Ликвидация по решению суда

Содержание

Ликвидация фонда пошаговая инструкция в 2019 году

Фонд – это некоммерческая организация (НКО), не имеющая членов, которая создается для материального обеспечения определенных миссий на основе добровольных имущественных взносов. Миссии могут быть благотворительные, социально-культурные, образовательные и т.д. Целью любого фонда является достижение общественной пользы.

Какие бывают фонды в России

В России существует большое разнообразие различных фондов. Виды и типы фондов отражены в следующей таблице.

Наименование фонда Типы фондов Примечание
Государственные фонды бюджетные существуют за счет бюджетных средств, находятся в распоряжении органов местного самоуправления и государственных органов. Целью создание таких фондов является:

· финансирование разных отраслей экономики;

· ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

· осуществление разных программ в социальной, научной и других областях

внебюджетные эти фонды не зависят от бюджетных средств. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан России на социальное страхование, охрану труда и здоровья, пенсионное обеспечение и т.д.

Существуют такие фонды за счет взносов российских граждан

Негосударственные фонды фонд предприятий фонд создается для накопления средств коммерческой организации для решения каких-либо задач, стоящих перед этой организацией
некоммерческий фонд фонд, который собирает средства для выполнения полезных для общества целей, например, благотворительных
инвестиционный фонд фонд создается для получения прибыли, для образования общего капитала, который потом инвестируется в отрасли экономики, которые производят товары и услуги
взаимный фонд это портфель акций, который приобретается на денежные средства вкладчиков
трастовый фонд это денежные средства, а также другие активы, предназначенные для передачи другому лицу (организации) на определенных условиях. Такой фонд могут организовать и физические и юридические лица
резервный фонд фонд формируются из прибыли на случай непредвиденных ситуаций
международный валютный фонд это организация, которая кредитует государства в условиях снижения их платежеспособности

Правовые основы деятельности фондов в России

Фонд может быть основан как физическими, так и юридическими лицами. Фонд, согласно статье 123.17 Гражданского Кодекса РФ, существует на добровольных взносах, которые носят имущественный характер. Имущество, которое передается фонду, является его собственностью. При этом фонды могут вести предпринимательскую деятельность, которая приносит прибыль, если это способствует цели, ради которой фонд и создавался. Это сказано в статье 50 Гражданского Кодекса РФ. Правовые основы фондов также указаны в федеральном законе №7-ФЗ от 12.01.96 «О некоммерческих организациях», Гражданский Кодекс РФ.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Содержание Устава фонда

Основным документом фонда является Устав фонда. Устав утверждается учредителями. Устав фонда – это документ, в котором содержатся следующая информация:

  • название фонда, в котором должно содержаться слово «фонд»;
  • местоположение фонда;
  • цели и миссия фонда;
  • наличие филиалов фонда;
  • название филиалов;
  • местоположение филиалов;
  • органы управления фондом и порядок их формирования;
  • высший исполнительный орган;
  • надзорный контрольно-ревизионный орган;
  • процедура назначения должностных лиц и процедура их освобождения от обязанностей;
  • источники существования фонда;
  • способ внесения изменений в устав;
  • порядок ликвидации фонда;
  • распоряжение имуществом фонда при его ликвидации;
  • баланс фонда;
  • другое

Что касается сроков создания фондов, то обычно они не устанавливаются.

Ликвидация фондов пошаговая инструкция

Ликвидировать фонд могут заинтересованные люди, но исключительно в судебном порядке. Это сказано в статье 123.20 Гражданского Кодекса РФ. Иск нужно подать по месту нахождения фонда.

После рассмотрения искового заявления и всех документов, суд принимает решение о ликвидации фонда, устанавливает сроки для этого и принимает решение о создании комиссии, которая будет заниматься ликвидацией фонда. В течение 3 дней суд должен уведомить Росреестр о решении ликвидировать фонд. Это сказано в статье 62 Гражданского Кодекса РФ. Росреестр, на основании этого судебного уведомления, вносит в единый государственный реестр юридических лиц информацию о том, что фонд находится в стадии ликвидации.

Если у фонда нет никакого имущества и обязательств перед третьими лицами, то ликвидировать фонд можно без создания ликвидационной комиссии, а только по решению суда.

После открытия ликвидационной процедуры, полномочия по управлению фондом переходят к арбитражному управляющему и возможно к собранию кредиторов.

Вид фонда Порядок действий
Некоммерческий фонд Как уже было сказано, сначала необходимо обратиться в суд. Для суда необходимо подготовить следующие документы:

· исковое заявление;

· иск о ликвидации фонда;

· устав фонда;

· свидетельство о государственной регистрации фонда;

· данные о налоговой задолженности фонда или отсутствие таковой перед налоговым органом, Фондом социального страхования и Пенсионным фондом. Необходимо предоставить справку, о налоговой задолженности или об отсутствии налоговой задолженности, заверенную налоговым органом. Такие же справки необходимо взять в Фонде социального страхования и в Пенсионном фонде;

· информация об имуществе фонда, его размере и состоянии;

· выписка из ЕГРЮЛ;

· документ о постановке на налоговый учет;

· данные о расчетном счете фонда;

· документы, подтверждающие причину ликвидации фонда;

· квитанцию об оплате госпошлины

После решения суда о ликвидации фонда, назначается ликвидационная комиссия. Ликвидационная комиссия должна:

· опубликовать объявление в средствах массовой информации;

· определить кредиторов и суммы их задолженностей;

· выяснить сумму дебиторской задолженности

· взыскать дебиторскую задолженность;

· провести инвентаризацию имущества;

· подготовить промежуточный баланс (этот баланс нужен для того, чтобы увидеть, требования кредиторов и выяснить были ли они поданы своевременно);

· уволить и рассчитать сотрудников;

· полностью расплатиться с кредиторами;

· продать имущество, если не хватает денег чтобы расплатиться с кредиторами;

· подготовить ликвидационный баланс (делается после проведения расчетов с кредиторами);

· закрыть расчетные счета;

· подготовить документы об уничтожении печати;

· уничтожить печать;

· сдать документы в архив;

· снять фонд с регистрационного учета;

· внести запись в ЕГРЮЛ

Как снять фонд с регистрационного учета

Запись в ЕГРЮЛ о ликвидации фонда, можно внести только на основании следующих документов:

  • заявления о государственной регистрации фонда, в связи с прекращением его деятельности;
  • судебного акта о ликвидации фонда;
  • устава фонда;
  • свидетельства о государственной регистрации фондов;
  • ликвидационного баланса фонда;
  • документов, которые подтверждают уничтожение печати

Документы о ликвидации фонда в налоговые органы передаются через Министерство Юстиции России. Поэтому нужно подготовить два пакета документов. Для снятия с регистрационного учета в Росреестре нужно собрать следующие документы:

  • заполнить уведомление по форме PH0008 и заверить его у нотариуса;
  • предоставить судебное решение;
  • ликвидационный баланс фонда;
  • протокол об утверждении ликвидационного баланса;
  • устав фонда;
  • свидетельство о государственной регистрации фонда;
  • квитанцию об уплате госпошлины за ликвидацию фонда

Внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности фонда осуществляется в пятидневный срок после того как судебное постановление окажется в Росреестре.

Причины ликвидации фондов

Заинтересованными лицами при ликвидации фонда могут быть:

  • учредители фонда;
  • кредиторы фонда;
  • уполномоченный орган;
  • исполнительный орган фонда;
  • надзорный и контрольно-ревизионный орган управления;
  • органы государственной власти

К причинам, по которым может быть начата ликвидация фонда, можно отнести:

  • у фонда не достаточно имущества, чтобы достичь целей, которые обозначены в Уставе фонда. При этом возможности для получения такого имущества нет;
  • у фонда нет средств, чтобы продолжать свою деятельность;
  • ведение деятельности фондом без необходимых, установленных законодательством документов, например, лицензии;
  • нарушения законодательства при осуществлении деятельности фонда;
  • деятельность фонда не соответствует целям, которые указаны в Уставе фонда;
  • изменение направления деятельности фонда;
  • во время регистрации фонда были допущены нарушения, которые нельзя устранить;
  • фонд не может выполнить свои обязательства перед кредиторами три месяцев подряд.

Ликвидация ООО по решению суда

Обновление: 14 ноября 2017 г.

Ликвидация юридического лица может быть не только добровольной – по инициативе учредителя или органа управления, но и принудительной. Примером может служить ликвидация ООО по решению суда. В данной статье рассмотрим случаи, в которых суд принимает решение о ликвидации юридического лица.

Общие положения о ликвидации организации

В результате ликвидации юридическое лицо прекращает свою деятельность, и его права и обязанности не передаются в порядке правопреемства другим лицам, как это происходит при реорганизации.

Процесс ликвидации складывается из следующих действий:

  • принимается решение о ликвидации.

В случае добровольной ликвидации, например, ООО учредитель или орган управления обществом предлагает включить в повестку дня общего собрания участников общества вопрос о ликвидации, и, если все участники единогласно проголосуют за ликвидацию, собрание принимает соответствующее решение.

В случае принудительной ликвидации суд, рассмотрев исковое заявление по одному из оснований, предусмотренных п. 3 ст. 61 ГК РФ (о них поговорим позже), удовлетворяет заявленные требования, и ликвидация предприятия по решению суда должна быть обязательно произведена;

  • назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия (в первом случае – органом управления организацией, во втором случае – судом).

На данных лиц возлагается совершение действий, составляющих процедуру ликвидации организации. Членами комиссии назначаются руководитель организации, учредители или участники либо их представители, представители работников организации. Если участником организации является муниципальное образование, субъект РФ или Российская Федерация, в состав комиссии также необходимо включить представителей соответствующих органов власти;

  • ликвидационная комиссия или ликвидатор проводят процедуру ликвидации: составляют ликвидационный баланс, принимают меры по выявлению кредиторов и дебиторов, погашению и взысканию задолженностей, распределяют оставшееся имущество между участниками (учредителями) организации, подают в налоговую инспекцию заявление о регистрации ликвидации организации.

Если имущества организации недостаточно для погашения задолженности перед кредиторами, в отношении организации возбуждается дело о банкротстве.

Когда ликвидация производится по решению суда

Пункт 3 статьи 61 ГК РФ предоставляет указанным в нем лицам право обратиться в суд с исковым заявлением о принудительной ликвидации организации при наступлении определенных обстоятельств. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 225.1 АПК РФ дела о ликвидации организаций рассматривают арбитражные суды, если это коммерческие организации или некоммерческие организации, в которые входят коммерческие организации и ИП или которые представляют собой саморегулируемые организации. В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 46-Впр10-14 изложена правовая позиция суда, согласно которой ликвидация фонда осуществляется по решению суда общей юрисдикции.

Приведем соответствующие основания для обращения в суд в форме таблицы.

Лицо, уполномоченное на подачу искового заявления Обстоятельства, при которых возможна подача искового заявления
Государственный орган или орган местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом Признание госрегистрации юрлица недействительной, в том числе в связи с грубыми неустранимыми нарушениями закона при его создании
Осуществление деятельности без:

  • разрешения (лицензии);
  • обязательного вступления в саморегулируемую организацию;
  • свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ
Осуществление деятельности, запрещенной законом, либо с нарушениями закона
Систематическое осуществление некоммерческими организациями, движениями и фондами противоречащей уставным целям деятельности
Учредитель (участник) организации Невозможность или затруднительность осуществления деятельности, достижения целей создания организации

Ликвидация фонда по решению суда

Как уже было сказано в приведенной выше таблице, фонд может быть ликвидирован по решению суда, если его деятельность противоречит целям, указанным в уставе. Фондом ГК РФ признает некоммерческую организацию, которая не имеет членства, учреждается посредством добровольных имущественных взносов во имя общественно полезных целей (благотворительных, образовательных, культурных и т.п.) (статья 123.17 ГК РФ). Заявление о ликвидации фонда рассматривается судами общей юрисдикции.

К решению о ликвидации суд может прийти, если:

  • у фонда недостаточно имущества для достижения своих целей и приобретение дополнительного имущества невозможно;
  • указанные в уставе цели не могут быть достигнуты и не могут быть изменены;
  • фонд уклоняется от своих уставных целей;
  • фонд нарушает законодательство, что влечет ущемление интересов других лиц, и др.

Обратиться в суд могут и члены руководящих органов фонда, приняв прежде соответствующее официальное решение.

Ликвидация фонда проводится с обязательным уведомлением об этом Минюста России. Через этот орган подаются документы в ФНС для регистрации ликвидации организации.

Порядок ликвидации фондов.

В отличие от других некоммерческих организаций фонд может быть ликвидирован только по решению суда по заявлению заинтересованных лиц если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом. Например, в случае неоднократного, грубого нарушения законодательства Российской Федерации, либо в случае осуществления фондом экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда.
Решение об обращении в суд могут принять заинтересованные лица, в том числе члены высшего руководящего органа фонда. Данное решение оформляется в виде протокола заседания соответствующего органа и представляется в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (далее – Управление) на первом этапе государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией.
Рассмотрение дел о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе и фондов, подведомственно судам общей юрисдикции, о чем указано в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», поскольку дела по спорам о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе общественных фондов, и других, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 154) гражданское дело рассматривается в срок не более двух месяцев, со дня поступления заявления в суд, при условии, что в период подготовки дела к судебному разбирательству и рассмотрения дела не возникнут основания для отложения рассмотрения дела, приостановления дела, а также, если решение в дальнейшем не обжалуется.
Основанием для начала процедуры ликвидации может быть лишь вступившее в законную силу решение суда.
После чего решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о начале процедуры ликвидации фонда принимается Управлением не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов. На основании данного решения регистрирующий орган – Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения документов вносит в ЕГРЮЛ сведения о начале процедуры ликвидации.
Что касается порядка проведения ликвидации, то он состоит в следующем.
Суд, принявший решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки его ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами фонда. В частности, с этого момента ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого фонда выступает в суде.
Процесс государственной регистрации ликвидации фонда проводится в два этапа:
На первом этапе в Управление Минюста России по Владимирской области фондом представляются следующие документы:
— уведомление о принятии решения о ликвидации фонда;
— уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) фонда;
— решение фонда по вопросу его ликвидации, решение суда о ликвидации фонда, о формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда.
На первом этапе Управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений об избрании ликвидатора некоммерческой организации.
Далее ликвидационная комиссия (ликвидатор):
— помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации фонда, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами, который не может быть менее чем два месяца со дня публикации о принятом судом решении о ликвидации фонда;
— принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации фонда;
— по окончании срока для предъявления требований кредиторами (не менее двух месяцев) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом производится выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого фонда в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
Для завершения процедуры ликвидации некоммерческой организации на втором этапе по истечении двух месяцев с момента опубликования организацией сведений о ликвидации, в Управление ликвидационной комиссией (ликвидатором) представляются:
— уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческой организации;
— заявление о государственной регистрации ликвидации;
— промежуточный ликвидационный баланс;
— ликвидационный баланс;
— решение об утверждении ликвидационного промежуточного баланса;
— решение об утверждении ликвидационного баланса.
Формы промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Все документы представляются в двух экземплярах, один из которых обязательно должен быть подлинником.
Кроме вышеуказанных документов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе представить в Управление по собственной инициативе:
— документ, подтверждающий представление некоммерческой организацией в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о страховых взносах и страховом стаже. Необходимо отметить, что если указанный документ не представлен, Управление самостоятельно запрашивает сведения в рамках межведомственного электронного взаимодействия в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
— документ об уплате государственной пошлины.
Формы документов, необходимых для государственной регистрации ликвидации фонда (уведомления о принятии решения о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, заявление о регистрации организации в связи с ликвидацией), утверждены приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Представляемые уведомления и заявление заверяются подписью заявителя (Председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
На основании представленных документов Управлением в течение трех рабочих дней принимается решение о государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией. Документы направляются в Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Ликвидация фонда, как и любого другого юридического лица, считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Формы документов, а также требования к их заполнению размещены на интернет-сайте Управления в разделе «Некоммерческие организации» по адресу: to33.minjust.ru.

Иск о ликвидации фонда

Оснований для ликвидации некоммерческих организаций может быть несколько. Но, независимо от них, в процедуре используется единый образец иска о ликвидации фонда. Инициатором может выступать основатель, но, даже если первопричиной является недостаток финансирования, решение должен принимать только суд. Вследствие признания организации банкротом начинается данный процесс.

Если со стороны фонда выявляются регулярные нарушения, зафиксирована работа без лицензии или пренебрежение законами и нормами, осуществляется принудительное закрытие. Инициировать прекращение деятельности в принудительном порядке могут органы самоуправления, прокуратура, Минюст, учредители или совет попечительства. Рассматривают подобные вопросы суды общей юрисдикции через два месяца, если в этот период не возникает причин для закрытия дела.

Порядок составления иска регулируется нормами пункта 2 статьи 131 АПК РФ, он содержит следующие данные:

  • название органа, куда направляются документы;
  • от учреждения – наименование и юридический адрес;
  • от физического лица – Ф.И.О. и адрес;
  • данные ответчика;
  • причины для открытия дела и пр.

К бланку прилагаются необходимые документы.

Особенности ликвидации фонда: Видео

Была информация интересна или полезна? Да3 Нет5 Поделиться в сети

Исковое заявление заинтересованного лица в суд общей юрисдикции о ликвидации фонда

В _______________________ районный суд Истец: _______________________________ (Ф.И.О. или наименование заинтересованного лица) адрес: _______________________________ телефон: __________, факс: __________, эл. почта: ___________________________ Представитель истца: _________________ (данные с учетом ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) адрес: ______________________________, телефон: __________, факс: __________, эл. почта: ___________________________ Ответчик: ____________________________ (наименование органа управления фонда) адрес: ______________________________, телефон: __________, факс: __________, эл. почта: ___________________________ Госпошлина: _______________ рублей <1>

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о ликвидации фонда

Истец является заинтересованным лицом в ликвидации фонда «_______________», поскольку _________________________.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прошу:

ликвидировать фонд «_______________» по причине _________________________, что подтверждается _________________________.

Приложения:

1. Копии документов, подтверждающих, что истец является заинтересованным лицом.

2. Документы, подтверждающие основания для ликвидации фонда.

3. Копии искового заявления и приложенных к нему документов ответчику;

4. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

5. Доверенность представителя от «___»__________ ____ г. N ___ (если исковое заявление подписывается представителем истца);

6. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

«__»___________ ____ г. Истец (представитель) _____________________ (подпись)

<1> Госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, определяется в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

>Исковое заявление о ликвидации фонда образец

Исковое заявление о ликвидации фонда образец

Отсутствие вкладчика в указанном Реестре, при условии, если такая информация о нем должна быть в силу наличия невыплаченного депозита с процентами, означает невыплату ему гарантированной суммы возмещения (до 200 тыс.

В соответствии со статьей 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь ликвидационная комиссия разместила в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» публикацию о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, приняла все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомила кредиторов о ликвидации юридического лица.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс РФ относит фонды к категории унитарных некоммерческих организаций, у которых отсутствует членство. Подобное учреждение может быть основано гражданами или юридическими лицами.

В то же время некоммерческая организация не лишается возможности осуществлять деятельность приносящую прибыль, если это способствует достижению основной цели, ради которой фактически и создавался фонд (ст.50 ГК РФ). Основным документом некоммерческой организации служит устав, который утверждается учредителями и обязательно должен содержать слово «фонд» в своем наименовании.

Дополнительно в уставе должны быть указаны следующие данные:

  • местонахождение фонда;
  • предмет и основные цели деятельности;
  • наличие филиалов с отображением их названия и места нахождения;
  • органы управления, включая высший, исполнительный, надзорный и контрольно-ревизионный орган управления фондом;
  • процедуру назначения должностных лиц, а также процедура их освобождения от исполнения прямых обязанностей;
  • источники формирования имущества;
  • способ внесения изменений в устав учреждения;
  • механизм ликвидации некоммерческой организации;
  • судьба имущества фонда, если он подвергнется ликвидации.

Организация также имеет право открывать расчетные счета в банковских учреждениях, как на территории РФ, так и за ее пределами. Для участия в гражданских правоотношениях учреждение должно обладать печатью с полным русскоязычным названием. Также допускается наличие штампов, фирменных бланков, использование собственной эмблемы и создание филиалов.

Стоит отметить, что имущество, переданное в фонд на добровольной основе, не подлежит возврату учредителям, даже если по отношению к нему будет начата процедура ликвидации.

Обычно имущество, оставшееся после погашения требований кредиторов, передается на цели установленные уставом организации.

При этом на учредителей не возлагается ответственность за взятые фондом обязательства перед третьими лицами, равно как и фонд не несет ответственности по обязательствам участников.

Кроме того, в обязанности учреждения входит ежегодная публикация данных относительно использования имущества, которое было передано ему добровольно. В отличие от других юридических лиц, законодатель запретил ликвидировать фонд в добровольном порядке по решению участников (ст.123.20 ГК РФ).

Порядок и процедура ликвидации фонда

Организовывается он с целью ведения культурной, социальной и другой деятельности. Наиболее часто встречаются общественные и благотворительные. В любой момент некоммерческая организация может принять решение о закрытии.

Ликвидация благотворительного фонда и других форм НКО имеет четкий порядок действий, установленный законом. Недостаточные финансовые возможности для продолжения функционирования фонда и невозможность получения нужных сумм в будущем.

Лицами, заинтересованными в ликвидации фонда, могут быть: учредители, попечительский совет фонда, органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы прокуратуры Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные подразделения, другие юридические и физические лица.

В соответствии с письмом Верховного суда РФ от 5 февраля 1998 года, № 109-4/общ.

О ликвидации поддержки и развития детского футбола Футбольный клуб «Рудгормаш-88 Установил: Учредитель Фонда поддержки и развития детского футбола Футбольный клуба «Рудгормаш-88» Коновкин Г.М.

Обратился в суд с иском, в котором просит ликвидировать.Образец искового заявления о ликвидации фонда в районный суд в 2018 году образец искового заявления о ликвидации фонда в. 1 ст. 21 Федерального закона от N 129-ФЗ).

Ликвидация фонда: пошаговая инструкция

Порядок ликвидации некоммерческой организации:

  • заинтересованные лица обращаются в судебный орган;
  • суд назначает ликвидационную комиссию;
  • совершается публикация объявление в СМИ;
  • устанавливаются все существующие кредиторы;
  • подготавливается промежуточный баланс;
  • удовлетворяются требования кредиторов;
  • подготавливается ликвидационный баланс;
  • закрываются расчетные счета в банках, уничтожается печать учреждения;
  • документы организации сдаются в архив на хранение;
  • фонд подлежит снятию с регистрационного учета.

Предлагаем ознакомиться: Как пожаловаться на торговую сеть пятерочка

При этом запись вноситься в реестр на основании нижеуказанных документов:

  • заявления о госрегистрации учреждения, в связи с прекращением его деятельности;
  • судебного акта о ликвидации фонда;
  • устава, свидетельства о госрегистрации некоммерческой организации;
  • окончательного ликвидационного баланса;
  • документа, подтверждающего уничтожение печати.

Инициаторы и причины

Ликвидация некоммерческой организации может быть начата на основании искового заявления со стороны заинтересованных лиц. К таким лицам относятся учредители, исполнительный, надзорный и контрольно-ревизионный орган управления. Инициатором ликвидации также может выступить орган государственной власти.

Перечень причин, по которым может быть начата ликвидационная процедура:

  1. Организация не имеет достаточно имущества, для осуществления целей, предусмотренные уставом, тогда как вероятность получения такого имущества полностью отсутствует.
  2. Учреждение не может достигнуть поставленных целей, а их коррекция не может быть осуществлена.
  3. Деятельность фонда не соответствует тем целям, которые установлены уставом.
  4. Во время регистрации организации были допущены грубые нарушения, которые имеют неустранимый характер.
  5. В иных случаях, установленных законодательством.

Также прекращение деятельности учреждения может быть осуществлено в порядке ст.65 ГК РФ. Исходя из этого, процедура ликвидации некоммерческой организации регулируется нормами ФЗ «О несостоятельности…».

По общим правилам ликвидации юридических лиц, процедура банкротства может быть начата из-за невозможности организацией выполнить свои обязательства перед кредиторами более 3 месяцев подряд (ст.3 Закона).

После того как постановлением суда открывается ликвидационная процедура (ст.21 Закона), полномочия по управлению организацией переходят к арбитражному управляющему и собранию кредиторов.

К заинтересованным лицам, которые могут инициировать обращение в арбитражный суд, относятся:

  • должник или кредиторы;
  • уполномоченный орган.

Внесение записи в государственный реестр о прекращении деятельности фонда происходит в течение 5 дней после того, как поступит судебное определение в регистрирующий орган.

Как уже говорилось, ликвидационная процедура по отношению к фонду может быть начата только в судебном порядке (ст.123.20 ГК РФ).

Ликвидация благотворительного фонда

В заявлении указываем дату создания фонда, кем зарегистрирован фонд, ОГРН и ИНН и для каких целей был создан фонд.

  1. если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей не могут быть произведены;
  2. в случае уклонения в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом
  3. имущества недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

Соответственно в заявлении указываем причину ликвидации фонда, например, в моем случае, не осуществлял свою деятельность с 2012 г.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца. Кроме этого, исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

В это же время ликвидационная комиссия или ликвидатор помещает в орган печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации НКО, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами.

Последствия

Ответственность и возможные последствия для учредителей фонда напрямую связаны со способом ликвидации и требованиями устава организации. Ранее упоминалось, что учредители организации не отвечают по ее обязательствам перед третьими лицами точно так же и учреждение не несет ответственности по обязательствам участников.

Другими словами, обязательства фонда определяются объемом принадлежащего ему имущества. Если размер имущества, или его стоимость в случае реализации превышают долговые обязательства перед кредиторами, тогда положительная разница оставшихся активов идет на цели, которые предусмотрены уставом ликвидируемой организации или в доход государства (ст.20 Закона).

Ликвидация фонда: причины, пакет документов, процедура, последствия

Юридическое лицо на основе добровольных взносов граждан для реализации некоммерческой деятельности именуется фондом. Этот вид НКО имеет свои особенности, в частности касающиеся ликвидации. Закрыть фонд простым решением его учредителей не получится, для этой процедуры существуют особые правила и требуются конкретные причины для ликвидации.

Возможные и необходимые случаи ликвидации фонда

Согласно российскому законодательству добровольная ликвидация фонда без лишних разбирательств невозможна. Провести процедуру закрытия допустимо только в судебном порядке. Это могут сделать и сами учредители, и органы государственной власти.

Для ликвидации по заявлению учредителей существует несколько оснований:

  1. Невозможность реализовать цели фонда.
  2. Смена направления деятельности фонда.
  3. Отсутствие денежных средств для дальнейшей деятельности.
  4. Неправильность оформления документов и другие нарушения при регистрации.

Органы власти инициируют ликвидацию организации по трем причинам:

  1. Ведение деятельности при отсутствии лицензии.
  2. Осуществление не указанной в уставе деятельности.
  3. Игнорирование обязательных нормативных актов и законов.

Во все перечисленных случаях для закрытия некоммерческой организация такого типа необходимо подать заявление в суд, вне зависимости кто является инициатором прекращения деятельности.

Далее рассмотрен основной порядок ликвидации фонда через суд (по его решению).

Особенности ликвидации некоммерческого фонда показаны в данном видеоролике:

Порядок закрытия

При любом пути закрытия процедура ликвидации содержит ряд обязательных этапов. Сама процедура прекращения деятельности может быть начата только после вынесения судебного решения и назначения ликвидационной комиссии.

Компетенция суда заключается не только в разрешении прекратить деятельность организации, но и в определении состава сопутствующей комиссии.

Принятие решения

Начало процедуры для закрытия фонда самими учредителями всегда начинается с принятия решения о его ликвидации. При этом решение должно опираться на конкретные допустимые причины прекращения деятельности.

На основе этого решения оформляется заявление в судебные инстанции городского или районного типа. Кроме этого требуется собрать все необходимые документы для правильной подачи заявления в суд и дальнейшей процедуры ликвидации.

https://www.youtube.com/watch?v=5VJjPLxZ2cI

Про уведомление о ликвидации, протокол и другие документы для ликвидации фонда читайте ниже.

Требуемые документы

Для закрытия самими учредителями потребуется документ о принятии решения и исковое заявление с указанием причин ликвидации. К этому заявлению прикладываются следующие документы:

  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • Информацию об имуществе фонда
  • Данные о расчетных счетах и баланс
  • Свидетельство о регистрации и устав
  • Информация о расчетах с кредиторами
  • Квитанция об уплате необходимой госпошлины
  • Данные, подтверждающие причину ликвидации
  • Данные о постановке на налоговый учет и о состоянии расчетов.

При правильном составлении иска и одновременной подаче всех необходимых документов суд выносит решение о ликвидации. В случае отсутствие имущества у фонда и любых видов задолженностей суд может закрыть организацию без привлечения ликвидационной комиссии. В остальных случаях ее присутствие необходимо для правильного соблюдения этапности процедуры закрытия.

Здесь вы можете скачать образец искового заявления о ликвидации благотворительного, общественного или иного фонда.

Заявление-иск о ликвидации фонда

Исковое заявление о ликвидации фонда — 1Исковое заявление о ликвидации фонда — 2Исковое заявление о ликвидации фонда — 3Исковое заявление о ликвидации фонда — 4

Этапы процедуры

Чаще всего закрытие некоммерческих фондов длится на протяжение 6 месяцев. В это время ликвидационная комиссия проводит такие мероприятия:

  • Размещает объявления о ликвидации фонда
  • Проводит инвентаризацию имущества
  • Определяет кредиторов и размеры дебиторской задолженности
  • Проводит расчеты с контрагентами
  • Подготавливает промежуточный баланс
  • Увольняет сотрудников согласно законодательству (в т.ч. декретниц)
  • При необходимости реализует имущество фонда для расчета с кредиторами
  • Составляет ликвидационный баланс
  • Обеспечивает закрытие расчетных счетов фонда
  • Занимается документацией по уничтожению печатей и штампов
  • Уничтожает печати и сдает их на хранение с пакетом документов
  • Снимает фонд с регистрационного учета в государственных и внебюджетных организациях.

Одновременно с этим необходимо подать документы в Министерство Юстиции с отдельной оплатой стоимости госпошлины за ликвидацию фонда. Все действия ликвидационной комиссии и являются этапами закрытия некоммерческого юридического лица. При этом после ликвидации существуют определенные последствия, находящиеся в компетенции комиссии.

Важно все сделать правильно, иначе неминуем отказ в ликвидации. Последствия, которые имеет юридическая ликвидация фонда, рассмотрены ниже.

В этом видео представлена пошаговая инструкция по ликвидации благотворительного фонда:

Последствия ликвидации

  • Юридически фонд не несет ответственности за деятельность и долговые обязательства своих участников. Это же правило действует и в обратном направлении.
  • По своим обязательствам фонд отвечает только личными средствами и имуществом, находящемся на балансе.
  • При наличии непогашенных задолженностей участники фонда не несут ответственность личными средствами.
  • Оставшиеся после ликвидации средства фонда не могут быть разделены между его членами. Имущество реализуется или передается на баланс муниципалитету.
  • Денежные средства направляются на выполнение изначальных целей фонда или также передаются государству.

Как уже отмечалось, принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае, если:

  • при создании организации были допущены грубые нарушения закона, и эти нарушения носят неустранимый характер:
  • деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);
  • деятельность организации запрещена законом;
  • деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации;
  • деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

По всем перечисленным выше основаниям, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации следует оставить без рассмотрения поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Платформа ОФД 📌 Реклама ОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Ликвидация, связанная с неоднократными или грубыми нарушениями закона.

Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий.

Существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию. Вот некоторые из них:

  • пунктом 3 статьи 7 Закона №14-ФЗ установлено ограничение общего числа участников ООО — 50 человек. При превышении указанного числа общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) либо в производственный кооператив в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
  • аналогичное требование содержится и в пункте 3 статьи 7 Закона №208-ФЗ, согласно которому число акционеров закрытого акционерного общества не может превышать 50. При превышении указанного числа акционеров закрытое акционерное общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
  • в случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации оно должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества (пункт 2 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ);
  • если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации (пункт 3 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 5 статьи 35 Закона №208-ФЗ).

Как свидетельствует арбитражная практика, при принятии решения о принудительной ликвидации юридического лица, суды руководствуются Постановлением Конституционного Суда от 18 июля 2003 года №14-П. Согласно данному Постановлению отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

В Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, само по себе не может являться единственным основанием для прекращения юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер. (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 15 сентября 2004 года по делу №А-56-2806/04; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 2 сентября 2005 года по делу №А-56-12783/2005; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 21 ноября 2005 по делу №А56-16659/2005).

3.2. НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИСогласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ:

«Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».

Если деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии), то суд может принять решение о принудительной ликвидации юридического лица.

Напомним читателю, что основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

Обратите внимание!

При этом следует иметь ввиду, что согласно пункту 2 статьи 1 Закона №128-ФЗ, действие закона о лицензировании не распространяется на следующие виды деятельности:

  • «деятельность кредитных организаций;
  • деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
  • деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • деятельность в области связи;
  • биржевая деятельность;
  • деятельность в области таможенного дела;
  • нотариальная деятельность;
  • страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами;
  • деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • осуществление внешнеэкономических операций;
  • осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
  • приобретение оружия и патронов к нему;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • использование орбитально — частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
  • использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
  • деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
  • образовательная деятельность».

Соответственно, хозяйствующие субъекты, занятые вышеперечисленными видами деятельности, получают лицензии на основании иных нормативных актов.

В соответствии со статьей 2 Закона №128-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Порядок приостановления действия лицензии и ее аннулирования установлен статьей 13 Закона №128-ФЗ.

Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

В случае устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой административное приостановление деятельности, лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в письменной форме.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Если лицензиат, в установленный судьей срок, не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Решением суда, на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа, лицензия аннулируется.

Пункт 3 статьи 13 Закона №128-ФЗ, устанавливает момент прекращения лицензии. Действие лицензии прекращается:

  • со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
  • с момента прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)», согласно части 3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ликвидации юридического лица. Однако в случаях, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии оно прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица.

Требование о ликвидации юридического лица, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В начале настоящей книги мы уже отмечали, что такими органами, в частности, являются налоговые органы, ЦБ Российской Федерации, федеральный антимонопольный орган, кроме того, право на предъявление иска о принудительной ликвидации предоставляется и прокурору.

Право, на предъявление иска, налоговому органу, предоставляет пункт 16 статьи 31 НК РФ, в соответствии с которым налоговый орган имеет право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации, любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Например, налоговый орган может обратиться в суд с требованием о ликвидации акционерного общества, если последнее не выполняет требование, установленное пунктом 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ:

«Акции, право собственности на которые перешло к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их номинальной стоимости не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Если общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества».

Не следует забывать, что компетенция налоговых органов не ограничивается сферой законодательства о налогах и сборах, на налоговые органы возложен ряд задач, вытекающих из других правовых актов.

Так, согласно Закону №129-ФЗ, налоговый орган вправе предъявлять иски, как орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц.

В качестве примера можно привести требования статьи 26 Закона №129-ФЗ, о представлении в регистрирующий орган сведений, необходимых для перерегистрации юридического лица. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом №129-ФЗ в отношении исключения недействующих юридических лиц.

При оценке правомерности требования налогового органа о ликвидации юридического лица необходимо исходить из того насколько такое требование соотносится с компетенцией налоговых органов, определённой конкретным актом законодательства.

Обращаем Ваше внимание, что ФНС Российской Федерации с 17 июля 2005 года вправе ликвидировать юридическое лицо без решения суда.

В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 года №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее Закон №83-ФЗ), глава VII Закона №129-ФЗ дополнена новой статьей 21.1, а статья 22 — новыми пунктами.

В соответствии с названными статьями Закона №129-ФЗ регистрирующий орган имеет право исключить из ЕГРЮЛ юридическое лицо, если оно в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

При этом, согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ:

«решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения».

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Аналогичное разъяснение изложено в Письме ФНС Российской Федерации от 12 июля 2005 года №09-1-02/2908 «О Федеральном законе, предусматривающем исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа».

При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 3 статьи 3 Закона №83-ФЗ порядок исключения недействующих юридических лиц из государственного реестра распространяется также на организации, которые были созданы до вступления в силу Закона №83-ФЗ и Закона №129-ФЗ.

Прокурор вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Такое право ему предоставляет статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Центральный Банк Российской Федерации вправе предъявить иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Это установлено статьей 23.1 Закона №395-1.

Согласно статье 6 Закона №948-1, запрещается заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов . Таким образом, Федеральный антимонопольный орган вправе предъявлять иски в отношении объединений коммерческих организаций, хозяйственных обществ или товариществ, если такие объединения осуществляют координацию предпринимательской деятельности, которая имеет, либо может иметь, своим результатом ограничение конкуренции.

Бесплатная консультация адвоката бизнес юриста
Цены на услуги адвоката бизнес юриста

Принудительная ликвидация юридического лица применяется по решению суда. Иск о ликвидации предприятия могут подать уполномоченные госорганы при наличии соответствующих оснований. Закон содержит перечень причин, по которым фирма может быть ликвидирована в принудительном порядке.

Граждане и организации вправе свободно осуществлять разрешенную на территории Российской Федерации деятельность и прекращать ее осуществление в любой момент. При этом законодательно введен принцип недопустимости произвольного вмешательства в чьи-либо дела.

Однако, в ряде случаев возникает необходимость привлечения контролирующих структур к делам физических лиц и организаций.

Действующим законодательством России предусмотрена как добровольная ликвидация юридического лица, так и принудительный порядок закрытия предприятия. Принудительное закрытие предприятия достаточно сложная юридическая процедура, требующая глубоких знаний законодательства со стороны руководства принудительно ликвидируемой фирмы.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Онлайн чат снизу справа, юрист консультант всегда на связи

02

Бесплатная горячая линия
8 800 511 38 27
(Москва и регионы РФ)

03

Помощь юриста на странице бесплатной юридической консультации

Бесплатная консультация адвоката бизнес юриста
Цены на услуги адвоката бизнес юриста
Видео о нашем проекте

Если ликвидация ИП проходит в упрощенном порядке, в короткие сроки и с предоставлением минимального перечня документации, то закрытие юридического лица сопряжено с многочисленными проверками и длительным разбирательством.

Основания для принудительного закрытия

Обстоятельства, дающие право уполномоченным инстанциям обращаться в суд с иском, перечисляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, а также в некоторых федеральных правовых актах. Фирма может быть принудительно закрыта в случаях:

  1. Если юридическое лицо создано с существенными нарушениями действующего закона, и эти нарушения невозможно устранить.
  2. Если фирма осуществляет деятельность, запрещенную законом.
  3. При признании несостоятельности организации.
  4. Если фирма осуществляет деятельность, не получив на это официального разрешения госорганов.
  5. Если организация, созданная для религиозных или общественных целей, осуществляет деятельность, выходящую за пределы целей, для которых была создана.

Перечисленные случаи дают основание для принудительного закрытия юридических лиц любых организационно – правовых форм. Закон содержит еще целый ряд оснований, для ликвидации юридических лиц определенного статуса, предусмотрена принудительная ликвидация ООО, товариществ, фондов, религиозных и общественных объединений с учетом их правовых особенностей.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Налоговая служба правомочна подготовить и подать в суд заявление на принудительную ликвидацию предприятия, если обнаружены основания, определенные законом для ликвидации юридического лица. Налоговые органы обращаются в суд в случаях выявления налоговых нарушений, которые фирма допускает в своей деятельности.

К таким нарушениям относятся, в частности, непредставление организацией финансовой отчетности, деятельность без лицензии, недостоверность адреса юридического лица.

Если во время проверки фирмы, использующей в работе кассовые аппараты для расчетов с гражданами, выявлены нарушения, и не исправлены руководством фирмы, при повторном выявлении нарушения налоговый орган вправе обращаться в суд. При условии удовлетворительного решения суда будет проведена принудительная ликвидация организации.

Иные государственные органы, уполномоченные предъявлять иск о ликвидации организации

Кроме налоговой инспекции подать иск, при выявлении нарушений, вправе следующие государственные инстанции:

  • Прокуратура

прокурор обращается с заявлением в суд при выявлении обстоятельств, нарушающих права и законные интересы граждан, также органы прокуратуры имеют право вступить в судебное разбирательство на любом его этапе, если необходимо защитить права и интересы граждан, нарушаемые деятельностью организации.

  • Центральный Банк РФ

указанный орган может инициировать принудительную ликвидацию юридического лица, при выявлении осуществления предприятием банковских операций без официального разрешения.

  • Антимонопольный орган

Федеральная Антимонопольная Служба уполномочена на подачу иска в суд, если выявлены факторы, указывающие на действия фирмы, ограничивающие свободную конкуренцию.

  • Регистрирующие органы

закон наделяет регистрирующие инстанции правом предъявления иска при выявлении грубых нарушений при регистрации, или при создании фирмы, если такие нарушения невозможно исправить в настоящий момент и в ближайшей перспективе.

Порядок принудительной ликвидации

Прекращение деятельности организации проходит в строго определенном порядке:

  1. После принятия решения о принудительной ликвидации уведомляется регистрирующий орган, который, в свою очередь, вносит в ЕГРЮЛ сведения о процессе ликвидации фирмы.
  2. Назначается ликвидационная комиссия, как правило, из лица учредителей, а если они отсутствуют или уклоняются от проведения принудительного закрытия, судом назначается ликвидатор. С момента утверждения комиссии к ней переходит право по управлению всеми делами юридического лица.
  3. Информация о ликвидации публикуется в официальном печатном источнике. Размещаются сведения о наименовании организации, дата решения о закрытии юридического лица, ИНН ликвидируемого предприятия, сроки заявления кредиторами требований и условия подачи требований.
  4. Формируются пассивы и активы предприятия, проводится инвентаризация, устанавливаются кредиторы.
  5. Происходит выделение из состава других организаций.
  6. Прекращаются трудовые отношения с сотрудниками.
  7. Составляется ликвидационный баланс промежуточного вида, в котором указывается размер имущества, список требований кредиторов и результат их рассмотрения. Если сумм на погашение долгов у организации недостаточно, инициируется процесс банкротства.
  8. Производятся расчеты по долгам с учетом установленной законом очередности.
  9. Составляется и утверждается окончательный ликвидационный баланс.
  10. В уполномоченную структуру подается перечень документов, подтверждающих законный порядок проведения принудительной ликвидации и документ об оплате госпошлины.

Правовое положение организации в процессе принудительной ликвидации

Ликвидируемое предприятие до момента его официального закрытия несет все возложенные законом обязанности. Организация обязана составлять и своевременно сдавать отчеты, платить налоги в полном объеме. Фирма прекращает уплату налогов только после того, как завершены все расчеты с государством, при этом бухгалтерия предприятия обязана вести учет до момента окончания принудительного ликвидационного процесса.

С начала процедуры принудительной ликвидации и до ее окончания юридическое лицо должно соблюдать налоговое законодательство и несет ответственность за его нарушение.

Руководитель юридического лица, в случае нарушения организацией налогового закона, привлекается к ответственности. Когда проводится принудительная ликвидация юридического лица риск выявления нарушений особенно велик, так как налоговые органы проводят проверки на предмет выявления правонарушений.

Автор статьи: Петр Романовский, юрист В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Полезная информация бизнес юриста

  • Альтернативная ликвидация ООО
  • Ликвидация АО
  • Ликвидация некоммерческого партнерства
  • Ликвидация фонда
  • Ликвидация ПАО
  • Ликвидация филиала
  • Ликвидация ассоциации
  • Ликвидация организации
  • Ликвидация банков
  • Ликвидация индивидуального предпринимателя
  • Приостановка деятельности ООО без ликвидации
  • Ликвидация ООО
  • Добровольная ликвидация ООО
  • Принудительная ликвидация юридического лица
  • Ликвидация производственного кооператива
  • Ликвидация некоммерческих организаций
  • Ликвидация ООО с долгами перед налоговой
  • Ликвидация ТСЖ
  • Ликвидация государственного учреждения
  • Ликвидация ЗАО
  • Ликвидация фирмы
  • Ликвидация ОАО
  • Ликвидация СНТ
  • Ликвидация обособленного подразделения
  • Ликвидация АНО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *