Компенсация отпуска НДФЛ

Содержание

При увольнении сотрудника, ему причитаются компенсационные выплаты, среди которых, компенсация за отпуск, который не был использован работником. Такие компенсации подлежат обязательному налогообложению. Налоговый кодекс и специальные законы устанавливают, какими налогами облагается компенсация за отпуск при увольнении.

Соответственно, если сотрудник увольняется с работы в текущем году, и отпуск свой он не использовал, то ему необходимо сделать расчет, с учетом компенсации за неиспользованный отпуск. Трудовой кодекс РФ устанавливает, что работодатель обязан предоставить работающему сотруднику отпуск, который оплачивается в обязательном порядке, не менее 28 дней каждый год. Компенсация за неиспользованный отпуск не приравнивается к необлагаемым доходам граждан, который установлены статьей 217 Налогового кодекса РФ.

Налоги с компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении

Когда работник уходит с занимаемой должности в текущем году, после того, как отбыл в отпуске, компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск ему не насчитываются. И, соответственно, не выплачиваются. Во всех других случаях, в расчет берется не только основной, но и отпуск, предоставляемый дополнительно, как разновидность гарантий для некоторых лиц. Он может предоставляться отдельным категориям сотрудников. Например, лица, работающие в опасных или вредоносных рабочих местах, имеют больше дополнительных дней отпуска, чем клерк из офиса. В соответствии с этим, и насчитываются компенсации, в случае увольнения такого сотрудника, если отпуск свой он не использовал.

Важный нюанс: если сотрудник увольняется с работы по переводу, ему также следует сделать компенсационные выплаты за отпуск, который он не использовал. Это касается не перевода из одного филиала в другой, так как работодатель остается один и тот же. Данное правило применимо к сотрудникам, которых переводят в рамках одного холдинга. Выплачивая компенсацию, работодатель обязан провести обязательные налоговые отчисления.

Для того, чтобы определить налоговую базу при выплате компенсации, нужно правильно провести расчет дней неиспользованного отпуска. Полное количество дней (не менее 28) насчитываются работнику, который проработал на предприятии 11 месяцев. В остальных случаях, происходит расчет дней отпуска в соответствии с количеством отработанных месяцев. Получается, в среднем, 2 дня отпуска на каждый месяц труда. Количество дней отпуска устанавливается в организации для каждой должности отдельно, но не должно быть меньше, чем установленный законом минимум.

Какие налоги начисляются на компенсацию при увольнении за неиспользуемый отпуск

В налоговую базу отчислений входит налог на доход физических лиц, который составляет 13% от суммы всех доходов граждан, а также следующие обязательные платежи – взносы:

  1. в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  2. в Фонд соцстрахования;
  3. взнос в Фонд обязательного медицинского страхования;
  4. взнос в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

То есть, следует проводить вычеты и удержания при начислении компенсации за неиспользованный отпуск по всем указанным статьям на взносы и налоги. Налоговый кодекс дает четкий ответ, какие налоги платить за компенсацию отпуска при увольнении. Не нужно начислять на сумму компенсации за неиспользованный отпуск, взносы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве.

Поскольку в 2010 году был отменен единый социальный налог, вместо него оплачиваются вышеперечисленные взносы предприятием, которое выплачивает увольняющемуся сотруднику компенсацию.

На основании норм, установленных законодателем – ст. 217 НК РФ, ст. 9 ФЗ № 212, не нужно уплачивать налог с начисленных выплат и платежей для увольняющегося сотрудника, кроме компенсации за неиспользованный отпуск. Поэтому, работодатель должен оплатить и налог на доходы, и обязательные взносы.

Начисление налогов при начислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении

В соответствии со ст. 223 НК РФ, налоговые отчисления в бюджет подлежат оплате не после окончания трудового месяца, как при выплате заработной платы, а в момент получения компенсации уволившимся работником. Датой получения работником дохода, считается:

  • день выплаты дохода, путем перечисления на банковский счет физического лица;
  • день выплаты денежных средств бывшему сотруднику в кассе предприятия;
  • день получения сотрудником денежной суммы в кассе банка, с расчетного счета предприятия, по платежному поручению.

На основании этого, перечисление предприятием налогов на выплаченную компенсацию, происходят в этот же день. В случае получения работником денежных средств в наличной форме, оплатить налоги работодатель должен не позднее следующего дня, за днем фактической выплаты.

Налоги и взносы за компенсацию при увольнении, в случае неиспользования ежегодного отпуска, начисляются и выплачиваются организациями и предприятиями в пользу сотрудника, который оформлен в соответствии с нормами законодательства – по трудовому договору или по гражданскому (на выполнение работ или оказание услуг).

Трудовое законодательство устанавливает такие же права и гарантии на компенсацию ежегодного отпуска, в случае увольнения и для совместителей.

Таким образом, с компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении берутся налоги. Отчасти, из-за того, что компенсация является доходом работника, а также для проведения своевременных и правильных начислений в бюджет. При правильном налоговом планировании, данные компенсационные выплаты, и уплаченные на них налоги и взносы, предприятие может оптимизировать с пользой для себя.

Работники предприятий имеют право на оплачиваемый отпуск продолжительностью в зависимости от специальности и вида выполняемых работ. При наличии на дату увольнения неиспользованных дней отдыха работнику предоставляется возможность получения отпуска с последующим увольнением или выплачивается компенсация суммы отпускных выплат (ст. 127 ТК РФ).

Общие положения

Продолжительность отпуска определяется на основании положений законодательства, условий трудового и коллективного договоров. Стандартный размер основного отпуска составляет 28 дней, дополнительные дни предоставляются пропорционально отработанному в особых условиях периода.

Сумма компенсации рассчитывается по аналогии с выплатой, предоставляемой лицам при получении отпуска. В основе расчета лежат неиспользованные дни и средний заработок предшествующего периода. Если работодатель предоставил сотруднику отпуск при увольнении, количество дней отдыха не дает права на получение компенсации. Рабочие отношения прекращаются в день начала отпускного периода, несмотря на дату прекращения трудовых отношений, совпадающую с последним днем отпуска.

Компенсации наряду с другими доходами работника подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами по ставкам, применяемым к остальным доходам. Обязанность по исчислению налогов и перечислению сумм в бюджет лежит на работодателе.

Особенности документального оформления операции

При определении дней для расчета суммы учитываются все виды неиспользованных отпусков. Выплата производится:

  • Без дополнительных распоряжений руководителя, на основании приказа об увольнении сотрудника. Одновременно не требуется подача заявления на получение компенсации. Обязанность работодателя производить расчет с работником при увольнении установлена ТК РФ.
  • При составлении записки-расчета формы Т-61. Бланк заполняется работниками кадровой службой и бухгалтерии. Сотрудники заверяют заполняемые ими части записки-расчета.
  • В документе формы Т-61 представлен подробный расчет положенной суммы и НДФЛ, удержанный из дохода работника.
  • За вычетом суммы НДФЛ, удержанных работодателем.

Окончательный расчет с работником при расторжении или прекращении договора производится в последний рабочий день, являющийся одновременно днем увольнения. При расчете исчисляется НДФЛ и определяется сумма страховых взносов, начисленных на выплату. Для верного определения сумм налога и взносов необходимо правильно определить налогооблагаемую базу.

Читайте также статью ⇒ Декретный отпуск если ребенок умер.

Размер предоставляемой компенсации

Расчет производится по сумме заработка, полученного у работодателя в предыдущем периоде. При исчислении среднего заработка учитываются все доходы, полученные лицом, за исключением необлагаемых компенсационных выплат.

Расчетный период для определения дней отпуска определяется как рабочий год лица на конкретном предприятии. Период положенного отпуска рассчитывается от даты приема лица на работу с исключением дней, не дающих право на отпуск:

  1. Периода отпуска без предоставления оплаты за период свыше 14 дней календарного года.
  2. Отпуска по уходу за ребенком.

Компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск предоставляется при работе в особых условиях, дающих право на льготу. Лицам, трудоустроенным по договорам ГПХ или при продолжительности работы на предприятии до увольнения менее месяца, отпуск или компенсация при увольнении взамен неиспользованных дней не положены.

Сумма взамен отпуска выплачивается как основному составу работников предприятия, так и совместителям. Компенсация внутреннему совместителю рассчитывается отдельно от суммы по основному месту работы.

НДФЛ, удерживаемый из доходов увольняемого лица

Полученная работником при увольнении компенсация подлежит обложению НДФЛ. В перечне сумм доходов компенсация указана как не входящая в список необлагаемых налогом выплат при увольнении (п. 3 ст. 217 НК РФ). При расчете с работником важно определить дату получения дохода для последующего перечисления налога в бюджет:

  • Компенсационные суммы не относятся к заработной плате. Датой получения работником сумм при увольнении считается последний рабочий день, возникновения дохода – день выплаты.
  • Днем возникновения обязательств по уплате налога считается дата расчета с сотрудником через кассу организации или путем перечисления на личный счет работника (ст. 223 НК РФ).
  • Срок уплаты налога в бюджет установлен на следующий день после получения увольняемым сотрудником дохода.
  • Перечисление налога до проведения расчета с работником запрещено. НДФЛ не должен быть уплачен из средств предприятия.

Соответственно, в отчетности 6-НДФЛ будут отражены даты получения дохода, удержания налога и срок его перечисления в бюджет.

Важно! Компенсация, начиная с 2018 года, имеет отдельный код, отличный от суммы отпускных. В отчетности компенсация отражается по коду доходов 2013.

Освобождены от обложения налогом выплаты наследникам умершего работника. Суммы, полученные от физического лица в порядке наследования, не подлежат обложению (п. 18 ст. 217 НК РФ).

Страховые взносы, начисляемые на сумму компенсации

Сумма начисленной компенсации облагается страховыми взносами. Выплаты не включены в перечень компенсаций, освобожденных от налогообложения в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ.

Ставки страховых взносов и применяемые их виды определяются применяемой в организации или ИП системой налогообложения. В 2018 году предусмотрены ставки, установленные в ст. 426 НК РФ для периода 2017-2020 годов. Пониженные ставки предусмотрены для предприятий с льготными условиями, специальными режимами или особыми видами деятельности. Дополнительные отчисления производят организации, чьи сотрудники трудятся в условиях, дающих право на досрочный выход на пенсию.

Вид отчислений предприятия на ОСНО Ставка стандартного размера
Взносы на ОПС до достижения предельной величины 22%
Взносы на ОПС свыше предельной величины 10% применяется к суммам, полученным накопительным итогом в 2018 году свыше 1 021 000 рублей
Взносы на ФСС с учетом ограничительной суммы 2,9% до достижения дохода в размере 815 000 включительно
Взносы на ОМС 5,1%
Отчисления от НС и ПЗ 0,2% или иной тариф в зависимости от вида деятельности

По разъяснению специалистов Минфина, суммы, выплачиваемые членам семьи умершего работника, не подлежат обложению взносами. Освобождение основано на отсутствии обязанности социального страхования лиц, не состоящих в трудовых отношениях.

Зам. директора Департамента Р.А.Саакян

Перечисление взносов в бюджет

Контроль над исчислением и перечислением страховых взносов осуществляет ИФНС. Порядок исчисления и перечисления сумм определяется гл. 34 НК РФ. Исключение составляют отчисления на предупреждение травматизма, перечисляемые работодателями в ФСС. При оплате сумм в бюджет:

  • Взносы перечисляется без округления в величине, равной начисленной сумме в рублях и копейках.
  • Срок перечисления взносов при обложении всех доходов лица, установлен не позднее 15 числа месяца, следующего за периодом начисления.
  • При совпадении даты платежа с выходным днем перечисление взносов производится в первый рабочий день.

Переводы взносов в бюджет осуществляются с разделением платежных поручений по КБК видов взносов.

Пример расчета начисленных взносов. Работник при увольнении получил компенсацию за положенный, но неиспользованный отпуск. Величина выплаты составила 10 000 рублей. Общий доход за календарный год работы составил 355 700 рублей. Работодатель начислил на сумму дохода: в ОПС 2 200 рублей, в ОМС – 510 рублей, в ФСС – 290 рублей, на НС и ПЗ – 20 рублей.

Ошибки, допускаемые при начислении взносов

Ошибка № 1. Работодатели, выплачивая компенсацию за неиспользованный отпуск, удерживают НДФЛ. Ошибочным является мнение о применении ставки 13% к выплатам нерезидентам. Равно как и к остальным доходам нерезидентов при обложении компенсации применяется ставка 30%.

Ошибка № 2. С 2018 года компенсация за неиспользованный отпуск указывается в отчетности отдельно. Ошибкой является отсутствие данных о компенсациях под кодом 2013 в справках 2-НДФЛ за 2017 год. Предприятие, неверно составившее справку, рискует получить штраф за каждый сформированный с нарушениями документ.

Читайте также статью ⇒ Многодетные военнослужащие: льготы, отпуск, что положено семье.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1. Учитывается ли предыдущая ставка страховых взносов, начисляемых на компенсацию, исчисленную за предыдущие годы? Ставка изменилась с связи со сменой системы налогообложения.

При исчислении страховых взносов учитывается ставка, используемая в компании на момент начисления суммы.

Вопрос № 2. Выплачивается ли компенсация, если руководитель предоставляет отпуск в последующим увольнением?

Работнику, оформившему отпуск с последующим увольнением, выплачивается отпускные в сумме, равной компенсационной выплате.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

1. Повышение благосостония, сокращение неравенства и социальная защита

Основа социального неравенства при авторитарно-олигархической модели капитализма, которая существует в России сегодня, — это чудовищное неравенство богатства. Неравенство богатства в России — одно из самых высоких в мире. На одном конце — люди, купающиеся в деньгах, хранящие их на тайных офшорных счетах, скупающие недвижимость по всему миру, на другом — откровенная бедность, грабительские микрокредиты до получки, малоимущий «средний класс», у которого нет возможности обеспечить себя достойным жильем и накопить на старость.

Невозможно, чтобы такая бедная жизнь и такая чудовищная разруха были в такой богатейшей нефтяной стране, как Россия.

— Алексей Навальный

Сокращению социального неравенства и неравенства богатства в России должны содействовать все перечисленные в нашей программе реформы в политической и экономической сфере, прежде всего — борьба с коррупцией, которая и служит главным источником чрезмерного неравенства, меры по защите и стимулированию предпринимательства, налоговая реформа.

Помимо этого, мы предлагаем сделать приоритетными направлениями в этой сфере повышение минимальной оплаты труда, развитие рынка доступного жилья, реформирование системы социальной поддержки и зарплатной политики в бюджетной сфере.

  • Минимальный размер оплаты труда должен быть повышен до 25 тысяч рублей. Нынешняя минимальная зарплата в России ниже, чем во многих европейских и южноамериканских странах, в том числе тех, которые имеют более низкий уровень ВВП на душу населения. Повышение минимального размера оплаты труда приведет к повышению доходов наименее обеспеченных групп населения. Учитывая высокую дифференциацию средних доходов по регионам России, повышение минимального размера оплаты труда должно произойти по всей стране в течение 5 лет, в большинстве регионов — в течение 2-3 лет. Решения о темпах повышения минимального размера оплаты труда будут приниматься региональными властями.
  • Строительный комплекс остается одной из самых коррупционных сфер в сегодняшней России. Это источник баснословного обогащения для государственной бюрократии, действующей в связке с олигархическими бизнес-структурами. Этому способствуют зарегулированность строительного рынка, а также монополизм на отраслевых рынках строительных материалов. В результате стоимость жилья и аренды в России остается слишком высокой для обычных граждан. В то же время жилищное строительство — важнейший источник динамизма экономики и путь к реальному повышению благосостояния граждан. Ключ к решению проблемы доступного жилья — 1) в глубокой дебюрократизации и демонополизации строительного рынка и 2) в обеспечении приемлемой ставки ипотечного кредитования. Государство сможет обеспечить размер ставки по кредиту на уровне развитых стран мира. Это будет достигнуто за счет частичного субсидирования ставки государством и региональными властями. Необходимые средства будут получены в том числе за счет повышения прогрессивности налога на недвижимое имущество.
  • Чтобы обеспечить действенную помощь оказавшимся в трудном положении, нуждающимся и недееспособным, необходимо повысить адресность социальной поддержки населения. Сегодня значительная часть средств по социальным программам расходуется на категориальные выплаты и льготы, то есть размазывается «тонким слоем» и не достигает действительно нуждающихся. Такая ситуация устраивает государственную бюрократию, так как затрудняет контроль над расходованием средств. Необходимо повысить размеры пособий, определив ясные критерии нуждаемости и обеспечив прозрачность и контроль за расходованием средств.
  • Будет резко сокращена дифференциация реальной оплаты труда в бюджетной сфере. Сегодня зарплаты руководителей и руководящего звена в бюджетных учреждениях нередко во много раз превосходят среднюю зарплату рядовых сотрудников.

2. Пенсионная реформа

Пенсионная реформа — одна из стратегических реформ, которую предстоит провести новому российскому правительству, опирающемуся на восстановленные принципы демократии и народовластия. Новая пенсионная система должна стать фундаментом социального мира и устойчивого экономического развития.

Постоянное повышение доли пенсионеров в населении страны ставит с предельной остротой задачу формирования такой пенсионной системы, которая была бы справедливой, обеспечивала бы достойное существование старшим поколениям и в то же время не ложилась бы непосильным бременем на работающие поколения, препятствуя экономическому росту.
Это возможно за счет сочетания следующих основных мер:

  • Улучшение регулирования рынка труда, способствующее выходу зарплат из серой зоны и сокращению неформальной занятости.
  • Сочетание распределительного и накопительного компонентов в пенсионной системе, дальнейшее развитие накопительной части пенсии. Накопленные гражданами пенсионные средства, в том числе находящиеся под управлением государственных фондов, будут безусловной собственностью граждан и не смогут изыматься ни под какими предлогами. Государство вернет гражданам пенсионные накопления, конфискованные после 2014 года. Требования к формированию накопительных пенсионных сбережений будут постепенно повышаться, что приведет к появлению «длинных денег» в экономике.
  • Создание при Пенсионном фонде Фонда будущих поколений, активы которого будут сформированы за счет обязательного перечисления доли доходов от экспорта природных ресурсов (прежде всего нефти, газа и металлов), управления всей государственной собственностью или приватизации государственной собственности и земли, компенсационных выплат за использование инфраструктуры, созданной трудом предшествующих поколений. Доходы от управления всеми этими активами существенно повысят устойчивость и обеспеченность пенсионной системы.
  • Создание действенных и справедливых экономических стимулов для более позднего выхода на пенсию, содействие развитию гибких и дистанционных форм занятости для работников старших возрастов.
  • Реальная прозрачность пенсионной системы: бюджет Пенсионного фонда будет ежегодно утверждаться Думой наряду с государственным бюджетом; будут введены прозрачные формулы расчета индивидуальной пенсии, обеспечен открытый доступ граждан к индивидуальным бюджетным счетам.

3. Компенсационный налог

По убеждению большинства российских граждан, приватизация крупных государственных активов в постсоветскую эпоху проходила крайне несправедливо и с многочисленными нарушениями закона. В результате крупная частная собственность не является легитимной в их глазах. Несправедливая приватизация, с одной стороны, способствовала формированию в России олигархической экономики, а с другой, создает условия для постоянного пересмотра прав собственности, подрывает утверждение норм права в сфере отношений собственности, провоцирует сращивание собственников-олигархов и государственного аппарата и социальную нестабильность.

Люди, которые за пять минут создали колоссальные сверхсостояния, должны заплатить компенсационный налог.

— Алексей Навальный

  • Чтобы устранить последствия этих родовых травм российского капитализма и российской государственности, предлагается ввести компенсационный налог на использование инфраструктуры, созданной трудом прежних поколений. Для этого на федеральном уровне предлагается установить перечень крупных предприятий, перешедших в частную собственность в течение последних 30 лет, и ввести специальный налог для их новых собственников за использование инфраструктуры бывших государственных предприятий, созданной трудом прежних поколений.
  • Налог не должен быть сверхобременительным для компаний, должен учитывать средние нормы доходности соответствующих секторов экономики, его действие будет ограничено по времени (например, 10 годами). Средства от сбора налога будут зачисляться в Фонд будущих поколений Пенсионного фонда Российской Федерации.
  • Право регулирования компенсационных выплат за использование инфраструктуры бывших государственных предприятий регионального уровня должно быть передано регионам.
  • Конечной целью данной меры должно стать как восстановление справедливости, так и укрепление института частной собственности в России.

mmironov


Я в целом положительно отношусь к предложениям президентской программы Навального: борьба с коррупцией, судебная реформа, возвращение политической конкуренции и повышение МРОТ. Однако некоторые пункты его программы я считаю вредными. Если их реализовать, то эффект от них будет совсем не такой, какой ожидается, и экономика от них проиграет. Я собираюсь написать несколько постов, критикующих некоторые положения программы Навального. Надеюсь, что в будущем эти пункты будут либо убраны из программы, либо принципиально доработаны, чтобы избежать негативных последствий. Первый пост из этой серии касается компенсационного налога.
Российское общество считает приватизацию 1990-х крайне несправедливой. Она таковой и была. Узкий круг людей, который имел близость к власти, и знал, кому заносить, за копейки прибрал к рукам национальное достояние. Это абсолютно правильно, что политики должны стремиться как-то ответить на запрос людей разрешить эту несправедливость. Однако здесь, как и в случае с Крымом, простых решений не бывает. То, что Крым был присоединен к России незаконно, совсем не означает, что новый политик, пришедший к власти (Навальный или кто-либо еще), сможет взять и просто откатать все назад. Это событие потянуло за собой клубок других событий (изменение Конституции, принятие российского гражданства 2 млн. человек, изменение правовой системы Крыма и т.д.). После начала массовой приватизации прошло порядка 20 лет. Предлагаемый Алексеем Навальным компенсационный налог будет а) технически сложно реализуемым, б) коррупционноемким, в) экономически вредным.
Техническая сложность в реализации. Как только дело от идеи дойдет до реализации, нужно будет отвечать на множество конкретных вопросов. А именно:

— Кого облагать налогом, компании или бенефициаров приватизации? Если облагать компании, то это профанирует саму идею восстановления справедливости, ведь за долгий срок, прошедший с момента приватизации, многие компании успели сменить владельцев (зачастую, неоднократно). Например, Абрамович, который приватизировал «Сибнефть», продал ее обратно государству в лице «Газпрома», и теперь она называется «Газпромнефть». Если обложить налогом компании, то получается, что государство в этом случае облагает налогом самого себя. Другой пример. Прохоров вышел из «Норильского никеля», получив хорошую компенсацию за свою долю. Получается, он налог не заплатит, а заплатят те, кто сейчас владеет «Норильским никелем». Наконец, в 2000-ые акции приватизированных компаний купило множество частных инвесторов, как отечественных, так и иностранных. Они вообще в приватизации не участвовали и купили акции на открытом рынке по справедливой цене. Их по какому праву наказывать?
Если облагать налогом бенефициаров, то встает вопрос, как их определять? Ведь во всех сделках практически всегда участвовали какие-то прокладки, зачастую временные. Приведу широко известный пример, не являющийся приватизационной сделкой, но по степени мутности похожей. Когда продавались активы «Юкоса», то вначале их купила никому неизвестная «Байкалфинансгрупп». Потом уже активы перешли к «Роснефти». Предположим, мы определили, что «Байкалфинансгрупп» купил активы дешевле справедливой цены. И кого наказывать? «Байкалфинансгрупп»? По похожим мутным схемам приватизировались почти все российские крупные компании. И хотя всем было известно, кто стоял за теми или другими компаниями, формально доказать это будет проблематично, тем более, прописать формальные критерии в законе.
— Как определить круг подпадающих под закон сделок? В России приватизация происходила в несколько этапов. Причем многие сделки формально не были приватизацией, а по сути, были. Например, распродажа активов, подконтрольных «Газпрому». Переход «СИБУРа» в руки Михельсона, Шамалова и Тимченко — это приватизация или нет? Формально нет. А по сути, государственное имущество вследствие череды сделок досталось частным лицам. Я не очень понимаю, как очертить контур сделок, которые попадут под этот закон, и на каком этапе перехода прав собственности отсекать бенефициаров.
— Как производить оценку выгод? Предположим, что новым властям как-то удалось идентифицировать бенефициаров и определить круг сделок. Однако как оценивать выгоды? В Британии, на опыт которой ссылается Алексей Навальный, была применена простая формула. Справедливая оценка компаний была подсчитана, как их среднегодовая прибыль в течение 4 лет после приватизации умноженная на 9. В России такой подход (или аналогичный) не сработает. В конце 1990-х-начале 2000-х российские компании сильно занижали свои официальные прибыли. Это хорошо задокументированный факт, в том числе и международными учеными (например, Black, B. “The Corporate Governance Behavior and Market Value of Russian Firms.” Emerging Markets Review, 2 (2001), 89-108 или Desai, M.; A. Dyck; and L. Zingales. “Theft and Taxes.” Journal of Financial Economics, 84 (2007), 591-623). Если ориентироваться на формальные показатели российских компаний в первые годы после приватизации, мы получим смешную оценку, так как они активно занижали и прибыль, и выручку. Если мы расширим горизонт, то, во-первых, пострадают те компании, которые первыми решили выйти из тени (увеличили «белую» прибыль и выручку). Во-вторых, все-таки экономическая ситуация середины 2000-х была совсем иная, чем в середине 1990-х, и непонятно, насколько справедливо смотреть на прибыли 2000-х при оценке справедливой стоимости в 1990-ые. Наконец, в-третьих, многие олигархи объективно немало сделали для улучшения менеджмента и повышения операционной эффективности своих активов. То, что стоимость их компаний выросла, частично была и их заслуга (а не только следствие того, что они задешево купили). Подводя итог, разработать объективный и прозрачный механизм оценки незаслуженных выгод бенефициаров от приватизационных сделок будет весьма трудно, если вообще возможно.
Коррупционноемкость. У проблем, обозначенных выше, нет единственного правильного решения (а зачастую вообще правильного решения нет). Как будут решаться эти проблемы, зависит от воли конкретных исполнителей. Решение по каждому вопросу — кого облагать, какой круг сделок, как считать выгоды – это потенциальные многомиллиардные убытки (или отсутствие таковых) для вполне конкретных бизнесменов. Естественно ожидать, что они не будут сидеть сложа руки и ждать, пока им чиновники правительства Навального предложат свой закон. Они будут активно пытаться на него влиять, в том числе, занося чемоданчики кэша ответственным за законопроект чиновникам. Субъективность критериев по всем важным вопросам только повышает соблазны чиновников – невозможно будет определить, это он решил, потому что считает это правильным или потому что ему занесли. Борьба с коррупцией – ключевой пункт программы Навального. Процесс разработки и реализации подобного законопроекта повышает коррумпированность правительства, депутатов и чиновников, то есть идет вразрез с главным месседжем программы Навального.
Экономическая невыгодность. Самое главное, что этот закон будет иметь отрицательный эффект на экономику. При реализации данного закона будет вовлечено много субъективных критериев, что оставит недовольными широкий круг инвесторов. Также, правительство Навального будет правопреемником правительств Ельцина, Путина и Медведева, а они все декларировали незыблемость приватизации (законопроектов о массовом пересмотре итогов или компенсационных налогов даже не обсуждалось). Это значит, что Навальный покажет дурной пример будущим правителям и сам же от этого пострадает. Почему? В России сверхвысоко участие государства в экономике и любому правительству придется заняться массовой распродажей госкомпаний, начиная с «Газпрома» и «Роснефти» и кончая небольшими ГУПами и МУПами. Это позволит не только резко повысить эффективность этих компаний (а значит, и размер собираемых налогов), но и даст возможность профинансировать необходимые реформы. Однако если инвесторы будут видеть, что предыдущие сделки облагаются субъективными непонятными налогами, то и к новым приватизационным сделкам они будут испытывать некоторый скептицизм. Безусловно, за какие-то деньги продать активы удастся, однако риск пересмотра сделок в будущем, в том числе введение компенсационных налогов будущими правительствами, резко понизит цену, которую инвесторы будут готовы заплатить сегодня. То есть правительство Навального в лучшем случае соберет несколько миллиардов долларов от введения компенсационного налога и потеряет десятки миллиардов долларов на приватизации, потому что инвесторы будут думать, что каждое последующее правительство может пересмотреть сделки, заключенные предыдущим.
Я не сторонник критики без предложения альтернатив. Альтернативой компенсационного налога могло бы быть создание антикоррупционного трибунала. Условно все крупные приватизационные сделки (и квазиприватизационные) исследовались бы на вопрос наличия коррупции. Если будет доказано, что какой-то актив был продан коррупционным образом, то конкретные бенефициары должны вернуть всю полученную прибыль от этой сделки. К примеру, во время лондонского суда «Березовский против Абрамовича» были даны показания, что приватизация Сибнефти была коррупционной сделкой. Значит, нужно определить прибыль, которую получил Абрамович от этой сделки. Контрольный пакет «Сибнефти» был куплен за 100 миллионов долларов, в последствии он продал «Сибнефть» «Газпрому» за 13 миллиардов. Прибыль подсчитать несложно. Другой пример. Если выяснится, что Лебединский ГОК был куплен Усмановым при помощи коррумпирования Медведева, который тогда был председателем совета директоров «Газпрома», тогда также нужно будет подсчитать прибыль, которую получил Усманов, и наложить на него соответствующий штраф. Для повышения объективности и прозрачности, данный трибунал имеет смысл организовать с привлечением уважаемых международных судей и юристов, которые имеют опыт работы в ведущих мировых судах (например, Лондонском, Сингапурском или Стокгольмском арбитраже). Это решение тоже не идеально. Однако, оно обладает тремя важными качествами:
— понятность критериев привлечения. Если сделка совершенна с использованием коррупционных механизмов, она подпадает под рассмотрение трибунала. Если не было коррупции (либо не доказана коррупция), то участники сделки сохраняют за собой все полученные прибыли.
— объективность рассмотрения кейсов. Несмотря на то, что в программе Навального одним из ключевых пунктов стоит судебная реформа, пройдут годы, прежде чем российская судебная система сможет завоевать авторитет, в том числе среди иностранных инвесторов. Фактический аутсорсинг судебных решений (через привлечение авторитетных международных экспертов) позволит значительно сократить опасения в политической ангажированности подобных процессов.
— наука на будущее. Если критерием рассмотрения сделок станет коррупционный фактор, то это даст сигнал, в том числе, и всем будущем инвесторам. Если ты занесешь чиновнику, то в будущем тебе придется расстаться со всей прибылью от сделки и вдобавок заплатить штраф. Правительству Навального придется осуществлять масштабную приватизацию, и наличие подобного антикоррупционного трибунала снизит желание участвовать в коррупционных сделках и потенциальных взяткодателей, и потенциальных взяткополучателей.
Подводя итог, я в целом согласен с посылом программы Навального, что приватизация была несправедливой, и существует запрос общества на решение этой проблемы. Однако здесь нужно действовать, прежде всего, руководствуясь принципом «не навреди». Любые непродуманные меры, даже если они будут происходить всего лишь на стадии обсуждении и подготовки законопроектов, могут серьезно подорвать доверие инвесторов, а значит, существенно снизить потенциал роста российской экономики.

Компенсация отпуска при увольнении и НДФЛ

Актуально на: 11 ноября 2015 г.

Если у вас увольняется работник, то в день увольнения вы должны выплатить ему компенсацию за неиспользованный отпуск (ст. 127, 140 ТК РФ). Сделать это нужно независимо от того, по какой причине прекращается трудовой договор (Письмо Роструда от 02.07.2009 № 1917-6-1). Также на основании заявления работника вы можете предоставить ему отпуск с последующим увольнением (ст. 127 ТК РФ). В этом случае работнику выплачиваются отпускные, а не компенсация.

Компенсация отпуска при увольнении подлежит обложению НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ). Налог должен быть исчислен и удержан непосредственно из компенсации в день ее выплаты (пп. 1 п. 1 ст. 223, п. 4 ст. 226 НК РФ).

Срок перечисления НДФЛ в бюджет

Перечислить НДФЛ в бюджет нужно:

  • если в банке были получены наличные на выплату компенсации, то не позднее дня их получения;
  • если компенсация была перечислена на счет работника в банке, то не позднее дня перечисления;
  • если компенсация выплачивается из наличной выручки компании, то не позднее дня, следующего за днем, когда компенсация была выплачена работнику из кассы (п. 6 ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина от 21.02.2013 № 03-04-06/4831).

Когда компенсация отпуска при увольнении не облагается НДФЛ

Есть исключение из указанного выше правила, когда компенсация не облагается НДФЛ. Это ситуация, когда компенсация выплачивается родственникам умершего работника в порядке наследования (п. 18 ст. 217 НК РФ, Письмо Минфина от 10.06.2015 № 03-04-05/33652).

Взносы на компенсацию при увольнении

Компенсация за неиспользованный отпуск облагается страховыми взносами (пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Поэтому с суммы компенсации должны быть начислены взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС по общим правилам — так же, как и с других облагаемых выплат в пользу работника (ч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Крайний срок, когда взносы нужно перечислить в бюджеты внебюджетных фондов, – это 15-е число месяца, следующего за месяцем, в котором взносы были начислены (ч. 5 ст. 15 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Другие суммы, выплачиваемые при увольнении

Иные компенсационные выплаты, начисленные в связи с увольнением работника, не облагаются НДФЛ и страховыми взносами в пределах трехкратного размера среднемесячного заработка работника (или шестикратного размера, если работник увольняется из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) (п. 3 ст. 217 НК РФ, пп. «д» ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Речь идет об общей сумме выплат, состоящей из выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, а также компенсациях, выплачиваемых руководителю, заместителю руководителя, главному бухгалтеру. При этом компенсация за неиспользованный отпуск в расчете не участвует (Письмо Минфина от 03.08.2015 № 03-04-06/44623). А вот сумма превышения над трехмесячным (шестимесячным) заработком облагается и НДФЛ, и взносами.

Какими налогами облагается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении?

Какими налогами облагается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении? Такой вопрос интересует не только работодателей, но и работников. Граждане, официально трудящиеся на предприятиях, вправе ежегодно уходить в оплачиваемый отпуск. Его продолжительность зависит от специальности и вида работы.

При увольнении сотрудника бухгалтерия организации обязана за неиспользованные дни отпуска назначить компенсацию в виде денежной суммы либо отправить его в отпуск с последующим увольнением, согласно статье 127 ТК РФ, уплатив все необходимые взносы и налоги.

Основные принципы

Определение длительности отпуска осуществляется на основании действующего законодательства и условий заключенного трудового договора. Чаще всего отпуск продолжается 28 календарных дней. Работодатель также может предоставить дополнительные дни отдыха работнику, трудящемуся в определенной должности, пропорционально отработанному в определенных условиях времени.

Расчет компенсационной суммы за не отгулянный отпуск производится аналогично расчету отпускных. За его основу берутся неиспользованные дни отпуска и средняя з/п увольняющегося сотрудника. Компенсация является доходом физлица, поэтому подлежит обложению налогами. Перечисление НДФЛ в бюджет осуществляется работодателем.

Как производится документальное оформление компенсационных выплат за неиспользованные дни отпуска?

При расчете дней для определения размера компенсации бухгалтер обязан учитывать все виды не отгулянных работником отпусков. Как правило, выплата за них производится:

  1. без заявления, специальных указаний руководства, на основании приказа, подтверждающего факт увольнения сотрудника, и ТК РФ;
  2. при оформлении расчета по форме Т61. Специальный бланк заполняется кадровиками и бухгалтерией с указанием подробного расчета суммы к выплате и начисления НДФЛ;
  3. с вычетом подоходного налога, удержанного из дохода трудящегося.

Итоговый расчет с сотрудником при его увольнении осуществляется в последний день работы. При расчете бухгалтерии необходимо верно определить сумму налога и взносов ФСС, исходя из налогооблагаемой базы.

Какие налоговые сборы должны быть начислены на компенсационные выплаты при увольнении трудящегося за неиспользованный отпуск?

В налогооблагаемую базу включается НДФЛ, который на 2019 год составляет 13% от размера всех получаемых гражданами доходов, и взносы, отчисляемые в:

  • ПФ РФ;
  • ФСС;
  • ФОМС.

Это значит, что бухгалтерии необходимо осуществлять все вышеперечисленные вычеты из компенсации за неиспользованные отпускные дни при увольнении сотрудника.

Согласно НК РФ, не следует начислять на сумму компенсационных выплат за отпуск взносы на соцстрахование от несчастных случаев на работе.

Судя по статьям 217 НК РФ и 9 ФЗ №212, работодателю не требуется вносить налоговый сбор с начисленных выплат для увольняющегося, кроме компенсационных затрат за не отгулянные дни отпуска. В связи с этим, бухгалтер обязан уплатить НДФЛ и все страховые взносы с суммы компенсации.

Начисление налогов при выдаче компенсационных выплат за отпуск при увольнении

Согласно статье 223 НК РФ, все налоговые сборы, перечисляемые в бюджет, должны быть уплачены не по завершению рабочего месяца, как при расчете з/п, а в день перечисления компенсации за отпуск при увольнении. Датой получения дохода трудящегося в этом случае будет считаться день:

  1. перевода денежных средств в банк на его счет;
  2. выплаты дохода при увольнении в кассе организации-работодателя;
  3. получения денег в кассе банковского учреждения с р/с работодателя по платежному поручению.

На основании всего вышеизложенного, организацией-работодателем уплата налогов и взносов должна осуществляться в день выплаты компенсации.

При выдаче компенсационных выплат бывшему работнику за не отгулянный отпуск работодатель обязан заплатить налоги не позже дня, следующего за днем увольнения.

Какими налогами облагается компенсационная выплата при увольнении?

В случае, когда трудящийся покидает занимаемую должность в нынешнем году сразу после отпуска, компенсация за неиспользованные отпускные дни ему начисляться не будет. Соответственно, и налоги уплачивать нет необходимости. Во всех остальных ситуациях бухгалтерия рассчитывает не только основной вид оплачиваемого отпуска, но и дополнительный, предоставляемый сотрудникам, работающим на определенных должностях. К ним относятся, например, работники, трудящиеся на вредном производстве. Им полагаются дополнительные дни оплачиваемого отпуска. В соответствии с этим при увольнении начисляется и компенсация.

Если сотрудник переводится в другой филиал через увольнение, ему также положено оформить компенсацию отпускных с удержанием всех необходимых налогов и сборов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *