Консолидированной группы налогоплательщиков

Счетная палата раскритиковала механизм консолидированной группы налогоплательщиков

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Председатель правления «Газпрома» Алексей
Миллер
Евгений Разумный / Ведомости

Счетная палата опубликовала результаты анализа эффективности механизма консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), который по замыслу властей должен помочь более справедливому распределению между регионами доходов от налога на прибыль. Всего в России зарегистрировано 16 КГН. Например, их создали «Роснефть», «Татнефть», «Газпром», «Мечел», «Северсталь».

По мнению аудиторов, механизм КГН себя не оправдал. В 2016 г. КГН заплатили в консолидированный бюджет 298 млрд руб. налога на прибыль, что в два раза меньше, чем эти же компании перечислили в 2011 г. Примерно в два раза сократилась и доля поступлений от КГН в сравнении с 2011 г. – 1,41% против 2,95%.

На поступление налога на прибыль от КГН большое влияние оказывает ситуация в экономике, указывают аудиторы. Например, снижение цен на нефть, волатильность курсов и обязательства компании в иностранной валюте. Несмотря на эти объективные факторы, Счетная палата в своем сообщении предлагает продлить действовавший в 2016-2017 гг. мораторий на создание новых КГН. За продление моратория в декабре прошлого года выступали председатель Госдумы Вячеслав Володин и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Крупный бизнес, напротив, просил отменить мораторий, рассказывал «Ведомостям» член бюро РСПП. Пока что решение не принято. Добиться для себя налоговых исключений в обход моратория в прошлом году попытался «Газпром»: Госдума приняла в первом чтении и в пятницу рассмотрит во втором законопроект, позволяющий присоединить к консолидированной группе газового холдинга Амурский газоперерабатывающий завод.

КГН были введены с 2012 г. для исправления сложившейся в 90-х – начале 2000-х гг. ситуации с распределением между регионами налога на прибыль. Тогда вертикально-интегрированные компании платили налог по месту своей регистрации, и в результате около 35% всех поступлений от налога получали Москва и Санкт-Петербург. Предполагалось, что значительную часть налогов от КГН будут получать регионы, в которых находятся основные производства компании, фонды и работники. Кроме того, механизм должен был снизить риск минимизации налога отдельными участниками группы и упрощал администрирование.

За прошедшие пять лет функционирования КГН примерно в половине регионов поступления уменьшились, в половине – увеличились, пишет СП. Процентная доля Москвы в налоге на прибыль организаций КГН в 2016 г. по сравнению с 2011 г. снизилась с 35,8% до 14%, в Санкт-Петербурге – с 53% до 1,8%.

В 2011 г. у семи регионов, в которых активно действовали КГН, был дефицит бюджета. Это Республика Карелия, Санкт-Петербург, Самарская область, Оренбургская область, Белгородская область, Краснодарский край и Кемеровская область. По итогам 2016 г. шесть регионов (кроме Краснодарского края) также закончили год с дефицитом бюджета, более того, в четырех из них (за исключением Самарской и Оренбургской областей) дефицит бюджета возрос в сопоставлении с 2011 г., указывают аудиторы.

Из-за возможности уменьшать налоговую базу на убытки входящих в группу участников бюджет недополучил от КГН в течение 2012-2016 гг. 322,5 млрд руб., сказано в сообщении СП. Еще одним упущением государства аудиторы называют возможность КГН делить прибыль между регионами исходя или из среднесписочной численности работников, или из расходов на оплату труда. Когда одна из КГН с 2016 г. заменила первый показатель на второй, перечисляемые ею налоги выросли в шести регионах, а в 11 субъектах – уменьшилась.

Также аудиторы обращают внимание на льготы для КГН. Пониженная ставка действует в 27 регионах. Из-за этого субъекты недополучили в 2016 г. 5,6 млрд руб., в 2015 г. — 40 млрд руб. по восьми КГН. Наконец, в 11 из 17 КГН были обнаружены нарушения налогового законодательства.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/01/11/747545-schetnaya-palata-raskritikovala-mehanizm-konsolidirovannih-nalogoplatelschikov

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН)

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) — это добровольное объединение организаций, создаваемое для уплаты налога на прибыль с совокупного финансового результата всей группы.

Смысл создания КГН в том, что налог на прибыль исчисляется исходя из совокупного результата всех участников КГН. То есть налог на прибыль исчисляется примерно так, как если бы все участники КГН составляли единую организацию. Это позволяет суммировать прибыли и убытки в рамках одной КГН, что дает выгоду при налогообложении.

Пример

Группа компаний состоит из двух организаций «А» и «Б». По итогам года налоговая прибыль организации А равна 100 млн. рублей, а у организации Б налоговый убыток 70 млн. рублей.

В обычной ситуации, Организация А должна заплатить налог на прибыль со 100 млн. рублей, а организация Б налог не платит.

В случае, если организации А и Б создали консолидированную группу налогоплательщиков, то для налога на прибыль их налоговый результат суммируется и налог платится с 30 млн. рублей (100 — 70).

КГН создается не менее чем на пять налоговых периода по налогу на прибыль.

Условия объединения в КГН

Объединиться в КГН можно только при одновременном соблюдении четырех условий:

  1. одна из организаций будущей КГН непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций группы, и доля ее участия в каждой из них — минимум 90%;

  2. в совокупности все организации будущей КГН уплатили за предшествующий год не менее 10 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ (без учета «таможенных» налогов);

  3. за этот же год доходы всех организаций по данным бухгалтерской отчетности составили не менее 100 млрд руб.;

  4. совокупная балансовая стоимость активов этих организаций по состоянию на 31 декабря предшествующего года — не менее 300 млрд руб.

Для того чтобы вступить в консолидированную группу налогоплательщиков российская организация должна соответствовать следующим условиям:

  • не находиться в процессе реорганизации или ликвидации;

  • не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

  • размер чистых активов организации превышает размер уставного (складочного) капитала.

Кроме того налоговым кодексом РФ установлены ограничения относительно категорий организаций, которые не могут являться участниками консолидированной группы налогоплательщиков. А именно:

  • резиденты особых экономических зон;

  • организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН), не уплачивающие налог на прибыль, освобожденные от уплаты налога на прибыль или уплачивающие налог на прибыль по нулевой ставке;

  • банки, за исключением случаев, когда все другие компании, входящие в эту группу, являются банками (аналогичная норма установлена для страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся банками);

  • участники иной консолидированной группы налогоплательщиков;

  • плательщики налога на игорный бизнес;

  • клиринговые организации.

Таким образом, не могут стать участниками КГН, в частности: упрощенцы, вмененщики, образовательные и медицинские организации, применяющие нулевую ставку налога на прибыль, а также любая организация, размер чистых активов которой не превышает ее уставного капитала.

Учет налога на прибыль

Каждый участник КГН должен вести бухгалтерский учет, формировать в бухгалтерском учете и раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о налоге на прибыль в соответствии с правилами, установленными ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Временные и постоянные разницы определяются участниками КГН исходя из их доходов и расходов, включаемых в консолидированную налоговую базу КГН согласно нормам НК РФ для КГН.

Для рядовых участников группы это означает замену счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-прибыль, на счет 78 (поскольку расчеты по налогу на прибыль они не ведут).

Приведем примеры проводок, которые могут возникнуть у участников КГН:

Дебет 99 Кредит 78

Отражено постоянное налоговое обязательство

Дебет 78 Кредит 99

Отражен постоянный налоговый актив

Дебет 09 Кредит 78

Начислен отложенный налоговый актив

Дебет 78 Кредит 09

Списан отложенный налоговый актив

Дебет 78 Кредит 77

Начислено отложенное налоговое обязательство

Дебет 77 Кредит 78

Списано отложенное налоговое обязательство

Текущий налог на прибыль формируется участниками (включая ответственного участника) также на счете 78:

Дебет 99 Кредит 78

Начислен условный расход по налогу на прибыль

Дебет 78 Кредит 99

Начислен условный доход по налогу на прибыль

Сумма налога на прибыль по КГН в целом, подлежащая уплате ответственным участником в бюджет, отражается в учете ответственного участника следующей проводкой:

Дебет 78 Кредит 68

Сумма налога на прибыль по КГН в целом, подлежащая уплате ответственным участником

Если же будет получен убыток всей консолидированной группой налогоплательщиков, то в отношении убытка должен создаваться ОНА:

Дебет 09 Кредит 78

Признан убыток КГН в целом

Консолидированная группа налогоплательщиков.

Консолидированная группа налогоплательщиков — добровольное объединение плательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности данных налогоплательщиков (п. 1 ст. 25.1 НК )

Ведение института консолидированной группы налогоплательщиков.

Концепция консолидации налогообложения в группе компаний уже давно обсуждалась специалистами и представителями власти, поэтому новеллы были ожидаемыми для предпринимательского сообщества. Консолидация налогообложения участников холдинговпри уплате налога на прибыль соответствует практике большинства зарубежных стран и праву Европейского союза. Могут отличаться консолидируемые налоги, основания консолидации, включая периметр консолидации, механизм консолидации и уплаты налога, но сам принцип, состоящий в том, что участники группы рассматриваются как одна экономическая единица, является базовым для законодательства большинства стран.

Обобщая зарубежную практику, Д. Винницкий выделяет две существенно различающиеся модели консолидированного налогообложения холдингов. «Согласно первой консолидация осуществляется путем «приращения» налоговой правосубъектности материнской (управляющей) компании, т.е. головная организация получает возможность учитывать при исчислении и уплате ряда налогов финансовый результат деятельности дочерних компаний. Упрощенно говоря, в этом случае в целях исчисления отдельных налогов дочерние компании приравниваются по своему правовому положению кфилиалам юридического лица- головной компании. В соответствии со второй моделью в целях налогообложения признается правосубъектным с точки зрения налогового права все корпоративное объединение (холдинг), которое в отношении ряда налогов выступает как единый налогоплательщик, обеспечивающий централизованный налоговый учет по соответствующим налоговым платежам. Теоретически бремя исполнения обязанностей консолидированного налогоплательщика может быть возложено на любую компанию, входящую в данное корпоративное объединение (холдинг)».

Исходя из анализа Закона «О консолидированной группе налогоплательщиков» консолидация налогообложения прибыли участников группы, предложенная в нем, не меняет основные принципы налогообложения, установленные российским законодательством, не предусматривает создания нового субъекта налогообложения в виде консолидированной группы. При этом участники холдингов рассматриваются как консолидированная группа налогоплательщиков (далее — КГН), представляющих собой не просто совокупность самостоятельных организаций, а некое экономическое единство, в рамках которого ведется консолидированный налоговый учет (объектов, вычетов, доходов, расходов) и формируется сводная консолидированная налоговая база с возложением обязанности уплаты налога на одного из членов группы и солидарной ответственностью (по уплате налога, пеней, штрафа) всех членов группы.

Установленное Законом право на консолидированное налогообложение — сложение доходов и убытков, зачет внутрифирменного оборота передачи доходов и продукции между материнским и дочерними хозяйственными обществами — следует рассматривать в качестве преференции для групп компаний. Применение режима консолидированного исчисления налога на прибыль также избавит налогоплательщиков от контроля налоговых органов за трансфертным ценообразованием между взаимозависимыми лицами, совершающими контролируемые сделки. Видимым для предпринимателей недостатком консолидации налогообложения прибыли является возможность привлечения участников консолидированной группы налогоплательщиков к солидарной ответственности по уплате налога на прибыль за других участников. Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ в новой редакции в отношении налога на прибыль организаций по КГН налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников этой группы при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках всех участников указанной консолидированной группы налогоплательщиков или при отсутствии информации об их счетах. Важно также отметить, что переход на консолидацию налогообложения прибыли носит добровольный характер, поэтому каждая группа компаний вправе самостоятельно взвесить плюсы и минусы нового налогового режима и принять наиболее адекватное для себя решение.

Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ, внес изменения в НК РФ путем добавлением новой главы 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков» .

Цели создания консолидированной группы

1)В случае создания консолидированной группы налогоплательщиков подлежит определению консолидированная налоговая база по налогу на прибыль, которая определяется как арифметическая сумма доходов всех участников этой группы, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех ее участников.

При этом отрицательная разница в соответствии с главой 3.1 НК РФ признается убытком консолидированной группы налогоплательщиков.

2)Учитывая, что в результате суммирования полученных доходов и расходов всех участников группы в полученном результате уже будут учтены полученные убытки в отношении одной или нескольких организаций, входящих в состав группы, то при создании консолидированной группы налогоплательщиков могут быть оптимизированы суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет.

3)В качестве дополнительного преимущества стоит отметить, что участники консолидированной группы налогоплательщиков не представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего учета, если не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы. К таким доходам, относятся доходы, облагаемые по иным ставкам, либо доходы в случае удержания и уплаты налога на прибыль у источника выплаты.

4)Налоговая отчетность, а также уплата налога производится по всей группе ответственным участником группы, на основании данных налогового учета, полученных от остальных участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Условия создания консолидированной группы и участия в ней

Условия, предъявляемые для создания группы и участия в ней в настоящее время довольно жесткие. В связи с этим, можно предположить, что создание консолидированных групп налогоплательщиков будет единичным явлением.

Организации, участвующие в КГН, должны соответствовать «имущественным» критериям — их совокупные показатели за предшествующий год должны составлять: — 10 млрд. руб. — в отношении налога на прибыль, НДС, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых (без учета таможенных платежей); — 100 млрд. руб. — в отношении выручки от продаж и прочих доходов; — 300 млрд. руб. — в отношении активов согласно бухгалтерской отчетности (п. 5 ст. 25.2 НК РФ). Не могут быть участниками КГН отдельные субъекты предпринимательской деятельности, в частности резиденты свободных экономических зон, банки, пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг, организации, применяющие специальные режимы и в особых областях деятельности, например клиринговая, медицинская (см. подробнее в п. 6 ст. 25.2 НК РФ). Организация не может быть одновременно участником нескольких КГН.

К основным ограничениям при создании консолидированной группы следует отнести следующие:

  • консолидированная группа может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов (п. 2 ст. 25.2 НК РФ);

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога прибыль организаций и НДПИ за предшествующий период (без учета сумм НДС, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) должна составлять не менее 10 млрд руб. (подп.1 п. 5 ст.25.2 НК РФ);

  • суммарный объем выручки (по всем в совокупности организациям) за предшествующий период должна составлять не менее 100 млрд руб. (подп.2 п.5 ст.25.2 НК РФ);

  • совокупная стоимость активов должна составлять не менее 300 млрд руб. (подп.3 п.5 ст. 25.2 НК РФ).

Участниками консолидированной группы налогоплательщиков могут быть только организации, уплачивающие налог на прибыль в «общем порядке». Т. е. не могут быть участниками консолидированной группы организации:

  • применяющие специальные налоговые режимы,

  • являющиеся резидентами особых экономических зон,

  • имеющие освобождение по уплате налога на прибыль.

Банки, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды могут создавать консолидированные группы в рамках своих профессиональных интересов. Например, банк может входить только в ту консолидированную группу налогоплательщиков, в которой все участники группы являются банками.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2045800/

Особенности налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

Особенности налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков

Выполнила:

студентка Савина (Касаткина) В.О.

заочной формы обучения

№ группы 1305

№ зачетной книжки 138073

Консолидированная группа налогоплательщиков. Общие положения

Особенности налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков

Задача 1

Задача 2

Список литературы

Консолидированная группа налогоплательщиков. Общие положения

Консолидированной группой налогоплательщиков (КГН) называют добровольное объединение российских организаций-налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций (основанием является договор о создании КГН, п.1 ст.25.1 и п.1ст.25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации)

В качестве преимуществ КГН можно выделить три основных момента: снижение суммы налога на прибыль и объема налогового контроля; организации совместно учитывают общие прибыли и убытки от деятельности каждого участника, тем самым консолидируя налоговую базу; сделки между организациями-участниками не являются объектом контроля за трансфертом (есть исключения — сделки на добычу полезных ископаемых).

Создание консолидированной группы подходит организациям, входящим в крупные холдинги.

Условиями создания КГН являются следующие необходимые пункты:

1. (обязательно к соблюдению в течение всего срока действия КГН) одна из компаний участвует в уставном капитале всех других организаций, доля участия — не менее 90%.

2. (обязательно к соблюдению в год, предшествующий созданию КГН) совокупная сумма уплаченного НДС (акцизов, налога на прибыль, НДПИ) должна быть больше или равна 10 миллиардам рублей; суммарный размер выручки более или равен 100 миллиардов рублей; совокупная стоимость активов участников КГН на 31 декабря — более или равна 300 миллиардам рублей.

Суммарная отрицательная разница доходов и расходов группы признается как убыток КГН.

Условиями участия организации в группе являются:

1. Организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

2. Организация не участвует в делопроизводстве в качестве банкрота;

3. Чистые активы организации превышают в совокупной сумме размер её уставного капитала.

Кто не может быть участником КГН:

1. Организация-резидент особой экономической зоны;

2. Организация, применяющая специальный налоговый режим;

3. Банки — они могут стать участниками КГН только, если все участники такой группы — банки;

4. Страховые компании (могут стать участниками только такой КГН, где все участники — страховщики);

5. Негосударственные пенсионные фонды (см.выше);

6. Профессиональные участники рынка ценных бумаг (см.выше);

7. Организации, уже являющиеся участниками другой консолидированной группы налогоплательщиков;

8. Организации, не являющиеся плательщиками налога на прибыль или использующие право на освобождение от уплаты налога;

9. Образовательные или медицинские организации;

10. Организации-плательщики налога на игорный бизнес;

11. Клиринговые организации;

12. Кредитные потребительские кооперативы;

13. Микрофинансовые организации;

14. Организации-участники свободной экономической зоны.

Особенности налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков

1. Схема взаимодействия между организациями-участниками КГН

2. Формирование налоговой базы КГН и участников

Перевод на налоговое администрирование участников КГН в межрегиональную или межрайонную инспекцию России по крупнейшим налогоплательщикам (к этому склоняют условия размеров оборотов организаций-участников КГН, с учетом которых организация может вступить в группу) осуществляется в соответствии с приказом ФНС России от 16.05.2007 г. №ММ-3-06/308@.

В случае непредставления декларации по налогу на прибыль КГН налоговому органу в течение десяти календарных дней по истечении срока, установленного законодательством, может быть принято и исполнено решение об аресте счетов всех участников группы налогоплательщиков.

3. Взыскание налоговой задолженности

При неуплате налога на прибыль КГН в первую очередь взимаются наличные денежные средства и денежные средства на счетах ответственного участника КГН. Второстепенно используются средства остальных организаций-участников. Затем инициализируют аукцион с продажей имущества ответственного участника. При остаточном долге после вышеперечисленных мер распродается имущество остальных организаций-участников.

4. Проверки ФНС и ответственность

При проведении камеральной проверки консолидированной группы налогоплательщиков, проверяющий орган вправе требовать у ответственного участника КГН копии необходимых документов всех организаций-участников. При проведении выездной проверки ФНС истребование и рассмотрение документов происходит на территории ответственного участника КГН. При отсутствии возможности предоставить помещение, проверка может проводиться на территории проверяющего органа. Самостоятельная проверка представительства КГН не проводится. Полный и исчерпывающий объем полномочий налоговых органов в отношении организаций-участников указан в статьях 88, 89, 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ответственность за нарушение законодательства определяется статьей 122.1 Налогового кодекса Российской Федерации: сведения или действия, приводящие к неуплате или недоплате налога на прибыль организаций, влекут за собой штраф в размере 20-ти процентов от неуплаченного налога. При умышленном сокрытии сведений, приводящих к законному увеличению размера налога к уплате — штраф в размере 40% от неуплаченной суммы.

5. Особенности определения налоговой базы

Как было сказано ранее, консолидированная налоговая база — это база по доходам всех участников КГН. Она формируется как сумма всех доходов и всех расходов организаций, входящих в группу. Исключение составляют доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты доходов.

Организации-участники КГН не формируют резервы по сомнительным долгам в части задолженностей организаций, входящих в эту группу, друг перед другом.

Не формируются резервы по гарантийному обслуживанию и ремонту в части товаров, реализуемых участникам группы. Банки-участники консолидированной группы не формируют резервы на потери по ссудам и задолженностям, по долгам межбанковских кредитов и депозитов в отношении организаций-участников. При наличии операций с ценными бумагами или финансовыми инструментами срочных сделок, особенности определения налоговой базы и особенности её уменьшения при переносе убытков из периода на будущее применяются в отношении консолидированной налоговой базы.

Убытки, признанные за участниками КГН до их вступления в группу, нельзя переносить на будущие периоды в качестве уменьшающего налоговую базу консолидированной группы критерия.

Нормативы расходов, предписанные законодательством, обязательны к применению каждым участником группы.

Вышеуказанные правила действуют при определении налоговой базы для применения ставки 20%. Если требуется определить базу для уплаты налога с иной ставкой, она определяется самостоятельно организациями-участниками КГН.

налоговый консолидированный группа налогоплательщик

Задача 1

Классифицируйте нижеприведенные расходы/доходы по их видам и заполните таблицу

Расход/доход

Вид

Статья НК РФ

Получены дивиденды от дочерней компании

Внереализационные доходы

Разовое поступление от сдачи в аренду помещения

Контрагентом возвращены ошибочно перечисленные ему средства

Расходы в виде процентов по полученному займу

Внереализационные расходы

269- по займам

Пени и штрафы в бюджет

Расходы на услуги банков

Реализованы товары собственного производства

Доходы от реализации

Поступления (систематические) от сдачи в аренду помещения

Приобретение сырья для производства

Материальные расходы

Приобретение электроэнергии для производственных целей

Приобретение сборочной линии

Приобретено производственное помещение (цех)

Расходы на ремонт служебных автомобилей

Приобретение спецодежды для рабочих

Материальные расходы

Аванс поставщику

Представительские расходы

Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

Расходы по аренде офисного помещения

Начислена арендная плата за складское помещение

Потери от производственного брака

Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

Создание резерва на гарантийный ремонт

Расходы на создание гарантийных резервов

Суммы НДС, предъявленные поставщиком

Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

Расходы на заработную плату работников цеха

Расходы на оплату труда

Расходы на заработную плату управленческого персонала

Перечислена спонсорская помощь детской спортивной команде

Расходы, не учитываемые в целях налогообложения

Задача 2

Организация ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг», зарегистрированная в Санкт-Петербурге, произвела и реализовала на территории РФ в марте 2015 г. легковые автомобили: 5 тыс. шт. с мощностью двигателя 124 л.с., в том числе 10 автомобилей передала в свои обособленные подразделения для собственных нужд.

Ставка акциза 37 рублей за 1 л.с.

Определить:

1. сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет;

2. срок уплаты и срок подачи налоговой декларации.

Решение:

Поскольку ст.179 Налогового кодекса устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.

Произведем расчет:

Всего машин

В т.ч.: продано сторонним

передано своим подразделениям

Ставка акциза

Л.с.

размер акциза за 1 автомобиль

Период

4990 шт

10 шт.

37 р.

4 588,00 ?

1 кв.2015

Определим плательщиков:

Для реализованных сторонним организациям машин: ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг» (ст.182 НК РФ);

Для переданных своим обособленным подразделениям для собственных нужд:

В соответствии с ч.2 ст.19 части первой НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Таким образом, обособленные подразделения юридических лиц не являются самостоятельными налогоплательщиками, они лишь исполняют их обязанности по уплате налогов на той территории, на которой находятся.

При передаче произведенного подакцизного товара для собственных нужд этот товар полностью используется внутри организации по своему прямому назначению в неизменном виде.

В данном случае готовая продукция (автомобиль) передается для использования в качестве служебного автомобиля, т.е. имущества, используемого организацией для нужд управления в течение срока, превышающего 12 месяцев, которое должно быть принято к учету как объект основных средств (п.4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации легковые автомобили признаются подакцизным товаром (пп.7 п.1 ст.181 НК РФ), а передача на территории РФ произведенных подакцизных товаров для собственных нужд признается объектом обложения акцизами (пп.6 п.1 ст.182 НК РФ). Ставка акциза по легковым автомобилям мощностью двигателя свыше 90 устанавливается НК РФ, мы ориентируемся на условия задачи.

В данном случае налоговая база для начисления акциза определяется в соответствии с пп.1 п.2 ст.187 НК РФ как объем переданных подакцизных товаров в натуральном выражении (т.е. мощность двигателя переданного автомобиля — 124 л.с.). Сумма акциза исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы (п.1 ст.194 НК РФ).

Таким образом, сумма акциза к уплате в бюджет за реализованные автомобили:

37 руб. *124 л.с. * 4990 авт. = 22 894 120,00 руб.

Сумма, обязательная к уплате по реализованным собственным подразделениям автомобилям:

37 руб.* 124 л.с. * 10 авт. = 45 880,00 руб.

Итого: к выплате = 22 940 000,00 руб.

Уплата налога и подача декларации:

Уплата налога плательщиком акциза, имеющего разрешения на реализацию подакцизной продукции в розницу, осуществляется в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным.

Так как в условиях задачи не сказано, осуществляет ли организация оптовую или розничную торговлю (тем, у кого есть свидетельство, позволяющее организовать оптовую продажу, требуется уплатить налог до 20го числа месяца, следующего за отчетным), рекомендуется перечислить деньги в бюджет до 10го числа месяца, следующего за отчетным.

Сроки сдачи налоговой декларации едины: согласно ст. 22 НК РФ, крайний срок предоставления декларации — 25 число месяца, следующего за отчетным, если иное не предусмотрено законодательными актами. Соответственно, в данной ситуации следует подать декларацию в срок до 25 апреля 2015 г.

Список литературы

1. Налоги и налогообложение: учебник для академического бакалавриата (УМО ВО рекомендует) /Под ред. М.В.Романовского, Н.Г. Ивановой. — Москва : Изд-во «Юрайт», 2014.

2. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Под ред. Р.А. Петуховой. — Санкт-Петербург, 2012. — 80 с.

3. Вылкова Е.С. Налоговое планирование: учеб. для магистров, для студентов вузов / Е.С.Вылкова. — Москва : Юрайт, 2011. — 639 с.

4. Вылкова Е.С. Формирование налоговых льгот в субъектах Российской Федерации (на примере СЗФО): монография / Е.С.Вылкова, В.И.Красавин. — Спб.: ЦПП ФНС, г. Санкт-Петербург, 2011. — 277 с.

5. Вылкова Е. С., Тарасевич А.Л. Концептуальные основы реформирования налога на доходы физических лиц в России. — Санкт-Петербург: СПбГУЭ, 2010. — 211 c.

6. Гусейнова Г.М. Таможенные платежи: учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014 г.

7. Корпоративные финансы: Учебник для вузов. / Под ред. М.В. Романовского, А.И. Вострокнутовой. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 592с.

8. Налоговое право России. Учебник для бакалавров / Парышина В.А., Тедеев А.А. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 462с.

9. Организация и методика проведения налоговых проверок. Учебник для бакалавров / Ордынская Е.В., Кирина Л.С. — М.: Юрайт, 2013. — 406с.

10. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. Учебник для бакалавриата / В.Г. Пансков — 2-е изд, перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2011. -680с. — Серия: Бакалавр.

11. Повышение эффективности налогового контроля неденежных расчетов транснациональных корпораций / Под общ. ред. проф. И. А. Максимцева, проф. М. В. Романовского.- Санкт-Петербург : СПбГУЭФ, 2008. — 227 с.

12. Практикум по курсу «Налоги и налогообложение» / Под общ. ред. Р.А. Петуховой. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

13. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / В.М.Пушкарева. — Москва : Финансы и статистика, 2007.- 253с.

14. Современное состояние и пути развития налоговой системы России / колл. авторов: М.В. Романовский и др. — СПб.: СПбГУЭФ, 2012. — 168 с.

15. Специальные налоговые режимы. Учебное пособие / Л.А. Величко, Р.А. Петухова. — СПб.: СПБГУЭФ, 2007.-131с.

16. Теория и практика налогообложения: Учебник / Н.И. Малис, И.В. Горский, С.А. Анисимов; Под ред. Н.И. Малис — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 432 с.

17. Толкушкин А.В. История налогов в России. — М.: Изд-во Магистр: Инфра-М, 2011. — 480с.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/finance/00676912_0.html

Консолидированная группа налогоплательщиков

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) — добровольное объединение налогоплательщиков, которые уплачивают налог на прибыль по правилам, близким к установленным для единой организации.

Консолидированную группу налогоплательщиков часто называют сокращенно — КГН.

С 3 сентября 2018 года договоры о создании КГН, а также изменения в договоры о создании КГН регистрации налоговыми органами не подлежат (ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, Письмо ФНС РФ от 29.08.2018 № СД-4-3/16720@).

Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (п. 1 ст. 25.2. НК РФ).

Смысл создания КГН в том, что налог на прибыль исчисляется исходя из совокупного результата всех участников КГН. То есть налог на прибыль исчисляется примерно так, как если бы все участники КГН составляли единую организацию. Это позволяет суммировать прибыли и убытки в рамках одной КГН, что дает выгоду при налогообложении.

Среди всех участников один назначается как ответственный участник КГН. Ответственный участник КГН осуществляет исчисление налога на прибыль по КГН, представление налоговой декларации, уплату налога.

Порядом расчета налогооблагаемой прибыли участниками КГН определен в пунктах 6 и 7 ст. 288 НК РФ.

Понятие о консолидированной группе налогоплательщиков (сокращенно — КГН) было введено с 2012 года федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ. Создание консолидированной группы налогоплательщиков выгодно тем, что внутренние операции (операции между организациями группы) не облагаются налогом на прибыль. Такое объединение платит налог на прибыль как единая организация с системой филиалов (обособленных подразделений). Кроме того, цены сделок между компаниями группы не подлежат налоговому контролю на основании пп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ (Трансфертное ценообразование).

Пример

Группа компаний состоит из двух организаций «А» и «Б». По итогам года налоговая прибыль организации А равна 100 млн. рублей, а у организации Б налоговый убыток 70 млн. рублей.

В обычной ситуации, Организация А должна заплатить налог на прибыль со 100 млн. рублей, а организация Б налог не платит.

В случае, если организации А и Б создали консолидированную группу налогоплательщиков, то для налога на прибыль их налоговый результат суммируется и налог платится с 30 млн. рублей (100 — 70).

Правила создания, порядок уплаты налога на прибыль консолидированной группой налогоплательщиков установлены в главе 3.1. Налогового кодекса России «Консолидированная группа налогоплательщиков».

Участником консолидированной группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соответствует критериям и условиям, предусмотренным НК РФ для участников консолидированной группы налогоплательщиков (п. 2 ст. 25.2. НК РФ).

Ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник консолидированной группы налогоплательщиков, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций (п. 3 ст. 25.2. НК РФ).

Документом, подтверждающим полномочия ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, является договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, заключенный в соответствии с НК РФ и гражданским законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 25.2. НК РФ).

Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль организаций (п. 7 ст. 25.2. НК РФ).

Участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе добровольно прекратить свое участие в этой группе не ранее чем по истечении пяти налоговых периодов по налогу на прибыль организаций с даты присоединения к этой группе (п. 8.1. ст. 25.5 НК РФ — Федеральный закон от 28.11.2015 N 325-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Для того, чтобы создать КГН в налоговый орган представляются Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков и сопровождающие его документы не позднее 30 октября года, предшествующего налоговому периоду, начиная с которого исчисляется и уплачивается налог на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков (п. 7 ст. 25.3. НК РФ).

КНГ в цифрах

На 2013 год было создано 15 консолидированных групп налогоплательщиков (п. 2.7.1. Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов).

КГН применяют такие компании, как Газпром (см. Газпром (2012 и 2011 годы)), Лукоил (см. Лукоил (2012 и 2011 годы)).

КГН ожидает существенное реформирование. В настоящее время образование новых КГН приостановлено Так, установлено, что зарегистрированные налоговыми органами в течение 2014 года договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменения в договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), вступают в силу с 1 января 2016 года (ст. 8 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ).

В течение 2016 — 2017 годов договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменения в договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), регистрации налоговыми органами не подлежат, а договоры, зарегистрированные налоговыми органами в 2014 — 2015 годах, считаются незарегистрированными (Федеральный закон от 28.11.2015 N 325-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Приостановка создания новых КГН связана с тем, что за время своего существования сумма налога на прибыль от КГН существенно снизилась в сравнении с ситуацией до образования КГН.

Недостатки КГН для налогоплательщиков

1) НК РФ запрещает признавать для налогообложения убытки, полученные компаниями группы до их вхождения в КГН (п. 6 ст. 278.1 НК РФ).

То есть, такие убытки, полученные до образования КГН не могут быть признаны в период применения КГН. В случае, если в последующем налогоплательщик выходит из КГН, то такие убытки (полученные до КГН) признаются для налогообложения. При этом срок переноса убытка на будущее, увеличивается на количество лет, в течение которых такой налогоплательщик являлся участником консолидированной группы налогоплательщиков (п. 6 ст. 283 НК РФ).

Убытки, которые участники КГН получили в период действия КГН признаются для налогообложения (п. 6 ст. 283 НК РФ) — см. Перенос убытков на будущее (налог на прибыль)

2) невозможность формирования отдельных видов резервов, по отношению к другим участникам КГН (по сомнительным долгам в части задолженности одних участников этой группы перед другими участниками такой группы, а также по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в части реализации товаров (работ) другим участникам этой группы).

Условия создания КГН

Право на создание консолидированной группы налогоплательщиков в России имеют только очень крупные налогоплательщики, удовлетворяющие критериям, установленным в ст. 25.2 НК РФ. Так, чтобы получить право на создание КГН должны быть выполнены следующие финансовые условия (п. 5):

1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых должна составлять не менее 10 миллиардов рублей за календарный год, предшествующий году представления документов на создание КГН.

В этой сумме не учитываются суммы налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

2) суммарный объем доходов должен составлять не менее 100 миллиардов рублей (по данным бухгалтерской отчетности) за календарный год, предшествующий году представления документов на создание КГН.

3) совокупная стоимость активов должна составлять не менее 300 миллиардов рублей (по данным бухгалтерской отчетности) за календарный год, предшествующий году представления документов на создание КГН.

Все эти три условия должны быть выполнены одновременно. При расчете указанных выше показателей они суммируются по всем организациям которые планируется включить в КГН.

Кроме финансовых, установлены и иные условия для создания КГН, которые также перечислены в ст. 25.2. НК РФ.

Так, для создания КГН необходимо, чтобы доля участия одной организации в уставном капитале другой была не менее 90% (п. 2 ст. 25.2 НК РФ).

Кроме того, ограничения на включение некоторых типов организаций в КГН предусмотрены пунктами 3 и 6 ст. 25.2 НК РФ.

Организация — сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна соответствовать следующим условиям:

1) организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

2) в отношении организации не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

3) размер чистых активов организации, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала. Если на момент представления в налоговый орган договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков срок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату еще не наступил, то определение размера чистых активов или уставного (складочного) капитала производится на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на предшествующую отчетную дату.

КГН создается на основании договора, который заключают участники будущей КГН. Этот договор регистрируется налоговым органом, при условии, что все условия для создания КГН выполнены. Договор о создании КГН заключается в соответствии с нормами НК РФ и гражданского кодекса России. Договором определяется ответственный участник КГН, который организует расчет налоговых обязательств и уплату налога на прибыль группой.

Глава 3.1 НК РФ регулирует общие вопросы создания и функционирования КГН (ст. 25.1 — 25.6).

Порядок исчисления налоговых обязательств и уплаты налога на прибыль установлен нормами главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Так, статья 278.1.определяет Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков, а статья 321.2. Особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

Следует отметить, что консолидированная группа налогоплательщиков уплачивает только налог на прибыль, как единая организация. Что касается остальных налогов (например, НДС), то они исчисляются и уплачиваются каждой организацией группы, как самостоятельным налогоплательщиком.

Особенности налоговых проверок КГН

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы. Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы (п. 11 ст. 88 НК РФ).

Дополнительно

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков — организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и на которую этим договором возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Участник консолидированной группы налогоплательщиков — организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Среди участников один назначается как ответственный участник КГН.

Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков — договор, заключаемый между участниками консолидированной группы налогоплательщиков, о ее создании и функционировании.

Налог на прибыль организаций

Контролируемые сделки

Перенос убытков на будущее (налог на прибыль)

Трансфертное ценообразование

Контролируемые сделки

Внешние ссылки

Федеральный закон Российской Федерации от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» на rg.ru

Консолидированная группа налогоплательщиков на nalog.ru

Приложения

Итоги функционирования консолидированных групп налогоплательщиков в 2012 — 2013 годах (раздел I.3 Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, Минфин РФ)

3. Итоги функционирования консолидированных групп налогоплательщиков в 2012 — 2013 годах

Анализ основных итогов функционирования консолидированных групп, основанный на расчетах ФНС России, которые, в свою очередь, были произведены на данных, представленных налогоплательщиками по результатам 2013 года, в условиях создания КГН и без учета объединения организаций в КГН, показал, что функционирование КГН привело к следующим изменениям:

росту поступлений налога на прибыль организаций в размере 47,4 млрд. руб. в 76% субъектов Российской Федерации (63 региона);

снижению поступлений налога на прибыль организаций в размере 63,8 млрд. руб. в 24% субъектов Российской Федерации (20 регионов).

При этом анализ оценки влияния прироста или уменьшения поступлений налога на прибыль организаций от создания КГН в бюджеты регионов показал, что 74,0% уменьшений поступлений (47,2 млрд. руб.) приходится на 4 субъекта Российской Федерации. В свою очередь, прирост поступлений в аналогичном размере (47,4 млрд. руб.) получили бюджеты 63 регионов.

Анализ степени влияния создания КГН на поступление налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, приведен в Таблице 11.

Поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 16,4 млрд. руб., что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 0,94%, а общие доходы субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 0,25%.

Таблица 11

Изменение поступлений налога на прибыль организаций

в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога

на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации

Диапазон уд. веса изменений

Увеличение

Снижение

Количество субъектов РФ

Сумма поступлений, млрд. руб.

Количество субъектов РФ

Сумма поступлений, млрд. руб.

Всего

47,4

— 63,8

в том числе:

от 0% до 1%

0,7

— 0,06

от 1% до 3%

3,2

— 4,8

от 3% до 10%

12,2

— 44,2

от 10% до 30%

22,2

— 12,8

от 30% и выше

9,1

— 1,9


При анализе изменений поступлений налога на прибыль организаций в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации за 2013 год по сравнению с аналогичным периодом 2012 года наблюдается тенденция снижения общей суммы поступлений (на 9,9%) по регионам, получившим положительный результат от создания КГН, при одновременном снижении количества таких регионов (на 3,1 %).

Одновременно необходимо отметить, что по данным Казначейства России поступления по налогу на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за 2013 год по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократились на 260,2 млрд. рублей, из которых на долю КГН приходится всего 6,3%.

Таблица 12

Динамика изменений поступлений налога

на прибыль организаций в связи с созданием КГН

в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций

по субъектам Российской Федерации в 2012 — 2013 годах

Диапазон уд. веса изменений

Увеличение

Снижение

Количество субъектов РФ, ед.

Сумма поступлений, млрд. руб.

Количество субъектов РФ, ед.

Сумма поступлений, млрд. руб.

отклонение, %

отклонение, %

отклонение, %

отклонение, %

Всего

96,9

52,6

47,4

90,1

111,1

— 60,8

— 63,8

104,9

в том числе:

от 0% до 1%

87,5

0,77

0,7

90,9

100,0

— 0,13

— 0,06

46,2

от 1% до 3%

45,5

8,5

3,2

37,6

120,0

— 0,67

— 4,8

716,4

от 3% до 10%

111,8

13,8

12,2

88,4

266,7

— 45,0

— 44,2

98,2

от 10% до 30%

214,3

23,6

22,2

94,1

57,1

— 14,2

— 12,8

90,1

от 30% и выше

166,7

6,0

9,1

151,7

50,0

— 0,80

— 1,9

237,5

Источник: http://taxslov.ru/n16.htm

Консолидированные группы: плюсы и минусы

Давно ожидаемое российским бизнесом событие вот-вот станет реальностью. Идея введения в Налоговый кодекс РФ понятия «консолидированная группа налогоплательщиков» (КГН) доросла до стадии законопроекта. Похоже, государство, накопив триллионы рублей в Стабилизационном фонде, согласилось уменьшить налоговую нагрузку на крупный бизнес.

Акцента на тезисе о снижении налоговой нагрузки никто не делает, тем не менее подобные изменения налогового законодательства в принципе могут иметь следствием только уменьшение или увеличение суммы налогов, уплачиваемой в бюджет. Механизм исчисления налога консолидированным налогоплательщиком, равно как и добровольный характер создания консолидированной группы, показывает, что об увеличении налогового бремени речь не идет. Итогом создания КГН станет исключительно уменьшение совокупной величины налога на прибыль, уплаченного всеми участниками группы. Это, собственно, и было причиной, по которой бизнес-сообщество ратовало за консолидацию налогоплательщиков.

Согласно законопроекту лицо, имеющее статус крупнейшего налогоплательщика, может создавать КГН с участием как минимум одного дочернего общества, если доля непосредственного участия в нем основного общества составляет не менее 90%. Максимальное количество дочерних обществ не регламентировано. Помимо того, в состав КГН могут входить «дочки дочек», если основное общество имеет в этих «внучках» доли прямого и косвенного участия в сумме не менее 90%.

Формально законопроект говорит о том, что крупнейшими налогоплательщиками должны быть все участники группы. Но фактор взаимозависимости, присутствующий в качестве обязательного условия создания КГН, делает это требование весьма либеральным. В Налоговом кодексе РФ многократно повторяется, что ст. 83 относит определенных налогоплательщиков к категории крупнейших. Однако сама упомянутая статья говорит лишь о том, что Минфин России вправе определять особенности постановки крупнейших налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Эти Особенности министерство определило (Приказ от 11 июля 2005 г. N 85н), да только критериев отнесения конкретного налогоплательщика к крупнейшим там не содержится.

Зато подобные Критерии имеются в Приказе ФНС России от 16 мая 2007 г. N ММ-3-06/308@. Как следует из Приказа, лицо, взаимозависимое с крупнейшим налогоплательщиком, также рассматривается в качестве крупнейшего налогоплательщика!

Однако в состав КГН будут входить лица не просто взаимозависимые, а имеющие уровень зависимости по отношению к основному обществу не менее 90%. Поэтому оговорка о необходимости для всех прочих участников КГН (помимо основного общества) иметь статус крупнейшего налогоплательщика, по большому счету, практического значения не имеет. Они все и без того являются крупнейшими — по факту взаимозависимости с основным обществом.

Пользу от создания КГН обеспечивают два фактора. Первый — возможность не учитывать при исчислении налогооблагаемой прибыли ту, которая получена от сделок между участниками группы. Проблемы трансфертных цен и конфликты с налоговыми органами из-за доначисления налогов по операциям с взаимозависимыми лицами в этом случае сразу перестают быть актуальными.

Второй — возможность суммировать результаты хозяйственной деятельности всех участников группы. Убыток одного из участников уменьшит общую налогооблагаемую прибыль группы непосредственно за текущий налоговый период, а не в будущих налоговых периодах, как было бы, если бы данный участник исчислял налог индивидуально.

Выгоды для участников КГН понятны. Что касается государственного бюджета, то его интерес не столь очевиден. Российский союз промышленников и предпринимателей, добивающийся возможности консолидации для крупнейших налогоплательщиков, аргументирует свою позицию в первую очередь необходимостью повысить конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке. А уже потом, увеличив, дескать, количество продаж, российские компании пополнят бюджет дополнительными налогами за счет роста налоговой базы. Довод «снизьте нам налоги, и мы сразу завалим мир нашими товарами» никого особенно не впечатляет, но если государственные закрома ломятся от денег, то его (государства) личное дело, стоит экспериментировать или нет.

В случае создания КГН интересно положение организации — ответственного участника группы. Под таким участником подразумевается лицо, ответственное за уплату налога от имени членов группы. При разработке концепции КГН предполагалось, что ответственным участником станет основное общество (материнская компания), но законопроект позволяет членам группы назначить ответственного участника по собственному усмотрению.

Ответственный участник оказывается своего рода сборщиком налога на прибыль. Термин «сборщик налога» существовал в прежней редакции НК РФ, но не использовался на практике. Функции ответственного участника будут заключаться в сборе у участников группы данных, позволяющих исчислить налог, а также налоговых деклараций (расчетов). Кроме того, ответственный участник будет аккумулировать денежные средства, перечисляемые иными участниками на уплату налога. Получение ответственным участником денег и налоговых деклараций от иных участников как раз и позволяет характеризовать данное лицо в качестве сборщика налога, перечисляющего затем собранный налог государству. При этом ответственный участник подает в свой налоговый орган единую налоговую декларацию (единый расчет), исчисленную по группе в целом. Так что практика появится, да вот термин из Кодекса уже исключен.

Любопытно будет выглядеть движение денежных потоков внутри группы: планируется не облагать налогом на прибыль денежные средства, полученные ответственным участником от других участников «на цели уплаты налога на прибыль». Буквальное прочтение дает основания предположить, что если в платежке от «рядового» участника будет указано «на уплату налога», то размер суммы, отправленной ответственному участнику, уже не должен будет иметь значения. В итоге от налогообложения окажется освобождено любое перечисление денег ответственному участнику. Но это еще не самое интересное в отношениях внутри КГН.

Комитет РСПП по бюджетной и налоговой политике, аргументируя ценность КГН для экономики страны, тем не менее признает, что ее создание может повлечь за собой злоупотребления. В целях их пресечения комитет РСПП допускает возможность ограничить размер учитываемых убытков определенной величиной от общей прибыли группы (предлагается максимум 10 — 15%). Но в законопроекте такого ограничения нет.

Впрочем, некоторые препятствия на пути потенциальных злоупотреблений обозначенная в законопроекте процедура создания КГН все-таки содержит. Так, согласно законопроекту КГН считается созданной с 1 января года, следующего за годом регистрации договора о создании группы. При этом не будет зарегистрирован договор, если кто-либо из участников группы находится в процессе реорганизации или ликвидации, а также имеет долги по налогам, штрафам и пеням.

Дополнительно устанавливается, что участник группы, получивший убытки до вступления в группу, не может перенести их на будущее (уменьшив тем самым текущую налогооблагаемую прибыль группы). Таким образом, предыдущие убытки «отсекаются», и в целях исчисления налога на прибыль функционирование КГН начинается как безусловно прибыльная деятельность.

Между тем отсутствие убытков на момент регистрации КГН еще не означает отсутствия их и в следующем году тоже. Если сейчас при трансфертном ценообразовании в целях концентрации денежных средств холдинга определяются «центры прибыли», то уже в момент регистрации договора о создании КГН организаторы смогут определить «центры убытков» — тех участников, которые начнут «генерировать» убытки незамедлительно, с начала года, в котором КГН признается созданной. Поскольку законопроект не предусматривает ограничений на размер убытков, учитываемых при исчислении налоговой базы группы, грамотная «оптимизация производственно-хозяйственной деятельности» может привести к отсутствию прибыли по группе в целом, тогда как отдельные (наиболее известные) участники группы смогут официально рапортовать о большой величине полученной прибыли.

Вот как раз эта ситуация и должна трактоваться в качестве примера «возможных злоупотреблений», барьером на пути которых должен был бы стать ограничитель убытков. При отсутствии подобного ограничителя бюджету, возможно, придется вообще забыть о существовании налога на прибыль.

Если же абстрагироваться от неочевидной выгодности КГН для государства, то само создание группы выглядит (по крайней мере в теории) весьма просто. Создать КГН, как уже было сказано, сможет крупнейший налогоплательщик при участии «сильно взаимозависимых» лиц. Не допускается участие в группе только резидентов особых экономических зон и организаций, применяющих специальные налоговые режимы. Кроме того, определенные организации будут создавать лишь «специализированные» КГН (состоящие из организаций, занимающихся одним видом деятельности). Всего предусмотрено четыре вида «специализированных» групп: для банков, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Создаваться КГН должна будет на срок как минимум два года (с возможностью продления договора о создании группы не менее чем на год) либо бессрочно. Участники смогут ликвидировать КГН по своему желанию. Кроме того, группа ликвидируется в силу закона при несоблюдении участниками предусмотренных ограничений.

Организация, определенная в качестве ответственного участника, кроме сбора документов и денег от членов группы должна будет представлять группу в отношениях с налоговыми органами — вплоть до того, что на выездную проверку по налогу на прибыль сотрудники налогового органа станут приходить в данную организацию, тогда как проверке подвергнется вся КГН разом. Территория ответственного участника в этом случае станет местом, куда все члены группы потащат кипы «первички».

Ответственный участник пострадает первым, если подлежащий уплате налог вдруг не будет уплачен: прежде всего инкассовое поручение выставляется в адрес ответственного участника. Впрочем, если с ответственного участника долг получить не удастся, налоговый орган сможет взыскать деньги с других участников группы. Будет ли взыскание производиться «в порядке живой очереди» либо со всех одновременно — покажет практика применения нового закона. Если, конечно, процедура взыскания не конкретизируется непосредственно в законе.

Кстати, законопроект не предусматривает последствия взыскания долга группы с лица, не являющегося ответственным участником: если суммы, перечисленные ответственному участнику на уплату налога от «рядового» участника, не облагаются налогом на прибыль, то в отношении обратного перечисления ничего не сказано. Поэтому если налоговый орган спишет долг группы с «рядового», а затем ответственный компенсирует «рядовому» списанную сумму, то формально у «рядового» участника появится безвозмездно полученный доход со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

За исключением подобных шероховатостей (напомним, документ находится на стадии законопроекта), появление такого закона крупному бизнесу, безусловно, на руку. Бизнесу новый закон обещает значительную экономию на налогах, ныне уплачиваемых государству. Что при этом получит государство — отдельный вопрос, который, возможно, и не столь важен, когда речь идет о повышении конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке.

С.А.Астахов

Юрист

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/46637-konsolidirovannye-gruppy-plyusy-minusy

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *