Ликвидация кредитных организаций

Ликвидация Банка России

Отличительной особенностью правового статуса Банка России, является то, что он может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ (ст. 87 Закона о Центральном банке РФ). Учитывая, что положения Конституции РФ, касающиеся Банка России, содержатся в гл. 3—5 (например, п. «ж» ст. 71, ст. 75, п. «в» ч. 1 ст. 103), то такой закон должен приниматься в порядке, предусмотренном ст. 136 Конституции РФ и Федеральным законом от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», т.е. как федеральный конституционный закон, вступающий в силу после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

2.1.2. Подотчетность Банка России

В соответствии со ст. 5 Закона о Центральном банке РФ Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Это выражается в том, что Государственная Дума:

а) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

б) назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;

в) направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

г) рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

д) рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение. Состав годового отчета Банка России определяется ст. 25 Закона о Центральном банке РФ;

е) принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета.

При этом согласно ст. 19 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата РФ осуществляет также контроль за деятельностью Банка России в части обслуживания им федерального бюджета и государственного долга РФ;

ж) проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

з) заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Иную информацию Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту РФ в порядке, установленном федеральными законами.

2.1.3. Цели деятельности и функции Банка России

§ 3. Ликвидация кредитных организаций

Ликвидация кредитной организации влечет за собой ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Порядок ликвидации кредитной организации установлен в Законе о банках и банковской деятельности, ГК РФ, федеральных законах о Банке России, «Об акционерных обществах», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ряде других нормативных актах.

Кредитная организация может быть ликвидирована добровольно (по инициативе учредителей (участников) или принудительно (по инициативе Банка России на основании судебного решения).

Перечень оснований для добровольной ликвидации нормативно не определен, поэтому они определяются самими участниками кредитной организации.

LZ_I В законе «О несостоятельности (банкротстве кредитных организаций» (ст. 4.2) закреплена обязанность руководителя кредитной организации в случае возникновения признаков несостоятельности кредитной организации, предусмотренных в п. 2 ст. 2 этого закона, направить в Совет директоров (Наблюдательный совет) требование о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) для рассмотрения вопроса о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об аннулировании или отзыве лицензии и уведомить Банк России о возникновении указанных оснований. В свою очередь, Совет директоров (Наблюдательный совет) должен принять решение о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) и уведомить о нем учредителей (участников) и Банк России. Общее собрание учредителей (участников) кредитной организации может принять или не принять решение о ликвидации. дическую силу и кредитная реорганизация подлежит ликвидации принудительно. В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация обязана ее вернуть в Банк России в течение пятнадцати дней со дня принятия такого решения.

3. Назначение учредителями (участниками) ликвидационной комиссии (ликвидатора) по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия:

— помещает в печати объявление о ликвидации кредитной организации, реквизиты корреспондентского счета, порядок и срок (не менее двух месяцев) предъявления кредиторами своих требований;

— выявляет всех кредиторов кредитной организации;

— принимает меры к сохранению наличного имущества;

— выявляет и взыскивает дебиторскую задолженность;

— оценивает имущество, рассматривает заявленные кредиторами требования;

— составляет промежуточный ликвидационный баланс, подлежащий утверждению учредителями (участниками) по согласованию с Банком России.

4. Расчеты, если денежных средств достаточно, происходят с кредиторами в порядке очередности, установленной в ст. 64 ГК РФ, если нет — осуществляется продажа имущества кредитной организации с публичных торгов на аукционной основе для удовлетворения требований кредиторов.

Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество, ликвидационная комиссия передает его учредителям (участникам), имеющим обязательственные права в отношении имущества этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами.

5. Составление ликвидационной комиссией отчета и ликвидационного баланса, подлежащих утверждению учредителями (общим собранием) и согласованию с Банком России.

6. Принятие решения Банком России о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, направление в уполномоченный регистрирующий орган сведений и документов, необходимых для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация — прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (соответственно Банк России аннулирует запись о государственной регистрации в Книге государственной регистрации кредитных организаций). Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех документов.

Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация) происходит по решению арбитражного суда после отзыва лицензии в соответствии с требованиями ст. 23.1 Закона о банках и банковской деятельности, а в случае признания ее несостоятельной (банкротом) — в соответствии с требованиями федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Отзыв у кредитной организации лицензии всегда инициируется Банком России, но в одних случаях он это может сделать, а в других — обязан. Основания для отзыва лицензии определены в ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности. Отзыв лицензии по другим основаниям, за исключением предусмотренных законом о банках, не допускается. лок кредитной организацией и исполнение обязательств по ее сделкам (за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору, в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с его уполномоченным представителем в случае назначения).

После отзыва лицензии Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва, назначает в кредитную организацию временную администрацию и в течение пятнадцати дней со дня отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Если к моменту отзыва у кредитной организации лицензии у нее

имеются признаки несостоятельности или наличие этих признаков установлено временной администрацией, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Арбитражный суд, руководствуясь при рассмотрении заявления о ликвидации правилами Арбитражно-процессуального кодекса РФ1, принимает решение о ликвидации и назначает ликвидатора. Данное решение арбитражный суд направляет в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации. Срок ликвидации не может превышать двенадцать месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации. Этот срок может быть продлен по ходатайству ликвидатора. Со дня вступления в законную силу решения о ликвидации кредитной организации наступают последствия, предусмотренные в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Кандидатура ликвидатора кредитной организации представляется в арбитражный суд и утверждается им в порядке, предусмотренном в федеральном законе «О несостоятельности (банк- ротстве) кредитных организаций». Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов.

Ликвидатор обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. После окончания этого срока им составляются промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень требований кредиторов, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс рассматривается на собрании кредиторов и (или) заседании комитетов кредиторов кредитной организации и подлежит согласованию с Банком России.

Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Если имеющихся денежных средств кредитной организации недостаточно для удовлетворения всех требований, ликвидатор осуществляет реализацию имущества кредитной организации.

Если в ходе проведения ликвидационных процедур выяснится, что имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор направляет в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом.

Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитетов кредиторов кредитной организации и утверждается арбитражным судом.

Ликвидатор обязан в течение десяти дней со дня вынесения арбитражным судом определения о завершении ликвидации кредитной организации представить в Банк России указанное определение и другие документы для государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация — прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Задание 3.3. Сравните порядок добровольной и принудительной

ликвидации кредитной организации, выделив сходства и отличия.

Процесс создания и прекращения деятельности кредитных организаций представляет сложную процедуру, этапы которой подчиняются не только общим требованиям федеральных законов, но и специальным правилам, устанавливаемым нормативными актами Банка России. Основной особенностью является непосредственное участие Банка России в создании и прекращении кредитных организаций и его взаимодействие с уполномоченным регистрирующим органом в процессе государственной регистрации кредитных организаций в связи с учреждением, реорганизацией и ликвидацией кредитных организаций. Важное значение приобретает нормативное регулирование защиты прав и интересов кредиторов кредитной организации в процедурах ее реорганизации и ликвидации.

Таким образом, ликвидационные процедуры подчиняются не только общим требованиям федеральных законов, но и специальным правилам, устанавливаемым нормативными актами Банка России. Так же как при реорганизации кредитной организации, при ее ликвидации необходимо обеспечить права и интересы кредиторов и банковской системы в целом, чем и объясняется участие Банка России в указанных процедурах.

Ликвидация финансово-кредитной организации – это прекращение ее деятельности посредством добровольного или принудительного процесса. Правовое регулирование процедуры ликвидации банка, как финансово-кредитной организации, осуществляется с помощью Федерального закона №23-ФЗ «О банках и банковской деятельности». В том случае, если ликвидация происходит по причине финансовой несостоятельности кредитной компании, то в качестве основания для регулирования рассматривается также и Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Причины ликвидации банка

Среди основных причин ликвидации банка следует рассматривать:

  • нарушение финансово-кредитной организацией существующих норм действующего законодательства не только в финансовой сфере, но и также в сфере гражданско-правовых отношений;
  • отсутствие должного исполнения своих обязательств заемщиками банка, в результате чего происходит существенный отток средств у кредитной организации;
  • отсутствие корректной политики кредитования внутри банка;
  • неправильная оценка существующих рисков на финансово-экономическом рынке;
  • отсутствие какой-либо финансовой деятельности на протяжении последних двенадцати месяцев у кредитной организации;
  • искажение или несоответствие действительности тех данных, которые указаны в лицензирующих документах, в том числе в части основных видов деятельности;
  • искажение данных, отражаемых в финансовой отчетности кредитной организации;
  • осуществление различных операций без соответствующего лицензирования либо выдачи иных разрешительных документов;
  • нарушение взаимодействия между уставным капиталом и собственными средствами организации;
  • нарушение предписаний Центрального Банка Российской Федерации по созданию специального страхового фонда или по участию в программе страхования вкладов;
  • отсутствие каких-либо действий, направленных на удовлетворение заявленных требований кредиторов. Срок, в течение которых такие требования должны быть удовлетворены, составляет не более двух недель с даты получения соответствующих документов о необходимости удовлетворения таковых;
  • полное игнорирование вынесенных судебных решений и актов судебных органов, которые должны быть исполнены в установленные в таких судебных актах сроки.

Однако основной причиной ликвидации банка является его финансовая несостоятельность.

Порядок добровольной ликвидации

В добровольном порядке ликвидация может быть осуществлена в определенных случаях, к которым относятся:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.
  • не произошло достижение той экономической выгоды, которая была ожидаема при создании финансово-кредитной организации;
  • наоборот, цель создания такой организации была достигнута в полном объеме;
  • существующие разногласия между учредителями и участниками финансово-кредитной организации делают невозможным дальнейшее функционирование такой компании.

Если речь идет о коммерческом банке, то алгоритм ликвидации будет аналогичным процессу, который проходит общество с ограниченной ответственностью при его ликвидации. Осуществить данный процесс возможно только на основании специального решения собрания участников или учредителей компании, которое будет оформлено в виде протокола. Общий алгоритм выглядит следующим образом:

  • созыв собрания учредителей и участников финансово-кредитной организации. На этом собрании в рамках специальной повестки проводится голосование по вопросу ликвидации банка как юридического лица. Итоги голосования оформляются в виде протокола, который прикрепляется к общему протоколу собрания. В том случае, если кто-то из учредителей высказался против проведения процедуры ликвидации банка, он обязан свое решение обосновать, оформив в виде специального приложения к протоколу;
  • после принятия и юридического оформления решения о ликвидации банка начинается сам процесс ликвидации. Начинается он с выбора ликвидатора или ликвидационной комиссии. Ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии может быть выбран из числа сотрудников банка, его учредителей или участников либо приглашен со стороны из различных компаний, оказывающих такие услуги;
  • ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии, действуя от имени и по поручению учредителей банка, извещают Центральный банк о принятом решении. На такое извещение дается срок в пять дней с даты его вынесения и оформления в виде протокола собрания;
  • после того как Центральный банк был извещен, он назначает своего представителя в качестве одного из лиц, осуществляющих контроль за проведением ликвидационных мероприятий;
  • о том, что банк будет ликвидироваться, потребуется опубликовать сведения в Вестнике государственной регистрации. Такая публикация проводится за два месяца до планируемой даты прекращения действий с целью оповещения имеющихся кредиторов и формирования реестра их требований;
  • следующим шагом становится формирование промежуточного ликвидационного баланса. Он формируется с учетом уже заявленных, но неудовлетворенных требований кредиторов;
  • после его сдачи в налоговые органы происходит расчет с теми кредиторами, которые заявили свои требования;
  • завершает процедуру добровольной ликвидации банка формирование итогового ликвидационного баланса и направление его в Федеральную налоговую службу параллельно с заявлением об исключении кредитной организации из соответствующих реестров.

Права финансово-кредитной организации в рамках процедуры

В рамках проведения добровольной ликвидации финансово-кредитная организация вправе:

  • взимать плату в качестве погашения выданных ранее займов и иных кредитных продуктов;
  • осуществлять оплату штрафов, в том числе по запросам своих клиентов, а также выплачивать проценты за пользование средствами заемщиков;
  • проводить авансовые платежи по исполняемым обязательствам, которые прекратятся только после ликвидации компании;
  • погашать средства по выпущенным ранее ценным бумагам;
  • получать оплату в виде наличных и безналичных платежей по осуществленным ранее операциям на основании заявок, полученных от клиентов;
  • возвращать на счета средства, которые были перечислены ошибочно;
  • исполнять обязательства на основании полученных исполнительных документов по решениям судебных органов различных инстанций.

Порядок принудительной ликвидации

Если речь идет о принудительной ликвидации банка, то чаще всего она осуществляется в следующих случаях:

  • финансово-кредитная организация осуществляет деятельность в нарушение выданных лицензирующих документов;
  • при получении лицензирующих документов финансово-кредитной организацией в лице ее руководства поданы искаженные данные;
  • у компании имеются определенные в соответствии с Федеральным законом №127-ФЗ признаки неплатежеспособности и финансовой несостоятельности;
  • после получения лицензии банк не начал свою деятельность в течение двенадцати месяцев;
  • вынесенные судебные решения не исполняются банком в полном объеме либо полностью игнорируются;
  • ходатайство об отзыве лицензирующих документов подала установленная временная администрация финансово-кредитной организации.

Общий порядок действий в случае принудительной ликвидации выглядит следующим образом:

  • Центральный Банк Российской Федерации отзывает лицензию или иные лицензирующие документы у финансово-кредитной организации;
  • данное решение публикуется в «Вестнике Банка России», как одном из специально аккредитованных средств массовой информации (дальнейшая публикация сведений о процедуре ликвидации осуществляется в иных СМИ). Это решение может быть обжаловано учредителями и участниками банка в течение тридцати дней со дня, следующего за днем принятия решения (для исчисления сроков используются принципы, присущие аналогичным действиям в гражданском процессуальном праве);
  • следующим шагом становится создание специальной ликвидационной комиссии, которая будет осуществлять весь процесс от проведения проверки до снятия компании с учета в качестве юридического лица в налоговых органах Российской Федерации;
  • проводится многоуровневая и подробная проверка банка, как финансово-кредитной организации, не только в части соответствия его деятельности тем видам, которые указаны в лицензирующих документах, но и в части добросовестного исполнения взятых на себя обязательств перед клиентами;
  • составляется промежуточный ликвидационный баланс, направляемый на проверку в налоговые органы, а после расчета со всеми кредиторами и контрагентами – итоговый ликвидационный баланс;
  • осуществляются действия по закрытию всех финансовых и банковских счетов ликвидируемой финансово-кредитной организации;
  • в специально аккредитованных средствах массовой информации (в первую очередь, это Вестник государственной регистрации) публикуются данные о ликвидации банка, как юридического лица. В случае если проходит процедура банкротства, публикация также осуществляется в газете «Коммерсантъ»;
  • все необходимые изменения вносятся в используемые реестры, в том числе в Единый государственный реестр юридических лиц.

Отзыв лицензии или иных лицензирующих документов как основание для принудительного прекращения функционирования финансово-кредитной организации – крайняя мера, применяемая Центральным Банком Российской Федерации в случаях, когда иными способами невозможно исправить допущенные нарушения в осуществлении финансовой деятельности такой организации, в том числе, если речь идет о признании такой организации банкротом.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Алгоритм действий при признаках банкротства

В случае если у финансово-кредитной организации имеются признаки банкротства, сначала вводятся меры финансового оздоровления, а если они не смогли оказать необходимого воздействия, происходит обращение в суд.

В арбитражный суд обращается представитель управляющей компании, назначенной для проведения всех оздоровительных мероприятий в отношении такой финансово-кредитной организации.

Как только арбитражный суд вынес решение о необходимости проведения процедуры признания кредитной организации финансово несостоятельной, происходят следующие действия:

  • в течение трех дней с момента вынесения решения (в данном случае дата вынесения решения засчитывается в этот срок) администрация банка полностью лишается всех присущих ей ранее управленческих функций. Это налагает на нее обязанность передать председателю ликвидационной комиссии все документы, имеющиеся в распоряжении банка ценности, а также все существующие печати;
  • в отношении банка прекращает действовать понятие «банковской тайны», и со всех сведений снимается защита конфиденциальности;
  • в случае наличия различных арестов и иных видов ограничений в использовании имущества их действие полностью прекращается. Вступает в силу так называемый мораторий на действия, ограничивающие оборот имущества в рамках конкурсной массы имущества;
  • аналогичным образом обстоят дела и с удовлетворением требований кредиторов – на них также налагается мораторий в соответствии с положениями статьи 189.38 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Удовлетворение таких требований будет происходить только в порядке специально созданного реестра требований кредиторов в процессе ликвидации организации.

Реорганизация как вариант добровольно-принудительной ликвидации

В качестве одного из вариантов добровольно-принудительной ликвидации может быть рассмотрена реорганизация финансово-кредитной организации. Чаще всего данный способ используется в тех случаях, когда необходимо избежать банкротства и полного отчуждения имеющихся видов имущества, в том числе принадлежащих учредителям компании.

В этом случае сама финансово-кредитная организация прекращает свое существование, но все ее обязательства передаются ее преемникам. При этом передаче подлежат не только обязательства по получению средств, но и по их возвращению существующим кредиторам. Такие обязательства передаются финансово-кредитной организации, которая не лишена лицензии, в то время как прежняя компания лицензии лишается в полном объеме и прекращает свое существование.

Решение о таком виде ликвидации может быть принято как учредителями организации, так и Центральным Банком Российской Федерации.

Последствия процедуры

Последствиями ликвидации банков являются:

  • для юридических лиц ликвидация банков чревата невозможностью получить средства, размещенные на счетах в ликвидируемом банке, за исключением случаев, когда речь идет о юридическом лице, выступающем в качестве кредитора ликвидируемого лица;
  • для вкладчиков последствием ликвидации является возможность получить не более одного миллиона четырехсот тысяч от общей суммы вкладов, размещенных в таком банке. Больше этой суммы получить не получится;
  • для заемщиков ликвидация банка также имеет свои последствия в виде перенаправления исполнения обязательств в банк-преемник или на специальный нотариальный счет. Документы на выплату взятого займа не будут уничтожены.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи Екатерина Алейникова Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями.

1). Ликвидация кредитной организации по решению ее учредителей (участников)

По действующему банковскому законодательству, ликвидация кредитной организации может быть добровольная или принудительная. Добровольная ликвидация кредитной организации осуществляется по инициативе учредителей (участников) кредитной организации. Принудительная ликвидация кредитной организации проводится решением суда по инициативе Банка России.

Кредитные организации, у которых есть основания для их ликвидации, но если они не ликвидируются, то это способно причинить ущерб их клиентам. Они ведь могут подумать, что она продолжает свою деятельность.

Закон учитывает очевидную истину, что нельзя допускать причинение ущерба вкладчикам и клиентам со стороны недобросовестных учредителей (участников) кредитных организаций. Поэтому в случае необходимости Банк России обязан инициировать принудительную ликвидацию кредитной организации через суд. Таким образом, он может защитить законные интересы банковских клиентов.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (далее — Федеральный закон) предусматривает два варианта ликвидации кредитной организации — добровольный и принудительный. Рассмотрим их по порядку.

В статье 23 Федерального закона говорится, что государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией, производится в соответствии с нормами Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Поскольку это кредитная организация, то специфика этого порядка регистрации, регулируется Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Перечень сведений и всех документов, которые представляются для регистрации в Банк России, а также порядок их представления определяется Банком России. После того как Банк России принимает решение о данной регистрации, эти сведения и документы направляются им в уполномоченный регистрирующий орган, который ведет единый государственный реестр юридических лиц.

Со своей стороны, регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись. Не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, он сообщает об этом в Банк России.

Что касается порядка взаимодействия Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по этим, то он определяется ими по взаимному согласованию.

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией проводится в срок не более чем сорок пять рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

В случае если учредители/участники приняли решение о прекращения деятельности кредитной организации, то кредитная организация направляет в Банк России ходатайство об аннулировании банковской лицензии. На основании такого ходатайства, Банк России принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.

Порядок представления кредитной организацией ходатайства регулируется нормативным актом Банка России. В нем говорится о следующем:

Во-первых, учредители (участники) (далее — участники), принявшие решение о добровольной ликвидации кредитной организации, обязаны в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения направить в территориальное учреждение Банка России письменное сообщение об этом. К этому решению прилагается ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций (далее — ходатайство).

При этом к ходатайству прилагаются:

— протокол собрания участников, на котором принято решение о прекращении деятельности кредитной организации в порядке ликвидации, а также о приостановлении размещения ценных бумаг и признании выпуска несостоявшимся, в случае осуществления кредитной организацией размещения эмиссионных ценных бумаг;

— перечень участников кредитной организации, принявших решение о прекращении деятельности в порядке ликвидации (с указанием их наименования (Ф.И.О. — для физических лиц), доли участия в уставном капитале, Ф.И.О. руководителя и почтового адреса), заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации;

— баланс кредитной организации, заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации и главным бухгалтером на дату принятия решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации;

— оценка достаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов. Указанная оценка осуществляется кредитной организацией с учетом рекомендаций Указания Банка России от 13.11.97 № 18-У «О введении в действие новой редакции методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации), утвержденных письмом Банка России от 08.09.97 № 513»;

— перечень банков — корреспондентов кредитной организации, заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации и главным бухгалтером на дату принятия решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации.

Во-вторых, в случае, когда кредитная организация осуществляет размещение эмиссионных ценных бумаг и итоги эмиссии еще не зарегистрированы регистрирующим органом, то на общем собрании участников кредитной организации должно быть принято также решение, оформленное протоколом, о приостановлении размещения ценных бумаг и признании выпуска несостоявшимся. Надо иметь в виду, что кредитная организация обязана приостановить эмиссию и довести указанную информацию до сведения лиц, купивших ценные бумаги данного выпуска, и потенциальных владельцев ценных бумаг. В течение пяти рабочих дней она обязана представить регистрирующему органу, осуществившему регистрацию выпуска ценных бумаг, протокол общего собрания участников, для того чтобы он мог на этом основании подготовить уведомления о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировать государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.

В-третьих, территориальное учреждение Банка России в течение десяти рабочих дней обязано рассмотреть ходатайство и подготовить по нему свое заключение, в котором указывается о соответствии принятого решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации порядку, установленному федеральными законами, учредительными документами кредитной организации и настоящим Указанием. В этом заключении дается оценка достаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов.

При положительном рассмотрении ходатайства кредитной организации территориальное учреждение Банка России направляет подготовленное им заключение в Банк России и уведомляет об этом кредитную организацию.

Однако если в это же время готовится, или уже направлено в центральный аппарат ходатайство об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, то территориальное учреждение информирует кредитную организацию, направившую ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в связи с принятием решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации.

Банк России может принять решение об отказе в удовлетворении ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в случаях:

1) принятия участниками кредитной организации решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации с нарушением действующего законодательства;

2) принятия участниками кредитной организации решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации при недостаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов (абзац 2 пункта 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации);

3) возникновения оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций оформляется приказом Банка России в установленном порядке.

Кредитная организация обязана в течение пятнадцати рабочих дней с момента принятия Банком России решения об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций возвратить оригинал лицензии на осуществление банковских операций в территориальное учреждение Банка России.

Территориальное учреждение Банка России согласовывает состав ликвидационной комиссии кредитной организации, участники которой приняли решение о прекращении ее деятельности в порядке ликвидации, после направления в Банк России документов, предусмотренных пунктом 5 настоящего Указания, до издания приказа Банка России об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.

Ликвидация кредитной организации, у которой аннулирована лицензия на осуществление банковских операций, осуществляется в соответствии с требованиями статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, параграфа 1 главы Х Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация — прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи уполномоченным регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц.

В тех случаях, когда учредители/участники приняли решение о добровольном объявлении о банкротстве кредитной организации и ее ликвидации, то в такой ситуации надо руководствоваться порядком, который предусмотрен в статье 181 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В Федеральном законе сказано что основания для признания кредитной организации банкротом определяются федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, а заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Для признания кредитной организации банкротом, необходимо одновременное наличие нескольких условий.

Заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и если эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей. Стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации подлежит определению на основании методик, установленных нормативными актами Банка России.

«Процедура ликвидации банков и роль АСВ в ее проведении» — интервью Директора департамента ликвидации банков АСВ Марии Филатовой журналу «Долговой эксперт»

Дата: 02.04.2010

СПРАВКА1: Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) была образована в январе 2004 года как организация, занимающаяся страхованием вкладов. Затем, после кризиса недоверия, в том же году, АСВ было наделено функцией корпоративного конкурсного управляющего несостоятельными банками. Во время следующего кризиса, начавшегося в 2008 году, Агентству была добавлена функция, связанная с финансовым оздоровлением банков. Деятельность АСВ способствует повышению доверия к банковской системе, защите вкладчиков и представителей других категорий кредиторов.

На протяжении прошедшего года в СМИ нередко появлялись сообщения о том, что Банк России отозвал лицензию у той или иной кредитной организации. Основную роль в процессе ликвидации банков с 2004 года играет Агентство по страхованию вкладов, обладающее функцией корпоративного ликвидатора. О том, каким образом строится сейчас работа АСВ в этом направлении, мы поговорили с директором Департамента ликвидации банков Марией Филатовой.

Мария Владиславовна, каким образом проводится ликвидация банка?

В первую очередь, нужно сказать, что существуют две ликвидационные процедуры – принудительная ликвидация и конкурсное производство. Они отличаются друг от друга тем, что в ходе первой из них все требования кредиторов потенциально должны быть удовлетворены. В обоих случаях действия ведутся через суд, но при принудительной ликвидации изначально подтверждается, что имущества банка достаточно для полного удовлетворения требований кредиторов. Если это не так, начинается конкурсное производство.

Следует отметить, что в нашей практике были случаи, когда банк, проходящий процедуру ликвидации, переходил в категорию организаций, подвергнутых конкурсному производству. Такое случалось, когда мы начинали разбираться в ситуации, делали тщательный анализ активов, выставляли их на реализацию, взыскивали и понимали, что в данном случае обойтись принудительной ликвидацией не удастся. После этого мы шли в арбитражный суд с заявлением об открытии конкурсного производства.

Сколько по времени могут длиться ликвидационные процедуры?

В среднем ликвидационные процедуры длятся от 16 до 31 месяца. Принудительная ликвидация осуществляется быстрее – в нашей практике были случаи, когда она продолжалась до пяти с половиной месяцев. В случае с проведением конкурсного производства срок по большей части увеличивается за счет того, что взыскание проводится в судебном порядке. Привлечение руководителей банков к субсидиарной ответственности также длится не менее полутора лет, так как необходимо подобрать соответствующую доказательную базу и провести сами судебные процессы.

Как выглядит процедура банкротства?

Сначала Банк России отзывает у банка лицензию и передает полномочия по управлению им временной администрации. Это орган Банка России, который работает в кредитной организации до тех пор, пока не будет начата процедура принудительной ликвидации или конкурсного производства. Основная функция временной администрации заключается в том, чтобы обеспечить сохранность имущества банка до начала процедуры банкротства.

В этот период Банк России должен провести анализ кредитной организации на наличие признаков банкротства и направить в арбитражный суд соответствующее заявление о ее финансовом состоянии и начале той или иной процедуры. Также временная администрация начинает формировать реестр требований кредиторов. Кредиторы сразу после отзыва лицензии вправе предъявить свои требования к банку. Следует отметить, что они должны подтвердить существующую перед ними задолженность путем предоставления соответствующих документов, таких как договор, выписка по счету, платежное поручение. .После вынесения судебного решения о начале ликвидационных процедур в дело вступает конкурсный управляющий. В большинстве случаев – в лице Агентства по страхованию вкладов. Это зависит от того, имел ли банк лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады.

Мы продолжаем рассмотрение требований кредиторов И одновременно занимаемся формированием так называемой конкурсной массы – это все имущество должника на дату отзыва лицензии. Расчеты с кредиторами могут производиться только денежными средствами, и, следовательно, всю имущественную массу необходимо преобразовать в рубли, ведь зачет встречных требований, а также расчеты путем предоставления отступного в ходе ликвидации банков запрещены. В этой связи проводим работу по взысканию просроченной задолженности, занимаемся реализацией имущества, включая недвижимость.

Также хочу отметить, что важным участком нашей работы является выявление и оспаривание сомнительных сделок, то есть сделок, заключенных в ущерб банку и его кредиторам. Следует подчеркнуть, что это является составной частью мероприятий, проводимых Агентством, которые направлены на выявление признаков преднамеренного банкротства и неправомерных действий при банкротстве. Выявляем основания для возложения на руководителей и учредителей банков, субсидиарной и иных видов ответственности за убытки, причиненные ими кредитной организации.

Каким образом удовлетворяются требования кредиторов? Что происходит в тех случаях, когда имущества банка для этого недостаточно?

Требования кредиторов удовлетворяются поочередно. В первую очередь удовлетворяются требования кредиторов – физических лиц, возникшие на основании договора банковского вклада и банковского счета. Также в первую очередь попадают требования Агентства по страхованию вкладов, которые были приобретены им в ходе выплаты страхового возмещения. Во вторую очередь входят требования работников ликвидируемого банка, перед которыми он имеет задолженность по заработной плате, образовавшуюся до отзыва лицензии. Третью очередь составляют все остальные кредиторы – юридические лица, если банк выпускал векселя, то в эту очередь погашается задолженность по ценным бумагам и т.д. В случае если денежных средств недостаточно для полного удовлетворения требований каждой очереди, то они распределяются между кредиторами этой очереди пропорционально в зависимости от суммы долга.

Скажите, пожалуйста, увеличилось ли в 2009 году число ликвидируемых банков? На каких основаниях в настоящее время чаще всего осуществляются эти процедуры?

Конечно, увеличилось. Если в 2008 году мы были назначены конкурсным управляющим или ликвидатором всего 20 банков, то в 2009 году – более чем в 40. Раньше частым основанием для отзыва лицензии являлось несоблюдение банком законодательства о легализации доходов, полученных преступным путем, а сейчас, в основном, это недостаточность имущества для удовлетворения требований кредиторов. Хочу отметить, что доля банков, в которых открыта процедура конкурсного производства по сравнению с принудительной ликвидацией существенно возросла.

Сказались ли как-то еще на деятельности Агентства последствия кризиса?

Начиная с 2008 г. банки, поступающие под наше управление, существенно отличаются от тех, которые подвергались этой процедуре прежде. В частности, суммарный объем активов ликвидируемых банков увеличился более чем в 10 раз. Если раньше речь могла идти примерно о 11 млрд руб., то сейчас эта величина составляет около 126 млрд руб. Нередко это кредитные организации с развитой филиальной сетью, большим количеством кредиторов. Поэтому и ликвидировать их зачастую сложнее, чем более мелкие банки, с которыми мы сталкивались прежде.

Можете ли Вы дать прогноз на 2010 год, предположить, как будет развиваться ситуация с отзывом лицензий?

Делать какие-либо предположения сложно. Авторы выходящих сейчас аналитических материалов полагают, что лицензии будут отозваны у 20 – 60 кредитных организаций. Считается, что это явление не будет носить массовый характер. Лицензии будут отзываться точечно у банков, не соответствующих банковскому законодательству в части установления их капитала. С 1 января его увеличили до 90 млн руб., а значит лицензии будут отозваны у банков, капитал которых меньше этой цифры. Во вторую категорию, как обычно, войдут кредитные организации, не способные удовлетворить требования кредиторов.

Различается ли количество ликвидируемых банков в Москве и регионах? Существует ли какая-то специфика ликвидации региональных банков?

Количество региональных банков, подвергшихся процедуре ликвидации, увеличилось, но несущественно. В Москве подобных организаций всегда было больше. В частности, из 90 банков, которые в настоящий момент проходят ликвидацию, 59 зарегистрированы в Москве и 31 – в регионах. Во многом это обусловлено тем, что в столице по определению больше кредитных организаций.

Процедура ликвидации банков в столице и за ее пределами выглядит одинаково. Правда, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих в регионах, а также местных властей, как правило, уход банка с рынка не остается незамеченным. Его банкротство зачастую может привести к разорению предприятий, потому что они могут потерять достаточно крупные суммы.

На что могут рассчитывать кредиторы таких банков, в частности вкладчики и те люди, у которых там были открыты счета?

В случае принудительной ликвидации банка предполагается стопроцентное удовлетворение требований кредиторов. При конкурсном производстве по итогам 2009 года мы зафиксировали удовлетворение требований кредиторов на уровне 23% от суммы установленных требований.

Сейчас в распоряжении почти каждого банка имеется портфель проблемных и просроченных кредитов. Что происходит с ними, если кредитная организация подвергается процедуре принудительной ликвидации или конкурсного производства?

Мы их взыскиваем в судебном порядке. Изначально в любом случае производится анализ, за которым следует подготовка заявлений о взыскании задолженностей в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, если речь идет о физических лицах.

Одновременно, согласно требованиям законодательства проводится оценка этих портфелей, результаты которой предлагаются комитету кредиторов для того, чтобы он установил стоимость их реализации. Так как портфели кредитов, существующие в настоящее время, сложно назвать удовлетворительными – в большинстве банков их качество оказывается очень низким – реализация заканчивается поступлением средств лишь в редких случаях.

Получив решение суда, мы отправляемся в службу судебных приставов, которая проводит взыскание в рамках своей компетенции. При невозможности взыскания и реализации комитет кредиторов принимает решение списать данную задолженность.

Получается, что вы не передаете подобную задолженность на досудебное взыскание?

В случае с некоторыми банками, у которых достаточно большой портфель долгов по кредитам, мы привлекаем компании, занимающиеся взысканием задолженности на досудебной стадии.

Насколько эта практика успешна?

Мы совсем недавно начали прибегать к ней, поэтому судить об успешности передачи задолженности на досудебное взыскание пока еще сложно.

Как должен поступать заемщик ликвидируемого банка?

Он обязан продолжать обслуживание своего кредита – своевременно платить проценты и гасить долг, так как какие-либо основания для прекращения кредитного договора отсутствуют. В противном случае против такого заемщика будут применены штрафные санкции и задолженность будет взыскиваться в судебном порядке..

В начале ликвидационных процедур мы направляем каждому заемщику обращение, уведомляя его о том, что он должен продолжать гасить задолженность, и указываем соответствующие реквизиты. Ведь эти средства, аккумулируясь на счете конкурсного управляющего, входят в состав конкурсной массы и являются источником погашения требований кредиторов.

СПРАВКА2: С момента наделения Агентства по страхованию вкладов функцией конкурсного управляющего через него прошли 228 банков. В 138 кредитных организациях ликвидационные процедуры были завершены, и на сегодняшний день остались 90 банков, в которых они продолжают проводиться.

Возврат к списку

Ликвидируем банки: нежное устранение

Ликвидировать банк гораздо труднее, чем коллекцию модной одежды Фото: Fotolia/Gina Sanders

В России сейчас около двух сотен банков находятся на стадии ликвидации, в 87% случаев имеют место «фальсификации отчетности и воровства». Такие данные недавно привел заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников. Портал Банки.ру изучил процедуру ликвидации банков изнутри и попутно узнал много интересных цифр.

О том, что в России порядка 200 банков находится на стадии ликвидации, заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников заявил на XVI Всероссийском банковском форуме в Нижнем Новгороде.

Заместитель гендиректора АСВ отметил, что при ликвидации банков вкладчики получают свои средства первыми, а вот требования кредиторов других групп удовлетворяются примерно на 30%. Кроме того, по словам Мельникова, значительная часть кредиторов не может получить свои средства в полном объеме, так как активы умерших банков — низкого качества. Почти 87% там — фальсификация отчетности и воровство. И практически каждый процесс ликвидации влечет за собой возбуждение уголовного дела.

Взгляд изнутри

Агентство по страхованию вкладов было создано в 2004 году. Его изначальной целью было поддержание системы страхования вкладов. Однако уже через полгода после создания агентство было наделено полномочиями корпоративного ликвидатора. Впоследствии, в 2008 году, АСВ также было наделено правами реструктуризатора, и в его задачи вошли меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.

«АСВ в качестве конкурсного управляющего назначают не во всех банках, — говорит директор департамента ликвидации кредитных организаций АСВ Мария Филатова. – Нас назначают в тех банках, где есть вклады физических лиц. При этом банк необязательно является участником системы страхования вкладов. Также мы можем быть ликвидатором кредитной организации, которая является отсутствующим должником, но с этой проблемой справились давно. Наверное, последний отсутствующий банк был ликвидирован в 2006 году – тогда их было действительно очень много. Отсутствующий должник – тот, кто не сдает отчетность и не находится по месту регистрации. Кроме того, мы выступаем ликвидатором, если конкурсный управляющий по каким-либо причинам отказывается от своих обязанностей».

По словам Марии Филатовой, существуют две процедуры ликвидации. Обе они внесудебные. Первая – конкурсное производство, когда имущества банка недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. Вторая – принудительная ликвидация, когда у банка отзывают лицензию в силу нарушения им законодательства (чаще всего из-за 115-го федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Обе эти процедуры открываются сроком на один год, но могут продлеваться по решению арбитражного суда на срок не более полугода. Если в ходе принудительной ликвидации будет выявлено, что имущества банка недостаточно для погашения всех обязательств перед кредиторами, арбитражный суд по заявлению ликвидатора может принять решение о признании ликвидируемого банка банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства.

«Наплыв отзывов по второй процедуре наблюдался три-пять лет назад, — говорит Филатова. – Потом был некий пробел, и сейчас опять увеличилось количество банков, которые занимаются такими нехорошими делами. В любом случае при принудительной ликвидации имущества банка достаточно для удовлетворения требований кредиторов».

Свои полномочия конкурсного управляющего агентство реализует через представителей. На сегодняшний момент их насчитывается 24 человека, они ведут около 200 проектов. Окончанием проекта считается тот момент, когда у банка заканчивается имущество для покрытия своих обязательств, а также иные источники для формирования конкурсной массы.

Представители АСВ действуют на основании доверенности. Их основная задача — добросовестное и разумное осуществление действий при проведении ликвидационных процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними регулятивными документами АСВ. Также они осуществляют наиболее полное удовлетворение требований кредиторов в возможно короткие сроки, формирование конкурсной (имущественной) массы ликвидируемой кредитной организации в максимально возможном размере, обеспечивают взаимодействие с собранием (комитетом) кредиторов ликвидируемого банка, арбитражным судом, Банком России, органами государственной власти.

Филатова отмечает, что средний срок конкурсного производства растет с каждым годом и прямо зависит от размеров ликвидируемой кредитной организации. Средняя продолжительность ликвидационных процедур по кредитным организациям, где завершена процедура принудительной ликвидации, составляет один год четыре месяца; по всем кредитным организациям, где завершены ликвидационные процедуры, — два года семь месяцев; по кредитным организациям, где завершена процедура конкурсного производства, – три года пять месяцев.

За все годы существования Агентства по страхованию вкладов через него «прошло» около 400 кредитных организаций. На 1 июня 2015 года 193 банка находились в стадии ликвидации, 33 из них проходили принудительную ликвидацию, а остальные – конкурсное производство. Таким образом, в 160 банках имущества для удовлетворения требований кредиторов не хватало.

По 215 банкам ликвидационные процедуры были уже завершены, 76 из них относились к принудительной ликвидации.

Если еще в начале 2006 года на 45 ликвидируемых агентством кредитных организаций приходилось 20 тыс. кредиторов, требования которых были рассмотрены, то на начало июня 2015 года на 193 банка приходилось 244 тыс. кредиторов.

Больше всего ликвидационных банков в Москве – 54%. На втором месте – Приволжский федеральный округ (11%), на третьем – Северо-Кавказский федеральный округ (10%).

По данным Филатовой, в начале 2007 года процент удовлетворения требований кредиторов в банках, в отношении которых ликвидационные процедуры были уже завершены, составлял 5,2%, сейчас он достиг отметки в 23,8%. При этом статистика по банкам, в которых прошло конкурсное производство, отличается не принципиально — 4,1% против 19,6%.

«На протяжении многих лет показатель удовлетворения требований кредиторов не менялся. Мне кажется, что 23% — это очень много, — комментирует Филатова. — Процент удовлетворения требований кредиторов зависит от того, каково качество активов в банке. Оценочная стоимость активов раньше составляла 10% от балансовой стоимости активов. В этом году у нас «получилось» 14%. Либо это Мастер-Банк со своими остатками на счетах так «выстрелил», либо надзор усилился, либо все вместе. Тем не менее это вопиющая ситуация, когда качество активов находится на столь низком уровне».

Филатова обращает внимание, что даже если в начале конкурсного производства просрочка по кредитам физических и юридических лиц была низкой (у первых в среднем по России 26%, у вторых – 17%), то в результате производства она дойдет до 90%. Это происходит и потому, что заемщики «теряются», когда у кредитной организации отзывают лицензию, и потому, что руководство кредитных организаций выдает кредиты собственным компаниям в ущерб интересам кредитных организаций и их вкладчиков. И такие компании также перестают платить.

«Заемщики просто перестают обслуживать свои кредиты по разным причинам. Поэтому важные методы досудебной работы с ними – пролонгация и реструктуризация долгов», — говорит Филатова. При этом АСВ готово пролонгировать только обеспеченные кредиты – у заемщика должен быть либо залог, либо поручитель. Агентство идет навстречу заемщику и прощает пени и штрафы по кредиту ликвидируемого банка, но проценты и тело кредита необходимо платить по графику.

«Чтобы ознакомиться с кредитным портфелем, мы в банках с большой базой кредитов физлиц объявляем отбор агентов на прием платежей. Банки, став такими агентами, могут посмотреть, как гасятся кредиты, и впоследствии взять заемщиков к себе на обслуживание», — комментирует Филатова.

Помимо прочего, АСВ отвечает за работу с активами ликвидируемого банка, осуществляя возврат и взыскание активов.

Во-первых, в течение пяти месяцев со дня открытия конкурсного производства или начала принудительной ликвидации агентство проводит инвентаризацию имущества. Во-вторых, в задачи агентства входит оценка имущества. Для этого по решению собрания или комитета кредиторов привлекается специализированная организация. Работа по взысканию активов начинается сразу после попадания кредитной организации под управление агентства в связи с опасностью истечения срока исковой давности. Работа по реализации активов проводится в два этапа на электронных площадках.

«Реализация имущества банка происходит на торгах. Первые и вторые торги — открытые в форме аукциона, а дальше реализация идет посредством публичного предложения. На вторых торгах цена снижается на 10%. Все согласовывается с кредиторами», — комментирует Филатова.

Ликвидация в законе

Согласно статье 20 федерального закона «О банках и банковской деятельности», у Центрального банка существует несколько оснований для отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности. Регулятор может это сделать, если установил недостоверность сведений, на основании которых банку была выдана лицензия на осуществление банковских операций; если банк не начал осуществлять банковские операции, предусмотренные его лицензией, через год со дня ее выдачи; если имело место выявление недостоверности отчетных данных; если ежемесячная отчетность была представлена с задержкой более чем на 15 дней; если имело место предоставление банковских операций, не предусмотренных лицензией банка, и прочее несоблюдение законодательства.

Банк России обязан отозвать у банка лицензию на осуществление банковских операций в следующих случаях. Во-первых, если значение всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации становится ниже 2%. Во-вторых, если размер собственных средств кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации (не относится к кредитным организациям в течение первых двух лет с даты выдачи лицензии). В-третьих, если кредитная организация не исполнила в срок требования ЦБ РФ о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств. В-четвертых, если банк не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения или исполнения. Указанные требования в совокупности должны составлять не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В этих и некоторых других случаях Банк России отзовет лицензию у кредитной организации в течение 15 дней со дня получения органами ЦБ достоверной информации об имеющихся для отзыва основаниях. Решение об отзыве лицензии вступает в силу со дня принятия Банком России соответствующего акта и может быть обжаловано в течение 30 дней с даты публикации соответствующего сообщения в «Вестнике Банка России».

После того как у кредитной организации была отозвала лицензия на осуществление банковских операции, Банк России не позднее следующего за отзывом рабочего дня назначает в банк временную администрацию. Она будет являться органом управления банка до вынесения арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства или начале процедуры ликвидации. Временная администрация назначается на срок не более шести месяцев и действует в рамках законодательства о банкротстве РФ от имени Банка России.

Временная администрация от ЦБ РФ выполняет множество задач. Это и прием от бывшего менеджмента кредитной организации печатей, штампов, документации и ценностей банка, и обследование банка на предмет выявления признаков несостоятельности, а затем ходатайство о направлении Банком России в суд заявления о признании банка банкротом, а также уведомление кредиторов о признании банка банкротом.

Между тем в задачи временной администрации входит также обеспечение сохранности имущества и документации банка. Установление кредиторов и размеров их требований по денежным обязательствам. Взыскание задолженности перед кредитной организацией. Представление в суд заключения о финансовом состоянии должника, составе кредиторов и наличии признаков банкротства. И наконец, возврат клиентам ликвидируемого банка ценных бумаг и иных активов, принятых по договорам хранения, доверительного управления и брокерского обслуживания.

С момента отзыва у банка лицензии считается, что срок исполнения его обязательств наступил. Размер денежных обязательств по уплате обязательных платежей в иностранной валюте, как правило, определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у банка лицензии.

Как только банк лишается лицензии, прекращается начисление процентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение банком своих текущих обязательств. Помимо прочего, приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях.

До того как в силу вступит решение арбитражного суда о признании банка банкротом или его ликвидации, запрещается совершать какие-либо сделки с имуществом кредитной организации. Прекращается прием и осуществление по корсчетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации — физических и юридических лиц.

Тем не менее с момента отзыва лицензии и до вступления в силу решения арбитража кредитная организация имеет право взыскивать и получать задолженность, в том числе задолженность по ранее выданным кредитам. Она также может осуществлять возврат авансовых платежей, получать средства от погашения ценных бумаг и доходы по ценным бумагам, принадлежащим кредитной организации на праве собственности, доходы от ранее проведенных банковских операций и заключенных сделок, осуществлять возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц.

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов. Ликвидация банка считается завершенной, а сам банк прекратившим свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

«Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России, — говорится в законе «О банках и банковской деятельности». — Ликвидационная комиссия обязана передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации, на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, который утверждается уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и Банком России, с указанием сроков хранения указанных документов».

Если имеет место ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация), то ЦБ РФ в течение 15 рабочих дней со дня отзыва у банка лицензии обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, если у банка были обнаружены признаки несостоятельности (банкротства). Арбитраж рассмотрит заявление Банка России в течение месяца и направит решение о ликвидации в ЦБ РФ и уполномоченный регистрирующий орган, который внесет в ЕГРЮЛ запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Если у банка имелась лицензия на привлечение средств населения во вклады, его ликвидатором будет назначено Агентство по страхованию вкладов. Если такой лицензии банк не имел, арбитражный суд утвердит арбитражного управляющего, соответствующего требованиям федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и аккредитованного при Банке России в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора. И действует до дня внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации кредитной организации.

Конкурсный управляющий (ликвидатор) осуществляет несколько функций. Он принимает, рассматривает и устанавливает требования кредиторов, осуществляет ведение реестра требований кредиторов и производит выплаты кредиторам причитающихся им денежных средств. Также он принимает в свое ведение и осуществляет поиск имущества кредитной организации. Принимает меры по его сохранности. Проводит его оценку у независимого оценщика и реализует с целью последующего направления полученных средств на удовлетворение требований кредиторов. Кроме того, конкурсный управляющий выявляет признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, предусматривающие привлечение бывших учредителей (участников) и руководителей банка к административной и уголовной ответственности (при процедуре банкротства).

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *