Контролируемые сделки 2018

Содержание

>Уведомление о контролируемых сделках

Налогоплательщики, которые совершили в календарном году контролируемые сделки, обязаны сообщать о них в налоговую инспекцию.

Какие сделки относятся к контролируемым

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми людьми или приравненные к таковым. К таким относятся сделки, годовая сумма доходов по которым превышает 60 млн руб. и при этом соблюдаются одновременно два условия :

  • Место регистрации, проживания обоих участников сделки является территория Российской федерации;
  • одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая — нет.
Основания для признания сделки контролируемой Величина дохода
Если один участник сделки работает на ЕСХН или ЕНВД, второй по ним не работает Общий объем полученных доходов за календарный год свыше 100млн.
Один из участников имеет льготу по налогу на прибыль Доходы от 60 млн.

Кому необходимо его предоставить

Каждая компания, зарегистрированная в РФ, а также представительство иностранной компании, доход которых подлежит налогообложению в Российской Федерации и имеющие в 2017 году контролируемые сделки, обязаны в срок до 20 мая 2019 подать в налоговые органы одно уведомление о всех контролируемых сделках, совершенных в 2017 году. Уведомление должна представить каждая сторона контролируемой сделки, зарегистрированная в РФ и уплачивающая налоги в бюджет РФ и субъектов РФ.

В случае подачи уведомления позже установленного срока либо с ошибками/неполными сведениями, возникают следующие негативные последствия для налогоплательщика, в том числе:

  • неподача уведомления – один из индикаторов для налоговых органов о включении компании в список проверок по трансфертному ценообразованию;
  • вред репутации директора/ответственного лица и компании в целом;
  • в случае, если директор/ответственное лицо является резидентом иностранного государством, такие штрафы могут стать причиной трудностей, связанных с оформлением/продлением российской визы.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

В какую налоговую подавать данный документ

Организации, и те которые имеют обособленные подразделения подают уведомление в ИФНС по месту нахождения своей организации, а физлица (в т.ч. ИП) – по месту своего жительства. Крупнейшие предприятия подают его по месту своего учета (Читайте также статью ⇒ Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях: последствия, ответственность в 2019).

В какие сроки необходимо уложиться

Уведомление о контролируемых сделках подается в ИФНС по месту регистрации предприятия не позднее 20 мая года, следующего за отчетным, такт например если фирма имела такие сделки в 2016г., то она должна подать его не позже двадцатого мая 2017г.

Из чего состоит данное уведомление

Уведомление состоит из:

  • титульного листа
  • разделов: 1А, 1Б
  • 2 и 3.

На титульном листе как правило указываются общие сведения об организации., для российских предприятий нужно указать идентификационный код и код подразделения по месту регистрации.

  • Если уведомление подается в отношении сделок с юридическими лицами, то заполняется раздел 2, в отношении сделок с физлицами, ИП, нотариусами и т.п. – раздел 3.

Образец заполнения уведомления

Заполняя уведомление о контролируемых сделках, нужно помнить, что:

  • По итогам года подается только одно уведомление. В нем должна содержаться информация обо всех контролируемых сделках, совершенных в отчетном году
  • Уведомление заполняется либо в электронном виде или на бумажном носителе черной либо синей ручкой
  • Все поля уведомления заполняются слева направо.
  • Текст необходимо писать печатными буквами
  • В уведомлении запрещены исправления с помощью корректора.
  • Каждая страница должна быть распечатана отдельно.
  • Нумерация страниц сквозная, то есть нумеруем следующим образом начиная с титульного листа :0001,0002 и т.д.
  • Если вы какой-либо показатель не заполняете, то ставите прочерки в каждой клетке, или же при заполнении и оставшимся пустом месте тоже ставятся прочерки.
  • Стоимостные показатели отражаются в полных рублях (значения менее 50 коп. отбрасываются, более 50 коп. – округляются до полного рубля).
  • . Если заполняет физическое лицо, то можно не указывать свой идентификационный код
  • Печать организации можно ставить или же нет, если она от нее отказалась.
  • На титульном листе уведомления проставляем свой основной ОКВЭД

На что обратить внимание при заполнении

Если сделка заключена с контрагентом юридическим лицом, то подающий уведомление должен заполнить раздел 2.

  • Если сделка была с физическим лицом, то заполним раздел 3.

В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. Па практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это значительно облегчает ситуации с возможностью сэкономить время. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

К однотипным сделкам относятся такие, которые несут схожий характер, например торговля однотипными товарами или аналогичные услуги, тогда их можно собрать в одну группу.

Ответственность за нарушение в предоставлении

Если налогоплательщик не представит в срок уведомление о контролируемых сделках, ему грозит штраф в размере 5000 руб. Сроком считается двадцатое мая года, следующего за отчетным (Читайте также статью ⇒ Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях 2019)

Ответы на часто задаваемые вопросы

1.Вопрос: Я директор предприятия, в 2017 году у меня была контролируемая сделка, на сумму свыше шестидесяти миллионов, что мне необходимо сделать и куда обращаться?

Ответ:

Ваша сделка попадает в разряд контролируемых, для этого необходимо подать уведомление в свою инспекцию, для чего заполнить раздел два либо три, если контрагент юридическое лицо, то второй, если физическое то третий, сделать это нужно не позднее 20 мая 2019 года

2.Вопрос: Какое наказание предусмотрено за неподачу данного уведомления?

Ответ:

Штраф в размере пяти тысяч рублей

Уведомление о контролируемых сделках 2020: образец

В статье мы рассказали:

  • Как заполнить уведомление о контролируемых сделках за 2019 год
  • Какие сделки включить (специальная схема в конце статьи)
  • Подробный образец и сроки сдачи

Как заполнить новую форму уведомления в 2020 году

Новая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2018 года № ММВ-7-13/249@. Именно ее необходимо использовать, чтобы отчитаться в 2020 году. Скачайте новый бланк, а также примеры заполнения для разных ситуаций.

В уведомлении четыре раздела, но не все компании заполняют каждый лист. Для вашего удобства мы составили таблицу, в которой видно, какие разделы необходимо заполнить вашей компании при подаче уведомления о контролируемых сделках в 2020 году. А дальше привели пошаговый алгоритм и схему, которые поможет определить — какие именно сделки включать в отчет, а какие нет.

Таблица. Какие разделы заполнять и когда

Раздел

Кто заполняет

Титульный лист

Все фирмы

Сведения о налогоплательщике — физическом лице

Физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП

Раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»

Все фирмы

Раздел 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»

Все фирмы

Раздел 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»

Компании, у которых есть контролируемые сделки с организациями

Раздел 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»

Компании, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами

Посмотрите образец заполнения титульного листа уведомления о контролируемых сделках. Весь пример вы можете скачать вначале статьи.

Раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»

Суммировать число выполненных работ в рамках одной контролируемой сделки нельзя

Его заполняют отдельно по каждой сделке или группе однородных сделок. В нем указывают общие сведения о сделке, а также сумму доходов и стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) по контролируемой сделке (группе однородных сделок). При этом показатели доходов и расходов организация определяет по правилам бухгалтерского учета (п. 2 письма ФНС России от 02.07.13 № ОА-4-13/11860@).

Количество заполненных разделов 1А должно соответствовать количеству контролируемых сделок. Если в 2014 году компания осуществила несколько таких сделок, раздел 1А нужно заполнить по каждой такой сделке по конкретному товару (работам, услугам).

Кроме того, раздел 1А можно заполнять по группе сделок, признаваемых однородными (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Если сделки с идентичным (однородным) товаром объединены в группу, необходимо заполнить один лист раздела 1А с соответствующим кодом в поле 200 «Группа однородных сделок».

Раздел 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»

Этот раздел заполняют в дополнение к каждому разделу 1А. В нем раскрывают информацию об отгрузках товаров, выполненных работах, оказанных услугах. Для каждой операции отражают наименование предмета сделки, номер договора, его дату, место совершения сделки (для товара — место его отправки), количество, цену за единицу (без учета НДС, пошлин и сборов), общую сумму сделки и дату ее совершения. Такую дату определяют по дате признания доходов в бухгалтерском учете (письмо ФНС России от 16.05.14 № ОА-4-13/9463).

Количество листов раздела 1Б должно соответствовать количеству операций с каждым товаром (работой, услугой) или числу операций с товаром, включенным в группу. Суммировать количество выполненных работ и оказанных услуг в рамках одной контролируемой сделки в разделе 1Б нельзя.

Раздел 2 и Раздел 3

Эти разделы заполняют отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями и независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок. Если компания не совершала контролируемых сделок с указанными в разделах контрагентами, она не включает такие разделы в уведомление.

ФНС России в письме от 16.05.14 № ОА-4-13/9463 разъяснила, как заполнить строку 2.7 раздела 1Б по сделкам, связанным с оказанием услуг или выполнением работ. Так, если предметом сделки является реализация услуги, то в качестве места совершения сделки компания указывает место потребления результатов данных услуг. Когда предметом совершения сделки являются работы, то местом ее совершения будет местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение.

Например, место оказания услуг по отдельным договорам будет следующее:

— по договорам страхования — местонахождение потребителя услуг, то есть страхователя;
— по договорам перестрахования — местонахождение страховщика;
— по договорам аренды — местонахождение арендуемого имущества;
— по договорам перевозки и транспортной экспедиции — адрес места выгрузки или пункт назначения.

Цену товара в поле 2.11 и поле 2.14 компания указывает с учетом предоставленных скидок. Раз в уведомлении в поле 2.11 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлин» раздела 1Б необходимо указывать фактическую цену товара, значит, это значение равно финальной цене — с учетом предоставленных скидок (премий, бонусов). Соответственно и в поле 2.14 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин» стоимость товара компания отражает с учетом предоставленной скидки. Такие выводы сделали Президиум ВАС РФ в постановлении от 07.02.12 № 11637/11 и ФНС России в письме от 26.10.12 № ОА-4-13/18182.

Причем важно учитывать два нюанса:

—  если продавец предоставил скидку после окончания отчетного периода, но до подачи уведомления, в уведомлении он показывает уже скорректированные на сумму скидки данные о цене и стоимости товара;
— если скидка предоставлена после направления уведомления, компании необходимо сформировать и направить уточненное уведомление.

При заключении договора займа в уведомление попадает только процент. По такой сделке компания отражает в налоговых расходах только начисленные проценты. Поскольку сама сумма займа не образует ни налоговый доход заемщика, ни налоговый расход заимодавца (подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270 НК РФ). Значит, сумму займа в уведомлении показывать не нужно (о том, какие еще доходы и расходы не нужно отражать в уведомлении, читайте ниже).

Важно! Фирма при выборе контрагента обязана проявлять должную осмотрительность и осторожность. Если никаких действий по проверки контрагента на благонадежность компания не предприняла, то доказать в суде свою правоту будет проблематично.Сделать полную проверку любого партнера вы можете в нашем сервисе «РНК: проверка контрагента». Это бесплатно и занимает всего 1 минуту. Просто найдите фирму по ИНН, названию или ОГРН и составьте досье на контрагента.

Что будет, если нарушить срок сдачи уведомления

Уведомление о контролируемых сделках за 2019 год необходимо подать не позднее 20 мая 2020 года. За нарушение срока организации грозит штраф в размере 5 000 руб. Кроме того, на организацию может быть наложен штраф в размере 5 000 руб. за предоставление недостоверных сведений в этом отчете. Формат уведомления в электронном виде можно скачать на официальном сайте ФНС России.

Если налоговики установят, что организация в результате применения нерыночных цен в контролируемых сделках неуплатила или неполностью уплатила налог, то они взыщут штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Важно! По мнению ВС РФ (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) штраф за недостоверные сведения может быть наложен только, если организация в уведомлении указала неверно:

  • год, за которые предоставляются сведения,
  • предмет сделок,
  • сведения об участниках сделок и суммы доходов (расходов) по контролируемым сделкам.

Ошибки в остальных данных позволяют налоговым органам провести первичный анализ уведомления и принять решение по вопросу о необходимости углубленного контроля.

Какие сделки включать в уведомление — схема и пошаговый алгоритм

Полный перечень контролируемых сделок дан в статье 105.14 НК РФ. Упрощенная схема ниже поможет квалифицировать сделку.

*В схеме не учтен ряд специфических операций, к примеру, с полезными ископаемыми.

Шаг 1. Найдите всех контрагентов, обороты с которыми за 2019 год составили более 60 млн. руб.

Большинство сделок признаются контролируемыми лишь при превышении определенного порога. Минимальный из них равен 60 млн. руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Считать его нужно без НДС и акцизов, эти суммы не входят в доход компании. Проверьте, есть ли у вас контрагенты, общий объем сделок с которыми превысил этот лимит.

В расчет нужно брать доходы по всем сделкам, по которым хотя бы одна сторона признала доходы или расходы (письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239). Далее нужно суммировать доходы обеих сторон. Если ваша компания не знает доходов другой стороны, то их нужно вычислить расчетным методом (письмо Минфина России от 11.12.15 № 03-01-18/72842). Далее нужно оценить доходы сторон исходя из рыночного уровня цен. Из контрагентов, по которым общие доходы превышают 60 млн. руб., сформируйте список, который дальше будете анализировать и дополнять.

Формальной проверки по бухгалтерской базе недостаточно. Налоговики могут признать сделки контролируемыми, если компания провела ее со взаимозависимым лицом, но через посредников (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). То есть сделки вашей компании с дружественным контрагентом А и формально независимым контрагентом Б нужно считать вместе, если Б является простым посредником между вами и А.

Если информации о связях между контрагентами у главбуха нет, стоит запросить ее у юристов и финансовой службы, а также у директора. Иначе компанию впоследствии могут оштрафовать за неподачу уведомления.

Шаг 2. Уберите из списка только тех контрагентов, с которыми компания никоим образом не может быть признана взаимозависимой

Если сделки из вашего списка не связаны с мировой биржей или резидентами офшоров, есть одна причина считать их контролируемыми. Стороны сделки взаимозависимы (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Два лица признаются взаимозависимыми, если одно из них может влиять на решения другого (ст. 105.1 НК РФ). К примеру, дочерняя компания и учредитель, который владеет долей более 25% ее уставного капитала. Или директор и компания, в которой он работает. Или супруги. Полный перечень взаимозависимых лиц дан во врезке ниже.

Какие лица признаются взаимозависимыми в силу НК РФ

В пункте 2 статьи 105.1 НК РФ приведен перечень лиц, которые являются взаимозависимыми в силу Налогового кодекса:

  • дочерняя компания и ее учредитель, который прямо или косвенно владеет долей более 25%;
  • две компании, если у них общий учредитель с долями более 25%. Учитывается и прямое, и косвенное владение;
  • две организации или компания и физлицо, если в цепочке владения каждый учредитель прямо владеет долей свыше 50% в каждой последующей компании из цепочки;
  • компания и физлицо, которое вместе со своими близкими родственниками вправе выбирать не менее 50% совета директоров такой компании;
  • две компании, у которых совет директоров не менее чем на 50% назначен по решению одного физлица вместе с его близкими родственниками;
  • две компании, у которых советы директоров наполовину состоят из одних и тех же физлиц с учетом их близких родственников;
  • компания и ее директор;
  • две компании с одним и тем же директором;
  • руководитель и его подчиненный;
  • близкие родственники: супруги, дети-родители, братья-сестры и т. д.

Но лица могут быть взаимозависимыми не только в силу НК РФ. Суд вправе признать их таковыми на свое усмотрение (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), или сама компания может так их квалифицировать (п. 6 ст. 105.1 НК РФ). В форме уведомления есть даже специальная ячейка в разделе 1А: взаимозависимы по Кодексу, по решению суда или по решению компании.

Таким образом, из сформированного списка безопасно убрать лишь тех контрагентов, которые явно не подходят под понятие взаимозависимых. В случае сомнений проще оставить их в перечне для дальнейшего анализа.

Шаг 3. Проверьте условия налогообложения контрагентов, которые остались в списке

Если сумма сделок с потенциально взаимозависимыми лицами не превышает 1 млрд. руб., то другим основанием может быть применение налоговых послаблений одной из сторон сделки. Помимо заведомо специфических оснований, к таким можно отнести (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • освобождение от уплаты налога на прибыль, в том числе из-за применения упрощенки, ЕСХН или вмененки (письмо Минфина России от 01.06.15 № 03-01-18/31603);
  • уплату налога на прибыль по нулевой или пониженной ставке;
  • участие в особой или свободной экономической зоне или региональном проекте, которые предусматривают пониженную ставку налога на прибыль.

Если ваша компания отвечает этим условиям, то при превышении лимитов придется подать уведомление по большинству сделок с контрагентами, оставшимися в списке. Если ваша компания платит налог на прибыль по общей ставке, то проверять нужно контрагентов. Безопаснее сделать это в письменной форме, чтобы у главбуха остались письменные ответы. Они докажут, что компания не должна была подавать уведомление по сделкам с тем или иным контрагентом.

Копию запроса и доказательства его отправки контрагенту сохраните. Даже если он вам не ответит, а потом сделка будет признана контролируемой, эти письма будут аргументом в пользу компании.

Шаг 4. Дополните список контрагентами по безлимитным сделкам

Некоторые сделки признаются контролируемыми независимо от применения лимитов. Это относится к внешней торговле нефтью, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгкамнями (п. 5 ст. 105.14 НК РФ). Если у вас были такие сделки в 2019 году, то независимо от суммы сделки она признается контролируемой.

Кроме того, Минфин России настаивает, что внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по ним (письма от 10.12.15 № 03-01-18/72408, от 14.10.15 № 03-01-18/58760 и от 16.09.15 № 03-01-18/53086). Это спорно. Ведь для сделок с резидентами офшоров установлен лимит в 60 млн. руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Шаг 5. Подайте уведомление о контролируемых сделках

Если в списке остались контрагенты, их нужно еще раз тщательно проанализировать на предмет специфических условий в статье 105.14 НК РФ. Они касаются малого количества компаний, но безопаснее подстраховаться (см. схему выше). Если в результате анализа вы получили перечень контролируемых сделок, то подать уведомление нужно до 20 мая 2020 года.

Обзор последних изменений по налогам, взносам и зарплате

Вам предстоит перестроить свою работу из-за многочисленных поправок в Налоговый кодекс. Они коснулись всех основных налогов, включая налог на прибыль, НДС и НДФЛ.

Изменения по налогам, взносам и зарплате

Приказ ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@ (ред. от 26.07.2019) «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме, порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, а также порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и признании утратившим силу приказа ФНС России от 27 июля 2012 г. N ММВ-7-13/524@» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2018 N 51864)

Уведомления в ред. Приказа ФНС России от 26.07.2019 N ММВ-7-13/380@ представляются в отношении сделок, совершенных в календарном году, обязанность уведомления о которых наступила после 26.11.2019.

  • Приказ
  • Приложение N 1. Уведомление о контролируемых сделках (Форма по КНД 1110025)
    • Сведения о налогоплательщике — физическом лице
    • Раздел 1А. Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)
    • Раздел 1Б. Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)
    • Раздел 2. Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)
    • Раздел 3. Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)
  • Приложение N 2. Формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме
    • I. Общие сведения
    • II. Описание файла обмена
      • Файл обмена (Файл) (Таблица 4.1)
      • Состав и структура документа (Документ) (Таблица 4.2)
      • Сведения о налогоплательщике (СвНП) (Таблица 4.3)
      • Налогоплательщик — организация (НПЮЛ) (Таблица 4.4)
      • Сведения о реорганизованной (ликвидированной) организации (СвРеоргЮЛ) (Таблица 4.5)
      • Налогоплательщик — физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) (НПФЛ) (Таблица 4.6)
      • Сведения о налогоплательщике — физическом лице (СвФЛ) (Таблица 4.7)
      • Лицо, подписавшее документ (Подписант) (Таблица 4.8)
      • Сведения о представителе налогоплательщика (СвПред) (Таблица 4.9)
      • Уведомление о контролируемых сделках (УвКонтрСд) (Таблица 4.10)
      • Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок) (СвКонтрСд) (Таблица 4.11)
      • Основания для контроля сделки (группы однородных сделок) в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (ОснКонтрСд) (Таблица 4.12)
      • Основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (Осн105.14) (Таблица 4.13)
      • Особенности отнесения сделки к контролируемой, если сделка совершена между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (ОснРФ105.14) (Таблица 4.14)
      • Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок) (КонтрСд) (Таблица 4.15)
      • Код источника информации, используемой налогоплательщиком (КодИстИнф) (Таблица 4.16)
      • Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок) (ДохРасхСд) (Таблица 4.17)
      • Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок) (СвПредмСдН) (Таблица 4.18)
      • Перечень предметов сделки (группы однородных сделок) (ПерПредСд) (Таблица 4.19)
      • Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок) (СвОргУчаст) (Таблица 4.20)
      • Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок) (СвФЛУчаст) (Таблица 4.21)
      • Сведения о налогоплательщике — физическом лице (СвФЛ) (Таблица 4.22)
      • Сведения о документе, удостоверяющем личность (УдЛичнФЛТип) (Таблица 4.23)
      • Место отправки (доставки) товара, совершения сделки (МестоТип) (Таблица 4.24)
      • Адрес за пределами территории Российской Федерации (АдрИнТип) (Таблица 4.25)
      • Фамилия, имя, отчество (ФИОТип) (Таблица 4.26)
  • Приложение N 3. Порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках
    • I. Общие положения
    • II. Общие требования к заполнению формы Уведомления
    • III. Состав Уведомления о контролируемых сделках
    • IV. Заполнение титульного листа Уведомления
    • V. Заполнение страницы «Сведения о налогоплательщике — физическом лице» Уведомления
    • VI. Заполнение Раздела 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»
    • VII. Заполнение Раздела 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»
    • VIII. Заполнение Раздела 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»
    • IX. Заполнение Раздела 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»
    • Приложение N 1
      • Коды, определяющие способ представления уведомления о контролируемых сделках в налоговый орган
      • Код, определяющий место представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках
      • Коды форм реорганизации и код ликвидации организации
      • Код основания отнесения сделки к контролируемой
      • Коды наименования сделки
      • Коды стороны сделки
      • Код основания признания цены сделки рыночной
      • Коды методов ценообразования
      • Код источника информации, используемого налогоплательщиком
      • Код вида деятельности физического лица
      • Код условий поставки
    • Приложение N 2. Справочник «Коды субъектов Российской Федерации»
    • Приложение N 3. Коды видов документов, удостоверяющих личность физического лица
  • Приложение N 4. Порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме

Открыть полный текст документа

Контролируемые сделки по новым правилам

Закон № 302-ФЗ от 03.08.2018 внёс поправки в статью 105.14 НК РФ, которые уточняют порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой. Старший юрист-консультант Николай Шамин ответил на самые актуальные вопросы по этой теме.

Какие сделки считались контролируемыми раньше?

Согласно устаревшей редакции контролируемыми называли сделки:

  • с российским взаимозависимым лицом, если годовая сумма доходов по сделкам больше 1 млрд руб. (Письмо Минфина России от 06.07.2017 № 03-12-11/1/42985);
  • с взаимозависимым лицом на УСН, если годовая сумма доходов по сделкам больше 60 млн руб.;
  • с взаимозависимым лицом – плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по сделкам больше 100 млн руб.;
  • с офшорными компаниями, если годовая сумма доходов по сделкам больше 60 млн руб.;
  • с взаимозависимым лицом – иностранной организацией, в том числе офшорной компанией, или нерезидентом независимо от суммы (письма Минфина России от 10.05.2016 № 03-01-18/28673, ФНС России от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@);
  • импорт и экспорт нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если годовая сумма доходов по сделкам с одним лицом больше 60 млн руб. (Письмо Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229).

Что изменилось?

Изменился порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой, а именно:

  • скорректирован перечень оснований, одними из которых указаны применение разных ставок по налогу на прибыль и освобождение одного из субъектов от уплаты налога на прибыль;
  • для всех внутрироссийских сделок установлен единый порог по сумме доходов для признания их контролируемыми – 1 млрд руб. (ранее для отдельных сделок он составлял 60 млн и 100 млн руб.);
  • введён суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых – 60 млн руб.

Указанные изменения выводят ряд сделок из категории контролируемых (например, если сделка не отвечает признакам п. 2 ст. 105.14 НК РФ, она не контролируется, даже если доходы по ней превышают 1 млрд руб., или если обе стороны сделки применяют стандартную ставку по налогу на прибыль, то сделки между ними признаваться контролируемыми не будут).

Сумма доходов по таким сделкам за календарный год определяется путём сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учётом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). При этом при определении суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются доходы в виде процентов, полученных по договору займа (например, Письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67).

Далее рассмотрим особенности определения контролируемых сделок между российскими контрагентами и иностранными партнёрами.

Внутрироссийские сделки будут контролироваться при одновременном соблюдении двух критериев:

  • если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.;
  • если сделки удовлетворяют условиям, указанным в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ.

В то же время в список условий, указанных в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ, добавлены следующие пункты:

  • если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль от деятельности, в рамках которой заключена сделка;
  • если доходы (расходы) по сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Обращаем внимание

Если одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или стороны применяют разные ставки налога на прибыль к прибыли от деятельности, сделка будет признана контролируемой. Например, поскольку участник специальной экономической зоны (СЭЗ) в соответствии с подпунктом 1.7 статьи 284 НК РФ применяет по своим сделкам пониженную ставку налога на прибыль, сделка с взаимозависимым лицом, которое не является участником специальной экономической зоны (СЭЗ), будет признана контролируемой.

Более того, контролируемой сделка теперь может стать, даже если обе её стороны – участники специальной экономической зоны (СЭЗ). Ведь они могли получить этот статус в разное время. Значит, у одного из них может уже истечь трёхлетний срок, в течение которого он имел право применять ставку налога на прибыль 2 % по платежам в региональный бюджет. То есть он перейдёт на ставку 6 %, чем будет отличаться от своего контрагента, у которого названный трёхлетний срок ещё не истёк.

Ещё одним важным нововведением в НК РФ является изменение контроля в отношении операций с посредниками и иностранными компаниями, а именно при работе с данной категорией лиц сделка может быть признана контролируемой. В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ операции через посредников, не являющихся взаимозависимыми, а также сделки со взаимозависимыми иностранными лицами будут признаны контролируемыми, если доходы по ним за год превышают 60 млн руб. Необходимо отметить, что ранее сделки с иностранными контрагентами подлежали обязательному контролю независимо от суммы контракта.

Сделки, в которых участвуют невзаимозависимые посредники, признаются контролируемыми, если:

  • фактические стороны осуществляемой сделки через посредников – взаимозависимые лица (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  • посредники участвуют в сделке формально, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  • превышен суммовой порог в размере 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Какие сделки не признаются контролируемыми?

Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ):

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
  • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Определение цены контракта

Трансфертное ценообразование – установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Правила трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 НК РФ.

Признание цен рыночными для целей налогообложения осуществляется в соответствии с разделом V.1 кодекса, в том числе с применением методов, указанных в пункте 1 статьи 105.7 кодекса, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

При определении доходов (расходов), полученных в результате сделок между взаимозависимыми лицами, разделом V.1 НК РФ предусмотрено применение общепринятого в мировой практике принципа «вытянутой руки» («справедливой цены»), закрепленного пунктом 1 статьи 105.3 кодекса (Письмо от 28.08.2018 № 03-12-11/1/61211)

Налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок между взаимозависимыми лицами не обязаны руководствоваться в вопросах ценообразования положениями Налогового кодекса РФ (Письмо от 13.12.2018 № 03-12-11/1/9081).

Расчёт цены может осуществляется в соответствии с формулой, определённой в договоре. Изменение цены, обусловленное применением такой формулы, не может признаваться изменением условий сделки (договора). Такая позиция высказана и в Письме Минфина России от 17.07.2013 № 03-01-18/27879.

Контроль ценообразования сделок

Соответствие цены контролируемых сделок проверяет ФНС России. Оно не может выступать предметом выездных и камеральных проверок, проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями. В то же время представители территориальных ИФНС вправе применять методы определения доходов (выручки, прибыли), предусмотренные главой 14.3 НК РФ, если использование рыночных цен предусмотрено соответствующими нормами глав 21, 23, 25 НК РФ.

ФНС России в своём Письме от 16.09.2014 № ЕД-4-2/18674@ разъясняет полномочия ФНС России и территориальных налоговых органов в сфере контроля ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами, не признаваемым контролируемыми согласно статье 105.14 НК РФ, а именно:

  • проверка соответствия цен в контролируемых сделках осуществляется непосредственно ФНС России;
  • проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, но которые не признаются контролируемыми, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, в случае занижения цен, что приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 105.3 НК РФ, письма Минфина России от 25.02.2016 № 03-01-11/10321, ФНС от 27.11.2017 № ЕД-4-13/23938@, Обзор ВС РФ от 16.02.2017).

При проверке контролёры в первую очередь применяют метод сопоставимых рыночных цен, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. Если этот метод невозможен, применяют другие (п. п. 1-3 ст. 105.7 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.11.2018 № 03-12-12/1/85982, Письмо Минфина России от 13.12.2018 № 03-12-11/1/90817). При этом налоговый орган должен обосновать невозможность применения того или иного метода:

  • метод цены последующей реализации;
  • затратный;
  • сопоставимой рентабельности;
  • распределения прибыли.

В то же время НДС, налог на прибыль, НДПИ, НДФЛ, заниженные из-за трансфертных цен, контролёры могут доначислить с пенями и штрафами (п. 4 ст. 105.3, ст. 129.3 НК РФ, Письмо ФНС России от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615).

Появилось мнение суда: цена по неконтролируемым сделкам может быть проверена только при многократном отклонении от рыночного уровня (цены по сделкам с невзаимозависимыми контрагентами). Отклонение цен по спорным сделкам в диапазоне от 11 до 52 % по сравнению с ценами на аналогичный товар по сделкам предпринимателя с третьими лицами не является многократным. Более того, при определении размера отклонений не учитывается сопоставимость сделок, выбранных для сравнения (в т. ч. по критерию объёма поставок) (см. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327).

В случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтённую при налогообложении. Несоответствие применённой налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений разд. V.1 и ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

Уведомление за 2018 год нужно подать по новой форме

В 2019 году налогоплательщик должен уведомить ИФНС о сделках, которые признавались контролируемыми в 2018 году.

За 2018 год уведомления подаются по новой форме (Приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@).

Срок сдачи уведомлений за 2018 год – не позднее 20 мая. Уточнённые уведомления за прошлые годы сдаются по прежней форме (Письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/7636@).

Итак, законодатель уточнил критерии определения контролируемых сделок. Во- первых, установлен порог суммы сделки с иностранным взаимозависимым лицом и сделки через посредника. Во-вторых, применение самостоятельного суммового критерия в 1 млрд руб. теперь недостаточно для признания сделки контролируемой. Для этого необходимо наличие одного из критериев пункта 2 статьи 105.14 НК РФ. Благодаря этому налоговые органы сфокусируют своё внимание на крупных сделках, имеющих важное значение для бюджетной системы. Кроме того, ряд налогоплательщиков будет освобождён от обязанности составления и направления уведомлений в налоговые органы по небольшим сделкам, что не исключает контроля за ценообразованием.

Согласно пп. 1 и 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Что представляют собой контролируемые сделки

Фискальные органы уделяют пристальное внимание контролируемым сделкам. Эти сделки, заключаемые между взаимозависимыми участниками рынка, выделяются в отдельную категорию. Доходная составляющая таких сделок достаточно велика, и ФНС заинтересовано в тщательном контроле уплаты налогов по ним. В нашем материале будут рассмотрены особенности контролируемой сделки и критерии отнесения сделки к этой категории с учетом поправок законодательства, действующих в текущем году, с примерами и пояснениями.

Что представляет собой контролируемая сделка

Сделкой, применительно к положениям о контролируемых операциях в бизнесе, признается любая операция, по итогам которой устанавливаются, изменяются, прекращаются гражданские права (обязанности). Понятие «договор», по мнению ФНС, здесь не идентично «сделке», договор может не подразумевать единственную сделку (Документ ОА-4-13/14433 от 30/08/12 г.).

Взаимозависимые и причисленные к этой категории субъекты обозначены в ст. 20 НК. Отношения между ними могут влиять на финансовые показатели и условия их совместной работы. Признаки взаимозависимости деловых партнеров:

  • суммарно организация участвует в другой более чем на 1/5 доли;
  • физлицо подчинено другому по должности;
  • партнеры являются родственниками, супругами, находятся в отношениях усыновления, опеки, попечительства.

Контролируемой сделка может быть признана решением суда (НК РФ, ст. 105.14-10), аналогично и взаимозависимыми лица могут быть названы по решению суда (ст. 20-2, там же).

Пример: Один из российских участников контролируемой сделки на сумму 1 млрд руб. (условно), обнаружив, что лимит сделок за год может быть превышен, обращается к услугам посредников и включает их в схему сделки. Он продает продукцию компании А на сумму 0,7 млрд руб. и компании Б на сумму 0,3 млрд руб., а те сбывают товар взаимозависимому лицу. ФНС может обратиться в суд с иском о признании сделки контролируемой. Суд удовлетворит эти требования, если будет доказано формальное участие посредников в сделке и фактическая сумма сделки между взаимозависимыми лицами 1 млрд руб.

По контролируемым сделкам ФНС вправе проверить цены сделки на соответствие рыночным несколькими методами, при необходимости комбинируя их (НК РФ, ст. 105.7). Конечной целью является налоговый контроль:

  • налога на прибыль;
  • НДФЛ;
  • НДПИ;
  • НДС;
  • налога на доп. доход от добычи углеводородного сырья.

Пример: Взаимозависимые партнеры осуществили сделку на сумму 200 млн руб. ФНС проверила сделку и установила ее рыночную цену в 500 млн руб. По итогам проверки будут доначислены налоги с учетом недостающего дохода, равного 300 млн руб.

Если по результатам проверки контролируемой сделки чиновники обнаружат недоплату налога в бюджет, штраф составит 40% от суммы недоплаты, но не менее 30 тыс. руб. (НК РФ, ст. 129.3). НК РФ устанавливает уведомительный порядок информирования ФНС о контролируемых сделках (ст. 105.16). Уведомление может быть подано в бумажном виде или по ЭКС.

Документ содержит следующие обязательные сведения:

  • отчетный год;
  • предмет сделки (товар);
  • информацию об участниках;
  • сведения о доходах и расходах (убытках) по сделкам, с выделением расчетов в регулируемых ценах.

Сведения об участниках включают в себя:

  • наименование юрлица, ИНН (если организация зарегистрирована в ФНС РФ);
  • ФИО индивидуального предпринимателя, его ИНН;
  • ФИО и гражданство физлица, без оформления ИП.

Срок подачи уведомления установлен до 20 мая следующего года. Подается документ по месту нахождения или учета, если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших (КН). За непредоставление сведений или недостоверную информацию грозит штраф в 5 тыс. руб. (ст. 129.4).

Важно! Контролирующий орган имеет право запрашивать информацию по контролируемым сделкам и использовать ее после завершения проверки для проверки иных лиц по той же контролируемой сделке. Информацию нужно предоставить в срок 30 дней с момента получения требования (НК РФ, ст. 105.17, 105.15).

Критерии контролируемых сделок

Контролируемые сделки определяются критериями, содержащимися в НК РФ. Они представлены в таблице, отражающей изменения законодательства в текущем году. Для признания сделки контролируемой достаточно хотя бы одного из названых условий.

Категория сделки Условия Годовой лимит (млн руб.)
Между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в РФ Различные ставки по налогу на прибыль, применяемые сторонами к прибыли по сделке. Один из участников:

  • уплачивает НДПИ в процентах от стоимости;
  • добывает углеводородное сырье;
  • освобожден от налога на прибыль;
  • применяет ЕНВД или единый сельхозналог;
  • пользуется правом на инвестиционный вычет по налогу на прибыль;
  • освобожден от уплаты НДС как исследовательский центр («Сколково» и другие в аналогичном статусе)
1000
Несколько сделок по перепродаже товаров, работ, услуг при участии посредников, не относящихся к взаимозависимым лицам
  • Третьи лица не осуществляют никаких действий по сделкам, кроме сбыта товаров, работ, услуг;
  • третьи лица не несут расходов или рисков при осуществлении сбыта товаров, работ, услуг
60
Внешнеторговые сделки из сферы мировой биржевой торговли Предмет торговли – одна или несколько групп товаров:

  • нефть и товары переработки;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • драгоценные металлы и камни;
  • минеральные удобрения
60
С зарегистрированными в оффшорах, резидентами, жителями оффшоров. Перечень территорий утвержден Минфином Особых условий нет 60

Поправками законодательства, актуальными в текущем году для всех российских участников таких сделок, закреплен единый лимит доходов 1 млрд руб. (раньше значения могли быть разными, в зависимости от сделки), для иностранцев – 60 млн руб. (раньше сделки с иностранцами контролировались полностью). Российские фирмы дополнительно должны соответствовать условиям ст. 105.14-2 НК РФ. В нее добавлены новые основания, позволяющие определить сделку как контролируемую – в отношении добычи углеводородного сырья и различных ставок налога на прибыль.

Попали в зону контроля и операции с участием посредников, при условии превышения суммы доходов по ним по сравнению с лимитом. Годовые доходы подсчитываются с учетом положений гл. 25 НК РФ (НК РФ, ст. 105.14-9).

Внимание! Проценты по договору займа добавляются в доходы (документ №03-01-18/4-67 Минфина от 23/05/12 г.).

Не относятся к контролируемым перечисленные ниже сделки:

  1. Участников консолидированной группы налогоплательщиков, кроме имеющих отношение к уплате НДПИ в процентах.
  2. Сделки, стороны которых в одно и то же время:
    • зарегистрированы в определенном субъекте РФ;
    • не создали обособленных подразделений в иных регионах РФ или за рубежом;
    • не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных регионов;
    • по расчетам налога на прибыль не имеют убытков, в том числе прошлых лет;
    • нет причин признать сделку контролируемой по ст.105.14-2 пп. 2-7 НК РФ.
  3. Сделки, касающиеся углеводородного сырья на одном и том же новом морском месторождении.
  4. Кредитные договоры между банками на срок до одной недели включительно (7 дней).
  5. Сделки военно-технического характера с иностранными государствами.

Кроме того, не контролируются сделки по предоставлению поручительств, гарантий между российскими юрлицами, не являющимися банками; российскими взаимозависимыми лицами по предоставлению займов без процентов. Не контролируются также сделки по уступке прав (требований), если они направлены на предотвращение банкротства банка.

Перечень неконтролируемых сделок содержится в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Указанные сделки исключаются из контролируемых вне зависимости от того, удовлетворяют ли они требованиям ст. 105.14 п. 1-3 НК РФ.

Тезисно

  1. В 2019 году существенно изменились критерии контролируемых сделок. Лимит годовых доходов в отношении российских компаний теперь 1 млрд руб., иностранных — 60 млн руб.
  2. Проверяются неоднократные сделки, имеющие черты контролируемых, с участием посредников. Лимит по ним такой же, как для иностранных фирм.
  3. Доходы рассчитываются, как предписывает гл. 25 НК РФ. Проверки на соответствие сделок ценам рынка проводятся по методике из ст. 105.7 НК РФ.
  4. Хозяйствующие субъекты должны информировать фискальные органы о сделках такого рода. ФНС правомочна запрашивать материалы по сделке и проверять их. Если выявится, что налоги уплачивались неполно, штраф составит 40% от недоплаченной суммы и не меньше 30 тыс. руб.
  5. Существуют сделки, имеющие признаки контролируемых, но к ним не относящиеся. Признаки контролируемых и неконтролируемых операций содержит ст. 105.14 НК РФ.

Редактор статьи:

Наталия Сиворина

Консультант-аналитик 1С Получить консультацию Актуальность статьи проверена:
29.01.2019

Сделки, называющиеся контролируемыми, подразумевают возможность проверки налоговой соответствия заявленной цены таких сделок ценам, имеющимся на рынке.

Рис.1

Отчетные документы имеют форму установленную законодательством, которой надо строго придерживаться. Рассмотрим, как заполнить уведомление о контролируемых сделках 1С на примере версии 1С:Бухгалтерия КОРП, редакции 3.0 (3.0.65.72).

В меню «Отчеты» есть подраздел подконтрольных сделок, через который заполняют, проверяют, печатают и выгружают электронные уведомления.

Рис.2

Для помощи в формировании отчетности в системе имеется специальный помощник.

Рис.3

Рассмотрим создание уведомления на примере условной организации ООО «Шоколадная фабрика» в бухгалтерской программе 1С.

Первый шаг: создание списка

Чтобы из всех хозопераций фирмы вычленить сделки, подлежащие контролю, в систему нужно ввести данные, кто из ваших контрагентов/лиц является взаимозависимым, кто имеет зарубежную регистрацию, а также прописать товары, продающиеся на бирже. Список взаимозависимых лиц храниться в соответствующем справочнике, доступном по ссылке в Помощнике.

Рис.4

Теперь нажимаем «Создать», в появившемся окошке выбираем контрагента и дату начала совершения сделок.

Дата указывается начало года (01.01.ХХ), если на 31.12.ХХ ваш годовой оборот с поставщиком или покупателем превысил 1 млрд. руб. Если вы начали работать с контрагентом не с начала года, то вы указываете дату подписания или поставки товара.

Далее выбираем тип взаимозависимости или же указываем ее отсутствие.

Далее отмечаем параметры, относящиеся к контрагенту. После заполнения нажимаем «Записать и закрыть».

Рис.5

Зависимость задается на конкретный период, то есть в системе можно прописать, что, например, ЗАО «Zefir» было взаимозависимо с ООО «Шоколадная фабрика» в 2017, а с середины 2018 уже не таковым не являлось. Поэтому в нашем справочнике мы создаем 2 записи для ЗАО «Zefir», в одной из которых указываем дату применения и нужный тип зависимости, а во второй – дату окончания договора и тип «Не взаимозависимы».

Рис.6

Рис.7

Также нужно указать страну регистрации: для отечественных организаций – «Россия», для зарубежных – другую.

Рис.8

Рис.9

Рис.10

Если у компании были сделки по договору комиссии, необходимо указать номенклатуру в поле «Предмет сделки для комиссии», иначе – оставить без заполнения.

Рис.11

Рассмотрим пример формирования отчета «Сведения о контролируемых сделках» в программе 1С для автоматизации бухгалтерского учета.

ООО «Шоколадная фабрика» закупила в 2017 году у ЗАО «Zefir» оборудование. Также, компанией ООО «Шоколадная фабрика» была реализована в 2017 продукция взаимозависимой фирмы «Karamel». Данные операции отражены в программе.

Далее, нажав кнопку формирования списка, на основании введенных документов автоматом создаются интересующие нас записи. В открывшемся диалоговом окне подтверждаем выполнение действия и далее, через гиперссылку «Список контролируемых сделок», можно сформировать наш отчет.

Рис.12

Сделка с налоговым резидентом Польши – «Karamel», и сделка с ЗАО «Zefir» включаются в исходный список.

Рис.13

Если имели место какие-либо еще сделки, удовлетворяющие критериям подконтрольных, их нужно внести в список через раздел «Прочих». Создаем и заполняем документ, который предназначен для регистрации произвольных подконтрольных сделок, которые не зарегистрированы автоматом в базе, например, при отражении вручную документом «Операции (бухгалтерский и налоговый учет)».

Рис.14

Рис.15

Второй шаг: Проверка данных

Приступим к проверке данных для формирования уведомления.

Рис.16

Открываем пункты, жмем кнопку формирования отчета и проверяем правильность введенных данных.

Рис.17

Проходим все пункты проверки.

Рис.18

Рис.19

В каждом договоре должно быть указано – «Код наименования сделки/Способ определения цены сделки/Код условий поставки» для участников ВЭД, а если надо, также поставить отметку о ЕСХН и ЕНВД. Помимо этого для каждой товарной позиции необходимо указать некоторые реквизиты в карточке номенклатуры. В отчетах незаполненные поля выделены красным цветом (ТН ВЭД, ОКПД2, ОКВЭД2).

Для удобства формы для редактирования можно открыть непосредственно из формы отчета, щелкнув на красном поле.

Рис.20

Рис.21

Следующий шаг: Сформировать уведомление

Рис.22

Перейдя по гиперссылке 1, можно создать отчет о контролируемых сделках в 1С, включенных в уведомление.

Рис.23

В регистре сведений 2 хранится информация о границах на каждый отчетный год.

Рис.24

В уведомление подлежит включению только та часть из всех выбранных на предыдущих этапах сделок, где сумма доходов превышает установленные статьей 105.14 НК РФ границы.

«Один лист 1Б для каждой сделки (или нескольких сделок)» отражает данные о товаре: страна производства, цены, точка продажи и прочие данные. Если имеются сделки с одними и теми же условиями, их можно объединить, выбрав второй пункт. Ниже указывается место предоставления декларации.

Рис.25

Нажимаем кнопку «Заполнить уведомление».

Рис.26

По ссылке «Состав уведомления (листы 1А и 1Б)» можно проверить сформированные листы и вывести их на печать, нажав кнопку «Лист 1А».

Рис.27

Рис.28

Рис.29

Рис.30

Нажав на «Анализ», можно посмотреть данные уведомления и вывести отчет на печать.

Рис.31

Уведомление может быть передано в ИФНС как в бумажном, так и электронном виде. «Помощник» предусматривает его выгрузку, но если у компании большое количество сделок, то будет сформировано много листов А и Б, то есть файл будет большого объема. Поэтому есть варианты выгрузки в XML – без разделения и с разделением по 100 Мб. Жмем «Выгрузить в XML» (выбранный вариант) и получаем файл для передачи в налоговую, в соответствии с утвержденным форматом.

Рис.32

Готово!

Рис.33

Кнопка «Печать» поможет распечатать его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *