Квота по инвалидам

Содержание

>О квотировании рабочих мест (с изменениями на 27 ноября 2018 года)

О квотировании рабочих мест

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 25 апреля 2008 года N 53/2008-ОЗ

О квотировании рабочих мест

(с изменениями на 27 ноября 2018 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 5 декабря 2008 года N 189/2008-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 271, 13.12.2008);
Законом Московской области от 11 декабря 2009 года N 156/2009-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 244, 23.12.2009);
Законом Московской области от 2 апреля 2010 года N 34/2010-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 64, 14.04.2010);
Законом Московской области от 31 марта 2011 года N 42/2011-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 60, 09.04.2011);
Законом Московской области от 6 июня 2013 года N 51/2013-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 110, 21.06.2013);
Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области, www.mosreg.ru, 31.12.2013);
Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 17.02.2014);
Законом Московской области от 25 апреля 2014 года N 38/2014-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 30.04.2014) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года);
Законом Московской области от 19 февраля 2015 года N 15/2015-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 24.02.2015);
Законом Московской области от 2 апреля 2018 года N 27/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 05.04.2018);
Законом Московской области от 27 ноября 2018 года N 195/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.11.2018).
____________________________________________________________________

Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 17 апреля 2008 года N 4/40-П

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Московской области для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации рекомендации к труду, и граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2011 года Законом Московской области от 31 марта 2011 года N 42/2011-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2018 года Законом Московской области от 2 апреля 2018 года N 27/2018-ОЗ.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
Квота — минимальное количество рабочих мест для определенных настоящим Законом категорий граждан, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий.
Квотирование рабочих мест — выделение рабочих мест для трудоустройства определенных настоящим Законом категорий граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой.
Выполнение квоты — создание (выделение) работодателем минимального количества рабочих мест для определенных настоящим Законом категорий граждан, которых он обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июня 2013 года Законом Московской области от 6 июня 2013 года N 51/2013-ОЗ.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Абзац дополнительно включен с 22 июня 2013 года Законом Московской области от 6 июня 2013 года N 51/2013-ОЗ)
Работодатель — организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность на территории Московской области.
(Абзац дополнительно включен с 28 февраля 2014 года Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ)

Статья 3. Лица, для которых вводится квотирование рабочих мест

Квотирование рабочих мест устанавливается для трудоустройства следующих категорий граждан:
инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации рекомендации к труду;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2018 года Законом Московской области от 2 апреля 2018 года N 27/2018-ОЗ.

несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года Законом Московской области от 2 апреля 2010 года N 34/2010-ОЗ;
лиц, освобожденных из мест лишения свободы (абзац в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2011 года Законом Московской области от 31 марта 2011 года N 42/2011-ОЗ, — см. предыдущая редакция);
выпускников образовательных организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа), в возрасте до 19 лет;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ.
выпускников профессиональных образовательных организаций в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ.

Статья 4. Размер и условия установления квоты

1. Для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников, для приема на работу иных категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, — в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.
При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

2. Для работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.
При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону увеличения до целого значения.

3. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года Законом Московской области от 27 ноября 2018 года N 195/2018-ОЗ.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
(Абзац дополнительно включен с 1 мая 2014 года Законом Московской области от 25 апреля 2014 года N 38/2014-ОЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года)

4. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона.

5. Для организаций в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области (далее — уполномоченный орган), устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2018 года Законом Московской области от 2 апреля 2018 года N 27/2018-ОЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2014 года Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ.

Статья 5. Права и обязанности работодателя

1. Работодатели обязаны в соответствии с установленной квотой создавать или выделять рабочие места для трудоустройства категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона.

2. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий, либо они вакантны для приема на работу этих граждан.
(Часть в редакции, введенной в действие с 22 июня 2013 года Законом Московской области от 6 июня 2013 года N 51/2013-ОЗ.

3. Работодатели вправе получать от уполномоченного органа информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
(часть в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2009 года Законом Московской области от 11 декабря 2009 года N 156/2009-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2014 года Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ.

4. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченного органа, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальных подразделений уполномоченного органа, органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов по работе с молодежью, органов опеки и попечительства, общественных организаций инвалидов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2009 года Законом Московской области от 11 декабря 2009 года N 156/2009-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июня 2013 года Законом Московской области от 6 июня 2013 года N 51/2013-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2014 года Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2018 года Законом Московской области от 2 апреля 2018 года N 27/2018-ОЗ.

5. Работодатели обязаны представлять в уполномоченный орган:
ежемесячно информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой для приема на работу инвалидов, установленной частями 1 и 2 статьи 4 настоящего Закона, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
ежеквартально информацию о выполнении квоты для приема на работу иных категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, в соответствии с квотой, установленной частью 1 статьи 4 настоящего Закона
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 февраля 2015 года Законом Московской области от 19 февраля 2015 года N 15/2015-ОЗ.

Статья 6. Ответственность за нарушение настоящего Закона

1. За нарушение установленной настоящим Законом обязанности по квотированию рабочих мест работодатель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

2. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами уполномоченного органа.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2009 года Законом Московской области от 11 декабря 2009 года N 156/2009-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2014 года Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ.

Статья 7. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты Московской области подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня его вступления в силу.

3. Признать утратившими силу:
Закон Московской области N 63/99-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области»;
Закон Московской области N 86/2000-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области»;
Закон Московской области N 55/2002-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области»;
Закон Московской области N 165/2004-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Московской области».

Губернатор
Московской области
Б.В.Громов

25 апреля 2008 года
N 53/2008-ОЗ
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Закон Московской области № 8/2014-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О квотировании рабочих мест»

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений в Закон Московской области
«О квотировании рабочих мест»
Статья 1
Внести в Закон Московской области № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» (с изменениями, внесенными законами Московской области № 189/2008-ОЗ, № 156/2009-ОЗ, № 34/2010-ОЗ, № 42/2011-ОЗ,
№ 51/2013-ОЗ, № 171/2013-ОЗ) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить абзацем следующего содержания:
«Работодатель – организация любой организационно-правовой
формы и формы собственности, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность на территории Московской области.»;
2) статью 4 изложить в следующей редакции:
«Статья 4. Размер и условия установления квоты
1. Для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается
в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников,
для приема на работу иных категорий граждан, указанных в статье
3 настоящего Закона, – в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.
При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
2. Для работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.
При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону увеличения до целого значения.
3. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.
4. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона.
5. Для организаций в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах труда, охраны труда и занятости населения (далее – уполномоченный орган), устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.»;
3) в статье 5:
а) в части 3 слова «центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, уполномоченного в сферах труда, охраны труда и занятости населения,» заменить словами «уполномоченного органа»;
б) в части 4 слова «центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, уполномоченного в сферах труда, охраны труда и занятости населения» заменить словами «уполномоченного органа»;
в) часть 5 изложить в следующей редакции:
«5. Работодатели обязаны представлять информацию о выполнении квоты в уполномоченный орган.
Информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов представляют работодатели, отвечающие требованиям, предусмотренным частями 1, 2 статьи 4 настоящего Закона, ежемесячно.
Информацию о выполнении квоты для приема на работу иных категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, представляют работодатели, отвечающие требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 4 настоящего Закона, ежеквартально.»;
4) в части 2 статьи 6 слова «центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, уполномоченного в сферах труда, охраны труда и занятости населения» заменить словами «уполномоченного органа».
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьёв
» 13 » февраля 2014 года
№ 8/2014-ОЗ
Принят постановлением
Московской областной Думы
от 30.01.2014 № 3/76-П

Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних

С целью содействия в трудоустройстве лиц возрастом до 18-ти лет, на законодательном уровне установлены квоты, в соответствие с которыми работодатели обязаны выделять рабочие места для несовершеннолетних. В статье разберем, как обеспечивается квотирование рабочих мест для несовершеннолетних, а также выясним особенности по трудоустройству молодых граждан.

В соответствие с нормами трудового законодательства, работодатели обязаны оказывать содействие по трудоустройству лиц возрастом до 18-ти лет путем выделения и создания рабочих мест для несовершеннолетних граждан.

Работодатель предоставляет несовершеннолетним рабочие места в соответствие с установленной квотой. В отличие от квоты по трудоустройству инвалидов, показатель квоты на создание (выделение) рабочих мест для несовершеннолетних нормами ТК РФ не установлен.

Полномочия по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних переданы местным муниципалитетам. Это значит, что количество рабочих мест, которые работодатель обязан выделить для трудоустройства молодых граждан, устанавливаются отдельно для каждого региона, в соответствие с местными законодательными актами.

К примеру, законом Иркутской области «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» установлено обязательство работодателей по трудоустройству лиц младше 18-ти лет в количестве не менее 1% от средней численности сотрудников. При этом данное требование установлено для ИП и организаций с количеством работников более 100 человек. Если среднесписочное количество сотрудников составляет 100 единиц и меньше, либо работодатель находится в процедуре банкротства или ликвидации, то квота для такого работодателя не устанавливается.

В Москве квота по трудоустройству распространяется исключительно на несовершеннолетних из числа детей-сирот и несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей. Если молодой работник не относится к одной из перечисленных категорий, то создавать (выделять) места работодатель для него не обязан.

В Ярославле депутатами городского совета на рассмотрение вынесен законопроект об установлении 1% квоты по трудоустройству несовершеннолетних лиц. При этом депутаты предлагают установить квоту для работодателей со среднесписочным количество сотрудников от 50-ти единиц. Таким образом, при сохранении показателя квоты (1%) чиновники увеличивают общее количество созданных рабочих мест за счет повышения числа работодателей.

Читайте также статью ⇒ «Увольнение несовершеннолетнего: основания по ТК РФ, период отработки».

Как рассчитать квоту: формула, пример

Базой для расчета квоты по трудоустройству несовершеннолетних является средняя численность сотрудников организации/ИП по итогам отчетного месяца.

При расчете средней численности работодатель учитывает как штатных сотрудников, нанятых на основании трудовых соглашений, так и лиц, привлеченных к работе по договорам ГПХ.

Формула для расчета среднесписочного количества работников имеет следующий вид:

СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,

где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).

Для расчета количества рабочих мест, которые необходимо выделить (создать) для трудоустройства несовершеннолетних, работодатель рассчитывает среднюю численность сотрудников по итогам прошедшего отчетного периода, умножает полученный результат на размер установленной квоты, после чего получает показатель для трудоустройства несовершеннолетних, действительный для следующего календарного месяца.

Рассмотрим пример. ООО «Альтаир» занимается производством и реализацией мебели. Средняя численность сотрудников организации в 2019 году составила 115 человек.

Согласно региональному нормативному акту, обязательства по созданию (выделению) рабочих мест для несовершеннолетних присваиваются работодателям (организациям и ИП) с численностью сотрудников более 100 человек. Размер квоты составляет 1%.

Рассчитаем среднесписочное количество работников по итогам января 2019 года.

Кол-во сотрудников Период работы в течение месяца (в календарных днях) Расчет среднесписочного количества
Сотрудники, которые отработали полный месяц 115 31 день 115 * 31 день = 3565
Сотрудники, принятые на работу в течение отчетного месяца 8 4 дня 8 * 4 дня = 32
Уволенные сотрудники 2 8 дней 2 * 8 дней = 16
ИТОГО средняя численность работников за месяц (3565 + 32 + 16) / 31 = 116,54

Среднесписочное количество сотрудников организации округляется до целого числа по математическим правилам (117 человек).

Рассчитаем количество рабочих мест, которые обязан выделить «Альтаир» для обеспечения квоты 1%:

117 чел. * 1% = 1,17 (1 человек).

В соответствие с расчетом, в феврале 2019 года «Альтаир» обязан трудоустроить минимум 1-го несовершеннолетнего работника.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как выделить рабочее место для несовершеннолетнего

Для обеспечения выполнения квоты работодатель выделяет рабочие места из уже существующих в штатном расписании. Если вакансии отсутствуют, то работодатель обязан создать для несовершеннолетнего сотрудника новое рабочее место.

Читайте также статью ⇒ «Трудовой договор с несовершеннолетним: как составить, образец».

Ограничения при трудоустройстве несовершеннолетнего

При выделении (создании) рабочего места организации учитывает следующие особенности:

  1. Ограничения по привлечению к труду. Характер работ, предусмотренной выделенной (созданной) должностью, не должен противоречить естественному нравственному и моральному развитию несовершеннолетнего работника. В связи с этим запрещено трудоустройство лиц младше 18-ти лет на работу в организации, связанные с игорным бизнесом, а также производством и реализацией алкогольной и табачной продукции. Кроме того, работодатель не вправе привлекать молодого сотрудника к тяжелому труду, а также к работе во вредных/опасных условиях.
  2. Длительность рабочего дня. Несовершеннолетний сотрудник привлекается к работе на условиях сокращенной продолжительности рабочего времени: до 24-х часов в неделю (для лиц до 16-ти лет) и до 35-ти часов в неделю (для работников возрастом от 16-ти до 18-ти лет).
  3. Запрет на сверхурочные работы. Выделяя (создавая) рабочее место для несовершеннолетнего, работодатель должен учитывать, что для молодого работника запрещено устанавливать ночные смены (с 22:00 до 06:00), привлекать к работе в праздничные и выходные дни, направлять в командировки.

Документальное оформление

Рабочее место дня несовершеннолетнего сотрудника выделяется в соответствие со штатным расписанием. Если в штате отсутствуют вакансии, соответствующие установленным требованиям ТК РФ по трудоустройству несовершеннолетних, то работодатель обязан создать для молодого сотрудника новое рабочее место.

Основанием для создания вакансии для несовершеннолетнего является приказ, подписанный руководителем. В соответствие с приказом штатное расписание дополняется новой должностью, которая соответствует требованиям трудоустройства лиц до 18-ти лет.

Прием на работу несовершеннолетнего сотрудника оформляется:

  • приказом;
  • трудовым договором.

Сотрудник старше 14-ти лет подписывает трудовой договор с работодателем самостоятельно, от своего имени. Согласно ТК РФ, стороны могут заключить как срочный, так и бессрочный трудовой договор. При этом установление испытательного срока для несовершеннолетнего сотрудника действующим законодательством запрещено.

Читайте также статью ⇒ «Как трудоустроить выпускника: оформление, документы».

Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних и инвалидов (Кузнецова В.А.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних и инвалидов (Кузнецова В.А.)

Дата размещения статьи: 13.07.2014

Определенная категория работодателей должна соблюдать требования о квотировании рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних. Предприятия общественного питания не являются исключением. Несоблюдение данных правил приведет к ответственности в виде предупреждения или штрафа. Рассмотрим, кто должен выполнять установленные правила и чем грозит их невыполнение.
Федеральное законодательство
Для несовершеннолетних. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ (гл. 42 ТК РФ).
Для инвалидов. В силу ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.
Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Расчет квоты осуществляется без учета филиалов и представительств, расположенных на территориях других муниципальных образований (Определение ВАС РФ от 03.09.2012 N ВАС-11395/12 по делу N А32-13713/11).
Исходя из установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели согласно ст. 24 Федерального закона N 181-ФЗ обязаны:
— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Обратим внимание, что работодатель должен обеспечить рабочие места для инвалидов на полный рабочий день, а не по совместительству (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 N 09АП-36837/2013-АК по делу N А40-49248/13). При этом судьи отмечают, что допустимо принимать инвалидов на работу по совместительству в рамках законодательства о квотировании, но работодатель должен представить доказательства наличия у инвалидов основных рабочих мест.
Законодательство субъектов РФ
Так, например, на основании ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее — Закон г. Москвы N 90) для работодателей со среднесписочной численностью более 100 человек квота устанавливается в размере 4%: 2% — для трудоустройства инвалидов и 2% — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 названного Закона. В данной норме поименованы:
— несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
— лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
— выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Квота рассчитывается исходя из среднесписочной численности, определяемой по правилам статистики, и количество работников, трудоустроенных за счет квоты, округляется в сторону уменьшения до целого числа.
Если количество инвалидов, принятых на работу, составляет более 2%, количество квотируемых рабочих мест для несовершеннолетних уменьшается на соответствующую величину.
Согласно ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2,5% к среднесписочной численности работников.
В силу ст. ст. 3, 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 N 191-З «О квотировании рабочих мест» квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек (в % к среднесписочной численности работников с учетом работающих в организации граждан, трудоустроенных ранее в соответствии с установленной квотой): для инвалидов — в размере 2%; для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, — в размере 1%.
При расчете количества рабочих мест для несовершеннолетних учитываются рабочие места с тяжелыми работами и работами с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Работодателям, численность работников у которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 1% среднесписочной численности работников, но не менее 1 рабочего места.
Сведения в службу занятости
Исходя из п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения) работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены порядок и свои сроки представления таких сведений. Например, согласно п. 4 ст. 4 Закона г. Москвы N 90, п. 2.9 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» работодатели, отвечающие требованиям по численности работников, обязаны ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в центр квотирования сведения о выполнении установленной квоты по форме 1-квотирование, утвержденной Приказом ДТиЗН г. Москвы от 29.08.2013 N 449.
Расходы в виде ежемесячной компенсации стоимости квотируемого рабочего места
В отношении инвалидов и несовершеннолетних выполнением квоты для приема на работу считается их трудоустройство, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней (п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы N 90). Для несовершеннолетних предусмотрена также альтернатива трудоустройству — уплата ежемесячно в бюджет Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в Москве на день ее уплаты.
Так, величина прожиточного минимума в Москве за IV квартал 2013 г. для трудоспособного населения Постановлением Правительства Москвы от 25.02.2014 N 81-ПП установлена в размере 12 452 руб.
Заметим, что при признании этих расходов при расчете налога на прибыль возможны споры с контролирующими органами. В отношении данных затрат позиция чиновников следующая: поскольку финансирование мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних и молодежи до 18 лет является расходными обязательствами федерального бюджета, принимая во внимание добровольный характер внесения в бюджет Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, подобные расходы в целях налогообложения прибыли не могут быть признаны экономически обоснованными затратами (Письмо Минфина России от 07.04.2014 N 03-03-06/1/15504).
Обосновывается вывод тем, что на основании ежегодно подписываемых Московских трехсторонних соглашений между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) работодатель якобы добровольно уплачивает компенсационную стоимость квотируемого рабочего места.
Судьи на этот счет придерживаются другой точки зрения. Например, в Постановлении ФАС МО от 25.01.2013 по делу N А40-134004/11-129-555 арбитры признали несостоятельной ссылку налогового органа на добровольность уплаты работодателем компенсации на основании трехсторонних соглашений, поскольку данные соглашения не отменяют норм Закона г. Москвы N 90 о квотировании, который имеет большую юридическую силу, и не переводит платежи из категории обязательных в добровольные. Кроме того, судьи отметили, что соглашение распространяется только на юридических лиц, которые входят в объединения работодателей, подписавших названное соглашение. В связи с этим затраты организации в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места признаны экономически обоснованными, и, следовательно, общество правомерно учло их при определении налогооблагаемой прибыли согласно пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ как другие обоснованные расходы.
Аналогичные выводы озвучены в Постановлении ФАС МО от 22.01.2013 по делу N А40-60377/12-91-338.
Ответственность
В силу ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу в пределах установленной квоты влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.
Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, является одной из мер, принимаемой по результатам проведения проверок (пп. 3 п. 19 Приказа Минтруда России от 30.04.2013 N 181н).
Непредставление сведений, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона о занятости населения, грозит ответственностью в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа: должностному лицу — в размере от 300 до 500 руб., юридическому лицу — в размере от 3000 до 5000 руб.
Кроме того, административная ответственность за нарушения норм квотирования рабочих мест может быть предусмотрена и на региональном уровне. Так, согласно ст. 5 Закона г. Москвы N 90 невыполнение работодателем установленных данным Законом обязанностей влечет ответственность по ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее — Закон г. Москвы N 45) в виде штрафа:
— должностным лицам — в размере от 3000 до 5000 руб.;
— юридическим лицам — от 30 000 до 50 000 руб.
Исходя из преамбулы к Закону г. Москвы N 45 этот документ устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению РФ, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в Москве.
Иначе говоря, в Москве за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов должностные лица будут нести ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, а за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних — по ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (Решение Московского городского суда от 20.06.2013 по делу N 7-1390).
* * *
Итак, чтобы не быть привлеченным к ответственности, необходимо соблюдать требования законодательства субъектов РФ, устанавливающие квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетних лиц. Как правило, данная обязанность касается работодателя при наличии у него численности работников не менее 35 человек (в отдельных субъектах — более 100 человек). Квота устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников предприятия.
В установленные сроки также нужно отчитываться перед службой занятости о наличии рабочих мест, о выполнении требований по квотированию рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних лиц.
В некоторых субъектах вместо трудоустройства несовершеннолетних лиц работодателям предлагают уплатить компенсацию. Чиновники относятся отрицательно к признанию этих сумм в составе налоговой базы по налогу на прибыль, но судьи, как правило, принимают сторону работодателя, и при возникновении спора можно попытаться найти поддержку в суде.

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

См. справку о квотах для приема на работу инвалидов и других категорий работников, которых работодатель обязан трудоустроить в организации

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *