Корректировка таможенной стоимости

Содержание

Порядок корректировки таможенной стоимости товаров

Порядок осуществления корректировки таможенной стоимости товаров устанавливается решением Комиссии таможенного союза «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» Решение Комиссии Таможенного союза от 20. 09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» // Таможенный вестник. № 20-24. октябрь-декабрь, 2010. .

Порядок определяет процедуры осуществления:

корректировки таможенной стоимости до и после выпуска товаров, в отношении которых принято решение по таможенной стоимости (далее — после выпуска товаров), и пересчета подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов;

выпуска товаров с предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки выпуска товаров.

Порядок разработан на основании ТК ТС (статья 68) и Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года.

Корректировка таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости товаров:

по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров;

по результатам проведения дополнительной проверки и таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе в связи с рассмотрением мотивированного письменного обращения декларанта (таможенного представителя) в случае если им после выпуска товаров обнаружено, что декларантом (таможенным представителем) заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (статья 68 ТК ТС).

Корректировка таможенной стоимости товаров включает в себя:

расчет величины скорректированной таможенной стоимости товаров, который производится в декларации таможенной стоимости (далее — ДТС), оформляемой в установленном порядке;

отражение скорректированной величины таможенной стоимости товаров и пересчет таможенных пошлин, налогов в форме корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (далее — КТС), приведенной в приложении № 1 к Порядку.

При осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров заполнение ДТС является обязательным.

В случае осуществления корректировки таможенной стоимости товаров декларантом (таможенным представителем) скорректированная таможенная стоимость товаров должна быть подтверждена документами, на основании которых производился ее расчет.

В случае осуществления корректировки таможенной стоимости товаров таможенным органом указывается источник использованных данных.

При заполнении КТС пересчет иностранной валюты в валюту государства — члена Таможенного союза или валюты государства — члена Таможенного союза в иностранную валюту производится по курсу, действующему на день регистрации таможенной декларации, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Порядок начисления и взимания пеней при доначислении таможенных пошлин, налогов в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров устанавливается законодательством государств — членов Таможенного союза.

Порядок отмены решения о корректировке таможенной стоимости товаров устанавливается в государстве — члене Таможенного союза.

При осуществлении декларантом (таможенным представителем) корректировки таможенной стоимости до выпуска товаров представление им таможенному органу надлежащим образом заполненных ДТС, КТС, документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения (расчеты), а также уплата дополнительно начисленных с учетом скорректированной таможенной стоимости таможенных пошлин, налогов производится декларантом (таможенным представителем) в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный статьей 196 ТК ТС.

Если корректировка заявленной декларантом таможенной стоимости после выпуска товаров осуществляется таможенным органом, то таможенный орган производит расчет скорректированной таможенной стоимости товаров в ДТС, а также заполняет форму КТС. Второй экземпляр ДТС и КТС направляется декларанту в порядке и в сроки, установленные в Порядке контроля таможенной стоимости товаров для корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров.

Если корректировка заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров осуществляется по обращению декларанта (таможенного представителя), обязанность представления в таможенный орган ДТС и КТС, а также документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения (расчеты), возлагается на декларанта (таможенного представителя). Одновременно с обращением декларантом (таможенным представителем) представляются электронные копии ДТС и КТС.

Обращение декларанта (таможенного представителя) о корректировке заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров (далее — обращение) составляется в произвольной форме, с обоснованием необходимости такой корректировки, указанием регистрационного номера декларации на товары и перечня прилагаемых документов.

Обращение не принимается к рассмотрению в случаях если:

  • 1) декларант (таможенный представитель) обратился в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 ТК ТС;
  • 2) декларантом (таможенным представителем) не выполнены требования пункта 10 Порядка.

Таможенный орган, рассматривающий обращение, вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров, а также устанавливать срок их представления в соответствии с порядком и сроками, установленными в Порядке контроля таможенной стоимости товаров для корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров.

Решение по обращению, принимаемое таможенным органом:

при согласии таможенного органа с корректировкой таможенной стоимости товаров, осуществленной декларантом (таможенным представителем), оформляется путем проставления соответствующих отметок и записей в ДТС и КТС;

при несогласии таможенного органа с корректировкой таможенной стоимости товаров, осуществленной декларантом (таможенным представителем), оформляется путем уведомления в письменной форме декларанта (таможенного представителя) о несоблюдении декларантом (таможенным представителем) требований таможенного законодательства Таможенного союза с указанием причин несогласия.

Сумма НДС, которую нужно заплатить на таможне при ввозе товаров, зависит, как известно, от их таможенной стоимости. Она может как совпадать с суммой, причитающейся иностранному поставщику, так и отличаться от нее. Таможенную стоимость товаров определяет и заявляет на таможне декларант — импортер (его таможенный представитель) 1. Таможня вправе как согласиться с этой стоимостью, так и скорректировать ее 2. Увеличение таможенной стоимости влечет за собой и доначисление импортного НДС. В этой статье мы разберемся, как принять к вычету налог, доначисленный после выпуска товаров.

Выпуск товара — не помеха для пересмотра его таможенной стоимости

Случается, что таможня подозревает недостоверность заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, но для ее немедленной корректировки (до выпуска товаров) информации у таможни недостаточно. В таком случае проводят дополнительную проверку, в рамках которой декларант должен будет представить запрошенные таможней документы, сведения, пояснения 3. Товары же выпустят под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть начислены в случае корректировки таможенной стоимости 4. Если декларант не докажет, что правильно ее определил, таможня пересчитает стоимость и, соответственно, доначислит таможенные платежи, включая НДС.ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

Кроме того, даже если изначально таможня согласилась с заявленной стоимостью товаров, то в течение последующих 3 лет она все равно может (скажем, по результатам камеральной проверки) принять решение о ее корректировке 5.

Документы для вычета доначисленного НДС

Основанием для вычета ввозного НДС являются документы, подтверждающие ввоз товаров и уплату налога 6. То есть декларация на товары и платежка. А что будет основанием для вычета доначисленного НДС?

В результате проведения корректировки таможенной стоимости на руках у организации окажутся, помимо декларации на товары, которая была оформлена изначально 7:

  • декларация таможенной стоимости (далее — ДТС), где будет рассчитана скорректированная таможенная стоимость;
  • корректировка декларации на товары (далее — КДТ), где будут, в частности, отражены скорректированная таможенная стоимость, сумма доначисленного НДС и информация об уплате налога.

Данные о доначисленной сумме НДС, которые нужны для заполнения книги покупок, будут в КДТ. Но КДТ (как и ДТС) — это не самостоятельный документ, а неотъемлемая часть декларации на товары 8. А значит, основанием для вычета доначисленного НДС будет все та же декларация на товары. И конечно же, платежка на уплату этого налога.Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Когда можно заявить к вычету доначисленный НДС

Таможенный НДС, как известно, принимают к вычету при условии, что ввезенные товары предназначены для облагаемых НДС операций, приняты на учет, налог уплачен и у импортера на руках есть подтверждающие документы 9. Выходит, доначисленный налог может быть принят к вычету не ранее квартала, в котором будет:

  • cкорректирована таможенная стоимость (оформлены ДТС и КДТ);
  • уплачен НДС, доначисленный по результатам корректировки.

Таким образом, если ввоз товаров и уплата налога при ввозе приходятся на один квартал, а корректировка таможенной стоимости и доплата НДС по ее итогам — уже на другой, то и заявлять к вычету сумму изначально рассчитанного налога и сумму доначисленного НДС нужно будет в разных кварталах 10.

Справедливо это и для ситуации, когда в счет уплаты доначисленного НДС идут деньги, которые были перечислены таможне еще до корректировки таможенной стоимости. Например, в качестве авансовых платежей или обеспечения уплаты таможенных платежей (залога). Дело в том, что и аванс, и залог сами по себе не рассматриваются как таможенный платеж, пока импортер не сделает соответствующее распоряжение таможне. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов за счет авансов и залога считается исполненной 11:

  • или с момента зачета — если инициатива исходит от таможни;
  • или с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете — если инициатива исходит от импортера.

Как отразить доначисленный НДС в книге покупок

Как мы уже выяснили, основанием для вычета доначисленного НДС будет декларация на товары, оформленная при их ввозе. Именно ее номер и нужно указать в графе 3 книги покупок. А в графе 7 необходимо отразить реквизиты платежки, которой были перечислены таможне деньги, направленные на уплату доначисленного НДС 12.

Сложности у импортеров может вызывать заполнение графы 15 книги покупок. В случае импорта товаров здесь, напомним, отражают таможенную стоимость товаров, увеличенную на сумму таможенных пошлин, акцизов и НДС (см. разъяснение О.С. Думинской, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса, ГК, 2015, N 18, с. 79). А как быть в случае корректировки таможенной стоимости: заполнять графу 15 только на сумму увеличения таможенной стоимости и суммы доначисления пошлин, акцизов и НДС или же тут нужно отражать полные величины этих показателей после корректировки? Вот какие рекомендации мы получили от специалиста налоговой службы.

Из авторитетных источников

Думинская Ольга Сергеевна — Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

«Полагаю, что в графе 15 книги покупок целесообразно указать полную таможенную стоимость с учетом корректировок, произведенных таможней, увеличенную на сумму таможенных пошлин, акцизов и НДС, рассчитанных исходя из скорректированной таможенной стоимости. А в графе 16 — НДС, уплаченный на таможне в связи с увеличением таможенной стоимости».

А можно ли поступить иначе — указать в графе 15 разницу между скорректированными и изначальными показателями таможенной стоимости, увеличенной на сумму пошлин, акцизов и НДС? Поскольку правилами ведения книги покупок этот вопрос не урегулирован, то и такой подход возможен.

Напомним, что если графа 15 будет заполнена в рублях, то графа 14 должна оставаться пустой.

* * *

Если вы не согласны с произведенной корректировкой таможенной стоимости, решение таможни вы можете оспорить в суде. Если суд встанет на вашу сторону и признает корректировку и доначисление НДС неправомерными, сумма налога, которую можно принять к вычету, станет меньше. Но подавать уточненку по НДС вам не придется. По мнению Минфина, вы должны будете восстановить ранее правомерно принятый к вычету НДС в квартале вступления в силу решения суда 13.

  1. п. 3 ст. 64 ТК ТС
  2. ст. 67 ТК ТС
  3. ст. 69 ТК ТС; п. 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утв. Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 N 376 (далее — Порядок контроля таможенной стоимости)
  4. п. 5 ст. 88 ТК ТС; пп. 16, 17 Порядка контроля таможенной стоимости
  5. статьи 66, 99 ТК ТС
  6. п. 1 ст. 172 НК РФ
  7. п. 9 Порядка корректировки таможенной стоимости, утв. Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 N 376; пп. 24, 25 Порядка, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289
  8. п. 2 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утв. Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 N 376; п. 2 Инструкции, утв. Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289
  9. п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ
  10. Письмо Минфина от 25.07.2011 N 03-07-08/239
  11. подп. 4 п. 1 ст. 117 Закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ
  12. абз. 2 подп. «е», абз. 2 подп. «к» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 N 1137
  13. Письмо Минфина от 08.04.2014 N 03-07-15/15870

Полный текст статьи читайте в журнале «Главная книга» N21, 2015

Корректировка декларации на товары

Департамент государственных доходов по Восточно-Казахстанской области сообщает, что согласно статье 183 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» от 26 декабря 2017 года № 123-VI (далее Кодекс) после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией.

Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.

Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа.

Форма корректировки декларации на товары, структура и формат корректировки декларации на товары в виде электронного документа и электронного вида корректировки декларации на товары на бумажном носителе, порядок их заполнения определяются Комиссией.

Корректировка декларации на товары является неотъемлемой частью такой декларации на товары.

Подача корректировки декларации на товары на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу ее электронного вида, если иное не определено Комиссией.

Так, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» (далее Решение) определен порядок и случаи внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее — ДТ).

При внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (далее — КДТ), за исключением случаев, указанных в абзаце втором пункта 14, пунктах 20 и 26 Порядка.

КДТ заполняется в соответствии с Инструкцией по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением.

КДТ является неотъемлемой частью ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.

Таможенные операции, связанные с внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, совершаются в государстве — члене Евразийского экономического союза (далее — государство-член), в таможенном органе которого зарегистрирована ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.

От имени и по поручению декларанта таможенные операции, связанные с внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, могут совершаться таможенным представителем при представлении документов, подтверждающих полномочия таможенного представителя на совершение соответствующих таможенных операций. Документы, подтверждающие полномочия таможенного представителя на совершение таможенных операций, связанных с внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, не представляются, если такие документы представлялись в таможенный орган при подаче ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения

Таким образом, согласно разделам IV-V Решения возможно внесение изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, как по инициативе декларанта, так и по инициативе таможенного органа.

Основания и сроки проведения внесений изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска предусмотрены выше названными разделами Решения.

Как снизить риски корректировки таможенной стоимости

Таможенное оформление — непростая задача как для начинающего, так и для опытного предпринимателя. Неправильная оценка таможенной стоимости товара, ошибки при заполнении документов — все это может привести к корректировке таможенной стоимости (КТС). Последняя способна негативно отразиться на любом бизнесе: сорвет сроки поставки груза и повлечет за собой дополнительные финансовые издержки. Как правильно действовать в такой ситуации? И как снизить риск корректировки таможенной стоимости?
Правильное таможенное оформление — основа успешной внешнеэкономической деятельности компании-экспортера или импортера. Ошибки, недочеты и упущения, совершенные при подготовке таможенной документации, в большинстве случаев приводят к корректировке таможенной стоимости товара. Доначисление таможенных пошлин и налогов после пересчета таможенной стоимости товаров увеличит финансовые издержки. А длительные сроки рассмотрения документов не только задержат поставку грузов, но и сорвут договоренности с партнерами и клиентами. Все эти обстоятельства грозят серьезными репутационными потерями.

Методы определения таможенной стоимости

Размер таможенных пошлин и налогов исчисляется с учетом таможенной стоимости товара. Она, в свою очередь, определяется в соответствии с международным договором между странами-участницами Таможенного союза, регулирующим это вопрос.

Для определения таможенной стоимости используются шесть методов, основанных на различных способах расчета. Первый метод является основным, но если он по каким-либо причинам не подходит, то обращаются к одному из последующих пяти способов расчета:

  • по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
  • по стоимости сделки с идентичными товарами;
  • по стоимости сделки с однородными товарами;
  • метод вычитания стоимости;
  • метод сложения стоимости;
  • резервный метод.

При определении таможенной стоимости учитывают не только цену покупки, продажи или создания товара, но и другие понесенные бизнесом расходы:

  • транспортные;
  • брокерские;
  • комиссионные;
  • экспедиторские;
  • страхование;
  • лицензирование и т.п.

Для подтверждения таможенной стоимости перечисленные расходы необходимо документально обосновать.

Когда и по чьей инициативе таможенная стоимость товара может быть подвергнута корректировке?

Контроль таможенной стоимости проводит таможенный инспектор и в случае выявления неверно указанных сведений в предоставленной декларации назначает процедуру корректировки. Практика корректировки таможенной стоимости — это, по сути, пересчет ранее определенной стоимости товаров. В каких ситуациях предприниматель может столкнуться с данной процедурой?

  • Несоответствие сведений, заявленных в декларации, фактическим данным.
  • Несоответствие величины таможенной стоимости и ее составляющих предъявленным документам.
  • Выявление технических ошибок.
  • Поступление новых документов, изменяющих стоимость товара или дополняющих его характеристики.
  • Некорректный выбор метода для исчисления таможенной стоимости.

После проведения контроля сотрудники таможни информируют о принятии таможенной стоимости или сообщают о ее корректировке. Также процедура корректировки может быть проведена по инициативе декларанта, если необходимо добавить в документы новые сведения. В обоих случаях участник ВЭД обязан самостоятельно провести перерасчет стоимости с учетом выявленных недостатков и передать его таможенному органу. Все расчеты необходимо подкрепить доказательствами.

Это важно
Требования к процедуре корректировки таможенной стоимости и порядок ее осуществления прописаны (кроме статьи 68 ТК ТС) в решении Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (в редакции от 03.11.2015) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

Перечень товаров, к которым обычно применяются меры дополнительного таможенного контроля, достаточно обширный. Сюда входят:

  • мясо крупного рогатого скота;
  • орехи и сухофрукты;
  • цветы;
  • морепродукты;
  • корм для кошек и собак;
  • транспортные средства;
  • различная аппаратура;
  • цифровая техника.

Именно эти группы товаров позволяют недобросовестным игрокам с легкостью манипулировать кодами ТН ВЭД. Речь идет об элементарном подлоге, когда владелец груза или его законный представитель выдает, предположим, охлажденное мясо за замороженное. Последнее, как известно, дешевле, а значит пошлины и налоги будут ниже. Выявить такой подлог можно только путем внимательно осмотра груза, что в последнее время и делают сотрудники таможенных служб.

Порядок процедуры КТС

При сомнениях в подлинности или наличии неточностей в предоставленных документах, выявлении технических ошибок или недостоверных данных, а также иных проблемах, затрудняющих принятие решения, таможенным органом проводится дополнительная проверка , а товары выпускают под обеспечительный платеж (если выпуск не произошел до начала проверки).

Дополнительная проверка, по сути, является подготовкой к процедуре КТС: таможенный орган указывает на недостатки, выявленные в декларации, приводит примерную стоимость товара по оценке должностных лиц и размер обеспечительного платежа для выпуска товара. Также таможня может запросить дополнительные документы для проверки стоимости груза — они в значительной степени повлияют на итоговое решение. Как правило, компании передают следующий перечень бумаг:

  • договор поставки;
  • экспортную декларацию страны-производителя;
  • документы, подтверждающие предоплату;
  • прайс-лист на товары;
  • ценовую информацию о товаре на рынке РФ;
  • договор на доставку товара;
  • техническую информацию о товаре;
  • ценовую информацию о товаре на рынке производителя.

После проверки органы выносят окончательное решение о корректировке с указанием оснований для этой процедуры, уточненной стоимости товаров, окончательного размера пошлины и налога, а также суммы, подлежащей возврату компании из обеспечительного платежа.

Если проверка и корректировка происходят по инициативе таможенных органов, то бланки заполняет таможенный инспектор, если инициатором выступает фирма — все документы и доказательства готовит ее представитель.

После корректировки стоимости товара возможны два исхода:

  • возникает задолженность декларанта по таможенным пошлинам. Погашение задолженности происходит с обеспечительного платежа, а при нехватке средств (или их отсутствии, когда КТС прошла после выпуска товара) — выставляется требование на доплату;
  • участник ВЭД получает право требовать возврата излишне уплаченных средств.

Сроки принятия решения и порядок возврата таможенных платежей

Согласно законодательству выпуск товара должен быть осуществлен в течение одного дня с момента регистрации таможенной декларации. Если таможенный орган не согласен с заявленной стоимостью, он выносит решение о корректировке стоимости или проведении дополнительной проверки. Декларант должен предоставить необходимые для проверки документы в течение 60-ти дней. После этого у таможенных органов есть три дня, чтобы решить, каким образом будет скорректирована стоимость.

После принятия решения о проведении КТС декларант обязан уплатить пошлину и налог в течение одного дня. Аналогичный порядок предусмотрен в тех случаях, когда компания требует возврата излишне уплаченных средств, однако отсчет срока в этом случае начинается с момента поступления заявления о возврате.

Следует помнить, что процедура КТС может быть проведена и после выпуска товара — законодатель разрешает проверку в течение трех лет, по инициативе компании или таможенных органов. В этом случае обеспечительный платеж уже не вносится.

Можно ли оспорить корректировку таможенной стоимости

В соответствии с Таможенным кодексом ТС декларант самостоятельно рассчитывает таможенную стоимость товаров, но таможенные органы сверяют эти данные со своей информацией и при заниженной стоимости проводят корректировку. Рассмотрим, всегда ли такие действия правомерны, как и в какие сроки можно оспорить корректировку таможенной стоимости.

При несогласии с решением таможенного органа декларант может обжаловать его в судебном порядке в течение трех месяцев. Для этого необходимо обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения таможенного органа незаконным. В заявлении указывают:

  • наименование органа, принявшего решение;
  • название, номер и дату принятия оспариваемого решения;
  • права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым решением;
  • законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствует оспариваемое решение;
  • требование заявителя о признании решений незаконным.

К заявлению необходимо приложить доказательства, которые подтверждают обоснованность требований декларанта. Такими доказательствами могут быть все документы, которые отражают затраты на сделку. Это транспортные, платежные и иные документы, в которых указана цена товара, его наименование, характеристики, условия оплаты и доставки (договор поставки, упаковочный лист, спецификации и т.д.).

Информация в базах данных таможенных органов носит статистический характер и не всегда может быть использована как основа для определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными или однородными товарами. Такой метод может быть применен сотрудниками таможни только в том случае, если у декларанта недостаточно документов для подтверждения указанных данных. Правомерность действий учитывает арбитражный суд при рассмотрении иска.

Кроме того, декларанты, доказавшие незаконность корректировки таможенной стоимости в судебном порядке, имеют право требовать возмещения убытков (при предоставлении подтверждающих документов).

Как видно, корректировку таможенной стоимости вполне можно признать незаконной и потребовать возврата таможенных платежей. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за первое полугодие 2015 года в 76% случаев судебные решения были приняты в пользу импортеров. Приведем пример из судебной практики.

ООО “Кубанские вина” обратилось в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни от 11.08.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров. Компания задекларировала товар — вино виноградное натуральное ординарное столовое — и определила его таможенную стоимость по методу сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение таможенной стоимости были предоставлены документы:

  • контракт с дополнительными соглашениями;
  • спецификация к контракту;
  • товаросопроводительные документы (CMR, TIR);
  • экспортный прайс-лист на 2011 год;
  • экспортная декларация;
  • договор международной транспортной экспедиции;
  • счета, выставленные за транспортные услуги;
  • договор хранения товаров на таможенном складе;
  • счет, выставленный за складские услуги.

Центральная акцизная таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, поскольку посчитала представленные компанией документы недостоверными. Суд установил, что компания представила в таможенный орган все документы, которые были необходимы для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров по первому методу. В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу, что у таможенного органа нет правовых оснований для корректировки таможенной стоимости.

Корректировка таможенной стоимости ввезенных товаров: вычет доначисленного НДС

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 16 октября 2015 г.

Содержание журнала № 21 за 2015 г.Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

Сумма НДС, которую нужно заплатить на таможне при ввозе товаров, зависит, как известно, от их таможенной стоимости. Она может как совпадать с суммой, причитающейся иностранному поставщику, так и отличаться от нее. Таможенную стоимость товаров определяет и заявляет на таможне декларант — импортер (его таможенный представитель)п. 3 ст. 64 ТК ТС. Таможня вправе как согласиться с этой стоимостью, так и скорректировать еест. 67 ТК ТС. Увеличение таможенной стоимости влечет за собой и доначисление импортного НДС. В этой статье мы разберемся, как принять к вычету налог, доначисленный после выпуска товаров.

Документы для вычета доначисленного НДС

Основанием для вычета ввозного НДС являются документы, подтверждающие ввоз товаров и уплату налогап. 1 ст. 172 НК РФ. То есть декларация на товары и платежка. А что будет основанием для вычета доначисленного НДС?

В результате проведения корректировки таможенной стоимости на руках у организации окажутся, помимо декларации на товары, которая была оформлена изначальноп. 9 Порядка корректировки таможенной стоимости, утв. Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 № 376; пп. 24, 25 Порядка, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289:

  • декларация таможенной стоимости (далее — ДТС), где будет рассчитана скорректированная таможенная стоимость;
  • корректировка декларации на товары (далее — КДТ), где будут, в частности, отражены скорректированная таможенная стоимость, сумма доначисленного НДС и информация об уплате налога.

Данные о доначисленной сумме НДС, которые нужны для заполнения книги покупок, будут в КДТ. Но КДТ (как и ДТС) — это не самостоятельный документ, а неотъемлемая часть декларации на товарып. 2 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утв. Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 № 376; п. 2 Инструкции, утв. Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289. А значит, основанием для вычета доначисленного НДС будет все та же декларация на товары. И конечно же, платежка на уплату этого налога.

Как отразить доначисленный НДС в книге покупок

Как мы уже выяснили, основанием для вычета доначисленного НДС будет декларация на товары, оформленная при их ввозе. Именно ее номер и нужно указать в графе 3 книги покупок. А в графе 7 необходимо отразить реквизиты платежки, которой были перечислены таможне деньги, направленные на уплату доначисленного НДСабз. 2 подп. «е», абз. 2 подп. «к» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137.

Сложности у импортеров может вызывать заполнение графы 15 книги покупок. В случае импорта товаров здесь, напомним, отражают таможенную стоимость товаров, увеличенную на сумму таможенных пошлин, акцизов и НДС (см. разъяснение О.С. Думинской, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса, , 2015, № 18, с. 79). А как быть в случае корректировки таможенной стоимости: заполнять графу 15 только на сумму увеличения таможенной стоимости и суммы доначисления пошлин, акцизов и НДС или же тут нужно отражать полные величины этих показателей после корректировки? Вот какие рекомендации мы получили от специалиста налоговой службы.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“Полагаю, что в графе 15 книги покупок целесообразно указать полную таможенную стоимость с учетом корректировок, произведенных таможней, увеличенную на сумму таможенных пошлин, акцизов и НДС, рассчитанных исходя из скорректированной таможенной стоимости. А в графе 16 — НДС, уплаченный на таможне в связи с увеличением таможенной стоимости”.

А можно ли поступить иначе — указать в графе 15 разницу между скорректированными и изначальными показателями таможенной стоимости, увеличенной на сумму пошлин, акцизов и НДС? Поскольку правилами ведения книги покупок этот вопрос не урегулирован, то и такой подход возможен.

Напомним, что если графа 15 будет заполнена в рублях, то графа 14 должна оставаться пустой.

Пример. Заполнение книги покупок в случае доначисления НДС в результате корректировки таможенной стоимости после выпуска импортированных товаров

/ условие / ООО «Импортер» 10.06.2015 приняло на учет партию товаров, ввезенную по договору с M-Trading LLC. При ввозе была оформлена декларация на товары № 10210180/100615/0041884.

ООО «Импортер» перечислило на таможню:

  • авансовые платежи в размере 1 750 000 руб. (п/п № 180 от 08.06.2015);
  • таможенную пошлину в сумме 860 000 руб. (п/п № 181 от 08.06.2015).

В августе таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости. В соответствии с этим решением ООО «Импортер» 20.08.2015 направило таможне ДТС, КДТ и заявление о зачете неизрасходованных сумм, перечисленных п/п № 180 и 181, в счет уплаты доначисленных НДС и таможенной пошлины.

Данные о размере таможенной стоимости и таможенных платежей до и после корректировки приведем в таблице.

Показатель До корректировки таможенной стоимости После корректировки таможенной стоимости Величина изменения показателя
Таможенная стоимость, руб. 7 637 100,00 7 788 000,00 150 900,00
Таможенный сбор, руб. 20 000,00 20 000,00
Таможенная пошлина, руб. 763 710,00
(7 637 100,00 руб. х 10%)
778 800,00
(7 788 000,00 руб. х 10%)
15 090,00
(763 710,00 руб. – 778 800,00 руб.)
НДС, руб. 1 512 145,80
((7 637 100,00 руб. + 763 710,00 руб.) х 18%)
1 542 024,00
((7 788 000,00 руб. + 778 800,00 руб.) х 18%)
29 878,20
(1 512 145,80 руб. – 1 542 024,00 руб.)

/ решение / Вычет доначисленного НДС ООО «Импортер» отразило в августе в книге покупок за III квартал 2015 г., указав:

  • в графе 16 — сумму доначисленного налога — 29 878,20 руб.;
  • графе 15 — базу для расчета НДС (с учетом корректировки таможенной стоимости), увеличенную на сумму налога, — 10 108 824,00 руб. (7 788 000,00 руб. + 778 800,00 руб. + 1 542 024,00 руб.).

КНИГА ПОКУПОК

Покупка за период с 01.07.2015 по 30.09.2015

№ п/п Код ви­да операции Номер и дата счета-фактуры продавца Номер и дата документа, подтверждающего уплату налога Дата принятия на учет товаров (ра­бот, ус­луг), имущественных прав Наименование продавца Наименование и код валюты Стоимость покупок по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре (включая НДС) в валюте счета-фактуры Сумма НДС по счету-фактуре, разница суммы НДС по корректировочному счету-фактуре, принимаемая к вычету, в рублях и копейках
1 2 3 7 8 9 14 15 16
205 20 10210180/100615/0041884 180
08.06.2015
10.06.2015 M-Trading LLC 10 108 824,00 29 878,20

***

Если вы не согласны с произведенной корректировкой таможенной стоимости, решение таможни вы можете оспорить в суде. Если суд встанет на вашу сторону и признает корректировку и доначисление НДС неправомерными, сумма налога, которую можно принять к вычету, станет меньше. Но подавать уточненку по НДС вам не придется. По мнению Минфина, вы должны будете восстановить ранее правомерно принятый к вычету НДС в квартале вступления в силу решения судаПисьмо Минфина от 08.04.2014 № 03-07-15/15870. О том, как отразить восстановление НДС в книге продаж, читайте в следующем номере.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Внешнеэкономическая деятельность»:

>Контроль и корректировка таможенной стоимости

Контроль таможенной стоимости

Контроль таможенной стоимости товаров – осуществляемая таможенным органом проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров)

Правовое регулирование: глава 44 ТК ЕАЭС; Глава 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ; Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (указанный документ утрачивает силу с 01.07.2019); Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».

Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары, заполняется декларантом или представителем.

Обращаем Ваше внимание!
С 01.02.2019 формат и структура ДТС определяются в соответствии с Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 № 4 «О структуре и формате декларации таможенной стоимости»

Перечень документов, подтверждающих заявленную стоимость указан по ссылке.
*В определенных случаях Таможенная стоимость товаров заявляется в декларации на товары без заполнения ДТС.

Как проводится контроль?

Таможенный контроль проводится по установленной форме (проверка документов, осмотр, досмотр, таможенная проверка и т.д.) таможенным органом с использованием информации в максимально возможной степени сопоставимой с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, в том числе:

  1. о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов;
  2. о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, сведения из ценовых каталогов.

В настоящее время контроль провидится с использованием Системы управления рисками (СУР).

Решение по результатам контроля

В результате контроля уполномоченное должностное лицо выносит решение:

  • о возможности принятия заявленной декларантом таможенной стоимости;
  • о запросе у декларанта дополнительных(ссылка) документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости;
  • о необходимости корректировки таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или о необходимости применения другого метода определения таможенной стоимости.

Каковы признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров?

Нормативное регулирование и судебная практика выделяют основные признаки недостоверности:

  • выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в этом или других документах;
  • выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза, ценой биржевых котировок, аукционов, ценовых каталогов;
  • выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары;
  • наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров;
  • наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров, расходы на страхование и т.п.)

*Полный перечень признаков недостоверности на основе судебной практики подготовлен специалистами «Юнитрейд» и используется при анализе конкретных сделок участников ВЭД.

После выявления вышеуказанных признаков, таможенные органы запрашивают перечень дополнительных документов (бухгалтерских, регистрационных, отгрузочных и т.д.) и сведений, в том числе письменных пояснений. Декларант обязан ответить на указанный запрос!

Как видно из содержания, критерии недостоверности имеют сугубо оценочный характер, и в каждом конкретном случае таможенные органы будут искать любую возможность, чтобы вменить декларанту недостоверность.

Однако, грамотная защитная линия декларанта (порядок, объем и качество представляемых документов) поможет избежать осуществления корректировки таможенной стоимости, привлечения лица к административной ответственности и, как следствие, сократить издержки в связи с уплатой штрафных санкций и задержкой товара.

Что не считается недостоверным декларированием ?

  1. ввозимые товары и ранее ввезенные товары являются идентичными, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий их поставки);
  2. если в отношении ранее ввезенных идентичных товаров таможенная стоимость товаров определена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), а так же, если подтверждена достоверность и полнота таких сведений;
  3. таможенное декларирование ввозимых товаров осуществляется в регионе деятельности таможни, в регионе деятельности которой осуществлялось таможенное декларирование ранее ввезенных идентичных товаров;
  4. в декларации на товары в отношении ввозимых товаров заявлен такой же регистрационный номер ранее ввезенных идентичных товаров;
  5. срок с даты выпуска ранее ввезенных идентичных товаров до даты регистрации декларации на товары в отношении ввозимых товаров не превышает срока, определяемого СУР (но не более 180 календарных дней).

*Полный перечень признаков, указывающих на отсутствие недостоверности декларирования на основе судебной практики подготовлен специалистами «Юнитрейд» и используется при анализе конкретных сделок участников ВЭД.

1.1. Мотивированное обращение декларанта

По мотивированному обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, с разрешения таможенного органа сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган:

  • не запросил документы и (или) сведения, подтверждающие заявленные сведения в декларации;
  • не уведомил о месте и времени проведения таможенного досмотра;
  • не принял решения о проведении таможенного осмотра;
  • не назначил проведение таможенной экспертизы.

Для внесения изменений используется форма корректировки декларации на товары (КДТ), к которой прикладывается новая ДТС.

Например, декларант обнаружил, что при расчете таможенной стоимости забыл включить расходы на страхование товара при его транспортировке. В этом случае (если проверка таможенным инспектором еще не начата и указанное обстоятельство не выявлено) декларант имеет право подать КДТ и новую ДТС, в которой отразить указанные расходы.

1.2. Решение таможенного органа

В случае если представленные декларантом документы (в том числе дополнительные) не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган выставляет требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТС, а после выносит решение о внесении изменений в ДТС.

Как правило, после решения о внесении изменений в ДТС возбуждается административное расследование по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ (заявление декларантом недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров), либо решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Действия декларанта?
В случае, если инспектор принял решение о корректировке стоимости, у декларанта есть два варианта поведения:

  1. Добровольно провести корректировку (выбрать другой метод определения ТС);
  2. Бездействовать, и тогда таможенный инспектор самостоятельно произведет заполнение необходимых форм.

Понимая, что действие таможенного инспектора по корректировке может быть впоследствии обжаловано в суде, инспектора зачастую пытаются «убедить» декларанта самостоятельно провести корректировку. Если вы планируете отстаивать свою позицию в дальнейшем — не нужно соглашаться добровольно провести заполнение листа КТС.

Действия инспектора после отказа от добровольного внесения изменений ?

Если декларант после вынесения решения о корректировке в установленный срок не определяет таможенную стоимость иным методом, то таможенный инспектор самостоятельно делает это, заполняя специальную форму листа КТС.

После определения таможенной стоимости иным методом, возникает задолженность декларанта по доплате таможенных платежей. Часть этой задолженности инспектор погашает за счет средств депозита, принимая решение о зачете денежного залога. Если средств депозита не хватает, то инспектор выставляет требование на доплату.

Требование на доплату должно быть добровольно исполнено декларантом в установленный срок. Если этого не происходит, то инспектор производит принудительное взыскание (арест счетов, инкассо).

Выпуск товаров под обеспечение

Если таможенная проверка не может быть завершена в срок, допускается выпуск товаров до завершения процедуры проверки при условии, что уплачены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в размере, исчисленном в декларации на товары, и предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленном размере.

Размер обеспечения определяется таможенным органом в соответствии со ст.65 ТК ЕАЭС, исходя из стоимости товаров и физических характеристик, наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, которые могут быть уплачены в отношении указанного товара.
Обеспечение исполнения обязанности не предоставляется, если:

  1. Декларантом товаров выступает уполномоченный экономический оператор;
  2. Таможенные операции в отношении перемещаемых товаров от имени и по поручению декларанта осуществляет таможенный представитель, несущий солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов;
  3. Декларант одновременно отвечает условиям, установленным п. 6 ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

2. КТС после выпуска товаров

После принятия формы корректировки таможенной стоимости после выпуска (лист КТС-1), декларант получает от таможни требование на уплату таможенных платежей, которое должно быть добровольно исполнено декларантом, либо наступит принудительное взыскание.

Таможенная стоимость может быть скорректирована и во время проведения камеральных и выездных таможенных проверок.
Причины корректировки стоимости после выпуска?

  1. Основная причина — в момент оформления не были установлены минимальные контрольные цены в отношении рассматриваемого товара. После принятия таких контрольных цен проводится проверка ранее выпущенных товаров — своего рода «акция».
  2. Другой причиной корректировки после выпуска может быть обращение пристального внимания на деятельность конкретного декларанта, как при импорте товаров, так же может проводится корректировка стоимости при экспорте. Это может быть вызвано выявлением каких-либо других нарушений таможенного законодательства в работе декларанта.

Корректировка таможенной стоимости может быть проведена в течение 3-х лет после выпуска товаров.

Специалисты и таможенной практики «Юнитрейд» предлагают полный спектр юридических услуг в области таможенного права, который включает в себя анализ процесса определения таможенной стоимости товаров, подготовку соответствующей аргументации для подтверждения заявленной таможенной стоимости с представлением интересов компании в таможенных органах и судах.

Смотри также:

#ТН ВЭД , #Таможенные проверки , #Таможенный аудит , #Административная ответственность , #Смежные с ВЭД практики

Что такое корректировка таможенной стоимости и можно ли ее избежать

Корректировка таможенной стоимости (КТС) — один из методов сбора дополнительных таможенных платежей, который применяют таможенные органы при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров. КТС возникает в случаях, когда статистическая стоимость товара меньше уровня риска. Размер таможенных пошлин и налогов прямо зависит от таможенной стоимости товара

Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года, основанном на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года. Таможенную стоимость определяет и заявляет декларант – импортер. Таможня вправе как согласиться с этой стоимостью, так и скорректировать ее. Если при прохождении таможенного контроля проверяющая сторона сомневается в правильности оформленных документов, находит недостоверные данные или возникают другие факторы, затрудняющие принятие решения, таможенным органом проводится дополнительная проверка. В ходе нее, как правило, запрашиваются различные документы, подтверждающие таможенную стоимость товара, а также производится предварительный расчет суммы обеспечения таможенных платежей с учетом КТС.

Если декларант не предоставил документы или они показались таможенному инспектору неубедительными, то у декларанта есть выбор: заплатить сумму обеспечения по КТС или отозвать декларацию на товары (ДТ). Отзыв ДТ не решает проблемы, а только приводит к потере времени.

Система управления рисками и как она влияет на КТС

В процедуре таможенного контроля существует система управления рисками (СУР). Федеральная таможенная служба выпускает профили рисков. Это документы, которые применяются только для служебного пользования и содержат различные индикаторы рисков: страну отправления и происхождения товара, статистическую стоимость за кг, соотношение веса нетто к весу брутто и т.д.

Одно из основных направлений СУР — это контроль уровня таможенной стоимости ввозимых товаров на территорию Таможенного союза. При декларировании товара импортер заявляет таможенную стоимость и вес нетто на каждое наименование. Программа автоматически рассчитает статистическую стоимость товара. Статистическая стоимость товара – это таможенная стоимость товара в пересчете в доллары США. Таможенная стоимость товара — цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар, включающая в себя все расходы, которые понес покупатель для доставки груза до границы Таможенного союза. Например, статистическая стоимость товара получается 1 доллар США за кг, а в профиле риска ФТС на данный товар установлен индикатор контрольной цены – 2 доллара США за кг. В таком случае автоматически срабатывает риск, и таможенный инспектор обязан применить меры по его минимизации. Одной из таких мер является запрос таможенными органами дополнительных документов для подтверждения заявленной стоимости товаров, перечень которых достаточно большой, и участник ВЭД не всегда может предоставить все документы в процессе таможенного оформления. Даже имея большую часть документов и обосновав невозможность предоставления остальных, таможня, как правило, отказывает в принятии таможенной стоимости по заявленной цене и выпускает декларацию на товары под обеспечение таможенных платежей с КТС. То есть импортер платит в бюджет государства определенную денежную сумму, которую рассчитывает таможенный орган.

Формы корректировки таможенной стоимости товаров

КТС бывает условной и окончательной. Понять сразу, какая будет форма КТС, невозможно, она устанавливается в процессе оформления. Таможенный орган в своем решение о КТС перечисляет необходимые документы и указывает сроки их предоставления. Также декларант получает расчет обеспечения таможенных платежей. Импортер может предоставить запрашиваемые документы и ждать решения таможенного органа или написать письмо о согласии на КТС с последующим предоставлением документов в установленный срок. Если декларант не согласен с корректировкой, то таможенный орган не может заставить его заплатить. Декларант имеет право отказаться платить и отозвать декларацию на товары. В таком случае он не может получить товар на своем складе, так как груз будет находиться на таможенном складе до решения вопроса по данной проблеме. Чтобы получить товар и избежать дополнительных расходов по хранению и простою транспорта, участники ВЭД обычно соглашаются на КТС и платят обеспечение таможенных платежей. Максимальный срок хранения на таможенном складе составляет 4 месяца и стоит недешево. Когда товар на складе получателя нужен срочно и могут возникнуть обязанности по оплате простоя транспорта и хранения, то все решения надо принимать с учетом этих факторов. Обычно приоритетом является быстрый выпуск товара в свободное обращение.

При окончательной корректировке деньги сразу списываются со счета участника ВЭД в бюджет страны. Условная КТС подразумевает резервирование денег на счету таможни до окончательного решения. Если после предоставления участником ВЭД запрашиваемых документов по условной КТС таможенный орган принимает решение об окончательной КТС, то насчитываются пени за отсрочку таможенных платежей. Это происходит из-за того, что при резерве деньги не сразу поступают в бюджет государства, а декларант получает отсрочку по уплате. Но не все участники ВЭД знают о подлежащих к оплате пенях после выпуска.

а при наличии хорошего пакета документов таможенные органы выпускали декларации на товары, таможенная стоимость которых была ниже рисков. Ситуация резко изменилась в феврале 2016 года после выхода телетайпограммы ФТС России ТФ-100 от 12.02.2016 об усилении контроля качества принимаемых решений в отношении таможенной стоимости товаров. Вместе с этим вступил в действие приказ ФТС №280 от 16.02.2016 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками». Суть этих документов — усилить проверки по контролю таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками, а также возложить персональную ответственность на должностных лиц таможенных органов РФ за качество и результативность мер по минимизации рисков. Следом за телетайпограммой и приказом ФТС стали выходить новые профили рисков, которые жестко контролировались таможенными органами. После выхода таких документов все товары, статистическая стоимость которых была ниже новых профилей рисков, корректировались до уровня выше контрольной цифры. Уровень устанавливают таможенные органы в соответствии со стоимостью задекларированных аналогичных товаров.

На данный момент гарантировано избежать КТС невозможно

К сожалению, наличие прямого контракта с производителем товара и всех необходимых документов на поставку не являются основанием не корректировать таможенную стоимость ввозимых товаров. Каждый участник ВЭД должен понимать, что если цена поставляемого товара по внешнеторговому контракту ниже риска, то его ждет КТС и вытекающие из этого дополнительные проблемы. Поэтому каждому импортеру, у которого статистическая стоимость ввозимого товара занижена, надо грамотно готовить документы на поставки и готовиться к возможному КТС.

Обжалование решения таможенных органов

Если была условная КТС, то есть вероятность вернуть деньги, оплаченные под обеспечение таможенных платежей, предоставив документы, запрашиваемые таможенным органом в рамках этого решения. Такие случаи встречались в нашей практике, причем в различных таможнях: Владивостокской, Новороссийской, Нижегородской и Московской областной.

Если же КТС была окончательной, то есть два варианта вернуть денежные средства: обжаловать решение о КТС в вышестоящий таможенный орган или подать иск об отмене решения таможни о КТС в суд.

Первый вариант иногда дает результат, но это зависит от ряда факторов и таможенного органа, который рассматривает жалобу. Очень важно, чтобы претензию составлял грамотный таможенный представитель. Можно подключить и юриста компании. Такой вариант возможен, если у декларанта есть хороший пакет документов на оспариваемую поставку для подтверждения таможенной стоимости. Но необходимо понимать, что в случае отрицательного решения декларант теряет время, которое уходит на рассмотрение дела — 30 дней. У нас были случаи отмены решений по КТС в рамках рассмотрения жалоб. В последнее время таможенные органы начали внимательнее относиться к рассмотрению претензий, и положительных решений все больше.

Второй и самый эффективный вариант – судебные разбирательства с таможней. На сайте ФТС есть обзор судебной практики по спорам, связанным с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов при контроле таможенной стоимости товаров. При рассмотрении дел данной категории суды, принимая решения в пользу декларантов, в большинстве случаев указывают на недоказанность со стороны таможенных органов недостоверности или недостаточности документов (сведений), представляемых декларантами. При этом отмечается, что во время помещения товаров под таможенные процедуры, заявителями предоставлялись все необходимые документы, подтверждающие заявленную ими таможенную стоимость. По судебной статистике, дела об оспаривании решений таможни о КТС часто решаются в пользу участников ВЭД. Поэтому при наличии грамотного юриста, таможенного представителя и более или менее полного пакета документов на поставку шансы выиграть у таможенных органов в суде дело о КТС высоки. Но надо понимать, что судебный процесс занимает длительное время: от трех до шести месяцев. Обычно такие дела проходят арбитражный, арбитражный апелляционный и кассационный суды. После вынесения решения суда последней инстанции требуется время на возврат денежных средств из бюджета государства — 30 дней. Возможный минимальный срок возврата средств — два месяца, а максимальный зависит от судебного производства.

Хочется отметить, что все дела в области таможенного законодательства нужно рассматривать индивидуально и привлекать к этому опытных специалистов. Самому участнику ВЭД очень сложно понять, как действовать в определенной ситуации.

Тимур Давиташвили, начальник таможенного отдела логистической компании «ДАКСЕР»

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

  • TKS.RU — только важные и интересные новости
  • TKS.RU — все новости

Наша группа ВКонтакте

Наш аккаунт в Twitter

Наша страница в Facebook

Наш канал в Yandex Zen

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *