Легализация объектов налогообложения

Содержание

Легализация объектов налогообложения

Налоговая комиссия служит инструментом налогового контроля, и хотя он не предусмотрен Налоговым кодексом нашей страны, это не мешает фискальному органу применять это изобретение к налогоплательщикам. С 2013 г. комиссии ФНС перестали иметь разные имена: убыточная комиссия, комиссия по возмещению НДС, зарплатная комиссия, комиссия по взысканию налоговых недоимок, — они получили единое название: комиссии по легализации налоговой базы (Письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722). Цель у таких комиссий только одна — увеличение поступлений налогов в бюджет.

Вызываются на это мероприятие те налогоплательщики, которые «сбились с пути» полной уплаты налогов, представляют недостоверную налоговую и бухгалтерскую отчетность, чьи результаты деятельности не укладываются в рамки экономически обоснованных и допустимых.

Вызов брошен

Налогоплательщикам, попавшим под наблюдение комиссии, в качестве первого сигнала направляются информационные письма. В них отражаются факты, выявленные в ходе проверки, и предлагается уточнить свои налоговые обязательства (уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ и т.д.). Если налогоплательщик не реагирует на такое письмо в течение 10 рабочих дней, его вызывают на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
Налоговики предпочитают видеть на такой комиссии непосредственно генерального директора или главного бухгалтера компании, но не уполномоченного представителя, ссылаясь на то, что такие представители создают «присутствие для видимости». И в большинстве случаев представители действительно не в состоянии вести конструктивный разговор. Кроме этого, налоговики хотят убедиться (и мы не можем их за это осуждать), что руководитель компании, вызванный на комиссию, не является номинальным, а ведет реальный бизнес и осведомлен о его нюансах.

Пример. Директор московской торговой компании получил уведомление из налоговой инспекции вскоре после того, как его бухгалтерия подала декларацию по НДС. Энтузиазма присутствовать на комиссии не было, и давать пояснения о высоком размере НДС ему не хотелось. К тому же в этот день у директора планировалась важная командировка в Краснодар.

Но он все-таки решил «принять вызов» налоговиков. Директор попросил о переносе даты, налоговики пошли ему навстречу, и комиссия состоялась. Налогоплательщик впоследствии о своих действиях не пожалел. Во-первых, он узнал, что инспекция «имела» на его компанию, и затем, используя информацию от налоговиков, предпринял шаги по защите своих интересов. Во-вторых, явившись на вызов налоговой и представив достаточно общую информацию о бизнес-деятельности, директор уберег свою компанию от назначения выездной налоговой проверки.

Правила работы налоговой инспекции таковы, что отказ налогоплательщика представить информацию считается одним из главных критериев для включения его компании в план выездных налоговых проверок.

Группа поддержки

Руководитель компании имеет право прийти на налоговую комиссию в сопровождении доверенного юриста или адвоката. Попытки налоговых инспекторов не допускать таких лиц на комиссию незаконны, т.к. никто не имеет права лишать гражданина РФ права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если вы считаете, что сможете эффективно отстаивать свою точку зрения в присутствии адвоката или лиц, более осведомленных в конкретных вопросах, вы имеете право приходить на комиссию в каком угодно составе. Как показывает практика, если вы настаиваете, то налоговики проведут заседание комиссии в присутствии всех нужных вам участников. Прийти со своей поддержкой на такие мероприятия, как правило, психологически намного комфортнее. Налоговики предпочитают давить на налогоплательщика числом. Обычно это минимум три представителя ФНС и приглашенные на «подмогу» представители из службы судебных приставов, органов прокуратуры, правоохранительных органов, представители администраций муниципальных образований.

Пример. Строительная компания, работающая в одном из городов Сибирского федерального округа, была включена в реестр недобросовестных поставщиков, и доступ к рынку госзаказов для компании оказался закрыт. При такой ситуации в отчетности компании появились убытки, и руководство было вызвано на комиссию. От директора требовались пояснения о причинах заявленного убытка, ему предложили подать уточненную декларацию по прибыли с уменьшением сумм убытка и уплатить налог на прибыль в бюджет. Но налогоплательщик сумел уклониться от «разумных» предложений комиссии, обосновав причины своих убытков. При объективном рассмотрении обстоятельств стало понятно, что, потеряв рынок госзаказа, быстро переориентироваться на другое строительное направление в условиях сезонности и низких темпов роста самой отрасли не представлялось возможным. Комиссия была вынуждена признать, что убытки компании — это не часть оптимизации налогов, таким образом претензии к компании были сняты.

Подготавливая объяснения для инспекции, важно помнить, что само по себе получение убытка не доказывает экономическую необоснованность затрат.

Расходы нужно соотносить с характером деятельности организации, а не с полученной прибылью. Необходимо позаботиться об оправдательных документах, которые подтвердят ситуацию в сегменте вашего бизнеса, например сведениях о падении цен на производимый вами вид продукции и т.п.

Сколько хочу — столько плачу

Одной из самых распространенных причин для вызова на налоговую комиссию по-прежнему являются вопросы заработной платы на предприятии. Под прицел налоговиков попадают налогоплательщики, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. Цель налоговой комиссии не в том, чтобы вы повысили заработную плату сотрудникам (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), их деятельность нацелена на вывод «из тени» скрытых форм оплаты труда и повышение сумм НДФЛ к уплате в бюджет.

Пример. С владельца крупной логистической компании налоговая комиссия потребовала объяснений, почему компания уплатила меньшую сумму налога с заработной платы — в штатном расписании оклады не совпадали с теми предложениями, что организация размещала в Интернете на сайтах по поиску работы. Директор не смог привести на комиссии убедительные доводы, и налоговики пошли по процедуре: назначили налоговую проверку, доначислили налог… И только в арбитражном суде их решениям был дан задний ход — доводы налоговиков были отклонены, потому что они не смогли собрать должных доказательств и свидетельств того, какая именно и кому выплачивалась заработная плата. Для руководителя компании все обошлось в этот раз благополучно.

Вы должны, направляясь на такую комиссию, подготовить разумные экономические причины, объясняющие отклонения зарплат. Например, если ваши сотрудники имеют хороший социальный пакет, который компенсирует разницу, либо предприятие находится в затруднительном финансовом положении, чему есть реальные доказательства. Подготовив убедительные причины, объясняющие, почему существующая на предприятии средняя заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ, вы сможете доказать, что низкая зарплата не свидетельствует об уклонении от уплаты зарплатных налогов.

Также стоит иметь в виду, что налоговый орган учитывает информацию, которая поступила на налогоплательщика в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов. Например, информация о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении или оформлении с нарушением установленного порядка трудовых отношений и иная аналогичная информация.

Большой вычет — больше доказательств

Если налогоплательщик в декларации заявляет большие вычеты по НДС, то вероятность предстать перед комиссией по легализации налоговой базы становится очень высокой. Налоговики попросят пояснить причины большой доли вычетов по НДС, а также добиться подачи уточненных налоговых деклараций по НДС за предыдущие налоговые периоды с уменьшением суммы налоговых вычетов и увеличением суммы НДС к уплате в бюджет.

Пример. Поставщик фармацевтических препаратов в Москве имел большие вычеты по НДС — его предприятие было вынужденно делать маленькую наценку на товары из-за того, что цены на этот вид продукции регулируются государством. Вследствие этого доля налоговых вычетов превышала обычный уровень. Налогоплательщику пришлось обосновать долю вычетов, детально объяснив налоговикам схему бизнеса на комиссии. Объяснение было долгим и длилось несколько часов, но генеральный директор совместно с финансовым директором смогли убедить налоговую комиссию, что их предприятие не уклоняется от уплаты налогов.

«Комиссионные» последствия

Нередки случаи, когда нарушения налогоплательщиком после прохождения комиссии устранялись, но вскоре в компанию все равно приходили с выездной налоговой проверкой. Почему так происходит? Вы должны знать, что компания, которая побывала на комиссии, скорее всего, какое-то время будет подвергаться мониторингу. Налоговики будут отслеживать, учел ли налогоплательщик замечания налоговой в своей дальнейшей деятельности, пошла ли на пользу «работа над ошибками». Если налогоплательщик не изменит своих методов работы, то он столкнется с более серьезными последствиями.
Налоговые комиссии для налоговиков в первую очередь — способ пополнить бюджет, получить дополнительную информацию от налогоплательщика о его бизнесе и слабых местах. Это возможность определиться — планировать выездную проверку или не стоит тратить время, так как размер доначислений будет несущественным. Налогоплательщику, который решил подать уточненную декларацию или доплатить налоги перед тем, как явится на налоговую комиссию, я бы порекомендовала не играть на опережение. Лучше это сделать после посещения комиссии, потому что у плательщика будет больше информации и сумма к доплате в бюджет по итогам проведения комиссии станет более точной.
Отмечу, что для налогоплательщиков польза от работы налоговых комиссий тоже существует. Такая комиссия — это всегда повод задуматься, существуют ли в деятельности компании неустранимые слабые места, и если у налоговой инспекции появился к налогоплательщику определенный интерес, то, возможно, лучшим решением будет закрытие этой конкретной компании, потому что тогда вы можете начать бизнес с чистого листа.

Как защищаться на комиссиях по легализации объектов налогообложения

Первоначально комиссии по легализации объектов налогообложения, по большому счету, носили формальный характер. Протокол такого мероприятия содержал лишь пару фраз о пояснении причин убытков компании. Никакого углубленного анализа не приводилось, а сама комиссия имела, скорее, неофициальный статус. У компаний не было ответственности за непредставление информации, неявку на комиссию, а налоговики не имели права потребовать присутствия должностных лиц организации.

Сейчас многое изменилось. Налоговики готовятся к комиссии по легализации объектов налогообложения ничуть не меньше, чем к выездной налоговой проверке, а вопросы, задаваемые на таких комиссиях, все сложнее предугадать. Все это сильно затрудняет представителям компании подготовку к защите от возможных претензий. Однако это возможно.

Инициатива может исходить от разных ведомств

Существует три типа комиссий по легализации налоговой базы в зависимости от инициатора мероприятия:

  • комиссия при местной налоговой инспекции;
  • комиссия при управлениях ФНС России по субъектам РФ;
  • межведомственная комиссия при администрации субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Если инициатива приглашения представителей компании на комиссии различного уровня исходит от местных налоговиков, об этом прямым текстом будет написано в протоколе решения. Однако независимое от ИФНС желание побеседовать с руководством компании может появиться и у администрации региона или города, и у УФНС. Обслуживающая налоговая инспекция может вообще не знать о комиссиях при администрации ничего, кроме того, что сообщено в новостях в интернете. Так как обмен информацией (протоколов с комиссий) возможен, только если сама ИФНС направила компанию на такую комиссию.

Кроме того, инициатива может исходить и от чиновников УФНС, если у них имеется общая информация о компаниях, отразивших убытки, периоде их отражения, их причинах, отрасли и т.д. Как правило, инспекторы из управления один раз квартал или в полугодие запрашивают у курируемых ими инспекций информацию для проведения своей комиссии.

На комиссию стоит захватить юриста

Налоговикам достаточно присутствия на комиссии только главного бухгалтера компании или ее финансового директора. Так как задаваемые вопросы касаются преимущественно их компетенции. Конечно, эти люди могут и самостоятельно оценить степень угрозы для компании со стороны налоговых органов, однако они зачастую не обладают юридическими знаниями, чтобы понять, насколько законны вопросы и требования комиссии. Поэтому присутствие опытного юриста будет нелишним. Естественно, юриста, хорошо ориентирующегося в деятельности компании. Предварительно обсудившего все возможные риски с главным бухгалтером и иными руководителями компании, подобравшего выгодные арбитражные решения.

Со стороны налоговиков в состав комиссии включаются сотрудники, в чьи должностные обязанности входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Начальники структурных подразделений по проведению камеральных и выездных проверок, предпроверочного анализа, урегулированию задолженности. Юристы со стороны налогового органа сейчас в состав комиссии не входят.

В исключительных случаях в состав комиссии налоговых органов могут быть включены представители органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры. Однако для их присутствия обычно нужны какие-то дополнительные основания.

Так, в настоящее время происходит объединение информационных ресурсов ФНС, ФМС, Росфинмониторинга и МВД. В результате получения доступа к информации коллег, у какого-то из этих ведомств может возникнуть интерес к участию в комиссии. И желание задать вопросы представителю компании.

Кроме того, причиной участия в комиссии правоохранительных органов может стать наличие фактов снятия с расчетного счета наличных денежных средств в размерах больших, чем выплаченная налогоплательщикам заработная плата. Или обоснованные подозрения в применении схем необоснованного возмещения НДС, связей с однодневками или иные признаки преступной деятельности.

Вопросы комиссии регламентируются письмом ФНС

Если ранее вопросы комиссии сводились только к причинам получения убытков или выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого уровня и к планам компании стать прибыльной, то сейчас ситуация кардинально поменялась. В настоящее время работа всех налоговых инспекций регулируется письмом ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722 «О работе комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы».

Как правило, начинается заседание комиссии с оглашения общей информации о компании – это делается просто с целью проверки данных. Иногда сверка такой информации позволяет налоговым органам установить факты отсутствия у компании лицензий, наличие незарегистрированных обособленных подразделений и другие нарушения.

Далее, естественно, участники переходят к главному вопросу: интересуются причинами убытка, низкого уровня оплаты труда персонала, высокой доли вычетов по НДС и т.п. При этом обязательно стоит ждать дополнительных вопросов о скачках показателей в аналитических таблицах, приведенных в приложениях к письму ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722.

Просчитать, какие именно вопросы зададут на комиссиях, возможно, собрав информацию о своей компании в интернете. Так как такие общедоступные сведения могут направить интерес налоговиков в определенное русло. Особенно стоит обратить внимание на сделки и операции, оказавшие значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность и, возможно, приведшие к убыткам. Любая информация, которую сообщают на комиссии представители компании, будет перепроверена по общедоступным источникам.

При проведении анализа компании налоговые органы учитывают такие факторы, как сезонность, спады и смена расчетных схем в отрасли. Отраслевой квартальный анализ проводится с использованием материалов отраслевых бюллетеней, составляемых РИА-Рейтинг, которые представляют собой свод данных Росстата и сведений сайтов холдингов России с учетом экспертных оценок.

Стоит отметить, что органы статистики категорически отказываются предоставлять такого рода информацию в налоговые органы. Однако налоговые органы получают информацию из других источников. Например, на порталах администрации областей приводится информация о социально-экономическом развитии области, где часто перечисляются достижения ведущих в своих отраслях компаний и сведения о монополистах с указанием их финансовых показателей.

Не последнюю роль может сыграть и арбитражная практика. При изменении позиции Президиума ВАС РФ или практики Федерального арбитражного суда данного округа налоговики попробуют найти аналогии в деятельности приглашенной на комиссию компании и задать соответствующие вопросы. Следовательно, перед посещением комиссии представителю компании стоит ознакомиться с последними тенденциями арбитражной практики.

Вопросы могут касаться также информации, предоставленной другой инспекцией, которая запросила сведения, касающиеся приглашенной на комиссию компании. Либо просит провести выездную налоговую проверку для выявления фактов участия в незаконной налоговой оптимизации.

Также налоговые органы тесно сотрудничают с инспекцией по труду – она наиболее контактна в направлении материалов выявленных нарушений. Информация о проведенных трудинспекцией проверках по конкретному налогоплательщику доступна на сайте генеральной прокуратуры (www.genproc.gov.ru). С указанием органа, проводящего проверку, сроков проверки и основания ее проведения. Помощь этого ведомства становится особенно актуальной при имеющихся у налоговых органов сведениях о выплате компанией «конвертной» заработной платы.

Часто инспекторы задают вопросы технологического характера о тонкостях процесса производства, изношенности основных фондов, отраслевых проблемах и т.п. Во-первых, инспекторам, собирающимся на проверку в компанию, важно заранее знать, с чем они столкнутся. И понимать технологические особенности деятельности компании. Во-вторых, понимание технологии поможет при проверке аналогичного налогоплательщика, которая в данный момент, возможно, проводится.

Если за технологическими тонкостями не кроется никакой налоговой оптимизации, то разъяснить инспекторам особенности хозяйственной деятельности – в интересах самой компании. Меньше вопросов возникнет на проверке. В противном случае, конечно, не стоит делиться подробностями – есть шанс, что несведущие инспекторы не заметят каких-то налоговых схем.

На особый контроль поставлены заемные отношения. В практике нередки случаи, когда российский налогоплательщик постоянно несет убытки из-за выплаты значительной суммы процентов по займу, предоставленному дружественной иностранной компанией. По сути вся прибыль российской компании под видом процентов перечисляется за рубеж в низконалоговую юрисдикцию (например, Кипр) без уплаты налога у источника. Естественно, в этом случае представителей компании на комиссии будут убеждать добровольно прекратить подобную практику, ссылаясь на необоснованность налоговой выгоды, задавать вопросы о заимодавце и бенефициарах. Однако реальных инструментов заставить российского заемщика стать прибыльным у налоговиков нет – необоснованность налоговой выгоды еще надо доказать. Причем, скорее всего, делать это им придется в суде.

В приложении № 10 к письму ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722 указаны критерии зоны риска при анализе операций по расчетному счету налогоплательщика. Естественно следует ожидать вопрос и по контрагентам.

Защититься поможет внимательное отношение к заданным вопросам

Основную опасность для компаний могут представлять вопросы выездников, иногда камеральщиков. Особенно если комиссия собралась, к примеру, обсудить убыток в декларации за 9 месяцев 2014 года, а в данный момент налоговый орган уже проверяет период 2010–2013 годов. В этом случае комиссия становится отличным поводом для выездников задать накопившиеся вопросы, возникшие в ходе текущей выездной налоговой проверки.

Поэтому необходимо четко следить и отсекать вопросы не по тому периоду, по которому состоялся вызов на комиссию, прямо указывая на это спросившему. Или по не относящемуся к делу по информационному содержанию. Когда, к примеру, комиссия проводится в связи с получением убытков, а задаются вопросы технологического характера, которые никаким образом не могли на него повлиять.

В целом для компании участие в комиссии по легализации объектов налогообложения несет не только минусы, но и плюсы. Присутствие на комиссии позволяет руководству компании здраво оценить степень налоговых рисков по характеру задаваемых вопросов, а также вычислить источники получения налоговиками негативной информации.

Стоит учитывать, что и для налоговиков такая комиссия является лишь разведкой перед боем – этапом подготовки к выездной налоговой проверке, которая рано или поздно случится. И кроме сбора важной информации для налоговиков комиссии чаще всего ничего не несут. Особенно справедливо это для крупных компаний. Сами налоговики признают, что комиссии эффективны только для малого и среднего бизнеса. Уточненные декларации на уменьшение убытка среди крупнейших налогоплательщиков, скорее, исключение из правил.

Стоит обратить внимание, что ход проведения комиссии иногда фиксируется аудиозаписью, о которой сразу могут не сообщить. Есть смысл заранее уточнить этот момент. При этом стенограмма беседы редко ведется в протоколе дословно, чаще редактируется в официально-деловом стиле. Поэтому протокол, перед тем как подписать, стоит внимательнейшим образом прочесть во избежание смысловых искажений. Некоторые организации подписывают протокол не только на последней, но и на каждой странице. А часть сложных вопросов, на которые налогоплательщик затруднился ответить устно, он может описать сам, когда ему пришлют проект протокола на согласование.

Не всегда разумно брать по итогам комиссии на себя какие-то конкретные обязательства. К примеру, если представитель компании обязался в течение какого-то срока выйти на прибыль, то ему гарантировано повторное приглашение на комиссию по истечении срока.

В практике встречаются случаи, когда по окончании проведения комиссии по легализации объектов налогообложения какие-либо требования выдвигаются к собственникам компании. Часто это связано с тем, что они сами оказали прямое или косвенное влияние на получение убытков. Например, головная компания продала дочерней дорогостоящее оборудование в неисправном состоянии, составив при этом договор таким образом, что дочерняя компания не могла предъявить претензии головной компании. Из-за чего и возник убыток. Однако этого не стоит сильно бояться, так как собственников компании привлечь к административной или уголовной ответственности можно лишь в редчайших случаях. И никаких реальных инструментов воздействия на них у налоговиков нет.

Убыточные комиссии легализованы

Многие налогоплательщики самостоятельно или под влиянием различных материалов в прессе пришли к выводу о нежелательности посещения подобного рода комиссий. Особенно часто так поступали должностные лица крупнейших налогоплательщиков. Они отказывались присутствовать на комиссиях, мотивируя свой отказ проведением инвентаризации, нахождением генерального директора в командировке и рядом других причин. Участившиеся отказы привели к тому, что Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗпункт 3 статьи 88 НК РФ дополнен абзацем, устанавливающим право требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка при проведении камеральной налоговой проверки.

Отказаться от дачи пояснений убыточная компания теперь не вправе. В случае неявки к должностным лицам в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 19.4 КоАП. А в исключительных случаях неявка на комиссию без уважительной причины приведет к назначению выездной налоговой проверки.

Актуально на: 25 апреля 2017 г.

Функции и полномочия ФНС мы рассматривали в нашей консультации и отмечали, что в соответствии со Стратегической картой ФНС России на 2017-2021 гг. главнейшей задачей налоговых органов является противодействие уклонению от уплаты налогов и страховых взносов. Достигаться это должно за счет развития аналитических инструментов выявления налоговых правонарушений, стимулирования налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязанностей и применения в сделках рыночных цен.

Комиссия по легализации объектов налогообложения

Налоговики регулярно проводят комиссии по легализации объектов налогообложения. Мы расскажем, всегда ли обязательно участие в них и каким алгоритмом руководствоваться в своих действиях.

Ситуация, когда компании получают от инспекций некие предписания с требованиями явиться для дачи пояснений по поводу:

  • полученного убытка по итогам отчетного или налогового периода;
  • высокого уровня налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;
  • минимального дохода по упрощенной системе налогообложения*;
  • применения льгот по налоговым платежам и пр.

Налоговиками данные вызовы называются «комиссиями по легализации объектов налогообложения». Они стали обычным явлением для многих компаний.
Налоговый кодекс не предусматривает никакой подобной комиссии. Более того, из форм налогового контроля явно можно выделить только две самостоятельные формы:

  • камеральная налоговая проверка;
  • выездная налоговая проверка.

Цели комиссий и их правомерность

Конечная цель, которую преследуют указанные комиссии, — увеличить сумму налоговых сборов с компаний.
При этом по итогам комиссии не может быть вынесено никаких решений в отношении приглашенных фирм.
Сам процесс прохождения комиссии представляет собой следующее.

  1. Представителю компании выдают для заполнения анкеты, в которые компанией должны быть внесены сведения:
    • об основных дебиторах и кредиторах;
    • о доходах и расходах и их структуре;
    • о количестве персонала и форме его привлечения (трудовые отношения, гражданско-правовые договоры);
    • об основных средствах;
    • о денежных средствах на расчетных счетах.
  2. Список может быть сокращен или, наоборот, увеличен какими-либо дополнительными аналитическими материалами или расшифровками статей деклараций. Временной интервал, который данные сведения охватывают, обычно составляет три года. Заполняя указанные анкеты, компания, по сути, своими руками проводит в отношении себя анализ по 12 критериям планирования выездной налоговой проверки (www.nalog.ru).

  3. С представителем компании проводится беседа, в процессе которой ему неоднократно говорят о необходимости написания неких объяснений по поводу предмета вызова (мы рассмотрели в самом начале статьи) и большой вероятности попадания в план выездных проверок.
  4. В зависимости от готовности фирмы ей подсказывают варианты выхода из той ситуации, при которой она навлекает на себя налоговую проверку и портит показатели инспекции. Эти рекомендации сводятся к тому, что компании предлагают либо уменьшить расходы текущего периода, либо сократить сумму вычетов по НДС, «растянув» их по времени принятия в качестве расходов и вычетов по налогу. Зачастую такие действия противоречат и Налоговому кодексу, и разъяснениям Минфина России.

Таким образом, основная цель таких комиссий — убедить компанию увеличить сумму начисленного налога на прибыль за прошедший налоговый период либо сократить убытки и вычеты путем подачи уточненных деклараций. Повторимся, что никаких иных мер, кроме такого рода убеждения, налоговики в рамках данных комиссий применять не могут.
Теперь немного о правомерности таких форм налогового контроля. Очевидно, что если подобные комиссии не предусмотрены Налоговым кодексом, то самым правильным решением для компаний было бы не ходить на них. К сожалению, все не так просто.
Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 31
<…> 1 Налоговые органы вправе:
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах <…>

Собственно, об этом «ином случае» и идет речь в этой статье.
Кроме того, стоит обратить внимание на то, что девятым критерием концепции системы планирования выездных налоговых проверок1 является непредставление компанией пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Таким образом, избежать общения с налоговиками без негативных последствий для себя вряд ли удастся.

Что делать?

Алгоритм действий достаточно прост.
Первое, что нужно помнить, — не игнорируйте подобные приглашения, но и паниковать, и исполнять бегом первые требования инспекторов тоже не нужно.
Второе — необходимо представить четкие ответы на вопросы инспекторов относительно интересующих их вопросов. При этом ответ должен быть достаточно общим, чтобы заранее не привлекать налоговиков к рассмотрению конкретных сделок или способствовать назначению выездной проверки.
Если считаете нужным, можно письменно описать деятельность компании, это поможет инспектору не только (и не столько) понять вашу правоту, но и «прикрыться» перед своим начальством.
Наиболее часто встречающимися и понятными для налоговиков обстоятельствами, которые вызывают убытки, являются следующие:

  1. Если убыток формируется с начала работы фирмы и расходы изначально превалируют над доходами:
    • фирма только что начала работать.
  2. Если темп роста расходов опережает темп роста доходов:
    • фирма модернизирует (ремонтирует) основные активы;
    • фирма проводит агрессивную политику захвата рынка, что требует дополнительных вложений и затрат;
    • фирма планирует расширяться, в связи с чем осуществляет дополнительные затраты;
    • фирма осваивает новые направления бизнеса.
  3. Если выручка падает, а расходы остаются на прежнем уровне:
    • снижение продаж в связи с изменением конъюнктуры рынка, а основную массу расходов в компании составляют постоянные расходы;
    • искусственное снижение продаж в связи с ожидающимся ростом цен на реализуемую продукцию.

Аналогичного рода объяснения чаще всего встречаются и в отношении НДС.
Главное, что хочет услышать инспектор, — что в ближайшее время компания начнет уплачивать налог в большем объеме (или вообще уплачивать). Но, конечно, обещать этого инспектору не нужно (часто налоговики предлагают договориться о показателях на следующий налоговый период, идя навстречу предпринимателю).
Помните, что, прежде чем согласиться на предложения инспекции, нужно понимать, что:

  • инспекторы руководствуются в своих предложениях исключительно желанием снизить убытки, уменьшить суммы расходов и налоговых вычетов; никаких других мотивов к общению у налоговиков нет;
  • позиция отдельно взятого инспектора отдела камеральных проверок относительно возможности переноса на будущие периоды затрат в целях учета для налога на прибыль, а также дробления и возмещения НДС частями чаще всего не соответствует мнению инспекторов из отдела выездных проверок, разъяснениям Минфина России и действующему налоговому законодательству вообще. Если же инспектор неуемно настойчив в своих предложениях по оптимизации учета затрат и вычетов, можно предложить ему вариант, при котором компания сделает официальное письмо с просьбой разъяснения ситуации в ее территориальный налоговый орган.

В последнее время все чаще налогоплательщикам поступают от ФНС приглашения посетить налоговые органы и поучаствовать в заседании Комиссии по тем или иным основаниям. Комиссии ФНС осуществляют свою работу в рамках осуществления налогового контроля в соответствии с главой 14 НК РФ.

Критерии отбора налогоплательщиков, приглашаемых «на беседу» в ФНС, можно уточнить в Письме ФНС России от 17.07.2013г. №АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Согласно данному Письму, основаниями для вызова «на ковер» являются:

  • Убытки, отраженные в декларации по налогу на прибыль.
  • Возмещение НДС из бюджета.
  • Уменьшение суммы уплачиваемого НДФЛ больше, чем на 10%.
  • Несвоевременная уплата НДФЛ.
  • Уровень заработной платы ниже прожиточного минимума в регионе либо ниже среднего уровня зарплат «по отрасли».
  • Низкая налоговая нагрузка (по НДС, налогу на прибыль, акцизам, единому налогу, УСН, ЕСХН, НДФЛ, уплачиваемому ИП), в том числе:
  • Высокая доля вычетов по НДС (согласно Письму – выше 89%, но пока в Москве вызывают налогоплательщиков, с долей вычетов выше 95%).
  • Отношение налога на прибыль к общей сумме доходов менее 3% (для сферы работ, услуг), менее 1% для торговых компаний.
  • И т.п.

Целью работы комиссий является увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами):

  • НДС,
  • налога на прибыль организаций,
  • НДФЛ,
  • налога на имущество организаций,
  • налога на имущество физических лиц,
  • земельного налога,
  • транспортного налога,
  • единого налога, уплачиваемого при применении УСН,
  • ЕНВД,
  • ЕСН.

В статье мы рассмотрим порядок организации работы комиссий и отбора налогоплательщиков. Кроме того, вкратце будет описана схема проведения комиссии по НДС.

Комиссия по НДС

Обычно в приглашении на комиссию Инспекция ФНС России сообщает, что директор (представитель) компании приглашен на заседание Комиссии по рассмотрению деятельности налогоплательщиков, имеющих высокий удельный вес налоговых вычетов в сумме исчисленного НДС по налогооблагаемым объектам и имеющих минимальные платежи в бюджет.Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Далее сообщаются данные контактного лица в ФНС, адрес, дата и время проведения заседания комиссии.

Так же предлагается заполнить в 3-х экземплярах формы, являющиеся Приложением к такому «приглашению», которые необходимо представить в Инспекцию.

Присутствие генерального директора или главного бухгалтера, бухгалтера, представителя налогоплательщика (по доверенности) обязательно.

При получении уведомления после даты заседания комиссии, ФНС просит связаться по указанному в «приглашении» телефону для уточнения даты вызова на очередное заседание.

Некоторые Инспекции стращают тем, что в случае неявки направят письмо «об оказании содействия в розыске генерального директора организации» в Следственное управление соответствующего региона.

Письменные пояснения для комиссии по НДС

К приглашению на комиссию по НДС предлагается заполнить 2 приложения:

1 – Приложение №3 «Структура налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 20__- 20__гг.».

В данном приложении предоставляются сведения (поквартально) по суммам начисленного НДС, налоговым вычетам, суммам НДС к уплате и доле вычетов (соотношение вычетов НДС к сумме НДС начисленного с налогооблагаемой базы).

2 – Приложение №8 «Форма «Основные сведения об организации».

В этом приложении отражаются данные о юридическом и фактическом адресе компании, указываются ФИО и телефоны генерального директора и главного бухгалтера. Так же нужно будет указать:

  • основной вид деятельности,
  • сведения о регистрации компании,
  • наличие ОС,
  • наличие транспортных средств (грузовых и легковых машин),
  • остатки товаров,
  • наличие складских помещений с указанием адреса и количества квадратных метров с приложением копий договоров аренды,
  • сумму кредиторской задолженности по состоянию на отчетную дату с приложением справки о кредиторской задолженности
  • причину минимальных платежей в бюджет при большом удельном весе налоговых вычетов.

Для того, чтобы обосновать причину минимальных платежей в бюджет по НДС можно воспользоваться следующими формулировками:

Сумма налоговых вычетов по НДС, предъявленная к возмещению, формируется на заявленном уровне за счет высокой доли себестоимости товара и небольшой торговой наценки, что связано с особенностью рынка сбыта и обусловлено современной экономической ситуацией.

Небольшая торговая наценка связана с тем, что наша компания предоставляет скидки покупателям, готовым оплатить поставляемую продукцию непосредственно после отгрузки.

Высокая доля себестоимости продукции связана с тем, что при выборе поставщика в первую очередь рассматриваются те производители, которые предоставляют отсрочку платежа.

Данные меры принимаются в целях повышения текущей ликвидности и во избежание нехватки оборотных средств.

За счет небольшой торговой наценки достигается высокий уровень товарооборота и конкурентное преимущество перед другими компаниями, что способствует не только поддержанию партнерских отношений, но и заключению контрактов с новыми покупателями. В результате своей хозяйственной деятельности компания получает прибыль, своевременно выплачивая заработную плату сотрудникам, налоги в бюджет. Так же сообщаем, что компания не имеет просроченной кредиторской задолженности.

Наша организация стремится к максимизации прибыли, что в свою очередь приведет к повышению налоговой нагрузки, в том числе – по НДС.

Если в последних периодах доля налоговых вычетов по НДС уменьшилась, можно указать и на этот факт:

Кроме того, обращаем Ваше внимание, что по результатам последнего налогового периода (например — в 1 квартале 2014) года сумма вычетов по НДС значительно уменьшилась, что свидетельствует о положительной динамике увеличения налоговых обязательств и налоговой нагрузки по НДС.

Какие вопросы может задать инспектор

На самом заседании комиссии представителю налогоплательщика обычно задают следующие вопросы:

  • Чем конкретно занимается организация — интересуются подробностями торговли, выполнения работ и оказания услуг.
  • С какими поставщиками и покупателями работает компания и встречается ли руководитель организации с представителями контрагентов. Есть ли служба безопасности и проверяются ли контрагенты на «благонадежность» и проявляется ли «должная осмотрительность» при заключении договоров.
  • Находится ли офис налогоплательщика по юридическому адресу, есть ли договор аренды, какие суммы составляют арендные платежи.
  • Сколько сотрудников работает в компании и чем они занимаются. Могут поинтересоваться размерами фонда оплаты труда.
  • Если представитель компании не сможет уверенно ответить на часть из этих вопросов, то инспектор может сделать вывод о том, что налогоплательщик не проявляет должную осмотрительность при выборе контрагента и как следствие, реальность осуществленных им хозяйственных операций сомнительна.
  • Так же комиссию интересует, не сотрудничает ли налогоплательщик с фирмами-однодневками для создания формального документооборота.

Для того, чтобы уверенно и внятно ответить на все вопросы инспектора, стоит уделить подготовке к заседанию некоторое время. Освежить в памяти сведения об основных контрагентах и особенностях деятельности компании (полезно будет рассказать про производственный цикл и особенности осуществления работ, оказания услуг и т.п.).

После доверительной беседы инспектор может предложить компании уменьшить налоговые вычеты и подать уточненные налоговые декларации. Иначе обещают приехать с выездной проверкой.

В принципе, даже если пообещать подать «уточненки» (или хотя бы подумать об этом), а потом «передумать», ничего не случится. Но лучше постараться убедить представителей ФНС, что ситуация с «низкой налоговой нагрузкой» сложилась по объективным причинам и скоро все изменится в лучшую сторону.

Организация работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы

Положения Письма ФНС России от 17.07.2013г. №АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

  • неполного отражения в учете хозяйственных операций;
  • отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
  • применения схем необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость;
  • отражения в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций необоснованных расходов (убытков);
  • выплаты «теневой» заработной платы;
  • несвоевременного перечисления НДФЛ;
  • выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.

Работа комиссий по легализации налоговой базы организуется в рамках:

а) комиссий, созданных в инспекциях ФНС России;

б) комиссий, созданных при управлениях ФНС России по субъектам РФ;

в) межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Комиссия осуществляет свою работу на основании приказа, состав комиссии утверждается руководителем налогового органа.

В состав комиссии подлежат включению начальники (либо сотрудники, в должностные обязанности которых входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению) структурных подразделений, выполняющих следующие функции:

— проведение камеральных проверок;

— проведение выездных налоговых проверок;

— проведение предпроверочного анализа;

— принятие мер по урегулированию задолженности.

В рамках работы комиссии должно обеспечиваться соблюдение налоговыми органами норм, предусмотренных статьей 102 Налогового кодекса РФ (налоговая тайна), а также Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных».

При необходимости в состав комиссии налоговых органов следует включать представителей:

  • органов исполнительной власти,
  • Пенсионного фонда РФ,
  • Государственной инспекции по труду,
  • а также правоохранительных органов и прокуратуры.

Налоговый орган, принявший решение о вызове налогоплательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии, письменно уведомляет должностных лиц налогоплательщика о принятом решении с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

Работа налоговых органов по легализации налоговой базы включает следующие этапы:

  • Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах.
  • Проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков.
  • Направление информационных писем налогоплательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и внесения изменений в налоговую отчетность, погашению задолженности по НДФЛ, иным действиям.
  • Подготовка материалов для рассмотрения на комиссии.
  • Рассмотрение деятельности налогоплательщиков на заседаниях комиссий.
  • Мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях.
  • Подготовка информации в отношении налогоплательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений налогового законодательства, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссий при управлениях ФНС России по субъектам РФ или межведомственных комиссиях в органах местного самоуправления субъектов РФ, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссиях

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты налогов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и др.

Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы налогоплательщиков:

  • Налогоплательщики, заявляющие налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Отбор налогоплательщиков данной группы осуществляется на основании деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых по строке 100 Листа 02 заявлено отрицательное значение (убыток) за предыдущие два налоговых периода, а также в отчетном (налоговом) периоде текущего года*.

*Иногда для вызова достаточно одного раза подачи «убыточной декларации».

В список включаются также организации, не заполнившие строку 100 Листа 02, у которых расходы, признанные в целях налогообложения за анализируемый период, превысили сумму доходов.

  • Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, ЕСХН, НДФЛ, уплачиваемому ИП.

Так, например, налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3%.

Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1%.

  • Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС.

Отбор таких налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за ряд налоговых периодов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89% и более.

  • Налогоплательщики — налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ):

1) имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;

2) снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%.

Отбор налоговых агентов (юридических лиц и ИП) осуществляется путем сопоставления удержанных сумм НДФЛ за налоговый период, отраженных в сведениях о доходах по форме 2-НДФЛ, представленных налоговым агентом в налоговый орган, с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках «Расчеты с бюджетом».

Дополнительно анализируются данные отчетности (Расчеты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование территориальных органов Пенсионного фонда России.

Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе, о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в территориальные органы Пенсионного фонда России.

При отборе налогоплательщиков — налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор необходимо производить с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом» в целом по налоговому агенту.

3) налогоплательщики — налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Отбор налоговых агентов осуществляется на основании показателей, содержащихся в сведениях о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший налоговый период. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности.

Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

  • Налогоплательщики — ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по форме 3-НДФЛ, представленных за налоговый период, в которых отношение показателя строки 120 (профессиональные вычеты) к показателю строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности) превышает 95%.

  • Налогоплательщики — ИП, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за налоговые периоды истекшего года, в которых отражена сумма выручки (строки 010 — 050 раздела 3, графа 2 раздела 4 и графа 2 раздела 7).

Из сформированного перечня отбираются ИП, не отразившие суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности в налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ (строка 110 листа В) или не представившие декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий налоговый период.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании представленных деклараций по НДС по следующим критериям:

  • налогоплательщики, заявившие уровень вычетов выше среднего по субъекту РФ уровня за предшествующий период;
  • налогоплательщики, заявившие уровень вычетов 89 и более процентов;
  • налогоплательщики, у которых отношение суммы вычетов по суммам НДС уплаченных при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также вычетов по суммам НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и суммы НДС, исчисленной при реализации товаров (т.е. соотношение начисленной при реализации суммы налога и суммы вычетов без учета начислений и вычетов по авансам, строительно-монтажным работам, налоговым агентам — «нетто» вычеты) 89 и более процентов.
  • Налогоплательщики — физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное), находящегося в собственности менее 3-х лет. Из сформированного перечня отбираются физические лица, не представившие декларацию по форме 3-НДФЛ за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано.

При этом необходимо осуществлять ранжирование налогоплательщиков, которые в первоочередном порядке подлежат вызову в налоговый орган на заседание комиссии, исходя из предполагаемой суммы налога, подлежащей уплате.

Следует иметь в виду, что реализация теневых схем оплаты труда осуществляется, как правило, за счет неучтенных наличных денежных средств, которые образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента) за счет занижения им фактически полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.

Выплата заработной платы «в конвертах», применяемая наряду с иными теневыми схемами обналичивания денежных средств, влечет занижение налогооблагаемой базы как по НДФЛ (когда лицо выступает в качестве налогового агента), так и по иным налогам — налогу на прибыль организаций, НДС, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения и пр. (когда лицо выступает в качестве налогоплательщика).

При поступлении информации о фактах выплаты неучтенной заработной платы, неофициальном оформлении трудовых отношений и пр. анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта проводится не только по налогу на доходы физических лиц, но и по соответствующим налогам (комплексно), с учетом рекомендаций Федеральной налоговой службы по проведению предпроверочного анализа налогоплательщиков.

  • Налогоплательщики, в отношении которых получена информация от компетентных источников иностранных государств о получении дохода резидентами РФ, подлежащего налогообложению на территории РФ.
  • Налогоплательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций.
  • Налогоплательщики, имеющие признаки занижения налоговой базы, необоснованного применения налоговых льгот, налоговых ставок и пр. по другим налогам (например, по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество организаций, налог на имущество физических лиц).

Кроме того, для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны иные налогоплательщики, в том числе в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства, при этом назначение выездных налоговых проверок является нецелесообразным по причине возможной малоэффективности, а также налогоплательщики, заявляющие возмещение НДС.>
Порядок узаконивания самостроя в Москве через Градостроительно-земельную комиссию (ГЗК)

Table of Contents

Нормативные основания сноса «самостроя» в Москве

8 декабря 2015 года Правительство Москвы приняло Постановление №829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы». В этом документе утвержден перечень зданий, строений, сооружений, признаваемых самовольными постройками. К ним относятся сооружения, созданные (возведенные) в городе Москве на земельных участках, не предоставленные в установленном порядке для этих целей, на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения. Такие виды строений подлежат сносу.

С момента вступления в законную силу указанного постановления, перечень объектов, подлежащих сносу, изменился в сторону увеличения в семь раз! Первоначально московский законодатель планировал снести сто четыре объекта, которые были признаны незаконно возведенными. Последняя действующая редакция постановления увеличила количество «самостроя» до трехсот восьмидесяти шести.

Мэрия города Москвы в 2019 году предлагает собственникам самовольных построек компенсацию за добровольный демонтаж. Сумма выплаты формируется из расчета: пятьдесят пять с половиной тысяч рублей за каждый квадратный метр сносимого помещения.

В Постановлении правительства Москвы от 11 декабря 2013 года № 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» расширено понятие «самовольная постройка», которое предусмотрено гражданским законодательством. Согласно положениям ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и иных федеральных законов. При этом министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать свои акты, содержащие нормы гражданского права. Однако существует ограничение: эти акты должны быть изданы в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

С 11 декабря 2013 года (согласно указанному Постановлению) дополнительным основанием для сноса является незаконное размещение на земельном участке построек, которые не относятся к объектам капитального строительства. Эти строения подлежат сносу в случае, если они зарегистрированы как объекты недвижимого имущества, и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности.

Гражданским Кодексом РФ установлено, что правительство Москвы, в качестве органа исполнительной власти, вправе издавать акты, содержащие нормы гражданского права. Однако эти акты не могут расширять нормы, определенные гражданским законодательством. Следовательно, внесение дополнительных оснований для сноса самовольных построек является незаконным.

Законность Постановления №819-ПП уже была предметом судебного рассмотрения. По итогам этого рассмотрения документ признан законным (Решение Московского городского суда от 26 декабря 2013 года по делу № 3-212/2013).

Судебная практика

С момента первого недобровольного сноса, организованного Правительством Москвы в феврале 2016 года, собственники объектов недвижимости, внесенных в Постановления №829-ПП, 819-ПП, уже успели сформировать судебную практику по исключению принадлежащих на праве собственности объектов из перечня.

В основном заинтересованные лица обращались в Арбитражный суд города Москвы и Московский городской суд с требованием признать недействующим соответствующий пункт Приложения к Постановлению Правительства и/или взыскать убытки.

Для изучения судебной практики в данной области можно ознакомиться со следующими источниками:

  • примеры дел в арбитражном суде: А40-254041/2016, А40-182602/2017, А40-53919/2018;
  • примеры дел в суде общей юрисдикции: № 33а-3206/2016, 33а-3035/2016, 33а-12020/2016;
  • апелляционное определение ВС РФ от 07.02.2018 №5-АПГ17-147.

Верховный суд РФ признал законным Постановление Правительства Москвы о сносе самовольных построек, отказав нескольким заявителям в удовлетворении их жалоб на внесение в реестр самостроя. Проанализировав Постановление №819-ПП, можно увидеть, что достаточно большое количество объектов в разное время были исключены из этого реестра!

Чаще исключение объектов из перечня происходит в административном порядке через ГЗК путем принятия нового постановления (например, Постановление Правительства Москвы от 29.07.2014 № 425-ПП, от 30.01.2018 № 40-ПП). Однако в судебной практике существуют и положительные примеры о признании недействительным указанного №819-ПП в части включения объектов недвижимости в перечень (Приложение №2 №819-ПП).

Так, в своем Определении по делу №5-АПГ15-84 от 07.10.2015г. Верховный суд Российской Федерации для обоснования своей позиции ссылается на разъяснения, содержащиеся в пункте 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Из этих разъяснений следует, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может являться единственным и достаточным основанием для сноса самовольной постройки в тех случаях, когда право собственности на такую постройку уже признано в установленном законом порядке.

Вместе с тем согласно пункту 23 указанного выше совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации наличие регистрации права собственности на строение не исключает возможности предъявления требования о его сносе. Однако в этом случае суду следует установить обстоятельства, на основании которых постройка, право на которую признано в установленном законом порядке, не может быть сохранена, а ранее признанное право подлежит прекращению.

Доказывание должно производиться с учетом предъявленных требований о признании нормативного акта, направленного на снос объекта недвижимости, недействующим, если государственная регистрация прав на него произведена в установленном законом порядке и отсутствует разрешение на строительство.

Первый иск, поданный в ЕСПЧ в связи со сносом объектов недвижимости, признанных самостроем

Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобу ООО «Созидание» против России о неправомерном сносе объекта недвижимости 9 февраля 2016 года (дело №71215/17). Жалоба основана на основополагающих принципах защиты права собственности от произвола. В случае с ООО «Созидание» право собственности было подтверждено судебными решениями, а уничтожено ковшом экскаватора без какой-либо компенсации и возможности судебной защиты.

Возможность узаконивания самостроя в административном порядке

Нередки случаи, когда самовольно построенный или самовольно реконструированный объект в целом соответствует градостроительным и противопожарным нормам и правилам и не создает угрозу жизни и здоровью физических лиц: механическая и пожарная безопасность объекта обеспечены, объект соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. На объект разработана проектная документация и, возможно, пройдена экспертиза. Однако с точки зрения действующего законодательства РФ из-за отсутствия разрешения на реконструкцию (строительство) такой объект вне закона и не может являться объектом гражданских прав. Поэтому часто легализацию самостроя сопровождают определённые трудности, финансовые потери, задержки во времени. В некоторых случаях легализация невозможна вовсе.

Узаконивание самостроя в Москве с принятием новых законодательных актов перешла на новый, более экономически целесообразный уровень. Положено начало узаконивания самовольных построек с их сохранением путем принятия ГЗК административных решений.

Правовой статус ГЗК

Градостроительно-земельная комиссия города Москвы была создана на основании ст. 23 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы» в целях оперативного решения вопросов в следующих областях:

  • земельные отношения;
  • градостроительная деятельность;
  • инвестиционная деятельность;
  • осуществление строительства;
  • реконструкция объектов капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению недвижимых объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.

Правовой статус, полномочия и основные принципы организации работы ГЗК определены Постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2010 года № 1019-ПП.

Решения Комиссии вступают в силу со дня подписания протокола заседания Комиссии ответственным секретарем и являются поручениями для органов исполнительной власти города Москвы.

Далее мы рассмотрим порядок узаконивания самовольных построек через ГЗК.

План мероприятий по легализации самостроя через ГЗК

Процедура легализации самовольной постройки в административном порядке через ГЗК включает несколько этапов.

  • Подача заявления в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. На этой стадии осуществляется подготовка и подача технического заключения и необходимого пакета документов. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы самостоятельно запрашивает документы, необходимые для проведения заседания ГЗК в различных инстанциях.
  • Проведение заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы по вопросу возможности сохранения и легализации самостроя.
  • Рассмотрение вопроса целесообразности сохранения объекта в существующих объемах на совместной комиссии Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы. Также этот этап включает получение заключений Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, предварительный расчет компенсационного штрафа, подлежащего уплате в бюджет города Москвы.
  • Получение выписки из протокола заседания ГЗК о принятом решении относительно целесообразности сохранения объекта в существующих объемах с утвержденным размером компенсационного штрафа.
  • Получение разрешения на ввод в эксплуатацию.
  • Оформление прав на объект недвижимости в Росреестре.

Условия положительного решения ГЗК

Одним из требований ГЗК является наличие нескольких документов для узаконивания самовольной постройки.

  • ЗОС – заключение о соответствии объекта, расположенного на земельном участке, градостроительным нормативам и правилам. Также этот документ подтверждает, что объект не создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Предоставляется в Департамент городского имущества г. Москвы или в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Данное заключение является результатом строительно-технической экспертизы.
  • АГР – Архитектурно-градостроительное решение, согласованное Комитетом по архитектуре и градостроительству Москвы (Москомархитектура). Предоставляется в Департамент городского имущества г. Москвы.

Особенности легализации самостроя через ГЗК при наличии объекта в приложениях Постановления №819-ПП

Исключение объектов из Постановления №819-ПП осуществляется после выполнения всех обязательств сторон и, в обязательном порядке, при условии оплаты штрафа.

Отдельный пункт протокола ГЗК обязывает соответствующих должностных лиц исключить легализованные объекты из приложения. На практике для решения этого вопроса предоставляется около 30 дней. В случае если на момент исключения объектов недвижимости из приложения Постановления №819-ПП были поданы городом к собственникам иски о самострое и сносе объектов, город обязан отозвать такие иски, что также вносится в протокол ГЗК.

Если заинтересованное лицо не выполнит принятые обязательства (сдача экспертизы, АГР, оплата штрафа), Протокол ГЗК будет отменен!

Выводы

Как видно, узаконивание самостроя через ГЗК – это целый комплекс правовых мероприятий, который необходимо планировать и реализовывать в срок с учетом постоянно появляющихся правоприменительных особенностей. И только специалисты, ежедневно работающие в данном направлении, с имеющейся узкой специализацией, могут гарантировать положительный результат решения данного вопроса.

Специалисты компании Maxard окажут Вам полную правовую поддержку в вопросе легализации самостроя.

В Республике работает комиссия по легализации документов на право владения недвижимостью – Елена Радомская

И.о. Министра юстиции Донецкой Народной Республики Елена Радомская рассказала об оформлении документов на право собственности недвижимым имуществом и легализации документов, удостоверенных нотариусами Украины.

«Существует уже установленный порядок (оформления права собственности – прим.ред.). Прежде всего, необходимо обратиться в отделы регистрации вещных прав на недвижимость. Подтвердить свое право собственности. Затем, например, при отчуждении недвижимости нужно, обратиться к нотариусу, предоставить ему документы, удостоверить надлежащим образом сделку, которая попадет в реестр права собственности Донецкой Народной Республики», — рассказала Елена Радомская.

По ее словам, с 2014 по 2016 год сделки на право собственности недвижимым имуществом большинство граждан Донецкой Народной Республики удостоверили на территории, подконтрольной Украине. «Если эта недвижимость находится на нашей территории, то приезжая сюда, жители не могут полностью реализовать свое право собственности, им необходимо пройти процедуру легализации. Создана межведомственная комиссия, которая работает при Министерстве юстиции. Документы можно подать по адресу: улица Артема, 157. При подтверждении документов сведения вносятся в единый реестр недвижимости Донецкой Народной Республики», — отметила Елена Радомская.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *