Кто такой конкурсный управляющий

Содержание

Назначение конкурсного управляющего

Назначение управляющего в конкурсном производстве производится по решению суда. На банкротство могут подавать как сами должники, так и их кредиторы. Одновременно с исковым заявлением им нужно указать на желаемую кандидатуру арбитражного управляющего или на предпочтительное СРО, из которого он будет выбран. По новому закону все управляющие должны входить в саморегулируемую организацию, которая контролирует профессиональную компетенцию своих членов и за качеством исполнения ими своих обязанностей.

Обычно в делах о банкротстве практикуется второй вариант, когда нет непосредственного указания на персону специалиста. В этом случае СРО направляет суду список свободных в настоящий момент кандидатов, соответствующих представленным требованиям, из которого судья и подбирает специалиста.

Специалисты, которые назначены на столь ответственную должность, должны обладать высшим образованием и опытом работы; не иметь судимости и дисциплинарных взысканий, связанные с их профессиональной деятельностью; пройти стажировку в качестве помощника управляющего; пройти теоретический экзамен; заключить договор страхования ответственности. В некоторых случаях может также потребоваться допуск к гостайне или узкоспециализированное образование.

При несогласии с назначенным кандидатом (например, при наличии у него личной заинтересованности в процессе), кредиторы вправе подать ходатайство о замене специалиста.

Обязанности

За конкурсным управляющим закон о банкротстве закрепляет широкий спектр обязанностей, в их числе:

  • публикация сведений о начале конкурсного производства в СМИ;
  • отстранение от руководства действующего менеджмента;
  • принятие бухгалтерской и иной документации, его штампов и печатей;
  • проведение инвентаризации имущества;
  • анализ финансового состояния компании;
  • взыскание дебиторской задолженности (принудительно и добровольно);
  • уведомление о предстоящем увольнении;
  • заявление возражений по кредиторским требованиям;
  • отказ от исполнения невыгодных договоров;
  • принятие мер для возврата имущества должника;
  • признание недействительности сделок по отчуждению имущества за последние годы;
  • уведомление собственника об изъятии из оборота имущества;
  • привлечение независимого оценщика;
  • предоставлять по требованию кредиторов отчеты об использовании денежных средств;
  • организовать продажу имущества на торгах и его передачу победителю;
  • назначать повторные торги (при необходимости);
  • установить размер требований кредиторов;
  • учет требований кредиторам по причиненным убыткам и начисленным финансовым санкциям;
  • представление суду всей информации о ходе конкурсного производства;
  • после завершения расчетов внести сведения о погашении требований;
  • уведомление уполномоченных органов о нереализованном имуществе должника;
  • передача на хранение документов юрлица в архив;
  • направление в ФНС информации о завершении конкурсного производства и начале процедуры ликвидации;
  • представление в арбитраж информации об утверждении мирового соглашения.

Ответственность

Законодательство предусмотрело следующие виды ответственности для конкурсных управляющих:

1.Отстранение его от работы. Данное решение может принять только суд на основании ходатайства кредиторов.

2. Исключение из СРО. Управленец может вовсе лишиться возможности в дальнейшем заниматься такой деятельностью из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей и нарушение свода профессиональных правил СРО.

3. Возмещение убытков. Если кредиторы смогут доказать, что в результате деятельности управляющего или его бездействия им был причинен материальный ущерб, то управляющий из своих личных средств должен будет его компенсировать. В качестве оснований для возмещения убытков может выступать неиспользование всех возможностей по истребованию дебиторской задолженности или возврату имущества, оспариванию убыточных сделок и пр.

4. Применение иных видов ответственности. К управляющему могут быть применены меры административной и уголовной ответственности за правонарушения совершенные им в качестве руководителя.

Стандартно первоначально выносится определение о допущенных нарушениях и дается разумный срок для их устранения.

Отчетность конкурсного управляющего

Процедура банкротства предполагает обязательную отчетность от временного управленца, адресатом которой являются кредиторы организации. Но также информацию о ходе конкурсного производства может запросить и суд.

Законодательство о признании несостоятельности содержит указания на типовую форму данного документа и его основные информационные разделы:

  • сведения о собственности, принадлежащей должнику, которая может быть использования для удовлетворения кредиторских требований (первоначальный размер конкурсной массы, данные о поступлениях на счета и пр.);
  • сведения о размере кредиторских требований, в том числе в разбивке по очередям;
  • данные о результатах работы управляющего за отчетный период: какие требования удалось удовлетворить, какое имущество вернуть или реализовать, какие расходы пришлось понести и прочее;
  • информация о результатах кадровой политики: количество уволенных сотрудников, сколько работников осталось на своих местах и прочее.

На практике управленцы далеко не всегда предоставляют отчетность, но это свидетельствует о недобросовестном исполнении обязанностей.

После производства всех расчетов со всеми физическими и юридическими лицами, управляющий обязательно представляет итоговую отчетность. К нему прилагается вся документация, подтверждающая факт завершения расчетов с кредиторами, а также документы по продаже имущества и реестр требований с отметками о перечисленных документах. Отчет также предоставляется в арбитраж и необходим для завершения конкурсного производства и окончательной ликвидации компании согласно действующему законодательству.

Вознаграждение

Конкурсный управляющий работает не безвозмездно и получает за выполнение возложенных на него задач вознаграждение. Также ему положено возмещение всех фактически понесенных им расходов.

Вознаграждение выплачивается из средств должника и состоит из фиксированной суммы, а также процентов. Фиксированная величина вознаграждения составляет 35000 руб. ежемесячно (для сравнения, для внешнего управляющего эта величина составляет 45000 р., административного – 15000 р.).

На собрании кредиторов может быть принято решение о дополнительном вознаграждении. Тогда оно платится из средств, выделенных кредиторами.

Начисленное вознаграждение должно быть переведено кредиторам в течение 10 дней после завершения конкурсного производства.

Процентное вознаграждение зависит от того, насколько хорошо управляющий справится со свое работой:

  • 7% от размера удовлетворённых требований из реестра, если удалось погасить более 75% обязательств;
  • 6% — более 50%;
  • 4,5% — 25% и более;
  • 3% — менее 25%.

Если дело завершилось мировым соглашением, то управляющему платится вознаграждение в сроки, установленные мировым соглашением.

Имеет ли право конкурсный управляющий продать имущество без торгов?

В общем случае имущество должника реализуется посредством электронных торгов. Торги должны быть открытыми и в них могут принять участие любые физические или юридические лица.

Вопросы относительно того, есть ли у управляющего право продать имущество, не прибегая к торгам, предмет многочисленных споров. Чтобы не возникало проблемных точек с конкурсными управляющими, стоит все же стараться не пренебрегать торгами.

Закон о банкротстве содержит указания на такие основания для продажи имущества без торгов:

  • его балансовая стоимость на последнюю отчетную дату менее 100 тыс.р. и в утвержденном плане внешнего управления была прописана возможность реализации вещи без торгов;
  • с учетом решения кредиторского собрания и при его стоимости в пределах 100 тыс.р.

В последнем случае допускается определить балансовую стоимость без привлечения независимого оценщика, если кредиторское собрание решило исключить этот этап и такое решение утверждено протоколом.

На руках у управляющего должны быть все подтверждающие документы, обосновывающие правомерность продажи без торгов: план управления, справка о балансовой стоимости, решение кредиторского собрания.

Источник: https://bankrotstvoved.ru/arbitrazhnyj-upravlyayusshij/konkursnyj

Арбитражный управляющий и конкурсный управляющий разница

Непогашенная задолженность может возникнуть у любого предприятия. Иногда это связано с тем, что средства со счета компании идут несколько дней, но поставщики товаров, работ и услуг просто закрывают на это глаза. Хотя в это время юридически задолженность и не считается погашенной.

Иногда приходится выплачивать «неустойку». Но это, конечно, не повод для того, чтобы признавать компанию – должника несостоятельной. Закон четко разграничивает такие ситуации. Например, по срокам. Так, чтобы появился повод подать на должника в суд нужно, чтобы задолженность не выплачивалась, по крайней мере, три месяца.

Причинами такой ситуации могут быть большие долги перед кредиторами и убыточное производство. А чтобы исправить такие проблемы требуется время и серьезные мероприятия. Но даже в этом случае у компании есть возможности избежать банкротства.

Если же он выдвигает подобные требования – вы можете обратиться с жалобой в орган Госреестра, на который и возложен надзор за деятельностью СРО арбитражных управляющих. На что имеет право управляющий – привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий. Но только на основании определения арбитражного суда, которое может быть вынесено:

  • если управляющим обоснованы их привлечение и размер оплаты их услуг;
  • при согласии гражданина либо конкурсного кредитора или уполномоченного органа на оплату их услуг.

В заключение стоит отметить, что именно банкротство является законным способом избавиться от долгового бремени, списав долги по кредитам, которые юр- или физлицо погасить не в состоянии.

Чтобы коллегиальный орган принял в свои ряды нового участника, он должен соответствовать следующим требованиям:

  • высшее образование;
  • стаж профессиональной деятельности на руководящей должности не менее одного года;
  • отсутствие в биографии серьезных нарушений закона и, соответственно, судимостей;
  • получение практического опыта в роли помощника управляющего (более двух лет);
  • успешная сдача экзамена по теоретическим знаниям;
  • отсутствие запретов на занятие определенными видами деятельности (также по причине преступлений в прошлом);
  • и другие требования, установленные конкретной саморегулируемой организацией (относительно добросовестности или компетентности специалиста).

Выполнение соответствующих правил позволяет специалисту оставаться членом СРО.
Закона №127-ФЗ конкретизирован срок, на протяжении которого назначенный арбитражным судом внешний управляющий должен подготовить план действий, и этот срок не может превысить 1 мес. с момента утверждения на должности. Главная цель мероприятий внешнего управления – снова сделать фирму платежеспособной, то есть рассчитаться с долгами, что возможно в случае признания отсутствия признаков банкротства. Собрание или комитет кредиторов вправе в любой момент пожелать предоставления отчета о ходе выполнения разработанного плана внешним управляющим. Отчет внешнего управляющего Отчеты в процессе восстановления платежеспособности фирмы носят скорее информативный характер, отражающий наличие позитивных сдвигов.
Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. В частности, п. 1 конкретизирует права, которые позволяют:

  • действовать в соответствии с планом внешнего управления, в том числе и в части распоряжения имуществом фирмы;
  • заключать мировые соглашения;
  • отказывать в исполнении договорных обязательств должником (ст. 102);
  • обращаться в арбитражный суд с исками и заявлениями относительно признания сделок недействительными, если должник заключил их в нарушение закона №127-ФЗ, а также требовать возмещения убытков, полученных в результате действий или, наоборот, бездействия членов управления должника и пр.

Источник: http://departamentsud.ru/arbitrazhnyj-upravlyayushhij-konkursnyj-upravlyayushhij-v-chem-raznitsa/

Назначение конкурсного управляющего при банкротстве юридического лица

Как происходит банкротство юридического лица:

  • Собираются документы на признание банкротом, подается исковое заявление.
  • Судебный орган выносит решение о наблюдении. В этот период назначается временный управляющий.
  • По итогам наблюдения принимается окончательное решение о судьбе организации. Судья может постановить, что требуется внешнее управление или финансовое оздоровление.
  • Если эти меры не приносят ожидаемого результата, компанию нельзя спасти, начинается конкурсное производство. В этот период к делу о банкротстве подключается конкурсный управляющий с обширными полномочиями и обязанностями.
  • Полностью инвентаризируется и продается имущество должника. Полученные средства пойдут в погашение кредитных обязательств организации. По окончании процесса оплачивается стоимость услуг приглашенного эксперта.

Конкурсный управляющий – это гражданин, который ведет процедуру банкротства, за определенное вознаграждение. Он утверждается Арбитражным судом, а его обязанности и полномочия установлены законом. Стоимость оказываемых услуг строго регламентирована.

Важно! Как правило, на все процедуры назначаются разные кандидаты из представителей СРО (саморегулируемая организация управляющих).

К управляющему предъявляются следующие требования:

  1. Высшее образование.
  2. Дополнительная подготовка в качестве конкурсного управляющего при банкротстве юридического лица.
  3. Отсутствие судимостей.
  4. Членство в СРО.
  5. Прохождение стажировки в данной отрасли не менее 2 лет.
  6. Страхование профессиональной деятельности.

Конкурсный управляющий в своей работе руководствуется интересами несостоятельного юридического лица и его кредиторов. В результате банкротства фирма должна быть ликвидирована и полностью избавлена от долгов, а другая сторона должна вернуть свои деньги.

Обязанности и полномочия конкурсного управляющего

Основная функция конкурсного управляющего на этапе ликвидации юридического лица заключается в следующем. Он становится тем звеном, что связывает должника и взыскателей, ожидающих выплаты по обязательствам. Его полномочия достаточно широки, он имеет полное право распоряжаться имуществом юридического лица, признанного несостоятельным.

Важно знать! Действия конкурсного эксперта строго ограничены нормами закона, при нарушении их можно оспорить.

Что входит в полномочия назначенного специалиста:

  1. Контроль финансового состояния организации – будущего банкрота. Он может отказываться от проведения сделок, которые ухудшают положение дел фирмы, а также через суд аннулировать уже заключенные договора.
  2. Изыскание ресурсов для покрытия долгов.
  3. Выбор оценщика материальных активов компании.
  4. Проверка выполнения условий возврата заемных средств контрагентам.
  5. Сохранность состояния имущества, которое планируется реализовать.
  6. Проведение собраний кредиторов один раз в 3 месяца, на которых их информируют о текущем положении дел.
  7. Отправка данных в Реестр сведений о банкротстве.

Кроме этого, в обязанности управляющего входит организация увольнения сотрудников. Они должны получить уведомления и лишиться своего места работы законным способом. В полномочия также входит взыскание денег с контрагентов, которые задолжали самому банкроту. Доверенности на осуществление деятельности по управлению фирмой не потребуется.

Важно помнить! Если взыскатели не согласны с действиями управляющего, вопрос о приостановлении оказания услуг решается через Арбитражный суд.

Крупные или сомнительные сделки проходят только после одобрения совета кредиторов. Несмотря на широкие полномочия, принимать такие решения уполномоченное лицо не вправе.

Когда все имущество банкрота будет описано и оценено, обязанность конкурсного эксперта – уведомить об этом взыскателей и рассказать о нюансах предстоящих торгов. Если возражений от них нет, проводится реализация имущества и закрытие долгов фирмы.

Торги проходят в электронной форме, в них могут принимать участие любые третьи лица. У финансового специалиста есть полномочия действовать и без аукциона, но во избежание спорных ситуаций лучше использовать торги. Если взыскатели не возражают реализовать собственность банкрота без торгов, это решение закрепляется в протоколе собрания.

Процедура привлечения конкурсного управляющего

С 2015 года юридические лица лишены права самостоятельного выбора конкурсного управляющего. Это было сделано с целью минимизации риска фиктивного банкротства. На данный момент полномочия переданы судебному органу. СРО предлагает список свободных сотрудников, а судья решает, кто из них будет заниматься вопросом банкротства.

Уточнить степень профессионализма назначенного судом представителя СРО можно в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве. Здесь можно посмотреть наличие нарушений в работе и привлечение к ответственности. Также на специализированных сайтах можно ознакомиться с отзывами тех, кто сотрудничал с данным уполномоченным лицом.

Для каждого этапа можно подбирать отдельного кандидата, обладающего специальными навыками. Если специалист обладает нужными профессиональными знаниями, он вправе участвовать в процессе от начала до конца.

Важно знать! В некоторых случаях предусмотрено снятие конкурсного управляющего с должности.

Уполномоченный сотрудник может самостоятельно отказаться от участия в банкротстве юридического лица. Его могут попросить покинуть производство по ходатайству СРО. Обычно это происходит по причине недовольства должника или кредиторов. Если финансовый эксперт некомпетентен, непрофессионально выполняет обязанности или превышает полномочия, его попросят уйти.

Действия по отстранению от ведения банкротства происходят исключительно с одобрения Арбитражного суда. Сразу после этого судебными органами назначается другой представитель СРО с тем же вознаграждением.

Стоимость услуг конкурсного управляющего

Важно! Размер вознаграждения эксперта по банкротству установлен в Законодательстве РФ. Требовать иную стоимость услуг он не вправе.

Что входит в положенное вознаграждение (статья 20.6 Федерального закона №127-ФЗ):

  • Фиксированная ставка – 30 тысяч рублей в месяц.
  • Процент от выполненных требований взыскателей. Так, если удалось вернуть 75% от запрошенной суммы, вознаграждение составит 7% от нее. Более половины – 6%. От 25% до 50% от стоимости обязательств — 4,5%. До 25% от заявленной суммы — 3%.
  • Иные понесенные расходы.
  • Если стороны пришли к мировому соглашению, управляющему выплачивается вознаграждение в установленном размере.

Указанная выше стоимость услуг платится за счет юридического лица – банкрота. Если специалиста отстранили от работы, с этого момента вознаграждение не выплачивается.

Важно! Кредиторы могут принять решение о дополнительном вознаграждении для финансового специалиста из собственных резервов.

Решение об увеличении стоимости услуг специалиста проводится через Арбитражный суд. Заинтересованные лица могут его обжаловать на законных основаниях.

Стандартная оплата стоимости финансовых услуг производится каждый месяц, управляющему платят зарплату. Процентные суммы выплачиваются после реализации имущества должника и полного расчета с взыскателями.

Кандидатура конкурсного управляющего – одна из ключевых в процедуре банкротства. Решение о назначении конкурсного специалиста принимается Арбитражным судом, но юридические лица должны знать, что входит в его полномочия и обязанности. Они могут повлиять на действия, которые противоречат нормам законодательства. Имеющиеся претензии и недовольства кредиторы и должники обязаны аргументировать. Добиваться смены уполномоченного лица следует только через судебные органы и при наличии веских причин.

Источник: https://E-tiketka.ru/konkursnyj-upravlyayushhij-pri-bankrotstve-yuridicheskix-lits/

Процедура конкурсного производства завершает процесс рассмотрения дела о банкротстве юридического лица. На данном этапе суд признаёт несостоятельность организации и невозможность разрешения её финансовых трудностей.
Судья назначает ответственного за организацию возврата задолженностей предприятия за счёт средств должника.
Таким специалистом является конкурсный управляющий, который принимает на себя функции временного координатора компании-должника.
Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц занимается распродажей имущества юрлица и направляет все вырученные средства на удовлетворение кредиторских требований до полного их погашения.
Специалист отвечает за все процедуры, выполняемые в рамках конкурсного производства. Сроки проведения производства могут составлять от полугода до одного года.

Обязанности и задачи

Конкурсный управляющий обладает широкими полномочиями, которые передаются к нему от прежнего руководства компании. Согласно ст. 129 ФЗ№127 в обязанность конкурсного управляющего входит:

  • публикации в СМИ и ЕФРС о начале конкурсного производства;
  • финансовый анализ деятельности компании;
  • обеспечение сохранности активов и документов юрлица;
  • организация инвентаризации имущества должника;
  • оценка собственности фирмы с привлечением профильных специалистов;
  • регулярное оповещение участников процесса о проводимых процедурах;
  • внесение в реестр информации об имуществе должника;
  • увеличение конкурсной массы за счёт выявления должников фирмы и изысканий средств компании у третьих лиц;
  • ведение реестра претензий заимодателей;
  • уведомление работников компании об их сокращении;
  • увольнение и осуществление расчётов с персоналом фирмы;
  • заключение сделок, которые позволят улучшить финансовое положение должника;
  • представление отчётов о проделанной работе за конкретный период;
  • исполнение прочих обязанностей, установленных судом согласно нормам действующего законодательства.

Все действия и функции конкурсного управляющего направлены на подготовку и организацию торгов имущества фирмы для дальнейшего удовлетворения претензий кредиторов и прочих лиц. После оценки имущества фирмы специалист предоставляет полученную информацию кредиторам, описывая условия реализации собственности должника и выплаты его долгов.

Права управляющего в конкурсном производстве

Права и обязанности конкурсного управленца регулируются Законом «О несостоятельности». Специалист начинает конкурсное управление при банкротстве фирмы с момента открытия до даты завершения производства.
Рассмотрим основные права конкурсного управляющего:

  • распоряжение собственностью и активами компании-должника (продажа залогового и иного имущества юридического лица);
  • регулирование исполнения финансовых обязательств по договорам юрлица (если выполнение условий сделки вредит финансовому положению компании, управленец вправе отказаться от соблюдения её условий);
  • направление в суд ходатайства о признании недействительности сделки, которая может повлиять на платёжеспособность компании;
  • увольнение персонала компании;
  • передача документов компании на хранении доверенному лицу;
  • прочие полномочия, связанные с исполнением других обязанностей специалиста.

И также должностное лицо может быть наделено дополнительными правами по обоюдному желанию участников.

Назначать на должность конкурсного управляющего уполномочен судья, который рассматривает дело о банкротстве. Однако, конкурсный управляющий по банкротству банка утверждается Агентством по страхованию вкладов.
Вне зависимости от того, кто назначает конкурсного управляющего при банкротстве, процесс делится на следующие этапы:

  1. Признание компании банкротом.
  2. Представление сторонами своих кандидатур на должность управляющего.
  3. Претендент на должность проходит проверку.
  4. Назначение управляющего судебным решением.

Участники могут предложить на рассмотрение судьи свою кандидатуру, вписав его в заявление о банкротстве. Если одна из сторон не согласна с назначением специалиста, она имеет право обжаловать решение суда и подать отвод.
Если ни один из участников не предлагает своего кандидата судья может направить запрос в организацию арбитражных управляющих и получить список подходящих кандидатов.
Назначенный конкурсный управляющий будет исполнять свои обязанности до окончания процедуры конкурсного производства и должен соответствовать следующим критериям:

  • гражданство РФ;
  • высшее образование по специальности;
  • опыт работы на руководящей должности не менее одного года;
  • членство в СРО;
  • наличие страхования личной ответственности.

Должностное лицо должно уметь руководить предприятием, потому что его работа будет связана с наблюдением и внешним управлением компанией-банкротом.

Отчётность конкурсного управляющего

Заимодатели и судья могут запросить у специалиста отчёт и сведения, касающиеся конкурсного производства. Конкурсный управляющий обязан подготовить отчётность согласно запросу.
Типовая форма документа содержит следующие пункты:

  • информация об имуществе должника, которое будет использоваться для погашения его обязательств;
  • сведения о проведённой инвентаризации;
  • информация относительно оценки имущества компании;
  • данные о суммах требований кредиторов и очерёдность их погашения;
  • сведения о поступивших на счёт юрлица средствах, вырученных в результате продажи имущества компании;
  • факты о выявленных и изъятых у третьих лиц активах;
  • отчёт по результатам проделанной работы (перечень погашенных задолженностей, список изъятого имущества, данные о расходах, работа о признании сделки недействительной и прочее);
  • информация о мерах, принятых для привлечения руководства компании к субсидиарной ответственности;
  • данные о количестве уволенных работников и информация о работающем персонале.

Непредставление затребованной отчётности свидетельствует о некомпетентности управленца и о его недобросовестном отношении к работе.
После завершения производства управленец оформляет заключительный отчёт о результатах своей деятельности и предоставляет информацию о компании в Пенсионный фонд.

В нём должны содержаться следующие сведения:

  • дата и место составления;
  • реквизиты управляющего;
  • данные о привлечённых в процессе производства третьих лицах;
  • жалобы на работу управленца (при их наличии);
  • информация о реализованных правах и обязанностях специалиста;
  • данные о конкурсной массе;
  • перечисление принятых мер, направленных на сохранность активов должника;
  • сведения о реестре заимодателей с указанием сумм кредиторских требований к фирме;
  • информация о продаже имущества фирмы и о вырученных средствах;
  • меры, проводимые специалистом для увеличения денежных поступлений на счёт фирмы;
  • сведения о выплаченных долгах компании;
  • данные о персонале компании-банкрота;
  • сведения о расходах управленца;
  • подпись должностного лица и печать организации.

К отчёту прилагается реестр кредиторов и другие документы подтверждающие, указанную в отчёте информацию.
При направлении отчёта в судебный орган управляющий должен проинформировать об этом всех участников процесса.

Вознаграждение конкурсного управляющего

Управленец получает за выполнение своих обязанностей вознаграждение. Фиксированная сумма обязательной выплаты должностному лицу составляет 35 тыс. руб. Далее, рассмотрим кто платит конкурсному управляющему за его работу.
Оплата за услуги управленца в пределах фиксированной суммы производится за счёт средств компании-банкрота.

Кроме основного вознаграждения, управленец получает проценты за погашенные долги и средства на возмещение всех расходов, которые он потратил для выполнения своих рабочих функций. Доплата к фиксированному вознаграждению в процентах зависит от степени удовлетворения требований кредиторов после завершения работы управляющего.

Например, если требования кредиторов были погашены на 75%, должностное лицо может получить 7% от размера погашенных долгов. Чем меньше процент погашения обязательств предприятия, тем меньше будет размер процентного вознаграждения.

На основании согласованного решения кредиторского собрания заимодатели вправе назначить управленцу дополнительное вознаграждение, которое будет выплачено за счёт средств кредиторов.
При подписании сторонами мирового соглашения специалист получает своё вознаграждение в установленные документом сроки.

Обжалование действий

Стороны имеют право обжаловать действия конкурсного управляющего, если, по их мнению, должностное лицо действовало незаконно и безответственно.
Существует несколько методов обжалования действий управленца:

  1. Составление обращения к судье в форме заявления, на основании которого суд может вынести специалисту предупреждение.
  2. Если одна из сторон считает, что управляющий нарушил её права, участник может направить заявление с жалобами в правоохранительные органы.
  3. Стороны могут направить обращение с жалобами на работу управленца в другие госструктуры, например, в ФНС.
  4. Для прямого воздействия на специалиста можно направить жалобу в СРО, где числится управленец.

Указанные в жалобах нарушения должны быть обоснованными и весомыми. В некоторых ситуация, чтобы правильно составить обращение с обвинениями в адрес управляющего следует привлечь юристов.
После рассмотрения обращения, суд может полностью или частично удовлетворить требования стороны, направившей жалобу. Если действия специалиста привели к убыткам одного из участников, суд может взыскать эти суммы с управленца. Однако, при отсутствии оснований для наказания управленца, суд может отклонить жалобу.

Может ли конкурсный управляющий уволить с работы

В обязанности конкурсного управленца входит оформление увольнения сотрудников компании-банкрота. В связи с тем, что конкурсное производство завершается ликвидацией юрлица, весь персонал фирмы должен быть уволен. Под сокращение попадают все категории сотрудников вне зависимости от их положения и статуса в компании.
Управляющий должен за два месяца до увольнения проинформировать об этом всех работников компании. А также в обязанности специалиста входит выплата зарплаты сотрудникам предприятия-банкрота и выдача соответствующих документов с отметкой о причине увольнения.
Таким образом, в период конкурсного производства всеми делами на обанкротившемся предприятии заведует управляющий, назначенный судьёй. На него возлагается внушительный перечень прав и обязанностей, но все его действия направлены на удовлетворение требований сторон и достойное завершение процедуры банкротства.

Источник: https://bankrotof.net/bankrotstvo-yuridicheskih-lits/obyazannosti-konkursnogo-upravlyayushhego/

К вопросу о правовом статусе лица, исполняющего обязанности конкурсного управляющего: правовые коллизии и судебная практика (Гузанов К.А.)

Быстрая навигация: Каталог статей Общие вопросы предпринимательской деятельности Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей К вопросу о правовом статусе лица, исполняющего обязанности конкурсного управляющего: правовые коллизии и судебная практика (Гузанов К.А.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

В связи с увеличением роста судебных производств, связанных с банкротством юридических лиц, правоприменитель и практикующие юристы отмечают все большее количество проблем, связанных с несовершенством Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее также — Закон о банкротстве или Закон).

В частности, возникают вопросы, вытекающие из неточности формулировок Закона и относящиеся к периоду перехода банкротящегося юридического лица из одной из реабилитационных стадий банкротства в стадию конкурсного производства.
В большинстве случаев такой переход осуществляется в момент прекращения стадии наблюдения, после проведения первого собрания кредиторов. Частота использования двух реабилитационных процедур финансового оздоровления и внешнего управления же, по мнению С.В. Сарбаша, «…не может проиллюстрировать каких-то значительных сдвигов в сторону реабилитации должников. В подавляющем большинстве случаев возбуждение дела о банкротстве влечет ликвидацию должника» <1>. И с этим мнением сложно не согласиться.
———————————
<1> Сарбаш С.В. Финансовое оздоровление и внешнее управление // Несостоятельность (банкротство): Научно-практический комментарий новелл законодательства и практики его применения / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2010. С. 199.

Так, крайне затруднительным представляется переход в реабилитационные процедуры в случае наличия у должника — юридического лица высокого уровня просроченной долговой нагрузки, кратно превышающей стоимость принадлежащих ему активов, и наличия нескольких (как правило, более трех) «крупных» кредиторов, совместно контролирующих более 75 процентов общей задолженности должника.
Именно поэтому первое собрание кредиторов, созываемое временным управляющим должника по истечении срока процедуры наблюдения, зачастую принимает решение о начале процедуры конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего.
Однако на практике не редки ситуации, при которых действующие в собственном интересе кредиторы, которых мы условно в рамках настоящей статьи обозначили как «крупные», предлагают собранию кредиторов разные кандидатуры саморегулируемых организаций (далее — СРО) арбитражных управляющих и, соответственно, самих конкурсных управляющих, в результате чего отсутствует возможность утверждения единой кандидатуры СРО и конкурсного управляющего при отсутствии большинства голосов участвующих в собрании кредиторов.
Также кандидатуры СРО и конкурсного управляющего не могут быть выбраны в случае, если первое собрание кредиторов вообще не было проведено к моменту истечения срока наблюдения, что возможно как вследствие противоправных действий временного управляющего, так и по не зависящим от временного управляющего и кредиторов обстоятельствам: например, в случае неутверждения арбитражным судом мирового соглашения, подписанного кредиторами <2>.
———————————
<2> Данная ситуация отражена в деле N А41-34695/2014, рассматриваемом Арбитражным судом Московской области.

Независимо от того, было ли первым собранием кредиторов принято решение перейти к какой-либо процедуре и была ли выбрана кандидатура конкурсного управляющего, суд выносит одно из решений, предусмотренных статьей 52 Закона о банкротстве, в частности, назначает временного управляющего исполняющим обязанности конкурсного управляющего <3>.
———————————
<3> В силу абзаца 3 пункта 3 статьи 75 Закона о банкротстве.

На лицо, исполняющее обязанности конкурсного управляющего, судом возлагается обязанность провести собрание кредиторов для того, чтобы выбрать СРО арбитражных управляющих и определить требования к кандидатуре конкурсного управляющего. В Законе о банкротстве отсутствует указание на необходимость предложения конкретной кандидатуры конкурсного управляющего.
Так, указанной выше статьей Закона о банкротстве установлено, что «в случае, если… конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден… конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего».
На собрании кредиторов, проводимом в соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 75 Закона о банкротстве (далее — «другое собрание»), решение должно быть принято большинством голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
Если первое собрание состоялось и не признано несостоявшимся по формальным основаниям и при этом решение о СРО или кандидатуре управляющего не принято и будет приниматься на другом собрании, то такое другое собрание не считается повторным первым собранием.
Другое собрание кредиторов, формально не являясь первым собранием кредиторов, проводится по общим правилам, то есть при голосовании на нем залоговые кредиторы не имеют права голоса, что, на наш взгляд, нарушает баланс интересов сторон.
Такое «другое собрание», на котором принимается решение по вопросам, относимым к повестке первого собрания кредиторов, де-факто меняет соотношение голосов к конкурсной (имущественной) массе, лишая залоговых кредиторов права на выбор кандидатуры арбитражного управляющего, которое является важной гарантией контроля любого, в том числе и залогового, кредитора за сохранностью имущества должника до непосредственной реализации имущества.
С другой стороны, необходимо отметить логическую последовательность превалирующей в настоящий момент судебной практики относительно данного вопроса: ведь Законом о банкротстве не предусмотрено проведение нескольких собраний кредиторов в период процедуры банкротства-наблюдения.
Предусмотрено лишь проведение повторного собрания кредиторов в случае, «…если на созванном собрании кредиторов присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие менее чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов» <4>, <5>.
———————————
<4> В силу пункта 4 статьи 12 Закона о банкротстве.
<5> Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2010 N 07АП-10070/09 по делу N А03-1456/2009.

Таким образом, собрание, которое проведет лицо, исполняющее обязанности конкурсного управляющего, не будет повторным, если первое собрание состоялось (хотя не все вопросы, вынесенные на такое собрание, нашли свое решение) и не признано несостоявшимся <6>.
———————————
<6> Вывод подтверждается сложившейся судебной практикой, например Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 N 10АП-3319/2016 по делу N А41-64492/14.

Представляется, что решением данной коллизии могло бы стать закрепление в Законе о банкротстве безусловного права залоговых кредиторов голосовать по вопросам выбора СРО арбитражных управляющих и кандидатуры арбитражного управляющего вне зависимости от того, на каком собрании кредиторов принимается решение по данным вопросам.
Итак, каковы же правовые последствия утверждения исполняющего обязанности конкурсного управляющего?
1. Если первым собранием решение о кандидатуре или СРО не принято, суд выносит определение о том, что исполняющим обязанности конкурсного управляющего назначается временный управляющий, на которого возлагается обязанность провести собрание кредиторов для решения вопроса о выборе СРО и требований к конкурсному управляющему.
Так, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2011 г. N Ф02-740/11 по делу N А19-23565/09 собрание кредиторов должника, проведенное исполняющим обязанности конкурсного управляющего Полуэктовым М.Л., не приняло решения по вопросу о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой подлежал утверждению конкурсный управляющий, или о выборе кандидатуры конкурсного управляющего. Впоследствии судебное заседание по рассмотрению вопроса об утверждении конкурсного управляющего было отложено.
А Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2016 N Ф06-26539/2015 по делу N А55-27454/2014 «…суд обязал исполняющего обязанности конкурсного управляющего Самохвалову Ю.В. провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий должником».
2. Временный управляющий, занимающий должность конкурсного управляющего, исполняет все полномочия конкурсного управляющего.
Устаревшая судебная практика следовала буквальному толкованию положения Закона о банкротстве, в результате чего в середине нулевых годов преобладала практика ограничения полномочий исполняющего обязанности конкурсного управляющего только до прямо указанных в тексте нормы:
а) созыва собрания для выбора СРО и
б) сохранения положения должника, существовавшего до введения конкурсного производства.
Однако со временем стало понятно, что сохранить положение должника на уровне даты окончания процедуры наблюдения, не имея на то полномочий конкурсного управляющего или руководителя должника, исполняющему обязанности конкурсного управляющего представляется невозможным.
Результатом постепенного изменения судебной практики стало Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 N 168-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Камынина Андрея Эдуардовича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 3 статьи 60 и абзацем третьим пункта 3 статьи 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в котором судьями Конституционного Суда РФ отмечено, что «…в случае, если… конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден… конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего».
Впоследствии данный подход был поддержан арбитражным судами: в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 N 12АП-5915/2016 по делу N А57-17295/2014 приведено мнение суда о том, что исполняющий обязанности конкурсного управляющего не является конкурсным управляющим должника и, следовательно, не вправе требовать передачи ему бухгалтерской и иной документации, печатей, материальных и иных ценностей должника, что не является верным.
Судом отмечено, что «…поскольку законодательство о банкротстве не содержит указаний на иные полномочия лица, являющегося исполняющим обязанности конкурсного управляющего, то исполнение его обязанностей приравнено к обязанностям конкурсного управляющего должника (Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 1031-О)».
Изложенная оценка позиции довода представляется нам верной, так как из части 2 статьи 126 Закона о банкротстве следует, что с даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника, и конкурсный управляющий осуществляет весь объем полномочий, предусмотренных статьей 129 Закона о банкротстве, то есть осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
В случае отсутствия признания за исполняющим обязанности конкурсного управляющего компетенции и полномочий арбитражного управляющего складывается ситуация, при которой должник — юридическое лицо осуществляет свою деятельность без единоличного исполнительного органа, что прямо противоречит статье 53 ГК РФ.
Более того, если юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности исключительно через свои органы, следовательно, должник, в котором судом назначено лицо, исполняющее обязанности конкурсного управляющего, не имеет ни гражданских прав, ни гражданских обязанностей, что в любом случае противоречит учредительным документам должника и возникшим обязанностям по уплате денежных средств (долга) кредиторам, чьи права уже установлены в реестре требований кредиторов. Такая ситуация имеет внутренние логические противоречия и не может рассматриваться в качестве исключительно правовой коллизии норм, следовательно, она невозможна, так как обязанность уплатить долг не может прекратиться исключительно из-за отсутствия единоличного исполнительного органа у юридического лица.
3. По смыслу Закона о банкротстве нельзя возложить исполнение обязанностей конкурсного управляющего на иное, кроме временного управляющего, лицо, даже если временный управляющий ненадлежащим образом исполнял свои обязанности.
Представляется, что абзацем 3 пункта 3 статьи 75 Закона о банкротстве императивно определено, что исполнение обязанностей конкурсного управляющего может быть возложено на арбитражного управляющего, исполнявшего обязанности временного управляющего должника.
К данному выводу пришел и Арбитражный суд Московского округа, отметивший в Постановлении от 05.07.2016 N Ф05-6036/2015 по делу N А40-55638/2014, что, «…в связи с чем возложение судом исполнения обязанностей конкурсного управляющего на Кацера Е.И. (временным управляющим был не он. — Прим. К.А.) свидетельствует о нарушении положений Закона о банкротстве».
4. В случае отсутствия предложенных на первом собрании кредиторов кандидатур конкурсного управляющего, полномочия конкурсного управляющего возлагаются на временного, и вводится следующая процедура.
Законом о банкротстве не предусмотрено продление процедуры наблюдения на основании того, что первым собранием кредиторов не была согласована кандидатура конкурсного управляющего.
По смыслу пункта 1 статьи 52 Закона о банкротстве отсутствие возможности утвердить арбитражного управляющего одновременно с введением соответствующей процедуры банкротства не является препятствием для вынесения решения или определения арбитражного суда из числа перечисленных в данной статье.
В таких случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает его провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден соответствующий арбитражный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего <7>.
———————————
<7> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.06.2004 N Ф03-А51/04-1/1203.

Более того, по смыслу положений названной нормы права, исходя из ее буквального толкования, принятие решения о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, требует квалифицированного большинства голосов.
Однако, что может являться таким квалифицированным большинством голосов?
Судебная практика пошла по пути признания квалифицированным простого большинства голосов от числа внесенных в реестр кредиторов с учетом их доли в общей сумме требований к должнику, а не только присутствующих на собрании кредиторов.
Завершением рассмотрения данного вопроса стала публикация Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в пункте 7 которого указано, что «…судам следует принимать во внимание, что решения по указанным вопросам на проводимом на основании пункта 4 статьи 12 Закона повторном собрании кредиторов принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов» <8>.
———————————
<8> Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 октября 2015 г. N 20АП-4477/2015; Постановление девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2016 г. N 19АП-1135/2015.

Таким образом, Законом о банкротстве создан квазиорган юридического лица — должника, имеющий ограниченную компетенцию, ограниченные полномочия, дополнительные обязанности в виде обязанности созыва собрания для выбора СРО и сохранения положения должника, существовавшего до введения конкурсного производства, правовой статус которого, по сути, определяется складывающейся судебной практикой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Егорова М.А. Обязательное саморегулирование как институт частного права // Предпринимательское право. 2014. N 4. С. 10 — 17.
2. Рябинин А., Татлыбаев Б. Судебные расходы по делам о банкротстве: виды расходов и порядок взыскания // Банковское обозрение. Приложение «БанкНадзор». 2015. N 2. С. 18 — 21.
3. Шишмарева Т.П. Институт несостоятельности в России и Германии. М.: Статут, 2015. 332 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8565

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *