Малое и среднее предприятие

Содержание

Малое предпринимательство

Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малое и среднее предпринимательство Российской Федерации

Продуктовый магазин в жилых массивах или сельской местности — один из наиболее часто встречающихся в СНГ типов микропредприятийКомпании малого и среднего бизнеса играют важную роль на рынке услуг частным клиентам

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

23 сентября 2009 года тогда ещё председатель правительства РФ В. В. Путин огласил начинания Правительства РФ по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в России:

  1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011).
  2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, от налога на имущество на срок до трёх лет.
  3. Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
  4. Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
  5. Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
  6. Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
  7. Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).
  8. Пакет госпомощи малому и среднему предпринимательству в 2010 году — 13 млрд руб.

Ограничение по статусу

Согласно ст. 4 ФЗ «О развитии МСП в РФ» для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49 % (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

Ограничение по численности работников

В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия согласно ст. 4 ФЗ «О развитии МСП в РФ» подразделяются на:

  • микропредприятия — до 15 работников включительно;
  • малые предприятия — до 100 работников включительно;
  • средние предприятия — от 101 до 250 работников включительно.

Ограничение по выручке

С 4 апреля 2016 года согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 года N 265 предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 120 млн рублей;
  • малые предприятия — 800 млн рублей;
  • средние предприятия — 2 млрд рублей.

Франчайзинг

Основная статья: Франчайзинг

Франчайзинг позволяет предпринимателям начинать дело по готовой схеме крупной сети, используя их бренды и технологии, а также возможности финансирования некоторых этапов. В России, как и во многих странах мира, франчайзинг активно развивается. Примеры сфер предпринимательства, где действуют много франчайзинговых предприятий: торговля, общественное питание, туризм.

Поддержка малого предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство (МСП) является одним из приоритетов государственной политики. В 2016 году была разработана и принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. В 2017—2018 годах было выполнено 82 % мероприятий Стратегии. В рамках исполнения майского указа президента запущен национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», рассчитанный на период с 2018 по 2024 годы.

Основными лоббистами интересов малого и среднего бизнеса в России являются ТПП России и РСПП. В 2013 году в кулуарах XII Всероссийского форума «Дни малого и среднего бизнеса России — 2013» Президентом ТПП РФ была поднята проблема чрезмерного повышения страховых взносов. В 2014 году Правительством РФ утверждена программа поддержки малого бизнеса. В рамках этой программы предусмотрен ряд мер, в том числе финансовых, правовых и административных. Одним из основных инициаторов Программы выступила ТПП РФ. В 2016 году Катыриным было инициировано ужесточение процедуры введения новых налогов для исключения двойного и тройного налогообложения.

Государственный «Внешэкономбанк» (ВЭБ) через собственный, специально созданный «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП банк») реализует программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Эту программу кредитования ещё называют «Шесть с половиной», а её особенность состоит в льготных условиях для приоритетных отраслей экономики (для среднего бизнеса под 10 процентов годовых, для малого — под 11). Приоритетность отрасли определяет Правительство РФ.

Опросы показали, что 44 % представителей малого бизнеса осведомлены о действующих программах государственной поддержки, при этом 13 % из них указали, что имеют опыт пользования такими программами. По результатам опроса малого бизнеса специалистами РАНХиГС только 9 % компаний указали, что использовали меры поддержки, при этом большинство мало осведомлено о мерах поддержки.

Уровень доверия предпринимателей к банковской системе в России

По данным опроса, проведённого центром НАФИ, 10 % руководителей бизнеса предприняли какие-либо действия в связи со случаями отзыва лицензий банков. Наиболее распространённая реакция — смена банка (18 % тех, кто что-либо предпринимал). 12 % перестали хранить деньги на счетах, а ещё по 10 % открыли либо имеют счёт в другом банке. 6 % сняли наличные со счёта, а 4 % находятся в поиске нового банка. Опросы показали, что 4 % закрыли счета в негосударственных банках и столько же перевели средства в Сбербанк.

66 % предпринимателей уверены в финансовой устойчивости банка, в котором обслуживается их организация, и таковых больше всего среди представителей среднего бизнеса (76 %). Неуверенных — только 13 %, и это чаще всего — малые предприятия (17 %).

Таблица: «Насколько Вы уверены в финансовой устойчивости банка, в котором обслуживается ваша организация?», в % (всероссийский опрос, №=500)

Все

опрошенные

Малый бизнес

(включая микро-)

Средний

бизнес

Полностью уверены 35 33 41
Скорее уверены 31 29 35
Скорее не уверены 10 13 6
Абсолютно не уверены 3 4 1
Затрудняюсь ответить 21 19 17

В других странах

Наблюдаются существенные различия между странами мира в определении критериев малого и среднего бизнеса, поэтому прямое сопоставление их роли в экономике ограничено.

Китай

  • 2013: В качестве меры по стимулированию экономики введены налоговые льготы для малого предпринимательства. С 1 августа 2013 заморожен налог на добавленную стоимость и налог с оборота для предприятий малого предпринимательства, чей ежемесячный объём продаж не превышает 20 тысяч юаней (примерно 3,3 тыс. долл. США). По оценкам правительства, от этих льгот выиграют более 6 миллионов малых предприятий, увеличатся доходы и повысится уровень занятости у миллионов китайцев. Новые меры стимулирования предусматривают также упрощение процедуры таможенного оформления, снижение эксплуатационных сборов и облегчение экспорта для малых и средних частных предприятий.

США

Структура малого и среднего бизнеса США:

Тип бизнеса Годовой оборот Количество компаний Занятость
Малый бизнес менее 10 млн долларов около 6 млн 35%
Средний бизнес от 10 млн до 1 млрд долларов 195 000 34%

Сегмент среднего рынка принято подразделять на три сегмента:

  • компании с наименьшим оборотом (они ближе к малому бизнесу);
  • компании, конкурирующие в среднем сегменте (годовой оборот от 20 до 500 млн долларов);
  • компании с наибольшим годовым оборотом (сближаются с крупным бизнесом).

Украина

Структура малого и среднего бизнеса на Украине:

Тип бизнеса Кол-во сотрудников Годовой доход Кол-во субъектов
Микробизнес до 10 не более экв. 2 млн евро 1910830
Малый бизнес 10-49 не более экв. 10 млн евро 47555
Средний бизнес 50-249 не более экв. 50 млн евро 15510

Примечания

  1. Малый бизнес защитили от малой власти. Коммерсантъ № 50 (4350) (24 марта 2010). Дата обращения 13 августа 2010. Архивировано 13 марта 2012 года.
  2. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. government.ru. Дата обращения 1 октября 2019.
  3. Вера Баринова, Степан Земцов, Владимир Коцюбинский, Александр Красносельских, Юлия Царева. ВЫПОЛНЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Экономическое развитие России. — 2018. — Т. 25, вып. 11. — ISSN 2306-5001.
  4. С. Катырин: бизнесу нужны деньги, а не обещания | Социальная сеть Pandia.ru. pandia.ru. Дата обращения 22 декабря 2015.
  5. «От первого лица» / Сергей Катырин, президент ТПП России: о программе поддержки малого бизнеса / Radiorus.ru. test.radiorus.rfn.ru. Дата обращения 1 ноября 2015. (недоступная ссылка)
  6. Сергей Катырин: Не думаю, что нефть подорожает до 90 долларов. Российская газета. Дата обращения 22 декабря 2015.
  7. Внешэкономбанк — «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП Банк»)
  8. Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (недоступная ссылка). Дата обращения 31 августа 2016. Архивировано 18 сентября 2016 года.
  9. Сергей Катырин: Нужно упростить доступ бизнеса к финансированию. Российская газета. Дата обращения 8 января 2017.
  10. Социология. Статистика. Публикации. Малое и среднее предпринимательство в России: Отраслевой обзор. Вып. 4 / Авторы: О. Ю. Стасевич, Г. Р. Имаева, А. В. Дурнов, О. А. Шарова; Аналитический центр НАФИ. — М.: Издательство НАФИ, 2016. — 48 с.
  11. Баринова ВА., Земцов С.П., Царева Ю.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России. — Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 40). — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. — С. 579—600. — ISBN 978-5-93255-554-5.
  12. Малое и среднее предпринимательство в России. Серия «Социология. Статистика. Публикации. Отраслевые обзоры». Вып. 4, 2016 г. — НАФИ
  13. Баринова В.А., Земцов C.П. Международный сравнительный анализ роли малых и средних предприятий в национальной экономике: статистическое исследование. // Вопросы статистики. — 2019. — № 26. — С. 55—71..
  14. Би-би-си: «Китай вводит новые меры по стимулированию экономики»
  15. Роберт Шер, 2016, с. 15—20.
  16. Основні показники діяльності суб’єктів господарювання з розподілом на суб’єкти великого, середнього, малого та мікропідприємництва. ukrstat.gov.ua. Дата обращения 11 января 2017.
  17. CТРУКТУПНІ ЗМІНИ В ЕКОНОМІЦІ. ukrstat.gov.ua. Дата обращения 11 января 2017.

Литература

  • Роберт Шер. Сильный средний бизнес: Как справиться с семью основными препятствиями роста = Mighty Midsized Companies. How Leaders Overcome 7 Silent Growth Killers. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 248 с. — ISBN 978-5-9614-5501-4.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «малое предпринимательство»

Малый, средний и крупный бизнес: что это такое, определения, отличия

На рынке можно встретить множество самых разных форм предпринимательства. Одни из них отличаются большим объемом, другие – обслуживают небольшое количество клиентов. А главное, некоторые виды коммерции сами по себе предполагают развитие до определенных размеров. Малый, средний и крупный бизнес – что это такое, в чем особенности и отличия каждого из них расскажем здесь.

Определение понятий

Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.

Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим – предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.

Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.

Крупным предприятием может называться только компания, охватывающая несколько регионов страны или вышедшая на международный уровень. У него всегда есть большое количество конечных потребителей, а значит спрос превышает предложение.

Основные характеристики предпринимательства

Каждая из представленных выше форм имеет свои уникальные черты и особенности. Но некоторые из них объединяют коммерцию в целом:

  1. Любое предприятие становится участником рыночных взаимоотношений.

  2. Компании в своей работе всегда сталкиваются с двумя основными аспектами: экономической и правовой. Вести деятельность без учета организационных и юридических норм запрещается.

  3. Главная функция любой фирмы – участвовать в экономике страны, на территории которой она находится, и вносить требующиеся нововведения, чтобы постоянно развивать ее. Речь здесь идет об использовании новых технологий, поиске альтернативных источников энергии, сырья и прочего.

    Организации всегда зависят от изменений на рынке своих услуг и продаж, они должны подстраиваться под них, чтобы рабочий цикл не прекращался.

    Все это важно для предприятия, независимо от его размера, количества клиентов, годового оборота.

    Что это такое – малый бизнес: определение и черты

    Вопреки распространенному мнению, к небольшому предпринимательству относятся не только ИП, но и маленькие компании, в штате которых находится около 50 человек. Главными особенностями такой формы можно назвать:

    1. Небольшую территорию. Речь здесь идет не только о площади, занимаемой офисом фирмы, но и областью обслуживания клиентов.

    2. Ограниченный список деятельности. Работать по такому принципу могут магазины, туристические агентства, небольшие производства, стоматологические или другие маленькие клиники, частные учебные заведения, специализирующиеся на курсах.

    3. Минимальный набор проверок. Контролирующие органы предоставляют маленьким компаниям надзорные каникулы, а когда они заканчиваются – срок проведения проверяющих мероприятий не превышает 50-ти часов в год.

    4. Статус не нужно подтверждать специальными средствами. Он определяется годовым оборотом, определенным количеством работников и долевым соотношением к уставному капиталу.

      Средний бизнес: определение и признаки

      Такие фирмы отличаются зоной охвата. Обычно они включают в себя целую сеть, которая способна обслуживать большую клиентскую аудиторию. Строго говоря, им даже необязательно вести свою работу на территории одного города. Сетевики могут затрагивать целый регион, но при этом не выходить на рынок соседней области. Отличительными чертами также можно назвать:

      1. Медленную адаптацию в меняющихся рыночных условиях.

      2. Ориентацию на повышение качества товара или обслуживания потребителей услуг.

      3. Штат сотрудников от 101 до 250 человек, одновременно обслуживающих предприятие.

      4. Годовой оборот не меньше 801 млн рублей и не более 2-х миллиардов.

      Что касается сфер деятельности, то такая форма предпринимательства свойственна сетевым торговым компаниям, строительным фирмам, крупным медицинским центрам. В мировой экономике именно средние организации играют самую большую роль, принося государству примерно треть всех доходов. При этом никаких налоговых послаблений или других поддерживающих мероприятий в отношении их не проводится.

      Крупный бизнес

      К большим компаниям относятся предприятия, производящие существенную часть всех товаров или услуг в своей отрасли. Их объемы заметны во всем: количестве сотрудников, числу продаж, годовом обороте. Но самое главное, они работают не в рамках одного конкретного территориального рынка, а в нескольких регионах страны или на международном уровне. Признаками таких предприятий можно считать:

      1. Большой штат работников (не меньше 251 человека).

      2. Годовой доход от 2-х миллиардов рублей.

      3. Строгое соблюдение порядка в отношении инвентаризации.

      4. Большие торговые площади.

      Самыми популярными представителями крупного субъекта можно считать таких маститых гигантов, как фирмы Apple, Bosch, Samsung, Coca Cola, BMW. Поскольку работать им приходится во многих странах сразу, они должны придерживаться мирового законодательства и учитывать нормы каждого конкретного рынка. Кроме того, в числе держателей акций фирмы могут быть не только коммерсанты, но и государство. Это дает некоторые поблажки в работе, но вместе с тем накладывает дополнительные обязательства.

      Главные плюсы

      Каждая из представленных форм предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их по отдельности, чтобы представить полную картину. Превосходство малому бизнесу обеспечивают:

      1. Небольшой первоначальный капитал. Чтобы открыть компанию, достаточно найти финансовые средства, а затем постепенно увеличивать денежные вливания.

      2. Небольшие расходы на обслуживание и оплату обязательных платежей, в том числе заработной платы и налоговых отчислений.

      3. Возможность оперативно реагировать на изменения в экономике страны и адаптироваться к ним без потерь.

      4. Быстрое возмещение затраченных средств и получение прибыли. В зависимости от сферы деятельности компании, этот срок может составить от полугода до полутора лет.

      Малый бизнес в перспективе способен стать средним и крупным, а значит обеспечить наличие новых рабочих мест. При этом плавный заход на рынки позволяет молодым коммерсантам чувствовать себя комфортно.

      Что касается среднего учреждения, то его плюсами можно считать:

      1. Создание большого числа вакансий.

      2. Высокую продуктивность работы и капиталовложений.

      3. Хорошую доходность.

      4. Устойчивость в конкурентной борьбе.

      Вместе с тем, на этом этапе предприниматели сталкиваются с большим числом трудностей, но о них мы поговорим несколько позже.

      Что касается достоинств крупных фирм, то они принципиально отличаются. Для начала именно такие организации обеспечивают экономическую стабильность своей отрасли и всей страны в целом. Также они могут постоянно вносить в бизнес новые технологии и изменять общую картину коммерции.

      Минусы и риски

      Как уже говорилось ранее, любая форма предпринимательства имеет свои недостатки. Избежать их практически невозможно, так что коммерсантам остается только принять их и построить работу таким образом, чтобы не чувствовать негативных сторон. Маленьким организациям свойственны следующие несовершенства:

      1. Высокий риск неудачи, особенно если владелец фирмы не имеет опыта коммерческой деятельности.

      2. Низкий профессиональный уровень как у сотрудников, так и у руководителей, из-за чего организация не может выйти на должный уровень развития.

      3. Сложности при необходимости заключения договора кредитования.

      Если подвести главный итог, то основным минусом является неопытность и отсутствие полезных связей у руководителя. Имея хотя бы что-то одно, он может выстроить успешный бизнес без особых трудностей.

      Недостатками средних компаний можно назвать высочайший уровень конкуренции и необходимости проведения сложной организационной работы. Получение разрешительных документов, привлечение серьезных денежных средств – всего этого удается избежать маленьким фирмам, но не начинающим свой активный рост.

      Минусами большой коммерции можно назвать:

      1. Избыточную концентрацию на экономике стран, в которых ведутся дела.

      2. Узкую локализацию хозяйственных отношений.

      3. Невозможность выйти за пределы определенной компании.

      Если сравнивать, все формы предпринимательства в части достоинств и недостатков, то в более выигрышном положении все же окажется последний, поскольку его негативные стороны с лихвой покрываются огромными доходами.

      Как определить, чем отличается малый бизнес от среднего и крупного

      Разница между всеми типами ведения предпринимательской деятельности кроется в деталях. Нагляднее всего их представить в таблице.

      Отличительные черты

      Малый

      Средний

      Крупный

      Широта охвата

      Одно предприятие

      Сеть фирм в городе или регионе.

      Сеть в разных областях страны или международная.

      Трудности получения кредита

      Любая сумма

      Большие финансы

      Отсутствуют

      Способность к адаптации

      Легко подстраивается под изменения.

      Адаптируется трудно и медленно.

      Часто само становится инициатором внесения изменений.

      Количество работников

      Не более 100 человек.

      От 100 до 250 сотрудников.

      Свыше 251 человека.

      Годовой доход

      До 2-х миллионов рублей.

      До 800 миллионов рублей.

      До 2-х миллиардов рублей.

      В дополнение к этому можно добавить еще одно отличие малого, среднего и крупного бизнеса. Государство всячески поддерживает небольшие фирмы и огромные компании, акционером которой является. При этом среднему предпринимательству буквально приходится бороться со всеми проблемами самостоятельно в условиях жесткой конкуренции. Выходя на этот уровень развития, нужно быть готовым к подобным трудностям.

      Основа успеха

      Благополучие каждой компании зависит от множества факторов, но если говорить о размерах предприятия, то есть некоторая база, которой следует придерживаться, чтобы добиться максимального результата при минимальной трате ресурсов.

      Для маленькой организации крайне важными являются сотрудники, в том числе занимающие руководящие должности и четкий заранее заготовленный план развития. Если следовать ему и наблюдать за эффективной работой каждого работника, можно достичь очень важных побед и свершений.

      Среднему предпринимательству необходимо научиться быстро реагировать на изменяющиеся условия. Таким образом, можно избавиться от одного из главных недостатков. Не меньший успех можно достичь при эффективном менеджменте. Именно руководящий состав может способствовать быстрой адаптации.

      Крупному бизнесу для длительной работы необходима четкая стратегия, которая сможет нормально функционировать через год, пять и даже десять лет, то есть всегда следует думать о перспективе. Это позволит выживать в самый сложный экономический кризис, выходя из него без больших потерь.

      Нормативная регламентация

      В нашей стране любая предпринимательская деятельность регламентируется десятками законодательных и нормативно-правовых актов. Самыми важными среди них являются:

      1. ГК, поскольку речь идет о гражданско-правовых отношениях.

      2. Закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей, которым руководствуются надзорные органы.

      3. Налоговый кодекс, как один из ключевых документов.

      4. Закон о развитии предпринимательства.

      Кроме них, необходимо следовать местным нормативным актам, работающим на той территории, где ведется бизнес. А значит крупным фирмам нередко приходится оглядываться на международные законы и правила. Чтобы соблюсти все нюансы, следует ввести в штатное расписание ставку юриста. Небольшим фирмам достаточно обращаться за помощью периодически, а средним и крупным нужен постоянно действующий договор.

      Оценка эффективности

      Главными показателями, по которым традиционно оценивается успешность функционирования того или иного предприятия, остаются рентабельность и доходность. Но есть и другие важные стороны, от которых зависит окончательный итог. Их можно разделить на 3 ключевые группы:

      1. Коэффициент, характеризующий насколько хорошо окупаются издержки производства и инвестиционных вложений.

      2. Параметр, выражающий общую прибыльность с продаж.

      3. Показатели, определяющие доходность капитала.

      Соотнести все коэффициенты в одну схему и вычислить реальную прибыль не так сложно, но процесс требует кропотливого труда. Если рентабельность ниже уровня, на который надеялась компания, следует внести какие-то изменения в работу.

      Рассчитывать бюджет таким образом нужно несколько раз за год: в каждом квартале, а затем и итоговым отчетом. Большие и средние предприятия, кроме того, должны вести отдельный учет по каждому из своих офисов, чтобы видеть реальные изменения и слабые места.

      Крупный, малый и средний бизнес имеют различия и весьма существенные. Но в то же время практически каждая предпринимательская деятельность начинается с нуля, постепенно развиваясь и расширяясь. Поэтому молодым коммерсантам приходится пройти все 3 формы предпринимательства. Естественно, что на своем пути они гарантировано будут сталкиваться с недостатками каждой из систем. При этом основной задачей станет приумножение достоинства, чтобы нивелировать негативные стороны.

      Главное в работе не забывать придерживаться установленных правил и норм, иначе не получится выйти на новые рынки и охватить большую аудиторию. Не следует и думать, что большой бизнес – гарантия успеха и долгожительства. Даже самые сильные компании иногда сталкиваются с такими экономическими условиями, пережить которые не получается, в то время как небольшие фирмы просто подстраиваются под новые условия и продолжают наращивать свои активы.

Количество показов: 21657

Многие АО и ЗАО лишились возможности получить статус субъекта МСП

Екатерина Криворучкова, генеральный директор Аудиторской компании ЗАО «Точка опоры»

Журнал «Современный предприниматель» 1/2016

В результате внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. №408-ФЗ изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон №209-ФЗ) непубличные акционерные общества были существенно ограничены в праве на получение статуса «субъект малого и среднего предпринимательства».

Для начала кратко напомним, какое акционерное общество признается публичным, а какое непубличным.

Публичным обществом, согласно пункту 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), является «акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным».

Обратите внимание:

Статьей 97 ГК РФ установлено, что «в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру».

Непубличным акционерным обществом признается общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ (п.2 ст.66.3 ГК РФ).

Иными словами, непубличным акционерным обществом является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, размещены путем закрытой подписки, либо не обращаются на бирже, а также в уставе общества не содержится положение о том, что общество является публичным.

На сегодняшний день непубличные акционерные общества – АО или ЗАО.

В предыдущей редакции Закона №209-ФЗ использовалась терминология «коммерческие организации» и «юридические лица». Данные термины включали все организационно-правовые формы: ОАО (ПАО), ЗАО(АО) и ООО.

В новой редакции в части 1 и части 1.1 статьи 4 Закона №209-ФЗ, помимо терминов «хозяйственные общества» и «юридические лица», используются более узкие термины «общество с ограниченной ответственностью» и «публичное акционерное общество».

Рассмотрим подробно новую редакцию части 1 статьи 4 Закона №209-ФЗ, в которой устанавливаются критерии для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно новой редакции части 1 статьи 4 Закона №209-ФЗ, «к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества…».

Обратите внимание:

Хозяйственные общества, согласно новым требованиям, должны быть зарегистрированы в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации и одновременно соответствовать условиям части 1.1 ст.4 Закона №209-ФЗ.

Каковы требования для хозяйственных обществ?

Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 4 Закона №209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

«а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах «в»-«д» настоящего пункта;

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации»;

в) деятельность хозяйственных обществ заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ «являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий».

Вывод: из приведенных выше критериев для хозяйственных обществ можно сделать вывод о том, что если непубличное акционерное общество (АО или ЗАО) не соответствуют условиям либо подпункта «в», либо подпункта «г», либо подпункта «д» пункта 1 части 1.1. ст.4 Закона №209-ФЗ, то даже при соответствии критериям, указанным в п.2-3 части 1.1. ст.4 Закона №209-ФЗ, непубличное акционерное общество не будет относиться к субъектам малого предпринимательства. А это подавляющее большинство АО и ЗАО.

Каких привилегий лишаются непубличные акционерные общества?

Например, согласно абзацу10 пункта 2 Указаний Банка России от 11 марта 2014 г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», субъекты малого предпринимательства вправе не устанавливать лимит по кассе.

В связи с утратой статуса субъекта малого предпринимательства непубличные акционерные общества обязаны установить лимит кассы.

Еще одна привилегия, которой лишаются непубличные акционерные общества – трехлетние надзорные каникулы.

Напоминаем, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены почти все плановые неналоговые проверки малых предприятий. Трехлетние надзорные каникулы введены Федеральным законом Российской Федерации от 13 июля 2015 г. №246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Исключение:

Орган государственного или муниципального контроля вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении лиц, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Также непубличные акционерные общества не смогут рассчитывать на программы, ориентированные на поддержку малого и среднего бизнеса.

Принадлежность АО к субъектам малого предпринимательства

Вопрос

Относятся ли АО к субъектам малого предпринимательства в настоящий момент?

Ответ

В настоящий момент акционерные общества могут быть отнесены в категории малых и средних предприятий только в случае, если наряду с признаками, установленными пунктом 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, акционерное общество соответствует критериям, установленным в подпункте б) пункта 1.1 статьи 4 или подпункта д) пункта 1.1 статьи 4.

Обоснование

Категории, а также критерии отнесения юридического лица к субъектам малого и среднего препирательства установлены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В частности, в настоящее время акционерное общество может быть отнесено к субъектам малого или среднего предпринимательства только в случае, если акционерное общество отвечает критериям, установленным в подпункте б) пункта 1.1 статьи 4 или подпункта д) пункта 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209 (наряду с пунктом 2 и 3 статьи 4). То есть возможность отнесения акционерного общества к категории малого и среднего предпринимательства наступает лишь в том случае, если акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации либо учредителями (участниками) хозяйственных акционерного общества являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Между тем, с 1 июля 2017 года данная статья Федерального закона № 209 будет дополнена положениями, предусматривающими возможность отнесения акционерных обществ к субъектам малого или среднего предпринимательства в случае, если акционеры – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а акционеры – иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества.

В этой связи, начиная с 10 августа 2017 г. по состоянию на 1 июля 2017 г. при ежегодном формировании Реестра в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ в Реестр также будут внесены сведения об акционерных обществах, которые будут отвечать установленным законом условиям по доле участия в капитале (подпункт «а» пункта 2 статьи 1, пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; пункт 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ).

Перечни таких акционерных обществ будут представлять в ФНС России держатели реестров владельцев ценных бумаг во исполнение подпункта «б» пункта 3 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ.

На вопрос отвечала:
Надежда Владимировна Корженевская,
консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

Каковы критерии малого и среднего предприятий

Предприятие может быть малым, средним и крупным. Последняя форма наименее распространена. Классификация весьма важна, так как от масштаба зависит налогообложение и отчетность. У малых и средних предприятий есть критерии. Именно на их основании определяется форма бизнеса.

Основные критерии малого предприятия

К субъектам малого бизнеса, согласно статье 4 закона №209, могут относиться:

  • ИП.
  • Хозяйственные субъекты.
  • Производственные кооперативы.
  • Акционерные общества, если ценные бумаги относятся к инновационному сегменту.
  • ЮЛ, занятые в проектах интеллектуального характера.

Эти формы будут относиться к малым субъектам только тогда, когда они соответствуют заданным критериям. Последние установлены ФЗ от 24.07.2007 №209. Критериями считаются основные характеристики хозяйствующего субъекта: численность, доходность, состав уставного капитала.

Нормативные акты

В 2016 году было принято Постановление Правительства от 04.04.20016 г. №265. Оно определило новый критерий для малого предпринимательства. В частности, теперь критерием вместо выручки от основной деятельности (продажа товаров, услуг) является доход за текущий календарный год, полученный от всех форм деятельности. Максимальная доходность теперь составляет 800 000 000 рублей. Если доходность предприятия превышает названную цифру, оно будет считаться средним. Нововведения вывели некоторые предприятия за рамки малого бизнеса. Это значит, что эти субъекты не смогут воспользоваться сопутствующими льготами. Прочие критерии остались неизменными.

Основные и добавочные критерии

Среднесписочная численность сотрудников равна 16-100 человек. Определяется она следующим образом:

  1. Находится среднесписочная численность сотрудников, работающих на условиях полной занятости.
  2. Находится среднесписочная численность сотрудников, работающих на условиях частичной занятости.

Добавочным критерием является общий процент членства прочих хозяйственных субъектов РФ в уставном фонде. Максимальный процент составляет 25%. Прочими субъектами могут являться муниципальные и общественные учреждения, благотворительные фонды. В фонде не должно быть более 49% общего процента участия прочих ЮЛ, которые не относятся к малому бизнесу, и иностранных компаний.

Порядок определения статуса предприятия

Рассмотрим этапы определения статуса компании:

  1. Определение среднесписочной численности сотрудников за прошедший год. Для вычислений выполняются расчеты на основании данных, направляемых в налоговую инспекцию. Для малого бизнеса среднесписочный показатель варьируется от 16 до 100 сотрудников.
  2. Определение дохода от всей деятельности предприятия за прошедший год. Расчеты производятся на основании сведений, подаваемых в целях налогообложения. Если предприятие совмещает режимы, суммируется доход по всем декларациям. Максимальная доходность для субъектов малого бизнеса – 800 000 000 рублей.
  3. Определение процента участия прочих субъектов в уставном фонде. Максимальный процент участия государственных структур, ЮЛ РФ, которые относятся к малому бизнесу, составляет 25%. Максимальный процент участия для иностранных компаний и ЮЛ, которые не относятся к малому бизнесу, составляет 49%.

От статуса предприятия зависит отчетность и налогообложение. Субъектам малого бизнеса предоставляются некоторые льготы.

Нюансы деятельности малого предприятия

Рассмотрим основные особенности существования субъектов малого бизнеса.

Учетная политика

Малое предприятие имеет право использовать упрощенный метод ведения бухучета. В данном случае не потребуется отражать в документации налоговые активы и налоговые обязательства, которые были отложены. Налог на прибыль нужно фиксировать в объеме, указанном в декларации. Если вносятся коррективы в учетную политику, субъекты могут не проводить перерасчет показателей отчетности за 2 прошедших года.

Отчетность

Малым предприятиям не требуется сдавать полную отчетность. В обязательном порядке требуется только баланс, а также отчет о финансовых показателях по упрощенной форме. Также не требуется ставить фирменную печать. Не обязательна и подпись главбуха.

Налоговые льготы

Для малых предприятий нет лимита наличных, которые могут храниться в кассе. Субъект может пользоваться налоговыми льготами, устанавливаемыми региональными властями. Местные органы власти также могут уменьшать налоговые ставки для организаций, которые находятся на специальном режиме.

Основные критерии среднего предприятия

К субъектам среднего предпринимательства могут быть отнесены:

  • ИП, фермерские хозяйства.
  • ЮЛ: коммерческие компании, потребительские кооперативы.

Все субъекты среднего бизнеса обязаны пройти регистрацию. Информация о них фигурирует в едином госреестре.

Основные и дополнительные критерии среднего бизнеса

Субъекты среднего предпринимательства должны соответствовать следующим критериям:

  • Совокупная доля всех участников не больше 25% от уставного капитала. Данное условие не относятся к долям инвестиционных фондов. Совокупная доля иностранных субъектов и предприятий, не относящихся к малому бизнесу, не больше 49%. Это ограничение не относится к субъектам, которые занимаются интеллектуальной деятельностью.
  • Среднесписочная численность сотрудников от 101 до 250 сотрудников.
  • Доход от деятельности компании за прошедший год составляет не менее 800 000 000 рублей и не более 2 000 000 000 000 рублей. При расчете дохода из общей суммы вычитается НДС.

Все рассматриваемые значения определяются на основании официальных документов.

Отчетность и прочие нюансы для средних предприятий

Субъектам среднего бизнеса нужно готовить тот же пакет документов бухгалтерской отчетности, что и крупным предприятиям. Если годовой объем выручки больше 400 000 000 рублей, предприятие должно ежегодно осуществлять аудит отчетности. Аудиторское заключение является обязательным приложением к балансу и отчетности к финансовым показателям.

Обязательная отчетность включает в себя:

  • Баланс.
  • Отчет о финансовых показателях.
  • Приложения.

В состав обязательных приложений входит отчет об изменениях капитала, об операциях со средствами, о целевом направлении средств. Приложением также являются пояснения к документам.

Налоги

Если рассматривать вопросы налогообложения, средние предприятия проигрывают малым. Лишь ограниченное количество субъектов среднего бизнеса могут пользоваться УСН и патентной системой оплаты налогов. Последняя актуальна только для ИП. УСН может применяться только по отдельным направлениям деятельности. Положительный момент – отсутствие ограничений относительно годового дохода. Региональные власти имеют право вводить льготы на налогообложение средних предприятий, уменьшать ставки. Выплаты по ЕНВД существенно меньше, чем при общей системе (ОСН). ЕНВД является основной налоговой системой для среднего предпринимательства.

Акционерные общества по общему правилу больше не будут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства

Нет, с 1 января 2016 г. любые акционерные общества, независимо от состава участников и формы — публичные или непубличные, по общему правилу к субъектам малого и среднего предпринимательства относиться не будут.

Соответствующие изменения внес Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ. Если раньше юридические лица относились к субъектам малого и среднего предпринимательства по критерию суммарной доли участия в них Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, то теперь этот критерий остался только для ООО (подп. «а» п. 1.1 ч. 1 ст. 4). Акционерные общества могут быть субъектами малого и среднего предпринимательства, только если:

  • их акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;

  • их деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

  • они получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“»;

  • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Кстати, наряду с условием о категориях юридических лиц, претендующих на статус субъектов малого и среднего предпринимательства, по-прежнему необходимо соблюдать также и условия о среднесписочной численности их работников и доходе (в прежней редакции закон говорил о выручке).

Из перечня исключили не только акционерные общества — потребительских кооперативов там тоже нет. Почему так произошло? Официальных комментариев ни Минэкономразвития России, ни другие ведомства пока не давали. По мнению руководителя Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» Ивана Ефременкова, это связано со сложностями в администрировании исключенных категорий юридических лиц. В августе 2016 г. должен заработать Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который будет вести ФНС России. На сегодняшний день в информационных ресурсах ФНС России отсутствует информация о структуре уставного капитала акционерных обществ, поэтому данные юридические лица не могут быть включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Как «ЭЖ» пояснили в Минэкономразвития России, в дальнейшем, по мере развития ведомственных информационных ресурсов и информационных систем и законодательства, возможно, будут предложены подходы к включению акционерных обществ в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный вопрос будет дополнительно проработан министерством.

Что делать тем акционерным обществам, которые рассчитывали на льготы и преференции, связанные со статусом субъекта малого и среднего предпринимательства? Можно подождать позитивных изменений или реорганизоваться в форме преобразования в ООО. Если, конечно, плюсы от реорганизации превысят возможные минусы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *