Содержание
- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ РУБОК ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ОХРАННЫХ ЗОНАХ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
- ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РУБОК ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ОХРАННЫХ ЗОНАХ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
- Когда это становится необходимым?
- Порядок действий
- Возможные альтернативы
- Кто имеет право запрашивать разрешение на вырубку или спил?
- Кто выдает разрешительные документы?
- Процедура получения
- Разные ситуации
- Ответственность за незаконное спиливание
- Где можно законно пилить деревья без разрешения?
- Вывод
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ РУБОК ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ОХРАННЫХ ЗОНАХ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО, ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПРИКАЗ
от 25 января 2011 года N 38
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, руководствуясь пунктом 4 статьи 45 Лесного кодекса РФ и Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 5 февраля 2010 года N 28 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения рубок лесных насаждений в охранных зонах линейных объектов на территории земель лесного фонда Республики Мордовия.
2. Признать утратившим силу приказ Минприроды Республики Мордовия от 23 апреля 2009 года N 155.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра В.М.Максимкина.
Министр
В.Т.ШУМКИН
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РУБОК ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ОХРАННЫХ ЗОНАХ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Утвержден
приказом Минлесхоза
Республики Мордовия
от 25 января 2011 года N 38
1. Настоящий Порядок проведения рубок лесных насаждений в охранных зонах линейных объектов на территории лесного фонда Республики Мордовия (далее Порядок) утвержден в целях реализации пункта 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» и Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 5 февраля 2010 года N 28.
2. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.
3. При осуществлении использования лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан линейные организации, осуществляющие вырубку, за 10 календарных дней до начала рубок направляют в Минлесхоз Республики Мордовия уведомление установленной формы (приложение N 1) с приложением схемы расположения трассы линейного объекта (с указанием охранной зоны), находящейся на территории земель лесного фонда Республики Мордовия, в охранной зоне которой, намечается рубка лесных насаждений (расчистка трассы линейного объекта от древесной и кустарниковой растительности).
4. В случае если предполагается рубка деревьев, растущих вне просеки и угрожающих падением на линейный объект линейная организация представляет в Минлесхоз Республики Мордовия перечетную ведомость с указанием площади вырубки, объемом, породным составом вырубаемой древесины, местом осуществления рубки (приложение N 2).
5. В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
6. В охранных зонах линий электропередачи и линий связи, других объектов электросетевого хозяйства и сооружений связи допускается вырубка насаждений, а также уничтожение химическим или комбинированным способом деревьев и кустарников, произрастающих на просеках, которые приводят к нарушению безопасной работы линейных объектов.
По всей ширине охранных зон линейных объектов на участках с нарушенным почвенным покровом при угрозе развития эрозии должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой кустарников на склонах.
В охранных зонах линий электропередачи и линий связи (за исключением кабельных линий) в целях снижения ущерба лесам и окружающей среде должны создаваться компенсационные посадки деревьев и кустарников высотой, не приводящей к нарушению безопасной работы линейных объектов.
7. При использовании лесов в целях эксплуатации линейных объектов при проведении рубок лесных насаждений в охранных зонах линейных объектов не допускается:
захламление охранных зон и прилегающих территорий строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов;
загрязнение площади охранных зон и прилегающих территорий химическими и радиоактивными веществами;
проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам.
8. Линейные организации при проведении рубок лесных насаждений в охранных зонах линейных объектов обеспечивают:
регулярное проведение очистки лесного участка от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами;
восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;
принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
9. Земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов для проведения рубок лесных насаждений в охранных зонах линейных объектов подлежат рекультивации в срок не более 1 года после завершения соответствующих работ.
10. Допускается периодическая расчистка трасс линий электропередачи и связи от древесной и кустарниковой растительности путем ее вырубки. Отдельные деревья или группы деревьев, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры линий электропередачи и связи, должны своевременно вырубаться. В опушках леса, примыкающих к линиям электропередачи или линиям связи (охранных зонах), в обязательном порядке убираются зависшие деревья.
11. При рубке лесных насаждений (расчистке охранной зоны от древесной и кустарниковой растительности) в охранных зонах линейных объектов на территории лесного фонда Республики Мордовия, а также после их проведения данных работ линейной организаций должны соблюдаться: Лесной кодекс РФ; Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 5 февраля 2010 года N 28; Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417; Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414.
12. После выполнения работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, работ по предотвращению или ликвидации аварий на таких объектах или их последствий линейные организации должны привести лесные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, а также возместить собственникам (арендаторам) лесных участков убытки, причиненные при производстве работ.
13. Для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах линейными организациями осуществляются:
а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае если указанные зоны расположены в лесных массивах;
б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
14. Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с лесным законодательством.
15. Ликвидная древесина, получаемая при проведении рубок лесных насаждений в охранных зонах линейных объектов реализуется в соответствии с Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 — 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 июля 2009 года N 604.
Деловая древесина, получаемая при проведении рубок лесных насаждений в охранных зонах линейных объектов, на территории лесного фонда, предоставленной в аренду для заготовки древесины, подлежит передаче арендаторам по акту приема-передачи древесины.
16. В случае нарушения лесного законодательства, а также в случае непредставления линейной организацией документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка, а также представления документов, содержащих недостоверные сведения, в том числе по объему ликвидной древесины подлежащей вырубке, Минлесхоз Республики Мордовия, либо государственные казенные учреждения — территориальные лесничества, подведомственные Минлесхозу Республики Мордовия, имеют право приостановить работы по рубке лесных насаждений (расчистке охранной зоны от древесной и кустарниковой растительности), проводимые линейной организацией.
17. За незаконную рубку лесных насаждений, в том числе связанную с незаконным приобретением древесины, должностные лица линейной организации несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Приложение N 1
к приказу Минлесхоза
Республики Мордовия
от 25 января 2011 года N 38
Министру лесного, охотничьего
хозяйства и природопользования
Республики Мордовия
В.Т.Шумкину
Приложение N 2
к приказу Минлесхоза
Республики Мордовия
от 25 января 2011 года N 38
Наименование |
Наименование |
Квартал |
Выдел |
Порода |
Количество |
Диаметр |
Кубомасса |
— 26.10.2007
Выступление А.С.Карпова на круглом столе «Проблемы городского озеленения и уплотнительной застройки в Санкт-Петербурге»
Проблема зеленых насаждений в городе – это проблема земельных участков, это проблема земли. Я думаю, что все это понимают. Может идти речь о приватизации каких-то отдельных участков, о том, что зеленые насаждения должны располагаться и на частных землях, и никто этого не возбраняет, но в городе должно существовать общее социальное пространство, которое принадлежит всем. Земли общего пользования. Должны быть скверы, сады, парки общего пользования, которые никакому частнику не принадлежат, потому что они предназначены не для извлечения дохода, а для того, чтобы мы с вами жили на этой территории, общались, встречались, гуляли, назначали свидания, занимались спортом, дети чтоб бегали. Жизнь чтоб происходила, а не извлечение дохода. Это разные вещи.
Эти участки должны каким-то образом управляться. Мой тезис заключается в том, что город не способен и никогда не будет способен (город Санкт-Петербург, город-миллионник) управлять тем количеством участков, которые сейчас должны быть управляемы. Я напомню, что по новому закону «О зеленых насаждениях общего пользования» этот реестр включает 2396 участков. Несчастный Герман Васильевич отвечает за каждое дерево и кустик на этих зеленых насаждениях, а также за те деревья и кустики, которые находятся на муниципальных территориях. Это невозможно.
До тех пор, пока у нас муниципальное самоуправление будет иметь ту же значимость, что и туалет на улицах, у нас ничего хорошего не будет. У нас генплан будет корректироваться каждый год, потому что невозможно сделать своевременно обновляемый генплан для всего Санкт-Петербурга. У нас правила землепользования будут обновляться каждый год, у нас каждый год будет происходить вот эта чехарда с выдачей разрешений, нарушающих права граждан, потому что действительно из Смольного невозможно разглядеть, что делается на Пулковской улице, на Светлановской площади.
Нет, что делается на Светлановской площади, в Смольном уже знают. Но для этого нужно, чтобы группа жителей подняла скандал вплоть до ООН. Тогда в Смольном узнают: есть, оказывается, такая Светлановская площадь. Это безобразие. Так управление не должно происходить.
Что должно быть сделано в ближайшее время? Те 2400 участков зеленых насаждений общего пользования, которые перечислены в законе, должны получить кадастровые границы. Должны быть оформлены как земельные участки. Дальше должно быть распределено управление этими землями между городом и муниципальными округами. Муниципальные округа должны получить нормальные полномочия по управлению частью зеленых насаждений, не считая крупных городских парков, крупных зеленых территорий. Должна быть определена ответственность за содержание и качество зеленых насаждений. Все это, конечно, упирается в бюджет. В выделение бюджетных средств, чтобы провести межевание за государственный счет, а не за счет застройщиков.
Ольга Алексеевна Аржелас упомянула о 25 автозаправках, которые должны быть построены на зеленых насаждениях. Это уже нарушение закона. Но, кроме этого, эти автозаправщики должны разрабатывать временные регламенты застройки – градостроительные документы. Это нефтяники, которые в градостроительстве ничего не понимают (и не должны понимать). Соответственно, мы получаем градостроительную документацию для города, которая разработана нефтяниками, пищевиками, торговцами, в лучшем случае строителями, но никак не архитекторами, не КГА. Некачественная градостроительная документация является источником дельнейших проблем и конфликтов. Межевание участков зеленых насаждений общего пользования должно производиться по заказу государственных органов.
Ничего никогда не будет делаться нормально, даже если будет частная собственность на земельные участки, без доступа к государственной информации. Той информации, которую собирает город на деньги налогоплательщиков. Между прочим, в Санкт-Петербурге существует экологический паспорт города. Это замечательная геоинформационная система, которая презентуется на всех международных конференциях, о которой знают в Киргизии, во Франции, в Германии, но кто из вас ее видел? Кто из жителей города ее видел? Ею пользовался? Она существует не для нас, хотя сделана – это многомиллионные заказы – за счет денег налогоплательщиков.
Мы должны знать, сколько зеленых насаждений в нашем районе. Мы должны понимать, каким образом можем проконтролировать рекреационное и экологическое качество парков. Мы должны иметь через Интернет доступ к каждому разрешению на вырубку деревьев, чтобы это можно было бы легко проконтролировать. Когда будет система общественного контроля и доступа к информации ситуация станет немного легче, прозрачнее и понятнее.
Должно быть деление на общегородские зеленые пространства и внутриквартальную зелень. Общегородские зеленые пространства составляют зеленый каркас города – это общегородские парки, лесопарки, бульвары. Есть внутриквартальная зелень, которая может располагаться на земельных участках домов, и важна людям для того, чтоб можно было жить комфортно.
Когда мы говорим про эти разные типы участков, должны быть разные управленческие подходы. В отношении зеленых насаждений общего пользования должен быть еще один закон (я все-таки верю, что законы нужны нам для того, чтобы регулировать жизнь по взаимной договоренности граждан) «Об объектах садово-паркового хозяйства», потому что без этого законодательства невозможно управлять такой сложносоставной собственностью как парк.
Есть внутриквартальные территории и есть проблема того, что мы называем уплотнительной застройкой. На самом деле, уплотнительная застройка коснулась уже почти четверти населения города. У нас есть данные опроса за 2005 год: 18% петербуржцев сказали, нас уже уплотнили, 12% — нам угрожает уплотнительная застройка. Десятки процентов горожан испытывают пресс этой застройки. Решением проблем с внутриквартальной застройкой является выделение земельных участков домам по тем нормативам, которые существовали на момент их проектирования и строительства. Выделение в собственность. У нас должна существовать частная собственность, полное разграничение частной собственности внутри кварталов – с одной стороны, и эффективная система управления территориями общего пользования – с другой. Управление местным самоуправлением. В городе должны существовать разные объекты зеленых насаждений общего пользования: федеральные, городские и местного самоуправления.
5 / 5 ( 1 голос )
Тем, кто по роду деятельности приходится сталкиваться с разработкой, а также последующим согласованием проектно-сметных документов, не понаслышке знают об обязательном требовании со стороны правоохранительных органов относительно необходимости выплат, в качестве компенсации за вырубку деревьев.
Данная проблема приобрела наибольшую актуальность особенно в последнее время.
Когда это становится необходимым?
Связано данное обстоятельство, прежде всего с тем, что практически не осталось, особенно в крупных городах, территорий, которые пригодны для выполнения компенсационного озеленения. Тем более что до сих пор отсутствуют общие системные подходы, направленные на решение такой проблемы.
Определить на профессиональном уровне компенсацию за вырубку деревьев можно, при обращении к профессионалам своего дела. Кроме специальных знаний в вопросах озеленения, они обязаны четко знать обо всех действующих законодательных нормах и правилах. Это подразумевает обязательное наличие юридических знаний, без которых подчас невозможно обойтись при решении многих задач, возникающих при расчете компенсации за вырубку деревьев.
Что собой представляет процедура компенсационного озеленения? Это те зеленые насаждения, которые высаживаются вместо поврежденных, либо полностью уничтоженных в результате проведения различного плана строительных работ.
Разработаны определенные требования относительно их выполнения. Получить исчерпывающую информацию, а также заказать исполнение легко, при обращении к профессионалам государственных, либо независимых структур.
Такого рода услуги оказывают сотрудники АНО «Центр Экологических Экспертиз». Их компетенции совершенно достаточно для проведения самых сложных исследований максимально быстро, на самом высоком уровне качества.
Порядок действий
Именно они возьмут на себя прохождение всех этапов по согласованию в государственных структурах. Началом становится выплата компенсации за вырубку деревьев, также как оплата компенсационного озеленения. Сократить по возможности столь обременительные расходы и призваны эксперты центра. С этой целью ими разрабатываются в большей степени бюджетные проекты, для которых предусмотрено минимальное количество растительности.
Возможные альтернативы
Для тех, кто находится в постоянном поиске новых решений, наиболее оптимальным станет вариант вертикального, либо крышного озеленения. Решением вопроса сегодня занимаются многие проектные организации, разрабатывая наиболее подходящие для конкретного объекта проекты в:
- административных, общественных зданиях;
- жилых домах;
- реабилитационно-восстановительных центрах;
- коммунальных строениях.
Иногда возникает необходимость спилить дерево, однако перед этим нужно получить разрешительный документ.
Самовольная вырубка деревьев без получения специального разрешения незаконна.
Поэтому за нее можно получить крупные штрафы или даже попасть под уголовное преследование.
Поэтому важно знать:
- кто и на каких условиях выдает такие разрешения;
- сколько стоит разрешение;
- какие документы подтверждают право на вырубку или спиливание дерева;
- куда обращаться, если необходимо удалить мешающее растение.
Кроме того, мы расскажем, в каких случаях можно спилить дерево без получения разрешения и избежать наказания за это.
Кто имеет право запрашивать разрешение на вырубку или спил?
Дерево — это такое же недвижимое имущество, как дом или квартира, ведь оно расположено на земельном участке, у которого есть собственник.
Согласно статье 209.1 Гражданского Кодекса РФ, у собственника участка есть право самостоятельно распоряжаться своим имуществом, поэтому обращаться за разрешением может лишь он.
Если же за разрешением обращается кто-то другой, то для рассмотрения его обращения у него, как минимум, должна быть доверенность на предоставление интересов собственника. Поэтому невозможно законно получить порубочный билет или разрешение на спил/вырубку дерева, расположенного на чужом участке, даже если оно сильно мешает.
Исключение составляют лишь аварийные и представляющие угрозу деревья, однако и в отношении них за разрешением может обратиться лишь наделенный полномочиями человек. При этом собственник участка может быть как против спиливания вообще, так и против использования тех или иных методов и с его мнением придется считаться даже представителю местной власти.
Кто выдает разрешительные документы?
В большинстве случаев такие разрешения выдает Департамент природопользования или Отдела защиты природы при городской администрации, однако возможны ситуации, когда его функции выполняют другие отделы, в том числе Департамент жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
В большинстве городов существует свой порядок выдачи разрешений со списком организаций, которые оказывают такие услуги.
Нередко заказать разрешение можно через службу «Единого окна», в этом случае весь пакет документов будет направлен тому чиновнику, который занимается этими вопросами, а владельцу земли не придется бегать по кабинетам и спрашивать, кто выдает разрешения или порубочные билеты.
Процедура получения
Подготовку к подаче заявления на получение разрешения необходимо начинать со сбора документов, полный список которых предоставят работники отдела или департамента, занимающегося этими вопросами.
В базовый пакет обязательно войдут документы, подтверждающие право собственности на участок.
Это может быть как выписка из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), так и другие документы.
Также в пакет входит заявление, в котором владелец участка описывает координаты и назначение участка, а также основные параметры дерева, то есть:
- породу;
- размеры;
- возраст;
- расположение на участке;
- причины, по которым требуется вырубка.
Кроме того, в заявлении должно быть указано согласие оплатить проведение экспертизы дерева и уплаты экологического сбора.
После этого специалист выедет на место, чтобы оценить состояние дерева, а также степень представляемой им угрозы. Если растение не относится к ценным или особо ценным, а также в тех случаях, когда его возраст, а значит и толщина, не достигли определенного значения, то вместо разрешения заявитель получит уведомление о том, что для удаления этого дерева не требуется разрешения.
Чаще всего это относится к плодовым, особенно гибридным, сортам, а также деревьям, возраст которых не превышает 30–50 лет.
Если вдруг дерево оказывается ценным, то специалист оценивает степень представляемой им угрозы и размеры расходов, необходимых для восстановления зеленого фонда.
Это требование основано на Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», однако в каждом регионе и крупном городе, а нередко и в небольших населенных пунктах, существует собственный порядок расчета таких сборов с учетом местных факторов.
Убедившись, что все указанные в заявлении данные верны и дерево действительно мешает или представляет угрозу, специалист передаст заявление и свое заключение по нему специальной комиссии при городской или районной администрации. После утверждения заявления комиссией заявителю выдают разрешение, в котором прописаны координаты и адрес участка и расположение дерева на нем относительно других деревьев.
Если под спил предназначено несколько деревьев, растущих рядом друг с другом, то помимо разрешения необходимо получить порубочный билет, однако есть вероятность, что его придется получать даже для спиливания одного дерева.
Ведь эти вопросы регулируют законы, которые издает местный орган самоуправления.
Получив разрешение, необходимо найти предприятие или частного предпринимателя, который сможет выполнить эту работу и заключить с ним договор на оказание услуг.
После этого нужно оплатить услуги по удалению дерева, а также предусмотренные законом сборы и все документы, включая одобрение, предоставить в Департамент природопользования.
Нередко предприятия и предприниматели, занимающиеся удалением деревьев, за небольшую оплату самостоятельно оформляют разрешение и порубочный билет.
В этой статье вы найдете подробную информацию о:
- выборе подрядчиков;
- выполняемых ими работах;
- стоимости их услуг.
Разные ситуации
Несмотря на всю пользу, которую приносят деревья, иногда возникают ситуации, когда они мешают или являются источником опасности. Поэтому мы расскажем, кто и как имеет право поступать в таких ситуациях, а также, что делать, если дерево мешает, но по закону удалить его самостоятельно не получается.
Дальше мы расскажем, можно ли спиливать деревья:
- на своем участке;
- на участке соседа;
- во дворе многоэтажного дома;
- в черте города;
- в лесу.
На своем участке
Несмотря на то, что пункт 1 статьи 209 ГК РФ дает право собственнику земли самостоятельно распоряжаться своим недвижимым имуществом, в том числе пилить деревья на своем участке, необходимо учитывать требования других документов, в первую очередь:
- Лесного кодекса РФ.
- Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
- Земельного кодекса.
- Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 сентября 2016 г. № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации».
К сожалению, в российском законодательстве не существует единого документа, который подробно отвечал бы на вопрос, можно ли спиливать деревья на своем участке. Кроме того, не существует четкого понятия леса как группы деревьев, поэтому в одних населенных пунктах одиночное дерево не ценной породы можно удалить даже не получая разрешения, а в других результатом такой вырубки может стать крупный штраф или даже возбуждение уголовного дела.
В большинстве случаев подобные дела в суде разваливаются, ведь четкого запрета на такие действия нет, однако это не является гарантией того, что так будет происходить всегда. Поэтому, чтобы спокойно спилить дерево на своем участке, разрешение все же лучше получить.
То же самое касается необходимости спилить дерево на дачном участке — перед этим желательно получить разрешение на спил конкретного объекта, так вы обезопасите себя от возможных последствий.
На участке соседа
Все деревья, находящиеся на частной территории, являются собственностью владельца участка, а также имеют какую-то цену, которая зависит от таких факторов, как:
- порода;
- возраст;
- размер;
- расположение на участке.
Любая попытка спилить дерево соседа без разрешения является достаточной причиной для того, чтобы он обратился в полицию, ведь возникла угроза его собственности, а она находится под защитой закона.
Поэтому насчет мешающего дерева необходимо договариваться, ведь только сосед, как владелец земельного участка, имеет право законно удалить его.
Во дворе многоквартирного дома
Придомовая территория может находиться как в совместной собственности всех владельцев квартир многоквартирного дома, так и принадлежать какому-то другому частному или юридическому лицу.
В любом случае, решать судьбу мешающего или опасного ветхого дерева может только собственник, то есть либо собрание жильцов дома, если придомовая территория оформлена в собственность, либо тот, кому принадлежит земля.
Любая попытка самовольно удалить дерево будет воспринята правоохранительными органами как причинение финансового ущерба.
Причем для расчета будет принята не только собственность дерева, которую определят в процессе таксации, но и стоимость восстановительных мероприятий, в процессе которых воздействие на экологию должно вернуться к состоянию до удаления растения.
Поэтому будут учитывать:
- стоимость саженца;
- оплату доставки и высадки;
- затраты на уход за растением.
В черте города
Любой участок земли в городской черте, а значит и растущее на нем дерево, находится на балансе какого-то собственника. В большинстве случаев земля принадлежит муниципалитету, однако может принадлежать какому-то юридическому или физическому лицу.
Незаконный спил дерева в черте города, без получения разрешения от собственника участка, приведет к серьезным проблемам.
Чтобы удалить такое дерево, нужно или получить разрешение на спил деревьев в городе у собственника, или каким-то способом убедить его самостоятельно провести всю работу.
В лесу
Статья 5 Лесного Кодекса РФ не дает четкого определения леса, называя его экологической системой и природным ресурсом. Поэтому под понятие леса подпадает как одиноко растущее дерево, так и огромные искусственно высаженные или дикорастущие группы деревьев.
Статья 6 ЛК сообщает, что леса располагаются на землях лесного фонда и иных категорий. Эти категории описаны в статье 7 Земельного Кодекса РФ.
Земли лесного фонда всегда принадлежат государству, поэтому любая попытка спилить дерево в лесу на этих территориях является поводом для административного или уголовного преследования.
Леса, расположенные на участках иного назначения, могут принадлежать юридическим или физическим лицам, владеющим этими участками, поэтому для удаления дерева необходимо получить разрешение собственника участка.
Поэтому самовольный спил дерева в лесу всегда является нарушением закона. Чтобы удалить его по закону, необходимо согласие собственника.
Кроме того, даже если лес расположен на участке, находящемся в частной собственности, велика вероятность, что помимо разрешения его владельца потребуется еще и разрешение лесничества, отдела охраны природы или других отделов/организаций. Это связано с тем, что часть лесов, расположенных на частных участках, относятся к особо охраняемым, поэтому даже получив разрешение собственника, лучше проконсультироваться по этому вопросу в городской или районной администрации.
Ответственность за незаконное спиливание
Незаконное спиливание дерева является административным, а в некоторых случаях и уголовным правонарушением. Ответственность за незаконный спил прописана в статье 260 Уголовного Кодекса РФ и статьях 8.25–28 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.
Проблема в том, что не существует четкого понятия леса, поэтому степень тяжести урона природе определяет человек, причем исходя из собственного понимания. Кроме того, при определении размера ущерба оценивают не только стоимость уничтоженного растения, но и затраты на восстановительные работы.
За спил молодого плодового дерева на чужой или государственной территории можно отделаться небольшим штрафом, если же срубить растение ценных пород, да еще и солидного возраста, то ущерб может оказаться настолько большим, что нарушителя настигнет уголовная ответственность.
Кроме того, штрафы предусмотрены не только за самовольную вырубку, но и за нарушение процедуры получения разрешения. Поэтому услуга оформления разрешения и порубочного билета, которую оказывают многие арбористы и предприятия, занимающиеся вырубкой деревьев, пользуется огромной популярностью.
Ошибки в оформлении документов, таксации деревьев, предназначенных для вырубки и расчете стоимости восстановительных мероприятий, также ведут к штрафам, пусть и менее крупным. Размер штрафа за все виды нарушений, допущенные при удалении деревьев, укладывается в диапазон 4 тысяч – 3 миллиона рублей.
Кроме того, таксация древесины и стоимость восстановительных мероприятий сильно зависят от региона и климата в нем. Поэтому в северных регионах общая сумма ущерба может оказаться заметно выше, чем в южных, ведь там вырастить дерево гораздо сложней.
Где можно законно пилить деревья без разрешения?
Без разрешения можно пилить деревья на своем участке, если он находится в частной собственности.
При этом должны быть соблюдены условия:
- Не должно быть редких и особо ценных пород.
- Участок не должен примыкать к лесу или располагаться неподалеку.
- Возраст деревьев не должен превышать определенного уровня (зависит от региона и породы).
- Количество удаляемых деревьев должно быть незначительным (1–2 шт).
- Удаляемые деревья не должны располагаться в местах обитания птиц и животных, находящихся под угрозой вымирания и занесенных в Красную книгу.
- Удаление деревьев не вызовет негативной реакции со стороны соседей или защитников экологии.
- Необходимо продумать и реализовать план восстановительных мероприятий.
Если любой из этих пунктов не выполнен, то перед началом вырубки или спиливания желательно получить разрешительный документ. В этом случае вся ответственность будет лежать на тех, кто выдал разрешение.
Кроме того, удаление деревьев негативно влияет на количество кислорода в воздухе, поэтому восстановительные мероприятия нужны не только государству, но и владельцу участка, ведь чем больше там растений, тем более чистым будет воздух.
Вывод
Получение разрешения на спил необходимо не только для того, чтобы избежать административной или уголовной ответственности, но и для сохранения экологии, ведь бесконтрольная вырубка негативно влияет на экологию и сокращает количество кислорода в воздухе.
Прочитав статью, вы узнали:
- почему необходимо получать разрешение;
- кто его выдает;
- как и из чего формируется стоимость разрешения;
- какое наказание предусмотрено за незаконную вырубку или спиливание деревьев.
3.7 / 5 ( 3 голоса )
Прежде чем срубить дерево, которое мешает и создает аварийную ситуацию около дома, или произвести запас древесины на отопительный сезон (для поселковых зон), необходимо разрешение на вырубку деревьев. Основанием для законной вырубки служат следующие документы: экспертное заключение, документы на использование лесных участков, разрешение государственного надзора за природоохранным хозяйством.
Незаконная вырубка деревьев предусматривает уголовную и административную ответственность, независимо от целей уничтожения леса.
Объекты, выруб которых запрещен без разрешительных документов
К объектам незаконной вырубкой деревьев относятся земельные участки, имеющие особый статус в природоохранном хозяйстве, лесные фонды, земельные участки с насаждениями в зоне населенных пунктов.
Разрешен выруб без документов
Не является правонарушением выруб деревьев, кустарников и других растительных насаждений, произрастающих на территориях частных домовладений. Не нарушает закон выруб на участках, предоставленных для индивидуального строительства, для ведения дачного, фермерского хозяйства.
Уголовная и административная ответственность за незаконный сруб
Основным критерием разграничения ответственности к правонарушителю является количество уничтоженных деревьев. Если размер ущерба превышает пять тысяч рублей, тогда нарушитель привлекается к уголовной ответственности. Если ущерб от сруба менее чем на 5000 тыс. руб., предусмотрена административная ответственность и штрафные санкции. Незаконная вырубка деревьев регламентирована Уголовным кодексом РФ ст.260.