Концептуальное управление


Представления о концептуальном управлении неразрывно связаны с понятием «концептуальная власть», через призму которого оно обычно рассматривается. Понятие власти имеет множество трактовок у различных специалистов в зависимости от научной школы и области Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Поэтому анализ сущности концептуальных подходов к определению сущности власти позволит увидеть как преимущества, так и ограниченность каждого подхода. Отталкиваясь от полученных результатов, можно оптимизировать структуру организации концептуального управления и сформировать соответствующую модель.
Результаты проведённого анализа показывают, что ни одна из существующих политологических моделей власти не дает о ней целостного и законченного представления о концептуальной власти. Рассмотренные модели отражают мировоззренческую позицию западного мира, стремящегося к построению эгоцентричной модели мироустройства, основанной исключительно на собственных финансовых интересах. Данные модели власти не способны аккумулировать мировоззренческую информацию во всей её полноте и многообразии, что не позволяет адекватно воспринимать общий ход развития, и формировать концепцию достижения целей развития страны, способствующую рациональному жизнеустройству на своей территории и справедливому миропорядку.
Это обусловлено в большей степени не только крайней сложностью и противоречивостью власти как социально-политического явления, но, что более значимо, особенностью западного мировоззрения, в основе которого положена общественная идеология – капитализм как проявление тотальной власти денег, определяющей характер общественных отношений и приоритеты развития западного общества.
В этой связи возможным является универсальное понимание власти, сформировавшейся как результат системного обобщения и критического анализа существующих концептуальных подходов к трактовке власти. Такой подход позволит сформировать понимание власти как таковой, которая будет способствовать реализации российской общегосударственной концепции управления на своей территории и справедливому миропорядку.
Первым шагом в направлении формирования универсального понимания власти является разработка методологии её структурной организации, которая начинается с определения сущности концептуальной власти.
Концептуальная власть как способность влиять на поведение общества лежит в основе соответствующего управления. Она распознает факторы, воздействующие на общество, определяет направленность цели и вероятность её достижения, формирует особенности концепции управления. По своей природе эта власть автократична. Она игнорирует демократические процедуры общества, не желающего признавать ее автократию. Но именно такая трактовка позволяет с научной точки зрения раскрыть данный феномен наиболее полно и системно с учетом способов, средств и функций, которые имманентно присущи концептуальному управлению.
Люди всегда стремятся к справедливой жизни, где нет места эксплуатации труда одних другими. Но это происходит у каждого человека в меру его понимания путей и средств реализации такого стремления и отношения к личной и общественной жизни. Поэтому, чтобы направить всех людей в одном направлении развития и созидания независимо от их понимания в обход сознания, создаются устойчивые процессы управления вводом общества в такое положение, когда человек реализует государственные интересы даже в ущерб личным и общественным интересам. Идеальным является ситуация, когда ущерб такого рода отсутствует. Но такое положение возможно лишь в том случае, если государственные, общественные и личные интересы находятся в гармонии между собой, которую государство должно постоянно поддерживать и всячески способствовать её стабилизации. То есть реальное управление осуществляется концептуальной властью скрытно от лица юридически закрепленных ветвей власти, вне демократических процедур. А чтобы цели удовлетворяли всех, их старательно завуалировала идеологическая власть.

При разработке законов люди руководствуются концептуальной идеологией, т.е. той, которая отражает признанную обществом концепцию управления. В результате индивидуальность каждого члена общества поглощается индивидуальностью и волей, зафиксированной в концептуальной идеологии. При этом люди с различными интересами и мировоззрением считают себя свободными в таком обществе с точки зрения выражения своего мнения и устремлений. Но вместе с тем в действительности же все они находятся во власти системы, интересы которой отражает эта концептуальная идеология.
Концептуальная идеология – это концепция управления, изложенная в доступном для понимания обществом таким образом, чтобы она не вызывала у него отторжения, а тем более активного целенаправленного противодействия ей. Концептуальная идеология есть продукт идеологической власти, подконтрольной власти концептуальной. Концептуальная идеология нужна концептуальной власти для формирования в обществе мировоззрения людей, соответствующего выбранной концепции, чтобы люди были под её властью в изменяющихся жизненных обстоятельствах. По этой причине структура концептуальной идеологии формируется с учётом принципа триединства – единства трёх взаимосвязанных и взаимозависимых идеологий – управленческой, государственной и общественной.
Управленческая идеология представляет собой совокупность идей по управлению (единоначалие, коллегиальность, гласность, делегирование полномочий, мотивация, экономичность и эффективность), задаёт цели и определяет форму их достижения. Она выступает в системе официальной идеологии своеобразным регулятором направленности общественного сознания, действие которого позволяет обозначать значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. Субъективное отражение в общественном сознании соответствующих ценностей необходимо для формирования единых ценностных ориентиров на уровне общества, государства и социального управления.
Государственная идеология – система знаний и ценностей, задающая цели и ориентиры развития общества. Она призвана аккумулировать политические идеи и ценности, разделяемые большинством сограждан. Входя в систему государственности, государственная идеология легитимизирует деятельность её властных структур.
Общественная идеология – это система воззрений и идей, прямо или опосредованно отражающая социальные (политические, организационные, экономические) и культурные особенности данного общества, его интегральные интересы и цели, направленные на сохранение или изменение существующего общественного бытия. Будучи частью общественного сознания, идеология определяется условиями жизни людей, отражает общественные отношения в форме теоретически осмысленных программ, доктрин, призванных консолидировать деятельную активность всех членов общества в определённом, заранее заданном направлении.
В соответствии с этим идеологическая власть, концептуальная идеология в совокупности управленческой, государственной и общественной идеологий её составляющих ложится в основу основных структурных элементов концептуального управления – концепции управления, официальной идеологии страны, концепции прогрессивного будущего, концептуального оперирования и матрицы концептуального оперирования.
Концептуальное управление предлагается рассматривать как опосредованное, системно-сложное воздействие на общество, реализуемое путём навязывания ему таких целей и такого понимания мира, которые приводят к желаемым для государства действиям. При этом общество будет считать, что оно выполняет свои собственные цели и пожелания, не догадываясь о том, что эти цели и желания опосредованно сформированы путём внешнего воздействия на сознание, которое формирует требуемый стереотип мышления у членов общества.
Механизм данного процесса весьма прост, эффективен в реальной жизни и прошёл проверку временем, хотя суть его как современными научными кругами, так и широкой общественностью стала осознаваться только в настоящее время. В прошлом технологии подобного рода были достоянием исключительно власть имущих, которые определяли своим участием и принимаемыми решениями судьбы мира.
Концептуальное управление – это наиболее высокая социальная интеллектуальная технология, реализуемая информационными средствами и способами. Концептуальная определённость представляет собой первый шаг в базовой алгоритмической последовательности непростых социальных задач и требуемое условие в обеспечении общественно полезных результатов в ходе реализации концептуального управления.
Первым шагом в этом направлении является разработка концепции управления, которая представляет собой матрицу объективно возможного управления – меры управления, как совокупности этапов циркуляции и преобразования информации в процессе управления, начиная с приёма информации и заканчивая её воспроизведением (приём информации → изменение параметров информации → деление информации на информационные потоки → передача информационных потоков → приём информационных потоков → объединение информационных потоков → воспроизведение информации).
Логика преобразования информации в процессе управления ложится в основу формирования принципов управления – идеалов управленческой идеологии (единоначалие → коллегиальность → гласность → делегирование полномочий → мотивационность → экономичность → эффективность), которые образуют принципиальную основу форм модели жизнеустройства общества.
Содержательным фрагментом концепции управления является воплощение идеологии в формы (составляющие) российской общегосударственной модели управления – управление функционированием и управление развитием.
Управление, прежде всего, должно своевременно реагировать на происходящие изменения, а для этого оно должно иметь информацию о них. Последнее обеспечивается посредством контроля, что позволяет управлению быть чувствительным к изменениям за счёт обратной связи. Именно обратная связь призвана обеспечивать использование имеющегося у страны производственного потенциала на ранее достигнутом уровне. Отсюда выкристаллизовывается алгоритм управления функционированием, которая отражает модель функционирования кибернетической системы: сбор информации → переработка информации → информационный процесс → процесс коммуникаций → отражение информации → интерпретация (использование) информации → цивилизационный образ жизни общества. Объектом управления функционированием страны служит процесс промышленного производства и обеспечивающие его процессы, т.е. процессы гуманитарного, рыночного, финансового и правового характера.

Управление развитием потенциала призвано обеспечивать наращивание потенциала страны и повышение уровня его использования за счёт освоения новшеств. Его объектов выступают процессы преобразования и процессы обеспечения, содержание которых отражено в соответствующем алгоритме: официальная идеология страны → цивилизационная культура → государственно-управленческая деятельность → стратегия развития страны → государственное регулирование экономики → экономика страны → социальная система (общество). Каждая форма российской общегосударственной модели управления наполняет конкретным управленческим содержанием отдельный фрагмент концепции управления и, вместе с тем, формирует её всю как целостность.
При формировании рационального социального поведения и целесообразной социальной деятельности необходимым условием является концептуально-идеологическое единство общества, обеспечиваемое официальной идеологией страны. Она является ключевым средством концептуального управления, выступающим в качестве движущей силы в рамках соответствующей модели.
Официальная идеология представляет собой совокупность идей, норм и ценностей, утверждаемых на общегосударственном уровне, реализация которых прямо влияет на общественное сознание, создавая тем самым предпосылки для формирования адекватного общественного мировоззрения и роста уровня общественного сознания.
Основное назначение официальной идеологии – обслуживать взаимоувязанные интересы данного государства и общества. Сформированная по принципу «снизу-вверх», освещённая авторитетом государства и общества, идеология способствует мобилизации всех находящихся в распоряжении государства средств для осуществления устойчивого развития общества.
Устойчивое развитие всегда связано с прогрессивным будущим общества, построение которого требует концептуально оформленной совокупности идей, реализация которых позволит смоделировать это будущее.
Концепция прогрессивного будущего – это система намерений, ценностей, понятий, руководящих идей и определяющих замыслов, описывающих будущее идеальное состояние общества и среды его существования, а также пути, методы и средства продвижения к этому состоянию.
Концепция прогрессивного будущего задает направленность устремления в будущее и критерии качественной оценки принимаемых решений в процессе концептуального управления, их уровня концептуальной безупречности. Она базируется на вышеназванных принципах управления, среди которых принцип делегирования полномочий является стержневым, т.е. таким, вокруг которого вращается весь процесс концептуального управления. На основе принципа делегирования полномочий осуществляется процесс концептуального оперирования и функционирования соответствующей матрицы.
Процесс концептуального оперирования играет роль организационного центра в системе концептуального управления, выполняя при этом соответствующие функции:
1. Ориентация концептуального управления. Суть данной функции состоит в определении руководящих идей и ведущих замыслов, целей или направленности концептуального управления, также законов, норм, принципов и императивов системы его функционирования.
2. Организация работы с информацией. Предполагает формирование системы понятийных интерпретаций и абстрагирования (моделирования), принципов восприятия и обработки информации.
3. Моделирование будущего. Включает в себя нормирование парадигмы и концепции реальности (внешней и внутренней среды), а также концепции будущего.
4. Моделирование социального поведения. Данная функция направлена на обеспечение выбора намерений, ценностей, понятий, взглядов, мотивов деятельности, норм и императивов социального поведения.
Процесс концептуального оперирования осуществляется через матрицу концептуального оперирования, которая встроена в общественное сознание. По своей сути – это параллельная изначально существующей (с рождения человека) идеальной системе сознания системная структура, представленная в сознании каждого человека набором гуманитарных, рыночных, финансовых, правовых и производственных шаблонов, которые обусловливают его поведение и влияют на все аспекты бытия. Шаблоны передаются путём идеологического воздействия – через воспитание, обучение, средства массовой информации. Люди как носители этих шаблонов распространяют эту матрицу посредством общения, что позволяет консолидировать общество на выполнение задач по обеспечению устойчивого развития общества и формированию комфортной среды жизнедеятельности.
Матрица концептуального оперирования, находящаяся под воздействием идеологической власти, обеспечивает то или иное состояние общественного сознания, выражающееся в достигнутой степени проявления способности (адекватности) мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности как свойства высшей нервной деятельности человека. Кроме того, она обеспечивает формирование коллективного сознания, представляющего собой общие убеждения и связанные с ними нравственные отношения, действующие в качестве объединяющей силы в обществе.
Матричная система реализации концептуального оперирования обеспечивает возможность проведения эволюционных изменений традиционных механизмов управления без их радикального изменения, что позволяет избежать социальных потрясений, обеспечивая тем самым плавный переход от старых сложившихся методов управления к новым, более совершенным и прогрессивным, отвечающим требованиям текущего момента. Это позволяет системе управления более качественно, с минимальным объёмом издержек, осуществлять оперирование существующей реальностью.
Матрица концептуального оперирования является операционной средой процесса комплексного концептуального и оперативного управления и представляется в виде двумерной матричной структуры.
Концептуальное управление реализуется в горизонтальной плоскости (строки матрицы), определяя тем самым систему организации функционирования государственных структур на основе внедрения и реализации российской общегосударственной концепции управления в рамках гуманитарной, рыночной, финансовой, правовой и производственной сфер жизнедеятельности).
По вертикали реализуется традиционное оперативное управление обществом, в ходе которого осуществляется обеспечение матрицы разнообразными требуемыми ресурсами: энергетическими, материальными, информационными, финансовыми и т.д.
Количество строк и столбцов матрицы зависит от количества функционирующих отраслей и в этом смысле определяется структурой экономики. При этом столбцы представляют собой группы отраслей различной ориентации (гуманитарной, рыночной, финансовой, правовой, производственной), а строки – их структурную организацию.
Ячейкой (элементом) матрицы концептуального управления является российская общегосударственная модель управления, программно заданная (на уровне целей, приоритетов и ограничений) концептуальным управлением и обеспеченная необходимыми ресурсами функционирования по вертикали оперативного управления. Данная модель управления способствует формированию соответствующего шаблона мышления, вокруг которого в силу рациональности мышления индивида начинают формироваться альтернативные варианты (концепции) его воплощения в социальном поведении. Совокупность данных альтернатив образует концептуальную среду, в рамках которой формируется целесообразная линия социального поведения.
Концептуальная среда как среда существования и жизнедеятельности общества, и одновременно пространство концептуального оперирования органов государственной власти, представляет собой множество системно взаимодействующих её (среды) разновидностей: гуманитарная, рыночная, финансовая, правовая, производственная и др.
Существование концептуальной среды, содержащей наборы гуманитарных, рыночных, финансовых, правовых и производственных альтернатив позволяет обосновывать цели устойчивого развития и способствует адекватному восприятию окружающего мира населением страны, что, в свою очередь, обеспечивает возможность осуществления перебора этих альтернатив с целью рационального выбора, т.е. осуществления социального поведения. Под рациональностью подразумевается соотношение затрат и полученных при этом результатов.
На выбор влияет не только наличие тех или иных шаблонов мышления и соответствующих альтернатив. Социальное поведение регулируется ещё и правовыми и нравственными нормами, различающимися характером принуждения. Если в правовой нормативности преобладает внешнее принуждение со стороны других людей, социальных институтов и государства в целом, то в нравственности определяющую роль играет внутреннее самопринуждение через осознание личностью своего долга. Если право по своим проявлениям публично, то нравственность – это внутренняя сфера самостоятельного и свободного личного выбора.
В данном случае речь идёт об императиве социального поведения, который представляет собой правило, содержащее объективное принуждение к поступку определённого вида. Императив как структура социального знания выступает непосредственно проводником от общественного сознания к социальному поведению. Наличие общественной морали приводит к тому, что императив социального поведения людей обретает в ней свою постоянную форму и подсознательно воспринимается всеми людьми как негласная норма поведения, выход за пределы которой не позволяет человеку удовлетворять свои социальные потребности.
Под воздействием императива социального поведения совершаются те или иные поступки, совокупность которых приводит к реализации целесообразной социальной деятельности. Она представляет собой комплекс социально значимых действий, осуществляемых обществом в гуманитарной, рыночной, финансовой, правовой и производственной сферах жизнедеятельности и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих те или иные социальные цели и интересы.

Таким образом, предложенная модель концептуального управления обеспечивает реализацию концепции управления посредством официальной идеологии страны, обеспечивающей разработку и внедрение концепции прогрессивного будущего на основе осуществления процесса концептуального оперирования и функционирования соответствующей матрицы, что приводит к осуществлению рационального социального поведения и целесообразной социальной деятельности.
Владимир ПОДГОРНЫЙ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятия, министр экономического развития в первом правительстве ДНР, для РМ.У

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *