Конкуренция в социальной сфере

В январе-апреле 2007 г. российская экономика сохраняла высокие темпы роста, характерные для первого квартала 2007 года. По данным Мониторинга о текущей ситуации в российской экономике в январе-апреле 2007 года, опубликованного на официальном сайте министерства экономического развития и торговли РФ, за указанный период прирост ВВП к соответствующему периоду 2006 г. составил 7,7% (против 5,4% в январе-апреле 2006 г.). Очищенный от сезонного и календарного факторов месячный прирост ВВП оставался на высоком и стабильном уровне (0,7% в среднемесячном исчислении), отмечается в материалах МЭРиТ. Высокие темпы экономики в январе-апреле опирались на высокие темпы роста инвестиционного спроса, строительства, обрабатывающих производств, поддерживались высоким уровнем потребительского спроса при замедлении темпов роста экспорта и усилении конкуренции со стороны импорта.

Прирост инвестиций в основной капитал в январе-апреле 2007 г. относительно соответствующего периода 2006 г., составил 19,9% (в январе-апреле 2006 г. соответственно 6,9%). Экономике удалось сохранить высокие темпы инвестиций, отмечаемые с начала четвертого квартала 2006 г. и в апреле. Они устойчиво сопровождаются высокими темпами строительства (прирост в январе-апреле 2007 г. составил 23,7% против 4,8% в соответствующем периоде 2006 г.). В сравнении с январем-апрелем 2006 г. сохраняются высокие темпы роста ввода общей площади жилых домов (в январе-апреле 2007 г. прирост 45,3%).

В январе-апреле 2007 г. сохранялись высокие темпы потребительского спроса, которые поддерживались высокими темпами роста реальных располагаемых доходов населения при опережающем росте реальной заработной платы (относительно января-апреля 2006 г. соответствующий прирост составил 11,5% и 18,5%). Темпы прироста этих показателей в январе-апреле 2007 г. превысили их значения в соответствующем периоде 2006 г. более чем в полтора раза. Наметилась тенденция увеличения разрыва в росте реальной заработной платы относительно реальных располагаемых денежных доходов (в январе и апреле и 2007 г. разрыв в их приросте составил 4,3 п.п. и 10,1 п.п.).

Прирост экспорта (в стоимостном выражении) в январе-апреле 2007 г., по оценке Минэкономразвития России, относительно января-апреля 2006 г. существенно замедлился и составил 7,3% (против 30,4% в январе-апреле 2006 г.). Замедление экспорта в основном определялось снижением мировых цен на нефть.

С начала 2007 г. устойчивыми и высокими темпами характеризуется рост торговли. В январе-апреле 2007 г. прирост оборота розничной торговли относительно января-апреля 2006 г. составил 13,6% (в январе-апреле 2006 г. 11,4%). Рост торговли поддерживался устойчивым ростом реальных денежных доходов населения, реальной заработной платы, сохраняющейся высокой активностью банков на рынке потребительского кредитования.

В начале 2007 г. преодолена тенденция к замедлению темпов роста промышленного производства, наметившаяся в 2006 году. Прирост промышленного производства (разделы C+D+E классификации ОКВЭД) в I кв. 2007 г. к I кв. 2006 г. составил 8,4% (в I кв. 2006 г. 3%). В апреле 2007 г. рост промышленности существенно замедлился (104,6% относительно апреля 2006 г.) и в январе-апреле прирост составил 7,5%.

В апреле 2007 г. не удалось сохранить ускорение I квартала, и замедление темпов коснулось как добывающих, так и обрабатывающих производств. Прирост добычи полезных ископаемых в январе-апреле 2007 г. относительно января-апреля 2006 г. составил 3,7%, прирост выпуска продукции обрабатывающих производств 12,5% (в апреле 7%). При росте обрабатывающих производств в целом за январь-апрель в апреле снизились объемы производства нефтепродуктов (на 0,9%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 7,2%), продуктов мукомольно–крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов (на 5,3%), табачных изделий (на 8,3%), обуви (на 0,2%). В течение всего I квартала 2007 г. из-за теплой зимы имело место снижение в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, которое продолжилось и в апреле (за январь-апрель 2007 г. снижение составило 5,0%). В целом в январе-апреле 2007 г. сохранилась тенденция смещения структуры промышленного роста в сторону увеличения доли обрабатывающих отраслей.

В январе-апреле 2007 г. существенное влияние на рост оказывало ускорение в фондосоздающих производствах и, прежде всего, строительстве. Наблюдается рост производства строительного стекла в 2,2 раза, цемента на 29,1%, конструкций и изделий сборных железобетонных на 21,5%, стальных труб на 25,5%, готовых металлических изделий на 14,0%. Существенно возросло производство машин и оборудования, используемого в жилищном и дорожном строительстве (кранов башенных – на 72,4%, бульдозеров – на 64,2%, кранов на автомобильном ходу – на 30,7%, лифтов – 18,3%, экскаваторов – на 18,1%). Существенный рост наблюдался в производстве офисного оборудования и вычислительной техники (на 57,1%), и производстве аппаратуры для радио, телевидения и связи (на 21,2%, за счет развития производства интегральных микросхем и телевизоров). Рост производства транспортных средств и оборудования составил 16,2% (магистральных тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов соответственно в 5,7 раз, на 24,4% и 7,6%), производство легковых автомобилей в январе-апреле 2007 года увеличилось на 13,1%, грузовых на 25,3%, автобусов – на 6,5%.

В январе-апреле 2007 г., по оценке Минэкономразвития России, прирост импорта заметно ускорился относительно января-апреля 2006 г. и составил 41,1% (в январе-апреле 2006 г. 19,7%). С начала года существенную роль в поддержке роста импорта играл рост инвестиционной активности и повышение доли инвестиционных товаров в структуре импорта. Кроме того, рост импорта стимулировался продолжающимся повышением реального курса рубля.

В условиях значительного притока капитала в Россию, продолжился рост золотовалютных резервов. В январе-апреле текущего года их прирост составил 65,385 млрд. долл., что в 1,48 раза больше, чем за аналогичный период годом ранее. По состоянию на 1 мая объем международных резервных активов составил 369,117 млрд. долл. В мае рост резервов продолжился.

За январь-апрель 2007 г. инфляция составила 4%, что в 1,4 раза ниже, чем год назад (5,4%), базовая инфляция — 2,2%, что в 1,5 раза ниже аналогичного показателя прошлого года (3,2%). На замедлении инфляции в январе-апреле 2007 г. сказался рост предложения товаров (в том числе за счет роста импорта, развития торговых сетей), развитие конкуренции на рынке потребительских товаров, снижение инфляционных ожиданий, замедление роста регулируемых тарифов на услуги ЖКХ.

Таблица 1
Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

1) Оценка Минэкономразвития России
2) В % к марту
3) Агрегированный индекс производства по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»
4) Предварительные данные

В апреле 2007 г. темпы роста ВВП сохранились на высоком уровне, характерном для I квартала 2007 года. Относительно января-апреля 2006 г. прирост составил 7,7%, что существенно выше прироста в январе-апреле 2006 г. (5,4%). Как и в течении I кв. 2007 г. в апреле продолжала действовать тенденция ослабления вклада расширения экспортных поставок и повышения ориентации экономического роста на внутренний спрос.

Экономический рост обеспечивался ускорением роста инвестиций, продукции строительства, высокими темпами обрабатывающих производств, устойчивым ростом торговли. В январе-апреле 2007 г. прирост инвестиций относительно января-апреля 2006 г. составил, по оценке, 19,9%, прирост в строительстве 23,7%, прирост оборота розничной торговли составил 13,6%, прирост обрабатывающих производств — 12,5 процентов.

Динамика ВВП с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1), (январь 1995 г. (2) – 100%)

Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в январе-апреле 2007 г. сохранилась на высоком уровне — прирост относительно соответствующего периода прошлого года составил 11,5% при опережающем приросте реальной заработной платы (18,5%). Рост реальных доходов населения обеспечил высокий рост оборота розничной торговли.

Таблица 2
Среднемесячные темпы прироста основных показателей экономики (сезонность исключена)*

*Оценка Минэкономразвития России

В январе-апреле 2007 г. средняя цена на нефть марки Urals составила 56,6 долл. за баррель, что на 5,4% ниже уровня января-апреля 2006 г. В апреле цена на нефть Urals составила 63,8 долл. за баррель, увеличившись на 8,3% по сравнению с мартом 2007 г., и снизилась на 1,9% по сравнению с апрелем 2006 г.

Сохранение мировых цен на нефть в апреле 2007 г. на высоком уровне обусловлено возобновлением тенденции роста спроса на нефть на азиатских рынках и в США, сокращением запасов нефтепродуктов в США, когда в весенний период резко повышается спрос на бензин, и геополитическими рисками. Кроме того, сохранению высоких цен на нефть способствовало сокращение поставок нефти на мировой рынок, вызванное, по мнению экспертов Международного энергетического агентства (МЭА) и агентства Platts (Великобритания), снижением нефтедобычи в странах ОПЕК и проблемами в нефтедобывающей отрасли в некоторых странах ОЭСР.

Динамика мировых цен на нефть (в долларах за баррель)

В рассматриваемый период цены на российский природный газ оставались высокими. Средняя контрактная цена газа при поставке в страны Западной Европы в январе-апреле 2007 г. по сравнению с январем-апрелем 2006 г. увеличилась на 20,3%. В апреле 2007 года по сравнению с соответствующим периодом 2006 года цена на газ увеличилась на 16,9%, а по сравнению с мартом 2007 г. снизилась на 1,2 процента.

Положительное сальдо торгового баланса в январе-апреле 2007 года составило, по оценке Минэкономразвития России, 38,3 млрд. долл., в том числе со странами дальнего зарубежья – 33,1 млрд. долл., со странами СНГ– 5,2 млрд. долл. На 86,5% сальдо сформировалось в торговле со странами дальнего зарубежья.

По расчетам Минэкономразвития России, за апрель (апрель к марту текущего года) реальное укрепление рубля к доллару составило 1,05%, снижение к английскому фунту стерлингов – 0,6%, снижение к евро – 0,9%. В целом за январь-апрель укрепление рубля к доллару в реальном выражении составило 3,4%, к евро – 2,4%, фунту стерлингов – 4,6%. По оценке Банка России, реальный эффективный курс рубля за апрель снизился на 0,3%, а в целом за январь-апрель его укрепление составило 2,3 процента.

По состоянию на конец апреля текущего года курс доллара в реальном выражении составил 118,1% от предкризисного уровня (июля 1998 года), курс евро** – 103,4%, реального эффективного курса – 104,6 процента.

В январе-апреле 2007 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 19,9% (в январе-апреле 2006 г. – на 6,9%). При этом общий объем инвестиций в основной капитал составил 1219,5 млрд. рублей.

В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в I квартале 2007 года основной поток инвестиций (83,8%) направлялся на следующие виды экономической деятельности: транспорт и связь – 24,6 % от общего объема инвестиций (в I квартале 2006 года – 25,7%), добыча полезных ископаемых – 23,1 (20,5%), обрабатывающие производства – 17,9% (21,4%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 12,4% (10,7%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 5,7% (6,0 процента). Согласно данным Росстата, в I квартале 2007 г. сохранилась позитивные тенденции, наметившиеся в прошлом году в сельском хозяйстве. Так, объем инвестиций в сельское хозяйство увеличился на 62,8 процента. При этом доля сельского хозяйства в общем объеме инвестиций возросла с 2,9% до 3,8 процента.

По состоянию на 1 мая 2007 года совокупный объем Стабилизационного фонда РФ составил 2920,5 млрд. в рублевом эквиваленте, или 113,7 млрд. в долларовом эквиваленте (48,61 млрд. долл., 37,83 млрд. евро, 5,68 млрд. фунтов стерлингов). В соответствии с бюджетным кодексом РФ в марте в Стабилизационный фонд были перечислены дополнительные доходы федерального бюджета за март в размере 108,25 млрд. руб. Остаток средств на счете по учету средств Стабилизационного фонда в рублях по состоянию на 1 мая 2007 года составил 54,12 млрд. рублей.

В международном сопоставлении, по итогам первого квартала 2007 г. темпы прироста ВВП России, составившие 7,9% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, в значительной мере опережали аналогичный показатель по другим ведущим экономикам, уступая только Китаю (11,1%).

В группе экономически развитых стран под воздействием расширения внешнего спроса отмечается рост ВВП стран ЕС (3,2%), для Японии он составил 2,4 %. В то же время в США вследствие замедления личного потребления, особенно по товарам единовременного пользования, и снижения государственных расходов этот показатель, по предварительным данным, в первом квартале снизился до 2,1 % (3,7% за соответствующий период 2006 года).

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) Оценка Минэкономразвития России
2) Агрегированный индекс производства по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», с учетом поправки на неформальную деятельность
3) Предварительные данные
4) По методологии платежного баланса
** значения евро до 1999 года рассчитаны по корзине валют 12 стран, впоследствии перешедших на единую европейскую валюту (безналичный евро введен с 1 января 1999 года)
Оценка Минэкономразвития России

В нашем рейтинге событий произошли изменения.

Рейтинг событий, влияющих на Российский рынок

Событие Рейтинг Прогноз
МАКРОЭКОНОМИКА
Общая ситуация на мировых фондовых рынках C
Макроэкономическая ситуация в CША C
Макроэкономическая ситуация в России C
ПОЛИТИКА
МЭРТ оценивает инфляцию в РФ за январь-май на уровне 4,5-4,6% C
СЫРЬЕВЫЕ РЫНКИ
Уровень мировых цен на нефть C
Уровень мировых цен на металлы C
ОТРАСЛЕВЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ НОВОСТИ
Руководство ВТБ купило, по меньшей мере, 0.02% акций банка; C
Вымпелком опубликовал хорошие финансовые результаты по US GAAP C
Тарифы на транспортировку сырой нефти по трубопроводам из Западной Сибири могут повыситься C

ПРИМЕЧАНИЕ: В столбце 2 в скобках указан рейтинг события, присвоенный ему в прошлом прогнозе. В столбце 3 указано знак влияние события на рынок.
Наиболее сильное влияние на рынок оказывают события с рейтингом А, события имеющие рейтинг D по нашей шкале оказывают слабое влияние.

Инвестиционный фон — нейтральный

Часто такие организации, оказыва­ющие социальные услуги, возникали на основе групп самопомощи и взаим­ной поддержки (клубы инвалидов, ас­социации выпускников детских домов, ассоциации родителей детей-инвали­дов). Например, в Томске обществен­ная организация создала первый при­ют для бездомных, который в 1999 г. получил муниципальный статус. Благо­даря этому он существенно расширил свою материальную базу и открылся позже уже в новом качестве — муници­пального центра «Приют для лиц без определенного места жительства».

Объем оказываемых такими орга­низациями услуг, конечно, был неве­лик по сравнению с муниципальными и государственными учреждениями. Услуги предоставлялись в основном членам самих организаций, прежде всего потому, что средств и ресурсов было относительно немного. Однако некоммерческие организации бра­лись за решение таких социальных проблем и помогали тем уязвимым группам населения, до которых у госу­дарственной социальной политики по тем или иным причинам не доходили руки (например, организация прию­тов для упомянутых бездомных или для жертв домашнего насилия).

📌 Реклама

— К чему приведет нарастание конкуренции в социальной сфере: к увеличению качества услуг, как ожидается, или к исчезновению наи­более слабых участников рынка?

3. Нынешний этап реформы госу­дарственных и муниципальных уч­реждений, стартовавший с вступле­нием в силу Закона № 83-ФЗ, одной из своих целей имеет повышение эф­фективности деятельности данного типа поставщиков социальных услуг. Механизмы реализации положений Закона № 83-ФЗ предполагают, что в результате их применения учрежде­ния получат больше самостоятельно­сти, но в то же время повысят свою ответственность за результат.

Например, автономные и бюджет­ные учреждения получили широкие права по распоряжению денежными средствами субсидий на выполнение задания по оказанию услуг, а также доходами, полученными от оказания платных услуг, но в то же время отме­нена субсидиарная ответственность по обязательствам этих учреждений и установлена личная ответственность руководителей за деятельность воз­главляемых ими учреждений.

📌 Реклама

Предполагается, что реализация механизмов Закона № 83-ФЗ должна в итоге сформировать возможность предоставлять бюджетные средства на оплату услуг напрямую их потреби­телям. Последние самостоятельно определят ту организацию, которой заплатят за услуги. Такой организаци­ей не обязательно будет государствен­ное или муниципальное учреждение: реализуемые в настоящее время меры по поддержке негосударственных со­циально ориентированных организа­ций помогут выявить и укрепить те из них, кто на должном уровне сможет оказывать потребителям «бюджет­ные» услуги.

4. Как еще может реализовы-ваться механизм государствен­но-частного партнерства (ГЧП) в социальной сфере (образование, здравоохранение, культура, со­циальная защита)? Интересно уз­нать об опыте регионов.

— Основными формами частно-го­сударственного партнерства являют­ся механизм концессионных соглаше­ний, деятельность Инвестиционного фонда Российской Федерации, созда­ние кластеров и особых экономиче­ских зон, в которых государством обеспечивается создание необходи­мой для привлечения частных инве­стиций инфраструктуры.

ГОСУДАРСТВО И УПРАВЛЕНИЕ

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Башлаков-Николаев Игорь Васильевич, магистрант Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: bniv@list.ru.

DOI: http://dx.d0i.0rg/10.14420/ru.2013.5.4

Аннотация. В статье анализируется Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования на период 2013-2024 г., утвержденная Президиумом ФАС России 3 июля 2013 г. Цель Стратегии — развитие конкуренции в Российской Федерации и совершенствование институтов защиты конкуренции. Стратегия также послужит задачам внедрения эффективных инструментов по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства, таких как правила недискриминационного доступа, корпоративные институциональные механизмы, обеспечивающие соблюдение норм антимонопольного законодательства. Автор обосновывает прорывное значение установления административной ответственности в отношении должностных лиц органов власти за нарушение порядка осуществления полномочий в сфере градостроительной деятельности и земельных отношений. По его мнению, изменения законодательства в соответствии со Стратегией позволят создать на практике механизм административного обжалования обязательных правоустанавливающих процедур.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, ограничение

конкуренции, развитие конкуренции, антимонопольное регулирование, защита конкуренции, эффективная конкуренция, государственный заказ, муниципальный заказ, злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные действия (акты), недобросовестная конкуренция, административное обжалование, стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования, федеральная антимонопольная служба, недискриминационные торговые политики.

В целях развития конкуренции в Российской Федерации и совершенствования институтов защиты конкуренции Федеральной антимонопольной службой разработана Стратегия развития конкуренции и

антимонопольного регулирования на период 2013-2024 г.1 (далее -Стратегия). Стратегия утверждена Президиумом ФАС России 3 июля 2013 г.

Разработка Стратегии осуществлена в рамках гармонизации антимонопольного законодательства с лучшими мировыми практиками, учитывает предложения Организации экономического сотрудничества и развития, представителей бизнеса.

По результатам голосования, организованного газетой «Ведомости», наряду с подготовкой Закона о коллективных исках, изменением правил закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ

Л

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), проектом поправок в статью 178 Уголовного

кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) в части сужения сферы ее применения для картелей и освобождения от уголовной ответственности первого «сдавшегося» лица важным событием антимонопольной политики 2013 г. было признано принятие ФАС России Стратегии4.

Необходимо отметить, что Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»5 (далее — Закон о защите конкуренции) был принят в 2006 г. За период с 2006 по 2013 г. в Закон о защите конкуренции были внесены поправки, сформированные в три «антимонопольных» пакета поправок.

За это время антимонопольное регулирование в Российской Федерации совершенствовалось на основании лучших мировых практик, требований времени и предложений бизнес сообществ.

В указанный период была введена административная ответственность хозяйствующих субъектов, органов государственной и муниципальной

2 Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 30 (ч. 1). — Ст. 4571.

3 Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

5 См. Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3434.

власти, а также их должностных лиц в сфере защиты конкуренции, увеличены пороги контроля экономической концентрации.

«Третьим антимонопольным пакетом»1 поправок в Закон о защите конкуренции введены институты предупреждений и предостережений, направленные на снижение применения пресекательных мер защиты конкуренции в пользу применения мер профилактических. Ведь при выполнении предупреждения в установленный срок нарушитель уже не подлежит антимонопольной и штрафной административной ответственности.

В Стратегии определены четыре приоритета в совершенствовании антимонопольного регулирования в Российской Федерации.

1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции.

2. Снижение административных барьеров, препятствующих свободному функционированию рынков.

3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования.

4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции является необходимым условием для существенного повышения качества реализации мер по защите конкуренции на основе использования и внедрения лучших мировых практик, а также повышения результативности деятельности антимонопольных органов за счет внедрения современных и эффективных инструментов управления качеством.

В этом разделе Стратегии ФАС России считает одной из важнейших задач внедрение эффективных инструментов по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства, таких как правила недискриминационного доступа, недискриминационные торговые политики доминирующих на рынках хозяйствующих субъектов, а также корпоративные институциональные механизмы, обеспечивающие соблюдение норм антимонопольного законодательства.

Кроме того, в соответствии с данным разделом Стратегии важное значение будет уделено разработке и реализация мер экономического стимулирования развития рынков и включения проконкурентных требований в нормы всех сфер российского законодательства.

В соответствии со Стратегией совершенствование антимонопольного законодательства и практики его применения будет направлено на развитие и совершенствование институтов, предупреждающих правонарушения в сфере защиты конкуренции. В рамках данного направления Стратегии предлагается:

— распространить сферу применения новых правовых институтов профилактической направленности предупреждений и предостережений на случаи совершения действий и издания актов органами власти, ограничивающими конкуренцию, а также на случаи проявления недобросовестной конкуренции;

— внедрить нотификацию торговых политик доминирующих хозяйствующих субъектов с целью исключения дискриминации потребителей;

— разработать и внедрить нормы, стимулирующие внедрение систем комплайнса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций, союзов;

— разработать и представить на утверждение Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа к ограниченным

ресурсам (например, недра, водные биологические ресурсы, частоты спектра ЭМИ и др.).

Стратегия предусматривает распространить сферу применения Закона о защите конкуренции на соглашения по использованию исключительных прав, приводящие к ограничению, недопущению, устранению конкуренции при реализации товара.

В Стратегии для повышения эффективности деятельности по пресечению и предотвращению недобросовестной конкуренции предусмотрено сформировать в Законе о защите конкуренции детальный перечень запрещенных практик, признаваемых недобросовестной конкуренцией.

В целях повышения качества и эффективности деятельности антимонопольных органов в сфере защиты конкуренции Стратегия предусматривает меры по повышению качества экономического анализа и контроля за экономической концентрацией. В частности, Стратегия предусматривает:

— на основе использования лучших практик антимонопольных органов стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) стандартизировать применение экономического анализа;

— установить обязанность по проведению анализа конкуренции на смежных рынках при осуществлении предварительного контроля за совершением сделок;

— в целях обоснования решений по экономической концентрации обеспечить включение в мотивировочную часть решения изложение выводов о состоянии конкуренции на соответствующем товарном рынке и последствиях сделки.

В целях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты Стратегия предусматривает исключение уведомительного контроля за экономической концентрацией, а также отмену обязательной для хозяйствующих субъектов, включенных в реестр хозяйствующих субъектов,

занимающих долю на рынке свыше 35%, обязательную государственную статистическую отчетность, а также внедрить требование о трехлетнем сроке включения сведений в данный реестр.

В Стратегии уделено важнее место вопросам повышения эффективности процедур рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также модернизации норм законодательства об административных правонарушениях в сфере защиты конкуренции.

В частности, Стратегия содержит указание на внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих объединение процедур рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и дел об административных правонарушениях, а также предусматривающих введение процедуры досудебного обжалования решений территориальных антимонопольных органов в ФАС России в целях повышения единообразия правоприменительной практики.

Кроме того, Стратегия предусматривает установление административной ответственности должностных лиц органов власти за нарушение порядка осуществления полномочий в сфере строительства и земельных отношений, а также исключение возможности применения для должностных лиц административного штрафа для наиболее «вредных» нарушений антимонопольного законодательства и введение за такие нарушения безальтернативного наказания в виде дисквалификации.

Вместе с тем Стратегия предусматривает установку соразмерного оборотному штрафа для участников антиконкурентных «вертикальных» соглашений при отсутствии выручки на товарном рынке, штрафа за координацию экономической деятельности, а также установление оборотного штрафа за злоупотребление доминирующим положением при монопсонии.

Необходимо отметить, что ФАС России уже приступила к практической реализации Стратегии. В частности, в докладе на V ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России» Руководитель

ФАС России Игорь Артемьев рассказал о подготовленных поправках в Закон

0 защите конкуренции1, которые сформированы в одной части из того, что не вошло в «третий антимонопольный пакет поправок», а в другой части — из предложений бизнеса.

Поправки разработаны в целях реализации положений Дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и согласно рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая в июле 2013 года признала соответствие политики защиты конкуренции России своим стандартам2.

В частности, в поправках идет речь о полном отказе от уведомлений о сделках экономической концентрации, а также о введении обязанности органов власти согласовывать создание государственных и муниципальных унитарных предприятий с антимонопольным органом3, распространении института предупреждения на иные формы злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентные действия (акты) органов власти, а также случаи недобросовестной конкуренции (за исключением сферы интеллектуальной собственности).

Проект поправок, кроме того, предполагает исключить возможность применения запрета на злоупотребление доминирующим положением к хозяйствующим субъектам в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов отдельных лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и не приводят к ограничению конкуренции на рынке. Поправки также предусматривают недопустимость признания доминирующими на рынке хозяйствующих субъектов с долей менее чем 35% и возможность признания допустимыми соглашений о совместной деятельности и определяют порядок нотификации таких

2 Андрей Цариковский: ФАС сконцентрируется на крупных делах, которые оказывают существенное влияние на состояние конкуренции // Федеральная антимонопольная служба. URL: fas.gov.ru/fas-news/fas-news_34968.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации // Федеральная антимонопольная служба. URL: fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_51132.html.

соглашений. В настоящее время указанные поправки в антимонопольное законодательство проходят согласование с заинтересованными федеральными органами власти и представителями бизнес-сообщества.

В октябре 2013 г. состоялось обсуждение поправок в антимонопольное законодательство с представителями Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия»1. 1 ноября 2013 г. состоялось обсуждение поправок на круглом столе «Влияние поправок в антимонопольное законодательство на развитие малого и среднего бизнеса в России», проведенного ФАС России совместно с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России»2. 11 ноября 2013 года в Государственной Думе Российской Федерации

состоялось обсуждение поправок на «круглом столе» «Совершенствование антимонопольного законодательства», в котором приняли участие представители ФАС России, Министерства экономического развития, Федеральной службы по тарифам, Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предприниматели, депутаты Государственной Думы и др.

В настоящее время также подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором предусмотрено внесение дополнений и изменений в статью 18.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающих административное обжалование решений и (или) действий органов власти в области градостроительной деятельности и земельных отношений4.

2 Федеральная антимонопольная служба. URL: fas.gov.ru/fas-news/fas-news_34892.html.

3 О самом главном: представители ФАС России и депутаты Государственной Думы обсудили поправки в антимонопольное законодательство // Федеральная антимонопольная служба. URL: fas.gov.ru/fas-news/fas-news_34952.html.

4 См. пункт 10 Плана мероприятий (Дорожной карты) «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 1336-р. (Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 32. — Ст. 4329-р).

Указанным законопроектом также предусмотрено установление административной ответственности в отношении должностных лиц органов власти за нарушение порядка осуществления полномочий в сфере градостроительной деятельности и земельных отношений.

Данные изменения позволят создать на практике механизм административного обжалования обязательных правоустанавливающих процедур, создать условия для устранения административных барьеров в сфере строительства и земельных отношений, сделать экономику Российской Федерации и ее регионов более открытой и привлекательной в инвестиционном плане.

Такое административное обжалование является превентивной мерой, направленной на недопущение в последующем ограничения, устранения конкуренции, запрещенных нормами статей 15, 16 Закона о защите конкуренции. Применение превентивных мер позволит сэкономить много сил и времени в связи с тем, что при признании жалобы антимонопольным органом обоснованной и выдаче предписания об устранении допущенных нарушений ограничение, устранение, недопущение конкуренции не наступит и не нужно будет применять мер по защите конкуренции в соответствии с главой 9 Закона о защите конкуренции.

Библиографический список

1. Андрей Цариковский: ФАС сконцентрируется на крупных делах, которые

оказывают существенное влияние на состояние конкуренции // Федеральная антимонопольная служба. ШЬ: fas.gov.ru/fas-news/fas-

2. О самом главном: представители ФАС России и депутаты

Государственной Думы обсудили поправки в антимонопольное законодательство // Федеральная антимонопольная служба. ЦКЬ: fas.gov. ru/fas-news/fas-news_34952.html.

3. Основные события 2013 года — мнения экспертов и общества //

Федеральная антимонопольная служба. ШЬ: fas.gov.ru/fas-news/fas-

4. Проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации // Федеральная антимонопольная служба. ЦКЬ: fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_51132.html.

5. Пузыревский С., Варламова А., Тотьев К. Третий антимонопольный пакет: комментарии экспертов // Закон. — 2011. — № 10. — С.43-44.

6. Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

7. Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3434.

8. Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 30 (ч. 1). — Ст. 4571.

9. Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 32. — Ст. 4329-р.

11. ФАС России превращается в орган предупредительного контроля //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральная антимонопольная служба. ШЬ: fas.gov.ru/fas-news/fas-

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *