Содержание
Лекция «Содержание деятельности младшего воспитателя ДОУ»
ООО «Издательская Группа «Основа»
Организация: ООО «Издательская Группа «Основа»
Населенный пункт: г. Москва
План
1. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность младшего воспитателя ДОУ.
2. Должностные обязанности младшего воспитателя и его взаимодействие с воспитателем.
3. Педагогические методы и приемы воспитания в детском саду.
1. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность младшего воспитателя ДОУ.
Нормативно-правовая база, регулирующая сферу дошкольного образования в Российской Федерации, должна включать не только законодательные акты РФ, методические материалы Министерства образования и науки РФ, документы региональных органов управления образованием, но и международные акты.
Несмотря на то, что должность младшего воспитателя не относится к педагогическим, а включена в перечень должностей учебно-вспомогательного персонала, регулируют его деятельность документы, обеспечивающие нормативно-правовую базу педагогических работников:
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Всеобщая декларация о культурном разнообразии.
3. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного разнообразия.
4. Семейный кодекс Российской Федерации.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации» на период до 2025 года.
8. Указ Президента Российской Федерации № 240 от 29.05.2017 г. «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
9. Постановление Правительства РФ № 678 от 08.08.2013 г. «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».
10. Приказ № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
11. Приказ № 1014 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
12. Комментарии к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
13. Приказ № 276 от 07.04.2014 г. «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
14. Приказ № 293 от 08.04.2014 г. «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
15. Приказ № 536 от 11.05.2016 г. «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
16. Приказ № 1547 от 05.12.2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
17. Приказ № АП-87/02вн от 15.09.2016 г. «Методические рекомендации по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
18. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15.05.2013 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее – СанПиН).
19. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №761 от 26.08. 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
20. Профессиональный стандарт (Приказ Министерства труда и социальной защиты от 18 ноября 2013 года №544н).
Деятельность младшего воспитателя дошкольной образовательной организации обеспечивается системой взаимосвязанных управленческих документов, составляющих локальную документационную базу. Состав документации младшего воспитателя определяется его компетенцией и функциями, кругом профессиональных полномочий, характером взаимодействия между младшим воспитателем, воспитателем, родителями (законными представителями), администрацией ДОУ, вышестоящим органом и другими организациями.
К документам локального характера младшего воспитателя относят:
- • Устав дошкольной образовательной организации
- • Положение о педагогическом совете
- • Должностная инструкция младшего воспитателя
- • Инструкция по охране труда
- • Инструкция по пожарной безопасности
- • Инструкция по охране жизни и здоровья детей
- • Общая образовательная программа дошкольного учреждения, разработанная на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования
- • Положение об общем собрании трудового коллектива
- • Правила внутреннего трудового распорядка
- • Другие Положения и локальные документы
Общие сведения о воспитанниках группы младшего воспитателя включают:
1) список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ);
2) листы адаптации (для вновь поступивших детей);
3) антропометрические данные (группа здоровья, рост, вес);
4) режимы группы (на холодный, теплый, адаптационный периоды года);
5) циклограмма ОД (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках);
6) расписание утренних гимнастик;
7) сведения о детях и их родителях.
Создание образовательного пространства в дошкольной образовательной организации во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса, что не в малой степени обеспечивается соблюдением нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность коллектива при организации воспитания и обучения детей.
Таким образом, профессиональная деятельность младшего воспитателя регулируется законодательными и нормативно-правовыми документами международного и федерального уровня, документацией региональных органов управления, а также внутренними локальными актами дошкольной образовательной организации.
2. Должностные обязанности младшего воспитателя и его взаимодействие с воспитателем.
Должностные обязанности младшего воспитателя являются неотъемлемой частью его должностной инструкции, которая разрабатывается в соответствии с:
- • Трудовым кодексом Российской Федерации;
- • Федеральным законом №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО);
- • Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- • другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
Основная обязанность младшего воспитателя – осуществление под руководством воспитателя группы ДОУ повседневной деятельности, обеспечивающей создание условий для социально-психологической адаптации воспитанников.
Другие должностные обязанности младшего воспитателя рассмотрены в таблице 1.
Таблица 1 Должностные обязанности младшего воспитателя
Обязанность |
|
Участие |
• в организации деятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем группы детского сада согласно образовательной программе с учетом требований ФГОС ДО; • в работе, направленной на профилактику отклоняющегося поведения и вредных привычек у воспитанников. |
Обеспечение |
• совместно с медицинским работником ДОУ и под руководством воспитателя группы детского сада сохранения и укрепления здоровья воспитанников, проведения мероприятий, способствующих их психофизическому развитию;
|
Проведение
|
|
Организация
|
|
Соблюдение
|
|
Кроме этого, младший воспитатель имеет следующие должностные обязанности:
1. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам, входящим в его компетенцию.
2. Подготовка воды, предназначенной для закаливающих процедур детей и полоскания рта.
3. Оказание помощи воспитателю группы детского сада во время одевания и раздевания воспитанников: первые две трети одетых на прогулку детей выходят с воспитателем группы, оставшуюся одну третью часть детей одевает младший воспитатель и выводит их на участок, передавая воспитателю.
4. Осуществление контроля чистоты полотенец и наличия в группе кипяченой воды для питья.
5. Совместно с воспитателем группы детского сада: проведение гигиенических и закаливающих процедур; подготовка участка для прогулки; присмотр за воспитанниками во время «тихого часа» во время отсутствия воспитателя в группе по уважительной причине.
6. Проявление выдержки и педагогического такта в общении с воспитанниками и их родителями (законными представителями).
7. Поддержание надлежащего порядка на своем рабочем месте и во всех помещениях закрепленной за ним группы. Бережное и аккуратное использование имущества дошкольного образовательного учреждения.
8. Своевременное прохождение ежегодного медицинского осмотра по графику, утвержденному в ДОУ.
На усмотрение администрации образовательной организации перечень должностных обязанностей младшего воспитателя может быть скорректирован и/или дополнен. Кроме этого, младший воспитатель должен знать основы оказания первой медицинской помощи, педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы.
Взаимосвязь воспитателя и младшего воспитателя в процессе воспитания, обучения и повседневной жизни детей играет особую роль. От согласованности действий коллег в группе, упорядоченности исполнения обязанностей каждого будет зависеть не только обеспечение сохранности здоровья и жизни воспитанников, но и результат освоения образовательной программы дошкольного образования. Примерная циклограмма взаимодействия воспитателя и младшего воспитателя в Приложении наглядно это демонстрирует.
3. Педагогические методы и приемы воспитания в детском саду.
Эффективность обучения и воспитания напрямую зависят от того, какие педагогические методы и приемы будет использовать работник образования, в том числе
младший воспитатель для того, чтобы донести до воспитанников содержательную часть образовательной программы, сформировать у них необходимые навыки и умения, развить способности в той или иной деятельности.
Методами воспитания называют научно-обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия между педагогом и воспитанниками, способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности, отношений, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. А методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности.
Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием является элементом метода (таблица 2).
Таблица 2 Педагогические методы и приемы
Методы |
Приемы |
Методы формирования сознания личности |
Рассказ, разъяснение, объяснение, беседа, этическая беседа, анализ ситуаций, увещевание и др. |
Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников |
Поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования и др. |
Методы стимулирования деятельности и поведения |
Требование, соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий и др. |
Методы контроля |
Педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников и др. |
Методы обучения имеют свою классификацию, зависящую от цели и содержания занятия.
1. Наглядные методы:
а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основное, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы;
б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов.
2. Практические методы:
а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;
б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;
в) моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.).
3. Игровые методы и приемы:
а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания;
б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний.
4. Словесные методы:
а) рассказ педагога – изучение учебного материала;
б) беседа – когда у детей есть знания о предмете;
в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.
Несмотря на то, что обучение воспитанников не является компетенцией младшего воспитателя, в функциональные обязанности младшего воспитателя входит участие в проведении занятий, знать основные педагогические методы и приемы ему необходимо.
В большей степени профессиональная деятельность младшего воспитателя обязывает его ориентироваться в основах взаимодействия с детьми разных возрастных групп, успешно применяя на практике метод трудового поручения.
В группе младшего дошкольного возраста совместно с воспитателем младший воспитатель учит детей элементарным правилам вежливости: сказать спасибо, выразить свою просьбу «дайте, пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания»; принимает участие в одевании и раздевании детей, терпеливо учит самостоятельности, объясняет последовательность одевания одежды, поощряет; в основном учит детей последовательности выполнения действий самообслуживания короткими и четкими указаниями.
Детям средней группы уже привит навык самообслуживания. Функция младшего воспитателя заключается в закреплении и контроле уже освоенных навыков и привитию новых. Например: сервировка стола, пользование столовыми приборами, более сложные действия в одевании (завязывание, застегивание).
Дети старших и подготовительных групп выполняют посильную помощь младшему воспитателю, например: вытирание пыли, полив цветов, мытье стульчиков, разливание напитков по кружкам с помощью половника. Всему этому терпеливо учит детей младший воспитатель, используя арсенал педагогических методов и приемов, тем самым осуществляя процесс воспитания дошкольников.
Кроме перечисленных традиционных методов и приемов, курс, которым сейчас «идет» современное дошкольное образование, обязывает каждого работника образования знать и применять в профессиональной практике методы и приемы, оформившиеся в так называемые инновационные педагогические технологии.
Инновационные технологии в дошкольной образовательной организации внедрять не только можно, но и нужно. Однако следует учитывать, что к педагогическим технологиям, применяемым в образовательном процессе детей дошкольного возраста, предъявляется несколько строгих требований. К ним относятся:
1. Концептуальность, предполагающая, что воспитательный процесс должен основываться на определенной научной концепции.
2. Системность – требование, предусматривающее, что технологиям необходимо обладать всеми признаками, характерными для системы. То есть они должны быть целостными, логичными, а составляющие их элементы – взаимосвязанными.
3. Управляемость – требование, под которым подразумевается, что педагогическому коллективу должна быть обеспечена возможность ставить перед собой определенные цели, планировать процесс обучения, по ходу работы корректировать те или иные моменты.
4. Воспроизводимость – требование, в соответствии с которым технология должна быть одинаково эффективна вне зависимости от личности педагога, применяющего ее на практике.
На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах РФ, насчитывается более сотни. Среди них особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, технологиям проектной деятельности, информационно-коммуникационным, личностно-ориентированным и игровым технологиям.
Таким образом, младший воспитатель является полноправным членом образовательного пространства дошкольной образовательной организации, поэтому должен регламентировать свою деятельность соответствующими нормативными документами и соблюдать требования современных образовательных стандартов.
Младший воспитатель играет большую роль в жизни ребенка. Речь, поведение, поступки, манера держаться – все является примером для воспитанников. Острая восприимчивость и наблюдательность малышей, их стремление быть похожими на взрослых обязывает младшего воспитателя быть достойным для подражания.
Опубликовано: 03.04.2019
Дистанционные курсы для младших воспитателей ДОУ
Пройти курсы младшего воспитателя дистанционно недорого предлагает дистанционный институт современного образования ДИСО, у нас Вы найдёте дистанционные курсы повышения квалификации для воспитателей детского сада по доступной цене. На плечи младшего воспитателя ложится колоссальная ответственность, поскольку работать приходится с маленькими детьми, которые в силу возраста мало чего понимают, поэтому за ними нужен постоянный контроль, и младший воспитатель находится в постоянном напряжении. В то же время, если младший воспитатель грамотно организует свою работу, заниматься с маленькими детьми станет очень интересно, и работа перестанет быть в тягость. Наши курсы повышения квалификации для младших воспитателей как раз и направлены на то, чтобы помочь Вам облегчить свой труд, пройдя обучение Вы узнаете о современных направлениях в педагогике, узнаете, как заинтересовать ребятишек и не только завладеть их вниманием, но и удерживать его на протяжении всего занятия. Деткам будет интересно с Вами и на прогулке, и в группе, они меньше будут отвлекаться на посторонние моменты и станут эффективней обучаться, что позволит говорить о Вас как об опытном специалисте. Вы будете проходить курсы для младших воспитателей детского сада дистанционно, обучаться сможете в удобное время и в любом месте, где есть доступ в интернет, а тематику занятий сможете выбирать по своему желанию. Если ищете эффективные недорогие дистанционные курсы для воспитателей детских садов по разумной цене, обращайтесь в ДИСО.
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция младшего воспитателя в ДОУ разработана в соответствии с Профстандартом «03.014 Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)», утвержденным приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 756н от 5 декабря 2018 г; с учетом ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 г. в редакции от 21 января 2019 года; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2020 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н должность младшего воспитателя отнесена к профессиональной квалификационной группе должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня.
1.3. Младший воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен иметь среднее общее образование и профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки или среднее профессиональное образование без предъявлений требований к стажу работы.
1.4. Младший воспитатель принимается на работу и освобождается от должности заведующим ДОУ в соответствии с требованиями ТК РФ.
1.5. Особыми условиями допуска к работе младшего воспитателя являются:
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- соблюдение условий, изложенных в статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.6. Младший воспитатель непосредственно подчиняется заведующему ДОУ, соблюдает должностную инструкцию, выполняет все распоряжения воспитателя группы.
1.7. Осуществляя свою деятельность, младший воспитатель действует согласно:
- Конституции РФ;
- Федеральному закону «Об образовании в РФ»;
- законодательным актам РФ;
- порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования;
- правилам и нормам по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) дошкольного образования (ФГОС ДО);
- Уставу и локальным актам дошкольного образовательного учреждения;
- Правилам внутреннего трудового распорядка, утвержденным в ДОУ;
- Трудовому договору.
1.8. В своей профессиональной деятельности младший воспитатель ДОУ должен знать:
- требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) при осуществлении ухода в организованных группах;
- основы педагогики и психологии;
- формы и методы наблюдения за психическим и физическим состоянием детей дошкольного возраста от 3 лет;
- способы поддержания положительных взаимоотношений в группе детей от 3 лет;
- подвижные, развивающие игры для детей дошкольного возраста (от 3 лет);
- методики организации игровой деятельности дошкольников;
- формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья;
- способы оказания помощи детям от 3 лет в самообслуживании;
- формы и методы формирования у детей опыта соблюдения правил здорового образа жизни;
- способы обеспечения безопасности деятельности детей дошкольного возраста от 3 лет;
- способы оказания первой помощи детям дошкольного возраста от 3 лет;
- законодательство о правах ребенка, Конвенцию о правах ребенка;
- требования охраны труда и пожарной безопасности.
1.9. В своей профессиональной деятельности младший воспитатель ДОУ должен уметь:
- устанавливать контакт с детьми дошкольного возраста от 3 лет с учетом их физического и психического состояния;
- осуществлять наблюдение за поведением детей дошкольного возраста от 3 лет с целью обеспечения их безопасности в ходе взаимодействия с другими детьми;
- оказывать помощь детям дошкольного возраста (от 3 лет) в самообслуживании (одевание, раздевание, гигиенические процедуры, прием пищи);
- осуществлять сопровождение детей дошкольного возраста во время прогулок;
- проводить подвижные, развивающие игры с детьми дошкольного возраста (от 3 лет);
- организовывать питание детей дошкольного возраста (от 3 лет);
- организовывать полноценный отдых, сон детей дошкольного возраста (от 3 лет), осуществлять присмотр за ними во время сна;
- выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности;
- оказывать первую помощь детям дошкольного возраста от 3 лет, осуществлять вызов медицинских служб или работников.
1.10. Младший воспитатель детского сада должен строго соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка и Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи.
2. Должностные обязанности
В рамках трудовой функции присмотра за детьми дошкольного возраста от 3 лет младший воспитатель имеет следующие должностные обязанности:
2.1. Оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в одевании и раздевании по мере необходимости.
2.2. Оказание помощи детям в возрасте от 3 лет в самостоятельном приеме пищи:
- доставка пищи с пищеблока (кухни) в группу строго согласно графику в закрытой таре, раздачу пищи воспитанникам (вместе с воспитателем), уборка и мытье посуды;
- организация сервировки детских столов вместе с воспитанниками старшего возраста;
- контроль и оказание помощи при приеме пищи детьми;
- осуществление работы по освоению воспитанниками правил поведения за столом.
2.3. Оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в развитии навыков самообслуживания и гигиены:
- проведение гигиенических и закаливающих процедуры;
- осуществление работы по привитию культурных и гигиенических навыков при приеме еды, умывании, одевании и т.д.;
- проведение вместе с медработником детского сада и под руководством воспитателя группы ДОУ мероприятий, способствующих психологическому и физическому развитию детей;
- контроль соблюдения воспитанниками распорядка дня;
- профилактика вредных привычек;
- подготовка воды, предназначенной для процедур закаливания воспитанников и полоскания рта;
- контроль чистоты полотенец и наличия в группе кипяченой воды для питья.
2.4. Присмотр за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) во время сна.
2.5. Проведение подвижных, развивающих игр с детьми дошкольного возраста (от 3 лет):
- подготовка и раздача материала;
- знание и организация основных видов игр (сюжетных, театрализованных, подвижных и т.д.) с теми детьми, которые не заняты с воспитателем;
- участие в утренниках, физкультурных мероприятиях;
- создание игрового пространства;
- поддержка эмоциональной обстановки во время игры.
2.6. Сопровождение детей дошкольного возраста (от 3 лет) на прогулках, занятиях и мероприятиях.
2.7. Контроль поведения детей дошкольного возраста (от 3 лет) в ситуациях их взаимодействия с другими детьми с целью обеспечения их безопасности.
2.8. Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их самочувствии.
2.9. Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек:
- проведение влажной уборки групповых комнат минимум два раза в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств;
- проведение влажной уборки в спальных комнатах после дневного сна;
- выполнение влажной уборки приемной и иных помещений влажным способом 2 раза в день;
- чистка ковров влажной щеткой и с использованием пылесоса;
- санитарная обработка посуды и детских столов непосредственно перед каждым приемом пищи;
- ежедневная гигиеническая обработка санузлов не менее 2 раз в день, детских горшков (при их наличии) после каждого применения согласно действующим требованиям СанПиН;
- смена постельного белья по мере его загрязнения, но не реже одного раза в неделю, маркировка белья и полотенец;
- мытье окон не менее 2 раз в год;
- санитарная обработка игрушек;
- мытье дверей шкафов, детской мебели в группе минимум два раза в месяц;
- проветривание помещений в соответствии с графиком во время отсутствия воспитанников;
- генеральная уборка всех помещений группы один раз в месяц (согласно графику) с использованием моющих и дезинфицирующих средств;
- дополнительные мероприятия, соответствующие действующим требованиям СанПиН при неблагоприятной эпидемической ситуации, контроль дезинфекционной обработки посуды и соблюдение дезинфекционного режима группы во время карантина.
3. Права
3.1. Младший воспитатель ДОУ имеет все права, установленные Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом детского сада, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными актами детского сада.
3.2. Младший воспитатель детского сада в пределах своей компетенции имеет полное право:
- вносить свои предложения по усовершенствованию воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении;
- знакомиться с проектами решений руководителя детского сада, которые относятся к его профессиональной деятельности;
- требовать от администрации ДОУ создания условий, необходимых для осуществления профессиональных обязанностей;
- принимать участие в деятельности органов самоуправления.
3.3. Вносить предложения о поощрении, моральном или материальном стимулировании сотрудников детского сада.
3.4. Младший воспитатель имеет полное право защищать профессиональную честь и достоинство, знакомиться с жалобами и иными документами, которые в той или иной мере содержат оценку его деятельности, предоставлять по ним пояснения.
3.5. Требовать своевременного обеспечения необходимым инвентарем и спецодеждой.
3.6. Младший воспитатель имеет полное право предоставлять информацию руководителю детсада, заместителю руководителя по АХР (завхозу) о приобретении требуемых для выполнения своих должностных обязанностей материалов и средств, о необходимости выполнения ремонтных работ оборудования, инвентаря, помещения группы.
3.7. Использовать все права, относящиеся к режиму рабочего времени, отдыха, отпусков, социальному обеспечению установленными учредительными документами и трудовым законодательством.
4. Ответственность
4.1. Младший воспитатель ДОУ несет полную персональную ответственность:
- за жизнь и здоровье воспитанников, соблюдение инструкций охраны жизни и здоровья воспитанников, нарушение их прав и свобод — согласно законодательству РФ;
- за несоответствующее выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, установленных приведенной должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- за любое правонарушение, совершенное во время своей профессиональной деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
- за любое нанесение материального ущерба — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;
- за несвоевременное прохождение медосмотра.
4.2. В случае любого нарушения Устава, условий Коллективного договора, данной должностной инструкции, Правил внутреннего трудового распорядка, приказов руководителя детского сада младший воспитатель ДОУ подвергается дисциплинарным взысканиям согласно статье 192 ТК РФ.
4.3. При использовании, даже единожды, способов воспитания, включающих в себя элементы физического и (или) психологического насилия над личностью ребенка, а также за совершение любого другого аморального поступка младший воспитатель детского сада может быть освобожден от занимаемой должности согласно трудовому законодательству и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за такой поступок не принимается за меру дисциплинарного взыскания.
4.4. За любое виновное причинение детсаду или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба во время исполнения (неисполнения) своих должностных обязанностей младший воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. Контроль над выполнением настоящей должностной инструкции возлагается на воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
5. Взаимоотношения. Связи по должности
Младший воспитатель ДОУ:
5.1. Осуществляет свою деятельность в режиме нормированного рабочего дня согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели и утвержденному руководителем дошкольного образовательного учреждения, принимает участие в обязательных плановых общественных мероприятиях детского сада, на которые не установлены нормы выработки.
5.2. Участвует в совещаниях, иных мероприятиях относящихся к вопросам воспитательной и образовательной деятельности.
5.3. Ставит в известность руководителя детсада, заместителя руководителя по административно-хозяйственной работе (завхоза) о любых недостатках в обеспечении воспитательно-образовательного процесса. Вносит конкретные предложения по ликвидации выявленных недостатков, по оптимизации работы младшего воспитателя.
5.4. Получает от администрации детского сада материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с приказами, инструкциями и распоряжениями под роспись.
5.5. Взаимодействует с родителями (законными представителями) детей по вопросам, входящим в компетенцию младшего воспитателя, выполняет указания медсестры.
5.6. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией, педагогическими работниками и обслуживающим персоналом дошкольного образовательного учреждения.
5.7. Вовремя информирует руководителя ДОУ и надлежащие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.
6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
6.1. Внесение изменений в должностную инструкцию осуществляется в следующих случаях:
- при изменении должностных прав и обязанностей;
- при возложении на работника наряду с его основными должностными обязанностями дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности);
- при реорганизации юридического лица;
- при изменении штатного расписания (сокращении штатов, введении новой штатной единицы);
- при изменении наименования организации (или внесения иных изменений в учредительные документы) или структурного подразделения и т.д.
6.2. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.
6.3. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.
6.4. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Приложение
Инструкция по мытью игрушек в ДОУ
- Вновь приобретённые игрушки перед поступлением в группы моют в течение 15 минут проточной водой при температуре воды 37°C с 2% мыльно-содовым раствором, а затем высушивается на воздухе. (2% мыльно-содовый раствор – 200гр. мыльно-содового раствора на 10 л. воды.)
- Игрушки моют ежедневно в конце дня, а в ясельных группах – 2 раза в день.
- Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.
- Пенолатексные, ворсованные игрушки обрабатываются согласно инструкции завода – изготовителя.
- Не допускается использование мягконабивных игрушек для игр детей.
Инструкция по мытью столовой посуды в ДОУ
- Посуду и столовые приборы моют в 2 или 3-гнездовых ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения.
- Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (на 10 литров воды 200 грамм мыльно-содового раствора), (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 градусов.
- Ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 градусов (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решётках.
- Чашки промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивание горячей проточной водой производят во второй ванне и просушивают.
- Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых кассетах в вертикальном положении ручками вверх.
- При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводится обеззараживание (дезинфекция) посуды в установленном порядке.
- Посуду хранят в буфете.
Инструкция по уборке туалетной комнаты в ДОУ
- Санитарно-техническое оборудование подлежит обеззараживанию независимо от эпид. ситуации.
- Сиденья на унитазах, ручки сливных бочков и ручки дверей моют мыльно-содовым раствором ежедневно. Унитазы чистят 2 раза в день квачами и щётками с использованием чистящих и дезинфицирующих средств после использования квачи замачивают 3% «Самаровке» на 60 мин. (3% «Самаровка» – 30 мл. р-р + 970 мл воды или 0,1 клорсепта 30 мин. 7 таб. клорсепта+10 л воды.)
- Горшки моют после каждого использования при помощи квачей и 2% мыльно-содовым раствором (2% мыльно-содовый раствор – 200гр. мыльно-содового раствора на 10 л. воды.)
- Уборочный инвентарь для туалета (тряпки, вёдра, щётки) маркируют ярким цветом и хранят в туалетной комнате в специальном шкафу.
- Весь уборочный инвентарь после использования промывают горячей водой с моющими средствами и просушивают.
- Дезинфицирующие растворы (хранятся в тёмной посуде) и моющие средства хранятся в местах, недоступных детям.
Инструкция по соблюдению санитарно-гигиенических требований по обработке ветоши
- Ветошь – замачивается в дезинфицирующем растворе, затем простирывается в конце рабочего дня с 2% мыльно-содовым раствором, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.
Правила смены постельного белья в ДОУ
- Смену постельного белья, полотенец проводят по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Всё бельё маркируют. Постельное бельё, кроме наволочек, маркируют у ножного края. На каждого ребёнка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников. Чистое бельё доставляют в мешках и хранят в шкафах.
- Бельё после употребления складывают в специальный бак, ведро с крышкой, клеёнчатый, пластиковый или из двойной материи мешок. Грязное бельё доставляют в постирочную (или в специальное помещение). Матерчатые мешки сдают в стирку, клеёнчатые и пластиковые – обрабатывают горячим мыльным или содовым раствором.
- Постельные принадлежности: матрацы, подушки, спальные мешки следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. Один раз в год постельные принадлежности подвергаются химической чистке или обработке в дезинфекционной камере.
Инструкция по обработке дорожек «Здоровья»
- Дорожки «здоровья» изготавливаются из материала, подлежащего обработке (клеёнка, пленка самоклеющая, дерматин, линолеум, пластик, дерево ).
- После каждого применения дорожки «здоровья» протирают горячим мыльно-содовым раствором, используя таз для влажной уборки группового помещения.
|
|
УТВЕРЖДАЮ |
|||||
|
|
|
|||||
(наименование предприятия, организации, учреждения) |
|
(руководитель предприятия, организации, учреждения) |
|||||
|
|
|
|
|
|
||
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ |
|
|
|
|
|||
00.00.0000 |
№ 00 |
|
(подпись) |
|
(Ф.И.О.) |
||
Структурное подразделение: |
Образовательное учреждение |
|
|
||||
Должность: |
Младший воспитатель |
|
|
||||
|
|
|
|
|
00.00.0000 |
||
|
|
|
|
|
|
- Общие положения
Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность младшего воспитателя.
Младший воспитатель относится к учебно-вспомогательному персоналу.
Младший воспитатель назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя образовательного учреждения.
Взаимоотношения по должности:
Прямое подчинение |
Руководителю образовательного учреждения |
|
Дополнительное подчинение |
Заместителю руководителя |
|
Отдает распоряжения |
??? |
|
Работника замещает |
Лицо, назначенное в установленном порядке |
|
Работник замещает |
??? |
- Квалификационные требования младшего воспитателя:
образование |
среднее профессиональное образование |
|
опыт работы |
Без предъявления к стажу работы |
|
знания |
Основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы. Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья обучающихся (воспитанников), ухода за детьми. Санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря. |
|
навыки |
работы по специальности |
|
дополнительные требования |
− |
- Документы, регламентирующие деятельность младшего воспитателя
3.1 Внешние документы:
Законодательные и нормативные акты, касающиеся выполняемой работы.
3.2 Внутренние документы:
Устав образовательного учреждения, Приказы и распоряжения директора образовательного учреждения; Положение о подразделении, Должностная инструкция младшего воспитателя, Правила внутреннего трудового распорядка.
- Должностные обязанности младшего воспитателя
Младший воспитатель:
4.1. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности обучающихся (воспитанников).
4.2. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.
4.3. Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников), проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня.
4.4. Организует с учетом возраста обучающихся (воспитанников) работу по самообслуживанию, соблюдению ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь.
4.5. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у обучающихся (воспитанников).
4.6. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования.
4.7. Взаимодействует с родителями обучающихся (воспитанников) (лицами, их заменяющими).
- Права младшего воспитателя
Младший воспитатель вправе:
5.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
5.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
5.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
5.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).
5.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
- Ответственность младшего воспитателя
Младший воспитатель несет ответственность:
6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
6.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.
6.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.
- Условия работы младшего воспитателя
7.1. Режим работы младшего воспитателя определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
- Условия оплаты труда
Условия оплаты труда младшего воспитателя определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.
9 Заключительные положения
Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится у Образовательного учреждения, другой — у работника.
Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций структурного подразделения и рабочего места.
Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора образовательного учреждения.