Льготы по НДС 2018

Какие существуют льготы по НДС?

Льготы по НДС можно найти в ст. 149 НК РФ. При этом нужно иметь в виду, что не все перечисленные в указанной статье операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подпадают под понятие льгот. Ведь, напомним, что льгота дает преимущества одним категориям налогоплательщиков перед другими (п. 14 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33, Письмо ФНС от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737). Так, например, к льготам можно отнести освобождение от налогообложения следующих операций:

  • реализация в образовательных и медицинских организациях продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми этих организаций, а также реализация таким организациям продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 22.11.2000 № 884 ), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация продукции собственного производства организациями, занимающимися производством селхозпродукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на селхозработы (пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Ст.149 НК РФ содержит большое число операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Однако большинство из них к налоговым льготам отношения не имеет, поскольку такие операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) у всех налогоплательщиков, т. е. преимущества одних перед другими не создаются.

Это, например:

  • реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042 (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли (пп. 18 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Если налогоплательщик применяет льготы по НДС

Применение налогоплательщиком налоговых льгот налагает на него определенные дополнительные обязательства. Так, при проведении камеральной проверки НДС-декларации у налогоплательщика, применяющего налоговые льготы, инспекция может запросить (п. 6 ст. 88 НК РФ):

  • пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы по НДС;
  • документы, подтверждающие право на льготы.

Ведение налогоплательщиком освобожденных от НДС операций, в т.ч. использование налоговых льгот по НДС, обязывает его вести раздельный учет таких операций (в т.ч. входящего НДС по ним) (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Сведения об операциях, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в т.ч. признаваемых налоговыми льготами, нужно отражать в разделе 7 декларации по НДС (Приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

Источник: https://glavkniga.ru/situations/k509281

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом и уплачивается в Федеральный бюджет.

Данному налогу посвящена 21 глава Налогового кодекса.

НДС начисляется при реализации (на территории Российской Федерации) покупателям облагаемых данным налогом товаров, работ, услуг и имущественных прав.

При этом, в целях 21 главы Налогового кодекса, передача права собственности на:

  • товары,
  • результатов выполненных работ,
  • оказание услуг

на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей налогообложения НДС.

Налог рассчитывается по установленной Налоговым кодексом ставке (0%, 10% или 18%), дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав).

НДС, подлежащий уплате в бюджет определяется, как разница между суммами НДС начисленного с реализации и суммами «входящего» НДС, который был предъявлен организации-налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых операций.

Налогоплательщиками НДС являются организации (ИП), осуществляющие облагаемые НДС операции, применяющие общий режим налогообложения.

Кроме того, НДС уплачивается в бюджет налоговыми агентами, являющимися таковыми в соответствии с положениями Налогового кодекса.

Не смотря на то, что в нашей стране вряд ли найдется бухгалтер, который никогда не слышал про НДС, некоторые нюансы налогообложения данным налогом вызывают множество вопросов, стоит с ними столкнуться на практике.

К таким нюансам относятся льготы по НДС и особенности их применения налогоплательщиками данного налога.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в п.1-3 статьи 149 НК РФ и является закрытым.

Федеральным законом от 28.07.2012 №145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст.149 Налогового кодекса, вступающие в силу с 01.01.2013г.

Вышеуказанный закон дополнил перечень операций, не подлежащих обложению НДС.

В статье будут рассмотрены изменения, внесенные в ст.149 НК РФ, а так же особенности отказа от льгот по НДС и порядок их применения, предусмотренные положениями НК РФ.

Изменения в перечне необлагаемых НДС операций, вступившие в силу с 01.01.2013

Статьей 3 закона №145-ФЗ, пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса, был дополнен пунктом 12.2.

В соответствии с п.2 ст.149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках (п.12.2):

  • услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;
  • услуг, оказываемых указанными в абзаце втором настоящего подпункта организациями, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации);
  • услуг по проведению, контролю и учету товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, оказываемых операторами товарных поставок, получившими аккредитацию в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • услуг по принятию на себя обязательств, подлежащих включению в клиринговый пул, оказываемых центральными контрагентами на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности либо при условии получения ими аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • услуг по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема организованных торгов, оказываемых маркет-мейкерами в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №325-ФЗ «Об организованных торгах».

Обратите внимание: При изменении редакции п.1 — 3 ст.149 (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты (п.8 ст.149 НК РФ).

Кроме того были внесены изменения в абзац первый пп.2 п.3 ст.149 НК РФ, а именно фраза «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг)» теперь звучит, как «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 настоящей статьи)».

Так же, в пункте 4 ст.169 НК РФ произведены аналогичные изменения:

  • фраза «(за исключением брокерских и посреднических услуг)» заменена на «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса)».

Возможность отказа от применения льгот по НДС в соответствии с положениями налогового кодекса

В соответствии с положениями статьи 56 Налогового кодекса, льготами по налогам и сборам признаются:

  • предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

При этом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

В соответствии с п. 2 ст.56 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Положения статьи 149 НК РФ предусматривают возможность отказа от налоговых льгот по НДС только в отношении операций, освобождающихся от налогообложения в соответствии с п.3 ст. 149 НК РФ.

В соответствии с п.5 ст.149 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п.3 ст.149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.

Для того, чтобы использовать данное право отказа от льготы, налогоплательщику необходимо представить соответствующее заявление в ИФНС по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода*, с которого налогоплательщик намерен:

  • отказаться от освобождения
  • или приостановить его использование.

*В соответствии с положениями ст.163 НК РФ, налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее — налоговые агенты) устанавливается как квартал.

При этом, такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149.

Налоговым законодательством не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Так же не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Таким образом, от льгот по НДС, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 149 НК РФ, налогоплательщик отказаться не в праве, то есть – они являются обязательными к применению.

Условия применения налоговых льгот по НДС

Как уже упоминалось выше, список необлагаемых НДС операций, перечисленных в п.1, п.2 и п.3 ст.149 НК РФ является закрытым и не подлежит расширению.

Кроме этого ограничения, положениями главы 21 Налогового кодекса предусмотрены определенные условия, так же ограничивающие возможность применения льгот по НДС.

При этом, положениями ст.149 НК РФ предусмотрены как индивидуальные условия применения для каждой льготы (они установлены непосредственно п.1-3 ст.149), так и общие условия, которые необходимо соблюдать всем налогоплательщикам, на которых они распространяются.

Таких общих условий всего три:

Условие 1:

Применение льгот по НДС возможно только при осуществлении организацией предпринимательской деятельности в своих интересах.

В соответствии с п.7 ст.149 НК РФ, освобождение от налогообложения в соответствии с положениями статьи 149 не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе:

  • договоров поручения,
  • договоров комиссии,
  • агентских договоров,

если иное не предусмотрено положениями НК РФ.

Условие 2:

В случае осуществлении льготируемых видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию, для применения льготы необходимо иметь соответствующую лицензию.

Если лицензии у налогоплательщика нет, то применять льготу по НДС он не в праве.

В соответствии с п.6 ст.149 НК РФ, перечисленные в 149 статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения):

  • при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Условие 3:

В соответствии с п.4 ст.149 НК РФ, в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

При организации раздельного учета по НДС необходимо руководствоваться статьей 170 Налогового кодекса.

В соответствии с п.4 ст.170 НК РФ, суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

1. Учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п.2 ст.170 НК РФ:

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС

2. Принимаются к вычету в соответствии со ст.172 НК РФ:

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

3. Принимаютсяк вычету либо учитываются в их стоимостив той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения):

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости:

  • отгруженных товаров (работ, услуг),
  • имущественных прав,

операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

При определении пропорции, необходимо обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей.

Соответственно, выручка от реализации, облагаемой НДС, в целях расчета пропорции принимается в сумме, не включающей в себя НДС.

По ОС и НМА, принимаемым к учету в первом или втором месяцах квартала, налогоплательщик имеет право определять указанную пропорцию исходя из стоимости:

  • отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг),
  • переданных имущественных прав,

операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных (переданных) за месяц товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным:

  • товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА,
  • имущественным правам,

используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Это означает, что суммы «входного» НДС с осуществленных организацией расходов, не относящихся напрямую к облагаемым НДС операциям по основным видам деятельности компании, например:

  • общехозяйственные расходы,
  • расходы на приобретение ОС и НМА непроизводственного назначения (например — офисная мебель)
  • расходы на материалы, не относящиеся к прямым расходам
  • и пр.,

необходимо делить по методике, утвержденной в учетной политике организации для целей налогообложения.

В результате раздельного учета часть «входного» НДС будет принята к вычету, а другая часть увеличит сумму вышеуказанных расходов.

В целях организации раздельного учета «входного» НДС, можно в бухгалтерском учете вести учет такого НДС, подлежащего и не подлежащего распределению, на отдельных субсчетах к счету 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Если у налогоплательщика отсутствует раздельный учет, то суммы «входного» НДС по приобретенным:

  • товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА,
  • имущественным правам,

нельзя принять к вычету.

Суммы такого НДС так же нельзя включить в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций (НДФЛ).

Налогоплательщик имеет право не применять вышеуказанные требования в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов* на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В этом случае все суммы НДС, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, установленным ст. 172 НК РФ.

*При этом необходимо помнить, что под величиной совокупных расходов понимаются не только прямые, но и косвенные расходы организаций.

В соответствии с требованиями действующего законодательства, порядок распределения косвенных расходов организация устанавливает самостоятельно, закрепив его в своей учетной политике для целей налогообложения.

Косвенные расходы можно распределять пропорционально следующим показателям:

  • Выручке от реализации,
  • прямым затратам,
  • численности персонала,
  • фонду оплаты труда,
  • стоимости основных фондов,
  • иным подобным показателям.

В целях расчета пропорции, в отношении финансовых инструментов срочных сделок принимаются:

  • стоимость финансовых инструментов срочных сделок, предполагающих поставку базисного актива*, при условии отгрузки (передачи) базисного актива соответствующих финансовых инструментов срочных сделок в налоговом периоде (месяце),

*определяется по правилам, установленным ст. 154 НК РФ.

  • сумма чистого дохода, полученного налогоплательщиком в текущем налоговом периоде (месяце) по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива (в том числе полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту), включая суммы денежных средств, которые должны быть получены по таким обязательствам в будущих налоговых периодах, если дата определения (возникновения) соответствующего права требования по финансовым инструментам срочных сделок имела место в текущем налоговом периоде (месяце).

О порядке определения чистого дохода Минфин в своем Письме от 20.07.2012г. №03-07-11/166 излагает следующее:

«Нормами Кодекса понятие суммы чистого дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива, не определено.

Однако исходя из экономического смысла данного понятия, по нашему мнению, суммой чистого дохода в указанном случае является разница между всеми полученными доходами, не связанными с реализацией базисного актива (полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту) по всем финансовым инструментам срочных сделок, и всеми уплаченными расходами, не связанными с реализацией базисного актива (уплаченные суммы вариационной маржи и премий по контракту) по всем финансовым инструментам срочных сделок.»

При расчете пропорции организации, осуществляющие клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг (деятельность по определению (сверке) обязательств по заключаемым на биржевых торгах и (или) торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг гражданско-правовым договорам, предметом которых является товар или иностранная валюта финансовых инструментов срочных сделок, а также по обеспечению и (или) контролю их исполнения, не учитывают сделки:

  • с ценными бумагами,
  • финансовыми инструментами срочных сделок,
  • иные сделки, по которым такая клиринговая организация является стороной в целях осуществления их клиринга,
  • а также сделки, совершаемые клиринговой организацией в целях обеспечения исполнения обязательств участников клиринга.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/306096/

* * *

Возможность применения налоговых льгот налогоплательщиком, претендующим на ту или иную льготу по НДС, зависит от соблюдения им ряда условий пользования льготами, установленных Налоговым кодексом РФ. Предусмотренные НК РФ условия пользования льготами условно можно разделить на общие условия применения налоговых льгот, т.е. условия, распространяемые на всех без исключения соискателей льгот, и специальные, установленные в зависимости от конкретной льготы по налогу на добавленную стоимость.

Согласно положениям части второй НК РФ, общие условия применения налоговых льгот по НДС следующие:

  • ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и не подлежащих налогообложению (п.4 ст.149 НК РФ);
  • наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ (п.6 ст.149 НК РФ).

Как видно, общие условия применения льгот по НДС с введением в действие части второй НК РФ не изменились. Аналогичные условия были предусмотрены законодательством по НДС, действовавшим и до 1 января 2001 г. (п.п.2, 5 ст.5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон о НДС)).

Операции, не подлежащие налогообложению, перечислены в ст.149 НК РФ. Необходимо также обратить внимание, что до 1 января 2002 г. продолжают действовать отдельные положения п.1 ст.5 Закона о НДС, в котором приведен перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не облагается НДС (ст.2 Федерального закона от 05.06.2000 N 118-ФЗ «О введение в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах»). Льготный режим налогообложения, предусмотренный п.п.2 и 3 ст.149 НК РФ, распространяется на операции как по реализации товаров (работ, услуг), так и по передаче этих товаров (работ, услуг) для собственных нужд.

НК РФ значительно расширил перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), в отношении которых налогоплательщик может отказаться от применения льготы либо приостановить ее применение. Эти операции приведены в п.3 ст.149 НК РФ. Отказаться от применения иных льгот, не перечисленных в п.3 ст.149 НК РФ, налогоплательщик не может. Устанавливая налогоплательщику запрет на добровольный отказ от использования ряда льгот по НДС, государство тем самым гарантирует, что цены на отдельные, наиболее значимые для потребителей виды товаров (работ, услуг), не будут увеличены на сумму НДС.

Отказ от освобождения от налогообложения может иметь место на срок не менее одного года. Отказ от использования льготы оформляется путем подачи налогоплательщиком в налоговые органы заявления в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить ее использование. Если налогоплательщик отказывается от применения льготы, то этот отказ применяется в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, от льготирования которых налогоплательщик отказался.

С введением в действие части второй НК РФ в перечень и порядок применения конкретных налоговых льгот по НДС были внесены довольно значительные изменения и дополнения. Кроме этого, ряд действовавших до 1 января 2001 г. льгот вообще был отменен, а также были введены новые, ранее не существовавшие льготы по НДС.

Рассмотрим сначала, какие из действовавших в 2000 г. льгот по НДС более не применяются. Итак, с 1 января 2001 г. отменены налоговые льготы в отношении оборотов по реализации следующих товаров (работ, услуг):

  • патентно — лицензионные операции, связанные с объектами промышленной собственности, а также получение авторских прав. До 1 января 2001 г. указанные операции, за исключением посреднических, освобождались от НДС на основании пп.»к» п.1 ст.5 Закона о НДС;
  • услуги вневедомственной охраны МВД (пп.»л» п.1 ст.5 Закона «О НДС»);
  • обороты по реализации конфискованных, бесхозных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству (пп.»р» п.1 ст.5 Закона о НДС);
  • стоимость зданий, строений и сооружений, передаваемых безвозмездно одними профсоюзными организациями другим профсоюзным организациям (пп.»т» п.1 ст.5 Закона о НДС);
  • услуги, выполняемые профессиональными аварийно — спасательными службами, профессиональными аварийно — спасательными формированиями по договорам (пп.»ы» п.1 ст.5 Закона о НДС);
  • пожарно — техническая продукция; работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе; материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно — технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности; обороты по передаче на безвозмездной основе имущества граждан и юридических лиц в собственность (пользование) пожарной охране для выполнения ее задач, предусмотренных законодательством РФ (пп.»ю» п.1 ст.5 Закона о НДС);
  • платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме (пп.»я» п.1 ст.5 Закона о НДС).

Отменив ряд ранее существовавших льгот, Налоговый кодекс РФ в то же время установил совершенно новые налоговые льготы. В частности, с введением в действие части второй НК РФ не подлежат налогообложению следующие операции:

  • операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами (пп.4 п.3 ст.149 НК РФ);
  • отдельные банковские операции организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации (пп.5 п.3 ст.149 НК РФ);
  • реализация необработанных алмазов добывающими предприятиями обрабатывающим предприятиям всех форм собственности (пп.10 п.3 ст.149 НК РФ);
  • внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно — исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (пп.11 п.3 ст.149 НК РФ);
  • передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров (пп.12 п.3 ст.149 НК РФ).
  • проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров (пп.19 п.3 ст.149 НК РФ).

Теперь рассмотрим, какие изменения коснулись тех налоговых льгот, которые были установлены ранее Законом о НДС, но продолжают действовать, поскольку аналогичные льготы предусмотрены ст.149 НК РФ.

В соответствии с пп.»г» п.1 ст.5 Закона о НДС до 1 января 2001 г. от НДС освобождалась квартирная плата (в жилищном фонде всех форм собственности). Аналогичная норма предусмотрена и НК РФ. Так, с 1 января 2001 г. НДС не облагаются услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (пп.10 п.2 ст.149 НК РФ). Кроме того, до 1 января 2004 г. помимо указанных услуг от НДС будут также освобождены услуги по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно — строительных кооперативов, а также услуги по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду) (ст.27 Федерального закона N 118-ФЗ).

Существенные изменения внес НК РФ в льготу, предусматривающую освобождение от НДС банковских операций, совершаемых банками. Во-первых, Налоговый кодекс РФ приводит не полный, а лишь примерный перечень банковских операций, освобождаемых от НДС. В частности, НК РФ не упоминает такую операцию, как осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). Данная операция относится к числу банковских в соответствии с требованиями пп.9 ст.5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». В этой связи несмотря на то что в перечне льготируемых операций данные операции специально не обозначены, они также не облагаются НДС. Во-вторых, НК РФ дополнил существующий перечень банковских операций, освобожденных от НДС (см. пп.»е» п.12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты НДС», далее — Инструкция N 39), рядом операций, которые ранее от налогообложения не освобождались. К ним, в частности, относятся:

  • выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
  • оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент — банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала (пп.3 п.3 ст.149 НК РФ).

С 1 января 2001 г. необходимым условием применения льготного режима налогообложения в отношении продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций (напомним, что Закон о НДС распространял действие этой льготы не на все медицинские учреждения, а только на больницы), детских дошкольных учреждений, является реализация этих продуктов в указанных учреждениях. Кроме того, Налоговый кодекс РФ установил льготу и любым другим организациям общественного питания, которые производят и реализуют продукты питания столовым указанных выше организаций и учреждений. В отношении иных, не поименованных выше учреждений и организаций социально — культурной сферы, финансируемых из бюджета, НК РФ отменил существовавшие ранее льготы (пп.5 п.2 ст.149 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ сохранена льгота по НДС в отношении оборотов по реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (пп.1 п.2 ст.149 НК РФ). При этом до 1 января 2002 г. данная льгота применяется с определенными ограничениями: она не распространяется на лекарственные средства, а также важнейшие и жизненно необходимые изделия медицинского назначения. В отношении льготирования стоимости указанных товаров продолжает применяться пп.»у» п.1 ст.5 Закона о НДС (ст.2 Федерального закона N 118-ФЗ). С 1 января 2001 г. льготный режим налогообложения, предусмотренный НК РФ, будет действовать только в отношении протезно — ортопедических изделий, сырья для их изготовления и полуфабрикатов к ним, технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, а также линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных). Все виды товаров, льготируемых в соответствии с данной нормой НК РФ, должны быть определены в специальном перечне, утверждаемом Правительством РФ. Отметим, что до настоящего времени указанный перечень Правительством РФ еще не утвержден и, следовательно, использование налогоплательщиком льготы, предусмотренной пп.1 п.2 ст.149 НК РФ, становится фактически невозможным.

В соответствии с пп.2 п.2 ст.149 НК РФ не облагается НДС реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями. Эта льгота не применяется в отношении косметических, ветеринарных и санитарно — эпидемиологических услуг. В Кодексе содержится конкретный перечень медицинских услуг, стоимость которых не подлежит налогообложению.

Услуги архивных учреждений и организаций после 1 января 2001 г. не подлежат обложению НДС при условии, что они связаны с хранением, комплектованием и использованием архивов (пп.6 п.2 ст.149 НК РФ). Все иные виды услуг, оказываемых архивными учреждениями (организациями), подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.

Согласно пп.20 п.2 ст.149 НК РФ, не облагаются НДС услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства. Кодекс определяет перечень льготируемых услуг, в который в дополнение к льготировавшимся до 1 января 2001 г. добавлены следующие виды услуг:

  • по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства;
  • по распространению билетов на посещение театрально — зрелищных, культурно — просветительных и зрелищно — развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

Кроме того, пп.20 п.2 ст.149 НК РФ дополняет перечень налогоплательщиков, которые могут использовать данную льготу как учреждения культуры и искусства. К учреждениям культуры и искусства с 1 января 2001 г. относятся также театральные и концертные кассы, заповедники, национальные, природные и ландшафтные парки.

Налогом на добавленную стоимость не облагается также стоимость входных билетов, реализуемых организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно — зрелищные мероприятия (пп.13 п.3 ст.149 НК РФ). Данная льгота предоставляется в отношении билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

Начиная с 1 января 2001 г. в соответствии с пп.15 п.3 ст.149 НК РФ не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость оказанные финансовые услуги по предоставлению займов в денежной форме. Таким образом, в 2001 г. проценты, полученные от заемщика по договорам займа, НДС не облагаются. Напомним, что ранее от НДС освобождались только проценты по краткосрочным займам, выдаваемым фондами поддержки малого предпринимательства субъектам малого предпринимательства (пп.»е» п.1 ст.5 Закона о НДС).

Освобождая от налогообложения стоимость услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию, оказываемых страховыми организациями, НК РФ определяет закрытый перечень льготируемых операций по страхованию и перестрахованию (пп.7 п.3 ст.149 НК РФ). Налогом не облагаются операции, в результате которых страховая организация получает, например, страховые платежи по договорам страхования и перестрахования, средства по регрессным искам от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю. Учитывая вышеизложенное, следует иметь в виду, что с 1 января 2001 г. в отношении сумм страховых выплат, производимых при наступлении страхового случая, которые в соответствии с Законом о НДС освобождались от налога, будет действовать общий порядок налогообложения.

Налоговый кодекс РФ внес изменения в льготу, касающуюся оказания услуг в сфере образования (см. пп.14 п.2 ст.149 НК РФ). Суть данных изменений заключается в следующем. Теперь такой льготой могут воспользоваться только некоммерческие образовательные организации. Напомним, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Данная льгота не распространяется на консультационные услуги, оказываемые этими организациями. Кроме того, если ранее (т.е. до 1 января 2001 г.) товары (работы, услуги), производимые и реализуемые образовательными организациями, в случае, если доход, полученный от этой деятельности, направлялся в данное образовательное учреждение и (или) на нужды образовательного процесса, НДС не облагались (пп.»л» п.12 Инструкции N 39), то теперь независимо от того, куда направляется доход, указанные операции облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Согласно пп.2 п.3 ст.149 Налогового кодекса РФ и в соответствии со ст.26 Федерального закона N 118-ФЗ с 1 января 2001 г. от налога на добавленную стоимость освобождается реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ (Перечень товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения НДС…, утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 884)), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

  • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Кроме того, с 1 января 2001 г. до 1 января 2002 г. в соответствии со ст.26 Федерального закона N 118-ФЗ льгота по налогу на добавленную стоимость предоставляется и иным организациям со среднесписочной численностью инвалидов среди работников этих организаций не менее 50% и их долей в фонде оплаты труда не менее 25% при реализации производимых такими организациями товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг). При этом согласно указанной статье вышеназванного Федерального закона перечень таких организаций должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. Но на данный момент такого перечня еще нет. Как отмечает в своем Письме от 03.11.2000 N 04-03-11 Минфин России, в настоящее время данный перечень находится в стадии разработки. До момента утверждения Правительством РФ соответствующего перечня организаций возможность применения указанной льготы по НДС исключается.

Подпунктом 20 п.3 ст.149 НК РФ предусмотрено важное ограничение для организаций — производителей сельхозпродукции, реализующих продукцию собственного производства в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы. В соответствии с частью второй НК РФ подобная реализация сельхозпродукции освобождается от НДС только при условии, что удельный вес доходов организации от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме ее доходов составляет 70% и более.

Согласно пп.18 п.3 ст.149 НК РФ налогом на добавленную стоимость не облагаются операции по реализации путевок (курсовок) в санаторно — курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха. Применение данной льготы с 1 января 2001 г. возможно при соблюдении следующих условий:

  • учреждение, в которое реализуется путевка (курсовка), расположено на территории РФ;
  • льгота действует в отношении тех путевок (курсовок), форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

Ранее существовавшая льгота в отношении туристско — экскурсионных путевок (см. пп.»у» п.1 ст.5 Закона о НДС) более не применяется. Следовательно, с 1 января 2001 г. реализация туристско — экскурсионных путевок облагается НДС.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено предоставление льгот в отношении услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Однако до 1 января 2002 г. данная льгота все же будет применяться, поскольку пп.»э» п.1 ст.5 Закона о НДС продолжает действовать и в течение 2001 г. (ст.2 Федерального закона N 118-ФЗ).

До 1 января 2002 г. также будет действовать и льгота, установленная пп.»я.1″ п.1 ст.5 Закона о НДС, предусматривающая освобождение от НДС работ и услуг по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством (ст.2 Федерального закона N 118-ФЗ). После указанной даты круг льготируемых работ станет более широким и из-под обложения НДС будут выведены: ремонтно — реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, а также культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ). При этом услуги по охране памятников истории и культуры, охраняемых государством, с 1 января 2002 г. будут облагаться НДС.

В соответствии с пп.22 п.2 ст.149 НК РФ реализация услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, НДС не облагается. Отметим, что ранее существовавшая льгота распространялась только на работы и услуги, выполняемые плательщиками НДС, исключительно для иностранных юридических и физических лиц по обслуживанию иностранных судов (пп.»ж» п.14 Инструкции N 39).

Аналогичные изменения коснулись и льготы в отношении работ и услуг по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, предусмотренной тем же пп.»ж» п.14 Инструкции N 39. Теперь НДС не облагаются работы и услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы (услуги) независимо от факта государственной принадлежности морского судна (судна внутреннего плавания) и статуса организации, для которой выполняются указанные работы (оказываются услуги) (пп.23 п.2 ст.149 НК РФ).

Несмотря на то что операции, перечисленные в ст.149 НК РФ, от налогообложения освобождены, налогоплательщик при их совершении все же обязан составить счет — фактуру (п.3 ст.169 НК РФ). При этом в составляемом счете — фактуре делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)» (п.5 ст.168 НК РФ). Если в счете — фактуре указанная надпись не сделана, а будет выделена сумма НДС, то это означает, что с покупателя товаров (работ, услуг) указанный налог получен и соответственно у продавца возникнет обязанность перечислить полученный НДС в бюджет (п.5 ст.173 НК РФ).

И в заключение несколько слов об учете сумм «входного» НДС. В соответствии с положениями гл.21 НК РФ после 1 января 2001 г. суммы «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) могут либо вычитаться из сумм налога, начисленных налогоплательщиком с облагаемого оборота, либо включаться в состав расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц). Согласно п.2 ст.170 НК РФ налогоплательщик, производящий и (или) реализующий продукцию, освобожденную от НДС в соответствии со ст.149 НК РФ, суммы «входного» НДС должен включать в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц). А если налогоплательщик суммы «входящего» НДС примет к вычету или возмещению, то в этой ситуации соответствующие суммы НДС должны быть им восстановлены и уплачены в бюджет (п.3 ст.170 НК РФ).

В.Мешалкин

АКДИ «Экономика и жизнь»

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/29250-lgoty-ustanavlivaet-novye-pravila

НК РФ Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019)

  • Статья 143. Налогоплательщики
  • Статья 144. Утратила силу
  • Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
  • Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности
  • Статья 146. Объект налогообложения
  • Статья 147. Место реализации товаров
  • Статья 148. Место реализации работ (услуг)
  • Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
  • Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
  • Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
  • Статья 152. Утратила силу
  • Статья 153. Налоговая база
  • Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
  • Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
  • Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
  • Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
  • Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
  • Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
  • Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
  • Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
  • Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Статья 163. Налоговый период
  • Статья 164. Налоговые ставки
  • Статья 165. Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов
  • Статья 166. Порядок исчисления налога
  • Статья 167. Момент определения налоговой базы
  • Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
  • Статья 169. Счет-фактура
  • Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
  • Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 171. Налоговые вычеты
  • Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
  • Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
  • Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
  • Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
  • Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации
  • Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
  • Статья 175. Исключена
  • Статья 176. Порядок возмещения налога
  • Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
  • Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 178. Утратила силу

Открыть полный текст документа

Источник: http://www.Consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/5eec45b5e2f637ffe0599160528cec70be3f1e60/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *