КПП грузополучателя в счет фактуре

Реализация через ОП

Основные вопросы касаются оформления счетов-фактур.

По порядку рассчитайся

Одним из обязательных реквизитов счета-фактуры является порядковый номерподп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ. Номера счетов-фактур обособленных подразделений должны содержать через разделительный знак «/» индекс, присвоенный подразделению.

До 1 октября 2014 г. Правилами заполнения счетов-фактурПостановление Правительства от 26.12.2011 № 1137 было установлено, что счета-фактуры, выставленные ОП, должны содержать разделительную черту, но не было разъяснено, какую именно. Поэтому можно было использовать любой разделительный знак. Но с 1 октября в Правила внесены уточненияПостановление Правительства от 30.07.2014 № 735. Теперь номера счетов-фактур, выставляемых ОП, должны содержать именно такой разделительный знак — «/».

ОП может нумеровать счета-фактуры следующим образом:

  • <если>организация и ОП ведут учет обособленно (в автономных бухгалтерских программах) — счетам-фактурам ОП и ГП присваиваются свои порядковые номераабз. 3 подп. «а» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 (далее — Правила); Письмо Минфина от 11.10.2013 № 03-07-09/42466;
  • <если>ОП и ГП работают в одной бухгалтерской программе с удаленным доступом — можно вести сквозную нумерацию всех счетов-фактур.

Хотя на самом деле отсутствие разделительной черты в номере счета-фактуры, выставленного ОП, не является нарушением и не должно послужить основанием для отказа в вычете покупателюабз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ; Письмо Минфина от 11.10.2013 № 03-07-09/42466.

Правильно заполняем реквизиты

Подразделения выставляют счета-фактуры от имени организации.

Продавец ООО «Твист-сити»Указывается наименование самой организацииподп. «в», «г», «д» п. 1 Правил; Письма Минфина от 03.04.2012 № 03-07-09/32, от 26.01.2012 № 03-07-09/03 (2)
Адрес г. Москва, ул. Вятский Вал, д. 7Указывается юридический адрес самой организацииподп. «в», «г», «д» п. 1 Правил; Письма Минфина от 03.04.2012 № 03-07-09/32, от 26.01.2012 № 03-07-09/03 (2a)
ИНН/КПП продавца 7713245678Указывается ИНН самой организацииподп. «в», «г», «д» п. 1 Правил; Письма Минфина от 03.04.2012 № 03-07-09/32, от 26.01.2012 № 03-07-09/03/690101001Указывается КПП ОПподп. «д» п. 1 Правил; Письмо Минфина от 04.07.2012 № 03-07-14/61 (2б)

Грузоотправитель и его адрес ОП «Тверское», г. Тверь, ул. Макарова, д. 21Указывается наименование ОП и его адресподп. «д» п. 1 Правил; Письмо Минфина от 04.07.2012 № 03-07-14/61 (3)

Если в строках 2 и 2а счета-фактуры будут указаны наименование ОП и его адрес, то у покупателя могут возникнуть споры с налоговиками относительно вычета по такому счету-фактуре, ведь ОП не является плательщиком НДС.

Но даже в этом случае по ИНН организации налоговики могут идентифицировать продавца, поэтому отказать покупателю в вычете НДС не вправеПостановление ФАС СКО от 20.04.2011 № А53-12954/2010.

Выставили счет-фактуру: кто подпишет?

В счете-фактуре, выставляемом ОП, вместо генерального директора и главного бухгалтера расписываются уполномоченные на это сотрудники (например, руководитель ОП, заместитель главного бухгалтера (бухгалтер) и т. п.)п. 6 ст. 169 НК РФ; Письмо Минфина от 23.04.2012 № 03-07-09/39. Такое право предоставляется на основании:

  • <или>приказа руководителя организации;
  • <или>доверенности, выдаваемой от имени организации.

Отражаем НДС от реализации в учете

ОП, выделенное на отдельный баланс, при реализации товаров (работ, услуг) делает следующие записи.

Дт Кт
В учете ОП
Отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг) 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 90 «Продажи», субсчет «Выручка»
Списана себестоимость реализованных товаров (работ, услуг) 90, субсчет «Себестоимость» 41 «Товары»
Начислен НДС 90, субсчет «НДС» 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «НДС»
Сумма начисленного НДС передана в ГП 68, субсчет «НДС» 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по текущим операциям»
В учете ГП
Принята от ОП сумма начисленного НДС 79, субсчет «Расчеты по текущим операциям» 68, субсчет «НДС»

Если же ОП не выделено на отдельный баланс, то учет всех операций ведет бухгалтерия ГП в обычном порядке на основании документов, представленных обособленным подразделением.

Приобретаем имущество, работы, услуги через ОП

Проверяем полученный счет-фактуру

Ведь от правильности его заполнения будет зависеть судьба НДС-вычета.

Грузополучатель и его адрес ОП «Тверское», г. Тверь, ул. Макарова, д. 21Если получателем груза является ОП, то в этой строке указывается его наименование и адрес местонахожденияПисьмо Минфина от 13.04.2012 № 03-07-09/35 (4)
К платежно-расчетному документу № 177 от 18.06.2014 (5)
Покупатель ООО «Твист-сити»Указывается наименование организации. Если же в строке 6 будут указаны реквизиты ОП, то возможен отказ в получении вычета НДС по такому счету-фактуре и отстаивать вычет придется в судеподп. «и», «к» п. 1 Правил (6)
Адрес г. Москва, ул. Вятский Вал, д. 7Указывается юридический адрес организации. Если же в строке 6а будут указаны реквизиты ОП, то возможен отказ в получении вычета НДС по такому счету-фактуре и отстаивать вычет придется в судеподп. «и», «к» п. 1 Правил (6а)
ИНН/КПП покупателя 7713245678Указывается ИНН организации/690101001Указывается КПП ОППисьмо Минфина от 24.07.2013 № 03-07-09/29204 (6б)

Отражаем входной НДС

Если учет операций ОП ведется централизованно, то документы на поставку передаются в ГП и на их основании в учете делаются записи. А вот если ОП выделено на отдельный баланс, то в его учете отражаются следующие записи.

Дт Кт
В учете ОП
Поступили товары (работы, услуги) 10 «Материалы», 41 «Товары», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Отражен НДС, предъявленный поставщиком 19 «НДС по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Принят к вычету НДС 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «НДС» 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Сумма НДС передана из ОП в ГП 79 «Внутрихозяйственные расходы», субсчет «Расчеты по текущим операциям» 68, субсчет «НДС»
В учете ГП
Отражен НДС, переданный из ОП в ГП 68, субсчет «НДС» 79, субсчет «Расчеты по текущим операциям»

Подразделений много, но кое-что общее есть

Организация, даже при наличии ОП, ведет единый журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур, а также единую книгу покупок и единую книгу продаж. Их можно оформлять так.

ВАРИАНТ 1. Бухгалтерия ОП передает информацию о выставленных и полученных счетах-фактурах в бухгалтерию головного подразделения. А уже бухгалтерия ГП составляет журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур, а также книгу покупок и книгу продаж в целом по организации (с учетом данных ОП).

ВАРИАНТ 2. Бухгалтерия ОП составляет по своему подразделению журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж, но только как разделы общего журнала, общих книги покупок и книги продаж. Далее разделы журнала и книг по обособленному подразделению передаются в головное подразделение организации. Бухгалтерия ГП формирует разделы журнала счетов-фактур и книг покупок и продаж по своему подразделению, объединяет с разделами журнала и книг ОП и сшивает их.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“Допустимы оба приведенных варианта. При больших оборотах у ОП наиболее предпочтителен второй вариант. Если же у ОП небольшие обороты, то можно вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж по первому варианту.

Главное — закрепить порядок оформления журнала и книг в учетной политике организации для целей налогообложения”.

***

Не забудьте закрепить способ нумерации счетов-фактур, выставляемых обособленным подразделением, в учетной политике, а порядок и сроки передачи в ГП этих счетов-фактур, разделов журнала и книг — в положении о документообороте.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Обособленные подразделения, филиалы, представительства»:

Источник: https://glavkniga.ru/elver/2014/20/1639-obosoblennij.html

Оплата произведена головной организации, а в УПД указан КПП подразделения: как принять УПД к учету?

Уважаемые форумчане, здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, разобраться.
У поставщика есть головная организация и обособленное подразделение. Оплату производим обособленному подразделению, в счете ИНН головной организации и КПП обособленного подразделения, в 1С завожу контрагента-головную организацию и к нему прикрепляю контрагента-обособленное подразделение. При получении товара в их УПД от обособленного подразделения в нем указан Продавец-головная организация и ее ИНН, КПП — обособленного подразделения. Грузоотправитель — указано обособленное подразделение.
В итоге в 1С (как показатель правильности алгоритма действия) встает все верно, и в счет-фактуре автоматически проставляется КПП обособленного подразделения.
У другого поставщика тоже головная организация и обособленное подразделение. Но в их счете указаны ИНН и КПП головной организации, им и оплачиваем. При оплате завожу в 1С контрагента — головную организацию, и т.к. КПП при оплате указан именно головной организации, никаких обособленных подразделений не прикрепляю).
При получении товара от них в их УПД указан Продавец и ИНН головной организации, а КПП и грузоотправитель — обособленное подразделение.
Проблема в том что если я заведу контрагента-обособленное подразделение с КПП этого подразделения и прикреплю его к головной организации, и приму УПД от них, но оплату-то я все равно произвела головной организации, то мне придется делать взаимозачет между ними в программе. А если приму УПД с КПП обособленного подразделения, то придется каждый раз корректировать вручную этот КПП во входящей с/ф, т.к. контрагент-то у меня — головное подразделение!
Поэтому вопрос: можно ли перечислять деньги головной организации, а получать товар и УПД с КПП обособленного подразделения, и если можно, то как тогда принимать такой УПД к учету? Так ведь каждый раз корректировать КПП вручную придется…
P.S. Просьба к модераторам не переносить тему в раздел «Работа в 1С», т.к. в данном случае отражение в 1С является просто индикатором правильности оформления документов.
Буду очень признательна за помощь!

Источник: https://www.Buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=570188

При оформлении счетов-фактур на практике возникает вопрос о порядке указания в них надлежащего КПП грузополучателя в тех случаях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации. Как ни странно, до настоящего момента неопределенность в правоприменительной практике по этому простому и даже «техническому» вопросу надлежащим образом не устранена: противоречивая позиция, отраженная в официальных разъяснениях, лишь подливает «масла в огонь». Как же следует поступить в этой ситуации и какие последствия могут возникнуть в случае ошибки?

Правовое значение указания КПП в счете-фактуре

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных в форме и реквизитам счета-фактуры.

Так, п. 5 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), должны быть, в частности указаны: наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Как указано в абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Как указывал Конституционный Суд РФ в Определениях от 15.02.2005 г. № 93-О и от 18.04.2006 г. № 87-О, по смыслу п. 2 ст. 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. 5 и 6 данной статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Таким образом, назначением счета-фактуры является установление определенного круга сведений. Если счета-фактуры, по которым оспаривается налоговый вычет, содержат полную и достоверную информацию о продавце и позволяют установить все указанные сведения, то отказ в вычете неправомерен.

Указание КПП в счете-фактуре НК РФ не предусмотрено, что объясняется в значительной степени тем, что этот показатель не является «идентифицирующим» налоговозначимым признаком именно в отношении налогоплательщика. КПП присваивается не только налогоплательщику, но и его обособленным подразделениям, которые плательщиками НДС не являются, то есть сам по себе реквизит КПП обусловлен лишь целями учета и не порождает обязанности по уплате налога. То есть, хотя КПП и свидетельствует о том, что в документе, в котором он упомянут, речь идет об обособленном подразделении, КПП носит скорее технический характер.

Так, если ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) идентифицирует именно налогоплательщика, то КПП самого налогоплательщика не идентифицирует, не может служить целям такой идентификации и является дополнительным показателем. Такой вывод может быть сделан исходя из целей введения в налоговое законодательство и порядка формирования данного показателя.

Как было указано в Приказе Госналогслужбы РФ от 27.11.1998 г. № ГБ-3-12/309: «в связи с особенностями учета налогоплательщиков — организаций, определенных положениями абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН) организации вводится код причины постановки на учет, который состоит из следующей последовательности цифр слева направо: код государственной налоговой инспекции, которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или) представительства, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (NNNN); код причины постановки на учет (PP); порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине (XXX). Структура кода причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код: NNNNPPXXX». С учетом изложенного, КПП не может относиться к «идентификационному номеру», о котором говорится в п. 5 ст. 169 НК РФ.

Форма счета-фактуры и порядок его заполнения на основании п. 8 ст. 169 НК РФ установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 (далее — Постановление № 1137).

Указанным Постановлением № 1137, конкретизирующем положения ст. 169 НК РФ, предусмотрено, что в строке 6б счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, отражается идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя. Однако в этом случае речь идет о КПП именно налогоплательщика-покупателя. В свою очередь в отношении НДС обособленные подразделения организации статусом налогоплательщика не обладают, что следует из норм гл. 21 НК РФ (ст. 143 НК РФ) и неоднократно подтверждалось финансовыми органами. Следовательно, формально, с учетом буквального смысла и системного толкования приведенных выше норм законодательства, основания для отражения КПП фактического грузополучателя–обособленного подразделения, отсутствуют. В таком случае законодательство не содержит «неустранимых сомнений, противоречий и неясности» (п. 7 ст. 3 НК РФ), не позволяющих налогоплательщику избрать корректную, соответствующую закону, модель действий: по прямому указанию законодательства в счете-фактуре должен быть проставлен КПП покупателя, а не обособленного подразделения — фактического грузополучателя.

Кроме того, исходя из гражданско-правового содержания заключенных договоров, обособленные подразделения также не могут быть признаны покупателем в том случае, если в них указано, что покупателем выступает именно головная организация. В свою очередь, как указывал Конституционный Суд, для определения налоговых последствий необходимо учитывать их гражданско-правовую основу, т.е. обособленные подразделения как самостоятельные экономические субъекты в договорных отношениях по поставке не участвуют. Отражение КПП обособленного подразделения означало бы, что оно является покупателем товаров, что не соответствует заключенному договору. Разный КПП позволял бы дифференцировать покупателя, но если им с правовой точки зрения является лишь одно лицо (головная организация, как это отражено в договоре), то отражение КПП обособленного подразделения лишено смысла и обусловлено лишь целями «внутреннего» учета перемещения поставленного товара к структурному подразделению покупателя.

Противоречивые разъяснения

Исходя из буквального содержания правил оформления счетов-фактур (ст. 169 НК РФ и Постановления № 1137), следует критически оценивать разъяснения финансовых органов, которые не обладают силой законодательных актов.

Имеющиеся разъяснения Минфина России не восполняют какие-либо пробелы и не устраняют противоречия в законодательстве, а, напротив, порождают неопределенность для налогоплательщиков. Так, анализ официальных разъяснений показывает отсутствие единообразного подхода по рассматриваемому вопросу.

С одной стороны, Минфин России указывал, что «в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП головной организации» (письма от 07.08.2012 г. № 03-07-11/260, от 26.01.2012 г. № 03-07-09/03).

В других разъяснениях изложен противоположный подход. К примеру, в письме от 02.11.2011 г. № 03-07-09/36 отмечено, что «при приобретении товаров (работ, услуг) подразделениями организации по строке 6б «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП соответствующего подразделения». Аналогичный вывод содержится в письме от 15.05.2012 г. № 03-07-09/55 (эта позиция, как прямо указано в письме от 24.07.2013 г. № 03-07-09/29204, на сегодняшний день не изменилась), при этом Минфин отклонил ссылку на ранее изданное им же разъяснение, указав следующее: «что касается Письма Минфина России от 26.01.2012 N 03-07-09/03, … в соответствии с которым в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП головной организации, то указанное Письмо является ответом на частный запрос налогоплательщика о заполнении указанной строки счета-фактуры при приобретении головной организацией товаров (работ, услуг), которые в дальнейшем подлежат передаче обособленному подразделению». Данный подход отражен и в ряде более ранних писем Минфина России (2009-2012 гг.).

Вместе с тем такие различия в разъяснениях, представляется, не свидетельствуют о наличии «неустранимых сомнений, противоречий и неясности» (п. 7 ст. 3 НК РФ), поскольку налогоплательщик должен руководствоваться нормами законодательства, по смыслу которых, как было показано выше, указание КПП покупателя не является определяющим реквизитом для целей НДС и в принципе относится только к налогоплательщику-стороне сделки, а не фактическому грузополучателю.

Нужно ли исправлять счета-фактуры?

Что касается необходимости внесения исправлений в счета-фактуры в части отражения КПП, то следует заметить, что в правилах заполнения счетов-фактур указано на то, что исправление счетов-фактур возможно в случае ошибок либо искажений. Вместе с тем, об искажениях и ошибках может идти речь, если законодательство о налогах и сборах с такими ошибками или искажениями связывает наступление каких-либо последствий, т.е. должна быть установлена значимость такого реквизита, его обязательность.

Иными словами, ошибкой/искажением является ситуация, когда в счете-фактуре не отражено то, что должно было быть отражено в соответствии с установленными правилами его заполнения. Если прямая обязанность по отражению именно такого реквизита и в таком порядке отсутствует, то нет и ошибки, а, следовательно, и оснований для внесения исправлений, замены счета-фактуры.

Неверный КПП или его отсутствие в счете-фактуре не препятствуют применению вычета по НДС

Независимо от того, какой КПП проставлен организацией в счете-фактуре, данное обстоятельство не признается в текущей правоприменительной практике как основание для отказа в применении вычетов.

Материалы судебной практики не свидетельствуют о возникновении риска в применении вычетов по налогу, хотя само наличие таких доводов со стороны налоговых органов в принципе свидетельствует, что появление подобных претензий исключить полностью нельзя. Вместе с тем, учитывая позицию судов, вероятность разрешения такого спора в пользу налогоплательщика является высокой.

В частности, отклоняя доводы налоговых органов, суды основываются на том, что ст. 169 НК РФ не предусматривает обязательное указание в счете-фактуре КПП, а, следовательно, неверное указание либо отсутствие КПП не препятствует праву на применение налоговых вычетов.

Такой подход закреплен не только в Определении ВАС РФ от 10.10.2008 г. № 12585/08, но и в практике (последующей и предыдущей) нижестоящих судов, о чем свидетельствуют, к примеру, постановления ФАС Московского округа от 07.09.2011 г. № А40-136255/10-129-436, от 23.04.2009 г. № КА-А40/3582-09, от 22.09.2006 г. № КА-А40/8042-06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2008 г. № А33-6296/07-Ф02-967/08, ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 г. № А42-5675/2006 (Определением ВАС РФ от 03.08.2007 г. № 9457/07 отказано в передаче в Президиум), 9ААС от 18.12.2009 г. № 09АП-24725/2009-АК, 4ААС от 22.04.2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 г. № А19-24868/09), 13ААС от 09.07.2007 г. № А21-6917/2006 (оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2007 г. № А21-6917/2006), 9ААС от 16.10.2006 г. № 09АП-12910/2006-АК (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 29.12.2006 г. № КА-А40/12851-06) и др.

При этом даже в тех случаях, когда суды соглашаются, что ошибочное отражение либо отсутствие КПП является дефектом, они признают такой дефект счета-фактуры незначительным, не препятствующим применению вычетов по данным счетам-фактурам (постановления 10ААС от 16.11.2011 г. № А41-5915/11, 12ААС от 31.10.2008 г. № А12-8136/08-с29 и др.).

Данная практика сохраняется на протяжении последних лет и является стабильной.

Варианты действий

Таким образом, в ситуациях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации, в отношении выставляемых счетов-фактур может быть избран один из трех вариантов действий:

— указание КПП головной организации. Такие действия будут формально соответствовать как Постановлению № 1137, так и не будут входить в противоречие с гражданским обязательством (содержанием заключенного договора поставки). Такой подход может быть оправдан ссылками на соответствующие разъяснения Минфина России;

— указание КПП обособленного подразделения. Несмотря на то, что такой подход тоже отражен в ряде писем Минфина России, напрямую он не вытекает из Постановления № 1137;

— указание одновременно двух КПП (обособленного подразделения — фактического получателя товара и головной организации — покупателя по договору) за счет внесения в утвержденную форму счета-фактуры дополнительного реквизита. Такой подход также допускается Минфином России.

В тех случаях, когда законодатель придавал указанию КПП правовое значение, на это прямо указывается в соответствующих нормах НК РФ (в частности, п. 9, 15, 18, 19 ст. 204 НК РФ применительно к акцизам).

Как следует из содержания указанных правил, требования к счету-фактуре в части указания КПП, отраженные в Постановлении, существенно дополняют нормы ст. 169 НК РФ. Вместе с тем, такое противоречие должно разрешаться в пользу ст. 169 НК РФ, чего, как показано далее, в целом придерживаются и суды. Так, к примеру, 4ААС в постановлении от 22.04.2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 г. № А19-24868/09) указал следующее: «факт неправильного указания кода причины постановки на учет в спорных счетах-фактурах не имеет правового значения для оценки правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. № 914 является подзаконным нормативным актом, который, согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации, не может дополнять или изменять законодательные акты о налогах и сборах». В этом русле высказался и ФАС Северо-Кавказского округа, который в постановлении от 04.06.2008 г. № Ф08-3055/2008: «в данной норме отсутствует прямое указание на обязательное отражение в счете-фактуре КПП продавца и покупателя. Требование об обязательном проставлении в счете-фактуре КПП установлено лишь п. 12 постановления Правительства РФ от 16.02.2004 г. № 84 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914»: в строках счета-фактуры 2б «ИНН продавца» и 6б «ИНН покупателя» необходимо указывать КПП продавца и покупателя соответственно. Однако статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации прямо говорит о том, что невыполнение требований к заполнению счета-фактуры, не предусмотренных пунктами 5 — 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не является достаточным основанием для отказа в принятии к вычету или возмещению налога на добавленную стоимость. В Налоговый кодекс Российской Федерации изменения о необходимости проставления в счете-фактуре КПП не внесены, основным требованием является лишь проставление наименования, адреса и идентификационного номера налогоплательщика. Следовательно, отсутствие КПП или неправильное его указания не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, поскольку не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации» (Определением ВАС РФ от 10.10.2008 г. № 12585/08 отказано в передаче в Президиум).

В частности, в письмах Минфина России от 02.11.2011 г. № 03-07-09/36, от 15.05.2012 г. № 03-07-09/55 и др. Также, исходя из п. 5 ст. 174 НК РФ, обособленные подразделения не представляют налоговую декларацию по НДС (такая декларация представляется по месту нахождения головной организации за всю организацию в целом, т.е. без разделения налога по обособленным подразделениям), кроме того гл. 21 НК РФ уплата НДС по месту нахождения обособленных подразделений не предусмотрена. К тому же, в п. 5 ст. 169 НК РФ в качестве реквизита счета-фактуры указано на «идентификационные номера налогоплательщика и покупателя», т.е. законодатель имеет в виду именно налогоплательщиков-сторон сделки, а не их обособленные подразделения. Во взаимосвязи данные положения законодательства позволяют сделать вывод, что для целей НДС отражение в счете-фактуре именно обособленного подразделения не является юридически значимым.

Так, из правовой позиции, сформулированной в Постановлении от 13.03.2008 г. № 5-П, следует, что налоговые обязательства организаций являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны; возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление организации в гражданские правоотношения, т.е. налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны. Эту правовую позицию КС РФ воспроизводит и в более поздних Постановлениях (в частности, в Постановлении от 01.03.2012 г. № 6-П).

Например, обоснование отражения того или иного КПП ссылкой на содержание договора, содержится в постановлении ФАС Московского округа от 22.05.2009 г. № КА-А40/4421-09.

Согласно письму Минфина России от 07.08.2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемые им письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в них.

Такого же подхода Минфин России придерживается в целом и применительно к стороне продавца.

Фактически данное правило согласуется и с порядком уплаты НДС и представлением отчетности по этому налогу, «замыкающемуся» на головной организации, а не на обособленном подразделении, как было показано выше.

Естественно, если в счетах-фактурах, по которым организация принимает НДС к вычету, остальные реквизиты отражены корректно, в полном соответствии с требованиями законодательства (ст. 169 НК РФ и Постановления № 1137).

Источник: https://www.lawtek.ru/analytics/1234

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *