Конфликт интересов на работе

>Увольнение в связи с конфликтом интересов

Как предотвратить конфликт интересов

Понятие «конфликт интересов» содержится в ст. 10 закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ и касается ситуаций с прямой или косвенной личной заинтересованностью лица.

В субъектный круг входят лица, которые замещают должности, в силу этого обязаны принимать меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов, и при этом замещение должности влияет или может повлиять на исполнение (надлежащее, объективное и беспристрастное) должностных обязанностей.

Личная заинтересованность может заключаться в получении выгоды как для самого лица, так и для родственников и иных лиц, в доходах которых он заинтересован.

Существует порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов лицами, заменяющими муниципальные должности, госслужащими и иными субъектами.

Так, например, госслужащие обязаны уведомлять нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно. Наниматель должен принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Если госслужащий или муниципальный служащий – сторона конфликта интересов, то возможно изменение его должностного (служебного) положения, в том числе:

  • отстранение,
  • отказ от выгоды,
  • отвод, самоотвод,
  • передача ценных бумаг в доверительное управление.

Для разработки иных мер предусмотрено создание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821).

Кого можно уволить в связи с конфликтом интересов

Если лицо, которое отвечает за урегулирование конфликта интересов, является стороной конфликта и имеет личную заинтересованность, и при этом оно не приняло мер по ликвидации или предотвращению конфликта, это правонарушение, за которое увольняют. Если о личной заинтересованности уволенного за это правонарушение знал наниматель, его также увольняют.

Увольнение согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса осуществляется со стороны работодателя. Можно уволить следующие категории работников:

  • непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности;
  • гражданские служащие;
  • работники прокуратуры;
  • сотрудники Следственного комитета РФ;
  • сотрудники органов внутренних дел;
  • сотрудники федеральной противопожарной службы,
  • военнослужащие;
  • лица, замещающие государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами;
  • муниципальные служащие;
  • сотрудники таможенных органов;
  • служащие Банка России.

Как уволить по основанию «конфликт интересов»

Учитывая, что увольнение работника по данному основанию – дисциплинарное взыскание, необходимо соблюдать правила привлечения к дисциплинарной ответственности:

  • получение от работника письменного объяснения;
  • при непредставлении письменного объяснения работником составляется соответствующий акт (по истечении двух рабочих дней);
  • приказ работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись (в течение трех рабочих дней со дня его издания);
  • при отказе работника ознакомиться с приказом, составляется соответствующий акт.

Срок применения увольнения при конфликте интересов ограничен одним месяцем со дня обнаружения правонарушения.

Судебная практика по увольнениям из-за конфликта интересов

Необходимо соблюдать порядок увольнения, содержащийся в ст.193 Трудового кодекса. Наложение дисциплинарного взыскания позднее месяца со дня обнаружения проступка приводит к отмене приказа об увольнении, восстановлении в должности, а также взыскивании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. (Решение Чернянского районного суда Белгородской области от 03.02.1016 по делу №2-45/2014).

При направлении уведомления лица, заменяющего должность, необходимо сообщить лишь сам факт обращения с целью склонения к ситуации с личной заинтересованностью. Направление всех имеющихся материалов совместно с уведомлением расценивается как действие вопреки требованиям федерального законодательства (Решение Ленинского суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15.12.2016 г. по делу № 2а-987/16).

Как уволить из коммерческой организации из-за конфликта интересов

Увольнение работника в связи с утратой доверия по инициативе работодателя (п. 7 ст. 81 Трудового Кодекса) возможно при совершении им виновных действий, дающих такое основание. В трудовые обязанности работника должно входить обслуживание материальных ценностей.

Обслуживание материальных ценностей подтверждается договором о материальной ответственности.

При увольнении по данному основанию членов коллектива, которые несли коллективную материальную ответственность, работодателю необходимо установить степень вины каждого работника.

Конфликт интересов при трудоустройстве бывших государственных или муниципальных служащих (Ильяков А.Д.)

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции) и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ на граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, включенные в соответствующие перечни, распространяется особый порядок приема на работу, а также ряд ограничений при заключении ими трудового или гражданско-правового договора.
Названные лица в течение двух лет после увольнения со службы:
— вправе трудоустроиться в организацию или выполнять в этой организации работы (оказывать услуги) в течение месяца стоимостью более 100 тыс. рублей на условиях гражданско-правового договора, если в их должностные (служебные) обязанности входили функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
— обязаны при заключении данных трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Несоблюдение данных требований влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанными лицами.
В свою очередь, на работодателя возложена обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора с указанной категорией лиц по последнему месту их службы. Порядок такого сообщения регламентирован Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29; далее — Правила).
Статьей 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
Нарушения указанных норм законодательства о противодействии коррупции могут состоять:
— в ненаправлении работодателем сообщения о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более 100 тыс. рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы;
— несоблюдении десятидневного срока со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора, установленного нормативными правовыми актами для направления указанного сообщения;
— заключении трудового либо гражданско-правового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим, в должностные обязанности которого входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, т.е. полномочия принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений, без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В минувшем году прокурорами возбуждено 4 443 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.29 КоАП РФ. По результатам рассмотрения постановлений прокуроров судами на признанных виновными 4 122 лица наложены штрафы на общую сумму 226 706 тыс. рублей.
Анализ докладных записок прокуроров субъектов Российской Федерации с информацией по данному вопросу показал, что основная масса нарушений при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих заключалась в ненаправлении сообщения о принятии на работу либо представлении такой информации с нарушением установленного законом срока.
Например, прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики установлено, что на основании трудового договора Ш. назначена на должность юриста Союза «Строители Кабардино-Балкарской Республики». При этом ранее она занимала должность федеральной государственной гражданской службы специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы судебных приставов Кабардино-Балкарской Республики, включенную в соответствующий перечень должностей, однако согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в установленном порядке получено не было. В отношении директора Союза «Строители Кабардино-Балкарской Республики» вынесено постановление по ст. 19.29 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей, штраф уплачен.
Прокуратурой Прибайкальского района Республики Бурятия установлен факт трудоустройства в ООО «Байкал-Экспорт» без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов З., уволенного с должности начальника отдела имущественных и земельных отношений Комитета по управлению муниципальным хозяйством администрации муниципального образования «Прибайкальский район» в связи с сокращением штата. Девятнадцатого февраля 2016 г. он принят на должность заместителя генерального директора ООО «Байкал-Экспорт», в этот же день с ним заключен трудовой договор. При этом в период работы в муниципальной должности им осуществлялись в том числе функции муниципального управления в отношении ООО «Байкал-Экспорт».
В этой связи прокурор обратился в Прибайкальский районный суд с исковым заявлением о признании трудового договора между З. и ООО «Байкал-Экспорт» заключенным с нарушением требований закона и о прекращении указанного трудового договора на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Судом производство прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Республики Дагестан в ООО УК «Эко М», установлено, что заключен трудовой договор с В., который до этого состоял в должности исполняющего обязанности начальника отдела кадров и правового обеспечения министерства образования и науки Республики Дагестан. Соответствующее уведомление о заключении трудового договора по прежнему месту работы В. не направлено, в связи с чем возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Эко М», постановлением суда ООО «Эко М» привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Прокурорами выявлялись факты принятия коммерческой организацией на работу бывшего государственного служащего при вынесении комиссией решения об отказе в даче согласия на заключение с ним трудового договора ввиду осуществления им ранее в отношении такой организации управленческих государственных функций.
Так, прокуратурой Республики Саха (Якутия) установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 12 Закона о противодействии коррупции директор ООО «Сахаальянсстрой» заключил трудовой договор с бывшим сотрудником управления Госстройжилнадзора по Республике Саха (Якутия) при наличии решения соответствующей комиссии об отказе в даче согласия на замещение этой должности, поскольку бывший государственный служащий осуществлял государственный строительный надзор в отношении данного юридического лица. По результатам рассмотрения возбужденных прокуратурой по данному факту нарушения закона двух административных дел решением суда ООО «Сахаальянсстрой» и его директор привлечены к административной ответственности в виде штрафа общей суммой 120 тыс. рублей, трудовой договор с работником расторгнут.
Также прокурорами выявлялись факты нарушения антикоррупционного законодательства при разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами нормативных актов, регламентирующих вопросы трудоустройства бывших государственных гражданских и муниципальных служащих.
К примеру, прокуратурой Республики Тыва принесен протест на Указ главы Республики Тыва от 19.02.2014 N 70 «Об утверждении Порядка уведомления государственными гражданскими служащими Республики Тыва представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу» (далее — Порядок), в котором выявлены противоречия федеральному законодательству, содержащие коррупциогенный фактор. Так, в нарушение ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в абз. 8 п. 6 Порядка было установлено, что в случае, если на момент подачи уведомления с гражданским служащим заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера на выполнение иной оплачиваемой работы, к уведомлению прилагается копия соответствующего договора.
Данной нормой нарушен признак предварительности, заблаговременности уведомления представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, который призван предотвратить возможность возникновения конфликта интересов. Протест прокурора удовлетворен.
В Воронежской области прокурорами принесены протесты на положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов двух муниципальных образований, так как данными правовыми актами не предусматривалось проведение заседаний комиссий в связи с поступлением уведомлений муниципальных служащих о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также рассмотрение уведомления организации о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным служащим. По результатам рассмотрения представления прокурора необходимые изменения в правовые акты внесены.
Имели место факты игнорирования норм законодательства о проведении заседаний соответствующих комиссий по вопросам, связанным с трудоустройством бывших государственных служащих в коммерческие организации. Допускались случаи получения согласий на замещение должностей и выполнение работ в этих организациях без участия коллегиального органа.
Так, в департаменте имущественных и земельных отношений рассмотрение уведомления администрации городского округа город Воронеж о трудоустройстве в МКУ «Городской центр муниципального имущества» бывшего государственного служащего Д. ограничилось составлением аналитической записки начальника отдела документационного обеспечения и кадровой работы. В управлении по государственному регулированию тарифов этого муниципального образования подобным образом рассмотрено уведомление о заключении бывшим консультантом отдела тарифов на теплоэнергию и твердое топливо Е. гражданско-правового договора с АО «Воронежсинтезкаучук». По итогам принятых прокурором мер реагирования нарушения закона устранены.
Обобщение прокурорской и судебной практики в данной сфере позволяет сделать вывод о том, что при решении вопроса о наличии или отсутствии факта нарушения закона следует руководствоваться нормами антикоррупционного законодательства и при этом учитывать следующие положения правоприменительной практики.
1. Статья 12 Закона о противодействии коррупции не ставит обязанность работодателя сообщать о заключении названных выше договоров в зависимость от того, замещал ли бывший государственный гражданский или муниципальный служащий должность, включающую функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией.
2. Предусмотренная ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим должность, включенную в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации, трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы, а гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) — если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по такому договору (договорам) превышает 100 тыс. рублей в месяц.
3. Обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы у представителя нанимателя (работодателя) не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении. Такое несообщение не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
Из этого следует, что у государственного (муниципального) органа обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, не возникает.
4. При переводе гражданина, ранее замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую должность в пределах одной организации у работодателя также не возникает обязанности сообщить о таком переводе представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
5. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, выступает не любое должностное лицо, а лишь то, на которое в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции.
6. Отсутствие у работодателя сведений о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в установленный нормативными правовыми актами перечень, свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ; невыполнение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренной ч. 2 ст. 14 Закона о противодействии коррупции обязанности может свидетельствовать об отсутствии вины работодателя бывшего государственного (муниципального) служащего в совершении административного правонарушения, состав которого предусмотрен ст. 19.29 КоАП РФ, при невозможности получения соответствующей информации из трудовой книжки гражданина.
7. В случае когда во вновь заключенном трудовом договоре указан конкретный вид работы, а не должность работника, предписания ст. 64.1 ТК РФ на работника и работодателя не будут распространяться .
8. Административное правонарушение, состав которого предусмотрен ст. 19.29 КоАП РФ, ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не может быть признано малозначительным.
9. В силу прямого указания закона (ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ) в отношении граждан и должностных лиц, совершивших административное правонарушение, состав которого предусмотрен ст. 19.29 КоАП РФ, возможность назначения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, определенного санкцией указанной нормы, отсутствует.
В то же время следует отметить, что в случаях, когда совершенное юридическим лицом административное правонарушение, состав которого предусмотрен ст. 19.29 КоАП РФ, выразилось в незначительном (на 1 — 2 дня) нарушении указанного в ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции срока либо в несоблюдении требований к содержанию направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего уведомления, судья общей юрисдикции, в производстве которого находится дело о таком административном правонарушении, вправе на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначить юридическому лицу административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 19.29 КоАП РФ.
10. Привлечение индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, представляется необоснованным. Из взаимосвязанных положений ч. 1 и 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции следует, что действие правовой нормы распространяется на случаи замещения должностей и (или) выполнения работ по договорам с организациями.
В то же время согласно Гражданскому кодексу РФ и Налоговому кодексу РФ индивидуальный предприниматель является самостоятельным субъектом правоотношений наряду с организациями, оставаясь при этом физическим, а не юридическим лицом и не организацией, несмотря на то что к его деятельности применяются те же самые положения и правила, которые регулируют деятельность юридических лиц.
11. Заявление прокурора об установлении факта наличия конфликта интересов или возможности его возникновения, связанное с разрешением спора о праве на прохождение государственной или муниципальной службы, подлежит оставлению судом без рассмотрения, так как суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.
Исследование практики соблюдения ограничений, налагаемых на лиц, замещавших государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, при заключении ими трудового договора или гражданско-правового договора, позволяет выделить ряд положений законодательства, нуждающихся в совершенствовании.
1. При отсутствии установленной административной ответственности бывшего государственного служащего за сокрытие информации о своем предыдущем месте работы при выявлении прокурорами нарушений требований ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции в действиях юридических лиц возможно возникновение сговора между бывшим государственным служащим и его новым работодателем с целью увода организации от штрафных санкций. При наличии такого сговора негативные последствия в виде расторжения трудового договора возникают лишь в отношении бывшего государственного служащего, что не препятствует его дальнейшему трудоустройству, в том числе в ту же организацию.
В этой связи предлагаем установить административную ответственность для бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должности, которые включены в перечень и на которые распространяются требования ст. 12 Закона о противодействии коррупции, за необращение в государственный или муниципальный орган, в котором он проходил службу, за дачей согласия на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности до истечения двух лет со дня увольнения с государственной или муниципальной службы.
2. Порядок сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, не предусматривает обязанности работодателя (заказчика работ, услуг) удостовериться в фактическом поступлении сообщения адресату, что исключает возможность его привлечения к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ в случае непоступления сообщения, но при наличии уведомления о его направлении. В связи с этим предлагаем внести соответствующие изменения в Правила.
3. Содержание запрета, предусмотренного ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ, а именно формулировку «имеют право замещать должности», предлагаем заменить словами «имеют право работы», поскольку содержание трудовой функции работника как работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы раскрыто в ст. 15 ТК РФ, что позволит исключить возможность обхода установленного запрета путем заключения трудового договора без указания в нем должности работника, а, например, с указанием конкретного вида поручаемой работы.
4. Комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов предлагаем рекомендовать в течение двух лет контролировать поступление соответствующей информации о трудоустройстве уволенного государственного служащего.
Список литературы
1. Демина Л.А. Честная служба. О мерах по противодействию коррупции, принимаемых на территории Дальневосточного федерального округа // Прокурор. 2012. N 4. С. 112 — 118.
2. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: Науч.-практич. пособие / Глазырин Т.С., Козлов Т.Л., Колосова Н.М. ; Отв. ред. А.Ф. Ноздрачева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2016.
3. Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов в системе государственного и муниципального управления: проблема нормативного правового определения понятия // Законодательство и экономика. 2016. N 3. С. 7 — 30.
4. Обзор практики применения судами в 2014 — 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016.
5. Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016.
6. Чернышева Л.А. Актуальные проблемы заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 5. С. 48 — 50.
References
1. Demina L.A. Chestnaja sluzhba. O merah po protivodejstviju korrupcii, prinimaemyh na territorii Dal’nevostochnogo federal’nogo okruga // Prokuror. 2012. N 4. S. 112 — 118.
2. Konflikt interesov na gosudarstvennoj i municipal’noj sluzhbe, v dejatel’nosti organizacij: prichiny, predotvrashhenie, uregulirovanie: Nauch.-prakt. posobie / Glazyrin T.S., Kozlov T.L., Kolosova N.M. ; Otv. red. A.F. Nozdracheva. M.: Institut zakonodatel’stva i sravnitel’nogo pravovedenija pri Pravitel’stve RF; INFRA-M, 2016.
3. Nozdrachev A.F. Konflikt interesov v sisteme gosudarstvennogo i municipal’nogo upravlenija: problema normativnogo pravovogo opredelenija ponjatija // Zakonodatel’stvo i jekonomika. 2016. N 3. S. 7 — 30.
4. Obzor praktiki primenenija sudami v 2014 — 2016 godah zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii pri rassmotrenii sporov, svjazannyh s nalozheniem disciplinarnyh vzyskanij za nesobljudenie trebovanij zakonodatel’stva o protivodejstvii korrupcii: utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 30.11.2016.
5. Obzor sudebnoj praktiki po delam o privlechenii k administrativnoj otvetstvennosti, predusmotrennoj stat’ej 19.29 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah: utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 30.11.2016.
6. Chernysheva L.A. Aktual’nye problemy zakljuchenija trudovogo dogovora s byvshim gosudarstvennym ili municipal’nym sluzhashhim // Gosudarstvennaja vlast’ i mestnoe samoupravlenie. 2016. N 5. S. 48 — 50.

Уволят как родного

Особо пикантные ситуации, в которые может попасть гражданин начальник, подробно раскрываются Верховным судом в свежем обзоре, посвященном спорам вокруг наказания чиновников за коррупционные проступки. Например, некий руководитель отдела в региональном управлении МЧС по роду службы проверял стоянки для лодок. А его жена учредила «Клуб водомоторников и водолазов», построивший дамбу на местном водоеме. Чиновник не сообщил начальству о своей заинтересованности в строительстве дамбы и потому был уволен. Верховный суд счел такой подход совершенно законным.

Не секрет, что сегодня чиновники вынуждены жить по особым правилам: они обязаны отчитываться о доходах и расходах, сдавать дорогие подарки в казну, быть осмотрительны в своих связях. И так далее. Отдельные правила предписывают, как вести себя чиновнику в случае, если возник конфликт интересов. Допустим, по роду службы столоначальнику приходится проверять фирму родственника. Или, если приходится размещать большой заказ на заводе, где трудится собственный ребенок. Понятно, что в подобном положении легко перепутать свой карман с государственным. Поэтому таких ситуаций чиновникам предписано избегать.

Однако и сиротами чиновники не могут оставаться, так что по работе нет-нет, но приходится пересекаться с родней и близкими друзьями. Как быть, если родная кровь оказалась совсем близко от работы? Добропорядочный чиновник должен немедленно доложить об этом в соответствующие инстанции и ждать совета, как ему быть. В государственных ведомствах уже действуют соответствующие комиссии по урегулированию конфликта интересов, там, как предполагается, знают и понимают, что делать в таких случаях.

Что категорически нельзя начальнику, так это молчать в подобной ситуации. Тогда на него может пасть тень подозрения. Как показывает практика, нередко чиновников увольняли или как-то наказывали по-другому не за то, что сошлись по службе с родней, а за то, что промолчали.

Как пояснил Верховный суд России, конфликт интересов возникает, например, при контроле работы компании родственников, а также при размещении в таких компаниях заказов. Однако его нет при проверке компании, в которой работает супруг. Скажем, Верховный суд признал законным увольнение некоей П., главного архитектора муниципального района, которая поддерживала весьма тесные отношения с двумя проектными фирмами. Одну учредил ее муж, другую — сын. Именно там она, в частности, заказывала как чиновница градостроительные планы. При этом муниципальное архитектурное учреждение, бывшее в ее ведении, по сути сидело без работы. Возможные заказчики также стали обращаться к родственникам главного архитектора. В итоге за четыре года работы семейной начальницы число работников муниципального архитектурного бюро сократилось с 36 до 2 человек. «Каких-либо доказательств того, что П. в период прохождения муниципальной службы сообщала представителю нанимателя о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и принимала меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, суду не представлено», — говорится в материалах Верховного суда. Увольнение было признано законным.

Нельзя родственникам и служить в слишком тесном кругу. Но при этом близкое родство муниципальных служащих само по себе не компромат. В одном из разбираемых дел была уволена заместитель главы администрации города после того, как на службу на какую-то низовую должность администрации была принята ее невестка. Однако суды восстановили руководительницу на посту. Во-первых, пояснили они, увольнять из родственников надо того, кто принят позднее. Во-вторых, в данном случае не было доказано, что невестка оказалась в непосредственном подчинении свекрови. А раз так, то проблему можно решить менее жестко.

С другой стороны, если человеку по роду службы придется наведаться в фирму, где работает близкий родственник, еще не факт, что дело пахнет чем-то нехорошим. Всегда надо разбираться, насколько пересеклись родственные линии со служебными заданиями. Так, например, суд снял взыскание с начальницы отдела в территориальном управлении Росздравнадзора, проверившую фирму, в которой работал ее муж. Когда начальство узнало, что женщина навестила с внеплановой проверкой своего супруга, ее лишили премии. Однако суд с такой строгостью не согласился. Люди в мантиях просто не нашли, какую выгоду могла извлечь чиновница из неожиданных визитов на место работы мужа. «Супруг не является учредителем либо руководителем коммерческой организации, отношения к деятельности по обеспечению граждан лекарственными средствами не имеет, — говорится в обзоре. — В указанной организации и ранее проводились проверки, по результатам которых выносились предписания об устранении нарушений законодательства». Так что утверждения высокого начальства о возможности возникновения конфликта интересов, по мнению суда, «абстрактны и не подтверждены… доказательствами». Иными словами, от родственников надо держаться подальше лишь в тех случаях, когда дело непосредственно пахнет деньгами.

Урегулировать же конфликт интересов можно, изменив служебные обязанности чиновника, вплоть до отстранения его от должности и перевода на другую работу. Еще один вариант: человек может честно признаться и отказаться от выгоды, которую он вольно или невольно получил, исполняя свой долг. Кроме того, чиновник может взять самоотвод, когда на него сваливается задание, затрагивающее личные интересы.

Особо Верховный суд страны обратил внимание, что возбуждение уголовного дела не является обязательным условием для увольнения в связи с коррупционным проступком. Если чиновник попался на чем-то сомнительном, с ним надо расставаться в любом случае.

Досье «РГ»

Что запрещено чиновнику: открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Что обязан делать чиновник: представлять сведения о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений; принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно; в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством.

4. Кого обязан уведомить гражданский служащий о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения

Государственная служба. Административные правонарушения

контрольная работа

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов либо субъектов взаимодействия. В научной литературе конфликт интересов в сфере предпринимательской деятельности определяется как «противоречие между интересами, которые защищены правом и должны быть удовлетворены действиями другого уполномоченного принципалом лица (поверенного, агента, директора, доверительного управляющего) и личными интересами этого уполномоченного».

Термин «конфликт интересов» в контексте деятельности государственных и муниципальных служащих стал применяться несколько позже, в основном в связи с вопросами коррупционного поведения. Распространение данного института на сферу публичного управления вызвано необходимостью предотвращения влияния на публичного служащего каких-либо частных интересов, могущих повлиять на надлежащее выполнение им своих должностных обязанностей.

В Российской Федерации в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утв. Президентом РФ в 2001 г., было предусмотрено формирование механизмов преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей. Таким образом, в целом конфликт интересов на государственной службе рассматривался как противоречие между частными интересами государственного служащего и его должностными обязанностями.

Принятый во исполнение данной Концепции Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010, далее — Закон о гражданской службе) определил конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.

Способы, формы и методы урегулирования конфликта в каждом конкретном случае зависят от характера и степени его обострения, вида государственной службы, полномочий, функций и направлений деятельности органа государственной власти, служебного положения и должностных обязанностей государственного служащего. Также в условиях конфликтной ситуации необходимо проведение обязательной последующей оценки эффективности урегулирования конфликта интересов в целях исключения ситуации, которая может спровоцировать его повторение.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» установил прямую обязанность государственных служащих представлять непосредственному руководителю уведомление в письменном виде о возможности возникновения или возникновении конфликта интересов, как только служащему станет известно об этом. Отрицательным моментом при таких обстоятельствах является то, что в условиях отсутствия законодательно закрепленного перечня типовых конфликтных ситуаций первоначальная субъективная оценка потенциально конфликтных действий и решений возложена непосредственно на государственного служащего — субъекта конфликта интересов. В этом случае существует большая вероятность невозможности объективного оценивания государственным служащим конфликтной ситуации, а также полноценного и своевременного исполнения им обязанностей по уведомлению руководителя о конфликте интересов.

Согласно статья 11. Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе- Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

государственный служба административный правонарушение

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ — это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

— увольнение в связи с утратой доверия;

— предупреждение о неполном должностном соответствии;

— выговор;

— замечание.

При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, в 2016 году прокурорами выявлено 2,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неурегулированием конфликта интересов.

В целях их устранения прокурорами внесено более 1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 728 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 56 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволено в связи с утратой доверия.

В 2016 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности следующие должностные лица:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.

Среди них:

— выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

— нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;

— участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;

— заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;

— предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;

— владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

Примеры ситуаций конфликта интересов

Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.

Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.

Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник — директор МУП уволен.

Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.

По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.

Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.

После вмешательства прокуратуры Ульяновской области мер по утрате доверия освобожден от должности заместитель главы администрации муниципального образования, который не принял мер к урегулированию конфликта интересов в связи с участием в качестве заместителя председателя контрактной службы в проведении аукциона на ремонт водозаборной скважины, победителем которого был признан его родной брат — директор общества с ограниченной ответственностью.

Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов.

Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.

Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами.

Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.

Заключение

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *