Льготы на прибыль

Содержание

Ряду организаций в качестве поддержки предоставляются льготы по налогу на прибыль. О том, кому положены льготы по налогу на прибыль организаций и как получить эти льготы – пойдёт речь в данной статье.

Кто обязан производить уплату налога на прибыль организаций?

В соответствии со ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Что является объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций?

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

Организации Доход
Российские организации Полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства Доходы, уменьшенные на величину произведенных постоянными представительствами расходов
Иные иностранные организации Доходы, полученные от источников в Российской Федерации
Организации — участники консолидированной группы налогоплательщиков Совокупная прибыль участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на участника

Налоговый период по налогу на прибыль организаций

Согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются:

  • первый квартал;
  • полугодие;
  • девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются:

  • месяц;
  • два месяца;
  • три месяца и так далее до окончания календарного года.

Когда необходимо сдавать налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций?

Утверждены форма налоговой декларации, порядок её заполнения и способ предоставления:

Налогоплательщик Получение дохода Нормативный акт
Российские организации В Российской Федерации Приказ Федеральной налоговой службы от 19 октября 2016 г. № ММВ-7-3/ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме»
За пределами Российской Федерации Приказ МНС РФ от 23 декабря 2003 г. № БГ-3-23/709 «Об утверждении формы Налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и инструкции по ее заполнению»
Иностранные организации В Российской Федерации Приказ МНС РФ от 5 января 2004 г. № БГ-3-23/1 «Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации и внесении изменений и дополнений в Инструкцию по ее заполнению»

В соответствии со ст. 289 НК РФ определены срок предоставления налоговой декларации:

Отчётный период Срок предоставления налоговой декларации
· первый квартал;

· полугодие;

· девять месяцев календарного года

Не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
· месяц;

· два месяца;

· три месяца и так далее до окончания календарного года

Не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Год Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Как необходимо предоставлять налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций?

В соответствии с п.3 ст. 80 НК РФ налоговую декларацию по налогу на прибыль необходимо предоставлять как в бумажном, так и в электронном виде. Способ подачи налоговой декларации зависит от среднесписочной численности работников:

Среднесписочная численность Способ предоставления налоговой декларации
Превышает 100 человек В электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота
Не превышает 100 человек Можно предоставлять в бумажном виде

Кому положены льготы по налогу на прибыль организаций?

Согласно Налоговому кодексу РФ льготы по налогу на прибыль организаций предоставляются следующим организациям:

Организации Нормативный акт
Организации, осуществляющие образовательную деятельность · виды деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 917 «Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций»;

· наличие лицензии на ведение образовательной деятельности;

· доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы;

· в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

· организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами.

ст. 284.1 НК РФ
Организации, осуществляющие медицинскую деятельность · виды деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 917 «Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций»

· наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности;

· доходы организации за налоговый период от ведения медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы;

· в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

· в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

· организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами.

ст. 284.1 НК РФ
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями · доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов;

· применение общей системы налогообложения

Важно! В том случае, если сельскохозяйственный производитель применяет ЕСХН – право на льготу по налогу на прибыль организации утрачивается

п. 1.3 ст. 284 НК РФ
Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан · организация включена в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;

· доходы организации за налоговый период от деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы, либо организация, осуществляющая социальное обслуживание граждан, за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы;

· в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

· организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами.

ст. 284.5 НК РФ
Организации — резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организации — резиденты туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер · при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами технико-внедренческой особой экономической зоны;

· при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами таких особых экономических зон.

п. 1.2 ст. 284 НК РФ
Организации — участники свободной экономической зоны · при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

Важно! В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения пониженных ставок, предусмотренных настоящим пунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне.

п. 1.7 ст. 284 НК РФ
Организации, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития
  • государственная регистрация юридического лица осуществлена соответственно на территории опережающего социально-экономического развития либо на территории свободного порта Владивосток;
  • организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами соответственно территории опережающего социально-экономического развития либо территории свободного порта Владивосток;
  • организация не применяет специальных налоговых режимов;
  • организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;
  • организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;
  • организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа;
  • организация не является участником региональных инвестиционных проектов.
п. 1.8 ст. 284 НК РФ

ст. 284.4 НК РФ

Как получить льготу по налогу на прибыль организаций?

Для того, чтобы получить льготу по налогу на прибыль организации, — необходимо выполнить ряд действий:

  1. Обратиться в ИФНС с пакетом документов в срок не позднее, чем за месяц до начала нового налогового периода:
  • заявление;
  • документы, подтверждающие право на получение льгот по налогу на прибыль организаций.
  1. По окончании налогового периода предоставить следующие документы:
  • налоговая декларация;
  • документы, подтверждающие выполнение условий, являющихся основанием для получения льготы по налогу на прибыль организации.

Ответственность за нарушение сроков уплаты налога на прибыль организации

За нарушение сроков уплаты налогов предусмотрена ответственность:

Нарушение Штрафные санкции
Нарушение сроков предоставления налоговой декларации 5% суммы налогов (не менее 1 000 рублей)
Нарушение сроков уплаты налога 20% суммы налога (в случае умышленной неуплаты налога 40% суммы налога)

Согласно ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок в налоговые органы документов влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В соответствии со ст. 119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в тех случаях, когда это необходимо делать, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Не следует забывать о том, что согласно п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации возможно принятие решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Вопросы и ответы

Вопрос № 1. Какие именно документы мы должны предоставить для получения льготы по налогу на прибыль организаций как сельхозпроизводители?

Если по режиму налогообложения налоговым органам всё ясно, то вам необходимо подтвердить долю дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, которая должна составлять не менее 70 процентов.

Вопрос № 2. Мы являемся образовательной организацией и применяем УСН. Можем ли рассчитывать на льготу по налогу на прибыль организаций?

Данной льготой могут воспользоваться только организации, применяющие общий режим налогообложения

Для организаций, работающих на общей системе налогообложения, обычная ставка по налогу на прибыль составляет 20%. Однако в некоторых случаях данный тариф может быть уменьшен, причем в некоторых случаях – даже до нуля. В каких случаях можно получить льготы по налогу на прибыль?

Региональные послабления

Формально понятие льгот по налогу на прибыль в законодательстве не закреплено. Однако по факту есть несколько ситуаций, в которых размер отчислений в бюджет по данной статье может быть существенно снижен. Одним из таких случаев является региональное снижение налоговой ставки.

Распределение налога на прибыль, а именно его стандартно установленной ставки в 20% происходит в пропорции 2% и 18%, зачисляемых соответственно в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ. Статьей 284 Налогового кодекса региональные власти наделены полномочиями уменьшать ставку налога на прибыль в «своей» части, снижая ее с 18% до 13,5%.

Как правило, региональные законы о снижении ставки налога на прибыль определяют конкретную специфику деятельности, а также прочие условия, которые должны соблюдать организации, претендующие на снижение налогового бремени. Таким образом, это не повсеместное использование пониженной ставки, а именно некая льгота, которой может воспользоваться та или иная компания, которая отвечает определенным требованиям закона. Так, Законом г. Москвы от 5 марта 2003 г. № 12 снижение ставки по налогу на прибыль в ее региональной части до 13,5% предусмотрено для общественных организаций инвалидов с участием таких лиц не менее 80%, а также для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и компаний, использующих труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%. Другой пример: в Санкт-Петербурге пониженные ставки в размере 13,5% или 15,5% предусмотрены местным Законом от 14 июля 1995 г. № 81-11, причем данный законодательный акт предоставляет льготы по налогу на прибыль сразу ряду компаний, в зависимости от вида их деятельности, объемов вложения во внеоборотные активы и общей специфики ведения бизнеса. Есть аналогичные законодательные акты и в большинстве других регионов страны.

Нулевая ставка по налогу на прибыль

Еще одна своеобразная льгота по налогу на прибыль – возможность применения нулевой ставки. Она предусмотрена для организаций, которые ведут медицинскую или образовательную деятельность (п. 1.1, ст. 284 НК РФ).

Разумеется, такие организации должны соответствовать жестким условиям, предусмотренным Налоговым кодексом. Прежде всего, конкретное направление их деятельности должно быть включено в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ. Они должны иметь соответствующую лицензию на осуществление образовательной или медицинской деятельности. Доходы от данных направлений бизнеса в таких организациях должны составлять не менее 90% от суммы всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы. В штате данных компаний должно трудиться не менее 15 человек, причем, в случае с медицинской организацией, численность сертифицированного медицинского персонала должна составлять не менее 50%. Кроме того медицинским и образовательным организациям запрещено осуществлять операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

В случае выполнения всех приведенных условий данные компании вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль в отношении всех своих доходов от реализации, в том числе оставшихся 10% от выручки, условно не относящихся к медицинской или образовательной деятельности.

О желании применять нулевую ставку по налогу на прибыль компания обязана заявить не позднее, чем за 1 месяц до начала очередного налогового периода по налогу на прибыль, в котором планируется работа на льготной ставке, то есть нулевая ставка по налогу на прибыль в 2017 году может применяться, если заявление подано до 1 декабря 2016 года. К заявлению прилагаются копии соответствующих лицензий. А по итогам года право на применение льготы нужно подтвердить, предоставив в ИФНС данные о доле доходов, численности работников, словом, информировать ИФНС о соответствиях, дающих право на нулевой налог по прибыли, по всем выше перечисленным пунктам. Если же нарушение какого-либо из условий было допущено в середине года, то такая организация считается работающей со стандартной ставкой налога на прибыль с начала того налогового периода, то есть календарного года, в котором это нарушение имело место. Сумма налога в этом случае подлежит восстановлению и уплате в бюджет, проще говоря, организации придется рассчитать налог на прибыль задним числом по всем доходам, полученным начиная с 1 января. А на условную просрочку платежа начисляются пени. Законодательством предусмотрен и добровольный отказ от нулевой ставки. Он возможен с начала очередного календарного года.

Спецрежимы, как альтернатива налогу на прибыль

И, наконец, нельзя не упомянуть о такой специфической льготе по налогу на прибыль, как применение спецрежимов. Уплата «упрощенного» налога на УСН по ставке 6% или 15%, ЕНВД по отдельным видам деятельности или же единого сельскохозяйственного налога отменяет необходимость рассчитываться с бюджетом по налогу на прибыль, а также по ряду других налогов, заменяя их одним общим установленным для каждого случая платежом. Разумеется, применение подобных спецрежимов также жестко регламентируется Налоговым кодексом, а процедура перехода предполагает выполнение ряда условий и соблюдения определенных правил. Но это уже, как говорится, тема для отдельного обсуждения.

НК РФ Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ)

  • Статья 246. Налогоплательщики
  • Статья 246.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности
  • Статья 246.2. Организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации
  • Статья 247. Объект налогообложения
  • Статья 248. Порядок определения доходов. Классификация доходов
  • Статья 249. Доходы от реализации
  • Статья 250. Внереализационные доходы
  • Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
  • Статья 252. Расходы. Группировка расходов
  • Статья 253. Расходы, связанные с производством и реализацией
  • Статья 254. Материальные расходы
  • Статья 255. Расходы на оплату труда
  • Статья 256. Амортизируемое имущество
  • Статья 257. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества
  • Статья 258. Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)
  • Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации
  • Статья 259.1. Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации
  • Статья 259.2. Порядок расчета сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амортизации
  • Статья 259.3. Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации
  • Статья 260. Расходы на ремонт основных средств
  • Статья 261. Расходы на освоение природных ресурсов
  • Статья 262. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
  • Статья 263. Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование
  • Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией
  • Статья 264.1. Расходы на приобретение права на земельные участки
  • Статья 265. Внереализационные расходы
  • Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам
  • Статья 267. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
  • Статья 267.1. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов
  • Статья 267.2. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
  • Статья 267.3. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций
  • Статья 267.4. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 268. Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав
  • Статья 268.1. Особенности признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса
  • Статья 269. Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения
  • Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
  • Статья 271. Порядок признания доходов при методе начисления
  • Статья 272. Порядок признания расходов при методе начисления
  • Статья 273. Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе
  • Статья 274. Налоговая база
  • Статья 275. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях
  • Статья 275.1. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств
  • Статья 275.2. Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 275.3. Особенности формирования стоимости имущества (имущественных прав) международными компаниями и иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации
  • Статья 276. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом
  • Статья 277. Особенности признания доходов и расходов при передаче имущества (имущественных прав) в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда), в качестве имущественного взноса Российской Федерации в государственные корпорации, при реорганизации и ликвидации организации
  • Статья 278. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
  • Статья 278.1. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков
  • Статья 278.2. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора инвестиционного товарищества
  • Статья 279. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования
  • Статья 280. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
  • Статья 281. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
  • Статья 282. Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами
  • Статья 282.1. Особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами
  • Статья 283. Перенос убытков на будущее
  • Статья 284. Налоговые ставки
  • Статья 284.1. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность
  • Статья 284.2. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций
  • Статья 284.2.1. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями, облигациями российских организаций, инвестиционными паями, являющимися ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
  • Статья 284.3. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов, включенными в реестр участников региональных инвестиционных проектов
  • Статья 284.3-1. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
  • Статья 284.4. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» либо статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток»
  • Статья 284.5. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан
  • Статья 284.6. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа
  • Статья 284.7. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов международными холдинговыми компаниями
  • Статья 285. Налоговый период. Отчетный период
  • Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей
  • Статья 286.1. Инвестиционный налоговый вычет
  • Статья 287. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей
  • Статья 288. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения
  • Статья 288.1. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области
  • Статья 288.2. Особенности исчисления налога участниками региональных инвестиционных проектов, включенными в реестр участников региональных инвестиционных проектов
  • Статья 288.3. Особенности исчисления налога участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
  • Статья 289. Налоговая декларация
  • Статья 290. Особенности определения доходов банков
  • Статья 291. Особенности определения расходов банков
  • Статья 292. Расходы на формирование резервов банков
  • Статья 293. Особенности определения доходов страховых организаций (страховщиков)
  • Статья 294. Особенности определения расходов страховых организаций (страховщиков)
  • Статья 294.1. Особенности определения доходов и расходов страховых медицинских организаций — участников обязательного медицинского страхования
  • Статья 295. Особенности определения доходов негосударственных пенсионных фондов
  • Статья 296. Особенности определения расходов негосударственных пенсионных фондов
  • Статья 297. Утратила силу
  • Статья 297.1. Особенности определения доходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
  • Статья 297.2. Особенности определения расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
  • Статья 297.3. Расходы на формирование резервов на возможные потери по займам кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
  • Статья 298. Особенности определения доходов профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Статья 299. Особенности определения расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Статья 299.1. Особенности определения доходов клиринговых организаций
  • Статья 299.2. Особенности определения расходов клиринговых организаций
  • Статья 299.3. Особенности определения доходов от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 299.4. Особенности определения расходов, связанных с осуществлением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 299.5. Особенности определения доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок
  • Статья 300. Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность
  • Статья 301. Срочные сделки. Особенности налогообложения
  • Статья 302. Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке
  • Статья 303. Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке
  • Статья 304. Особенности определения налоговой базы по операциям с производными финансовыми инструментами
  • Статья 305. Особенности оценки для целей налогообложения операций с производными финансовыми инструментами
  • Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации
  • Статья 307. Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации
  • Статья 308. Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке
  • Статья 309. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации
  • Статья 309.1. Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний
  • Статья 310. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом
  • Статья 310.1. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц
  • Статья 310.2. Истребование документов, связанных с исчислением и уплатой налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц
  • Статья 311. Устранение двойного налогообложения
  • Статья 312. Специальные положения
  • Статья 313. Налоговый учет. Общие положения
  • Статья 314. Аналитические регистры налогового учета
  • Статья 315. Порядок составления расчета налоговой базы
  • Статья 316. Порядок налогового учета доходов от реализации
  • Статья 317. Порядок налогового учета отдельных видов внереализационных доходов
  • Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию
  • Статья 319. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных
  • Статья 320. Порядок определения расходов по торговым операциям
  • Статья 321. Особенности ведения налогового учета организациями, созданными в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций
  • Статья 321.1. Утратила силу
  • Статья 321.2. Особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков
  • Статья 322. Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества
  • Статья 323. Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом
  • Статья 324. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств
  • Статья 324.1. Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет
  • Статья 325. Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов
  • Статья 325.1. Порядок налогового учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля
  • Статья 326. Порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления
  • Статья 327. Порядок организации налогового учета по срочным сделкам при применении кассового метода
  • Статья 328. Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам
  • Статья 329. Порядок ведения налогового учета при реализации ценных бумаг
  • Статья 330. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховых организаций
  • Статья 331. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков
  • Статья 331.1. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями
  • Статья 332. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом
  • Статья 332.1. Особенности ведения налогового учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
  • Статья 333. Особенности ведения налогового учета доходов (расходов) по операциям РЕПО

Открыть полный текст документа

Льготы по налогу на прибыль для участников инновационных проектов

Егорова С. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Российские организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ, могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика (при выполнении определенных условий). Такая льгота для «сколковцев» действует с 2011 года.

С 01.01.2019 нормы гл. 25 НК РФ, где упоминается сколковский центр (п. 1, 7 ст. 246.1, п. 1 ст. 273, п. 18 ст. 274, п. 5.1 ст. 284, п. 11 ст. 286.1, п. 6 ст. 289 НК РФ), дополнены словами, согласно которым эти нормы распространяются и на участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ.

Об особенностях налогообложения у организаций, получивших статус участников проекта в соответствии с названными законами (далее – участники проекта), расскажем в данном материале.

Освобождение от исполнения обязанностей плательщиков налога на прибыль

Согласно п. 1 ст. 246.1 НК РФ организации в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 25 НК РФ.

В соответствии с абз. 1 п. 4 указанной статьи участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получил статус участника. Начавший использовать это право должен направить в налоговый орган по месту своего учета (п. 2, 4, 7 ст. 246.1 НК РФ):

  • письменное уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 1);

  • документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта;

  • выписку из книги учета доходов и расходов или отчет о финансовых результатах участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник проекта начал использовать право на освобождение.

По окончании налогового периода не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, направляет в налоговый орган уведомление о продлении использования данного права на последующий налоговый период (с приложением указанных выше документов) или об отказе от освобождения (п. 6 ст. 246.1 НК РФ). Если участник не представил перечисленные документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), налог подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также следует перечислить соответствующие пени за неуплату авансовых платежей (абз. 4 п. 6 названной статьи).

Участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этих случаях днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма (п. 8 ст. 246.1 НК РФ).

Обратите внимание: учитывая наличие установленного срока представления документов, подтверждающих право на освобождение, по мнению Минфина (Письмо от 23.01.2017 № 03-03-06/1/3009), норма о восстановлении суммы налога и уплате ее в бюджет распространяется и на случаи представления участниками проекта документов после этого срока. Следовательно, не выполнив требование НК РФ о представлении документов в срок, участник проекта обязан исчислить налог на прибыль в целом за предыдущий налоговый период в общем порядке и уплатить его в предусмотренный срок.

Вместе с тем, отметил Минфин, указанный участник проекта не утратил право на освобождение по основаниям, установленным п. 2 ст. 246.1 НК РФ. В этой связи названный участник проекта имеет возможность воспользоваться положениями абз. 2 п. 4 данной статьи и начать применять право на освобождение, направив в налоговый орган уведомление и соответствующие документы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого он как участник проекта вновь начнет использовать это право.

Если налогоплательщик до использования им права на освобождение в соответствии со ст. 246.1 НК РФ получил убыток, то суммы этого убытка не могут быть перенесены на будущее после признания организации налогоплательщиком (п. 9 указанной статьи).

Если утрачено право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Участник проекта утрачивает право на освобождение в следующих случаях (п. 2 ст. 246.1 НК РФ):

  • при утрате статуса участника проекта – с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;

  • если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысит 1 млрд руб. – с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Объем выручки рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ.

К сведению: налогоплательщик также вправе добровольно отказаться от освобождения с начала нового налогового периода. Для этого он должен направить соответствующее уведомление в налоговый орган по месту учета не позднее 1 января года, с которого намерен реализовать эту возможность. Участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, повторно освобождение не предоставляется (п. 5 ст. 246.1 НК РФ).

Как следует из п. 5.1 ст. 284 НК РФ, прибыль, полученная после прекращения использования своего права на освобождение в связи с превышением годового объема выручки 1 млрд руб., облагается налогом на прибыль по ставке 0%.

При этом нулевая ставка действует до тех пор, пока в налоговом периоде совокупный размер прибыли (полученной нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение в связи с превышением размера выручки в 1 млрд руб.) не превысит 300 млн руб. и (или) организация не утратит статус участника проекта. Как только это произойдет, полученная прибыль подлежит обложению по общей налоговой ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом данное положение не распространяется на прибыль, полученную в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 включительно (абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

Для прибыли, полученной в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 включительно, предусмотрена другая норма – абз. 3 п. 5.1 ст. 284 НК РФ. Ее отличие от абз. 2 заключается в том, что из «общей массы» участников проекта выделены исследовательские корпоративные центры. Если участник таким центром не является, налогообложение производится по аналогии с абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ.

Если участник проекта является исследовательским корпоративным центром, то полученная им прибыль подлежит обложению по общей ставке 20% (с начислением пеней) в налоговом периоде:

  • в котором совокупный размер прибыли превысил 1 млрд руб.;

  • и (или) в котором утрачен статус участника проекта;

  • и (или) в котором доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составили менее 50% в общей сумме доходов исследовательского корпоративного центра.

Форма расчета базы по налогу у участника проекта и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 3).

Порядок определения совокупного размера прибыли изложен в п. 18 ст. 274 НК РФ, согласно которому участник проекта, прекративший использовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в связи с превышением выручки 1 млрд руб., определяет нарастающим итогом совокупный размер прибыли, полученной за истекшие налоговые периоды, с начала того налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Совокупный размер прибыли исчисляется как сумма прибыли (убытка), рассчитанной по итогам каждого предыдущего налогового периода. При этом не учитывается прибыль (убыток), полученная (полученный) по итогам налоговых периодов, предшествующих налоговому периоду, в котором годовой объем выручки, полученной участником проекта, превысил 1 млрд руб. Форма расчета совокупного размера прибыли установлена Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 2).

К сведению: расчет совокупного размера прибыли представляется вместе с налоговой декларацией (п. 6 ст. 289 НК РФ).

Итак, организации в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков. Предположим, в каком-либо году у участника проекта годовой объем выручки превысил 1 млрд руб. В этом случае с 1 января года, когда произошло превышение, он теряет право на освобождение от налогообложения. Полученная прибыль подлежит обложению по ставке 0% до тех пор, пока совокупный размер прибыли не превысит 300 млн руб. Как только это случится, прибыль подлежит обложению по общей ставке 20%.

Пример 1.

ООО «АВС» с 2014 года является участником проекта «Сколково» и пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. К концу 2015 года его выручка от реализации превысила 1 млрд руб., ООО утратило право на освобождение. Поэтому за весь 2015 год организация определяла финансовый результат, который составил 100 млн руб.

В последующие годы организация получала прибыль: в 2016 году – 60 млн руб.; в 2017 году – 80 млн руб.; в 2018 году – 90 млн руб.

Налоговые периоды

Совокупный размер прибыли, млн руб.

2015 год

2015 – 2016 годы

160 (100 + 60)

2015 – 2017 годы

240 (100 + 60 + 80)

2015 – 2018 годы

330 (100 + 60 + 80 + 90)

По итогам 2018 года совокупный размер прибыли превысил 300 млн руб.

Таким образом, ООО «АВС» уплачивало налог на прибыль по ставке 0% в периоды 2015 – 2017 годов. За 2018 год оно должно уплатить налог на прибыль по общей ставке 20%, а также пени за несвоевременное внесение авансовых платежей в течение 2018 года.

Не позднее 28.03.2019 ООО обязано перечислить в бюджет налог на прибыль, а также пени, поскольку в течение 2018 года авансовые платежи не уплачивало.

Если участник проекта (не являющийся исследовательским корпоративным центром) утратил право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в связи с превышением размера выручки 1 млрд руб. и в том же налоговом периоде его совокупный размер прибыли превысил 300 млн руб., то полученная им прибыль начиная с указанного налогового периода подлежит обложению по общеустановленной ставке в размере 20% (Письмо Минфина России от 15.01.2019 № 03-03-06/1/1183).

Пример 2.

ООО «КЛМ» с 2014 года является участником проекта «Сколково» и пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. К концу 2018 года его выручка от реализации превысила 1 млрд руб., ООО утратило право на освобождение. Прибыль за 2018 год составила 400 млн руб.

Таким образом, ООО «КЛМ» за 2018 год (то есть за тот же налоговый период, когда было утрачено право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика) будет уплачивать налог на прибыль по общей ставке 20%, а также пени за несвоевременное внесение авансовых платежей в течение 2018 года. Льготной ставкой 0% оно воспользоваться не смогло.

Еще несколько налоговых норм для участников проекта

Об упрощенном ведении учета

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет – система обобщения информации для определения базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Ведение налогового учета является обязанностью для организаций – плательщиков налога на прибыль.

Как отмечено в Письме Минфина России от 24.11.2017 № 03-03-06/1/77719, участники проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в порядке и на условиях, которые предусмотрены гл. 25 НК РФ. Однако наличие указанного права необходимо подтвердить в том числе выпиской из книги учета доходов и расходов или отчетом о финансовых результатах участника проекта, подтверждающими годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Согласно последнему абзацу п. 5.1 ст. 284 НК РФ участники проекта ведут налоговый учет в порядке, установленном ст. 346.24 НК РФ (где речь идет о ведении книги учета доходов и расходов организаций, применяющих УСНО), в случаях, если они воспользовались правом ведения книги в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Законодатели упустили из виду, что старый закон о бухучете несколько лет как был заменен Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором говорится, что организации, получившие статус участников проекта «Сколково», вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 3 п. 4 ст. 6).

О применении кассового метода

Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Организации, получившие статус участника проекта и ведущие учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ, определяют дату получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу без учета вышеуказанного ограничения.

Об отсутствии права на применение инвестиционного налогового вычета

Налогоплательщик имеет право уменьшить суммы налога на прибыль (авансового платежа), исчисленные им по налоговой ставке 20%, на сумму инвестиционного налогового вычета в порядке и на условиях, которые установлены ст. 286.1 НК РФ.

Согласно пп. 7 п. 11 этой статьи организации – участники проекта не вправе применять инвестиционный налоговый вычет.

Какие льготы по налогу на прибыль организаций установлены на 2017-2018?

Льготы по налогу на прибыль могут предоставляться как возможностью применения ставки 0%, так и в других формах: например выведения из-под налога объекта налогообложения, применения сниженных ставок, налоговых каникул. Льготы в виде нулевой ставки установлены для ряда предприятий, занятых, преимущественно, в социально-обслуживающей сфере. В ст. 284–284.6 НК РФ содержится исчерпывающий перечень лиц, которые могут претендовать на получение подобной льготы.

Льготы для образовательных и медицинских учреждений

Льготы для сельхозпредприятий

Льготы по налогу на прибыль для организаций сферы социального обслуживания

Льготы для участников особых зон

Другие льготы

Условия для получения льготы по налогу на прибыль 2017–2018

Ответственность за нарушение норм

Итоги

Льготы для образовательных и медицинских учреждений

Для организаций, занятых в сфере образования и/или медицины, предусмотрена возможность воспользоваться льготой по налогу на прибыль путем применения нулевой ставки к налоговой базе при исчислении налога (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо соблюсти ряд условий (ст. 284.1 НК РФ):

  1. Организация должна заниматься деятельностью, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом деятельность, связанная с предоставлением услуг санаторно-курортного лечения, не входит в «льготный» список – на это обращено внимание налогоплательщиков в письме Минфина от 18.05.2012 № 03-03-06/1/252.
  2. Указанная деятельность должна осуществляться на основании лицензии.
  3. Деятельность, попадающая под льготы, должна обеспечивать не менее 90% от всех поступающих доходов.
  4. В течение года штат предприятия не должен сокращаться ниже 15 сотрудников. Кроме того, для медучреждений важно придерживаться нормы, чтобы у 50% штатных работников были оформлены действующие сертификаты специалистов.
  5. Предприятие не может совершать сделки при помощи векселей либо пользоваться фининструментами срочных сделок.

Льготами могут воспользоваться предприятия образования (медицины) вне зависимости от формы собственности (государственные или частные). Льгота применяется ко всей налоговой базе налогоплательщика. Срок действия льготы – налоговый период (календарный год). Право использовать в отношении налога на прибыль организаций льготы сохраняется до конца 2019 года (п. 6 ст. 5 закона «О внесении изменений…» от 28.12.2010 № 395-ФЗ).

См. также статью «Условия применения нулевой ставки по налогу на прибыль при получении дивидендов».

Льготы для сельхозпредприятий

Предприятия, работающие в сельскохозяйственной отрасли и соответствующие критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ (в части обеспечения не менее 70% дохода от операций по выращиванию, переработке и продаже сельхозпродукции в общем объеме выручки от реализации), имеют право воспользоваться льготой в виде ставки 0% по уплате налога на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ).

Является важным, чтобы такой сельхозтоваропроизводитель находился на общей системе налогообложения. Выбрав упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога, налогоплательщик теряет право на льготы по налогу на прибыль, поскольку на упрощенной системе этот налог не платится.

Льготы по налогу на прибыль для организаций сферы социального обслуживания

Организации, оказывающие социальное услуги населению, имеют право на льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% при соблюдении ряда условий (п. 1.9 ст. 284 НК РФ). Перечень услуг, в отношении которых применима льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638.

Обязательные требования для претендентов на получение льготы по налогу на прибыль (ст. 284.5 НК РФ):

  1. Компания должна быть зарегистрирована в реестре поставщиков соцуслуг субъекта Федерации.
  2. В штате должно непрерывно работать на протяжении налогового периода не менее 15 сотрудников.
  3. Оборот от оказания социальных услуг должен составлять по итогам года не менее 90% от всех доходов компании.
  4. В деятельности не должны использоваться векселя и фининструменты срочных сделок.

Срок действия этих льгот установлен до начала 2020 года (п. 2 ст. 2 закона «О внесении изменения…» от 29.12.2014 № 464-ФЗ). Повторное применение такой льготы не допускается (п. 9 ст. 284.5 НК РФ).

Льготы для участников особых зон

Резиденты особых экономических зон

Компании, работающие в особых – технико-внедренческой и туристско-рекреационной – экономических зонах, которые решением Правительства РФ объединены в кластер, могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Речь идет о применении ставки 0% к налоговой базе при расчете той части налога, которая подлежит уплате в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Важным условием для получения налоговых преференций является ведение раздельного учета доходов (расходов) от непосредственно подпадающей подо льготы деятельности, т. е. осуществляемой на территории особой экономической зоны. Утрата статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны означает потерю права на использование налоговой преференции (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Для технико-внедренческой деятельности возможность применения такой льготы завершается с окончанием 2017 года, а в части туристско-рекреационной деятельности она будет действовать до 2023 года (п. 5 ст. 10 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2011 № 365-ФЗ).

В 2017 году появилась (п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ) льгота в виде ставки 0% по налогу (п. 1.11 ст. 284 НК РФ) для юрлиц, работающих в туристско-рекреационной сфере на территории Дальневосточного округа. Ее применение ограничено периодами 2018-2022 годов и требует выполнения организацией ряда условий (ст. 284.6 НК РФ). Возникновение несоответствия этим условиям потребует восстановления суммы неуплаченного налога и оплаты пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).

Для применения с начала 2017 года введена (п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 348-ФЗ) также льгота для юрлиц, работающих в особых зонах, но в сферах, отличающихся от указанных в п. 1.2 ст. 284 НК РФ. Заключается она в том, что ставка по налогу, предназначенному для федерального бюджета, составляет 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ), а не 3%, по которой большинством компаний должен платиться налог в этот бюджет в 2017-2020 годах.

Участники свободной экономической зоны

Льготной ставкой (0%) при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет пользуются компании, осуществляющие деятельность в СЭЗ (свободной экономической зоне). Льгота предоставляется на протяжении 10 налоговых периодов с момента получения дохода от продажи товаров по договору о деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).

Кроме того, субъектами Федерации может устанавливаться пониженная ставка для таких предприятий по уплате налога в местный бюджет (не ниже 13,5%). Для 2017 года это значение снижено до величины 12,5% (законы «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ (подп. «б» п. 26 ст. 2) и от 27.11.2017 № 348-ФЗ (п. 3 ст. 1)).

Обязательным является ведение раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности, которые осуществляются в СЭЗ и за ее пределами. Причем налогообложение других видов деятельности осуществляется в общем порядке (письмо Минфина от 20.03.2015 № 03-03-10/15503).

О требованиях к регистрам, в которых организуется налоговый учет, читайте в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».

Участники ТОСЭР

Для компаний – резидентов ТОСЭР (территорий с опережающим социально-экономическим развитием) также предусмотрены преференции – это налог на прибыль (льгота 2014 года) по ставке 0% при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

Обязательными условиями для применения льгот являются (ст. 284.4 НК РФ):

  1. Госрегистрация юрлица на ТОСЭР.
  2. Отсутствие обособленных подразделений за пределами зоны ТОСЭР.
  3. Неиспользование налогоплательщиком специальных налоговых режимов.
  4. Невхождение резидента ТОСЭР в состав консолидированных групп налогоплательщиков.
  5. Отсутствие деятельности в качестве страховщика, банка, НКО, клиринговой компании, негосударственного пенсионного фонда или участника-профессионала на рынке ценных бумаг.
  6. Отсутствие статуса участника СЭЗ и/или региональных инвестпроектов.
  7. Обеспечение не менее 90% своих доходов за счет деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о работе в ТОСЭР.
  8. Обеспечение раздельного учета доходов по видам деятельности при исполнении соглашения о работе в ТОСЭР и по другим.

Льготы по уплате налога в федеральный бюджет (ставка 0%) сохраняются на протяжении 5 лет с момента получения первой прибыли по соглашению о работе в ТОСЭР. Имеется также льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации: на протяжении первых 5 лет – максимум 5%, и на протяжении следующих 5 лет – минимум 10%. Причем право на применение льготы не исчезает в случае отсутствия прибыли в течение 3 следующих подряд налоговых периодов (с 2018 года их число при определенных условиях может достигать 9, ст. 1 закона «О внесении изменения…» от 27.11.2017 № 339-ФЗ) и будет использовано по истечении этих периодов (п. 5 ст. 284.4 НК РФ).

Другие льготы

Участникам региональных инвестпроектов

В соответствии с п. 1.5 ст. 284 НК РФ компании, участвующие в инвестпроектах регионов, могут применять льготу по начислению налога на прибыль в федеральный бюджет в виде нулевой ставки в течение 10 лет, начиная с года получения первого дохода по проекту. Льгота будет действовать до 2029 года вне зависимости от даты включения участника инвестпроекта в реестр таких участников (п. 2 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 30.09.2013 № 267-ФЗ).

Также имеется льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации в виде ставки не более 10% на протяжении первых 5 лет, и минимум 10% – в последующую пятилетку (п. 3 ст. 284.3 НК РФ).

Для получения права на использование такой льготы необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

  1. Включение в реестр участников региональных инвестпроектов.
  2. Обеспечение дохода в размере не менее 90% от реализации товаров в рамках выполнения регионального инвестпроекта.

С начала 2027 года участники, вложившие в проект средства в сумме не меньше 50 млн руб. на срок до 3 лет (абз. 2 подп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ), утрачивают права на налоговые льготы (п. 6 ст. 284.3 НК РФ).

С 2017 года право на применение аналогичной льготы (но с учетом своих особенностей) получили и участники инвестпроектов, не требующих включения в реестр таких участников (подп. «в» п. 1 ст. 2 закона РФ «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 144-ФЗ). Одновременно в НК РФ введена ст. 284.3-1, посвященная особенностям применения этой льготы. Срок ее действия также установлен до начала 2029 года, а в некоторых случаях – до начала 2031 года (пп. 4, 5 ст. 284.3-1 НК РФ).

Участникам проекта «Сколково»

После того как участник проекта «Сколково» утрачивает право на освобождение его от обязанностей налогоплательщика по условиям, указанным в абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ, он имеет право воспользоваться налоговой льготой в виде нулевой ставки по уплате налога на прибыль (абз. 1 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

О еще 1 способе снижения налога на прибыль, доступном с 2018 года, читайте в материале «Инвестиционный налоговый вычет — новая возможность оптимизации налога на прибыль».

Условия для получения льготы по налогу на прибыль 2017–2018

В общих случаях для того, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, необходимо подать заявление не позже чем за месяц до начала нового налогового периода в местную ИФНС. К заявлению необходимо приложить подтверждающую документацию (в заверенных копиях) о том, что у заявителя есть право на применение налоговых преференций.

Вместе с налоговой декларацией, которая подается по окончании налогового периода, налогоплательщик должен подать документы, которые подтверждают выполнение им условий, дающих право на льготы. В частности, требуется предоставить отчет с расчетом доли доходов, полученных от деятельности, на которую распространяется льгота.

Ответственность за нарушение норм

В случае если в течение налогового периода возникают обстоятельства, которые ведут к утере применения права на льготу, налогоплательщик должен самостоятельно рассчитать причитающийся налог и пени и уплатить их перед подачей уточненной декларации. Причем ставка налога за весь отчетный период будет равна 20%.

О правилах подачи уточненок см. статью «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?».

После перехода на общую ставку налога на прибыль (20%) образовательные и медицинские учреждения не смогут воспользоваться льготой в виде нулевой ставки по налогу на протяжении последующих 5 лет (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).

Итоги

Предприятия, занятые в социально-значимых (оказание образовательных, социальных и медицинских услуг) и сельскохозяйственной отраслях, имеют право воспользоваться налоговыми льготами. В частности, им предоставляется возможность перейти на нулевую ставку по уплате налога на прибыль, подав заявление перед началом налогового периода.

Для того чтобы воспользоваться правом на получение налоговых преференций, а также и в дальнейшем его сохранить, таким организациям необходимо позаботиться о выполнении ряда условий (по числу персонала, получению лицензий/сертификатов, обеспечению достаточного оборота от льготируемой деятельности).

Также НК РФ предусмотрены преференции для участников особых, свободных, прочих экономических зон и региональных инвестпроектов. Им предоставляется льгота в виде ставки 0% по уплате налога в федеральный бюджет. Кроме того, для ряда резидентов могут быть предоставлены льготы по уплате налога в бюджет субъектов Федерации.

Сравнительный анализ применения льгот по налогу на прибыль



Налог на прибыль организации является одним из наиболее существенных налогов, пополняющих федеральную казну. Правильность исчисления и полнота уплаты этого налога тщательно контролируются Налоговыми инспекциями. Налог на прибыль регламентируется главой 25 НК РФ.

С 1 января 2018 года введен инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ), для стимулирования организации и ИП к обновлению основных средств. Данный вычет уменьшает сумму налога, подлежащую перечислению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Вычет представляет собой стоимость приобретенных объектов основных средств (ОС), а также затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС.

Применение инвестиционного вычета по налогу на прибыль возможно при выполнении налогоплательщиками следующих условий:

– в субъекте РФ, где находится налогоплательщик законодательно предусмотрен инвестиционный налоговый вычет, согласно п. 6 ст. 286.1 НК РФ;

– налогоплательщиком с 01.01.2018 были введены в эксплуатацию объекты ОС или изменена стоимость в связи с достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией или техническим перевооружением уже ранее введенных в эксплуатацию объектов ОС. Объекты ОС должны стоять на балансе у налогоплательщика, который находится в субъекте РФ, где действует закон об инвестиционном вычете, согласно п. п. 4,5 ст. 286.1 НК РФ;

– в Учётной политике налогоплательщика прописано об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета, согласно п. 8 ст. 286.1 НК РФ. Отказаться от применения инвестиционного вычета, прописанного в учетной политике, можно будет лишь через 3 года, а в течение этих лет нельзя будет списывать амортизацию ОС и расходов по ним. Организации, которые решат использовать инвестиционный налоговый вычет в следующем году либо захотят зафиксировать отказ от этого права, должны внести изменения в свою Учётную политику не позднее 31 декабря текущего года.

При использовании инвестиционного вычета по объектам ОС, списание амортизации, а также затрат по реконструкции и модернизации на расходы будет невозможно.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 210-ФЗ расширен перечень объектов, а также применение инвестиционного вычета ко всем объектам необязательно.

В доходах не будут учитываться результаты работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления.

Максимальная сумма, на которую можно уменьшить региональный налог, составляет 90 % от расходов на приобретение объектов ОС, а также расходов на модернизацию, реконструкцию и иные улучшения ОС.

Но уменьшить весь региональный налог нельзя. При уменьшении налога на инвестиционный вычет минимальный налог, который должен быть уплачен в бюджет, составляет 5 % от налоговой базы по налогу на прибыль.

А величина налога, на которую можно уменьшить федеральный налог, составляет 10 % от расходов на приобретение объектов ОС, а также расходов на модернизацию, реконструкцию и иные улучшения ОС. При этом НК РФ не устанавливает минимальной суммы федерального налога, что означает возможность уменьшения налога до нуля при использовании инвестиционного вычета.

На законодательном уровне уменьшение налога на прибыль возможно при применении амортизационной премии. Расходы на амортизационную премию с суммы затрат на модернизацию (достройку и т. п.) учитываются в месяце, когда изменилась первоначальная стоимость объекта. Это подтверждает Минфин России. В декларации по налогу на прибыль по форме, утвержденной амортизационную премию необходимо отразить в приложении 2 к Листу 02 в строках 042 (если она начислена в размере не более 10 % от первоначальной стоимости объекта) или 043 (если амортизационная премия составляет не более 30 % от первоначальной стоимости). Применять амортизационную премию возможно выборочно к некоторым основным средствам. Однако порядок определения основных средств, к которым применяется амортизационная премия, следует указать в учетной политике . В учетной политике организации должно быть прописано применение амортизационной премии с конкретными параметрами, иначе налоговые органы отнесут к нарушению закона уменьшение налога на прибыль.

Решение о применении амортизационной премии необходимо принимать до ввода объекта в эксплуатацию. Если же так случилось, что решение принято после, то необходимо вносить исправления в учет, включив сумму амортизационной премии в расходы того периода, когда основное средство начали амортизировать.

Размер амортизационной премии зависит от амортизационной группы ОС, например, при расходах на реконструкцию, достройку основное средства V амортизационной группы применяется амортизационная премия в размере 30 %, амортизация ОС рассчитывается из оставшихся 70 % от первоначальной стоимости.

Амортизационная премия учитывается как косвенные расходы. Учёт происходит в том отчетном периоде, в котором начисляется амортизация по этому основному средству или меняется его первоначальная стоимость, в связи капитальными расходами. Амортизация основного средства рассчитывается в следующем месяце после того, как оно начнет эксплуатироваться.

К примеру, предприятие16.05.2019 приобрело основное средство (ОС) Трактор «Беларусь-82.1» первоначальной стоимостью 1 240 000 рублей и ввел в эксплуатацию 16.05.2019. Срок полезного использования 120 месяцев. Амортизационная группа V, амортизационная премия этой группы 30 %. Амортизация на предприятии рассчитывается линейным методом.

Амортизация данного основного средства будет начисляться с 01.06.2019, поэтому амортизационную премию нужно учесть в расходах организации по налогу на прибыль за полугодие 2019 г. Амортизационная премия составит 372 000 руб. (1 240 000 руб.· 30 %).

Амортизационная премия 372 000 руб. учитывается в составе косвенных расходов в том отчетном периоде, на который приходится дата начала амортизации ОС, так как предприятие использует метод начисления.

Оставшаяся стоимость Трактор «Беларусь-82.1» 868 000 руб. (1240000–372000) включается в суммарный баланс пятой амортизационной группы с 1 июня 2019 года. С этой стоимости, начиная с 1 июня, начисляется амортизация линейным методом. Ежемесячно по 7233,33 руб. (868 000: 120 мес.). За январь — июнь предприятие спишет затраты в сумме 379233,33 руб. (372000 + 7233,33).

Налоговая база по налогу на прибыль без учета затрат на основные средства составила 6500000 руб. Авансы по налогу на прибыль предприятие перечислит в сумме 1224153, 3 руб. ((6 500 000–379233,33) 20 %).

Амортизационная премия учитывается только в налоговом учете. Общая сумма амортизации за июнь в налоговом учете окажется больше аналогичной суммы, рассчитанной в бухгалтерском учете. Из-за суммы амортизационной премии, списанной единовременно, возникнет отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое в бухгалтерском учете отразится проводкой: Дт 68 Кт 77, потом ежемесячно погашается ОНО: Дт 77 Кт 68.

Ежемесячно эта разница будет уменьшаться за счет учета в расходах разных сумм амортизации, начисленных в налоговом и бухгалтерском учете. Следовательно, будет происходить уменьшение учтенной в июне ОНО: Дт 77 Кт 68.

В большинстве регионов России возможно применение амортизационной премии, а инвестиционный вычет по налогу на прибыль региональные власти не торопятся вводить. 18 июня 2019 года ТАСС сообщило, что правительство выбрало 7 регионов, которые предоставят налоговые льготы участникам нацпроекта по повышению производительности труда. Удмуртия будет предоставлять инвестиционный вычет уже в этом году, а остальные 6 регионов (Кемеровская, Ростовская, Самарская, Тамбовская, Челябинская области и Краснодарский край) — с 2020 года.

Предприятия смогут получить вычет из регионального налога на прибыль до 90 % (по усмотрению региона) на инвестиционные цели — приобретение, модернизацию и улучшение основных средств. Федеральный же налог может быть уменьшен на величину в 10 % от расходов предприятия на инвестиционные цели. Такая мера не только создаст дополнительные стимулы для предприятий, но и позволит регионам ускорить динамику роста инвестиций в основной капитал. Многие положения отданы на рассмотрение регионам: применение инвестиционного налогового вычета, размер инвестиционного налогового вычета, перенос неиспользованного остатка инвестиционного вычета на последующие налоговые периоды.

Допустим, что предприятие решило использовать инвестиционный налоговый вычет с 2020 года и внесло изменения в свою Учетную политику не позднее 31.12.2019.

18.01.2020 организация приобрела ОС Трактор «Беларусь-82.1» первоначальной стоимостью 1 240 000 рублей и включила его в V амортизационную группу. За 1-ый квартал 2020 года налоговая база организации (без учета стоимости объекта ОС) составила 5 300 000 рублей.

Сумма налогового вычета, который организация может применить в первом квартале 2020 года: 90 % от расходов на приобретение объекта ОС составляют 1 116 000 рублей (1 240 000 рублей· 90 %)

В бюджет субъекта РФ, исходя из ставки 5 %, (5 300 000 рублей 5 %), должен уплачен в размере 265 000 рублей — это условный минимальный налог.

Рассчитаем сумму налога, которая была бы уплачена в бюджет, если бы вычет не применялся (расчетный налог): 5 300 000 рублей · 17 % = 901 000 рублей. Разница между условным минимальным и расчетным налогами: 901 000 рублей — 265 000 рублей = 636 000 рублей.

Налог в бюджет субъекта РФ за первый квартал уменьшили на 636000 рублей и перечислили налог в размере 265 000 рублей (5 300 000 рублей·17 % — 636 000 рублей), 480 000 рублей — оставшаяся сумма инвестиционного вычета (1 116 000 рублей — 636 000 рублей) будет перенесена на следующие отчетные (налоговые) периоды.

Федеральную часть налога можно уменьшить максимально на 10 % от стоимости ОС, т. е. 124 000 рублей (1 240 000 рублей 10 %).

159 000 рублей — налог, который пришлось бы уплатить в федеральный бюджет без учета инвестиционного вычета (5 300 000 рублей 3 %), так как ограничений на уменьшение федеральной части налога нет, в федеральный бюджет по итогам квартала нужно будет заплатить лишь 35 000 рублей (159 000 рублей — 124 000 рублей).

Основное средство, к которому был применен инвестиционный вычет, амортизироваться не будет. Из-за суммы инвестиционного вычета, списанной единовременно, возникнет отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое в бухгалтерском учете отразится проводкой: Дт 68 Кт 77, потом ежемесячно погашается ОНО: Дт 77 Кт 68.

Основные средства, приобретенные до появления инвестиционного вычета, продолжают амортизироваться. Если предприятие решит использовать право на инвестиционный вычет и осуществит расходы по их улучшению, первоначальная стоимость расходов на реконструкцию, модернизацию не будет амортизироваться.

Результаты применения инвестиционного вычета и амортизационной премии рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты применения инвестиционного вычета иамортизационной премии врезультате приобретения ОС трактора

Условия

Инвестиционный вычет

Амортизационная премия

Единовременное списание

Вся стоимость основного средства 1240000 руб.:

1116000 руб. из ФБ

124000 руб. из РБ

Часть стоимости основного средства

372000 руб.

Последующая амортизация

Не амортизируется

Амортизируется остаточная стоимость

БУ и НУ

Образуется ОНО

Образуется ОНО

Объекты

III–VII амортизационные группы

Любая амортизационная группа

Наличие прибыли

Обязательно

Необязательно

Продажа объекта

При выбытии объекта придётся восстановить вычет (увеличить налог к уплате) и уплатить пени. Первоначальную стоимость можно полностью учесть в расходах в момент продажи

При выбытии объекта взаимозависимому лицу придётся восстановить амортизационную премию. Пени платить не надо. Остаточная стоимость, увеличенная на амортизационную премию, уменьшает доход от продажи

Итак, выгодно применить инвестиционный вычет. Но если региональные власти не примут закон о применении инвестиционного вычета можно использовать амортизационную премию. На данный момент многие предприятия не используют эту льготу, чтобы избежать проблем с налоговой службой и не вести трудоёмкую работу по бухгалтерскому учету, так как амортизационная премия используется только в налоговом учете. Руководство многих предприятий считает, что проще постепенно списывать через амортизацию.

Основные средства необходимы для деятельности предприятий, их приобретение или восстановление требует значительных затрат. Государству нужно подумать о стимулировании предприятий, которые обновляют изношенные основные средства. Анализ численности сотрудников на предприятиях, которые модернизируют или приобретают основные средства, показывает их увеличение. Это занятость населения, что в сельской местности катастрофично. Нет в селе работы, молодые семьи с детьми уезжают в города или живут на пособие, за счет государства, что государству не выгодно.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019)//КонсультантПлюс:
  2. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // КонсультантПлюс:
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02: Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н. : — КонсультантПлюс:
  4. Об учете расходов в виде амортизационной премии в целях налогообложения прибыли организации: Письмо УФНС России по г. Москве от 13.08.2012 № 16–15/074032@// Архив документов города Москвы
  5. Вадим Галенко, Спорные вопросы, связанные с использованием амортизационной премии /Вадим Галенко. — Журнал «Новая бухгалтерия» 2004 N12

Льготы по налогу на прибыль

Актуально на: 23 мая 2019 г.

Все организации стремятся снизить свои затраты и тем самым повысить прибыльность и привлекательность в глазах контрагентов и инвесторов. А можно ли сэкономить на налогах? И речь не идет о применении «серых» схем и иных нарушениях закона. Экономия на налогах возможна при использовании специальных налоговых режимов (упрощенка, вмененка) и льгот по налогам, предусмотренных законодательно. Существуют ли льготы по налогу на прибыль, рассмотрим в нашей статье.

А есть ли льготы по налогу на прибыль?

Налоговый кодекс не содержит упоминания о льготах по налогу на прибыль. В то же время, к льготным условиям можно отнести применение пониженных налоговых ставок, амортизационных премий, специальных коэффициентов амортизации, инвестиционного вычета. Но помните, что налоговые льготы – это, к примеру, предоставляемая организации возможность не платить налог или уплачивать его в меньшем размере. И предоставляются льготы отдельным категориям налогоплательщиков. При этом при камеральной проверке декларации, в которой заявлена льгота, налоговая инспекция вправе истребовать документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ). В случае с амортизационной премией или специальными коэффициентами амортизации, которые не являются льготами, такого права у налоговой инспекции нет.

Пониженная ставка по налогу на прибыль не для всех

Бухгалтеру хорошо известно, что основная налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20%, при этом в бюджет субъекта РФ сейчас нужно перечислить 17% прибыли. Именно эти 17% законом соответствующего субъекта могут быть снижены. Так, Закон г. Москвы от 05.03.2003 № 12 «Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов» устанавливает для организаций, которые используют труд инвалидов, ставку налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет г. Москвы, в размере 12,5%. Правда, только при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди работников таких организаций составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.

Для отдельных категорий налогоплательщиков (например, медицинских, образовательных и сельскохозяйственных организаций) в НК предусмотрено снижение налоговой ставки вплоть до 0%.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *