Лес кодекс РФ

Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся:

1) установление возрастов рубок и порядка исчисления расчетной лесосеки;

1.1) утверждение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры;

2) установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается;

3) утверждение формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи;

4) установление правил заготовки древесины;

5) установление правил заготовки живицы;

6) установление правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;

6.1) установление правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков;

7) установление правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;

7.1) установление правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута;

8) установление правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;

8.1) установление правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

9) установление правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности;

10) установление правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности;

11) установление правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута;

12) установление правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута;

13) установление правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов;

14) установление формы отчета об использовании лесов и порядка представления этого отчета;

15) утратил силу. — Федеральный закон от 31.07.2020 N 269-ФЗ;

16) установление правил пожарной безопасности в лесах и требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов;

16.1) установление нормативов противопожарного обустройства лесов;

16.2) определение средств предупреждения и тушения лесных пожаров, установление нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов;

16.3) установление порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состава и форм представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;

16.4) установление порядка разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, порядка разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его формы и нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров;

16.5) установление правил тушения лесных пожаров;

16.6) установление порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах;

16.7) установление классификации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядка введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций;

16.8) установление классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды;

16.9) установление лесопожарного зонирования;

17) установление правил санитарной безопасности в лесах;

18) установление порядка организации авиационных работ по охране лесов и выполнения этих работ;

19) установление особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов;

19.1) установление порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинга;

19.2) установление правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов;

19.3) установление порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования;

19.4) установление правил ликвидации очагов вредных организмов;

19.5) установление порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах;

19.6) установление порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов;

19.7) установление порядка осуществления лесозащитного районирования;

19.8) осуществление лесозащитного районирования;

20) установление формы отчета об охране лесов и порядка его представления;

20.1) установление формы отчета о защите лесов и порядка его представления;

21) установление правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления и порядка его разработки;

22) установление правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения и порядка его разработки;

23) установление правил ухода за лесами;

23.1) установление порядка осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов;

23.2) осуществление государственного мониторинга воспроизводства лесов;

23.3) установление критериев и требований в отношении лесных насаждений для отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса;

23.4) установление порядка отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, и формы акта об отнесении земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса;

24) установление порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород и правил создания и выделения объектов лесного семеноводства (лесосеменных плантаций, постоянных лесосеменных участков и других объектов);

25) установление формы отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и порядка представления этого отчета;

25.1) лесосеменное районирование;

25.2) формирование федерального фонда семян лесных растений;

26) проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки;

27) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды;

28) установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

29) утверждение типовых договоров аренды лесных участков;

29.1) утверждение типового договора безвозмездного пользования лесным участком;

30) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности;

31) установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;

31.1) утверждение типового договора купли-продажи лесных насаждений;

32) принятие решений о создании, об упразднении лесничеств;

33) осуществление государственной инвентаризации лесов;

33.1) установление типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки и внесения в него изменений;

34) установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений;

35) установление порядка и форм ведения государственного лесного реестра;

35.1) установление порядка представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти содержащейся в государственном лесном реестре документированной информации органами государственной власти, органами местного самоуправления;

35.2) установление перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляются внесение документированной информации в государственный лесной реестр и внесение в нее изменений;

36) установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

37) установление порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах, мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

37.1) выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров;

38) утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;

39) принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов;

40) определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;

40.1) установление особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, расположенных на землях населенных пунктов;

41) принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса;

41.1) установление порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, порядка установления и изменения площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 настоящего Кодекса;

41.2) принятие решений о проведении мероприятий по ликвидации возникшей вследствие лесных пожаров чрезвычайной ситуации в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий;

41.3) установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

41.4) установление ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, для собственных нужд;

41.5) обеспечение эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней;

41.6) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

42) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия.

1. Использование лесов может быть следующих видов:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

2. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

См. все связанные документы >>>

Новая редакция Лесного кодекса включает в себя открытый перечень видов использования лесов. Кроме того, среди перечисленных видов использования лесов имеются принципиально новые, не установленные прежней редакцией: подп. 9 — 15. До подпункта 8 включительно — это перечень классических видов использования лесов, существовавших ранее. В связи с исключением из терминологии нового Кодекса понятий о побочном лесопользовании, о заготовке второстепенных лесных ресурсов содержание данных видов использования лесов было изложено в другой редакции в видоизмененных подп. 3, 4, 6, 8. Выполнение таких видов работ, которые перечислены в подп. 11 — 13 комментируемой статьи, регламентировалось порядком проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Действительно, трудно представить, что строительство трубопровода — это вид лесопользования. Если прежний механизм законодатель устанавливал исходя из необходимости осуществления данного вида работ в лесном фонде по пути их разрешения даже без перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, а требование о переводе лесных земель в нелесные зависело от конкретного случая и разрешения уполномоченного органа, то, по сути, больших изменений действующая редакция в практику не привнесла. Вот только такой вид использования лесов, как строительство трубопроводов, по-прежнему режет слух. Как и ранее, леса могут использоваться для одной или нескольких целей. А вот, как и прежде, одним или несколькими лесопользователями — уже нельзя. Виды лесопользования являются своего рода видами целевого использования предоставляемых лесных участков. Например, в Земельном кодексе РФ не дается исчерпывающего перечня целей, для которых земельные участки могут быть предоставлены на том или ином предусмотренном праве. Законодательство о недрах отражает зависимость цели использования участка недр от вида предоставляемого для этого права. Но во всех случаях целевое использование является своеобразным признаком природоресурсных отраслей и должно строго сохраняться природопользователями.

Санкт-Петербург, 24 апреля 2019, 16:25 — REGNUM России необходима новая редакция Лесного кодекса. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с Советом законодателей в Петербурге 24 апреля, передает корреспондент ИА REGNUM.

Вывоз леса Georg Pik

По мнению Путина, совершенно очевидно, что действующие законодательные нормы не позволяют эффективно работать по сохранению лесов.

«Хищническая вырубка лесов продолжается. Несмотря на все усилия, которые предпринимаются со стороны государства, в том числе Общероссийского народного фронта, который, действительно, работает, как на фронте. Угрозы идут, причем угрозы убийством, здоровью, семьям. Там очень сложная обстановка», — сообщил президент.

Он попросил парламентариев внимательно отнестись к проблеме и предложить усовершенствование нормативно-правовой базы.

Как сообщало ИА REGNUM, ранее участники заседания Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека пришли к выводу, что Лесной кодекс РФ и основанная на нем система лесных норм и правил в значительной степени поощряет уничтожение леса.

По данным Счетной палаты РФ, площадь погибших лесных насаждений в 2013—2017 годах выросла в 3,2 раза — с 541,8 тыс. га до 1756,1 тыс. га. Это связано в основном с лесными пожарами.

Объем незаконно срубленной древесины в эти же годы вырос в 1,45 раза — с 1,1 млн куб. м до 1,6 млн куб. м. Ущерб, причиненный лесному хозяйству незаконными рубками, увеличился в 1,24 раза — с 9,1 млрд рублей до 11,3 млрд рублей.

Читайте ранее в этом сюжете: В России ежегодно растет площадь погибших и поврежденных лесов

Статья 102 ЛК РФ. Защитные леса и особо защитные участки лесов

Комментарий к статье 102 ЛК РФ:

1. Лесной кодекс РФ 2006 года классифицирует леса по принципу их целевого использования, подразделяя их на защитные, эксплуатационные и резервные (см. ст. 10 ЛК РФ). Поскольку одним из важнейших принципов лесного законодательства в соответствии с п. 2 ст. 1 ЛК РФ является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, то это вызывает необходимость выделять в лесном фонде защитные леса и особо защитные участки лесов с дополнительными ограничениями лесопользования.

В ранее действовавшем Лесном кодексе РФ 1997 года устанавливалась иная классификация лесов. Леса распределялись по трем группам в зависимости от их экономического, экологического, социального значения, местоположения и выполняемых функций.

В первую группу входили леса, основным назначением которых являлось выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы делились на 20 категорий защитности.

К лесам второй группы были отнесены леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требовалось ограничение режима лесопользования.

К лесам третьей группы относились леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. В свою очередь, такие леса подразделялись на два вида: освоенные и резервные.

В лесах всех трех групп могли выделяться особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования.

В ст. 8 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусматривается, что леса первой группы и категории защитности лесов первой группы с принятием нового Лесного кодекса 2006 года признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, указанными в комментируемой статье.

2. Часть 2 комментируемой статьи предполагает распределение защитных лесов по четырем категориям в зависимости от места их расположения и назначения. Такими категориями являются:

— леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

— леса, расположенные в водоохранных зонах;

— леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

— ценные леса.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, лесопользование осуществляется с учетом правового режима отдельных видов особо охраняемых природных территорий. Приказом Рослесхоза от 04.07.2007 N 326 «Об организации работ по отнесению лесов к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлению их границ» (далее — Приказ N 326) (утратил силу с 19 марта 2008 г. в связи с изданием Приказа Рослесхоза от 20.03.2008 N 83) рекомендовалось к указанной категории защитных лесов относить леса, ранее относившиеся к категориям защитности лесов первой группы «леса государственных природных заповедников», «леса национальных парков», «леса природных парков», а также «памятники природы», расположенные на особо охраняемых природных территориях с одноименным названием. Леса, расположенные в границах иных особо охраняемых природных территорий, согласно указанному выше Приказу Рослесхоза могут быть отнесены к иным категориям защитных лесов, особо защитным участкам лесов, эксплуатационным или резервным лесам.

Правовое регулирование лесопользования в лесах данной категории осуществляется нормами Лесного кодекса РФ, Федеральных законов от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказом МПР России от 16.07.2007 N 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» (далее — Приказ N 181), а также нормативными правовыми актами об отдельных видах особо охраняемых природных территорий (например, Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48, Положение о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 10.08.1993 N 769, Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минприроды России от 25.01.1993 N 14) и др. Использование лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, должно соответствовать целям создания таких природных территорий, в противном случае использование лесов ограничивается или запрещается.

Правовой режим лесопользования в лесах, расположенных в водоохранных зонах, устанавливается Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, а также Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов» (далее — Приказ N 485), вступившим в силу 30 января 2011 г.

В соответствии с Приказом Рослесхоза N 326 леса, расположенные в водоохранных зонах, целесообразно было выделять из лесов категорий защитности лесов первой группы «запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов» и «запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб». Оставшиеся площади лесов указанных категорий защитности лесов первой группы могли быть отнесены к иным категориям защитных лесов, особо защитным участкам лесов или эксплуатационным лесам.

К лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся:

— леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. К указанной категории защитных лесов Приказом N 326 рекомендовалось относить леса, ранее относившиеся к категории защитности лесов первой группы «леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения»;

— защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ. В данную категорию защитных лесов Рослесхоз считал целесообразным выделять леса, ранее относившиеся к категории защитности лесов первой группы «защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения», с учетом параметров, устанавливаемых в соответствии с ГОСТ 17.5.3.02-90 «Охрана природы. Земли. Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных полос лесов вдоль железных и автомобильных дорог». При наличии соответствующего обоснования к указанной категории защитных лесов могут быть отнесены леса, ранее относившиеся к иным группам лесов и категориям защитности лесов первой группы (см. Особенности отнесения лесов к категориям защитных лесов, утвержденные Приказом N 326);

— зеленые зоны;

— лесопарковые зоны. Ранее зеленые зоны и лесопарки были объединены в одну категорию. Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данная категория была разбита на две самостоятельные — зеленые зоны и лесопарковые зоны;

— городские леса. К указанной категории защитных лесов относятся леса, ранее располагавшиеся на землях поселений (Приказ N 326);

— леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В данную категорию защитных лесов Рослесхозом рекомендовалось относить леса, ранее относившиеся к категории защитности лесов первой группы «леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов», с учетом требований Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (Приказ N 326).

Порядок лесопользования в таких лесах урегулирован кроме норм Лесного кодекса РФ также нормами Градостроительного кодекса, Земельного кодекса, Федеральных законов «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425, Приказом N 485 и другими актами.

3. Целевое назначение ценных лесов, указанных в п. 4 ч. 2 комментируемой статьи, состоит, с одной стороны, в выполнении ими защитных функций (например, государственными защитными лесными полосами или противоэрозионными лесами), с другой — хозяйственных (например, орехово-промысловыми зонами, лесными плодовыми насаждениями). Кроме этого, значимость ценных лесов и необходимость установления их особого правового режима могут быть обусловлены научным или историческим значением таких лесов.

В п. 4 ч. 2 комментируемой статьи приведен перечень категорий лесов, относящихся к ценным лесам. Это:

а) государственные защитные лесные полосы. Данная категория соответствует ранее установленной категории защитности лесов первой группы «государственные защитные лесные полосы»;

б) противоэрозионные леса. Также соответствует ранее установленной категории лесов первой группы «противоэрозионные леса» (Приказ N 326);

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах. В соответствии с Приказом N 326 к указанной категории было целесообразно относить леса ранее установленных категорий защитности лесов первой группы «леса на пустынных, полупустынных степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды», «притундровые леса»;

г) леса, имеющие научное или историческое значение. В данную категорию могли быть включены леса ранее установленных категорий защитности лесов первой группы «леса, имеющие научное или историческое значение» и «особо ценные лесные массивы» (Приказ N 326);

д) орехово-промысловые зоны. Данная категория соответствует ранее установленной категории защитности лесов первой группы «орехово-промысловые зоны». При наличии соответствующего обоснования к указанной категории защитных лесов относились леса, ранее относившиеся к иным группам лесов и категориям защитности лесов первой группы (Приказ N 326);

е) лесные плодовые насаждения. К указанной категории могли быть отнесены леса ранее установленной категории защитности лесов первой группы «лесоплодовые насаждения», а при наличии соответствующего обоснования — леса, ранее относившиеся к иным группам лесов и категориям защитности лесов первой группы (Приказ N 326);

ж) ленточные боры. Соответствует ранее установленной категории защитности лесов первой группы «ленточные боры»;

з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

и) нерестоохранные полосы лесов.

Запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, и нерестоохранные полосы лесов дополнили перечень ценных лесов с принятием Федерального закона от 22.07.2008 N 143-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Действующее лесное законодательство сохранило категорию особо защитных участков лесов. Выделение особо защитных участков осуществляется в процессе лесоустройства в лесах всех видов — в эксплуатационных лесах, в защитных лесах и в резервных лесах для целей сохранения и защиты полезных функций лесов. Границы особо защитных участков лесов устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей, а также по лесотаксационным выделам, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов. При проектировании особо защитных участков лесов составляются ведомости проектируемых участков с указанием номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов, а также пояснительная записка с обоснованием выделения особо защитных участков лесов. Проектирование особо защитных участков лесов и закрепление на местности местоположения их границ обеспечиваются Федеральным агентством лесного хозяйства (см. Правила проведения лесоустройства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 377).

4. Перечень особо защитных участков лесов, приведенный в ч. 3 комментируемой статьи, является открытым, что предоставляет возможность выделения других категорий особо защитных участков в зависимости от возникающей необходимости в охране и защите тех или иных лесов. Ранее перечень особо защитных участков лесов утверждался Федеральной службой лесного хозяйства РФ (см. ч. 2 ст. 59 Лесного кодекса 1997 года, п. 11 п. 7 Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.1998 N 173). До настоящего момента продолжает действовать Приказ Рослесхоза от 30.12.1993 N 348 «Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса».

Подробнее правовой режим особо защитных участков лесов рассмотрен в комментарии к ст. 107 ЛК РФ.

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает общий запрет на осуществление в защитных лесах и на особо защитных участках лесов деятельности, не совместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, использование таких лесов должно соответствовать указанным целям. Таким образом, вид деятельности, осуществление которой запрещается в защитных лесах и на особо защитных участках лесов, напрямую зависит от функционального назначения последних.

Во многих категориях защитных лесов запрещается проведение сплошных и (или) выборочных рубок.

Так, проведение сплошных рубок запрещено:

— в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (ч. 3 ст. 103 ЛК РФ, п. 6 Приказа N 181);

— в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников (ч. 2 ст. 103 ЛК РФ, п. 5 Приказа N 181);

— в лесах, расположенных в водоохранных зонах, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ (ч. 1 ст. 104 ЛК РФ);

— в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ, случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан (ч. 1 ст. 105 ЛК РФ);

— в ценных лесах, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ (ч. 1 ст. 106 ЛК РФ);

— на заповедных лесных участках (ч. 2 ст. 107 ЛК РФ);

— на особо защитных лесных участках, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ (ч. 2.1 ст. 107 ЛК РФ);

— в лесах, расположенных на территориях комплексных (ландшафтных), биологических (ботанических и зоологических), палеонтологических, гидрологических, геологических государственных природных заказников, если иное не предусмотрено положением о соответствующем государственном природном заказнике (п. 8 Приказа N 181);

— в лесах, расположенных на территориях памятников природы и в границах их охранных зон, в случае если это влечет за собой нарушение сохранности памятников природы (п. 9 Приказа N 181);

— на территории второй зоны округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, кроме санитарных рубок (абз. 15 п. 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425) и др.

Еще одним видом деятельности, на осуществление которой в некоторых категориях защитных лесов законодателем налагается запрет, является использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях. Указанная деятельность запрещена, например, во всех лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, за исключением территорий биосферных полигонов (ч. 5 ст. 103 ЛК РФ), в лесах, расположенных в водоохранных зонах (п. 2 ч. 1 ст. 104 ЛК РФ), в лесопарковых зонах (п. 1 ч. 3 ст. 105 ЛК РФ), а также зеленых зонах, первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (п. 7 Приказа N 485).

Кроме указанных мер защиты и охраны в отношении защитных лесов и особо защитных участков лесов действуют также требования к обеспечению пожарной безопасности при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах, предусмотренные Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса, санитарные требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах, предусмотренные Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414. Помимо этого, охрана и защита лесов, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, осуществляются с соблюдением требований, установленных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

6. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи полномочия по отнесению лесов к защитным лесам, выделению особо защитных участков лесов и установлению их границ принадлежат органам государственной власти и органам местного самоуправления.

До принятия Лесного кодекса 2006 года выделение особо защитных участков лесов было отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства, т.е. Федеральной службы лесного хозяйства (ч. 2 ст. 59 Лесного кодекса 1997 года, пп. 11 п. 7 Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.02.1998 N 173). Параметры особо защитных участков лесов утверждались территориальными органами Рослесхоза на основании материалов лесоустройства или специального обследования (ч. 2 ст. 59 Лесного кодекса 1997 года). Также Рослесхозом осуществлялось отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы и перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию (пп. 10 п. 7 Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России).

В настоящее время отнесение лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков лесов входит в полномочия Федерального агентства лесного хозяйства (пп. 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736). Приказом Рослесхоза от 26.08.2008 N 237 «Об утверждении Временных указаний по отнесению лесов к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам» определен временный порядок организации работ по отнесению лесов к ценным лесам, эксплуатационным лесам и резервным лесам. Выделение особо защитных участков лесов регулируется Приказом Рослесхоза от 30.12.1993 N 348 «Об утверждении основных положений по выделению особо защитных участков леса».

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

5) сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения;

6) улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности;

7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

9) использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями;

10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

11) платность использования лесов.

См. все связанные документы >>>

По своему значению любые принципы являются основными, исходными положениями какой-либо теории, учения, руководящими идеями, основными правилами. Законодатель достаточно часто в кодифицированных источниках, в федеральных законах применяет использование принципов той или иной отрасли законодательства. Прослеживается тесная связь основных принципов лесного законодательства с основными принципами охраны окружающей среды, закрепленными в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». И это естественно, т.к. лесное законодательство и законодательство об охране окружающей среды являются смежными, а с точки зрения отрасли права они объединены экологическим правом как его составные части: названный Федеральный закон относится к природоохранительному законодательству, а Лесной кодекс — к природоресурсному законодательству.

Принцип сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду имеет конституционное начало. В статье 42 Конституции РФ закреплено положение о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Таким образом, в целях реализации положения Конституции данный принцип лесного законодательства подчеркивает ценные функции лесов, сохраняя которые, можно обеспечить право каждого на благоприятную окружающую среду. Положение Конституции должно реализовываться посредством применения норм не только Лесного кодекса, но и всего комплекса правовых норм, регламентирующих использование и охрану как отдельных природных ресурсов и комплексов, так и окружающей среды в целом.

Важным, на наш взгляд, является провозглашенный принцип об устойчивом управлении лесами, сохранении биологического разнообразия лесов, повышении их потенциала. Действительно, сохранения лесов в надлежащем состоянии трудно добиться без устойчивого управления ими. Государственное управление систематически подвергается административным реформам, что в целом непосредственно связано с экономической и политической ситуацией в стране.

Лес по своей природе считается восполнимым природным ресурсом. Однако надо учитывать, что у каждой породы существует свой возраст рубки. Например, возрасты рубок в равнинных лесах Российской Федерации для сосны 141 — 160 лет, кедра — 241 — 280 лет, осины — 61 — 70 лет <1>. Поэтому неслучаен акцент законодателя на учете длительности выращивания лесов при их использовании. Кроме того, в разных зонах произрастание леса происходит неодинаково (например, на севере лес растет очень медленно).

<1> См.: Бит Ю.А., Вавилов С.В. Измерения объемов круглого леса: Справ. СПб.: ПРОФИКС, 2003. С. 13.

«Лес — экологический фактор огромного значения. С учетом экологии необходимо решать многие практические вопросы, связанные с защитным назначением лесов. Лес оказывает комплексное влияние на среду. Ограничивая действие прямой солнечной радиации, он создает особую, преимущественно благоприятную для человека среду. Влияние леса проявляется через изменение таких жизненных для человека субстанций, как воздух и вода, а также других существенных экологических факторов — почвы, фауны и других, обусловливающих экологию человека» <1>. Ключевая роль, которую играют все виды лесов в деле поддержания экологических процессов и равновесия на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях посредством, в частности, защиты уязвимых экосистем, водосборных районов и пресноводных ресурсов и в качестве накопителей биоразнообразия и биологических ресурсов и источников генетического материала для биотехнической продукции, а также фотосинтеза, была отмечена в Докладе Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3 — 14 июня 1992 г.). Таким образом, представленный принцип использования лесов с учетом их глобального экологического значения важен в целях достижения глобального консенсуса по вопросу лесов.

<1> Мелехов И.С. Лесоведение: Учеб. 3-е изд., испр. и доп. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. С. 208.

Следует отметить, что ст. 2 старой редакции Лесного кодекса РФ включала в себя некоторые принципы, упомянутые в комментируемой статье.

Пунктом 2 ст. 36 Конституции РФ закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В настоящее время существует обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, установленная Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 77). Поэтому принцип об использовании лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, реализует вышеуказанные положения.

Новеллой вновь принятого Лесного кодекса РФ является исключение деления лесов на группы, бытовавшее не один десяток лет. Подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных свойств находит свое отражение в тексте нового Кодекса как сообразная альтернатива группам лесов.

Платность использования лесов как принцип лесного законодательства тесно переплетается с принципом платности природопользования, установленным Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Использование лесов — это один из видов природопользования, поэтому связь этих принципов очевидна.

Некоторые вопросы вызывает новый принцип недопустимости использования лесов органами государственной власти и органами местного самоуправления. Как видно из его содержания, речь идет об органах государственной власти вообще, т.е. как федерального, так и регионального уровня. При этом отметим, что в соответствии со ст. 4 ЛК РФ и Российская Федерация, и субъекты РФ, и муниципальные образования наравне с гражданами и юридическими лицами являются участниками лесных отношений. От имени РФ, ее субъектов, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют, соответственно, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, полномочия которых регламентированы ст. 81 — 84 настоящего Кодекса. В таком случае не совсем ясно, о каких ограничениях использования лесов указанными органами идет речь. На наш взгляд, это касается отсутствия права, установленного ст. 24 комментируемого Кодекса: органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления нельзя предоставлять лесные участки, т.е. указанные органы не могут быть лесопользователями. Хотя сегодня, в отличие от старой редакции Кодекса, такой термин законодателем не упоминается. Получается, реализуя право федеральной собственности на земли лесного фонда, установленное законодательством, Российская Федерация лесопользователем не является.

Принципы необходимы как для применения действующего законодательства, так и для будущего правотворчества в рамках соответствующего нормативного документа, поэтому формальность их содержания должна исключаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *