В России могут быть уточнены условия досрочного назначения пенсии и перечень лиц, имеющих право на ее получение. Соответствующий законопроект, разработанный в целях улучшения демографической ситуации в РФ и повышения оптимизма и уверенности многодетных матерей в своем будущем посредством возможности получать досрочную пенсию по старости, направлен в Госдуму.
Предполагается определять в качестве условия для получения досрочной пенсии рождение как минимум трех детей и не ограничивать число претендентов на данную меру поддержки только женщинами, воспитавшими всех детей до школьного возраста.
Так, планируется закрепить право на получение досрочной пенсии за:
- женщинами, родившими трех и более детей, по достижении возраста 47 лет, если они постоянно проживают на территории субъектов РФ, где в году, предшествовавшему году, в котором произошло назначение им трудовой пенсии по старости, коэффициент смертности превысил коэффициент рождаемости на 1 промилле и более;
- женщинами, родившим трех и более детей, по достижении возраста 53 лет, если они постоянно проживают на территории субъектов РФ, где в году, предшествовавшему году, в котором произошло назначение им трудовой пенсии по старости, коэффициент смертности был ниже или превысил коэффициент рождаемости до 1 промилле;
- женщинами, родившими пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
- одним из родителей инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения возраста 8 лет;
- мужчинами по достижении возраста 55 лет, женщинами по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;
- опекунами инвалидов с детства или лицами, являвшимися опекунами инвалидов с детства, воспитавшими их до достижения возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет (соответственно мужчины и женщины).
Законопроектом предлагается при назначении досрочной пенсии учитывать коэффициенты рождаемости и смертности в субъекте РФ, на территории которого проживает многодетная мать. Также разработчик проекта считает целесообразным определить различные возрасты, по достижении которых следует назначать досрочную пенсию для многодетных матерей из регионов с естественным приростом (53 года) и регионов с естественной убылью населения (47 лет). Такая дифференциация, по мнению автора идеи, сгладит неравенство между рождаемостью в различных регионах и поможет предотвратить массовый отъезд молодежи из дотационных субъектов РФ в соседние регионы-«доноры» и мегаполисы.
Напомним, что действующая редакция предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Если законопроект будет одобрен, предлагаемые изменения вступят в силу с 1 января 2016 года.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, изменение условий для досрочного назначения трудовой пенсии по старости станет дополнительным стимулом для рождения новых детей сомневающимися родителями, ранее не имеющими права на подобную меру социальной поддержки.
Текст законопроекта № 402575-6 «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.
Как известно, для определенной категории работников, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на работах, связанных с тяжелыми и вредными для здоровья условиями труда, действующим законодательством Украины предусмотрен ряд льгот, например, дополнительные отпуска, бесплатное питание и пр. В данной статье мы детально проанализируем одну из таких льгот, а именно — назначение пенсий по возрасту на льготных условиях, которые заключаются в уменьшении пенсионного возраста, то есть чем больше степень тяжести и вредности условий труда, тем ниже возраст выхода на пенсию, меньше требования к стажу, необходимому для назначения пенсии. Однако при обращении лиц для назначения им вышеуказанной пенсии в органы Пенсионного фонда Украины (ПФУ) очень часто случается, что последние отказывают в ее назначении, ссылаясь на различные обстоятельства, например:
1) не предоставлены доказательства, что лицо, кроме «льготного» стажа, также имеет необходимый общий стаж работы для назначения ему соответствующей пенсии;
2) лицо не предоставило, кроме трудовой книжки, уточняющую справку;
3) лицо не предоставило доказательств проведения работодателем аттестации рабочего места по условиям труда (аттестация);
4) лицо не предоставило доказательств для зачисления ПФУ в стаж работы, который дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, периода службы в Вооруженных Силах;
5) якобы отсутствуют основания для того, чтобы засчитать в стаж период обучения лица, претендующего на соответствующую «льготную» пенсию.
Следует отметить, что в некоторых случаях замечания работников ПФУ являются обоснованными, но чаще всего работники фонда в связи с тем, что ПФУ не в состоянии своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства по выплате пенсий, необоснованно отказывают лицам в назначении соответствующих пенсий.
В данной статье попытаемся разобраться, в каких именно случаях вышеуказанные действия ПФУ являются законными, а в каких —в судебном порядке могут быть признаны противоправными.
О необходимости подтверждения общего стажа работы
Согласно пункту «а» части 1 статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», «на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от последнего места работы, работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины (КМУ), и по результатам аттестации рабочих мест — после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 25 лет у мужчин, из них не менее 10 лет на указанных работах, и не менее 20 лет у женщин, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах (список № 1). Работникам, которые не имеют стажа работы в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, предусмотренного абзацем 1 настоящего пункта, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при наличии предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем 1 части 1 статьи 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»: мужчинам — на 1 год за каждый полный год такой работы; женщинам — на 1 год 4 месяца за каждый полный год такой работы».
Нормами пункта «б» части 1 статьи 13 этого Закона предусмотрено, что «на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от последнего места работы, работники, занятые полный рабочий день на других работах во вредных и тяжелых условиях труда, по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных КМУ, и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины — после достижения 55 лет и при стаже работы не менее 30 лет у мужчин, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах, и не менее 25 лет у женщин, из них не менее 10 лет на указанных работах (список № 2). Работникам, которые не имеют стажа работы во вредных и тяжелых условиях труда, предусмотренного абзацем 1 настоящего пункта, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при наличии предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем 1 части 1 статьи 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»: мужчинам — на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы, женщинам — на 1 год за каждые 2 года такой работы».
Из вышеизложенного следует, что в случае обращения лица в ПФУ за назначением пенсии по возрасту на льготных условиях, у которого есть полный «льготный» стаж, но при этом недостаточно общего стажа, ПФУ с учетом именно этих обстоятельств имеет все законные основания для отказа этому лицу в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях. Данный правовой вывод изложен в постановлении Высшего административного суда Украины (ВАСУ) от 15 октября 2014 года по делу № К/800/52426/13 (К/800/52550/13).
О предоставлении уточняющей справки
Статьей 62 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» установлено, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Порядок подтверждения имеющегося трудового стажа при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается КМУ.
Постановлением КМУ от 12 августа 1993 года № 637 утвержден порядок подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней (Порядок № 637), в пункте 1 которого указано, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней трудовой стаж устанавливается на основании других документов, выданных по месту работы, службы, учебы, а также архивными учреждениями.
Согласно частям 1 и 2 пункта 20 Порядка № 637, «в случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. В справке должны быть указаны периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка».
Из этого следует, что если у лица, обратившегося в ПФУ, есть в наличии трудовая книжка и соответствующие сведения в ней, где указана должность, предусмотренная списком № 1 или № 2, то уточняющая справка не нужна. Доказательство тому — устойчивая судебная практика, например, определения ВАСУ от 27 ноября 2014 года по делу № К/9991/73020/12 и от 11 декабря 2014 года по делу № К/800/20465/14.
Кстати, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ) от 14 января 2015 года по делу № 6-42391св14, «уточняющая справка подтверждает именно специальный стаж работы и ее характер, а не право лица на «льготную» пенсию. Данная справка предназначена для дальнейшего ее предоставления лицом, оформляющим пенсию, в соответствующие органы ПФУ, которые в свою очередь определяют наличие оснований и права лица на пенсию на льготных условиях».
Кроме того, поскольку при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются вышеуказанные списки № 1 и № 2 в редакции, действовавшей в период работы лица, следует обратить внимание читателей на тот факт, что в настоящее время есть несколько редакций указанных списков, которые были утверждены следующими постановлениями, а именно: Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 117, Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, КМУ от 11 марта 1994 года № 162 и КМУ от 16 января 2003 года № 36. Таким образом, следует применять исключительно ту редакцию списка № 1 или № 2, которая действовала в период работы лица, претендующего на назначение ему соответствующей пенсии.
О проведении аттестации
Подпунктом 1 пункта 2 заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» определено, что пенсионное обеспечение застрахованных лиц, которые работали или работают по спискам № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных КМУ, и по результатам аттестации рабочих мест, на должностях, которые дают право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет, если они, согласно законодательству, действовавшему ранее, имели право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, осуществляется в соответствии с отдельным законодательным актом через профессиональные и корпоративные фонды.
Согласно статье 100 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», лицам, работавшим до вступления в силу настоящего Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действующим законодательством, пенсии по возрасту назначаются на таких условиях: лицам, имеющим на день вступления в силу этого Закона полный стаж на указанных работах, который давал право на пенсию на льготных условиях, пенсии в размерах, предусмотренных этим Законом, назначаются в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленными ранее действующим законодательством.
С целью обеспечения социальной защиты работников Министерство труда и социальной политики Украины разработало Порядок применения списков № 1 и № 2, утвержденный приказом от 18 ноября 2005 года № 383 (Порядок № 383), регулирующий их применение при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в соответствии с пунктами «а» и «б» статей 13 и 100 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».
Так, в пункте 2 Порядка № 383 указано, что под полным рабочим днем следует считать выполнение работ в условиях, предусмотренных списками № 1 и № 2, в течение не менее 80 % рабочего времени, установленного для работников данного производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением работниками своих трудовых обязанностей.
Требованиями пункта 3 Порядка № 383 установлено, что при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются списки № 1 и № 2, действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в списки № 1 и № 2 при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21 августа 1992 года и по результатам проведения аттестации после 21 августа 1992 года.
В пункте 4 Порядка №383 указано следующее: «В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением КМУ от 1 августа 1992 года № 442 (Порядок проведения аттестации), аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в пять лет». Условиями пункта 4.1 Порядка № 383 предусмотрено, что «указанное постановление вступило в силу с 21 августа 1992 года. Это означает, что при назначении пенсии по возрасту на льготных условиях для зачисления в стаж, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного пятилетнего периода работы во вредных и тяжелых условиях труда после 21 августа 1992 года, соответствующее право в течение этого периода должно быть подтверждено по результатам аттестации».
Из изложенного следует, что руководители предприятий обязаны были впервые обеспечить проведение аттестации на протяжении пяти лет, а именно — с 21 августа 1992 года до 21 августа 1997 года.
Как следствие, если лицо обратилось в ПФУ с заявлением о назначении пенсии по возрасту на льготных условиях, в котором, например, ссылалось, кроме прочего, на то, что его трудовой стаж (который дает право на льготный выход на пенсию) составляет 13 лет, а именно — с 1980 года по 1993 год, то с учетом предписаний пункта 4 Порядка проведения аттестации законодатель не требует проведения аттестации в первый же год после возникновения такой обязанности, а ПФУ не имеют законных оснований требовать от лица предоставления доказательств ее проведения именно в это время (с 21 августа 1992 года по 21 августа 1993 года). Данный правовой вывод изложен в определении ВАСУ от 11 декабря 2014 года по делу № К/800/20465/14.
Кстати, в соответствии с пунктом 10 Порядка № 383, «для подтверждения стажа работы во вредных и тяжелых условиях труда необходимо предоставить трудовую книжку с оформленными надлежащим образом записями о занимаемой должности и периоде выполняемой работы, выписку из приказа по предприятию о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте и в случае отсутствия в трудовой книжке сведений, определяющих право на пенсию на льготных условиях, уточняющую справку, предусмотренную пунктом 20 Порядка № 637».
Также следует отметить, что аттестация осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации и разработанными во исполнение этого постановления Методическими рекомендациями для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденными постановлением Министерства труда Украины от 1 августа 1992 года № 41 (Методические рекомендации).
Как уже отмечалось, обязательность проведения аттестации введена лишь с 21 августа 1992 года (дата вступления в силу Порядка проведения аттестации), а поэтому период работы в тяжелых и вредных условиях труда до этой даты должен быть засчитан в льготный стаж без подтверждения ее результатами аттестации, что подтверждается также и в определениях ВАСУ от 24 октября 2013 года по делу № К/800/9867/13 и от 18 октября 2012 года по делу № К-24218/09.
С целью полного освещения данного вопроса предлагаю также рассмотреть случай, когда лицо обратилось в ПФУ за назначением пенсии по возрасту на льготных условиях за период работы, который продолжался после 21 августа 1992 года (например, с 1998 года по 2013 год). Имеет ли право ПФУ отказать лицу в назначении такой пенсии, ссылаясь на отсутствие доказательств проведения аттестации?
Следует отметить, что судебные инстанции, в том числе и ВАСУ, принимали решения об удовлетворении исков даже без предоставления доказательств проведения аттестации. В обоснование решений они ссылались на то, что в соответствии с частью 2 пункта 4 Порядка проведения аттестации ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия, а потому ее непроведение не может лишить граждан их конституционного права на социальную защиту относительно решения вопросов предоставления пенсий по возрасту на льготных условиях. Соответствующий правовой вывод изложен в определениях ВАСУ от 4 июля 2013 года по делу № К/9991/38118/11 от 27 июня 2013 года по делу № К/9991/80837/12.
Однако с такой позицией не согласился Верховный Суд Украины (ВСУ), что подтверждается его постановлением от 10 сентября 2013 года по делу № 21-183а13, в котором указано следующее: «Вывод суда по рассматриваемому делу о том, что отказ управления ПФУ засчитать период работы истца, которая включена в список № 2, в льготный стаж вследствие непроведения аттестации этой должности на предприятии является обоснованным, соответствует требованиям закона». Кстати, аналогичная правовая позиция ВСУ изложена также в его постановлениях от 19 мая 2015 года по делу № 132/1749/14-а, от 14 апреля 2015 года по делу № 21-383а14, от 25 ноября 2014 года по делу № 21-519а14.
Необходимо подчеркнуть, что вышеуказанная позиция ВСУ не касается случая, когда первоначальная аттестация была проведена работодателем своевременно, а повторная — уже с пропуском пятилетнего срока, несмотря на данные обстоятельства, лицо имеет все законные основания для назначения ему пенсии по возрасту на льготных условиях. Соответствующая правовая позиция содержится в постановлении ВСУ от 16 сентября 2014 года по делу № 21-307а14, а также в постановлении ВАСУ от 15 января 2015 года по делу № К/800/12940/14.
Кстати, суды при рассмотрении данной категории дел обязаны самостоятельно выяснять, была ли проведена аттестация, и только по результатам установления этих фактов принимать решения. Об этом отмечается в определении ВАСУ от 19 февраля 2015 года по делу № К/800/25352/14.
О зачислении в стаж работы периода службы в Вооруженных Силах
Данный вопрос регламентирован следующими нормативными актами:
1) пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, — при назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции приравнивается по выбору лица, обратившегося за пенсией, к работе, ей предшествовавшей или непосредственно за нею следовавшей. При этом указанные периоды учитываются в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, которая дает право на пенсию на льготных условиях или льготных размерах (часть 5 пункта 109 данного Положения). Доказательством того, что это Положение, принятое еще в СССР, может распространяться на данные правоотношения, является постановление Верховного Совета Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12 сентября 1991 года № 1545-ХХІІ;
2) абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» — время прохождения срочной военной службы, а также время прохождения военной службы в особый период, объявленный в соответствии с Законом Украины «Об обороне Украины», засчитываются в стаж работы, которая дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, если на момент призыва на срочную военную службу, военную службу в особый период, объявленный в соответствии с Законом Украины «Об обороне Украины», лицо училось по специальности в профессионально-техническом учебном заведении, работало по профессии или занимало должность, которая дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях».
Отсюда следует, что период прохождения срочной военной службы, а также военной службы в особый период должен быть обязательно зачислен ПФУ в стаж работы, которая дает право на назначение «льготной» пенсии, но при условии, что лицо училось по специальности в профессионально-техническом учебном заведении, работало по профессии или занимало должность, которая дает право на назначение «льготной» пенсии. Соответствующие доводы изложены в определениях ВАСУ от 24 февраля 2015 года по делу № К/800/49195/13, от 10 декабря 2014 года по делу № К/800/52095/14.
О зачислении в стаж периода обучения
Этот вопрос регламентирован нормами статьи 18 Закона Украины «О профессионально-техническом образовании» (приведен перечень профессионально-технических учебных заведений) и статьи 38 настоящего Закона, из норм которой следует, что необходимыми условиями для зачисления в льготный стаж периода обучения именно в профессионально-техническом учебном заведении является то, что перерыв между днем окончания обучения и днем зачисления лица на работу не должен превышать трех месяцев, а после окончания учебы оно должно быть обязательно зачислено на работу по полученной специальности. Таким образом, если предоставленные в ПФУ документы соответствуют данным нормам Закона, ПФУ обязано засчитать этот период обучения в «льготный» стаж по соответствующей специальности. Это также подтверждается определениями ВАСУ от 3 июля 2015 года по делу № К/800/29396/15, от 10 декабря 2014 года по делу № К/800/52095/14 и от 15 мая 2013 года по делу № К/9991/78511/12.
Вместе с тем несоблюдение данной нормы Закона может быть следствием отказа ПФУ в зачислении периода обучения в «льготный» стаж. Ярким примером тому служат определения ВАСУ от 23 апреля 2015 года по делу № К/800/60430/14 и от 9 июля 2015 года по делу №К/800/41360/14.
Нелишним будет акцентировать внимание на том, что ПФУ рассматривает вопрос относительно перерасчета или назначения какой-либо пенсии («льготной», «научной» и т.п.) исключительно по соответствующим заявлениям лиц, считающих, что у них есть все правовые основания для обращения в ПФУ с данными вопросами. По результатам рассмотрения таких заявлений органы ПФУ должны принимать решения о назначении пенсии или ее перерасчете или отказывать в этом. Однако на практике не единичны случаи, когда вместо решений ПФУ направляет им обычные письма, в которых указывает на факт отказа на тех или иных основаниях в назначении или перерасчете пенсии. Получив соответствующие письма, заявители считают, что именно они и являются решениями ПФУ, которые следует обжаловать в судебном порядке. Однако с этим не соглашаются судебные инстанции и отказывают в удовлетворении исков, если обжалуется отказ в назначении или перерасчете пенсии лишь на основании письма, а не решения. Яркий пример — определение ВАСУ от 5 июня 2015 года по делу № К/800/6921/14 и постановление ВСУ от 22 апреля 2014 года по делу № 21-484а13.
Несмотря на якобы уже поставленную точку в этом вопросе, вызывает интерес определение ВАСУ от 13 ноября 2014 года по делу № К/800/45148/14, в котором суд кассационной инстанции занял противоположную позицию, отметив следующее: «Оставляя без удовлетворения исковые требования об отмене решения ответчика об отказе в назначении пенсии истцу, суды исходили из того, что письменное решение по поводу назначения пенсии ответчик не принимал. Коллегия судей согласиться с таким выводом судов не может, поскольку в материалах дела имеется письмо управления ПФУ, которым истцу отказано в зачислении вышеуказанного периода в льготный стаж и в назначении ему пенсии по возрасту на льготных условиях».
Также следует отметить, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 46 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, который назначает и выплачивает пенсию, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком с начислением компенсации потери части доходов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 45 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсия назначается со дня обращения за ней.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок.
Поводом для написания этой статьи стали участившиеся случаи отказов управлений Пенсионного фонда назначать пенсию по так называемому списку № 2. Более детально остановимся на основание назначения пенсии, основных причинах отказа и способах восстановления своего права на пенсию.
Законодательство:
– Закон Украины «Об пенсионном обеспечении»;
– Приказ Министерства труда и социальной политики Украины № 383 от 18.11.2005 «Об утверждении Порядка применения, Списков № 1 и № 2 производств, работ и профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях «;
– Постановление Кабинета Министров Украины от 16 января 2003 года № 36 «Об утверждении Порядка применения, Списков № 1 и № 2 производств, работ и профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях «;
– Постановление Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года № 637 «Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней».
Аналізуйте судовий акт: Постанова Верховного Суду України у справі № 21-307а14 від 16 вересня 2014 р.
Условия назначения пенсии по списку 2
1. Правом получить пенсию по возрасту на льготных условиях (тобишь выйти на пенсию раньше ) наделены работники, который отработали полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда – по списку № 2 и по результату аттестации рабочего места
– Мужчины, после 55 лет при наличии общего стажа не менее 25 лет из него не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
– Женщины, после достижения 50 лет и при налички общего стажа работы не менее 20 лет из него не менее 10 лет на указанных работах.
Основные причины отказа в назначении льготной пенсии по списку № 2
1. Работа одновременно на должности по списку № 2 и совместительство
Основанием для назначения пенсии на льготных условиях является наличие стажа работы полный рабочий день. Под определение полного рабочего дня следует понимать выполнение работ в условиях, предусмотренных Списками, в течении не меньше 80% рабочего времени, установленного для работников этого производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением работником его трудовых обязанностей.
Практика оформления пенсии при условии наличия совместительства практически всегда означает отказ в назначении пенсии так как предприятия очень редко дают подтверждающие документы, что работник работал 80 процентов своего времени на работах по списку № 2.
Вывод: если Вы знаете о факте Вашей работы по совместительству, то не обходимо предварительно проконсультироваться у юриста или адвоката. Юрист или адвокат сможет предупредить возможный отказ пенсионного фонда на этом основании. Если же отказ все же получен, то необходимо обращаться в суд для восстановления нарушенного права на получения пенсии.
2. Отсутствие данных об аттестации рабочего места либо отсутствие аттестации вообще
Условием назначения пенсии на льготных условиях согласно положений статьи 13 Закона Украины «Об пенсионном обеспечении» для зачисления стажа, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного пятилетнего периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда после 21.08.1992 года соответствующее право должно быть подтверждено результатами аттестации.
Заслуживает внимание правовая позиция Верховного суда Украины по делу № 21-307а14. В частности:
«Согласно пункту 4 Порядка проведения аттестации и подпунктом 1.5 пункта 1 Методических рекомендаций периодичность проведения аттестации рабочих мест определяется непосредственно коллективным договором предприятия и проводится не реже одного раза в 5 лет. Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия или организации.
Результаты аттестации используются при установлении пенсий по возрасту на льготных условиях, льгот и компенсаций за счет предприятий и организаций, обосновании предложений о внесении изменений и дополнений в списки № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, а также для разработки мероприятий по улучшению условий труда и оздоровления работающих.
В соответствии с пунктом 3 Порядка применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного приказом Минтруда от 18 ноября 2005 года № 383 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 1 декабря 2005 года за № 1451/11731), при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются Списки, действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в Списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21 августа 1992 года и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21 августа 1992 года.
В пункте 4.2 указанного Порядка применения списков говорится о том, что результаты аттестации (как впервые проведенной, так и очередной) применяются при исчислении стажа, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в течение 5 лет после утверждения ее результатов, при условии, если в течение этого времени на данном предприятии не менялись коренным образом условия и характер труда (производство, работа, рабочее место), дающие право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях. В случае коренного изменения условий и характера труда для подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях должна быть проведена внеочередная аттестация.
Анализ приведенных норм дает основания для вывода, что своевременно проведенная аттестация рабочих мест по условиям труда является одной из мер социальной защиты работников, который должен способствовать реализации прав на здоровые и безопасные условия труда, льготное пенсионное обеспечение, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях.
Аттестация должна проводиться в предусмотренные пунктом 4 Порядка проведения аттестации сроки, а ответственность за своевременность и качество ее проведения возлагается на руководителя предприятия, организации.
Если очередная аттестация была проведена с нарушением предусмотренных пунктом 4 Порядка проведения аттестации сроков, а работник до ее проведения выполнял работу, которая дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, этот период его работы должен быть засчитан в льготный стаж по результатам предыдущей аттестации».
Вывод: аттестация рабочего места проводиться каждые 5 лет и ее проведение является обязанностью руководителя предприятия или организации. Если очередная аттестация была проведена с нарушением предусмотренных пунктом 4 Порядка проведения аттестации сроков, а работник до ее проведения выполнял работу, которая дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, этот период его работы должен быть засчитан в льготный стаж по результатам предыдущей аттестации. Отказ Управления пенсионного фонда подлежит обжалованию в судебном порядке.
3. Невозможность получения каких-либо подтверждающих документов о стаже работы
Очень часто возникает трудность в получении справок о стаже работы, справок о размере заработной платы. В ряде случае это связано с нежеланием предприятия, учреждения, организации выдавать такие документы либо связано с невозможность выдачи таких документов в следствии утери документов, ликвидации предприятия, учреждения, организации…
В таком случае после получения отказа соответствующего территориального органа Пенсионного фонда следует незамедлительно обращаться в суд для восстановления нарушенного права на получение пенсии.
Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Порядок подтверждения имеющегося трудового стажа при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года № 637 утвержден порядок подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней (далее — Порядок).
Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней трудовой стаж устанавливается на основании других документов, выданных по месту работы, службы, учебы, а также архивными учреждениями.
Согласно пункту 10 указанного Порядка, для подтверждения стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда необходимо представить трудовую книжку с оформленными надлежащим образом записями о занимаемой должности и периоде выполняемой работы, выписку из приказа по предприятию о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте и, в случае отсутствия в трудовой книжке сведений, определяющих право на пенсию на льготных условиях, уточняющую справку, предусмотренную пунктом 20 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года № 637.
В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. В случае отсутствия правопреемника подтверждение периодов работы, которые засчитываются в трудовой стаж для назначения пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленной для отдельных категорий работников, осуществляется в порядке, определенном Пенсионным фондом Украины по согласованию с Минтруда и Минфином (пункт 20 Порядка).
Вывод: отказ Пенсионного фонда в назначении льготной пенсии в связи не предоставлением необходимых документов, а именно, справок, уточняющих особый характер работы, иных справок, не является основание для отказа в назначении пенсии. Отказ в назначении пенсии необходимо обжаловать в судебном порядке.
Автор консультации: Чумак Роман, ТОВ «АРЕС».
Пенсионный стаж российских медиков, работающих с больными коронавирусом COVID-19, в 2020 году будет формироваться из расчета день за три, сообщает Министерство труда и социальной защиты.
«Для медицинских работников, работающих с пациентами с новой коронавирусной инфекцией, в 2020 году будет действовать льготный порядок формирования пенсионного стажа. Время работы во время эпидемии будет засчитываться в стаж в трехкратном размере»,— сообщается на сайте ведомства. Минтруд подготовил проект постановления правительства с таким предложением.
Для того чтобы выйти на пенсию досрочно, работникам системы здравоохранения нужно набрать медицинский стаж: 25 лет при работе на селе и 30 лет — в городе.
«Например, фельдшер скорой помощи, в течение двух месяцев выезжающий на вызовы к больным с коронавирусной инфекцией, заработает спецстаж в полгода»,— пояснил замглавы Минтруда статс-секретарь Андрей Пудов. Сведения о трудовой деятельности медработников будут подаваться работодателями в территориальные органы Пенсионного фонда.
Ранее Минздрав официально подтвердил смерть 101 медработника от коронавируса. Президент Владимир Путин поручил выплатить от 25 тыс. до 80 тыс. руб. медикам, работающим с больными COVID-19, начиная с апреля. Выплаты должны были завершиться к 15 мая. Однако медики из разных регионов жаловались на проблемы с получением надбавок. Глава Минздрава Михаил Мурашко заявил, что необходимые средства поступили регионам из федерального бюджета.
Об условиях работы медиков в период пандемии — в материале «Ъ” «»Лишний раз стараемся не есть и не пить»».
Возраст граждан, имеющих право на трудовую пенсию, на сегодняшний день составляет 60 лет для мужчин и 55 для женщин <1>. Но в зависимости от того, по какой специальности или в каких условиях работает гражданин, пенсионный возраст может снижаться. В частности, на досрочную пенсию имеют право педагогические работники. Порядок и условия назначения им такой пенсии определены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 <2>. Рассмотрим некоторые особенности этой процедуры в данной статье.
<1> Статья 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ).
<2> «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Постановление N 781).
Педагогические должности, дающие право на досрочную пенсию
В силу пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Кроме этого, право на досрочную пенсию имеют только работники, занимающие должности и работающие в учреждениях, перечни которых утверждены Постановлением N 781 в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (далее — Список). Не будем перечислять указанные в Списке должности и учреждения, но обратим внимание на следующее: с момента утверждения данных списков наименования некоторых должностей и учреждений изменились и нормативными правовыми актами данное несоответствие было ликвидировано.
Так, согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 05.07.2005 N 440 должности «воспитатель», предусмотренной Списком, тождественны должности «воспитатель школьной группы», «воспитатель школьного отделения», «воспитатель дошкольной группы», «воспитатель дошкольного отделения», «воспитатель логопедической группы», «воспитатель речевой группы», «воспитатель специальной (коррекционной) группы», «воспитатель коррекционной группы», «воспитатель группы коррекции», «воспитатель пришкольного интерната», «воспитатель группы продленного дня», «воспитатель интерната (при школе)», «воспитатель ясельной группы», «воспитатель садовой группы», «воспитатель санаторной группы», «воспитатель интернатной группы», «воспитатель подготовительной группы». Приказом Минтруда России от 23.06.2003 N 39 установлено, что наименование должности «музыкальный работник» тождественно наименованию «музыкальный руководитель».
Что касается наименований учреждений, согласно Постановлению Минтруда России от 25.07.2003 N 57 «детской школе искусств, в том числе по виду искусств» тождественна «экспериментальная детская школа искусств». А Приказами Минздравсоцразвития предусмотрено следующее:
— от 20.07.2010 N 527н — что «начальная школа (школа) — детский сад» соответствует названию «детский сад — начальная школа (школа)»;
— от 15.09.2009 N 747н — что наименование учреждения «специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии» = наименованию «специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», а «специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии» = «специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»;
— от 11.09.2007 N 585 — что наименование «детский интернат для умственно отсталых детей» Списка тождественно наименованию «детский психоневрологический дом-интернат»;
— от 15.04.2005 N 278 — что тождественны «лицей» и «школа-лицей», «гимназия» и «школа-гимназия» и т.д.
Периоды работы для назначения досрочной пенсии
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ также утверждены Постановлением N 781 (далее — Правила).
Отметим сразу, что при определении стажа, дающего право на досрочную пенсию, могут применяться нормы как действующего в настоящее время пенсионного законодательства, так и нормативных правовых актов, утративших силу, но действовавших в период выполнения работником конкретной работы. Данное разъяснение было дано в Постановлении Минтруда России от 17.10.2003 N 70 <3> и подтверждено Конституционным Судом в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П.
<3> «Об утверждении Разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (вместе с Разъяснением Минтруда России от 17.10.2003 N 4).
В связи с этим, если стаж работы педагогического работника приходится на период до 01.11.1999, применяется Список профессий и должностей, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463 <4>, при подтверждении периода с 01.11.1999 по 12.11.2002 — Список должностей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 <5>.
<4> «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».
<5> «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других педагогических учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других педагогических учреждениях для детей».
Согласно Правилам в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в первую очередь включаются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке. При этом:
2) работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей», — в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений». Период работы в этих должностях и соответствующих учреждениях начиная с 01.01.2001 засчитывается в стаж при наличии одновременно двух условий:
— на тот момент у работника был стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, не менее 16 лет 8 месяцев;
— у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных соответственно в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Обратите внимание! Если работа в должностях в учреждениях, указанных в Списке, выполнялась до 01.09.2000, то данный период засчитывается в стаж независимо от выполнения работником норм рабочего времени в этот период. Если же после 01.09.2000 — то только при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Исключения определены Правилами.
Напомним, что в силу ст. 333 ТК РФ педагогическим работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. Сюда включается преподавательская (учебная) работа, воспитательная и другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационными характеристиками по должностям. Нормы часов педагогической и преподавательской работы в зависимости от должности и (или) специальности установлены Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 <6>.
<6> «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
Итак, Правилами установлены периоды, включающиеся в стаж работы педагогического работника независимо от выполнения им норм рабочего времени. Это периоды работы в должностях:
— воспитателя и старшего воспитателя в учреждениях здравоохранения, указанных в п. 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка;
— учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п. 1.1 раздела «Наименование учреждений», учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ).
При условии выполнения норм рабочего времени (суммарно по основному и другим местам работы), установленных за ставку заработной платы (должностного оклада), в стаж включаются периоды работы:
— в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка;
— в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела «Наименование учреждений»;
— в должности музыкального руководителя.
Независимо от того, указаны организации в Списке или нет, в стаж включаются периоды работы в должностях, поименованных в этом документе, в структурных объединениях следующих учреждений:
— общеобразовательных школ всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы);
— гимназий;
— межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольных учебных комбинатов);
— школ-интернатов, техникумов, колледжей, училищ, лицеев;
— детских садов, яслей-садов (садов-яслей), детских яслей.
Кроме этого, для отдельных педагогических должностей Правилами установлены ограничения, связанные с выполнением преподавательской работы. Так, в стаж работы для получения досрочной пенсии включается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в п. п. 1.1 — 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и п. п. 1.4 — 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, за период до 01.09.2000 — независимо от ведения преподавательской работы. С 01.09.2010 указанная работа засчитывается в стаж при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее шести часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в п. 1.10 раздела «Наименование учреждений», — при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год.
Установлены ограничения и по времени выполнения работы в той или иной должности. Так, в стаж работы в должности:
— педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы — период до 01.01.1992;
— помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя-методиста, инструктора слухового кабинета, родителя-воспитателя, а также в должностях, указанных в Списке, в детских домах семейного типа — период до 01.11.1999.
А вот выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в п. п. 1.1 — 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, включается в стаж вне зависимости от времени, когда выполнялась эта работа, и от объема преподавательской работы.
Период работы в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж в случае работы в следующих организациях из раздела «Наименование учреждений»:
— в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в п. 1.3;
— в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5;
— в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в п. 1.6;
— в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в п. 1.11;
— учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13.
Установлено ограничение для лиц, работающих в должностях согласно Списку в вечерних (сменных), открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях). Так, периоды работы с 01.11.1999 для этих работников засчитываются в стаж при условии, что не менее 50% обучающихся в указанных учреждениях — дети в возрасте до 18 лет.
Иные периоды работы для начисления досрочной пенсии
Итак, мы рассмотрели периоды работы, включаемые в стаж для начисления досрочной пенсии, предусмотренные Правилами, но приведенный в них перечень не является исчерпывающим. В силу п. 2 Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной ими, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее — Постановление N 516). Согласно данному Постановлению в стаж работы при назначении досрочной трудовой пенсии включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию при временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного отпусков.
Кроме этого, поскольку основанием для предоставления отпуска по беременности и родам является медицинское заключение о временной нетрудоспособности, которое оплачивается через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам, период нахождения женщины в указанном отпуске следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам при временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ. Об этом говорится в Информационном письме Минтруда России N 7392-ЮЛ, ПФР N ЛЧ-25-25/10067 от 04.11.2002.
Что касается отпуска по уходу за ребенком, согласно ст. 256 ТК РФ он засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).
Ранее ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). В связи с этим, а также согласно п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком включается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, если имел место до 06.10.1992. При этом указанный период подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения <7> (далее — Инструкция) одним из периодов, который также может включаться в льготный стаж, является время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Кроме этого, ученические отпуска, предоставляемые с сохранением средней заработной платы и места работы и предусмотренные ст. ст. 173 — 176 ТК РФ, являются разновидностью дополнительных отпусков, следовательно, подлежат включению в специальный стаж для получения досрочного пенсионного обеспечения, как и периоды прохождения работником курсов повышения квалификации. Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
<7> Утверждена Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 N 94.
В силу п. 4 Постановления N 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР и периоды нахождения работника в ученическом отпуске с сохранением заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в ПФР.
Много судебных споров возникает по поводу включения в педагогический стаж службы в армии.
Согласно Инструкции учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается также время службы в Вооруженных Силах СССР (в том числе в войсках МВД, в войсках и органах КГБ), если этому непосредственно предшествовала и после этого непосредственно следовала педагогическая деятельность.
Согласно ранее действовавшему Постановлению N 1397 <8> учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
<8> Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения).
Приведем пример подсчета стажа работы для получения досрочной пенсии.
Гражданин в период с сентября 1983 г. до 1985 г. работал пионервожатым в средней школе. В 1985 г. он был призван для прохождения срочной службы в армию на два года. После этого, в 1987 г. он поступил в институт и после его окончания в 1990 г. стал работать преподавателем истории в средней школе в сельской местности. Рассчитаем, когда ему должна быть назначена досрочная пенсия.
Начнем с того, что условием назначения трудовой пенсии по старости является осуществление педагогической деятельности в течение не менее 25 лет в учреждениях для детей.
Как уже было сказано, подсчет стажа может определяться и по нормам, действующим в момент назначения пенсии, и по ранее действовавшим нормам (в том числе в период приобретения этого стажа).
На момент работы гражданина пионервожатым действовали положения Постановления N 1397, согласно п. 2 которого в стаж педагогической работы засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях, детских домах в качестве штатного пионервожатого. Согласно этому же Постановлению в педагогический стаж засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (абз. 5 п. 2 Постановления).
На момент назначения пенсии уже действовало Постановление N 781, согласно которому работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ включается в стаж работы независимо от объема учебной нагрузки.
Таким образом, по состоянию на сентябрь 2008 г. стаж работы, требуемый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, составил 25 лет, и гражданин имеет право на ее получение.
Итак, применять на практике порядок досрочного назначения пенсии педагогическим работникам достаточно сложно ввиду многочисленности и несовершенства законодательных актов. И несмотря на установление тождественности наименований должностей и учреждений, тождественность многих наименований на сегодняшний день не установлена. Довольно часто у работников остается только один способ доказать свой педагогический стаж — обратиться в суд. В качестве примера приведем Определение Московского городского суда от 08.09.2011 по делу N 33-28442.
С. обратилась в суд с иском к Главному управлению ПФР N 3 по Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в связи с отказом ей в назначении пенсии по причине отсутствия у нее требуемого специального стажа (не менее 25 лет).
ПФР не засчитал в специальный стаж С. ее работу в должности тренера-преподавателя СДЮШОР, так как наименование учреждения не содержится в Списке, и период работы в должности тренера-преподавателя СДЮШОР с 01.01.2001 по 31.12.2001, так как в соответствии с п. 12 Правил работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей», в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений», за период начиная с 01.01.2001 засчитывается в стаж при условии, что на эту дату у лица есть стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, который у С. отсутствует.
В соответствии с трудовой книжкой С. она была принята на должность тренера-преподавателя шахматного клуба, затем переведена на должность тренера-преподавателя ДЮСШ N X, зачислена на должность тренера-преподавателя по шахматам в ДЮСШ N X Перовского РУНО Главного управления народного образования, которое было переименовано в СДЮШОР N 54 «Ориента», затем в порядке перевода принята на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в НОУ «Церковно-приходская школа «Коленская».
Исследовав обстоятельства и материалы дела, суд удовлетворил исковые требования С., исходя из того, что школа создана путем учреждения на основании решения исполкома Совета народных депутатов, зарегистрирована Московской регистрационной палатой, внесена в ЕГРЮЛ, является государственным учреждением дополнительного образования спортивной направленности. Приказом Перовского РУНО ДЮСШ N X Перовского РУНО Главного управления народного образования присвоен статус специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва (СДЮШОР N X Перовского РУНО); приказом Московского департамента образования СДЮШОР N X Перовского РУНО переименована в СДЮШОР N 54 «Ориента»; приказом Московского комитета образования СДЮШОР N 54 «Ориента» передана в подчинение комитету физической культуры и спорта г. Москвы. В оспариваемые периоды С. осуществляла педагогическую деятельность в спортивной школе, в связи с чем спорные периоды должны быть включены в педагогический стаж истца, так как организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение. Несоответствие наименования учреждения «специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва» (СДЮШОР) наименованию «специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва», указанному в Списке, также не может быть причиной невключения периода работы в данном учреждении в педагогический стаж.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований С. судебной коллегией кассационной инстанции было оставлено без изменений.