Либерализм консерватизм социализм национализм

Идеология — система концептуально оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы, настроения людей, а также наций, политических партий и других субъектов политики.

Сущность политической идеологии

В отличие от науки, идеология содержит не только знания о политической жизни, но и оценку политических процессов с позиций носителя данной идеологии, то есть содержит также и различные предубеждения.

Политическая идеология создается деятельностью определенных слоев или даже отдельных личностей. Идеология является питательной почвой для формирования общественно-политических движений.

Структура идеологии:

  • политическая теория
  • общественно-политический идеал («светлое будущее»)
  • концепция политического развития
  • политические символы

Либерализм

Либерализм (от латинского liberalis — свобода) — идейно-политическое движение, ставящее целью ограничение различных форм государственного диктата и принуждения по отношению к личности.

К основным принципам либерализма относятся:

  1. Безусловная ценность человеческой личности.
  2. Изначальное равенство перед законом.
  3. Неотчуждаемые права.
  4. Договорной характер отношений индивида и государства.
  5. Верховенство закона как инструмента социального контроля.
  6. Защищенность частной жизни человека и свободы его действий.

Свобода в либерализме рассматривается как высшая ценность и средство обеспечения морального, интеллектуального и экономического прогресса общества.

Анархизм

Анархизм (в переводе с греческого — безвластие) — социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государственной власти и выступающее за освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти. Основным принципом анархизма является добровольность человеческих взаимоотношений.

Марксизм (коммунизм)

Марксизм теоретически обосновывает необходимость классовой борьбы ради построения бесклассового общества, основанного на коллективизме, равенстве, высоком уровне производства и сознательности людей. В коммунистическом обществе реализуется принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям!».

Социал-демократия

Социал-демократия (социал-реформизм) обосновывает необходимость реформирования капиталистической системы с целью построения социального государства. По мнению социал-демократов, необходим диалог между народом и крупными собственниками, посредником в котором должно выступить государство.

  1. Безусловная ценность человеческой личности
  2. Изначальное равенство перед законом
  3. Неотчуждаемые права
  4. Договорной характер отношений индивида и государства
  5. Верховенство закона как инструмента социального контроля
  6. Защищенность частной жизни человека и свободы его действия
  7. Диалог между слоями общества, посредник — государство
  8. Широкая социальная поддержка населения, уменьшение социального разрыва

Фашизм и нацизм

Фашизм с момента своего зарождения выражает интересы агрессивных сил общества и характеризуется следующими чертами:

  • национализм,понимаемый как духовное единение всех частей нации ради некой общей («героической») цели
  • применение крайних форм насилия против оппозиции
  • расизм (характерен для нацизма)
  • широкое использование государственно-монополистических методов регулирования
  • максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни
  • социальная демагогия

Исторически, государством наиболее полно реализовывающим принципы фашизма была Италия в период правления Бенито Муссолини. Схожим является и режим Национал-Легионерского государства в Румынии (лидер и идеолог — Корнелиу Зеля Кодряну) Ещё одним примером реализации фашизма является Германия в период правления Адольфа Гитлера (нацизм или национал-социализм) Кроме того, нередко к фашистским причисляют национал-синдикалистский режим генерала Франко в Испании 1939-1978 гг.,а также почти все крайне правые политические режимы Европы того же времени (диктатура Салазара в Португалии,Правительство Виши в Южной Франции в период Второй Мировой войны и т.д.).

В наиболее упрощенном виде фашизм можно описать как сочетание элементов национализма,синдикализма (корпоратизма) и этатизма, при этом,в своей политической программе фашистские организации могут обращаться к идее построения социального государства.

Консерватизм

Консерватизм является приверженностью традиционному миропорядку. Неотъемлемой чертой консерватизма является уважение к частной собственности. Одна из главных черт консерватизма — неприятие революционных изменений.

Джамахирия

В Джамахирии традиционные институты власти отменяются. Повсеместно формируются народные комитеты и народные конгрессы. Государство разделяется на множество коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входят все члены коммуны (то есть, жители коммуны). Каждый человек имеет право высказать своё предложение на заседании народного комитета. Каждый участвует в принятии решений и реализации власти. Государство представляет собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирает своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий Народный Конгресс.

Ливия провозглашена джамахирией 2 марта 1977 года.

В октябре 2011 года Ливия провозглашена исламской республикой.

Идейно-духовные основы социалистического образа жизни

Строительство социализма и коммунизма, подчеркивал В.И. Ленин, является комплексной задачей, в решении которой экономические и социально-политические проблемы органически связаны с формированием нового человека, с воспитанием, обучением «всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей” (П.С.С.,т.41,стр.33).

На этапе социализма от духовного роста населения, повышения культуры труда, быта во всё большей мере зависят подъём производительных сил, научно-технический прогресс и организация производства, а также развёртывание общественной активности трудящихся и развитие демократических начал социалистического строя. Коммунистическая партия Советского Союза добивалась того, чтобы советские люди не только были лучше обеспечены материально, но и были здоровы физически, развиты духовно, активны в общественном отношении.

Задачи совершенствования всех сторон жизни советского общества включить и большую работу по духовному развитию людей, их идейно-нравственному возвышению.

При социализме духовная культура сама становится составной частью образа жизни и направлена на совершенствования как отдельной личности, так и общество в целом. Духовная сфера пронизывает все другие сферы деятельности людей, поэтому прогресс каждой из них служит одновременно и показателем развития духовной жизни общества.

Пройденный Советской страной путь, исторические преобразования, которые осуществил советский народ под руководством КПСС, убедительно

показывают, что только социализм создает наиболее благоприятные условия для поступательного социально-экономического и духовного прогресса общества, для достижения в исторически кратчайшие сроки таких успехов во всех сферах общественной жизни, в том числе и в духовной, на которые не способен ни один строй, основанный на эксплуатации человека человеком.

Программа социалистической культурной революции была разработана В. И. Лениным , определившим ее сущность, задачи и цели. Подчеркивая необходимость ее осуществления в Стране Советов, значение ее для трудящихся, он писал в работе «Странички из дневника”, что «нигде народные массы не заинтересованы так настоящей культурой, как у нас; нигде вопросы этой культуры не ставятся так глубоко и так последовательно, как у нас…” (В. И. Ленин П.С.С.,т45,с.364).

Культурная революция, осуществляемая трудящимися под руководством Коммунистической партии Советского Союза, включает создание социалистической системы народного образования и просвещения, перевоспитание буржуазной и формирование новой, социалистической интеллигенции, создание социалистической литературы и искусства, подъем науки, формирование новой морали, утверждение атеистического мировоззрения, перестройку быта.

Ленинские идеи о культурной революции стали в СССР реальностью, обогатившей социалистический образ жизни и сделавшей его наиболее привлекательным для миллионов людей планеты.

Утверждение социалистического образа жизни создало необходимые условия для приобщения народных масс к духовной культуре, для восприятия её во всей ее сложности и многообразии. Трудящиеся получили богатейшие возможности для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития.

Успехи СССР в развитии народного образования, науки, техники, литературы и искусства общепризнаны. По уровню грамотности Советский Союз занимает первое место в мире. Ежегодно в стране садились за парты общеобразовательных школ, входили в классы профессионально-технических учебных заведений примерно 50 млн. юных граждан. Около 10 млн. юношей и девушек заполняли аудитории высших и средних специальных учебных заведений. Количество учащихся в Советском Союзе значительно превышало население любой из крупнейших европейских стран, таких, как Великобритания, Франция, Италия.

За 1918-1984 гг. высшие и средние специальные заведения подготовили 51,3 млн. специалистов, из них 19,8 млн.с высшим образованием и 31,5 млн. со средним специальным образованием. Около 60% населения СССР, свыше 155 млн. человек имели высшее и среднее (полное и неполное) образование. Учение стало не только конституционным правом, но и обязанностью. Право на образование в СССР обеспечивалось бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием других видов образования на основе связи обучения с жизнью, с производством.Государство предоставляло учащимся и студентам стипендии и льготы.

Советская система народного образования выступала мощным фактором общественного прогресса, оказывала влияние на интенсификацию общественного производства, рост производительности и качества труда, на обогащение всего социалистического образа жизни. Осуществляемая в стране реформа общеобразовательной и профессионально-технической школы была призвана еще активнее содействовать этому процессу.

Эти меры организационно-политического характера подкреплялись серьёзным материальным обеспечением. Например, в двенадцатой пятилетке запланировано было поставить новые школы на 7 млн. ученических мест, т. е. почти в 2 раза больше, чем в одиннадцатой, около 800 комплексов профтехучилищ, значительное число внешкольных учреждений. На осуществление реформы из госбюджета страны было выделено около 11 млрд. руб.

В соответствии с потребностями социалистического общества в ходе культурной революции планомерно развивалась и советская наука. Программным документов для ее планового развития стал ленинский «Набросок плана научно-технических рабочих работ». В этом документе впервые в истории человечества новое общество давало задание науке, нацеливало её на решение широких проблемных и в то же время практических вопросов.

В соответствии с Конституцией СССР советским гражданам была гарантирована свобода научного и технического творчества, которая обеспечивала широким развертыванием в стране научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности и создание необходимых для этого условий.

В сфере научной деятельности была вовлечена огромная армия научных кадров страны.

Успехи советских ученых в различных сферах знаний технического прогресса общепризнаны. Это достижения в исследованиях космоса, математики и механики, термоядерного синтеза, квантовой электроники, в ряде областей биологии. Почти по каждому научно-техническому направлению в СССР имелись высокоэффективные разработки.

Социалистическая культура, оказывала определенное воздействие на формирование и возвышение духовных потребностей человека, активно влияла на его идейно-политический и нравственный облик. Она становилась всё более действенным фактором формирования культуры труда, здорового нравственного климата в трудовых коллективах, политической культуре. Социалистическая культура помогала каждому человеку в соответствии с его склонностями продуктивно использовать свободное время и тем самым готовить себя к более производительному труду.

В социалистическом обществе были созданы такие условия и возможности, чтобы досуг советского человека был более богатым, интересным, способствовал развитию его дарований. В СССР широкое развитие получило самодеятельное художественное творчество. Оно привлекало все больше и больше людей. В 1984 г. в самодеятельных коллективах участвовало 29 млн. человек.

Творческие коллективы выступают инициаторами содержательных праздников искусства непосредственно в трудовых коллективах, парках, на открытых городских площадках, в сельских клубах. Действенным руководством для культпросвет работников стали постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества” (1978 г.) и «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений”(1985 г.).

Неустанная забота проявлялась о создании благоприятных условий для творчества писателей, художников, композиторов, деятелей театра, кино, оказывающим огромное воздействие на формирование идейно-нравственного облика народа. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось: «…человек, особенно молодой, нуждается в идеале, воплощающем благородство жизненных целей, идейную убеждённость, трудолюбие и мужество. И таких героев не надо выдумывать, они рядом с нами” (Материалы Пленума Центрального Комитета ЦК КПСС 14-15 июня 1983г., с47- 48).

Интернациональное взаимообогащение культур народов СССР – это объективная потребность современности. Она практически воплощалась во всех сферах культурной политики,в современной работе творческих коллективов республик,повседневном обмене опытом, подготовки кадров и в других сферах.

Коммунистическая партия неоднократно подчеркивала, что для дальнейшего совершенствования социалистической культуры необходимо развитие новых методов и форм работы, позволяющих сделать еще более плодотворным взаимное обогащение культур, и, самое главное, создание условий, содействующих появлению высокоидейных, высокохудожественных произведений. Жизнь показала,что социализм не только не ведет к утрате народами своего неповторимого своеобразия, особенностей культуры, традиций, но и поднимает это своеобразие на новую высоту и делает их достоянием многих других народов. Тем самым обогащается образ жизни как отдельных наций, так и всей социальной интернациональной общности.

Повышение роли социалистической культуры в жизни советского общества, в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании советских людей отразилось в расширении гарантируемых государством прав и свобод советских граждан в области культуры, провозглашенных в Конституции СССР (статьи 45 – 47).

В Тезисах ЦК КПСС к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина марксистско-ленинская идеология определяется как «последовательное выражение коренных интересов рабочего класса, всех трудящихся и вместе с тем проверенная опытом социализма научная теория,дающая объективно верную картину мира,надежный ориентир в практической деятельности” (об идеологической работе КПСС,Сборник документов. 2-е изд., доп. М.,1983г.,с.188).Она просвещает и возвышает разум человека,облагораживает его чувства, организует волю миллионов, она утверждает единство революционной мысли и революционного действия. Это идеология социального оптимизма и мира.

В СССР марксизм-ленинизм незыблемо утвердился как идеология всего народа. Но это не означает,что все проблемы формирования социалистического сознания были решены.

Теперь нам предстоит ещё большая работа, с тем чтобы сделать каждого человека способным самостоятельно оценивать сложные явления социально-политической жизни, видеть связь текущих дел с перспективами развития общества, с осуществлением идеалов коммунизма.

Формирование коммунистического мировоззрения происходит в обстановке острейшей идеологической борьбы на международной арене, в условиях, когда американский империализм возвел в ранг государственной политики оголтелый антикоммунизм, воинствующий авантюризм, когда идеологи империализма не гнушаются никакими средствами в борьбе против социалистической идеологии, стремясь нагло извратить и скомпрометировать марксистско-ленинские идеалы, отвратить честных людей планеты от социализма. Поэтому особое значение приобретают прочная идейная закалка каждого коммуниста и человека понимающего правильность марксистско-ленинской идеологии, усиление контр пропагандистской работы, бескомпромиссной борьбы против буржуазной идеологии,а также решительное разоблачение ухищрений враждебной пропаганды,развенчание фальшивых ценностей буржуазного образа жизни.

лнп гнм

БУДЁННОВСКИЙ РАЙКОМ КП ДНР г. ДОНЕЦК

Обсудить статью и оставить комментарии можно на форумах сайта «Искра ДНР»

Товарищи! Подписывайтесь на наши группы и наш «Телеграм» канал!

  • Наш канал Яндекс Дзен
  • Наш новый канал в Яндекс Дзен
  • Наш блог в «МирТесен»
  • Наш журнал на «Конте» «ДНР Искра»
  • Наша группа в ВКонтакте «ДНР Искра»
  • Наша группа в ОдноКласниках «ДНР Искра»
  • Наше сообщество в ЖЖ «Искра ДНР»
  • Наш канал в Телеграм «Искра ДНР»
  • Наши форумы для обсуждения статей и дискуссий

Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают индивидуальные права (на жизнь, личную свободу и собственность); равные права и всеобщее равенство перед законом; свободную рыночную экономику; правительство, избираемое на честных выборах; прозрачность государственной власти. Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.

Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

На сегодняшний день либерализм является одной из ведущих идеологий в мире. Концепции личной свободы, чувства собственного достоинства, свободы слова, всеобщих прав человека, религиозной терпимости, неприкосновенности личной жизни, частной собственности, свободного рынка, равенства, правового государства, прозрачности правительства, ограничений на государственную власть, верховной власти народа, самоопределения нации, просвещённой и разумной государственной политики — получили самое широкое распространение. К либерально-демократическим политическим системам относят такие разные по культуре и уровню экономического благополучия страны, как Финляндия, Испания, Эстония, Словения, Кипр, Канада, Уругвай или Тайвань. Во всех этих странах либеральные ценности играют ключевую роль в формировании новых целей общества, даже несмотря на разрыв между идеалами и реальностью.

В силу того, что в Западной Европе и Северной Америке большинство политических течений выражают солидарность с идеалами политического либерализма, возникла необходимость более узкой классификации. Правые либералы делают акцент на классическом либерализме, но при этом возражают против ряда положений социального либерализма.

Консервати́зм (от лат.conservate — сохранять, охранять, заботиться о сохранении) — политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

Ведущими теоретиками консерватизма конца XVIII-начала XIX веков были Э.Берк, С.Колридж, У,Вордсворт, Ж.де Местр и др. Э.Берк написал в 1790 году книгу <Размышления о французской революции>, которая стала <Библией> консерватизма.

На раннем этапе своего развития консерватизм отражал интересы дворянских кругов, а в XIX веке, приняв во внимание ряд положений классического либерализма, стал превращаться в идеологическое оружие буржуазии. Самым важным вкладом в развитие либеральной политической и экономической философии стало укрепление консерватизмом социальной интеграции.

Традиционализм как разновидность консерватизма делает упор на необходимости сохранения социальных устоев и соблюдении моральных традиций, присущих рыночному капитализму, а в некоторых случаях и феодализму.

В ходе своего развития консерватизм приобрел ярко выраженные черты либертаризма, центральными позициями которого стали крайний антиэтатизм, неограниченная свобода индивида. Либертаризм утверждает первенство прав индивида над интересами коллектива, недопустимость государственного вмешательства в экономику, рассматривает государство благосостояния лишь вариантом социализма.

Другой разновидностью консерватизма, как считают многие политологи, является неоконсерватизм. По своему подходу к решению важнейших политических и социальных вопросов очень близок к неолиберализму

Исследование различных форм неоконсерватизма в Западной Европе и США позволил ряду политологов сделать вывод о том, что существует три его разновидности. Первая — либерально-консервативная, которая ярко выражена в Великобритании и США, где слияние либерализма и консерватизма полностью завершилось, и либерализм представляет единая партия, находящаяся на правом фланге политического спектра, обладающая однородной идеологией и устойчивой социальной базой. Эта форма неоконсерватизма утверждает максимально тесные связи между рыночной экономикой, индивидуальной свободой и властью закона.

Следующая разновидность — христианская демократия. Здесь главный акцент ставится на ценности христианского морального порядка. Христианская демократия одобряет в отличие от либерального консерватизма государственное регулирование поведения людей, а концепция органичного общества сохраняет большое влияние.

Наблюдается растущее сближение этих двух разновидностей современного консерватизма.

К третьей разновидности относится авторитарный консерватизм или консервативный национализм, который отстаивает сильное государство, необходимой для защиты консервативных ценностей. За государством признается право вмешиваться как в экономику, так и в деятельность отдельных институтов, поскольку рынок и личность считаются выражением анархистских начал. Национализм и популизм в значительно большей степени присущи именно данной разновидности. Консервативный национализм придает первенствующее значение национальным традициям, национальному единству и национальной гордости, что работает на укрепление государства. Все три разновидности консерватизма, несмотря на различия в своих идеологических нюансах и акцентах, должны рассматриваться как составные части целостной консервативной плеяды, имеющей ряд основных принципов, которые разделяются всеми его подразделениями. К ним относятся следующие:

— существует универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией;

— природа человека несовершенна, в ней скрывается неразумие и греховность;

— естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития;

— попытки социального уравнительства с помощью силы закона бесперспективны;

— важнейшая роль частной собственности для достижения личной свободы и защиты социального порядка;

— ненадежность прогресса; традиционные нормы являются главной движущей силой прогресса;

— сфера человеческого разума ограничена, отсюда вытекает важность традиций, институтов, символов, ритуалов и даже предрассудков;

— рассредоточение, ограничение и сбалансированность политической власти, которая способна предотвратить возможную тиранию правления большинства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *