Конвенциальный тип личности

Реалистический тип личности

Предпочитаемые виды деятельности:

Механические виды деятельности; управление машинами, оборудованием, механизмами; использование инструментов, приспособлений, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (станки, набор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты); строительство; ремонт; военные виды деятельности; конструкторские работы. Любая работа, которая дает ощутимый (реальный) результат, предпочитает действие мышлению, конкретные задачи абстрактным проблемам.

Способности реалистического типа:

Физическая сила, психомоторные навыки, ручная умелость, ловкость, механические способности, изобретательность, математические способности.

Личностные качества и ценности:

Эмоциональная стабильность, надежность, практичность, бережливость, упорство, настойчивость; уверенность в себе; склонность к риску; целеустремленность; скромность; застенчивость; откровенность; искренность; естественность; независимость; консервативность; склонность к поддержке традиционных ценностей; ригидность (негибкость), медленное принятие новых идей; подчиняемость; конформность; работу выполняет без лишних разговоров; работает тщательно, аккуратно, систематично; предпочитает четкую регламентацию работы; желает знать, что и когда надо делать; не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений; ориентирован на настоящее; любит заниматься конкретными объектами (вещами, машинами) и их практическим использованием.

Типичные хобби:

Реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты);

ремонт, конструирование, сборка различных устройств; строительные и восстановительные работы; фермерство; обустройство дачи, загородного дома; охота; туризм; физически опасные виды спорта.

Предпочитаемое окружение (возможные места работы):

Природа; сельская местность; наименьшее взаимодействие с другими людьми; ситуации, требующие небрежность в одежде, организации с жесткой системой подчинения и авторитарности (вооруженные силы, УВД); фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты; транспорт; инженерные, технические, энергетические предприятия.

Примеры профессий:

Артистический тип личности

Художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, кино), создание украшений, дизайн интерьера (костюма, прически), композиция, литературное творчество, игра на музыкальных инструментах, исполнительская актерская деятельность, эстрада.

Способности артистического типа:

Воображение, креативность, музыкальные способности, артистические способности, вербально-лингвистические способности, чувство гармонии, вкуса.

Личностные характеристики и ценности:

Независимость, самостоятельность, нонконформизм, импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность, непрактичность, беспорядочность, интуитивность, ориентированность на ценности красоты, эстетичность, образность мышления, стремление к самовыражению, демонстративность, оригинальность, открытость, свобода от условностей.

Фотография, рисование, живопись, посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев, сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование, игра на музыкальных инструментах, занятие танцами, пением.

Неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концерты), организации, обучающие артистическим навыкам (музыкальные, художественные школы, институты искусств), музеи, библиотеки, галереи, рекламные и дизайнерские фирмы.

Исследовательский тип личности

Сбор информации, ее систематизация, анализ, выполнение сложных или абстрактных заданий, решение проблем через размышление, анализ гипотез и теорий, независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя, выполнение научной или лабораторной работы.

Способности исследовательского типа:

Математические, аналитические, научные, склонность к рациональному, логическому мышлению, навыки письменного изложения мысли, рациональность, эрудированность.

Независимость, самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу, сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность, любознательность, интеллектуальность, оригинальность, эффективность, эрудированность, уверенность в себе.

Стиль работы:

Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению; хочет выяснить причины, которые стоят за тем или иным явлением; может слишком сфокусироваться на деталях и не видеть проблему целиком, часто затрудняется высказать свое мнение или принять решение без того, чтобы заново просмотреть информацию.

Работа — исследовательский тип очень часто полностью поглощен своей работой и работает по много часов в день; сложные виды деятельности, которые требуют освоение многих фактов, деталей, принципов (яхтенный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрология…), компьютеры, оценка, программирование, обсуждение, чтение литературы, чтение научных статей.

Слабоструктурированные организации, представляющие свободу в рабочих действиях; организации, ориентированные на достижение; исследовательские и проектные лаборатории и фирмы; университеты; институты; ограниченность общения с другими людьми.

Социальный тип личности

Ориентация на работу в группе, с людьми, а не с предметами; обучение; объяснение; оказание помощи; консультирование; организация групповых мероприятий; ведение дискуссий.

Способности социального типа:

Вербальные (словесно-логические, речевые); общение и взаимодействие с людьми; преподавательские; ораторские.

Личностные характеристики:

Гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность, кооперативность, понимание, тактичность, эмоциональная теплота, дружественность, жизнерадостность, оптимистичность.

Посещение общественных мероприятий, собраний; добровольное выполнение благотворительной и социальной работы.

Социальные организации, школы и другие учреждения образования, религиозные организации, учреждения по отбору персонала, медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические, психологические консультативные службы, агенства социальной защиты.

Коммерческий агент, адвокат,библиотекарь, дефектолог, экономист, экскурсовод, фотограф, визажист, журналист, гувернер, корреспондент, крупье, маникюрша, маркетолог, мастер производственного обучения, массажист, менеджер, менеджер по продажам, менеджер по работе с персоналом, мерчендайзер, милиционер, модельер, налоговый инспектор, оператор почтовой связи, операционист сбербанка (кассир-контролер), парикмахер, переводчик (гид), пиар-менеджер (специалист по связям с общественностью), портной индивидуального пошива, преподаватель физкультуры (фитнеса…), ресепшионист, специалист по социально-культурным мероприятиям (тамада, ди-джей, организатор досуга), агент по страхованию, супервайзер, торговый представитель, трансфер-технолог, учитель танцев, юрист, военный, учитель, воспитатель,официант, работник сферы здравоохранения (врач-терапевт,врач-педиатр, медсестра, фельдшер), охранник (телохранитель), социальный работник, психолог,секретарь-референт , священнослужитель (церковнослужитель), социальный педагог, стоматолог (дантист), теле- радиоведущий участковый инспектор, продавец, профконсультант (специалист службы занятости населения), социолог.

Предпринимательский тип личности

Работа с другими людьми и организациями для достижения организационных целей и экономического успеха; фининсовый и межличностный риск; участие в соревновательной деятельности; продажа; покупка; предпринимательство; проведение собраний, конференций, групп; руководство организациями, кампаниями, выборами, презентациями.

Способности предпринимательского типа:

Организаторские, вербальные, ораторские, способность убеждения, руководящие и лидерские, социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия, склонность к предпринимательской деятельности.

Стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу; амбициозность; азартность; соревновательность; доминантность; самоуверенность; агрессивность; авантюризм, общительность, коммуникабельность; ориентация на власть, материальное благополучие; оптимистичность; энергичность.

Членство в клубах, организациях, партиях; посещение собраний, конференций; спортивные состязания в качестве зрителя или участника; богатый отдых, развлечени; организация вечеринок, увеселений; политическая деятельность.

Посты в государственных и политических организациях с властью, по распоряжению крупными финансами; промышленные фирмы; компании по розничной и оптовой торговле; агенства по продаже земельных участков, домов, недвижимости; брокерские фирмы.

Коммерческий агент, адвокат, брэнд-менеджер, дизайнер, клипмейкер, экономист, фермер, фотограф, главный оператор, дизайнер ландшафта, журналист, логист, маркетолог, менеджер по продажам, менеджер по персоналу, мерчендайзер, супервайзер, трансфер-технолог, юрист, пиар-менеджер (специалист по связям с общественностью), предприниматель, биржевой брокер, страховой агент, менеджер, певец (певица, вокалист).

Конвенциональный тип личности

Работа, требующая повышенного внимания к деталям и аккуратности; управление офисным оборудованием; ведение картотек; хранение, систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг; написание деловых отчетов; подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности конвенционального типа:

Арифметические, канцелярские, ручная тонкая моторика, организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

Сознательность, упорство, практичность, честность, самоконтроль, консервативность, осторожность, конформность, бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии. Для эффективного выполнения работы нуждается в четком плане, отлично чувствует себя при работе в группе.

Коллекционирование марок, монет, настройка моделей, проекты улучшения жилища, участие в гражданских и общественных организациях, игры с ясными и четкими правилами.

Структурированные организации с четким подчинением, иерархией; большие организации, корпорации, банки; бухгалтерские организации; отделы контроля качества (ОТК); архивы; инспекции.

Страховой агент,адвокат, аудитор, бухгалтер, счетовод, банкир, секретарь, экономист, налоговый инспектор, оператор пк, архивариус, библиотекарь, диспетчер, контролер качества материалов, лингвист (переводчик, филолог), медсестра, мехатроник, микробиолог, милиционер (судебный исполнитель), оператор почтовой связи, операционист банка (контролер-кассир), фармацевт, химик-технолог, чертежник, корректор, логист, программист, стенографист, супервайзер, электротехник, товаровед, юрист (нотариус), аудитор, вязальщица на машинах с программным управлением, преподаватель на курсах вождения автомобиля, военный, web-дизайнер.

Люди имеют разные типы личности. По мнению психолога Джона Генри Холланда, есть шесть типов личностей:
Реалистичный
Артистичный
Социальный
Конвенциональный
Предприимчивый
Исследовательский.
Более детально в этой статье поговорим о Конвенциональном типе личности.

НОВИНКА

«Пошаговый план зачисления + тест на профориентацию в подарок!»

  • — Общая информация о системе образования интересующей вас страны
  • — Советы по выбору специальности и университета на конкретных примерах
  • — Оценка шансов на поступление и дальнейшие шаги
  • — Ответы на вопросы студента

Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.
Конвенциональный тип (К) — предпочитающий структурированную деятельность, работу со знаками, избегающий неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности. Профессиональный выбор — банковские служащие, бухгалтеры.
Предпочитаемые виды деятельности К-типа:
— работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности;
— управление офисным оборудованием;
— ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг;
— написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.
Способности, которыми обладает К-тип:
— арифметические способности;
— канцелярские способности;
— ручная тонкая моторика;
— организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.
Свяжись со специалистом EduSteps:
+38 044 333 60 04, info.edusteps@gmail.com
Личные качества, ценности:
— сознательность, упорство, практичность, честность;
— самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность;
— бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии;
— для эффективности и выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы;
— наиболее не схож с типом А, ближе всего к типам Р и П.
Предпочитаемое окружение:
— данный тип, так же как и тип П, хорошо работает в больших организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль;
— большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы;
— отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции;
— хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой.
Типичные хобби:
— коллекционирование (марки, монеты и т. п.);
— постройка моделей;
— проекты улучшения жилища;
— участие в гражданских и общественных организациях;
— игры с ясными и четкими правилами.
Профессии Конвенционального типа: страховой агент, адвокат, аудитор, бухгалтер, счетовод, банкир, серетарь, экономист, налоговый инспектор, оператор ПК, архивариус, библеотекарь, диспетчер, контролер качества материалов, лингвист (переводчик, филолог), медсестра, мехатроник, микробиолог, полицейский-миллиционер (судебный исполнитель), оператор почтовой связи, контролер-кассир, фармацевт, химик-технолог, чертежник, корректор, логист, программист, стенографист, супервайзер, электротехник, товаровед, юрист (нотариус), аудитор, преподаватель на курсах вождения автомобиля, военный, web-дизайнер и др.
Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.
Статья подготовлена по материалам Макеева Н., Даниловой С. и Егоровой И. для студентов и школьников.

Методика предназначена для определения типов личности, предпочитающих те или иные профессии. Она расчитана на людей, имеющих достаточно высокий образовательный уровень.

На основании предпочитаемых занятий Дж. Холланд описал шесть типов личности, присущих западной культуре:

  1. Р‑тип – реалистический;
  2. И‑тип – исследовательский;
  3. А‑тип – артистический;
  4. С‑тип – социальный;
  5. П‑тип – предпринимательский;
  6. К‑тип – конвенциональный.

Взаимоотношения этих типов описываются Дж. Холландом в виде гексагона – шестиугольника, на вершинах которого расположены типы личности в определенном порядке: Р‑И‑А‑С‑П‑К. Чем ближе друг к другу расположены типы, тем больше сходства между ними.

Реалистический тип
Виды деятельности : любая деятельность, которая дает ощутимый результат; люди этого типа предпочитают действие мышлению, конкретные задачи – трудным и абстрактным проблемам; управление большими машинами, тяжелым оборудованием, механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, координированности (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты); строительство, ремонт, военное дело, конструкторские работы.
Способности : физическая сила, ручная ловкость, психомоторные навыки; механические способности, изобретательность; математические способности.
Личностные качества и ценности : эмоциональная стабильность; практичность, бережливость; упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску; скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность; независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей; ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность; аккуратность, тщательность систематичность при выполнении работы; склонность к регламентации работы (что, как и когда надо делать); не склонны к лишним разговорам, обсуждениям и переговорам.
Межличностные отношения : взаимодействие с С‑типом может вызывать недружелюбие, непонимание, резкость; наиболее близок к И– и К‑типам, предпочитает работать с ними.
Предпочитаемое окружение : природа, сельская местность; наименьшее взаимодействие с другими людьми; ситуации, требующие небрежной одежды; организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (ВС, МВД и т. п.); фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты; транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.
Типичные хобби : реставрация старых механизмов (автомобили, часы и т. п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств; строительные и восстановительные работы; фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство; охота, рыболовство, туризм; управление моторными видами транспорта; физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе.
Профессии Р‑типа : ветеринар, водитель, инженер, картограф, лесничий, полицейский, пилот, плотник, сварщик, фермер.

Исследовательский тип
Виды деятельности : предпочитают размышления действиям; сбор информации, ее систематизацию, анализ; выполнение сложных или абстрактных заданий; решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий; независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя; выполнение научной или лабораторной работы.
Способности : математические; склонность к анализу; рациональность, эрудированность; навыки письменного изложения мысли; склонность к рациональному логическому анализу.
Личностные качества и ценности : независимость, самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу; сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность; любознательность, креативность; уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки; склонность к выяснению множества деталей, чтобы сделать заключение, поиску причин, стоящих за тем или иным явлением; склонность к излишнему фокусированию на деталях, что мешает увидеть проблему целиком; склонность к пересмотру информации заново перед принятием решения.
Межличностные отношения : взаимоотношения с П‑типом порождают много проблем и вопросов; наиболее схож с типами Р и А.
Предпочитаемое окружение : слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях; организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты; ограниченность общения с другими людьми.
Типичные хобби : работа (зачастую полностью поглощен своей работой и работает много часов в день); сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей (парусный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т. п.); компьютеры (оценка, программирование, чтение литературы, обсуждение проблем); чтение научной литературы.

Артистический тип
Виды деятельности : художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т. п.); игра на музыкальных инструментах; исполнительская актерская деятельность.
Способности : воображение, креативность; музыкальные способности; артистические способности; вербально‑лингвистические способности; чувство гармонии, вкуса.
Личностные характеристики и ценности : независимость, самостоятельность, нонконформизм; импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность; непрактичность, беспорядочность; интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления; стремление к самовыражению, демонстративность; оригинальность, открытость, свобода от условностей; допускает альтернативные варианты решения проблем.
Межличностные отношения : более всего несхож с К‑типом; близок к И– и С‑типам.
Предпочитаемое окружение : неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т. п.); организации, обучающие артистическим навыкам (музыкальные и художественные школы, институты искусств и т. п.); музеи, библиотеки, галереи, рекламные и дизайнерские фирмы.
Типичные хобби : фотография, рисование, живопись; посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев; сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование; игра на музыкальных инструментах, занятие танцами. Профессии А‑типа: артист, дирижер, директор музея, архитектор, фотограф, скульптор, учитель музыки.

Социальный тип
Виды деятельности : ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами; обучение, объяснение, разъяснение; оказание помощи, консультирование; организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.
Способности : вербальные способности; навыки общения и взаимодействия с людьми; преподавательские, ораторские способности; навыки слушания.
Личностные характеристики и ценности : гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность; кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичные, эмоционально теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные люди.
Межличностные отношения : более всего несхож с P‑типом; близок к А– и П‑типам.
Предпочитаемое окружение : социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала; медицинские учреждения, психиат‑рические, психотерапевтические, психологические консультативные службы; агентства социальной защиты.
Типичные хобби : организация развлечения других; посещение общественных мероприятий, собраний; добровольное выполнение благотворительной и социальной работы. Профессии С‑типа: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель.

Предпринимательский тип
Виды деятельности : работа с людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха; финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности; продажа, покупка, коммерция, предпринимательство; проведение собраний групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами; проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т. п.
Способности : организаторские, ораторские, вербальные способности, способность убеждения; руководящие и лидерские; социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия; склонность к предпринимательской деятельности.
Личностные качества и ценности : стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу; амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюризм; экстравертированность, социабельность, коммуникабельность; ориентация на деньги, власть, материальное благополучие; оптимистичность, энергичность, любовь к популярности.
Межличностные отношения : более всего затруднено взаимодействие с И‑типом; лучше всего срабатывается с С– и К‑типами.
Предпочитаемое окружение : государственные и политические организации (власть, распоряжение крупными финансами); промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.
Типичные хобби : членство в клубах и организациях, посещение собраний; спортивные состязания в качестве зрителя или участника, богатый отдых; развлечения, организация вечеринок, увеселений; политическая деятельность. Профессии П‑типа: коммерсант, адвокат, предприниматель, страховой агент, биржевой брокер, менеджер.

Конвенциональный тип
Виды деятельности : работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности; управление офисным оборудованием; ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг; написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.
Способности : математические; канцелярские; тонкая ручная моторика; организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.
Личностные качества и ценности : сознательность, упорство, практичность, честность; самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность; бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии; для эффективного выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы.
Межличностные отношения : наиболее несхож с типом А; ближе всего к типам Р и П.
Предпочитаемое окружение : хорошо работает в организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль; большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы; отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции; хорошо структурированные организаций со строгой иерархией.
Типичные хобби : коллекционирование (марки, монеты и т. п.); постройка моделей; проекты улучшения жилища; участие в гражданских и общественных организациях; игры с ясными и четкими правилами. Профессии К‑типа: бухгалтер, кассир, банкир, секретарь, счетовод.

Характеристика типов личности по Дж. Холланду

1. Реалистичный тип

«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.

2. Интеллектуальный тип

Для него характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

3. Социальный тип

Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

4. Конвенциальный тип

Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Черты характера – стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер.

6. Артистический тип

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Кочеткова О.П. 1 1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет Выбор профессии и реализация себя в ней как специалиста есть аспекты глубокого изучения структур личности и взаимодействия ее с окружающим миром. Источником пополнения руководящих и инженерно-технических кадров организаций и предприятий являются молодые специалисты с высшим образованием. На каждом этапе обучения студентов их производственная подготовка осуществлялась совместно с базовыми предприятиями, организациями на принципе совмещения учебы с производственным трудом с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей. Для адаптации молодых специалистов в производственном коллективе и для лучшей возможности реализовать себя в профессии, поможет изучение своих личностных качеств. Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда , различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т. д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Данную методику можно адаптировать и использовать для оценки и подбора персонала, мы предполагаем, что она станет вспомогательным средством в работе кадровой службы. Соответствие профессиональным и квалификационным требованиям, которые предъявляются при приеме на работу, является важным и решающим фактором при выборе кандидатов на вакантную должность. Использование данной методики определения типа личности Дж. Холланда в качестве дополнительной оценки при приеме на работу поможет более точно определить соответствие работника должности, на которую он претендует. Поможет уменьшить затраты, связанные с подбором и оценкой персонала, экономит время, которое необходимо для того, чтобы понять, подходит работник на данную должность или нет. Данная методика поможет адаптироваться молодому специалисту в профессиональном смысле на производстве и решить социально-психологические проблемы.

144 KB факторы труда тип личности адаптация 1. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. / А.Г. Асмолов — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 360 с. 2. Зеер Э.Ф. «Психология профессии» Уч. пособ. д/вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003 — С. 122 3. Карелин, А.А. Психологические тесты. В 2-т. / А.А. Карелин,– М.: Владос. 2006 — 130 с. 4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. / Е.А. Климов — М., 2004. — 344 с. 5. Под ред. Г.С. Никифорова «Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности». –СПб .: Речь, 2001 6. Политический PR: Программа спецкурса для студентов специальности «Связи с общественностью» / Авт.-сост.: М.Д.Наумова, В.Ф.Пеньков. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. — 16 с. 7. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала/ Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2003. — 336 с. Объект исследования: процесс профессионального самоопределения.

Предмет исследования: особенности взаимосвязи типа личности и выбора профессии.

Цель исследования: определение особенностей взаимосвязи типа личности и выбора профессии.

Жизненный путь молодого специалиста зависит от психических структур личности.

Это психические феномены, в которых отражается и посредством которых регулируется реальный жизненный путь. Это жизненная перспектива, жизненные планы и программы, жизненные цели и задачи, психологическое время и психологический возраст личности, субъективная картина жизненного пути, жизненная мудрость и, наконец, смысл жизни. Закономерности возникновения, развития и преобразования, а также механизмы функционирования личности — все это психология личности как субъекта жизни, то есть творца собственной судьбы. Конструктивный выход в адаптации человека к проблеме собственной судьбы — это утверждение жизни во всех ее формах: в творчестве, в реализации, в оптимизме и альтруизме Выбор профессии и реализация себя в ней как специалиста есть аспекты глубокого изучения структур личности и взаимодействия ее с окружающим миром.

Важным источником пополнения руководящих и инженерно-технических кадров организаций и предприятий являются молодые специалисты с высшим образованием. Работа с ними строится так, чтобы на каждом этапе обучения студентов их производственная подготовка осуществлялась совместно с базовыми предприятиями, организациями на принципе совмещения учебы с производственным трудом с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей. За время обучения каждый студент вузов получает возможность на производственной практике поработать по профессии своего профиля, а также овладеть первичными навыками профессиональной деятельности в соответствии с характером будущей работы на производстве — технологической, управленческой, конструкторской и др. Основной задачей совместной работы организаций, предприятий и высших учебных заведений по подготовке будущих специалистов производства является обучение их самостоятельному принятию решений, умению отвечать за свои действия, обеспечение глубоких профессиональных знаний, а также развитие материальной базы учебных заведений. Работа с молодыми специалистами в организациях проводится следующим образом. На основании заключенных договоров с соответствующими образовательными учреждениями начальники отделов кадров предприятий и организаций совместно с главными инженерами или заместителями руководителей по кадрам проводят предварительный отбор будущих молодых специалистов и участвуют в работе комиссий по персональному распределению при учебных заведениях. Одновременно с приказом о назначении на должность каждому младшему специалисту назначается наставник из числа высококвалифицированных мастеров, прорабов и других непосредственных руководителей на участке работы, а каждому специалисту с высшим образованием — руководитель стажировки на срок до одного года. Поскольку жизнь человека неразрывно связана с определенной профессией, нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. Человек становится специалистом после длительного периода времени работы на предприятии, и важно вначале жизненного пути найти свои лучшие качества, на которых он смог бы творчески реализовать себя. На предприятиях молодые специалисты сталкиваются с проблемой адаптации к новой социальной роли. Осваивая профессиональную сферу своей жизни, всегда проходит два уровня адаптации: профессиональный и социально-психологический. Профессиональная адаптация включает в себя факторы труда: тяжесть труда, санитарно-гигиенические факторы, эстетические факторы. Под тяжестью труда подразумевается темп работы, затраты нервно-эмоциональной усилий, к которым молодой специалист бывает не готов и не может адаптироваться.

Социально-психологическая адаптация, по мнению специалистов, является наиболее важной. Это адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив, как равноправного, принимаемого всеми его членами. Социально-психологическая адаптация может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций. Результаты исследования показывают, что на профессиональное становление молодого специалиста влияют в большей степени первые годы работы. Социально-психологическая адаптация — сложный, длительный, а иногда и болезненный процесс, связанный с изменением внутреннего мира человека. Он обусловлен отказом от привычного, связан с преодолением различных профессиональных затруднений. Молодой специалист вынужден мобилизовать волю, энергию, сдерживать эмоции. При этом ломаются прежние представления, стереотипы деятельности, формируются новые навыки, умения, изменяется поведение. Первые годы после окончания вуза являются тем, испытательным сроком, который определяет позиции молодого специалиста. На процесс адаптации молодых специалистов большое влияние оказывает духовная атмосфера коллектива, которая может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие. Любой коллектив имеет свои законы, которые уже сложились до прихода молодого специалиста и работают по своей определенной схеме. Чем быстрее молодой сотрудник поймет законы своего нового коллектива, отношения внутри него, тем быстрее пройдет его адаптация. Неприятие молодого специалиста, безразличное или даже агрессивное отношение к нему со стороны коллег способны негативно повлиять на профессиональное самоопределение. Для адаптации молодых специалистов в производственном коллективе и для лучшей возможности реализовать себя в профессии, поможет изучение своих личностных качеств. Личностные качества берутся за основу при трудоустройстве и повышению по службе. И в конфликтных ситуациях на производстве, самый неприятный ход конфликта, это «переход на личности». Существует множество типологий личности в профессиональной среде, как отечественных, так и зарубежных, с помощью которых предлагается определить для каждого типа личности наиболее подходящую область профессиональной деятельности. Исследование взаимосвязи типа личности и выбора профессии открывает большие возможности реализации успешного профессионального и жизненного пути, соответствующие потребностям и интересам личности. Набор требований к специалисту составляет личностные особенности любого квалифицированного специалиста. Критериев набора личностных качеств молодого специалиста очень много. Предлагаю самый распространенный вариант набора личностных качеств.

Перечень необходимых для специалиста качеств, составленный Э. Бернейзом : цельный характер; здравый смысл и логика; способность к творчеству; правдивость и осторожность; объективность; глубокая заинтересованность в решении проблем; широта культуры; интеллектуальная любознательность; способность к анализу и синтезу; интуиция; знание социальных наук и техники ПР.

Эти качества идеального человека, стремиться к которым — моральный долг любого члена общества.

Студентам вузов, попробовавшим себя в профессиональной сфере, будет важно знать универсальные критерии личностных качеств специалиста, а также требования работодателя предъявляемые к квалифицированному специалисту при трудоустройстве после окончания вуза. Для решения данной проблематики мы предлагаем опробованный тест. Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда , различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т. д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных ответов, соответствующего определенному типу личности, по Дж. Холланду . Поскольку данную методику можно адаптировать и использовать для оценки и подбора персонала, мы предполагаем, что она станет вспомогательным средством в работе кадровой службы. Соответствие профессиональным и квалификационным требованиям, которые предъявляются при приеме на работу, является важным и решающим фактором при выборе кандидатов на вакантную должность. Использование данной методики определения типа личности Дж. Холланда в качестве дополнительной оценки при приеме на работу поможет более точно определить соответствие работника должности, на которую он претендует. Поможет уменьшить затраты, связанные с подбором и оценкой персонала, экономит время, которое необходимо для того, чтобы понять, подходит работник на данную должность или нет.

Характеристика типов личности:

1. Реалистичный тип. «Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Характерны: невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.

2. Интеллектуальный тип. Характерны: аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

3. Социальный тип. Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

4. Конвенциальный тип. Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип. Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как: дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.

6. Артистический тип. В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независи­мость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера. Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство. На протяжении девяти лет нами использовался опросник Джеймса Холланда на практических занятиях по дисциплине «производственный менеджмент». Специальности » Бурение нефтяных и газовых скважин», «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Геофизические методы исследования скважин», «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых». Все эти специальности связаны с высокой тяжестью факторов труда. Графики результатов в наибольшей степени совпадают у всех специальностей по предприимчивому типу личности, он у всех специальностей после получения диплома бакалавра и производственной практики завышен от 7 до 12 баллов.

У специальности » Бурение нефтяных и газовых скважин» результаты теста по реалистическому типу личности почти у всех завышены от 9 и выше баллов. Условия труда по этой специальности очень тяжелые и требуют сильного мужского характера. Также у девушек всех перечисленных специальности реалистический балл в норме или завышен. У каждого человека получается своя диаграмма набора качеств. Нормой считается 6-7 баллов. При высоком балле одного или нескольких качеств, будут и типы личности с небольшими показателями. Это значит, что одни качества развиты в избытке, а при низком балле имеет место быть недоразвитие качеств. Ведущую роль в характере будут иметь качества с наиболее большими значениями, и они будут влиять на темперамент и характер, на поведение и на потребности личности. В случае, когда все шесть качеств типа личности примерно равны, это личность гармоничная и равноценно развиты все качества и, что очень важно, нет недостатка в развитии качеств личности. Каждый тип личности гармонично сочетается с другими, и нет конфликта качеств. Такую личность не усугубляли психическим и эмоциональным давлением и в коллективе такие личности приятны и легки в общении и работе. Это идеал, к которому необходимо стремится. В основном, у тестируемых наиболее развиты два или три качества, это самые большие баллы по типам личности и они являются основой характера человека. И при таком значении нужно смотреть на сочетание качеств личности по типам. Студенты, проходящие обучение в вузе в течение 5-ти лет, это специалисты, получающие инженерную специализацию, имеют завышенные баллы по предприимчивому типу, так как в течение 5-ти лет им приходилось предпринимать усилия для обучения. Например, протестировав студентов четвертых курсов, то было замечено, что предприимчивый бал у всех в норме, а у отличников даже немного меньше нормы. Но у отличников, в норме или завышен интеллектуальный тип одинаково у всех курсов студентов. Социальный бал завышен у явных лидеров в группе, и можно до проведения теста определить какой балл может получить студент по этому типу. Очень хорошо просматривается конвенциальный тип. Люди с завышенным конвенциальным типом, аккуратны, пишут лекции, сдают во время работы и очень вежливы. После окончания вуза, они, как правило, продолжают общаться с преподавателями и с кафедрами и выражают благодарность преподавателям и вузу, в целом, за обучение. Работодатель при приеме на работу именно этот тип личности хочет «видеть» в специалисте. Как показала практика, студенты с завышенным баллом конвенциального типа, быстро поднимаются по карьере, легко устраиваются на работу. Получают втрое высшее образование, или заканчивают магистратуру и аспирантуру. В характере конвенциального типа: консерватизм, подчиненность, зависимость. Полное описание конвенциального типа было описано ранее. Совокупность высоких баллов по социальному и предприимчивому типу дает двойное стремление к лидерству и некую агрессивность в поведении. В предприимчивом и социальном типах есть стремление к лидерству, и оно удваивается, когда баллы высокие. В предприимчивом типе есть потребность в признании, и предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. На деле эти студенты ведут себя вызывающе, работы делают не сами и стараются манипуляциями получить положительную оценку. Их можно сразу выделить из среды ровесников по внешнему виду и по поведению. Огромное количество молодых людей получают по артистическому типу высокие баллы. Характерные черты этого типа: в отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию: присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера. Удивительно, студенты имеющих реалистический балл с самым большим показателем предъявляют много претензий и недовольств, как к себе, так и ко всему в принципе. По результатам проведенного тестирования можно сделать вывод, что несколько качеств имеющих завышенные баллы имеют отношение к природе личности и относятся к разделу, изучающему психологию личности, а также разделы психологии личностного пути. Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако специфика личности индивида влияет на поведение в профессиональной деятельности и приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна «калечить» человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины. Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества в противоположную сторону. Это способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей. Следует с осторожностью выбирать специальность и учитывать специфику и условия труда на производстве. Учитывать личностные особенности индивида при выборе профессии.

Рецензенты:

Боярко Г.Ю., д.э.н., к.г.-м.н., зав.кафедрой экономики природных ресурсов НИИ ТПУ профессор, г.Томск.

Язиков Е.Г., д.г.-м.н., зав. кафедрой геоэкологии и геохимии НИИ ТПУ профессор, г. Томск.

Кочеткова О.П. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15740 (дата обращения: 29.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *