Конкурентоспособность выпускников вузов

УДК 338.3

МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ТРУДА, НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТ

© Котляр Е. В., Пушкарева Е. М., 2017

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В данной статье рассмотрено понятие конкурентоспособности выпускника ВУЗа, выявлены основные требования работодателей к соискателям работы, представлена модель повышения конкурентоспособности выпускника ВУЗа, на трех этапах становления специалиста: абитуриент, студент, выпускник.

Ключевые слова: конкурентоспособность выпускников вузов, трудоустройство, рынок труда, менеджер

Для того чтобы разработать модель повышения конкурентоспособности выпускника вуза, в первую очередь нужно ознакомиться с самим понятием конкурентоспособности.

Конкурентоспособность происходит от слова «конкуренция», что означает борьбу за достижение наивысших выгод, преимуществ. К значению слова «конкурентоспособность» существует множество различных подходов. Так, Хазова С. А., определяет конкурентоспособность выпускника, как «интегративную характеристику, обеспечивающую ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги».

Адольф В. и Степанова И. описывают конкурентоспособность, как «более совершенную по сравнению с другими систему знаний, умений, навыков, способов и приемов деятельности и профессионально значимых личностных качеств, более высокую квалификацию, способность быстро адаптироваться к реальной действительности и более эффективно выполнять профессиональные функции» .

Исходя из утверждений приведенных выше, нами был сделан вывод о том, что конкурентоспособность выпускника состоит из нескольких составляющих:

Профессиональные знания и умения Личные качества (стрессоустойчивость, оптимизм, целеустремленность, инициативность, коммуникабельность)

Способность к эффективной деятельности (применение знаний на практике, умение принимать решения, планировать, вести беседу, организовывать людей, осуществлять контроль над деятельностью подчиненных, анализировать собственную деятельность)

Каждый выпускник, выступает в роли продавца товара на рынке труда. Под товаром подразумевается способность удовлетворять потребности рынка труда в определенных

профессиональных навыках и умениях. Конкурентоспособность — это своеобразный измеритель качества данного товара. Потребителем товара является работодатель, чьи требования к будущим работникам с каждым годом становятся все выше и выше. Для того, чтобы сделка состоялась взаимные ожидания покупателя и продавца должны оправдаться . Для определения требований, предъявляемых к соискателям работы, нами был проведен анализ рынка труда Иркутска, на основе данных биржи труда Иркутской области, сайтов с размещениями вакансий, а также

■ Высшее образивание

■ Опыт работы более 1 года

Опыт работы биле е лет

■ Навык работы ■: компыоте ром

■ Знание 1С

Ответственность, коммун икабельность Стрессоустойчивость, обу чае мость

Рис. 1. Требования к соискателям работы на бирже труда, вакансия «менеджер»

Рассматривая данную проблему, применимо к выпускникам направления менеджмент, нельзя не отметить крайне высокий уровень конкуренции в данном сегменте. Обусловлено это тем, что данная профессия входит в список популяризированных специальностей и предложение значительно превышает спрос на услуги менеджеров. Так, ежегодно в Иркутской области выпускается 1 5001 800 будущих менеджеров. Поэтому для представителей данного направления проблема конкурентоспособности является одной из важнейших.

Для того чтобы понять как будущему менеджеру повысить свою конкурентоспособность

нескольких организаций.

№ 3•2017

Бизнес-образование в экономике знаний 55

нужно, прежде всего, дать определение данной профессии.

«Менеджер — это руководитель, который работает с людьми, и смысл его деятельности, в первую очередь, заключается в организации их эффективной работы» . Не стоит путать с менеджерами торгового зала или менеджерами по продажам, т.к. представители этих профессий не имеют в подчинении сотрудников, а работают с товаром, следовательно, эти профессии не имеют ничего общего со специальностью «менеджер», получаемой в вузе.

«Основной задачей каждого менеджера, является управление, которое состоит из таких функций, как: планирование, организация, координация, мотивация и контроль» .

Исходя из функций, которые необходимо выполнять, конкурентоспособный менеджер (независимо от сферы его деятельности и уровня управления) должен обладать базовыми компетенциями, которые можно разделить на 3 группы:

• знания и умения в области теории и практики управления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• способности к эффективным коммуникациям и умение работать с людьми;

• понимание специфики работы своей организации.

Изучив и проанализировав теоретические аспекты проблемы конкурентоспособности выпускника ВУЗа, а также рассмотрев требования предъявляемые работодателями к будущим сотрудникам, нами была разработана модель повышения конкурентоспособности выпускников вузов направления «менеджмент».

Данная модель состоит из трех частей и включает в себя рекомендации для будущих специалистов на трех этапах их становления:

• абитуриент;

• студент;

• выпускник;

Многие считают, что проблема

конкурентоспособности появляется, лишь на третьем этапе, но такое суждение ошибочно, не менее важными в создании собственной конкурентоспособности являются первый и второй этапы.

1 этап: Абитуриент

На первом этапе самым важным является выбор профессии. Большинство абитуриентов делают этот выбор, под давлением родителей или друзей, что влечет за собой такие проблемы, как: не заинтересованность студента в том, что он изучает и отсутствие желания заниматься саморазвитием в профессиональной области. В результате выпускник ВУЗа будет не готов справиться с конкуренцией на рынке труда, в силу своей низкой конкурентоспособности, и как следствие не сможет найти работу

Для того чтобы этого не случилось, на первом этапе нужно:

• Сделать осознанный выбор профессии, опираясь на свои интересы, сильные стороны и личностные качества. В ситуации с направлением «менеджмент» имеет смысл изучить то, какими качествами должен обладать руководитель и сопоставить их с теми, которыми обладаете вы, если более 70 % совпадает, то вы сделали правильный выбор. Для этого подойдут такие тесты, как: «тест на лидерские качества», «хороший ли вы менеджер?» и другие тесты, которые можно найти в интернете.

• Изучить теоретические основы, выбранной вами профессии, для того, чтобы точно знать, что подразумевается под красивым словом «менеджер», ответ на этот вопрос вы с легкостью можете найти в интернете, где представлены различные видео-пособия и статьи по данной теме.

• Изучить, то чем занимается представитель этой профессии в реальной жизни, каковы его должностные обязанности, чтобы понимать, чем вам на самом деле предстоит заниматься и интересно ли вам это. Для этого можно обратиться к родственникам или знакомым, работающим по этой специальности.

Выбирать ВУЗ, нужно основываясь на его конкурентоспособности. Особенно стоит обратить внимание на такие показатели, как: уровень преподавательского состава, степень

трудоустройства выпускников и взаимодействие ВУЗа с работодателями. При выборе ВУЗа стоит изучить сайты различных университетов.

2 этап: Студент

На втором этапе студент должен получить, как теоретические знания необходимые для данной профессии, так и практические. Но развивая свои профессиональные знания и умения, не стоит забывать о развитии личностных качеств, а также навыков, необходимых для того, чтобы устроиться на работу и впоследствии выполнять свои должностные обязанности.

Для большинства компаний одним из требований является опыт работы, поэтому в случае, если ваш ВУЗ не предоставляет практику, стоит самому устроиться на работу, пусть даже на волонтерских началах. Благодаря этому вы получите опыт работы, который повысит вашу конкурентоспособность по отношению к другим выпускникам, а также сможете написать дипломную работу на базе этой организации и зарекомендовать себя. Информацию о работодателях предоставляющих практику можно получить на сайте университета, в котором вы обучаетесь или на таких сайтах, как Superjob и Город Работ. Так мы получили данные о работодателях предоставляющих практику в Иркутске, в их число входят: Промсвязьбанк, Mars, Сбербанк, Байкал-ленд, Восток-Сервис-Иркутск и т.д.

56 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 3 •2017

Изучите требования, предъявляемые к кандидатам на желаемую для вас должность. Данную информацию вы можете получить на сайтах с вакансиями, такими как: Авито, HeadHunters и Superjob, для этого достаточно ввести название интересующей вас вакансии и вы увидите список вакансий и требований к ним. Так мы выявили, что помимо высшего образования и опыта работы одним из главных требований к менеджеру является умение работать с компьютером, поэтому стоит уделить этому навыку особое внимание.

Обучаясь в ВУЗе важно зарекомендовать себя с положительной стороны, чтобы по его окончании вы смогли получить положительные рекомендации от преподавателей. Бывают случаи, когда работодатели обращаются напрямую к ВУЗам при поиске сотрудников. Для создания положительного имиджа важно иметь высокую успеваемость, а также участвовать в различных учебных мероприятиях.

Работодатели положительно относятся к дополнительному образованию, поэтому посещайте различные курсы и тренинги, ваше резюме будет более выигрышным, а дополнительные знания сделают вас более компетентным в различных профессиональных вопросах.

Участвуйте в общественной жизни университета, это также украсит ваше резюме. Люди с активной жизненной позицией (это качество является очень важным для кандидата на должность менеджера), всегда приветствуются. Для этого вы можете вступить в профком студентов вашего ВУЗа, либо самостоятельно принимать участие в мероприятиях. Таких как благотворительные акции, фестивали и конкурсы.

3 этап: Выпускник

На данном этапе молодой специалист выходит из стен ВУЗа и главным для него является вопрос трудоустройства. Этот процесс пройдет намного легче, если выполнялись первые два пункта, но и он имеет свои «подводные камни», так как многие студенты привыкли жить «по расписанию» и не знают с чего нужно начать процесс поиска работы.

В первую очередь составьте резюме, где укажите информацию о вашем образовании, опыте работы, навыках и умениях, а так же личностных качествах. Грамотно составленное резюме — залог успеха на первом этапе трудоустройства, ведь это то, что оставит о вас первое впечатление. Если вас не обучали этому в ВУЗе, можно научиться составлять резюме самостоятельно, с помощью интернета, достаточно найти образец резюме и описание основных правил его составления.

Изучите вакансии, размещенные на специальных сайтах, в СМИ и на бирже труда, отправьте свое резюме в заинтересовавшие вас организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разместите свое резюме на сайтах с вакансиями, в специальном разделе «резюме», так работодатели смогут сами найти вас.

Если фирма не размещала объявления о свободной вакансии, но вы хотели бы в ней работать, сами обратитесь в их кадровый отдел, даже, если вакантных мест не окажется, вас будут иметь в виду.

Используйте все возможные способы поиска работы, в том числе и с помощью родственников или знакомых, это нормальная практика для России и в этом нет ничего постыдного. Многие работодатели придерживаются мнения, что лучше нанять человека по рекомендации, чем «с улицы».

Посещайте такие мероприятия, как ярмарки вакансий, это отличная возможность пообщаться с работодателями лично и зарекомендовать себя.

Не пренебрегайте должностями невысоко уровня, выпускникам без достаточного опыта работы и практических навыков, сложно устроиться сразу на руководящую должность, поэтому оптимальным вариантом будет повысить свою квалификацию в процессе работы и расти по карьерной лестнице

Если вас пригласили на собеседование, перед его прохождением изучите информацию о данной фирме, а также желаемой вакансии, для того, чтобы чувствовать себя уверенно и уметь отвечать на вопросы работодателя. Если вы устраиваетесь в крупную фирму, то всю информацию можно найти на их официальном сайте, а если нет, то в интернете можно найти общую информацию об организации.

Социальные сети — один из способов, которым работодатели пользуются при проверке кандидатов, поэтому уделите особое внимание информации, которую вы размещаете на своей странице. Кандидату, у которого на странице множество фотографий из ночных клубов и присутствует ненормативная лексика, вряд ли удастся заполучить желаемую должность

Разработанная нами модель повышения конкурентоспособности, поможет выпускникам ВУЗов направления «менеджмент» справиться с конкуренцией на рынке труда и найти работу по специальности. Также благодаря разделению на этапы, будущий специалист сможет начать работать над повышением своей

конкурентоспособности, еще до поступления в ВУЗ, а по его окончании не столкнется с проблемой непонимания, что делать дальше. Следуя несложным рекомендациям, выпускник сможет безболезненно перейти из статуса студента в статус конкурентоспособного и востребованного на рынке труда, молодого специалиста. ■

№ 3•2017

Бизнес-образование в экономике знаний 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Сайфуллина К. В. Организационно-

психологические особенности профессии

менеджера / К. В. Сайфуллнна // Символ науки. -2016,-№8-1. С.123-125.

Model of increasing the competitiveness of graduates of higher education institutions on the market of labor

© Kotlyar E., Pushkareva E., 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *