Содержание
ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ
П.И. ГАВРЮШЕНКО
П.И. Гаврюшенко, майор юстиции, старший юрисконсульт административно-хозяйственного управления Военно-воздушных сил.
«Следование праву ограниченно свойственно устоявшемуся, стабильно развивающемуся демократическому обществу. В переходные эпохи, во время социальных кризисов и революционных потрясений, правопорядок рушится именно по причине отказа от реализации действовавших до сих пор правовых норм и принципов. Органы государственной власти, органы управления, суд, местная власть, сам народ (под влиянием партий и движений), отказываясь от прежних порядков, пытаются устанавливать и формировать право собственными силами. Причем правовые предписания всегда адресуются другой стороне. О самоограничении правом никто не думает. О реализации права больше не говорят. Механизмы обеспечения правопорядка в действие не приводятся, а если приводятся, то без должного эффекта. Такова ситуация в России… реализация права зависит в первую очередь от тех, кто его творит» (Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Н. Манова. М.: Издательство «БЕК», 1996. С. 201).
Правовая неопределенность при кажущейся активности законодательной и исполнительной власти, общественных объединений, религиозных организаций в полной мере распространилась и на проблему альтернативной гражданской службы.
В Конституцию РСФСР 1978 г. 21 апреля 1992 г. были внесены изменения и дополнения. Впервые в Российской Федерации Конституцией (ст. 45) стало декларироваться, что «каждый гражданин Российской Федерации, убеждениям которого противоречит несение военной службы, имеет право на ее замену выполнением альтернативных гражданских обязанностей в порядке, установленном законом». Применяя совокупность грамматического и логического толкования упомянутой конституционной нормы, можно сделать вывод, что для реализации права граждан на замену военной службы выполнением альтернативных гражданских обязанностей необходимо принятие соответствующего закона. В развитие правового пространства, декларированного Конституцией, в Законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 (п. 2 ст. 1) было определено, что «гражданин Российской Федерации… вправе в соответствии с Законом вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу». Как видим, конституционная норма «выполнением альтернативных гражданских обязанностей» заменена на определение «проходить альтернативную службу». Этим же Законом (п. 1 ст. 25) было определено, что принятие решения о направлении на альтернативную гражданскую службу возлагается на призывную комиссию. Далее Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 19 мая 1993 г. N 4983-1 упомянутые правовые нормы вводятся в действие с момента вступления в силу Закона об альтернативной службе. Таким образом, в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации — России (с изменениями, внесенными 21 апреля 1992 г.) до принятия соответствующего закона практическая реализация права граждан на замену военной службы альтернативной была невозможна.
«Практическая необходимость отдельного закона, который бы регулировал порядок выполнения этих новых для государства и его граждан обязанностей, подталкивала законодателей, в результате чего в марте 1993 г. Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности и Комиссией Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации по делам молодежи, спорта и физической подготовки населения был представлен официальный проект закона «Об альтернативной гражданской службе». Предварительно, а точнее, в январе 1993 г. наиболее полный и, скажем, наиболее удачный на тот момент проект закона был разослан по всем заинтересованным государственным структурам, в том числе и в Министерство обороны Российской Федерации…» (Иванян М. Военное лобби против гражданского // Власть. Общенациональный политический журнал. 1996. N 7. С. 50).
Однако скрупулезной и творческой, направленной на обеспечение прав и интересов личности, общества и государства работе над упомянутым законопроектом не суждено было состояться. Бурные политические события 1993 г. — борьба за реальную власть в государстве между Верховным Советом Российской Федерации и Президентом Российской Федерации, издание Президентом Российской Федерации антиконституционного Указа N 1400 и, наконец, события 3 — 4 октября 1993 г., приведшие к разгону Верховного Совета Российской Федерации, — объективно превратили проблему подготовки и принятия закона «Об альтернативной службе» в «наивную» и никому не нужную затею. Этот законопроект «сгорел» при пожаре в помещениях Верховного Совета Российской Федерации.
Правовая ситуация в определенной мере изменилась после принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, которая (ч. 3 ст. 59) декларирует: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».
«Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможно представить и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок — это и есть единство прав и обязанностей» (Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательская группа ИНФРА-НОРМА, 1998. С. 259).
Институт альтернативной службы не является новым для законодательства России. Еще в 1919 г. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР было признано право верующих на замену военной службы на иную общеполезную работу. Данная замена должна была производиться по решению суда. Аналогично решался вопрос и в законодательстве СССР до принятия в 1939 г. Закона о всеобщей воинской обязанности.
Кроме того, Российская Федерация взяла на себя обязательство принять закон об альтернативной гражданской службе в порядке приведения национального законодательства в соответствие со стандартами Совета Европы при вступлении в эту международную организацию.
Проект закона был принят Государственной Думой в первом чтении еще в 1994 г. В последующем в течение восьми лет обсуждалось еще как минимум пять альтернативных законопроектов.
Отсутствие закона об альтернативной гражданской службе при одновременном наличии права на таковую в Конституции Российской Федерации и ссылок в ряде федеральных законов на эту службу порождало определенные социальные и правовые коллизии, не способствовало укреплению авторитета государственной власти.
Так, в п. 5 ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией (п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона). Согласно п. 1 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе прошедших альтернативную гражданскую службу. А ч. 2 ст. 328 УК РФ даже предусматривает уголовную ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы.
28 июня 2002 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». После его одобрения Советом Федерации 10 июля 2002 г. и подписания Президентом России 25 июля 2002 г. этот Закон был впервые официально опубликован 30 июля 2002 г. в «Российской газете».
Указанный Закон в соответствии с его ст. 25 вступает в силу с 1 января 2004 г.
Нет сомнений в том, что принятие Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» с учетом его концептуальных положений является важнейшим этапом построения правового государства и представляет собой очередной шаг в направлении развития демократических институтов в Российской Федерации.
Очевидно, что редакция принятого Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» представляет собой компромисс между полярными точками зрения на соотношение сроков военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы, на необходимость обоснования наличия у гражданина права на замену военной службы альтернативной гражданской службой, на определение мест прохождения последней непосредственно в указанном Федеральном законе, на ряд других вопросов.
В том числе и в этой связи не все положения указанного Федерального закона не бесспорны, а Закон в целом вряд ли можно назвать образцовым и полностью готовым к качественной его реализации.
Приходится констатировать, что подавляющее количество федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не в полной мере осознают значимость предстоящих итогов реализации Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», недостаточно четко представляют условия и порядок прохождения гражданами альтернативной гражданской службы и не видят своей роли в организации этой службы. Именно поэтому выработка механизма реализации указанного Федерального закона идет слишком медленно.
Большинство участников процесса организации альтернативной гражданской службы, во многом находясь под влиянием лишь одной точки зрения на концепцию альтернативной гражданской службы и попыток адаптировать в Российской Федерации международные шаблоны альтернативной гражданской службы без учета специфики общественного уклада и социально-экономических условий в России, ограничиваются представлением использования потенциала этой службы исключительно в социальной сфере и в здравоохранении.
Вместе с тем альтернативная гражданская служба могла бы во многом способствовать решению кадровых проблем целого ряда нуждающихся в государственной поддержке отраслей экономики.
Участники парламентских слушаний 20 февраля 2003 г. на пути к реализации Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» отметили следующие проблемы, которые могут стать препятствием для качественной реализации этого Закона либо послужить поводом для возникновения проблем в других сферах.
1. К таким положениям прежде всего необходимо отнести положение п. 2 ст. 4 названного Федерального закона, в соответствии с которым граждане проходят альтернативную гражданскую службу, «как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают», а направление граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, осуществляется только «при невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают».
Во-первых, в названной норме говорится о территории субъекта Российской Федерации, в котором постоянно проживает гражданин, а вовсе не о месте его жительства. Из этого следует, что направление гражданина для прохождения альтернативной гражданской службы в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором постоянно проживает гражданин, в одном случае может сопровождаться изменением его места жительства, в другом — нет. В равной степени это относится и к случаям направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно проживают.
Во-вторых, направление граждан на альтернативную гражданскую службу вне места их жительства не может являться самоцелью, а должно осуществляться только в случаях явно выраженной государственной или общественной в этом потребности, соизмеримой с материальными затратами на обеспечение прохождения альтернативной гражданской службы гражданами вне их места жительства.
В-третьих, указанная норма в силу ее неконкретности (в частности, понятие «при невозможности») может создать реальную угрозу для возникновения и развития коррупции в органах, принимающих решение о месте прохождения альтернативной гражданской службы.
2. Одной из основных характеристик альтернативной гражданской службы является место ее прохождения.
От того, в каких сферах, в каких организациях и на каких должностях граждане будут проходить альтернативную гражданскую службу, зависит не только сохранение (повышение) ими своей квалификации или приобретение новой специальности, но и эффективность использования труда этих граждан в целом.
Поэтому место прохождения альтернативной гражданской службы должно определяться исходя прежде всего из интересов общества и государства. В этой связи альтернативная гражданская служба должна быть предусмотрена в любых организациях, а не только в социальной сфере и в сфере здравоохранения. Основное, чему должны соответствовать такие организации, — это отсутствие признаков, характеризующих военную службу, главным из которых является обязанность быть готовым к вооруженной защите себя, других и государства, к уничтожению противника в условиях вооруженной агрессии против Российской Федерации.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, для прохождения последней могут направляться в любые организации, где не предусмотрена военная служба, включая правоохранительные органы, организации оборонно-промышленного комплекса, образовательные учреждения, сельскохозяйственные, строительные, экологические организации, жилищно-коммунальное хозяйство, сферу обслуживания и т.д.
Таким образом, прохождение альтернативной гражданской службы должно быть предусмотрено не только в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, но и в других организациях, которые будут определены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» в п. 1 ст. 4 предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала. Там же отмечено, что прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, «определяется
О ПРЕДЕЛАХ ВОЗМОЖНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ «
Интерактивный портал
управления по труду и занятости населения
Личный кабинет Войти через госуслуги
Альтернативная гражданская служба
ПАМЯТКА ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
- несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
- он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Кто может быть направлен на альтернативную гражданскую службу?
На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией принято соответствующее решение.
На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:
- имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
- не подлежат призыву на военную службу;
- имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
На каких работах и в каких организациях может быть организована альтернативная гражданская служба?
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
- в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
- в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.
Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Где граждане должны проходить альтернативную гражданскую службу?
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.
Каков срок альтернативной гражданской службы?
Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет:
для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 42 месяца;
для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 31,5 месяца;
для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, — 21 месяц;
для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 21 месяц.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет:
для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 36 месяцев;
для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 27 месяцев;
для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, — 18 месяцев;
для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 18 месяцев.
Каковы сроки подачи в военные комиссариаты заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой?
Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля — граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года;
до 1 октября — граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Сортировать по:
Главная Карьера Альтернативная служба
Альтернативная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации
Россия была первым государством в мире, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от воинской обязанности по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII веке.
«Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву». Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», статья 1, часть 1, извлечение. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».
Конституция Российской Федерации, статья 59, часть3, извлечение.
Основополагающие принципы
- На альтернативную гражданскую службу могут быть направлены только те граждане, которые признаны годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями;
- Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Однако это правило не жесткое. Место прохождения службы определяет Федеральная служба по труду и занятости, руководствуясь ежегодно утверждаемыми перечнями профессий и ситуацией на рынке труда;
- Граждане могут проходить АГС исключительно на государственных предприятиях;
- Граждане, избравшие АГС, не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях;
- Представители коренных малочисленных народов направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов;
- Срок альтернативной гражданской службы превышает срок службы по призыву.
Схема направления граждан на альтернативную службу
В настоящий момент прохождение АГС регулируется Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».
- Граждане подают заявление о замене военной службы по призыву на АГС в военный комиссариат, решение по заявлению принимается призывной комиссией;
- К месту прохождения АГС гражданина направляет военный комиссар в соответствии с планом направления, утвержденном Федеральной службой по труду и занятости;
- Граждане, избравшие АГС, могут быть заняты только на тех должностях и только в тех организациях, которые содержатся в официальном перечне, ежегодно утверждаемом Минздравсоцразвития;
- Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ.
Сроки прохождения
Срок АГС для граждан, направленных для её прохождения с 1 января 2008 года, составляет:
- 21 месяц – для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ;
- 18 месяцев – для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
История
После революции 1917 года Советская Россия наряду с Великобританией и Данией стала одной из первых стран, признавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести в ХХ веке.
4 января 1919 года был издан Декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Этот документ стал первым законодательным актом Советской республики, дающим реальное право на освобождение верующих от военной службы.
Летом 1923 года был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержащий специальную главу «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулирующую порядок судебного производства. Суды с участием экспертов определяли, какая именно работа назначается взамен воинской службы, куда и в какой срок должен явиться гражданин для выполнения своих обязанностей.
Однако два года спустя круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен. В 1939 году, когда в Европе началась Вторая мировая война, альтернативная служба в СССР и вовсе была отменена.
Вопрос о восстановлении этого социального института вновь возник только после развала Советского Союза. В 1993 году в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской в соответствии с миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими или религиозными убеждениями.
Как заменить военную службу на альтернативную гражданскую службу?
Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, он имеет право заменить ее на альтернативную гражданскую службу. Замена военной службы на альтернативную гражданскую службу допускается также в иных случаях, установленных законом (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).
Основания для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ):
— несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (убеждения могут быть любыми — миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими, правовыми либо иметь взаимодополняющее содержание);
— гражданин относится к коренному малочисленному народу РФ, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов РФ.
При этом само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу не дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой (Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2204-О).
Порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службу
Для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Подайте заявление и документы для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу
Если вы желаете пройти альтернативную гражданскую службу, обратитесь с заявлением в военный комиссариат муниципального образования, где состоите на воинском учете (п. 1 ст. 10 Закона N 113-ФЗ).
Для обращения с заявлением установлены следующие сроки:
— заявление должно быть подано до 1 апреля гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года;
— заявление должно быть подано до 1 октября гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года.
При пользовании отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой должен был закончиться после окончания очередного призыва на военную службу, гражданин в случае преждевременного прекращения отсрочки вправе подать заявление о прохождении альтернативной гражданской службы после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
При пользовании отсрочкой, срок действия которой должен истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, гражданин подает заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Решение о предоставлении права на альтернативную гражданскую службу принимает только призывная комиссия. В связи с этим сотрудники военного комиссариата обязаны принять заявление на альтернативную гражданскую службу, даже если оно подано с нарушением срока, и вынести его на рассмотрение призывной комиссии. При этом призывная комиссия может вынести положительное заключение по заявлению, даже если оно подано с нарушением срока его подачи, особенно если данная задержка произошла по уважительным причинам (например, убеждения окончательно сформировались только в этот период).
Отказ призывной комиссии в праве на альтернативную гражданскую службу можно обжаловать в суд. Имеются положительные решения судов, обязывающие предоставить гражданину право на альтернативную гражданскую службу, даже если заявление подано с нарушением срока подачи. Конституционный Суд РФ своим Определением от 17.10.2006 N 447-О указал, что соответствующая норма Закона N 113-ФЗ не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом, то есть в первую очередь самой призывной комиссией.
О требованиях к составлению заявления
Гражданин, желающий пройти альтернативную гражданскую службу, должен обосновать, почему несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (п. 1 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).
В связи с этим в заявлении необходимо указать причины и обстоятельства, побудившие просить о замене военной службы альтернативной гражданской службой, а также лиц, которые согласны подтвердить доводы заявителя.
Следует подчеркнуть, что от гражданина не могут требовать справку либо иной документ от религиозного объединения, какой-либо другой общественной организации, подтверждающие его вероисповедание либо убеждения.
К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы. Иные документы гражданин приложить вправе, но не обязан (п. 2 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).
Шаг 2. Получите документы о регистрации заявления
После принятия заявления вам обязаны выдать документ о его регистрации (п. 3 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).
Шаг 3. Получите копию заключения (решения) призывной комиссии
Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии в вашем присутствии. При этом призывная комиссия:
— анализирует заявление и приложенные к нему документы;
— выслушивает лиц, которые согласились подтвердить достоверность ваших доводов;
— анализирует полученные дополнительные материалы и по итогам заседания выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Заявление рассматривается в течение одного месяца с момента окончания срока подачи заявления. Этот срок может быть продлен на один месяц в случае истребования призывной комиссией дополнительных материалов (п. п. 2, 3 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).
Основания отказа в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу
Вам могут отказать в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в случае (п. 4 ст. 12 Закона N 113-ФЗ):
— нарушения сроков подачи заявления;
— представления документов, которые противоречат доводам гражданина о замене военной службы;
— представления призывной комиссии заведомо ложных сведений;
— в случае повторной неявки на заседание призывной комиссии без уважительных причин или уклонения от ранее предоставленной возможности пройти альтернативную гражданскую службу.
Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения (п. 7 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).
Шаг 4. Пройдите медицинское освидетельствование
Если призывная комиссия выносит решение заменить вам военную службу на альтернативную гражданскую службу, то впоследствии, перед направлением на службу, вы обязательно должны пройти медицинское освидетельствование. Если вы признаетесь годным к военной службе, то призывная комиссия выносит решение о направлении на альтернативную гражданскую службу. Если вы не годны по состоянию здоровья, то вы получаете освобождение и от альтернативной гражданской службы, и от военной службы по состоянию здоровья и направляетесь в запас (п. 6 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).
Решение о направлении на альтернативную гражданскую службу может быть принято только по достижении гражданином возраста 18 лет (п. 3 ст. 13 Закона N 113-ФЗ).
В случае несогласия с решением призывной комиссии гражданин вправе оспорить его в суд. В этом случае выполнение решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (ст. 15 Закона N 113-ФЗ).
Подготовлено на основе материала
адвоката Тригнина В.Г.,
Коллегия адвокатов г. Москвы
«Военная коллегия адвокатов»
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 04.02.2020
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.