Мехи для вина

Сегодня мы расскажем о том, что такое мехи, и, возможно, для многих станет понятнее смысл слов Христа: Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое (Мф. 9: 17).

Как выглядели древние сосуды?

Итак, мехи — это своего рода кожаные мешки, которые использовались для перенесения жидкостей. В древние времена было невозможно брать с собой в дорогу воду или вино, используя глиняные или каменные сосуды — они могли разбиться и были в целом достаточно тяжелыми. Поэтому получили распространение мехи — мешки, которые делали из кожи животных (например, коз или верблюдов). Шкура тщательно подготавливалась, а затем зашивалась. Оставляли лишь одно отверстие (шейное), которое и служило горлышком этого сосуда. Как вы понимаете, мехи были разных размеров — в зависимости от размера животного. Они могли достигать таких огромных размеров, что в них вмещалось до 18 ведер воды!

Новые мехи, как и любые изделия из кожи, были мягкими и с легкостью растягивались. Именно поэтому стоило вливать новое вино в новые мехи — оно продолжало бродить внутри мягкого сосуда и немного растягивало его. Старые же мехи дубели, становились хрупкими, поэтому процесс брожения молодого вина в них мог вызвать разрыв. В этом случае и мехи приходили в негодность, и вино выливалось.

Где еще в Священном Писании упоминаются мехи?

В Ветхом Завете можно прочесть интересный эпизод. К Иисусу Навину приходят жители Гаваона, чтобы заключить союз с израильским народом. Они употребляют хитрость — надевают старую одежду и берут в дорогу ветхие мехи, чтобы Иисус Навин поверил, что перед ним путники, прошедшие очень долгий путь. Всё дело было в том, что с ближайшими соседями (ханаанскими народами, к которым и принадлежали гаваонитяне) Бог запретил заключать союз. Старейшины Израиля были введены в заблуждение, и жители Гаваона благодаря этой хитрости добились своего. Но когда обман послов был раскрыт, их уже не могли предать смерти, так как старейшины поклялись сохранить им жизнь. Иисус Навин хоть и не истребил обманщиков, но сделал их вечными рабами: За это прокляты вы! Без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего! (Ср.: Нав. 9: 23).

Еще о свойствах и особенностях мехов мы читаем в Псалтири царя Давида: Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл (Пс. 118: 83). Здесь имеется в виду тот факт, что от дыма кожаные сосуды коптились, становились очень темными, чернели. То есть псалмопевец таким образом говорил, что почернел от горя.

Смысл притчи о ветхих мехах

Очень важно обратить внимание на контекст, в котором была рассказана притча. Ученики Иоанна Крестителя спросили, почему не постятся Господни ученики. После этого Христос и произнес Свое наставление, тем самым давая понять через простые образы, что нельзя наложить серьезное бремя на тех, кто пока к этому не готов. Очень хорошо это место изъясняет святитель Игнатий Брянчанинов: «Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере, так пагубны не только голод, но и излишество в пище и качество пищи, не соответствующее возрасту и сложению… Это сказал Господь о деланиях добродетели, которые непременно должны соответствовать состоянию делателя, иначе они погубят делателя и сами погибнут, то есть, предприняты будут бесплодно, во вред и погибель души, противоположно своему назначению».

Иллюстрация Ирины Саврицкой

(Быт.21:14 . Суд.4:19 ). Древние сосуды для хранения вина и воды делались из кож различных животных, которые тщательно очищались и особенным образом приготовлялись для этой цели. Отверстия кож зашивались, за исключением шейного, через которое наливалась жидкость. Мехи, конечно, были различных размеров, смотря по коже того животного, из которого они выделывались, как-то: козьи, воловьи, верблюжьи и проч. По словам Брюса, он видел в Аравии один мех, сделанный из воловьей шкуры, который мог вместить в себе 60 галлонов воды (18 ведер), и таких мехов можно было навьючить на верблюда только в количестве двух. Гаваонитяне принесли к Навину ветхие, изорванные и заштопанные мехи как бы в доказательство того, что они пришли из весьма отдаленного и трудного путешествия (Нав.9:4 ). Изорвавшиеся мехи починивали заплатами. Путешественники по восточным странам часто упоминают о козьих мехах и кожаных сосудах, в которых они носили воду во время своих путешествий; где путешествие делалось трудным и козьи мехи могли ударяться один о другой, там их делали из наиболее прочного материала, какой только можно было найти. Мехи или сосуды, употребляемые для нового вина, приготовлялись из самой свежей растяжимой кожи, чтобы они лучше могли выдержать процесс брожения вина Новый мех обыкновенно был мягок, растяжим, как-то видно из следующего выражения Иова: «вот утроба моя, как вино неоткрытое, она готова прорваться подобно новым мехам» (Иов.32:19 ); но старые мехи делались твердыми, сухими, дырявыми и при всяком внешнем давлении легко разрывались. По этому-то Спаситель и говорит: «не вливают вина молодого в мехи ветхие, и иначе прорываются межи и вино вытекает и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи и сберегается то и другое» (Мат.9:17 ). Эти слова показывают, что слабых, еще не утвердившихся учеников не следует обременять тяжкими заповедями. Мехи от дыма становились черными и коптели; посему-то псалмопевец и говорит: «я стал как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл» (Пс.118:83 ). Мехи и сосуды из других материалов, помимо кожи, как-то: из алебастра, фарфора, металлов встречаются в настоящее время между остатками древних Египтян, и по всей вероятности были известны также Евреям (Суд.4:19 ).

Ветхие мехи и новое вино…

«Если через благодать Христову
Его народ станет новыми мехами,
Бог наполнит их новым вином».1

В церковь направили нового пастора, молодого, энергичного, инициативного. И началось пробуждение! Молодежь потянулась на молодежки, давно остывшие и оставившие церковь начали посещать богослужения. Кафедра просто блистала глубокомысленными проповедями.

На одном из членских собраний решался вопрос замены старой, громоздкой деревянной кафедры на современный пюпитр с прозрачной подставкой. Поднялся восьмидесятилетний ветеран церкви и во всеуслышание заявил, что ни за что он не допустит такого новшества! Вплоть до того, что подаст заявление об исключении из «такой» общины…

Знакомо, уважаемые читатели? Данная история повторяется сегодня почти в каждой общине – большой и маленькой, городской и сельской. Меняются только детали: кто-то из престарелых людей восстает против определенного стиля музыки, кто-то – против стиля одежды, причесок и т. д. Кому-то из пенсионеров не по душе организация комнаты для семейного ногоомовения, у кого-то вызывает возмущение определенная программа церковного телеканала.

Пожалуйста, не подумайте, что автор статьи поставила целью критику наших ветеранов. Она и сама принадлежит к этой драгоценной плеяде Божьего народа. И как ее истинный представитель, замечает и за собой печальную тенденцию, отмеченную Самим Господом Иисусом: «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: «старое лучше”» (Луки 5:39)…

Позвольте более подробно вникнуть в это серьезное, вдохновенное предупреждение и извлечь важные уроки для себя лично и для моих дорогих седовласых соратников.

«При том сказал им притчу…Никто не вливает молодого вина в мехи ветхие ; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: «старое лучше”» (Луки 5:36-39).

Ветхие мехи …

Спросите у молодежи: кого представляют ветхие мехи? Они, не задумываясь, ответят: старого человека. Им представляется старец лет 70-80: притупленные зрение и слух, дрожащие руки и ноги, неуверенная походка, и… закрытость для всего нового. В таком случае, новые мехи – это молодой, энергичный человек, полон здоровья и сил. Он ходит быстро и уверенно, быстро говорит, быстро делает, и что самое главное – быстро мыслит, а поэтому открыт «нараспашку» любой новизне.

Оправдано ли такое представление? Отнюдь! Вспомните старца Симеона и престарелую «вдову, лет восьмидесяти четырех» Анну (см. Луки 2:25-38). Своим угасающим зрением они разглядели в Младенце Иисусе особенный «свет к просвещению язычников и славу народа… Израиля»; своим слабеющим умом они уразумели спасение Божье, «уготованное пред лицом всех народов»; чего не увидели и не поняли многие и многие – огромное большинство молодых глаз и голов…

Вспомните «уважаемого всем народом», законоучителя-фарисея, старца Гамалиила… Поражает его «молодая» толерантность к новой «назорейской ереси» (см. Деян. 5:34-39). Удивляет прогрессивный, взвешенный взгляд этих старых глаз на новые, необычные события, потрясает ясное, острое суждение этой убеленной сединой головы! Она была готова вместить новое вино!

Не менее изумляет лучший ученик-отличник этого учителя – молодой Савл, который «преуспевал… более многих сверстников… будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий» (Гал. 1:14). Узость и косность мышления, консерватизм и глухая приверженность старым традициям, исключающая все незнакомое, новое и непривычное – характеризовали этого молодого человека. Странно, не правда ли?

Нет, не годы решают состояние мехов – их новизну или старость. Седая голова может оказаться новым мехом, в который можно без опаски влить новое вино. И напротив: молодой, энергичный организм вполне может оказаться ветхим мехом, неспособным удержать новизну молодого вина.

Но, согласитесь, друзья, что чаще всего это – исключения… А как правило: именно нам с вами, дорогие соратники-ветераны, наиболее угрожает опасность оказаться ветхим мехом. Опасность, в определенном смысле, естественная для нашего возраста.

Новое вино

Наше время – время поразительных новшеств, потрясающей новизны. Новые технологии, новые методы, новые возможности, новые открытия, новые толкования… Лавина нового, необычного, непривычного, неординарного, беспрецедентного накатывается на нашего современника, на старых и молодых. Она не обходит стороной и Церковь… «Господь будет завершать Свое дело совершенно необычным образом вопреки любым человеческим планам… Бог будет использовать Свои пути и средства … Труженики удивятся тем простым средствам, которые Он будет использовать для завершения Своего праведного дела». Божьи вестники «научатся достигать человеческих сердец самыми разными средствами и способами. Некоторые из этих методов будут отличаться от тех, которые использовались в прошлом». 2

Эллен Уайт писала о будущем времени, но наше поколение уже – в настоящем – отмечает, как Бог оканчивает Свое дело нетрадиционными методами. Уже сегодня мы наблюдаем эту новизну и необычность в церковной жизни. Дорогие соратники-ветераны, как мы их воспринимаем? Не «порабощены ли мы стереотипами неверного образа действий» или образа мышления? Мы способны вместить это новое вино? Мы «видим Божью руку в каждом деле»? 3

Нет, мы не говорим о новых веяниях, отрицающих или подрывающих хотя бы одну из наших древних 28 доктрин. Великий принцип прогрессирующего Божественного Откровения гласит: новая истина никогда не отвергает старую и не противоречит ей, она вбирает ее, строится на ней, предлагая при этом определенный прирост новизны. Вот здесь мы призваны стоять, как верные нерушимые стражи старой истины, как ее испытанные годами хранители, неподкупно определяя, насколько новизна истины согласуется с ее древностью.

Позвольте обратить внимание на другую проблему: методы, пути, способы и формы представления истины – вот, что часто нас смущает и повергает в недоумение. Зная, дорогие собратья, естественную тенденцию преклонного возраста: «старое лучше», – будем очень и очень осторожны в определениях, которые мы даем новому вину, испытывая его качество.

Дух Божий побуждает молодых служителей использовать новые методы, пути, способы и формы, чтоб достучаться до сознания последнего поколения «времен тяжких». Дух Божий вдохновляет к нововведениям, чтобы привлечь внимание, вызвать позитивный отклик и желание у нашего светского современника… А мы? «Уставшие и изможденные труженики старшего поколения иногда могут не понимать величие работы, и им не всегда свойственно идти в ногу с Божьим Провидением». И поэтому мы можем одним росчерком пера отмести, перечеркнуть и обозначить всю новизну как исчадие ада, только потому, что старое лучше…

Мы понимаем, во что оборачивается такой консерватизм? Мы понимаем, против Кого мы можем произносить неразумные слова? «Приписывая деяния Святого Духа сатане, они лишают себя источника благословения».4 Пожалуйста, если истинность нашего суждения не подтверждена Писанием и Духом Пророчества, в таком случае молчание – золото.

Не могут…

Почему не вливают молодого вина в мехи ветхие? Почему никто так не делает? Во-первых: старые мехи просто не могут содержать нового вина, это невозможно: сила брожения, внутреннее напряжение молодого вина их испортит – «молодое вино прорвет мехи… мехи пропадут» (Луки 5:37).

Мне необходимо было освоить новую функцию на компьютере. Я позвонила своему внуку.

– Бабушка, пожалуйста, нажми вот такую кнопку, теперь эту клавишу, теперь закрой эту функцию.

И т. д. Я все старательно записала, потом попыталась повторить самостоятельно по записям – ничего не получилось. Снова звонок, снова терпеливые инструкции внука, снова тщетные попытки.

Смотрю на себя… Смотрю на своих детей и внуков… Какое расстояние! Какая удаленность! Гонюсь за ними и не успеваю. Того, что им дается за считанные секунды, я достигаю часами, а многого и очень многого, признаюсь – большинства – так никогда и не достигну…

Однако разрешите спросить: оправдывает ли вот это состояние не могут неуважительного отношения детей и внуков к их престарелым отцам и дедам? Ни в коем случае! «Бог особым образом предписал относиться к престарелым с нежным уважением. «Венец славы – седина, которая находится на пути правды” (Прит. 16:31). Седина свидетельствует об участии в битвах и одержанных победах, о бремени, которое пришлось нести, и искушениях, которым пришлось сопротивляться. Она повествует об утомленных ногах, приближающихся к своему покою, и о местах, которые вскоре окажутся вакантными. Помогите детям задуматься об этом, и они уравняют стезю престарелых своей учтивостью и уважением, внесут благодать и красоту в свои молодые жизни, поскольку внимают повелению: «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца” (Левит 19:32)».5

А теперь позвольте более актуальный для меня и моих дорогих седовласых соратников вопрос: вот это не могут – т.е. ослабление физических и умственных сил – позволяет ли нам ослабить самоконтроль и самодисциплину? Позволяет ли относиться более снисходительно к собственным наклонностям, неблаговидным чертам характера, неосвященным желаниям и плохим привычкам? Напротив: зная нашу естественную склонность к не могут, необходимо не давать себе спуску и удвоить самонаблюдение!

«Я слышала, как люди, многие годы пребывающие в вере, говорили, что были способны переносить испытания и трудности, но когда немощи возраста начали налегать на них, им стало весьма мучительно подчиняться дисциплине. Что это значит?… Разве состарившись и поседев, вы получили возможность выказывать несвятые чувства?… Нет оправдания тем, кто… потворствует человеческой природе».

Не правда ли, дорогие ровесники, как нам понятна обеспокоенность Давида: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать моя сила, не оставь меня» (Пс. 70:9). «Давид обращал внимание на то, что люди праведные в молодости и зрелости, в пожилом возрасте теряли контроль над собой».6

Именно терпимое отношение к себе и своим негативам – трагедия некоторых престарелых христиан, именно этим объясняются те несмывные «кляксы», которые они ставят на духовное служение всей своей жизни. И именно сюда уходит корнями вторая причина, почему новое вино не удерживается старыми мехами:

Не хотят…

«Никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: «старое лучше”» (Луки 5:36-39).

В комментариях Эллен Уайт на данную притчу Иисуса Христа 7 раз встречается выражение не могут, и 5 раз – не хотят.7 Не могут – это не проблема. Проблема в другом: не хотят. Почему не хотят? Христос сказал прямо: они считают, что старое лучше. Всему виной – привычка… Человек привык к старому вину, оно приятно для его вкуса, оно, в сравнении с новым вином, слаще, ароматнее, красивей, т.е. более соответствует его вкусу. Великий Психолог души человека очень тонко отметил, что в отрицании нового главную проблему создает не учение, не доктрина или богословие, а вкус….

Поменять вкус, поменять свои привычки – это сложно! И вдвойне сложно на склоне лет… Но если мы хотим вместить новое вино, нам нужно обновляться, меняться, причем – каждый день! Нам нужно «сохранять сердце и разум молодыми»! Как? Тот же автор продолжает в этом же предложении: «при помощи постоянных упражнений».8

Дорогие соратники-ветераны! Ничего нового мы не скажем. Мы только напомним то, о чем проповедовали многие годы и чем сами занимались всю нашу долгую жизнь: упражнения, сохраняющие наше сердце и ум молодыми, состоят в развитии тесных отношений с Господом и суровой самодисциплине. Вот и все…

«Мы должны держаться ближе к нашему Великому Вождю, иначе мы придем в недоумение и потеряем из вида Провидение, Которое руководит Церковью, миром и каждым человеком в отдельности. Божественные действия могут быть покрыты глубокой тайной. Мы можем потерять Божьи следы, руководствуясь нашими запутанными представлениями… Но если сердце остается верным Богу, все станет ясным».

«Когда человек отказывается от своего «я” , Господь сможет сделать его новым творением. Новые мехи смогут вместить новое вино». 9

Список использованной литературы

Ольга Стасюк

Видишь ли, как эти примеры, — одежды и мехов, — сходны с употребленными и в ветхом завете? Так Иеремия называет народ чреслеником, и упоминает о вине и мехах (XIII, 11, 32). От этих вещей Спаситель заимствует примеры потому, что речь была о чревоугодии и трапезе. Евангелист Лука прибавляет еще, что и новое раздирается, если приложить его к старому. Видишь ли, что отсюда не только не происходит никакой пользы, а только еще больший вред? Говоря о настоящем, Христос вместе предвещает и будущее, — именно то, что ученики Его впоследствии времени обновятся; но доколе этого не будет, дотоле не должно возлагать на них никаких строгих и тяжких заповедей. Кто прежде надлежащего времени, говорит Христос, предлагает людям высокое учение, тот и в свое время уже не найдет их способными следовать ему, навсегда сделав их бесполезными. Это зависит не от вина и не от мехов, в которые оно вливается, но от неблаговременной поспешности вливающих. Употребив эти сравнения, Спаситель открыл нам и причину того, почему Он, беседуя с учениками Своими, часто употреблял о Себе скромные выражения. Сообразуясь с их немощью, Он много говорил такого, что было гораздо ниже Его достоинства. Об этом свидетельствует и евангелист Иоанн, приводя слова Христовы: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.Ин. 16:12). Чтобы они не думали, что Он только то и может сказать им, что сказал, но представляли бы, что Он может сказать много и другого, гораздо важнейшего, — для этого Христос указал на их слабость, обещая сказать и остальное, когда они будут крепки. То же самое Спаситель выражает и здесь, говоря: приидут дние, егда отымется от них жених, и тогда постятся. Поэтому и мы в самом начале не должны от всех требовать всего, но только того, что возможно, и тогда скорее достигнем и остального. Если ты спешишь и стараешься скорее окончить дело, то потому самому и не должен спешить, что стараешься скорее окончить его. Если слова мои кажутся тебе загадочными, то познай это из самого свойства вещей, и тогда легко увидишь всю силу их. Не смущайся, если кто неблаговременно будет обвинять тебя, — и здесь ведь фарисеи обвиняли и поносили учеников. И однако ничто не побудило Христа переменить Свое мнение, и Он не сказал: стыдно одним поститься, а другим не поститься. Но как искусный кормчий не смотрит на разъяренные волны, а на свое искусство, — так и Христос поступил тогда: — не того надлежало стыдиться, что они не постились, но что за пост получали смертельные раны, были биты и терзаемы. Представляя это, и мы должны поступать с домашними своими подобным образом, напр., с женою, любящею украшаться и намащать себя различными благовонными веществами, преданною излишней роскоши, болтливою и беспечною. Хотя нельзя думать, чтобы все пороки соединились в одной какой-либо женщине, но мы вообразим себе такую женщину. Для чего ж, скажут, жену, а не мужа представляешь ты? То правда, что есть и мужчины хуже такой женщины; но так как мужу дано право управлять женою, то мы и представим женщину, а не потому, будто женщины более развращенны. Действительно, и между мужчинами можно найти много таких пороков, каких нет у женщин, как, например, человекоубийство, расхищение гробниц, звероборство и многое тому подобное. Итак, не подумайте, что я делаю это из презрения к полу: совсем нет! Делаю я это потому только, что теперь полезно представить такой пример. Итак, положим, что существует такая жена, и пусть муж всячески старается исправить ее. Как же он исправит ее? Он достигнет цели, если не вдруг все станет запрещать ей, но начнет с легчайшего, к чему она не особенно привязана. Если ты вдруг захочешь исправить ее, то ни мало не успеешь. Итак, не отнимай у нее тотчас же драгоценных уборов, но позволь ей некоторое время пользоваться ими. Эти украшения можно считать меньшим злом в сравнении с разными притираниями и намащениями. Итак, сперва уничтожь притиранья; да и это делай не страхом и угрозами, но убеждениями и ласками: говори, что за это осуждают, и произноси свой собственный суд и мнение, и чаще напоминай ей, что тебе не только не нравится такое украшение лица, но и весьма неприятно; уверяй ее, что это очень огорчает тебя; потом, произнесши свой собственный суд, присоединяй к этому мнения других; говори, что это безобразит и красивых женщин, чтобы таким образом истребить страсть ее. Не говори ей ничего ни о геенне, ни о царствии, потому что напрасно будешь говорить об этом; но уверь, что она более тебе нравится в таком виде, в каком Бог сотворил ее; а когда она разглаживает, натирает и намащает лицо свое, то и другим не кажется красивою и благовидною. Итак, сперва убеждай ее общими доказательствами, и врачуй болезнь ссылаясь на общий суд. А когда смягчишь ее такими убеждениями, тогда уже говори ей и о геенне и о царствии. И если много раз ты будешь говорить ей, и она не послушает тебя, и тогда не переставай повторять слов своих, впрочем не со враждой, но с любовью; и иногда показывай как бы недовольный вид, а иногда ласкай и угождай ей. Не видишь ли, как живописцы, желая начертать красивое лицо, то наводят, то стирают краски? Не поступай же хуже их. Если они, желая изобразить какое-либо тело, прилагают такое старание, то тем более нам при изображении души надлежит употребить все искусство. Если ты украсишь душу жены своей, то не увидишь более на теле ее ни безобразного лица, ни окровавленных губ, ни уст подобных устам медведицы, обагренных кровью, ни бровей очерненных сажею, как бы от прикосновения к очагу, ни ланит подобных стенам гробов повапленных: все это сажа, прах, пепел и знак крайнего безобразия. Но я не приметил, как увлекся этими обличениями и, советуя другим учить кротко, сам уклонился к гневу. Итак, возвратимся опять к кроткому увещанию, будем переносить все слабости жен, чтобы только исправить в них то, что хотим. Не видишь ли, как мы переносим плач младенцев, когда желаем отнять их от сосцов, и все терпим для того только, чтоб отучить их от прежней пищи. Так будем поступать и с женщинами: все прочее будем сносить терпеливо, только бы отучить их от указанного порока. Когда ты исправишь этот порок, то и другие легко тебе будет исправлять; тогда ты можешь перейти к золотым украшениям, и рассуждать о них таким же образом. И таким образом, мало-помалу вразумляя жену свою, ты будешь превосходным живописцем, верным рабом и добрым делателем. При этом напоминай и о древних женах: Сарре, Ревекке, о благобразных и неблагообразных, и доказывай, что все они были целомудренны. Так Лия, жена патриарха Иакова, не будучи красивой, не помышляла ни о каких прикрасах, и не смотря на то, что была неблаговидна и не слишком любима своим мужем, совсем не думала о таких вещах, и не портила лица своего, а всегда сохраняла неизменными его черты, хотя была воспитана язычниками. А ты, верная, имея главою Христа, употребляешь для нас сатанинское ухищрение! Вспомни о воде, омывавшей лицо твое, о жертве, украшающей уста твои, о крови, обагряющей язык твой! Если все это представишь, то как ни велика была бы твоя привязанность к украшениям, не дерзнешь, и не захочешь этот прах и пепел возложить на себя. Знай, что ты сочеталась со Христом, и удаляйся такого безобразия; Ему неприятны такие украшения; Он требует иной красоты — красоты душевной, которую весьма любит. Приобретать такую красоту и пророк повелевает тебе, говоря: и возжелает Царь доброты твоея (Псал. XLIV, 12). Итак, не будем безобразить себя ненужными украшениями; все творения Божии совершенны, и ни одно не имеет нужды в твоем поправлении. Если бы кто по своему произволу решился что-нибудь прибавить к выставленной картине, представляющей царя, тот за такую дерзость подвергся бы великому наказанию. Для чего же ты поправляешь творение рук Божиих, когда ничего не прибавляешь и к тому, что сделал человек? Верно ты не представляешь геенского огня, верно не чувствуешь пустоты в душе своей! Точно ты совершенно оставила в небрежении душу, потому что все попечение свое истощаешь на плоть свою. И что я говорю о душе? И самому телу вашему вы не доставляете того, о чем стараетесь. Смотри: ты желаешь казаться красивою, но твои украшения делают тебя безобразною; ты хочешь нравиться мужу, но это больше печалит его, и как ему, так и другим подает случай осуждать тебя. Ты хочешь казаться молодою, но это скорее приведет тебя к старости. Ты желаешь похвалы, но это наносит тебе бесславие, потому что такая жена стыдится не только равных себе, но и рабов и рабынь, знающих ее, а прежде всех стыдится себя самой. Но что говорить об этом? Я опустил здесь самое тягчайшее зло: то, что ты оскорбляешь Бога, нарушаешь целомудрие, возжигаешь пламень ревности, подражаешь блудницам непотребного дома. Итак, представив все это, посмейтесь над сатанинскою пышностью и дьявольским ухищрением, и, оставив эти украшения, или лучше — безобразие, уготовьте красоту в душе своей, которая и ангелам вожделенна, и Богу любезна, и вашим мужьям приятна, чтобы вам и в настоящем и в будущем веке приобресть славу, которую все мы да сподобимся получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *