Кто является изготовителем продукции?

Схемы сертификации и основные этапы подтверждения соответствия продукции в Органе по сертификации продукции АНО «ЦНИЭС».

Схема сертификации является определяющей частью процедуры сертификации, характеризующей необходимый уровень доказательности соответствия продукции установленным требованиям. ОС «Мособлстройсертификация» АНО «ЦНИЭС» проводит оценку (подтверждение) соответствия продукции в соответствии с утвержденной областью аккредитации, с которой можно ознакомиться на сайте Росаккредитации в Реестре аккредитованных лиц и включающую:

— продукцию, подлежащую добровольной сертификации в Системе ГОСТ Р и

— продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной

сертификации согласно постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 по схемам, приведенным в таблице:

Таблица схем, установленных в ГОСТ Р 53603-2009 «Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации»

Номер схемы

Элемент схемы сертификации (модуль)

Примечание

Исследование, испытание продукции

Оценка производства (системы качества)

Инспекционный контроль

Испытание образцов продукции

Испытание образцов продукции

Анализ состояния производства

Испытание образцов продукции

Испытание образцов продукции

Испытание образцов продукции

Анализ состояния производства

Испытание образцов продукции и анализ состояния производства

Испытания образцов продукции

Оценка системы качества

Контроль системы качества, испытание образцов продукции

Испытание партии

Испытание единицы продукции

Исследование проекта продукции

Анализ состояния производства

Испытание образцов продукции и анализ состояния производства

Исследование проекта продукции

Оценка системы качества

Контроль системы качества, испытание образцов продукции

10с

Исследование проекта продукции, испытание образцов продукции

Оценка системы качества

Контроль системы качества, испытание образцов продукции

11с

Исследование типа

Испытание образцов продукции

12с

Исследование типа

Анализ состояния производства

Испытание образцов продукции и анализ состояния производства

13с

Исследование типа

При сертификации типа

14с

Исследование проекта продукции

При сертификации проекта

Сертификация продукции включает:

— подачу заявки на сертификацию;

— принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы;

— заключение договора (ов);

— отбор, идентификацию образцов и их испытания;

— оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

— анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;

— заключение договора на Инспекционный контроль (если это предусмотрено схемой сертификации);

— выдачу сертификата;

— осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации).

Схема сертификации может содержать одно или несколько предпринимаемых действий (модулей), результаты которых используют для принятия органом по сертификации общего решения о соответствии (несоответствии) продукции установленным требованиям. Такими действиями в общем случае могут считаться:

— анализ представленной документации;

— исследования, испытания продукции;

— оценка производства (системы качества);

— инспекционный контроль.

Анализ документации в различной степени должен присутствовать во всех схемах сертификации и может быть представлен следующими основными видами:

— анализ представленной документации для идентификации продукции;

— анализ представленной документации для определения пригодности ее использования в качестве дополнительных доказательств соответствия;

— исследование проекта.

Испытания могут быть представлены следующими основными видами:

— испытания образцов продукции, предусмотренной к серийному (массовому) производству;

— испытания партии;

— испытания единицы продукции.

Оценка производства может быть представлена следующими основными видами:

— анализ состояния производства;

— оценка системы качества;

— сертификация системы качества.

Инспекционный контроль различают по составу входящих в него операций:

— испытания образцов сертифицированной продукции;

— анализ состояния производства;

— инспекционный контроль системы качества.

Схемы сертификации 1с-5с и 8с-12с, применяются в отношении выпускаемой продукции, когда заявителем является изготовитель продукции или лицо, выполняющее его функции. Схемы 6с, 7с применяются в отношении отдельных партий или единиц продукции, когда заявителем является изготовитель продукции или лицо, выполняющее его функции, а также когда заявителем является продавец (не изготовитель).

Схема сертификации 13с может использоваться для сертификации типа как самостоятельного объекта сертификации.

Схема сертификации 14с может использоваться при сертификации проекта как самостоятельного вида продукции, при обращении к органу по сертификации разработчика или заказчика проекта.

Описание схем сертификации

1) схема сертификации 1с

Схема сертификации 1с включает следующие операции:

  • подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации;
  • рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации;
  • анализ представленной документации;
  • отбор и проведение испытаний типового образца (типовых образцов) аккредитованной испытательной лабораторией;
  • анализ результатов испытаний и выдача заявителю сертификата соответствия;
  • маркирование продукции знаком обращения на рынке (знаком соответствия).

2) схема сертификации 2с

Схема сертификации 2с включает операции подачи и рассмотрения заявки, отбор и испытание образцов, анализ состояния производства, обобщение полученных результатов проверок, выдачу заявителю сертификата соответствия и маркирование продукции знаком обращения на рынке (знаком соответствия).

3) схема сертификации 3с

Схема сертификации 3с включает операции подачи и рассмотрения заявки, отбор и испытания образцов, анализ результатов испытаний выдачу заявителю сертификата соответствия, маркирование продукции знаком обращения на рынке (знаком соответствия), инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

4) схема сертификации 4с

Схема сертификации 4с включает операции подачи и рассмотрения заявки, отбор и испытания образцов, анализ состояния производства, обобщение полученных результатов проверок, выдачу заявителю сертификата соответствия и маркирование продукции знаком обращения на рынке (знаком соответствия), инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

5) схема сертификации 5с

Схема сертификации 5с включает операции подачи и рассмотрения заявки, отбор и испытания типовых образцов, оценку (сертификацию) системы качества, обобщение полученных результатов проверок, выдачу заявителю сертификата соответствия и маркирование продукции знаком обращения на рынке (знаком соответствия), инспекционный контроль за сертифицированной продукцией и системой качества.

6) схема сертификации 6с

Схема сертификации 6с включает операции подачи и рассмотрения заявки, отбор и испытания образцов для испытаний, анализ результатов испытаний, выдачу заявителю сертификата соответствия и маркирование продукции знаком обращения на рынке (знаком соответствия).

7) схема сертификации 7с

Схема сертификации 7с включает операции подачи и рассмотрения заявки, испытания единицы продукции, анализ результатов испытаний, выдачу заявителю сертификата соответствия и маркирование продукции знаком обращения на рынке (знаком соответствия).

8) схема сертификации 8с

Схема сертификации 8с включает операции подачи и рассмотрения заявки, исследование разрабатываемой продукции, анализ состояния производства, обобщение полученных результатов проверок, выдачу заявителю сертификата соответствия и маркирование продукции знаком обращения на рынке (знаком соответствия), инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

9) схема сертификации 9с

Схема сертификации 9с включает операции подачи и рассмотрения заявки, исследование проекта продукции, оценку (сертификацию) системы качества, обобщение полученных результатов проверок, выдачу заявителю сертификата соответствия и маркирование продукции знаком обращения на рынке (знаком соответствия), инспекционный контроль за сертифицированной продукцией и системой качества.

10) схема сертификации 10с

Схема сертификации 10с включает операции подачи и рассмотрения заявки, исследование проекта продукции, отбор и испытания образцов, оценку (сертификацию) системы качества, обобщение полученных результатов проверок, выдачу заявителю сертификата соответствия и маркирование продукции знаком обращения на рынке (знаком соответствия), инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

11) схема сертификации 11с

Схема сертификации 11с включает операции подачи и рассмотрения заявки, исследование типа, анализ результатов исследования и выдачу заявителю сертификата соответствия, маркирование продукции знаком обращения на рынке (знаком соответствия), инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

12) схема сертификации 12с

Схема сертификации 12с включает операции подачи и рассмотрения заявки, исследование типа, анализ состояния производства, обобщение полученных результатов проверок, выдачу заявителю сертификата соответствия и маркирование продукции знаком обращения на рынке (знаком соответствия), инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

13) схема сертификации 13с

Схема сертификации 13с включает операции подачи и рассмотрения заявки, исследование типа, анализ проведенных исследований, выдачу заявителю сертификата типа.

14) схема сертификации 14с

Схема сертификации 14с включает операции подачи и рассмотрения заявки, исследование проекта, анализ проведенных исследований, выдачу заявителю сертификата соответствия проекта.

Схемы декларирования соответствия продукции

Порядок проведения работ по принятию декларации о соответствии продукции требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 , Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 620 , технических регламентах Российской Федерации и технических регламентах Таможенного союза установлен в ГОСТ Р 56532-2015 Оценка соответствия. Рекомендации по принятию декларации о соответствии продукции установленным требованиям.

Схемы декларирования
Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
— принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств (1-я схема);
— принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации систем менеджмента качества и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее — третья сторона) (2-я схема).
Применение схем декларирования приведено в таблице 1.
Таблица 1

Принятие декларации о соответствии требованиям технических регламентов Российской Федерации

Схемы декларирования соответствия
Декларирование соответствия осуществляется по одной из схем, установленной в соответствующем техническом регламенте.
Схемы декларирования могут включать в себя:
— принятие декларации на основе собственных доказательств;
— принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Принятие декларации о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза

Схемы декларирования соответствия
Схемы декларирования соответствия устанавливаются в ТР ТС на основе типовых схем, утвержденных Комиссией , приведенных в таблице В.1.
В зависимости от схемы декларирование соответствия осуществляется на основании:
— собственных доказательств;
— доказательств, полученных с участием органа по сертификации (третьей стороны), органа по сертификации систем менеджмента, аккредитованной испытательной лаборатории, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Заявитель выбирает схему декларирования с учетом следующих обстоятельств:
— объект подтверждения соответствия — серийно выпускаемая продукция или партия (единичное изделие) продукции;
— исполнитель испытаний — первая сторона (заявитель) или третья сторона (аккредитованная испытательная лаборатория (центр);
— наличие у заявителя сертификата на систему менеджмента;
— неприменение стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований соответствующего ТР ТС.

Схемы декларирования соответствия

Приложение В из ГОСТ Р 56532-2015
(справочное)

Извлечение из Положения о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза приведено в таблице В.1.

Таблица В.1

Номер схемы

Элемент схемы

Применение

Документ, подтверждающий соответствие

Испытания продукции, исследование типа

Оценка производства

Производственный контроль

Испытания образцов продукции осуществляет изготовитель

Производственный контроль осуществляет изготовитель

Для продукции, выпускаемой серийно Заявитель – изготовитель государства — члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза

Декларация о соответствии на продукцию, выпускаемую серийно

Испытания партии продукции (единичного изделия) осуществляет заявитель

Для партии продукции (единичного изделия) Заявитель — изготовитель, продавец (поставщик) государства — члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза

Декларация о соответствии на партию продукции (единичное изделие)

испытания образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)

Производственный контроль осуществляет изготовитель

Для продукции, выпускаемой серийно Заявитель – изготовитель государства — члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза

Декларация о соответствии на продукцию, выпускаемую серийно

испытания партии продукции (единичного изделия) в аккредитованной испытательной лаборатории(центре)

Для партии продукции (единичного изделия) Заявитель — изготовитель, продавец (поставщик) государства — члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза

Декларация о соответствии на партию продукции (единичное изделие)

исследование (испытание) типа

Производственный контроль осуществляет изготовитель

Для продукции, выпускаемой серийно Заявитель -изготовитель государства-члена Таможенного союза илиуполномоченное

иностранным

изготовителем

лицо на территории

Таможенного

союза

Декларация о соответствии на продукцию, выпускаемую серийно

испытания образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)

сертификация системы менеджмента и инспекционный контроль органом по сертификации систем менеджмента

Производственный контроль осуществляет изготовитель

Декларация о соответствии на продукцию, выпускаемую серийно

Примечание — Заявитель — резидент государства — члена Таможенного союза для:
— схемы 1д-6д — изготовитель (лицо, уполномоченное изготовителем);
— схемы 2д, 4д — изготовитель (лицо, уполномоченное изготовителем), продавец;
ИЛ — аккредитованная испытательная лаборатория (центр);
ОС СМ — аккредитованный орган по сертификации систем менеджмента.
Срок действия декларации о соответствии — не более пяти лет.

Описание типовых схем декларирования соответствия.

1. Схема декларирования 1д

1.1 Схема 1д включает следующие процедуры:

– формирование и анализ технической документации;

– осуществление производственного контроля;

– проведение испытаний образцов продукции;

– принятие и регистрация декларации о соответствии;

– нанесение единого знака обращения.

1.2. Заявитель предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемой продукции требованиям технческого регламента, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

1.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.

1.4. С целью контроля соответствия продукции требованиям технического регламента заявитель проводит испытания образцов продукции. Испытания образцов продукции проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории.

1.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу.

1.6. Заявитель наносит единый знак обращения, если иное не установлено техническим регламентом.

2. Схема декларирования 2д

2.1. Схема 2д включает следующие процедуры:

– формирование и анализ технической документации;

– проведение испытаний партии продукции (единичного изделия);

– принятие и регистрация декларации о соответствии;

– нанесение единого знака обращения.

2.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

2.3. Заявитель проводит испытания образцов продукции (единичного изделия) для обеспечения подтверждения заявленного соответствия продукции требованиям технического регламента. Испытания образцов продукции (единичного изделия) проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной

лаборатории.

2.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует по уведомительному принципу.

2.5. Заявитель наносит единый знак обращения, если иное не установлено техническим регламентом.

3. Схема декларирования 3д

3.1. Схема 3д включает следующие процедуры:

– формирование и анализ технической документации;

– осуществление производственного контроля;

– проведение испытаний образцов продукции;

– принятие и регистрация декларации о соответствии;

– нанесение единого знака обращения.

3.2. Заявитель предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемой продукции требованиям технического регламента, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

3.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.

3.4. С целью контроля соответствия продукции требованиям технического регламента заявитель проводит испытания образцов продукции. Испытания образцов продукции проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории.

3.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует по уведомительному принципу.

3.6. Заявитель наносит единый знак обращения, если иное не установлено техническим регламентом.

4. Схема декларирования 4д

4.1. Схема 4д включает следующие процедуры:

– формирование и анализ технической документации;

– проведение испытаний партии продукции (единичного изделия);

– принятие и регистрация декларации о соответствии;

– нанесение единого знака обращения.

4.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

4.3. Заявитель проводит испытания образцов продукции (единичного изделия) для обеспечения подтверждения заявленного соответствия продукции требованиям техниче- ского регламента. Испытания образцов продукции (единичного изделия) проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории.

4.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует по уведомительному принципу.

4.5. Заявитель наносит единый знак обращения, если иное не установлено техническим регламентом.

5. Схема декларирования 5д

5.1. Схема 5д включает следующие процедуры:

– формирование и анализ технической документации;

– осуществление производственного контроля;

– проведение исследований (испытаний) типа;

– принятие и регистрация декларации о соответствии;

– нанесение единого знака обращения.

5.2. Заявитель предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал заявленное соответствие изготавливаемой продукции требованиям технического регламента, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

5.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.

5.4. Орган по сертификации продукции (аккредитованная испытательная лаборатория), в соответствии со своей областью аккредитации и по поручению заявителя проводит исследование типа продукции одним из следующих способов:

— исследование образца для запланированного производства как типового представителя всей будущей продукции;

— анализ технической документации, испытания образца продукции или критических составных частей продукции.

Результаты исследования типа оформляются в заключении (сертификате соответствия) и (или) протоколе, в котором аккредитованная испытательная лаборатория дает оценку соответствия типа продукции установленным требованиям.

5.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует по уведомительному принципу.

5.6. Заявитель наносит единый знак обращения, если иное не установлено техническим регламентом.

6. Схема декларирования 6д

6.1. Схема 6д включает следующие процедуры:

– формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается сертификат на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента, подтверждающий соответствие системы менеджмента требованиям, определенным в техническом регламенте;

– осуществление производственного контроля;

– проведение испытаний образцов продукции;

– принятие и регистрация декларации о соответствии;

– нанесение единого знака обращения;

– контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.

6.2 Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению стабильности функционирования системы менеджмента и условий производства для изготовления продукции, соответствующей требованиям технического регламента, формирует техническую документацию и проводит ее анализ с учетом того, что в техническом регламенте могут быть установлены один или несколько документов, на соответствие которым проводится сертификация системы менеджмента.

6.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента.

6.4. Заявитель проводит испытания образцов продукции. Испытания образцов продукции проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории.

6.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует по уведомительному принципу.

6.6. Заявитель наносит единый знак обращения, если иное не установлено техническим регламентом.

6.7. Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системы менеджмента. При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений:

– приостановить действие декларации о соответствии;

– отменить действие декларации о соответствии.

В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме заявителем вносится соответствующая запись.

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Сейчас Москве ежедневно требуется 4 млн масок TASS

В марте московские власти приобрели крупнейшего производителя медицинских масок в России – ООО «КИТ». Об этом «Ведомостям» рассказали заммэра Москвы Владимир Ефимов и один из бывших топ-менеджеров компании. КИТ производит треть медицинских масок в России.

Производство медицинских масок – главный профиль ООО «Компания инновационных технологий» (КИТ), по сравнению с началом года фирма нарастила выпуск более чем в 2 раза – до 1 млн медицинских масок в сутки, говорит бывший совладелец КИТ Павел Спичаков. В течение года компания увеличит мощности до 2–3 млн шт. в день, добавил он. Москве сейчас нужно около 4 млн шт. в день, говорит чиновник мэрии.

По данным СПАРК, до 27 февраля 2020 г. владельцами КИТ были Дмитрий Савин (72%) и Павел Спичаков (28%). Потом они продали 100% компании владельцу УК «Абсолют эссет менеджмент» Александру Сидорову. 10 марта единственным владельцем КИТ стало ООО «Центррегионинвест», которое через ООО «Софийская набережная» контролирует АО «Капиталинвестпроект» (КИП), следует из данных СПАРК. «Капиталинвестпроект» (правопреемник АО «Кремлин сайт» – 100%-ной дочки депимущества Москвы) контролируется московским правительством и управляет различными столичными активами, сообщил «Ведомостям» источник в мэрии. По данным госзакупок, контролирующим акционером АО «КИП» указывалась «Центральная топливная компания» (100% тоже у Москвы), обратила внимание Русская служба BBC.

Сделку Ефимов объясняет пандемией коронавируса. «В марте, когда мы поняли, что городу потребуется существенный объем медицинских масок и что мы столкнемся с их дефицитом на рынке, мы приобрели производство, которое было развернуто на территории технополиса «Москва», – добавил чиновник. Это сейчас главная производственная площадка компании, говорит Спичаков. Туда производство перенесли из Владимира.

Сумму сделки стороны не раскрывают. Ажиотаж на рынке масок быстро нарастал, поэтому КИТ покупали на подъеме, рассказал один из бывших совладельцев компании. По его словам, предложение было очень выгодным, «от которого нельзя отказаться». Исходя из данных президента Ассоциации разработчиков изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (Ассоциация СИЗ) Владимира Котова и эксперта отраслевого портала Гетсиз.ру Евгения Шувалова, стоимость компании можно оценить в среднем примерно в 1,5 млрд руб.

Себестоимость медицинской маски до пандемии была около 1 руб., сейчас близка к 7 руб., говорит Спичаков и подтверждает Ефимов. Удорожание произошло во многом из-за роста цен на сырье – в 5–6 раз. Для медицинских масок чаще всего используется специальный материал СМС – между двумя слоями спанбонда находится фильтрующий слой мелтблауна. «Если раньше сырье мы покупали за 165 руб. за 1 кг СМС, то сейчас – 600–800 руб., а у перекупщиков он доходит до 1500–2000 руб.», – сообщили в другой компании – производителе масок «Уралпроммед». Сейчас таких масок делают в России около 3 млн млн в сутки, говорят в Минпромторге.

Практически все, что производит КИТ, забирает Москва, причем маски отгружают в больницы и госучреждения по себестоимости, подчеркивает собеседник «Ведомостей» из мэрии. «Мы в систему здравоохранения отдаем 2 млн масок в неделю, в ЖКХ идет тоже 2 млн, а 0,5 млн – в метро», – отмечает Ефимов. Два крупных заказа на 200 млн и 175 млн руб. у КИТ были как раз от департамента здравоохранения Москвы – стоимость масок там указана около 7 руб. Аптекам и розничным точкам продаж достается около 1 млн масок КИТ в неделю, сообщал телеканал «Россия».

Однако собственной мощности на покрытие всех нужд города не хватает, поэтому Москва вынуждена докупать произведенные в Китае маски на рынке – сегодня оптовая цена составляет 25–26 руб. за штуку, говорит Ефимов. Приобретение КИТ позволило, таким образом, сэкономить по 18 руб. с одной маски, или с учетом объема производства – около 490 млн руб. в месяц, следует из данных Ефимова и Спичакова. По данным мэрии, в городе продается от 0,5 до 1 млн китайских масок в день.

Рынок медицинских масок сильно перегрет и может вскоре рухнуть, считает Котов. Во-первых, пандемия рано или поздно пройдет. Во-вторых, приходит понимание, что медицинские маски не обеспечивают полноценной защиты. Нужны респираторы и другие средства защиты, подчеркнул он (подробнее о нехватке средств защиты – в исследовании «Ведомостей»). Государство решило взяться за формирование резервов, поэтому наращивание мощностей позволит гарантировать обеспечение больниц и населения масками в будущем, возражает на это Спичаков: «И после эпидемии мы будем пользоваться масками. В крайнем случае продадим излишки миру».

В подготовке материала участвовала Бэла Ляув

Расскажем о том, кто может быть заявителем при обязательной оценке соответствия (а кто нет), в каких случаях это может быть изготовитель, в каких продавец, в каких уполномоченное изготовителем лицо (и кто этим лицом может быть).

Нормативная база

ЕАЭС

Ответ на вопрос, кто может быть заявителем, содержится в п.5. Приложения №9 к Договору о ЕАЭС:

При оценке соответствия заявителем могут быть зарегистрированные на территории государства-члена в соответствии с его законодательством юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем или продавцом либо уполномоченным изготовителем лицом.

Круг заявителей устанавливается в соответствии с техническим регламентом Союза.

В этом же Приложении №9, но уже в п.3. содержится также определение «уполномоченного изготовителем лица»:

«Уполномоченное изготовителем лицо» — зарегистрированные в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, которые на основании договора с изготовителем, в том числе иностранным изготовителем, осуществляют действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции на территории Союза, а также несут ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов Союза.

Эти же формулировки (иногда в несколько другом виде) встречаются и, самое главное, уточняются в иных нормативных документах и технических регламентах. Например, в Решении Коллегии ЕЭК №293 «О единых формах сертификата и декларации…» формулировка повторяется практически слово в слово, а в Решении Совета ЕЭК №44 «О типовых схемах оценки соответствия» уточняется, кто именно (изготовитель или продавец) может быть заявителем при определённой схеме оценки соответствия.

Россия

В национальном же законодательстве (а именно в 184-ФЗ «О техническом регулировании») установлены обязательные требования к заявителю только при декларировании соответствия (статья 24):

При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя)

При сертификации же к заявителю не предъявляется особых требований (в плане регистрации), а потому иностранный производитель также может быть заявителем при сертификации на соответствие стандартам и техрегламентам РФ. Если иное не установлено этими стандартами и техрегламентами, разумеется.

Если говорить о прочих системах сертификации, то, например, заявителем в некоторых схемах сертификации средств связи может быть иностранная компания, а при сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности — только зарегистрированные в России юрлица или ИП.

Таким образом, к заявителю и в ЕАЭС, и в РФ есть, по сути, только 2 требования:

  1. Он должен быть зарегистрирован на территории действия системы технического регулирования (ЕАЭС для соответствующих техрегламентов или РФ для национальных стандартов). За редким вышеупомянутым исключением: сертификация по национальному стандарту.

  2. При оформлении документа на серийный выпуск он должен быть изготовителем либо уполномоченным изготовителем лицом.

Требования вполне логичные. Регистрация на территории действия определённых разрешительных документов необходима, чтобы заявителя можно было найти (и при необходимости привлечь к ответственности). А гарантировать соответствие продукции при серийном выпуске может только тот, кто её производит.

Уполномоченное изготовителем лицо

В том случае, если на продукцию необходимо оформить документ на серийный выпуск, а производит её иностранная компания, то заявителем может выступить только уполномоченное изготовителем лицо.

В начале мы приводили определение уполномоченного лица, остановимся на трёх ключевых моментах этого определения:

«Зарегистрированное в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории лицо»

Как уже сказано выше, сделано это для того, чтобы заявитель подпадал под юрисдикцию контролирующих органов.

«На основании договора с изготовителем осуществляет действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции»

Ключевой момент. Между уполномоченным лицом и изготовителем должен быть заключён официальный договор, согласно которому заявитель будет действовать от имени изготовителя в ходе процедуры оценки соответствия: подавать заявку в орган, предоставлять образцы для испытаний, проводить сами испытания (при декларировании), получать сертификат / регистрировать декларацию и т.д…

Именно этот договор, помимо прочих документов, заявитель предоставляет в орган при подаче заявки. Подробнее о нём чуть ниже.

«А также несёт ответственность за несоответствие продукции»

И это тоже очень важный момент, который нередко забывают многие заявители. Нюанс здесь в том, что для законодательства «не существует» иного нарушителя, кроме заявителя. Если выявлено несоответствие продукции — наказан будет заявитель. И возмещать вред (если он имел место) будет тоже только он.

Более того, в статье 36 закона 184-ФЗ «О техническом регулировании» даже есть отдельный пункт, исключающий любые попытки заявителя как-то переложить ответственность по возмещению вреда на производителя (или кого-то ещё):

4. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.

Договор уполномоченного лица

У данного договора нет утверждённой формы и даже какого-то типового образца. Всё дело в том, что это очень индивидуальный документ, описывающий взаимодействие конкретного доверителя и конкретного поверенного. Бывает, что его положения входят в «общий» дистрибьюторский договор, но если нет — такой договор надо заключать дополнительно.

Содержание договора уполномоченного лица зависит от того, кем вообще является поверенное лицо (продавец, импортёр, дистрибьютор), и кем оно приходится производителю: это может быть дочерняя компания в рамках международного холдинга, а может быть дистрибьюторская сеть, сотрудничающая с разными производителями — очевидно, что договоры в этих случаях будут отличаться.

Соответственно, от взаимоотношений доверителя и поверенного зависят конкретные моменты, которые надо отразить в договоре:

  • какая ответственность есть у сторон друг перед другом;
  • какие полномочия имеет поверенный по отношению к доверителю (какие действия может / должен предпринять, чтобы не допустить на рынок несоответствующую продукцию);
  • как доверителем компенсируются затраты поверенного на проведение процедуры, в каком объёме;
  • как доверителем компенсируются иные расходы доверителя (та же компенсация вреда заявителем в соответствии с требованием законодательства);
  • срок действия договора и механизм его расторжения;
  • и т.д…

Поэтому составление договора уполномоченного лица — серьёзная работа, к которой надо подойти предельно ответственно. Собственно, как и к любому другому договору, особенно внешнеэкономическому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *