже давно применяется в юридической практике. По факту, с ним соотносится комплект документов, используемый для того, чтобы зарегистрировать организацию.

То есть, юридический адрес – это адрес государственной регистрации юридического лица.
Адресом государственной регистрации юридического лица является место нахождения единоличного исполнительного органа, которое с момента регистрации компании отражается в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

2) Юридическим адресом ООО может быть:

А) адрес местонахождения постоянно действующего исполнительного органа (Директора):

— нежилое помещение – офис, склад;
— адрес регистрации физического лица – директора, указанный в его паспорте

Б) В случае отсутствия единоличного исполнительного органа (Директора) – адрес местонахождение иного лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица (например, Учредитель):

— нежилое помещение – офис, склад;
— адрес регистрации физического лица, указанный в его паспорте (практика регистрации юридического лица по адресу прописки учредителя, не являющегося директором – в настоящее время не однозначна).

Документы, подтверждающие юридический адрес организации:

Помещение находится в собственности организации (для зарегистрированных юридических лиц) Свидетельство о праве собственности на помещение, в котором находится организация, иные правоустанавливающие документы
Помещение арендуется Подтверждается Гарантийным письмом от собственника помещения (В случае субаренды – гарантийное письмо от собственника с содержанием согласия на сдачу помещения в субаренду)
Правоустанавливающие документы – копия свидетельства о праве собственности на помещение, заверенная собственником-арендодателем.
Адрес места жительства директора юридического лица Подтверждается Гарантийным письмом от собственника помещения (Согласие собственника)
Правоустанавливающие документы – свидетельство о праве собственности на данное жилое помещение.

3) На что влияет юридический адрес

Принадлежность регистрируемого ООО к конкретному налоговому органу и пенсионному фонду зависит от юридического адреса.

Филиал № 3 – Регионального отделения ФСС – является единым для всех юридических лиц, зарегистрированных в г. Владивостоке.

4) Документы для регистрации, в которых обязательно указывается юридический адрес ООО:

— Форма №Р11001 – полностью указывается юридический адрес организации.

— Устав ООО – сведения о местонахождении ООО, т.е. наименование населенного пункта (муниципального образования).

— Решение (протокол) об учреждении ООО – сведения о местонахождении ООО (как в уставе Общества). Сведения о полном юридическом адресе ООО также включают в Решение, что не является обязательным на основании ст.50.1 ГК РФ и ст.11 ФЗ «Об ООО»). Пример:

«Утвердить:
— Местонахождение Общества: Российская Федерация, Приморский край, город Владивосток.
— Адрес места нахождения постоянно действующего исполнительного органа Общества: Российская Федерация, Приморский край, город Владивосток, улица Х, дом Х, офис Х»

Автор статьи: ООО «Тезис Консалтинг»
Дата публикации: 11.11.2014
Последнее обновление: 20.06.2019

Рекомендации для предпринимателей в сфере регистрации (создания) ООО или ИП

Исполнительный орган юридического лица

Смотреть что такое «Исполнительный орган юридического лица» в других словарях:

  • ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю в отношениях с другими лицами. Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция… … Юридическая энциклопедия

  • Орган юридического лица — лицо (единоличный орган) или совокупность лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законодательством, документами юридического лица либо решением иного уполномоченного на то органа юридического лица наделены определенными полномочиями… … Википедия

  • ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю в отношениях с другими лицами. Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Коллегиальный исполнительный орган — (англ. collegial executive body) в гражданском праве РФ образованный из нескольких лиц орган, реализующий функции управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетный ее высшему органу управления и осуществляющий текущее… … Энциклопедия права

  • Коллегиальный исполнительный орган — (англ. collegial executive body) в гражданском праве РФ образованный из нескольких лиц орган, реализующий функции управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетный ее высшему органу управления и осуществляющий текущее… … Большой юридический словарь

  • Орган управления — Орган (управления) (в акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью) один из четырех возможных органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах и обществах с ограниченной… … Википедия

  • Юридические лица — Юридическое лицо по российскому законодательству организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени… … Википедия

  • Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

  • Представительство (правоотношение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Представительство. Представительство предполагает совершение сделки одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании… … Википедия

  • РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖНИКА — единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

Сроки и место государственной регистрации юридического лица

Смотреть что такое «Сроки и место государственной регистрации юридического лица» в других словарях:

  • Ликвидация юридического лица — Ликвидация юридического лица прекращение существования юридического лица путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности.… … Википедия

  • 27-ФЗ от 01.04.1996 — ВНИМАНИЕ! Этот нормативный акт изменен! См. Новую редакцию закона 1 апреля 1996 года N 27 ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ Принят… … Бухгалтерская энциклопедия

  • Ликвидация предприятия — Ликвидация предприятия процесс, завершающий деятельность организации при отсутствии перехода прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидацию можно условно разделить на виды: добровольная ликвидация и принудительная ликвидация. Существуют… … Википедия

  • Драгоценные металлы — (Precious metals) Драгоценные металлы это редко встречающиеся металлы, которые отличаются блеском, красотой и стойкостью к коррозии История добычи драгоценных металлов, разновидности, свойства, применение, распространение в природе, сплавы… … Энциклопедия инвестора

  • Брокер — (Broker) Брокер посредническое лицо, содействующее совершению сделок между заинтерисоваными сторонами Профессия брокер: виды брокерской деятельности, биржевой брокер, страховой брокер, кредитный брокер, брокерская деятельность Содержание… … Энциклопедия инвестора

  • Товарный знак — (Trademark) Поянтие торговый знак, регистрация и использование торгового знака Информация о понятии товарный знак, регистрация и использование товарного знака, защита торгового знака Содержание Содержание История тест типо тут тест товарный знак… … Энциклопедия инвестора

  • Лицевой счет — (Client account) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Банковский Лицевой счет налогоплательщика Правила ведения лицевых счетов Ведение лицевых счетов. Порядок открытия лицевых счетов Порядок ведения лицевых счетов исчисленных… … Энциклопедия инвестора

  • Лицевый счет — (Client account) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Банковский Лицевой счет налогоплательщика Правила ведения лицевых счетов Ведение лицевых счетов. Порядок открытия лицевых счетов Порядок ведения лицевых счетов Учет… … Энциклопедия инвестора

  • Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

  • IPO — (Публичное размещение) IPO это публичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке Сущность понятия публичного размещения (IPO), этапы и цели проведения IPO, особенности публичного размещения ценных бумаг, крупнейшие IPO, неудачные публичные… … Энциклопедия инвестора

Каков срок государственной регистрации юридического лица?

Срок государственной регистрации юридического лица

Существуют ли иные сроки для проведения госрегистрации юридических лиц

Срок государственной регистрации при подаче документов через портал госуслуг

Ответственность ФНС при нарушении сроков госрегистрации юрлиц

Срок государственной регистрации юридического лица

По общему правилу срок государственной регистрации юридического лица составляет не более 5 рабочих дней с момента получения регистрирующим органом документов (п. 1 ст. 8 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, далее — закон «О госрегистрации»).

Аналогичным образом в течение 5 же рабочих дней регорган при наличии соответствующих оснований должен вынести решение об отказе в проведении госрегистрации (п. 3 ст. 23 закона «О госрегистрации»).

Так, в срок не более чем 5 рабочих дней должны быть предоставлены такие госуслуги, как:

  • госрегистрация юрлица, создаваемого путем реорганизации (п. 4 ст. 15 закона «О госрегистрации»; более подробно об этом в нашей статье «Реорганизация юридического лица — это…»);
  • внесение в ЕГРЮЛ сведений о нахождении хозобщества в состоянии уменьшения уставного капитала;
  • внесение в ЕГРЮЛ сведений о нахождении юрлица в стадии ликвидации;
  • внесение в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидбаланса;
  • внесение в ЕГРЮЛ сведений, не связанных с изменениями в учредительной документации юрлица (п. 3 ст. 18 закона «О госрегистрации»);
  • госрегистрация изменений, вносимых в учредительную документацию юрлица (п. 3 ст. 18 закона «О госрегистрации»; см. статью «Порядок внесения изменений в устав ООО 2017-2018 (образец)»);
  • госрегистрация при прекращении унитарного предприятия, муниципального или госучреждения при отчуждении ими имущества;
  • госрегистрация юрлица в связи с его ликвидацией (п. 5 ст. 22 закона «О госрегистрации»; также будет полезна статья «Кто подписывает отчетность при ликвидации ООО?»);
  • внесение сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юрлица в связи с его присоединением к другому юрлицу.

Существуют ли иные сроки для проведения госрегистрации юридических лиц

5 рабочих дней с момента получения документов ФНС — это общий срок, установленный законом для проведения процедуры госрегистрации юрлиц. Вместе с тем для отдельных видов регистрационных процедур законом «О госрегистрации» предусматриваются иные временные рамки:

  • не более 3 рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган — для регистрации создаваемого юрлица (п. 3 ст. 13 закона «О госрегистрации», п. 16 Административного регламента…, утв. приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169н, далее — регламент № 169н);
  • не более 3 рабочих дней с момента подачи документов в регистрирующий орган — при внесении записи о начале процедуры реорганизации юрлица;
  • не более 3 рабочих дней с момента представления документов в регорган — при госрегистрации физлица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 22.1 закона «О госрегистрации»).

Срок для вынесения решения регоргана об отказе в проведении процедуры госрегистрации для указанных выше видов госуслуг аналогичный — не более 3 рабочих дней с момента получения ФНС документов от заявителя.

Срок государственной регистрации при подаче документов через портал госуслуг

Срок государственной регистрации определен в законе «О госрегистрации» и не зависит от того, какой способ представления документов из возможных был избран конкретным заявителем.

По универсальному правилу этот срок составляет 5 рабочих дней с момента получения регистрирующим органом документов от заявителя.

Вместе с тем, как мы уже упоминали выше, для некоторых услуг (в т. ч. для госрегистрации вновь создаваемого юрлица) установлен предельный срок исполнения в 3 рабочих дня. При использовании портала госуслуг для направления соответствующего заявления и комплекта документов (об этом более подробно можно прочитать в другой нашей статье — «Какие документы нужны для регистрации юридического лица?») указанный срок не сокращается и не увеличивается. Подобное правило действует и в отношении иных способов представления документов в ФНС на регистрацию (например, по почте, через МФЦ и т. д.)

При этом после надлежащей отправки заявителем необходимого комплекта документов пользователю личного кабинета на портале госуслуг придет уведомление от ФНС о получении документов регистрирующим органом. Со следующего дня начинается отсчет 5 рабочих дней, отводимых ФНС на проведение регистрационной процедуры (или 3 рабочих дня — в установленных законом случаях).

Инструкцию по регистрации ООО с помощью портала госуслуг вы найдете в нашей статье «Порядок регистрации ООО на портале Госуслуги (нюансы)».

Ответственность ФНС при нарушении сроков госрегистрации юрлиц

Несоблюдение сроков предоставления рассматриваемой в статье госуслуги может повлечь применение к ответственному должностному лицу мер ответственности, предусмотренных законодательством РФ (п. 1 ст. 24 закона «О госрегистрации»).

В т. ч. в качестве таких мер могут быть назначены:

  • административный штраф в размере от 1 000 до 2 000 руб. (п. 1 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях), если по вине инспектора будет нарушен срок предоставления госуслуги;
  • штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишение права занимать определенные должности на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательные работы продолжительностью до 360 часов — за незаконное вмешательство в деятельность хозсубъекта должностного лица с использованием своего служебного положения.

Помимо этого, к сотруднику регоргана может быть применена мера дисциплинарной ответственности со стороны работодателя (ст. 57 закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Персональная ответственность должностных лиц ФНС закрепляется в их должностных регламентах (п. 112 регламента № 169н).

Кроме того, налоговый орган обязан возместить ущерб, нанесенный налогоплательщику в связи с нарушением со стороны регоргана процедуры госрегистрации (п. 2 ст. 24 закона «О госрегистрации», п. 1 ст. 35 Налогового кодекса РФ).

***

Итак, универсальный срок предоставления услуги по госрегисрации юрлиц составляет 5 рабочих дней с момента подачи в регорган документов заявителем. Для отдельных видов госуслуг такой срок установлен в пределах 3 рабочих дней (например, при госрегистрации вновь создаваемого юрлица).

При использовании для подачи документов в налоговый орган сервисов портала госуслуг сроки предоставления госуслуг остаются такими же.

Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

5. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, — только в едином государственном реестре юридических лиц.

Комментарий к статье 54 Гражданского Кодекса РФ

1. Закон требует, чтобы каждое юридическое лицо имело свое наименование, индивидуализирующее его среди прочих организаций. Указание на его организационно-правовую форму сразу же дает знать об основных признаках организации — является ли она коммерческой или некоммерческой, как строится ее ответственность и т.д.

Судебная практика рекомендует учитывать указание на организационно-правовую форму при решении вопросов о наличии сходства либо различия каждого фирменного наименования, возможности их смешения и введения в заблуждение потребителя. Законы об отдельных видах юридических лиц, в т.ч. нормы ГК, требуют включать дополнительные сведения в наименования юридических лиц соответствующего вида (см., например, п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107, п. 3 ст. 113, п. 3 ст. 115, п. 3 ст. 116, п. 4 ст. 118, п. 5 ст. 121). Обязательность указания на характер деятельности установлена для тех юридических лиц, которые в силу закона должны обладать специальной правоспособностью.

ГК не запрещает учредителям включать в наименование юридического лица сведения, не предусмотренные законом, различные аббревиатуры и т.п. При этом, однако, действуют определенные ограничения. Так, Закон о биржах запрещает включать в наименование организаций, не удовлетворяющих требованиям этого Закона, термины «биржа» или «товарная биржа» в любом словосочетании. Аналогичное правило применительно к термину «банк» содержит Закон о банках. Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 14.02.92 N 2355-1 (Ведомости РФ, 1992, N 10, ст. 470) наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания в названиях любых организаций и структур, за исключением общественных и религиозных объединений, могут использоваться только с согласия Правительства РФ и в соответствии с принятыми законодательными актами Российской Федерации.

2. Пункт 4 комментируемой статьи содержит специальные правила об обязательном фирменном наименовании коммерческой организации. Оно подлежит специальной регистрации согласно закону и иным правовым актам, которые должны определить и порядок пользования фирменным наименованием. Однако пока такого закона нет, фирменное наименование коммерческой организации регистрируется вместе с самой организацией в составе ее учредительных документов (п. 3 данной статьи и п. 2 ст. 52 ГК), как и у прочих некоммерческих юридических лиц.

С момента регистрации у коммерческой организации возникает то исключительное право на фирму (фирменное наименование), о котором говорит абз. 2 п. 4 комментируемой статьи. Только правообладатель вправе использовать фирменное наименование на вывесках, бланках, упаковке, в рекламе, при заключении сделок и любым иным не запрещенным законом способом.

Фирменное наименование, будучи средством индивидуализации его обладателя, приравнено ст. 138 ГК к объектам исключительного права и может быть использовано только с согласия правообладателя. Частным случаем такого использования является договор коммерческой концессии (франчайзинг), предусмотренный ст. 1027 ГК. Указанные в п. 4 комментируемой статьи последствия нарушения исключительного права на фирменное наименование конкретизируют общие нормы о защите гражданских прав (ст. 12 ГК). Закон о конкуренции признает недобросовестной конкуренцией самовольное использование чужого фирменного наименования, если оно направлено на приобретение хозяйствующим субъектом преимуществ в предпринимательской деятельности и может причинить или причинило убытки его конкурентам — хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их деловой репутации. Россия является участницей Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г., согласно ст. 8 которой фирменное наименование охраняется во всех странах-участниках без обязательной подачи заявок или регистрации.

3. Наименование некоммерческого юридического лица и его регистрация не создают, в отличие от фирменного наименования коммерческой организации, исключительного права его носителя; на него не распространяется действие п. 4 комментируемой статьи. Но ст. 152 ГК, обеспечивающая любому юридическому лицу защиту его деловой репутации (доброго имени), включая возмещение причиненных убытков, создает возможность косвенной защиты и наименования.

Конечно, распространение сведений, подрывающих деловую репутацию, и использование чужого имени или наименования — не одно и то же, но и само использование чужого имени может при определенных условиях подрывать деловую репутацию его законного носителя. Заслуживающие уважения и защиты интересы и репутация некоммерческой общественной, культурной, профессиональной, политической организации могут быть существенно умалены самим фактом выступления кого-то другого под тем же наименованием. Неясно, почему в этом вопросе проведено столь существенное различие между коммерческими и некоммерческими организациями. Не исключено, что судебная практика подвергнет правила о защите фирменного наименования расширительному толкованию.

4. Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение; им определяется решение многих вопросов, например место исполнения обязательства, в котором участвует юридическое лицо (ст. 316 ГК), подсудность споров, место уплаты налогов.

Пункт 2 комментируемой статьи определяет место нахождения юридического лица. Им признается место его государственной регистрации, т.е. место постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такого органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 5.2 коммент. к ст. 51).

Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей допускает перерегистрацию юридического лица но причине изменения его места нахождения, которое может быть вызвано, в частности, изменением места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (см. п. 5.2 коммент. к ст. 51).

5. Формально неотмененное Положение о фирме 1927 г. фактически утратило силу, поскольку его содержание перекрыто нормами ГК.

Другой комментарий к статье 54 ГК РФ

1. Наименованием юридического лица является название, под которым оно приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Наименование присваивается юридическому лицу учредителями (участниками) и должно отвечать установленным законом требованиям, различающимся в зависимости от вида юридического лица (коммерческое или некоммерческое) и его организационно-правовой формы (см., например, п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107, п. 3 ст. 113, п. 3 ст. 115, п. 3 ст. 116, п. 4 ст. 118, п. 5 ст. 121 ГК). Наименование юридического лица должно быть указано в его учредительных документах (см. п. 2 ст. 52 ГК).

Наименование юридического лица состоит из двух частей — собственно наименования, а также указания на организационно-правовую форму юридического лица.

Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена, фамилии людей и т.д.), направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером (предметом, целью) деятельности (например, ОАО «Телекомпания «НТВ», ООО «Банк «Солидарность»). В качестве разновидности таких словесных обозначений могут рассматриваться сокращенные наименования юридических лиц (например, НИИАТ — Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта). При этом речь идет о сокращенном варианте полного наименования, его аббревиатуре, т.е. об условном сокращении слов, составляющих полное наименование, на письме, а также о слове, образованном путем сокращения двух или нескольких слов, составляющих полное наименование.

Наименования могут быть связаны с основными целями или основным видом деятельности данного юридического лица (например, международный фонд социально-экологической помощи, завод трикотажного машиностроения), при этом использование в наименовании определенных терминов и словосочетаний (например, «банк», «финансово-промышленная группа») допускается лишь в установленных законом случаях.

Для всех без исключения юридических лиц является обязательным указание в составе наименования их организационно-правовой формы (фонд, ассоциация, союз и т.д.). В связи с этим в судебных актах иногда говорится, что наименование состоит из произвольной и обязательной частей (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.99 N 7570/98). С его помощью до участников гражданского оборота доводится информация о правовом статусе организации. Такое указание дополняет, усиливает индивидуальность наименования.

Указание на характер деятельности должно содержаться в наименовании некоммерческих организаций, а также в наименовании некоторых видов коммерческих организаций, для которых законом предусмотрена специальная правоспособность (например, банки, страховые организации). Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация» (см. ст. 7 Закона о банках). Слова «центральная компания финансово-промышленной группы» включаются в фирменное наименование общества, выполняющего функции такой компании (см. ст. 11 Федерального закона от 30.11.1995 N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» <1>).

———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.

Наименование государственного или муниципального унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование (см. ст. 4 Закона об унитарных предприятиях).

2. В силу п. 4 комментируемой статьи юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, выступают в гражданском обороте под наименованием особого рода — фирменным наименованием.

Фирменное наименование (или фирма) наряду с товарным знаком, знаком обслуживания служит средством индивидуализации юридического лица и является объектом интеллектуальной собственности (см. ч. 1 ст. 138 ГК). Фирменное наименование, получившее признание на рынке, имеет существенное значение в конкурентной борьбе за потребителя работ и услуг, выполняемых юридическим лицом, а также для привлечения кредитных ресурсов. Кроме того, оно входит в состав предприятия как имущественного комплекса (см. п. 2 ст. 132 ГК), стоимость которого зависит от престижа и деловой репутации фирмы.

Комментируемая статья предусматривает принятие специального закона и иных правовых актов, определяющих порядок регистрации и использования фирменных наименований. До принятия таких актов процедура регистрации фирменного наименования ограничивается его включением в Единый реестр юридических лиц вместе с другими данными государственной регистрации юридического лица.

С регистрацией фирменного наименования закон связывает возникновение у юридического лица так называемого права на фирму — исключительного права использования фирменного наименования в сделках, на вывесках, в объявлениях, в рекламе, на товарах и их упаковке, на бланках и счетах и т.п.

Исключительность права на фирму состоит, в частности, в следующем. Использование фирменного наименования коммерческой организации может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (см. ч. 2 ст. 138 ГК). При этом организации предоставляется защита от неправомерного использования ее фирменного наименования с применением способов, предусмотренных ст. 12 ГК (требование о прекращении неправомерного использования, о возмещении причиненных убытков и т.д.).

3. Место нахождения юридического лица имеет значение для определения правоспособности юридического лица, места исполнения обязательств, места заключения договора, права, подлежащего применению к внешнеэкономическим сделкам, подсудности споров, по которым оно выступает в качестве ответчика, для решения вопросов, связанных с уплатой налогов и сборов. Наряду с фирменным наименованием место нахождения служит средством индивидуализации юридического лица.

Согласно п. 2 комментируемой статьи место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При этом место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, соответствующего иного органа или лица указывается учредителями в заявлении о государственной регистрации юридического лица (см. п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации).

Марченко Юлия Александровна, эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

В Гражданском кодексе РФ употребляется выражение «местонахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юрлицо может располагаться по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия юридического и фактического адресов организации. Однако в законах, регулирующих деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, внимание данной проблеме все же уделено. Под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Юридический адрес указывается в учредительных документах организации. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут не совпадать. Каковы же последствия такого несовпадения? Попробуем сделать обзор наиболее часто встречающихся ситуаций.ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

Местонахождение и регистрация юридического лица

Местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. В случае отсут-ствия последнего, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, – место нахождения, по которому осуществляется связь с юридическим лицом1. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах2. В п. 1 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, а сведения о месте нахождения юридического лица содержатся в его уставе. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Cуда РФ № 90, Пленума ВАС РФ № 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» указано, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 4 Закона об ООО, согласно которым местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, и учитывать, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности. Ранее устанавливалось, что общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса3. В целях формирования единого подхода к вопросу о месте нахождения юридического лица, месте его регистрации и почтовом адресе приведенные положения в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-ФЗ из ст. 4 Закона об ООО исключены. В настоящее время в действующем законодательстве адрес места нахождения юридического лица не разделяется на юридический и фактический. Между тем место нахождения самого юридического лица Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) вообще не определено, хотя согласно ст. 19 НК РФ указание места нахождения является обязательным для налогоплательщика. В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов. Кроме того, в Законе № 129-ФЗ отсутствует требование о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих место нахождения органов юридического лица, определенное в его учредительных документах.Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ в качестве места нахождения юридического лица нельзя указывать адрес жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов, в том числе места нахождения юридического лица, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Пунктом 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ установлено, что, в случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI данного Закона. Таким образом, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в его учредительных документах. В Едином государственном реестре юридических лиц должны быть указаны сведения4 о месте нахождения (об адресе) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность5, установленную законодательством Российской Федерации.

Ответственность

Согласно п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Пунктом 4 данной статьи установлено, что представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию руководителя на срок до трех лет.

Дисквалификация

Письмом ФНС РФ от 13.09.2005 № ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации» налоговым инспекциям предлагается применять дисквалификацию должностных лиц организаций в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 № 23 под представлением заведомо ложных сведений следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности. Об изменении места нахождения юридического лица необходимо уведомить регистрирующий орган в течение 3 дней с момента такого изменения6, иначе также может быть применена административная ответственность, предусмотренная п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, за непредставление, несвоевременное представление сведений о юридическом лице, представление недостоверных сведений. Кроме того, согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, равно как и представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Иски о ликвидации юридического лица

Также в качестве примера еще одного из возможных последствий можно привести Постановление ФАС Московского округа кассационной инстанции7. Инспекцией МНС РФ (далее – Инспекция) был предъявлен иск о ликвидации юридического лица на основании ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закона № 129-ФЗ8 в связи с тем, что были допущены грубые нарушения законодательства РФ, в частности ответчик на момент его регистрации представил недостоверные сведения о своем местонахождении.

Фабула дела

Ответчик, зарегистрированный Инспекцией, указал свой адрес, однако согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 30.06.2004 адресом ответчика является другое местоположение, зафиксированное в новой редакции его устава, из чего заявитель сделал вывод о том, что ответчик на момент его регистрации представил недостоверные сведения о своем местонахождении, так как из представления Центральной акцизной таможни следует, что ответчик не мог находиться по своему первоначальному адресу. Это свидетельствует о грубом нарушении ответчиком законодательства Российской Федерации, в связи с чем, по мнению заявителя, данное юридическое лицо подлежит ликвидации в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ. В удовлетворении заявленного требования судами первой, апелляционной и кассационной инстанции было отказано с указанием на то, что при надлежащем исполнении обязанностей по уплате налогов, представлении бухгалтерской отчетности фактическое отсутствие юридического лица по месту регистрации не свидетельствует о грубом нарушении закона, притом что нарушения ч. 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ ответчиком не допущено, так как в его уставе указано место нахождения общества, в последующем в устав были внесены изменения в части указания нового местонахождения. То есть, если ответчиком ранее и было допущено нарушение в части указания местонахождения общества, то в последующем это нарушение было устранено, а ссылка заявителя на то, что данное нарушение является неустранимым, является необоснованной, в связи с чем заявленные требования о ликвидации ответчика удовлетворению не подлежат.

Кассационная инстанция сделала вывод, основываясь на п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Это и было установлено судами обеих инстанций по делу в обжалуемых Инспекцией судебных актах, а у арбитражного суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки установленных арбитражными судами обстоятельств по настоящему делу. Таким образом, если юридический адрес не совпадает с фактическим, юридическое лицо в совокупности с этими обстоятельствами допускает ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов, а также представление бухгалтерской отчетности, то у налоговой инспекции будут основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Обособленные подразделения

Нахождение юридического лица по другому адресу также может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ физические лица и юридические лица – организации обязаны становиться на налоговый учет. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения к ответственности по ст. 116 или ст. 117 НК РФ. Согласно ст. 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе:

  • на срок менее 90 дней – взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей;
  • на срок более 90 дней – взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Статья 15.3, п. 1 КоАП РФ за нарушение установленного срока постановки на учет в налоговом органе:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, в соответствии со ст. 15.3 КоАП РФ:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 117 НК РФ предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органевлечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Следует отметить, что состав ст. 117 НК РФ трудно доказать, и чаще юридические лица привлекаются к ответственности по ст. 116 НК РФ.

Позиция Минфина по конкретным ситуациям

Пример 1 Юридическое лицо фактически находится и зарегистрировано в одном городе, а в другом городе находятся сотрудники этого юридического лица. Но для них в другом городе не создано хотя бы одного стационарного рабочего места, которое прямо или косвенно находилось бы под контролем этой организации. Становиться ли на учет в другом городе этому юридическому лицу? По мнению Минфина РФ, основания для постановки на налоговый учет юридического лица по месту осуществления этой организацией деятельности, не влекущей создание стационарного рабочего места, отсутствуют9.

Пример 2 Часто бывает, что юридическое лицо зарегистрировано по юридическому адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы. Фактически обособленного от головной организации подразделения юридическое лицо не имеет. Никаких других помещений, недвижимого имущества и транспортных средств нет. Все расчеты по налогам с бюджетом РФ и с бюджетом субъекта РФ г. Москвы организация осуществляет по реквизитам инспекции, где произведена регистрация по юридическому адресу. Подлежит ли организация регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения арендованного под офис помещения? Вопрос, несомненно, неоднозначный, позиция Минфина РФ сводится к тому, что в такой ситуации юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы в целях указания в них достоверной информации о месте нахождения10.

Выводы

Понятий «фактический» и «юридический» адрес не содержится в действующем законодательстве. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Нахождение юридического лица по другому адресу также может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения. Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается. 1) п. 2 ст. 54 ГК РФ; пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

2) п. 3 ст. 54 ГК РФ

3) Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. федеральных законов от 11.07.1998 № 96-ФЗ, 31.12.1998 № 193-ФЗ)

4) п. «в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

5) ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

6) п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ

7) Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2005 № КГ-А40/3899-05

8) п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

9) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212

10) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *