Критерии 1029

Содержание

ЦЕЛИ КЛАССИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Необходимость классификации объектов воздействия на атмосферный воздух по категориям установлена ст. 12 Закона от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с этой статьей классификация объектов воздействия на атмосферный воздух по категориям осуществляется для:

• государственного регулирования и управления в области охраны атмосферного воздуха;

• нормирования в области охраны атмосферного воздуха;

• учета в области охраны атмосферного воздуха;

• контроля (надзора) в области охраны атмосферного воздуха.

НА ЧТО ВЛИЯЕТ КАТЕГОРИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Срок действия разрешения на выбросы

В зависимости от категории воздействия объекта на атмосферный воздух определяется срок, на который выдаются разрешения на выбросы. Так, в соответствии с п. 6.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, срок действия разрешения на выбросы составляет:

• 5 лет — для заявителей, сведения о которых составляют государственные секреты, и заявителей, объекты воздействия на атмосферный воздух которых отнесены к 1–3-й категориям;

• 10 лет — для заявителей, объекты воздействия на атмосферный воздух которых отнесены к 4-й или 5-й категории.

Периодичность проведения инвентаризации выбросов

От категории воздействия на атмосферный воздух также зависит периодичность проведения инвентаризации выбросов. В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Инструкция о порядке инвентаризации выбросов) инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится разработчиками: для действующих стационарных источников выбросов один раз в:

• 4 года — для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к I категории;

• 5 лет — для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных ко II или III категории;

• 6 лет — для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к IV категории;

• 10 лет — для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к V категории.

Словарь

Разработчик — природопользователь либо проектная, научная или иная организация, предоставляющая услуги в области охраны окружающей среды и выполняющая по поручению природопользователя работы по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 Инструкции о порядке инвентаризации выбросов).

В соответствии с Инструкцией о порядке инвентаризации выбросов оценка категории объектов воздействия на атмосферный воздух и относительного показателя опасности объектов воздействия на атмосферный воздух является частью инвентаризации выбросов, результаты расчета категории объекта воздействия — частью акта инвентаризации (п. 1). Согласно Инструкции о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчет категории объекта воздействия на перспективу является частью проекта нормативов допустимых выбросов и используется при определении нормативов (п. 11).

ПРИМЕР РАСЧЕТА КАТЕГОРИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

База для расчета. Категория объекта воздействия на атмосферный воздух рассчитывается в соответствии с требованиями Инструкции о порядке отнесения объектов воздействия на атмосферный воздух к определенным категориям.

Критерии для расчета:

• количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, находящихся на объекте воздействия (далее — критерий C);

• значение относительного показателя опасности объекта воздействия (далее — критерий ПО);

• вероятность наступления на объекте воздействия событий, имеющих неблагоприятные последствия для качества атмосферного воздуха, возникновения техногенной и экологической опасности (далее — критерий Z);

• количество стационарных источников выбросов, находящихся на объекте воздействия;

• количество мобильных источников выбросов, находящихся на объекте воздействия;

• размер зоны воздействия исходя из значений расчетных приземных концентраций, создаваемых стационарными источниками выбросов в жилой зоне (далее — расчетная приземная концентрация).

Находим значения критериев

■ Критерий С

Рассчитывается по формуле:

где: n — количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, находящихся на объекте воздействия;

Мi — масса выброса i-го загрязняющего вещества, кг/год;

ПДКСС — значение среднесуточной предельно допустимой концентрации (ПДК) или ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) i-го загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест отдыха населения, мкг/м3;

ai — безразмерная константа, позволяющая соотнести степень воздействия i-го загрязняющего вещества с воздействием загрязняющего вещества третьего класса опасности. Имеет следующие значения:

• 1,7 — для загрязняющих веществ 1-го класса опасности;

• 1,3 — для загрязняющих веществ 2-го класса опасности;

• 1,0 — для загрязняющих веществ 3-го класса опасности;

• 0,9 — для загрязняющих веществ 4-го класса опасности;

• 1,2 — для загрязняющих веществ, которым не установлен класс опасности.

Все значения вносим в таблицу расчета категории объекта воздействия на атмосферный воздух: ПДКСС — в графу 4, ai — 7, критерия С — 9 (см. табл. 1).

■ Критерий ПО

Этот критерий рассчитываем по формуле:

где n — количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, находящихся на объекте воздействия;

Mi — масса выброса i-го загрязняющего вещества, т/год;

ПДКСГ — значение среднегодовой ПДК или ОБУВ i-го загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест отдыха населения (мкг/м3).

Значения вносим в таблицу расчета категории объекта воздействия на атмосферный воздух: ПДКСГ — в графу 5, критерий ПО — в графу 10 (см. табл. 1).

■ Критерий Z

Определяется согласно Инструкции по определению объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность, условно уязвимых в диверсионном отношении, в которой приведен перечень объектов по степени опасности.

Документом установлены две категории опасности объектов — особо опасные (2 балла) и опасные (1 балл). В нашем случае предприятие относится к иным объектам воздействия, т.е. не опасным (0 баллов).

■ Расчетная приземная концентрация

Определение значений расчетных приземных концентраций основывается на величинах согласно приложению 1 к Инструкции о порядке отнесения объектов к категориям, рассчитанных в долях ПДК или ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест отдыха населения без учета фоновых концентраций по отдельным веществам и (или) группам загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (п. 6).

Результаты расчетов приземной концентрации можно взять из акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ.

Определяем категорию воздействия

Для этого необходимо рассчитать условные баллы К1 и К2. К1 рассчитывается по формуле:

где: А1 — число условных баллов, определяемое в зависимости от значения критерия С;

А2 — число условных баллов, определяемое в зависимости от значения относительного показателя опасности объекта воздействия ПО;

А3 — число условных баллов, определяемое в зависимости от значения критерия Z;

А4 — число условных баллов, определяемое по количеству стационарных источников выбросов;

А5 — число условных баллов, определяемое по количеству мобильных источников выбросов.

Граничные показатели коэффициентов Аi для определения категории объектов воздействия на атмосферный воздух представлены в табл. 2.

Рассчитываем значения:

А1 = 1, т.к. С = 0,004450;

А2 = 1, т.к. ПО = 0,015933;

А3 = 0, т.к. объект не может быть отнесен к категории опасных или особо опасных объектов;

А4 = 0, т.к. количество стационарных источников — 1;

А5 = 0, т.к. мобильные источники отсутствуют.

И вносим в табл. 3.

К2 рассчитывается по формуле:

где В1 — количество загрязняющих веществ и (или) групп загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия, по которым расчетная приземная концентрация превышает 1;

В2 — количество загрязняющих веществ и (или) групп загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия, по которым расчетная приземная концентрация находится в диапазоне от 0,8 до 1;

В3 — число условных баллов, определяемое в зависимости от размера зоны воздействия, отвечающих граничным показателям (см. табл. 4).

Рассчитаем значения К1 и К2, исходя из данных, представленных в табл. 3 и 4:

В соответствии с п. 7 Инструкции о порядке отнесения объектов к категориям значения расчетных приземных концентраций и значения К2 не рассчитываются и приравниваются к нулю в случаях, когда:

  • значение условных баллов К1 менее 6;
  • значение условных баллов К1 более 6, но менее 10 и относительный показатель опасности объекта воздействия менее 0,1.

В нашем случае значение условных баллов К1 меньше 6, поэтому расчет рассеивания не проводится. Значит, К2 = 0.

Категория объектов воздействия определяется на основании суммы условных баллов К1 и К2 (см. табл.5).

По рассчитанному значению К1 = 3 и К2 = 0, сумма условных баллов = 3, (см. табл. 5).

По результатам расчетов предприятие относится к V категории воздействия на атмосферный воздух.

В ред. от 13.07.2016.

Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 42.

Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 43.

Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.05.2009 № 30 (далее — Инструкция о порядке отнесения объектов к категориям).

Приложение 1 «Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе» к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.11.2016 № 113 (в ред. от 09.01.2018).

Приложение 2 «Нормативы ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения» к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.11.2016 № 113 (в ред. от 09.01.2018).

Утверждена постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21.07. 2003 № 29.

Приложение 2 к Инструкции о порядке отнесения объектов к категориям.

Там же.

Там же.

Минприроды РФ предложило скорректировать критерии объектов НВОС.
05.10.2018 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минприроды РФ размещен Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029» (далее — Проект).

Проектом предусматривается внести значительные изменения в существующие Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии, НВОС), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. N 1029.

1) Проектом предлагается уточнить виды производственной деятельности, позволяющие отнести объекты НВОС к I и II категории.

— Реклама —

2) В дополнение к существующим Критериям, Проектом планируется относить к III категории объекты НВОС, использующие:
— участки недр, предоставленные в пользование в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 г. N 2395−1 «О недрах»;
— водные объекты, предоставленные в пользование в соответствии с Водным кодексом РФ.

3) К IV категории Проектом планируется относить, в том числе, объекты, на которых отсутствуют выбросы и сбросы вредных (загрязняющих) веществ.

Проект подготовлен Минприроды РФ и направлен на устранение существующих спорных ситуаций при постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС.

В случае принятия Проекта:
— абсолютно все объекты, эксплуатируемые хозяйствующими субъектами, должны быть поставлены на государственный учет;
— будет исключено наличие «не учтенных» объектов, не подпадающих под действие Критериев;
— может потребоваться пересмотр категорий, для объектов НВОС, уже имеющих свидетельства о постановке на государственный учет.

Организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это юридические лица, которые в силу специфики своей деятельности и экономических показателей имеют особые обязательства по отношению к обороне. Они выполняют мероприятия по ГО за свой счет и силами работающих.

Основные положения

Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:

  • организовывать и вести работу по гражданской обороне;
  • быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.

Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:

  • сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
  • умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
  • обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
  • ограничение масштабов бедствия или катастрофы.

Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:

  • планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
  • готовиться к работе в военное время;
  • обучать работников.

ВАЖНО! Дополнительные обязанности накладывает отнесение организаций к категориям по гражданской обороне. В том числе и финансовые — мероприятия по ГО и ЧС такие юрлица проводят за свой счет (п. 4 ст. 18 ФЗ № 28).

Классификация по гражданской обороне

В соответствии с правилами правительства РФ (постановление № 804 от 16.08.2016), законодатель определил категории организаций по ГО и ЧС, которые подразделяются на 3 группы:

  • особой важности;
  • первая категория;
  • вторая категория.

Для определения категории объектов по ГО используют следующие критерии:

  • показатели роли в экономике и обороне государства и региона;
  • наличие мобилизационного заказа (задания);
  • степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
  • местоположение предприятия;
  • наличие уникальных историко-культурных объектов.

Ранжирование предприятий по гражданской обороне производится:

  • федеральными органами исполнительной власти;
  • государственными корпорациями;
  • государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Показатели категорирования устанавливает и согласовывает с заинтересованными госорганами, корпорациями и компаниями МЧС РФ (п. 4 постановления № 804). Статус присваивается по наивысшему показателю организации и ее обособленных подразделений независимо от месторасположения. Перечень организаций уточняется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 10 постановления № 804).

ВАЖНО! МЧС самостоятельно сообщает предприятиям о внесении их в перечень и какова категория объекта по гражданской обороне. Информация поступает в течение месяца со дня обновления.

Как уточнить статус ГО

Перечислим перечень ограничений, с которыми вы столкнетесь, решив самостоятельно ответить на вопрос, как узнать категорию по ГО и ЧС для своего предприятия:

  • перечень таких предприятий закрыт, он содержит военную тайну;
  • список не опубликован на сайте МЧС или субъекта РФ;
  • МЧС координирует и проводит категоризацию на основе постановления № 804, методических рекомендаций № 2-4-71-69-11 от 11.11.2016 (письмо ГУ МЧС России по г. Москве № 817-1-1-8 от 22.06.2017);
  • министерства и ведомства после обновления списков категорированных предприятий в течение месяца доводят их до органов исполнительной власти субъектов.

Вот несколько шагов, как определить категории по гражданской обороне организаций:

Шаг 1. Подготовьте письменный запрос в произвольной форме.

Шаг 2. Направьте его в отдел мобилизационной подготовки администрации вашего города или района.

Шаг 3. В течение месяца вам придет ответ, несет ли ваше предприятие дополнительные обязанности по гражданской обороне.

Обязанности категорированных МЧС юрлиц

От статуса предприятия зависит работа многих служб и систем. Организации с категорией по ГО создают и поддерживают в готовности:

  • нештатные формирования для выполнения мероприятий по ГО (приказ МЧС № 701 от 18.12.2014);
  • внештатные аварийно-спасательные формирования — организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (приказ МЧС России № 999 от 23.12.2005);
  • локальные системы оповещения — организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (постановление правительства РФ № 178 от 01.03.1993 и методические рекомендации МЧС № б/н от 24.12.2002);
  • запасы продовольственных, материально-технических, медицинских и иных средств (постановление правительства № 379 от 27.04.2000).

Такие организации имеют специальный штат работников:

Численность работающих Количество освобожденных работников ГО, человек
До 1000 человек 1
От 1000 до 5000 человек Не менее 2
От 5000 и более человек Не менее 4

ВАЖНО! Руководитель и сотрудники, ответственные за ГО, проходят дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение по ГО один раз в пять лет. Организации, не отнесенные к категориям по ГО, имеют меньше требований к работе служб ГО и ЧС на своей территории. По мере развития предприятия этот статус корректируется.

Охрана земель


Перейти к следующей статье

В наследство от двадцатого столетия двадцать первому веку достался огромный багаж экологических проблем.

Охрана природы Земли, единственной обитаемой планеты Солнечной системы, превратилась в главную задачу, решаемую человечеством.

Добиться прежних основных целей, включая рост благосостояния населения, в условиях экологического неблагополучия невозможно.

Весомой частью работы, направленной на сохранение окружающей среды, является максимально бережное расходование ресурсов ─ ресурсосбережение.

В отличие от других ресурсов, которые могут быть восполняемыми или, будучи не восполняемыми, по мере развития технологий имеют тенденцию к увеличению запасов (например, запасы ряда видов минерального сырья растут на фоне роста возможностей геологоразведки и обогащения полезных ископаемых), земельные ресурсы остаются величиной постоянной, сколь бы стремительно не наращивала свои возможности наука. Эпоха великих географических открытий, сопровождавшаяся появлением новых территорий, уже не повторится, а увеличивать площадь суши, осушая морское дно, безумно дорого. Поэтому сегодня земельные ресурсы и охрана земель неразрывно связаны между собой.

Охрана земель и охрана окружающей среды

Как будет «расшифровано» понятие «охрана земель» зависит от того, каким значением наделить слово «земля». Если истолковывать его узко, как синоним существительного «почва», тогда под охраной земель понимается охрана поверхности земли.

Более широкий взгляд на землю, как в «ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84) — Государственный стандарт Союза ССР. Земли. Термины и определения» ─ нормативном документе, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор не отмененном, ─ делает методы и формы охраны земель более универсальными.

Если, подобно этому стандарту, рассматривать землю как важнейшую часть окружающей природной среды, характеризующуюся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющуюся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства, задачи охраны земель становятся значительно масштабнее. Для их решения уже недостаточно проводить только мероприятия по охране поверхности земли, требуется осуществлять планирование использования и охраны земель, куда войдут охрана недр земли, подземных вод, растительности (например, лесов, если речь идет о лесных участках) и т. д. Т. е. в данном случае имеет место не просто охрана земель, а и окружающей среды в целом.

Использование и охрана недр земли, лесов, водных объектов, животного мира, атмосферного воздуха и иных природных ресурсов регулируют соответственно законодательства о недрах, лесное, водное, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании других природных ресурсов. К земельным отношениям нормы этих отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Правовое регулирование охраны земель

Земля как природный объект и природный ресурс и земельные участки как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю одновременно являются объектами земельных отношений.

Действия, направленные на охрану земель, должны опираться не только на достижения науки и технологий, но и на четко структурированную и продуманную совокупность законодательных мер, устанавливающих права и обязанности по отношению к земле всех участников земельных отношений.

В противном случае любые меры по охране земель, не сформированные в единую систему, останутся разрозненными и в силу этого не приносящими реальной пользы.

Для обозначения правовых основ охраны земель иногда применяют не совсем официальный с точки зрения нормативной документации термин ─ «правовая охрана земель».

Земельное право и охрана земель конечно не одно и то же, но понятия в значительной степени пересекающиеся. Законодательство в области охраны земель ─ составная часть земельного законодательства.

Важнейшим нормативным правовым актом, лежащим в его основе, является Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ).

Учитывая, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами» (статья 3 «Отношения, регулируемые земельным законодательством» ЗК РФ), можно говорить, что главный предмет регулирования земельных отношений ─ рациональное использование и охрана земель и все, что с этим связано.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится:

  • управление использованием и охраной земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • государственное управление в области осуществления мониторинга земель;
  • осуществление государственного земельного надзора.

Разработка и реализация соответствующих региональных программ, использование и охрана земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации, ─ это часть полномочий субъектов РФ в области земельных отношений. А в перечень полномочий органов местного самоуправления входят разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также решение вопросов местного значения в данной области.

Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, только если это не наносит ущерб окружающей среде. Осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов ─ одна из обязанностей по использованию земельных участков их собственников и лиц, не являющихся собственниками.

Ненадлежащее использование земельного участка, а именно невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по их улучшению и охране почв, может послужить основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Цели и содержание охраны земель

В ЗК РФ цели охраны земель формулируются следующим образом:

  • предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на них;
  • обеспечение рационального использования земель, в т. ч. для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В Статье 13 » охраны земель» ЗК РФ установлено, что все участники земельных отношений обязаны проводить мероприятия по охране земель. В перечень этих мероприятий входят:

  • сохранение плодородия почв;
  • защита земель от различных видов эрозии (водной, ветровой), а также иных деструктивных явлений, вызывающих деградацию земель, ─ селей, подтоплений, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, отходами производства и потребления и проч.;
  • охрана земель сельскохозяйственного назначения;
  • ликвидация последствий загрязнений;
  • сохранение достигнутого уровня мелиорации;
  • рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, своевременное вовлечение в оборот;
  • сохранение плодородия почв при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота. А для повышения заинтересованности участников земельных отношений в сохранении и восстановлении плодородия почв и защите земель ─ экономическое стимулирование охраны земель.

Охрана сельскохозяйственных земель и охрана земель лесного фонда

Огромное значение для развития экономики и обеспечения продовольственной безопасности страны имеет охрана сельскохозяйственных земель. Сельскохозяйственные угодья ─ пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями ─ имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Виды, источники и причины загрязнения окружающей природной среды

Загрязнение — это введение загрязняющих веществ в окружающую природную среду, которые вызывают неблагоприятные изменения. Загрязнение может принимать форму химических веществ или энергии, такой как шум, тепло или свет. Компонентами загрязнения, могут быть либо чужеродные вещества/энергия, либо природные загрязнители.

Загрязнение воздуха

Хвойный лес после кислотного дождя

Дым из дымоходов, заводов, транспортных средств или от сжигания древесины и угля делают воздух токсичным. Очевидны также последствия загрязнения воздуха.

Выброс диоксида серы и опасных газов в атмосферу вызывает глобальное потепление и кислотные дожди, которые, в свою очередь, повышают температуру, провоцируя чрезмерные осадки или засухи во всем мире, и усложняет жизнь животных.

Мы также дышим каждой загрязненной частицей из воздуха и в результате увеличивается риск астмы, и рака лёгких.

Загрязнение воды

Загрязнение водных ресурсов стало причиной потери многих видов флоры и фауны Земли. Это произошло из-за того, что промышленные отходы, сбрасываемые в реки и другие водные объекты, вызывают дисбаланс в водной среде, что приводит к серьезному загрязнению и смерти водных животных и растений.

Кроме того, распыление инсектицидов, пестицидов (таких как ДДТ) на растения, загрязняют систему подземных вод. Разливы нефти в океанах, повлекли за собой значительный ущерб водным объектам.

Эвтрофикация в реке Потомак, США

Эвтрофикация — еще одна важная причина загрязнения воды. Происходит из-за необработанных сточных вод и смыва удобрений с почвы в озера, пруды или реки, из-за которых химические вещества проникают в воду и препятствуют проникновению солнечных лучей, тем самым сокращая количество кислорода, и делая водоем непригодным для жизни.

Загрязнение водных ресурсов вредит не только отдельным водным организмам, но и всей пищевой цепи, и серьезно влияет на людей, зависящих от пресной воды. В некоторых странах мира, из-за загрязнений воды, наблюдаются вспышки холеры и диареи.

Загрязнение почвы

Эрозия почвы

Этот вид загрязнения происходит когда в почву попадают вредные химические элементы, как правило, вызван деятельностью человечества.

Инсектициды и пестициды всасывают соединения азота из почвы, после чего она становится неподходящей для роста растений. Промышленные отходы, добывание полезных ископаемых и обезлесение также негативно воздействуют на почву.

Поскольку растения не могут произрастать необходимым образом, они не способны удерживать почву, в следствии чего образуется эрозия.

Шумовое загрязнение

Это загрязнение появляется, когда неприятные (громкие) звуки из окружающей среды воздействуют на органы слуха человека и приводят к психологическим проблемам, включая напряжение, повышенное давление, нарушение слуха и т.д. Оно может быть вызвано промышленным оборудованием, самолетами, автомобилями и т.д.

Радиоактивное загрязнение

Это очень опасный вид загрязнений, он происходит из-за сбоев в работе атомных электростанций, неправильного хранения ядерных отходов, несчастных случаев и т. д. Радиоактивное загрязнение может вызвать раковые заболевание, бесплодие, потерю зрения, врожденные дефекты; оно способно сделать почву неплодородной, а также негативно воздействует на воздух и воду.

Световое загрязнение

Световое загрязнение планеты Земля

Световое загрязнение происходит из-за заметного избыточного освещения области.

Оно распространено, как правило, в больших городах, особенно от рекламных щитов, в спортивных залах или развлекательных заведениях в ночное время.

В жилых районах световое загрязнение сильно влияет на жизнь людей. Оно также препятствует астрономическим наблюдениям, делая звезды почти невидимыми.

Термическое/тепловое загрязнение

Термическое загрязнение — это ухудшение качества воды любым процессом, который изменяет температуру окружающей воды. Главной причиной теплового загрязнения является использование воды в качестве хладагента электростанциями и промышленными предприятиями.

Когда вода, используемая в качестве хладагента, возвращается в естественную среду при более высокой температуре, изменение температуры снижает подачу кислорода и влияет на состав экосистемы.

Рыбы и другие организмы, адаптированные к определенному температурному диапазону, могут быть убиты резким изменением температуры воды (или быстрым увеличением или снижением).

Тепловое загрязнение обусловлено избыточным теплом в окружающей среде, создающим нежелательные изменения в течение длительных периодов времени.

Это происходит из-за огромного количества промышленных предприятий, обезлесения и загрязнения воздуха.

Тепловое загрязнение увеличивает температуру Земли, вызывая резкие климатические изменения и исчезновение видов дикой природы.

Визуальное загрязнение

Визуальное загрязнение, Филиппины

Визуальное загрязнение является эстетической проблемой и относится к последствиям загрязнений, которые ухудшают способность наслаждаться окружающим миром. Оно включает: рекламные щиты, открытые хранилища мусора, антенны, электрические провода, здания, автомобили и т.п.

Переполненность территории большим количеством объектов вызывает визуальное загрязнение. Такое загрязнение способствует рассеянности внимания, усталости глаз, потере идентичности и т.д.

Пластиковое загрязнение

Пластиковое загрязнение, Индия

Включает в себя накопление пластмассовых изделий в окружающей среде, которые оказывают неблагоприятное воздействие на дикую природу, среду обитания животных или людей. Пластмассовые изделия являются недорогими и долговечными, что сделало их очень популярными среди людей. Однако этот материал очень медленно разлагается.

Пластиковое загрязнение может неблагоприятно влиять на почву, озера, реки, моря и океаны. Живые организмы, особенно морские животные, запутываются в пластмассовых отходах или страдают от воздействия химических веществ в пластмассе, которые вызывают перебои в биологических функциях.

На людей также влияет пластиковое загрязнение, вызывая гормональный сбой.

Система экономических методов регулирования негативного воздействия на окружающую среду. Виды негативного воздействия на окружающую среду

Системаэкономических методов регулированиянегативного воздействия на окружающуюсреду:

1.Установление платы за негативноевоздействие на окружающую среду.

2.Установление лимитов на выбросы и сбросызагрязняющих веществ, на размещениеотходов производства и др. виды негативноговоздействия на окружающую среду.

3.Проведение экономической оценкивоздействия хозяйственной деятельностина окружающую среду.

4.Возмещение ущерба, причинённогоокружающей среде.

Видынегативного воздействия на среду:

1)Выбросы в атмосферу и воздух загрязняющихвеществ

2)Сбросы загрязняющих веществ в водныеобъекты

3)Загрязнение почв

4)Размещение отходов производства

5)Загрязнение окружающей среды шумом идругими видами физических воздействий

6)Загрязнение недр

66.Экологический мониторинг и экологический контроль

Экологическиймониторинг

Осуществляетсяв соответствии с федеральнымзаконодательством и законодательствомсубъектов РФ.

Экологическиймониторинг осуществляет федеральнаяслужба по гидро – метеорологии имониторингу.

Также экологический мониторинг долженосуществлять сам недропользователь.

Экологическийконтроль

1)Государственный контроль – осуществляетсяфедеральной службой по экологическому,технологическому и атомному надзору.

2) Производственныйконтроль – непосредственно субъектомхозяйственной деятельности и в т.ч.недропользователем.

3)Муниципальный и общественный контроль– соответствующими организациями игражданами.

Контрольи надзор в недропользовании осуществляютследующие службы:

  1. федеральная служба по надзору в сфере природопользования

а) геологическоеизучение и рациональное использованиеи охрана недр

б) рациональноеиспользование минеральных и живыхресурсов континентального шельфа

2) федеральнаяслужба по экологическому, технологическомуи атомному надзору

а) безопасноеведение работ, связанные с пользованиемнедрами

б) горноспасательнымиработами в части, касающейся состоянияготовности подразделений военизированныхгорноспасательных частей к ликвидацииаварий на обслуживаемых объектах.

Экологическиймониторинг

Этосистема повторных, целенаправленныхнаблюдений за одним или более элементамиокружающей природной среды в пространствеи времени по научно обоснованнымпрограммам наблюдений, проводимая дляоценки и прогноза изменений всостоянииокружающей среды (ОС), с целью выделенияантропогенной составляющей этихизменений на фоне природных процессов. Обычно проводится локальныйэкомониторинг за отдельными объектамиприродной среды или промышленногопредприятия и прилегающими к немутерриториями, например, в санитарно-защитнойзоне предприятия. Результаты мониторингапозволяют обеспечить такую стратегиюуправления предприятием, при которойконцентрация основных загрязняющихвеществ антропогенной деятельностипредприятия не выходит за допустимыепределы (ПДК).

Предмет и источники земельного права. Соотношение земельного права с другими отраслями права

Земельноеправо регулирует отношения, связанныеи использованием, распределением иохраной земель(предмет)

ИсточникиЗП:

  1. конституция РФ

  2. земельный кодекс

  3. ФЗ «Об обороте земель с\х назначения»

ФЗ «О гос. Зем.кадастре»

ФЗ «О гос. Регистрацииправ на недвижимое имущество и сделокс ним».

Ст.72 К «совместноеведение субъектов РФ по вопросамземельных отношений»

Ст.9 К «земля может находиться в частной,муниципальной, государственной и др.видах собственности»

Земельное правоимеет тесную связь с конституционнымправом, нормы которого определяют основополагающие принципы всех отраслейправовой системы.

Также имеется связьс административным правом, в сфереуправления земельным фондом, привлечениюк административной ответственностивиновных в нарушении земельногозаконодательства.

Тесная связь существуетмежду земельным правом, с одной стороны,водным, горным (недренным) и леснымправом, с другой стороны.

Особая связь уземельного права с гражданским, котороемы рассмотрим более подробно. Эта связьпредопределяется общностьюсоциально-экономической природыземельных и гражданских отношений.

Фундамент этих отношений зиждется навещных правах на землю (прежде всегоправе собственности), их общность посвоему характеру является имущественной,ибо именно здесь сильнее всего проявляетсясоприкосновение земельного права игражданского.

Право на земельный участоктесно связано с правом на плоды, приносимыеею, насаждения, строения на земельныхучастках. Это проявляется в правеограниченного пользования чужимучастком, в возмещении убытков, причиненныхнарушением земельного законодательства.

В самом земельном законодательствеочень много норм, как регулирующихгражданские правоотношения, так иотсылающих к нему. Так же немало норм ив гражданском законодательстве,регулирующих имущественные правоотношенияна землю.

Например, Гражданским кодексомземельные участки отнесены к недвижимомуимуществу (п.1 ст.130). уже одно этопредполагает, что их оборотоспособностьпредполагает наличие у граждан самыхразнообразных вещных и обязательственныхправ на указанные земельные участки.

Но в то же времяследует отметить, что земля и другиеприродные ресурсы могут отчуждатьсяили переходить от одного лица к другомуиными способами лишь в той мере, в какойих оборот допускается законами о землеи других природных ресурсах (п.3 ст.129ГК).

В самом текстенового Земельного кодекса очень многоссылок на гражданское законодательство.

Например, принцип единства судьбыземельных участков и прочно связанныхс ними объектов, которые следуют судьбеземельных участков, за изъятиями,установленными федеральными законами(ст. 1 ЗК).

Тесная связь и в определенииобъема вещных прав на землю и их субъектов.Например, понятие права постоянного(бессрочного) пользования дано как вгражданском, так и в земельном кодексе.

Однако в земельном кодексе четко очерченкруг субъектов, которым это право можетбыть предоставлено. В данном случае, всоответствии со ст. 20 ЗК, это могут бытьтолько государственные и муниципальныеучреждения, федеральные казенныепредприятия, а также органы государственнойвласти и органы местного самоуправления.

Понятие правапожизненного наследуемого владенияприводится как в гражданском кодексе(ст. ст. 216, 265 ГК), так и Земельном кодексе,но последний четко говорит о том, данныйвид права хотя и сохраняется, тем неменее, больше в пожизненное наследуемоевладение земля гражданам не предоставляется(ст. 21 ЗК).

Однако в земельномкодексе четко очерчен круг субъектов,которым это право может быть предоставлено.В данном случае, в соответствии со ст.20 ЗК, это могут быть только государственныеи муниципальные учреждения, федеральныеказенные предприятия, а также органыгосударственной власти и органы местногосамоуправления.

Понятие правапожизненного наследуемого владенияприводится как в гражданском кодексе(ст. ст. 216, 265 ГК), так и Земельном кодексе,но последний четко говорит о том, данныйвид права хотя и сохраняется, тем неменее, больше в пожизненное наследуемоевладение земля гражданам не предоставляется(ст. 21 ЗК).

68.Состав земель.Право собственности на землю.(ст.7 ЗК)

1.Деление земельпо целевому назначению на различныекатегории земель:

  1. с\х назначения

  2. поселений

  3. промышленности, транспортировки и иного специального назначения, в т.ч. земли для нужд недропользования

  4. особоохраняемые земли

  5. земли лесного фонда

  6. земли водного фонда

  7. земли запаса

2.Земли используютсяв соответствии с установленным для нихцелевым назначением.

Правовой режимземель определяется исходя из ихпринадлежности к той или иной категориии разрешенного использования всоответствии с зонированием территорий,общие принципы и порядок проведениякоторого устанавливаются федеральнымизаконами и требованиями специальныхфедеральных законов.

Любойвид разрешенного использования изпредусмотренных зонированием территорийвидов выбирается самостоятельно, бездополнительных разрешений и процедурсогласования. 3.

Вместах традиционного проживания ихозяйственной деятельности коренныхмалочисленных народов РоссийскойФедерации и этнических общностей вслучаях, предусмотренных федеральнымизаконами, законами и иными нормативнымиправовыми актами субъектов РоссийскойФедерации, нормативными правовымиактами органов местного самоуправления,может быть установлен особый правовойрежим использования земель указанныхкатегорий.

Статья 15.Собственность на землю граждан июридических лиц 1.

Собственностью граждан и юридическихлиц (частной собственностью) являютсяземельные участки, приобретенныегражданами и юридическими лицами пооснованиям, предусмотреннымзаконодательством Российской Федерации. 2.

Граждане и юридическиелица имеют право на равный доступ кприобретению земельных участков всобственность.

Земельные участки,находящиеся в государственной илимуниципальной собственности, могутбыть предоставлены в собственностьграждан и юридических лиц, за исключениемземельных участков, которые в соответствиис настоящим Кодексом, федеральнымизаконами не могут находиться в частнойсобственности. 3.Иностранные граждане, лица без гражданстваи иностранные юридические лица не могутобладать на праве собственностиземельными участками, находящимися наприграничных территориях, переченькоторых устанавливается ПрезидентомРоссийской Федерации в соответствии сфедеральным законодательством оГосударственной границе РоссийскойФедерации, и на иныхустановленных особо территорияхРоссийской Федерации в соответствии сфедеральными законами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *