Комитет кредиторов

Содержание

Разрешение споров, связанных с деятельностью комитета кредиторов, затруднено из-за пробелов в законе

Автор статьи — Химичев Виктор Афанасьевич, судья Арбитражного суда Орловской области, кандидат юридических наук.

Комментарии к статье — Юлия Сергеева, руководитель практики по банкротству адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры».

Одним из неимущественных прав кредитора как участника конкурсных отношений является право участвовать в деятельности коллегиальных органов кредиторов, которые выражают их общую волю. К таким органам относятся собрание и комитет кредиторов (далее — собрание и комитет соответственно).

В случае банкротства должника всех его кредиторов объединяет наличие у каждого из них прав требования к должнику. Такое объединяющее начало и определяет правовую природу коллективных органов кредиторов.

Порядок работы собрания и комитета кредиторов существенно отличаются

Кредиторы могут влиять на ход конкурсного процесса, выражая свою волю с помощью решений собрания и комитета. Полномочия этих органов, а также порядок их формирования и принятия решений значительно отличаются.

Во-первых, собрание кредиторов не действует постоянно, а созывается по мере необходимости для решения юридически значимых вопросов. Комитет кредиторов, наоборот, избирается на весь период конкурсного процесса и является постоянно действующим органом.

Во-вторых, в отличие от собрания, которое созывается арбитражным управляющим, комитет избирается на собрании кредиторов из числа граждан по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

В-третьих, статус комитета, в отличие от собрания кредиторов, имеет большую правовую определенность.

Максимальную реализацию прав кредиторов обеспечивает их участие в деятельности собрания кредиторов

Максимальное влияние на ход конкурсного процесса кредитор может оказать, выразив свою волю на собрании кредиторов. Поэтому принципиально важно для защиты прав кредиторов, чтобы они имели правовые гарантии участия в собрании. К нормам, отвечающим данной цели, относятся, как минимум, определяющие порядок и форму уведомления о проведении собрания кредиторов, раскрытие информации, касающейся вопросов повестки дня собрания, установление порядка созыва, организации и проведения собрания кредиторов. Для обеспечения прав кредиторов необходим проработанный правовой механизм, предоставляющий им реальное право голоса на собрании.

Так, участие кредитора в собрании обеспечивается правовыми нормами, которые устанавливают:

  • обязательную письменную форму уведомления о проведении собрания с раскрытием повестки дня (ст. 13 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; далее — Закон о банкротстве);
  • возможность, в случае уклонения арбитражного управляющего от созыва собрания, созвать собрание не только по инициативе комитета кредиторов, но и по инициативе конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем десять процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, а также одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (ст. 14 Закона о банкротстве).

По своему назначению в конкурсном процессе комитет призван представлять законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществлять контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализовывать иные предоставленные собранием кредиторов полномочия (п. 1 ст. 17 Закона о банкротстве). Комитет, в отличие от собрания кредиторов, в своем статусе имеет признаки большей правовой определенности: это постоянно действующий коллегиальный орган с известным количественным составом его членов. Однако это не дает оснований рассматривать комитет кредиторов в качестве представителя кредиторов в гражданско-правовом аспекте.

Действующее законодательство достаточно четко разграничивает полномочия комитета и собрания кредиторов

При рассмотрении статусов комитета и собрания кредиторов неизбежно возникает вопрос о разграничении полномочий таких органов.

Ранее действовавший Закон о банкротстве (от 08.01.1998 № 6-ФЗ) такие полномочия во многих вопросах четко не разграничивал, но практика применения данного закона показала несовершенство его положений. Прежде всего, это было обусловлено тем, что ряд вопросов (например, определение порядка и сроков продажи имущества должника) мог решаться и собранием, и комитетом кредиторов. При этом порядка отнесения данных вопросов к компетенции только одного из органов в законе не было.

В ныне действующем Законе 2002 года полномочия комитета и собрания разграничены достаточно четко: определен перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции собрания. К ним относятся, в том числе, решение вопроса об отнесении к компетенции комитета принятия решений, которые в соответствии с законом принимаются либо комитетом, либо собранием (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве).

Количество голосов, принадлежащих кредитору, зависит от суммы его требований к должнику

В рамках собрания кредиторы выражают свою волю посредством голосования по вопросам, которые отнесены законом к компетенции собрания кредиторов. Однако право голоса имеют не все кредиторы должника. Это прерогатива конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Очевидно, что в ходе конкурсного процесса достаточно ярко выражено публично-правовое начало. Конкурсные отношения основываются на принуждении меньшинства кредиторов большинством. Следовательно, в силу невозможности выработки единого мнения другим образом, воля сторон в данном случае формируется по особым принципам.

Поскольку требования кредиторов к должнику носят имущественный характер, то и количество голосов, которыми обладает кредитор в процессе голосования, определяют в зависимости от размера его требований.

По общему правилу решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимают большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов или от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов присутствующих на собрании кредиторов (ст. 5 Закона о банкротстве).

Следовательно, при принятии решений на собрании кредиторов принимают во внимание волю большинства кредиторов, определяемую не количеством кредиторов, а суммой их требований к должнику. Принцип равных прав не гарантирует каждому кредитору равные возможности в ходе проведения процедур банкротства, поскольку закон защищает общий, а не частный интерес отдельного кредитора. Поэтому положения, определяющие порядок голосования и принятия решений на собрании кредиторов, направлены именно на выявление и согласование общих интересов кредиторов должника.

ЦИТАТА. «Принятие решения большинством голосов всех кредиторов с учетом принадлежащих им сумм имущественных требований — демократическая процедура, не противоречащая принципу равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений… который является проявлением конституционного принципа равноправия. Использование при заключении мирового соглашения иных принципов голосования повлекло бы неоправданное предоставление преимуществ одной группе кредиторов в ущерб другим. Избранный законодателем принцип определения числа голосов кредиторов не противоречит принципу справедливости» (постановление КС РФ от 22.07.02 №14-П).

Кредитор вправе оспорить решение коллегиального органа

Однако все сказанное не означает, что кредитор должен безапелляционно принять волю большинства, выраженную в решении коллегиального органа. Такое решение кредитор вправе оспорить. Основания и порядок признания недействительным решения собрания предусмотрены Законом о банкротстве (п. 4 ст. 15). В случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов, такие лица вправе подать заявление в арбитражный суд о признании решения недействительным.

Однако названное положение Закона сформулировано не очень четко, поэтому его применение на практике может быть недостаточно эффективным. Для подтверждения этого вывода можно провести аналогию с корпоративным законодательством, регулирующим основания и порядок признания недействительными решений собрания акционеров. Проведя сравнительный анализ отдельных норм законодательства о несостоятельности (банкротстве) и норм корпоративного права, нельзя не заметить определенное сходство в порядке проведения и принятии решений собранием кредиторов и общим собранием акционеров. Нормы корпоративного законодательства, предусматривающие порядок обжалования решений собрания акционеров, из-за более прогрессивного развития корпоративных отношений являются более проработанными и совершенными.

ЦИТАТА. «Акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований указанного закона, иных правовых актов РФ, устава общества, в случае, если он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы. При этом суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков данному акционеру (п. 7 статьи 49 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ).

Такая позиция представляется вполне обоснованной, поскольку суд не должен признавать решение собрания кредиторов недействительным лишь только по одним формальным признакам, не учитывая всех обстоятельств спора, а также степень ущемления прав участников конкурсных отношений.

Как обжаловать в суде решения комитета кредиторов – не ясно, так как в Законе нет специальных норм, предусматривающих такую возможность. Впрочем, суды кассационной инстанции, приходя к выводу о возможности обжалования в судебном порядке решений комитета кредиторов, мотивируют это следующим образом.

Пример. Прекращая производство по заявлению, суд первой инстанции исходил из того, что законом не предусмотрена возможность обжалования решений комитета кредиторов (п. 1 ч.1 ст. 150 АПК РФ). Апелляционная инстанция определение отменила и направила дело на новое рассмотрение, разъяснив, что возможность обжалования решений комитета кредиторов предусмотрена Законом о банкротстве (ст. 60). Суд кассационной инстанции с данным выводом согласился.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве. Так, он предусматривает возможность обжалования решения собрания кредиторов в судебном порядке (п. 4 ст. 15).

Порядок, сроки и условия продажи имущества должника утверждаются собранием или комитетом кредиторов (п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве). Полномочия комитета определяются собранием кредиторов. Поскольку Законом предусмотрена возможность утверждения порядка, сроков и условий продажи имущества должника как собранием кредиторов, так и комитетом кредиторов, решение комитета обжалуется в таком же порядке, как и решение собрания кредиторов. Кроме того, Законом предусмотрена возможность обжалования решений собрания или комитета кредиторов со стороны должника, его представителей (п. 1, 3 ст. 60 Закона о банкротстве)1.

Оспаривание решений коллегиальных органов кредиторов следует осуществлять в соответствии с процессуальными нормами

Признавая за участниками конкурсных отношений право на обжалование решений комитета в судебном порядке, несмотря на пробел в правовом регулировании, следует согласиться с изложенной выше позицией суда о применении в данном случае норм об обжаловании решения собрания кредиторов. Применение к спорным отношениям только положений, регулирующих рассмотрение жалоб, ходатайств в деле о банкротстве (ст. 60 Закона о банкротстве) не будет отвечать принципу определенности принимаемых кредиторами решений.

Поэтому правильнее рассматривать спор по процедуре, которая содержит специальные нормы, направленные на разрешение предполагаемого правового конфликта, чем руководствоваться общими нормами. Для обеспечения эффективности конкурсного процесса важно соблюдать установленные законом сроки по рассмотрению заявлений, ходатайств и жалоб участников конкурсных отношений.

На оспаривание решений собрания кредиторов у заявителя есть 20 дней

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати календарных дней с даты принятия такого решения.

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати календарных дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов.

Предусмотренные Законом о банкротстве сроки на об—жалование решения собрания кредиторов прежде всего направлены на обеспечение определенности принимаемых кредиторами решений. Определения суда по рассмотрению дела о признании недействительным решения собрания кредиторов подлежат немедленному исполнению и могут быть обжалованы в течение 14 календарных дней в апелляционную инстанцию без права кассационного обжалования (п. 5 ст. 15, п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве).

Рассмотренные положения Закона о банкротстве, предусматривающие короткие процессуальные сроки на обжалование решения собрания кредиторов, ограничение числа судебных инстанций по проверке законности принятых судебных актов и немедленное их исполнение, направлены, опять же, на обеспечение определенности принимаемых кредиторами решений, а следовательно, на динамичное развитие процедур банкротства.

Законодательство не предусматривает обязательного извещения участников дела о банкротстве о работе комитета кредиторов

Одним из принципиальных отличий организации и деятельности комитета кредиторов является отсутствие законодательного регулирования механизма информирования кредиторов о заседаниях комитета и принимаемых им решениях. Кроме того, в Законе о банкротстве нет положений об обязанности конкурсного управляющего предоставлять заинтересованным лицам документы, относящиеся к работе комитета кредиторов. Это приводит к существенному ущемлению права кредиторов на получение информации о ходе дела о банкротстве и на судебную защиту своих интересов. Приведу характерный пример из судебной практики.

Пример. Кредитор обжаловал в арбитражный суд действия конкурсного управляющего, связанные с непредставлением им в арбитражный суд протоколов собраний комитета кредиторов, бездействие конкурсного управляющего, выразившееся в отказе обеспечить заявителю доступ к соответствующим документам, связанным с деятельностью комитета. Кроме того, заявитель просил признать не соответствующей положениям закона организацию торгов по продаже имущества должника.

Суд в удовлетворении требования отказал по следующим причинам. Законом о банкротстве установлено, что арбитражный управляющий обязан обеспечить заинтересованным лицам доступ к документам, составленным для или в результате деятельности собрания кредиторов (ст. 12). При этом в Законе о банкротстве не установлена обязанность арбитражного управляющего предоставлять заинтересованным лицам, участвующим в процедуре банкротства, какие-либо документы, относящиеся к деятельности комитета кредиторов.

Кроме того, регламент работы комитета кредиторов, избранного на собрании кредиторов, определяется самим комитетом. Законом о банкротстве также не предусмотрена обязанность арбитражного управляющего хранить или предоставлять лицам, участвующим в деле о банкротстве, документы, связанные с работой комитета кредиторов. Доказательств, свидетельствующих о возложении такой обязанности на конкурсного управляющего собранием кредиторов либо регламентом комитета кредиторов заявителя, в материалы дела представлено не было.

Учитывая, что комитет кредиторов в своей деятельности не подотчетен конкурсному управляющему, а заседания комитета могут проводиться без уведомления и привлечения управляющего, суд счел, что отказ управляющего обеспечить заявителю доступ к соответствующим документам, связанным с работой комитета, нельзя признать противоречащим положениям Закона о банк-ротстве2.

Рассмотренное решение арбитражного суда продиктовано пробелом правового регулирования спорных правоотношений. Однако такой пробел, как представляется, вполне может быть восполнен путем применения по аналогии закона норм, предусматривающих хранение арбитражным управляющим оригиналов протоколов собраний кредиторов (п. 7 ст. 12 Закона о банкротстве). Кроме того, по аналогии может применяться и норма о том, что заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения (п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве).

В законе необходимо установить порядок обжалования решений комитета кредиторов

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания, принявшего такое решение, в течение двадцати календарных дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о принятых решениях. Однако подать заявление можно не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов.

Решение собрания кредиторов может обжаловать лицо, не уведомленное должным образом о его проведении, в течение двадцати календарных дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать об оспариваемом решении, но не позднее чем в течение шести месяцев с даты его принятия3.

Шестимесячный срок на обжалование решения собрания кредиторов является пресекательным и не подлежит восстановлению. В то же время двадцатидневный срок, являющийся сокращенным сроком исковой давности, может быть восстановлен судом в пределах упомянутого шестимесячного срока (ст. 205 ГК РФ), даже если заявление подано юридическим лицом.

Полагая, что к спорным правоотношениям применимы положения об обжаловании решения собрания кредиторов (п. 4 ст. 15 Закона), для целей применения правил указанной нормы статьи о сроках на обжалование решения комитета кредиторов следует учитывать положения Закона, направленные на обеспечение информированности суда и других участников дела о банкротстве о принятых собранием кредиторов решениях (п. 7 ст. 12).

Наличие указанной нормы права, направленной на раскрытие информации о принятых кредиторами решениях и на доступность информации, позволяет устанавливать пресекательные сроки на обжалование таких решений.

Применение пресекательных сроков на обжалование решений комитета кредиторов в отсутствие порядка раскрытия информации о принятых решениях данного коллегиального органа приведет к ущемлению права на судебную защиту участников конкурсных отношений.

Законодательство о банкротстве должно предусматривать механизм информирования кредиторов о заседаниях комитета кредиторов и принимаемых им решениях, а также содержать положения об обязанности конкурсного управляющего по представлению заинтересованным лицам документов, относящихся к работе комитета кредиторов.

В спорах из деятельности комитета кредиторов положение участников дела о банкротстве оставляет желать лучшего

Пробелы в правовом регулировании организации и деятельности комитета кредиторов позволяют недобросовестным участникам конкурсных отношений использовать этот институт для совершения неправомерных действий при банкротстве.

О незаконности принятых комитетом кредиторов решений кредиторы узнают лишь тогда, когда правовые последствия принятия таких решений проявляются, например, в форме реализации имущества должника. Длительное время вся деятельность комитета кредиторов может находиться вне контроля суда и других участников дела о банкротстве, что с точки зрения обеспечения прав и законных интересов кредиторов и других участников конкурсных отношений является недопустимым.

Законодательство о банкротстве должно предусматривать механизм предотвращения неправомерных действий. Устранение же негативных последствий неправомерных решений комитета кредиторов — процесс более длительный, достаточно сложный и неэффективный, учитывая, что конкурсный процесс имеет поступательный характер, его развитие преследует определенные цели, связанные с совершением юридически значимых действий, в него вовлекаются все новые и новые участники, возникают новые правоотношения.

Например, неправомерное принятие комитетом кредиторов решения о замещении активов должника в отношении социально значимых объектов, о котором собственник имущества должника узнал лишь тогда, когда на базе имущества были образованы акционерные общества и произошла передача имущества в уставный капитал вновь созданных обществ, потребует оспаривания не только соответствующего решения комитета кредиторов, но и иных актов, сделок и действий, связанных с реализацией такого решения. В этом случае конкурсный процесс не только не будет развиваться динамично и поступательно, приближаясь к своей конечной цели (если это конкурсное производство — реализация имущества должника, соразмерное удовлетворение требований кредиторов и ликвидация должника), но, напротив, он должен возвратиться к тому состоянию, которое было на момент принятия оспариваемого решения.

Краткое исследование затронутой проблемы показывает, насколько слабо защищены интересы участников дела о банкротстве в тех случаях, когда необходимо разрешить конфликт, вытекающий из деятельности комитета кредиторов. Недобросовестные участники конкурсных отношений используют пробелы в правовом регулировании организации и деятельности комитета кредиторов в своих, не всегда законных, интересах.

В целях обеспечения прав и законных интересов всех субъектов банкротства необходимо совершенствование правовых норм, регулирующих порядок предоставления заинтересованным лицам информации о деятельности комитета кредиторов и обжалования его решений.

При разрешении споров из деятельности комитета кредиторов можно ориентироваться на процедуру работы собрания

Для устранения пробелов в правовом регулировании указанного института вполне достаточно незначительных корректировок законодательства о банкротстве с использованием различных приемов юридической техники, таких, например, как отсылочные нормы.

Не менее эффективными и более оперативными будут разъяснения ВАС РФ по вопросам раскрытия информации о деятельности комитета кредиторов и о порядке обжалования его решений.

Сегодня же, пока таких разъяснений нет, можно рекомендовать судам при рассмотрении дел о банкротстве, в случаях, когда образован комитет кредиторов, в судебных актах обязывать арбитражных управляющих направлять в суд протоколы заседаний комитета кредиторов, что позволит суду и другим участникам конкурсных отношений контролировать деятельность комитета кредиторов.

При рассмотрении же споров об обжаловании решений комитета кредиторов или споров, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности комитета кредиторов и принимаемых им решениях, представляется, что вполне допустимо применять по аналогии закона нормы, регулирующие организацию и деятельность собрания кредиторов.

Комментирует Юлия Сергеева, руководитель практики по банкротству адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры»:

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц. По тем же причинам может быть признано недействительным решение комитета кредиторов (по аналогии закона).

Основной сложностью, возникающей в практике при обжаловании решений как собрания, так и комитета кредиторов, является представление доказательств того, какие именно права и законные интересы лица, требующего признания такого решения недействительным, нарушены. Отсутствие таких доказательств нередко служит самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования. Кроме того, следует учитывать и то, что определения, вынесенные судом по результатам рассмотрения указанных заявлений, могут быть обжалованы только в апелляционном порядке не позднее чем через 14 дней со дня их принятия, обжалование в кассационной порядке законом не предусмотрено.

При необходимости (когда отсутствует прямая норма) при рассмотрении дел об оспаривании решений комитета кредиторов по аналогии закона применяются нормы, регулирующие организацию и деятельность собрания кредиторов.

Источник: Арбитражная практика №11 (Ноябрь 2011)

Собрание и комитет кредиторов, их правовая природа

В соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

В собрании кредиторов также вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях если в деле о несостоятельности (банкротстве) участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов созывается по инициативе:

  • — арбитражного управляющего;
  • — комитета кредиторов;
  • — конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем 10% общей суммы требований, включенных в реестр требований кредиторов;
  • — 1/3 от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 1 ст. 14 Закона о банкротстве).

Участники собрания кредиторов обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. При этом штрафные санкции не учитываются (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем 30% голосов при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены (п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве).

Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, по общему правилу принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 1 ст. 15 Закона о банкротстве). По данному поводу необходимо учитывать позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой «положения, определяющие порядок голосования и принятия решений на заседании объединения кредиторов, направлены на выявление и согласование общих интересов кредиторов данной кредитной организации. Принятие решения большинством голосов всех кредиторов с учетом принадлежащих им сумм имущественных требований — демократическая процедура, не противоречащая принципу равенства нрав всех участников гражданско-правовых отношений» (абз. 11 п. 4 мотивировочной части постановления от 22 июля 2002 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации «Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков» и жалобой ОАО «Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств»»).

К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

  • — о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
  • — об утверждении и изменении плана внешнего управления;
  • — об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • — об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • — о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
  • — об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;
  • — об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
  • — о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
  • — о заключении мирового соглашения со стороны кредиторов;
  • — об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • — об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
  • — об определении компетенции комитета кредиторов;
  • — об избрании представителя собрания кредиторов.

Принятие решений но этим вопросам не может быть передано иным лицам или органам (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве).

Как видно из приведенного перечня, вопросы, относящиеся к исключительной компетенции собрания кредиторов, касаются порядка проведения дел о банкротстве и тем самым предопределяют тс ограничения, которые будут введены в отношении правоспособности и дееспособности должника.

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано:

  • — лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение 20 дней с даты принятия такого решения;
  • — лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение 20 дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, по не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов.

При этом указанный 20-дневный срок на обжалование решения собрания кредиторов является сокращенным сроком исковой давности, в отношении которого применяются правила гл. 12 ГК РФ (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. № 93).

Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями должника и арбитражных управляющих, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия.

В частности, комитет кредиторов вправе:

  • — требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • — обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;
  • — принимать решения о созыве собрания кредиторов;
  • — принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей.

Комитет кредиторов может не образовываться собранием кредиторов только в случае, если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов составляет менее 50.

Количественный состав комитета кредиторов должен быть не менее трех и не более 11 человек.

При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый его член обладает одним голосом. При этом передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается.

Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов (ст. 17 Закона о банкротстве).

Помимо перечисленных полномочий собрание кредиторов или комитет кредиторов в соответствии с Законом о банкротстве выполняют следующие контрольные функции:

  • — собрание кредиторов вправе требовать от арбитражного управляющего информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц, а также о признаках преднамеренного и фиктивного банкротства (п. 2 ст. 20.3);
  • — принимают решение об обращении внешним управляющим или конкурсным управляющим от имени должника в арбитражный суд с заявлением об оспаривании сделки должника (ст. 61.9);
  • — в ходе финансового оздоровления дают согласие на совершение должником ряда сделок (п. 3 ст. 82);
  • — в ходе внешнего управления дают согласие на совершение внешним управляющим от имени должника определенных сделок, за исключением предусмотренных планом внешнего управления (п. 1 и 4 ст. 101), а также на увеличение расходов должника, не предусмотренных планом внешнего управления (ст. 105);
  • — вправе потребовать отчета внешнего управляющего перед кредиторами о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления (п. 4 ст. 106);
  • — вправе устанавливать условия конкурса по продаже предприятия (п. 5 ст. НО);
  • — дают согласие внешнему управляющему и конкурсному управляющему на уступку прав требования должника путем их продажи (п. 1 ст. 112, п. 1 ст. 140);
  • — при проведении конкурсного производства дают согласие на совершение конкурсным управляющим от имени должника ряда сделок (п. 2 ст. 129);
  • — в ходе конкурсного производства собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника (п. 6 ст. 129);
  • — при проведении конкурсного производства дают согласие на заключение соглашений об отступном (п. 9 ст. 142);
  • — собрание кредиторов вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего (п. 2 ст. 15), а комитет кредиторов — обращаться к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей (п. 3 ст. 17).

Представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов являются лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве (п. 1 ст. 35 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов и комитет кредиторов не являются субъектами гражданского права. Исходя из этого, они не могут быть признаны и субъектами отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), или субъектами конкурсного права (подход к определению субъектов нрава одинаков во всех сферах правового регулирования). Однако они обладают самостоятельной компетенцией по решению вопросов несостоятельности (банкротства) должника, к которому составляющие их лица имеют права требования. Исходя из этого, они являются объединением юридических и физических лиц, а также уполномоченных органов, действующих через представителей, выражающих их коллективный общий интерес. Такая же конструкция выражения интересов применяется применительно к работникам должника и его учредителей (участников). Единственное отличие состоит в том, что в деле о банкротстве интересы кредиторов представляет комитет, а в арбитражном процессе по делу о банкротстве — представитель комитета.

Данное объединение не является объединением в контексте ст. 30 Конституции РФ. Как отмечал Конституционный Суд РФ, объединение кредиторов представляет собой собрание кредиторов должника (в деле — это кредитная организация), с которыми у должника заключены гражданско-правовые договоры либо которые признаны таковыми (налоговые и иные уполномоченные органы), а не какое-либо повое объединение физических и юридических лиц, создаваемое по устанавливаемым ими правилам. Исходя из гражданско-правового принципа свободы договора предполагается, что каждый кредитор вступал в правоотношения с должником добровольно, без принуждения. Содержанием таких правоотношений являются права и обязанности его участников. Все кредиторы должника объективно объединены наличием у каждого из них прав требования к должнику, что и определяет их статус как кредиторов в процессе заключения мирового соглашения (абз. 1 и 2 п. 5 мотивировочной части постановления от 22 июля 2002 г. № 14-П).

Заслуживает внимания мнение, что собрание кредиторов является коллективной формой осуществления нрав кредиторов.

Существование собрания кредиторов предопределяется тем, что среди кредиторов потенциально существует конфликт интересов, частичное устранение которого возможно в рамках нормативно определенной формы согласования интересов. Такой формой выступает собрание кредиторов, где воля кредиторов формируется по принципу подчинения меньшинства большинству, что предполагает умаление интересов одних кредиторов в пользу других. Допущение дискриминации интересов отдельных кредиторов вызвано действием конституционного принципа ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров па основе требований справедливости, соразмерности, пропорциональности с учетом необходимости защиты прав и законных интересов других лиц, поскольку индивидуальная свобода сегодня мыслима только в кооперации с другими носителями основных прав.

Вместе с тем умаление интереса отдельного кредитора в пользу коллективного интереса не влечет ущемление его основного права — права получить соразмерное удовлетворение своих требований к должнику.

Следует также согласиться с еще одним мнением Е. Г. Дорохиной о том, что появившиеся в последнее время высказывания относительно необходимости законодательной защиты прав мелких кредиторов с помощью установления принципа «один кредитор — один голос» нарушают принципы справедливости и соразмерности. Предоставленное кредитору право обжаловать решение собрания кредиторов является достаточным средством для защиты собственного субъективного права в случае его нарушения решением собрания кредиторов.

Что касается комитета кредиторов, то I». Ф. Шершеневич так объяснял его появление в конкурсном процессе: «Это учреждение получило… распространение ввиду аналогии между конкурсом и акционерным товариществом. Замечено было, что общее собрание акционеров нисколько не стесняет произвола директоров ввиду многочисленного состава и неподготовленности, напротив, учреждение наблюдательного комитета (Aufsichtsrath, conseil de surveillance) действительно ограничило бесконтрольность деятельности правления. По сходству признано было необходимым перенести этот комитет с тою же ролью в конкурсный процесс, где общее собрание кредиторов играло столь же пассивную роль, как и общее собрание акционеров». Подобной точки зрения придерживается и Г. Папе, который сравнивает функции комитета кредиторов с полномочиями наблюдательного совета в обществах и товариществах, отводя собранию кредиторов роль общего собрания в указанных коммерческих организациях.

Главная

Вопросы и ответы

Карта сайта

О нас

Комитет кредиторов: порядок избрания, компетенция, порядок созыва и проведения

Методический материал

Дата: 2019-01-05

Переход на главную

Комитет кредиторов: порядок избрания, компетенция, порядок созыва и проведения

Комитет кредиторов – особый орган, представляющий интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Комитет осуществляет следующие функции:
— представление законных интересов кредиторов и уполномоченных органов;
— контроль за действиями арбитражных управляющих;
— иные полномочия, предусмотренные Законом.

Решения об образовании комитета, его количественном составе и полномочиях принимаются исключительно собранием кредиторов большинством от общего количества голосов кредиторов и уполномоченных органов, указанных в реестре. Однако, если кредиторов менее 50, комитет может не образовываться.
Участниками комитета являются не конкурсные кредиторы — юридические лица, а их представители. Представитель кредитора в комитете действует самостоятельно, от собственного имени. Минимальный количественный состав комитета – 3 чел., максимальный – 11. Один участник комитета обладает одним голосом, решения принимаются большинством голосов. Целесообразно выбирать в комитет нечетное количество человек — иначе не исключены ситуации, когда комитет принять решение не сможет, поскольку права решающего голоса Закон не предоставляет никому. Передача права голоса (т.е. права участия в комитете) членом комитета другому лицу не допускается.
Комитет собирается и функционирует на основании регламента, который сам принимает и в котором определяются внутренние вопросы его деятельности.
Примерный перечень прав комитета, которые он может реализовывать в процессе осуществления своих функций:
— требовать предоставления информации о финансовом состоянии должника и о ходе процедур банкротства;
— обжаловать действия управляющего в арбитражный суд;
— принимать решения о созыве собраний кредиторов;
— принимать решения об обращении к собранию кредиторов с просьбой отстранить управляющего от исполнения его обязанностей;
— осуществлять иные полномочия, предоставленные собранием, по принятию определенных решений и совершению определенных действий.
Комитет кредиторов может реализовывать свои полномочия через представителя, избираемого на заседании комитета; соответствующее решение должно быть оформлено протоколом заседания комитета.
Комитет функционирует на любой из стадий конкурсного процесса — наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Переход к следующей процедуре банкротства не является основанием переизбрания комитета.
Физические лица — кандидаты в члены комитета предлагаются конкурсными кредиторами и уполномоченными органами. Кредиторы вольны избирать в комитет того, кого считают нужным с позиций наибольшей целесообразности для представления своих интересов.
Избрание комитета происходит в порядке кумулятивного голосования: каждый субъект (кредитор либо уполномоченный орган) имеет количество голосов, получившееся в результате умножения размера требований на число членов комитета кредиторов. Соответственно, эти голоса могут быть отданы за одну из кандидатур либо распределены в произвольном порядке между всеми кандидатами по списку. Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов (естественно, при этом предполагается, что в списке кандидатов больше, чем необходимо избрать в комитет).
Нет четкого указания на то, что полномочия комитета кредиторов могут быть прекращены только для всех участников одновременно. Избрание председателя комитета необязательно.

>Положение о комитете кредиторов

Утверждено

Собранием кредиторов

Протокол N от

1. Общие положения

1.1. Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

1.2. Участниками Комитета кредиторов являются не конкурсные кредиторы — юридические лица, а их представители. Представитель кредитора в Комитете кредиторов действует самостоятельно, от собственного имени.

1.3. Комитет кредиторов функционирует на любой из стадий конкурсного процесса — наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Переход к следующей стадии не является основанием переизбрания Комитета кредиторов.

1.4. Комитет кредиторов для реализации своих полномочий избирает своего представителя.

2. Избрание Комитета кредиторов

2.1. Комитет кредиторов избирается собранием кредиторов из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.

2.2. Государственные и муниципальные служащие могут избираться членами Комитета кредиторов по предложению уполномоченных органов.

2.3. Количественный состав Комитета кредиторов составляет человек.

2.4. Выборы Комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием.

При избрании комитета кредиторов каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требования в рублях, умноженному на число членов Комитета кредиторов. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган вправе отдать принадлежащие каждому из них голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены Комитета кредиторов.

Избранными в состав Комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

2.5. По решению собрания кредиторов полномочия Комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно.

3. Председатель Комитета кредиторов

3.1. Члены избирают из своего состава председателя Комитета кредиторов.

3.2. Председатель Комитета кредиторов избирается членами Комитета кредиторов из их числа большинством голосов от общего числа членов Комитета кредиторов.

Комитет кредиторов вправе в любое время переизбрать своего председателя большинством голосов от общего числа членов Комитета кредиторов.

3.3. Председатель Комитета кредиторов организует его работу, созывает заседания Комитета кредиторов и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола.

3.4. В случае отсутствия председателя Комитета кредиторов его функции осуществляет арбитражный управляющий.

3.5. Председатель Комитета кредиторов выступает представителем Комитета кредиторов в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

4. Заседание Комитета кредиторов

4.1. Заседание Комитета кредиторов созывается Председателем Комитета кредиторов по его собственной инициативе, по требованию собрания кредиторов и арбитражного управляющего.

4.2. Кворум для проведения заседания Комитета кредиторов — присутствие не менее половины от общего числа членов Комитета кредиторов.

4.3. При решении вопросов на заседании Комитета кредиторов каждый член Комитета кредиторов обладает одним голосом.

4.4. Передача права голоса членом Комитета кредиторов иному лицу не допускается.

4.5. Решения Комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа членов Комитета кредиторов.

4.6. На заседании Комитета кредиторов ведется протокол.

Протокол заседания Комитета кредиторов составляется не позднее трех дней после его проведения.

В протоколе заседания указываются:

— место и время его проведения;

— лица, присутствующие на заседании;

— повестка дня заседания;

— вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;

— принятые решения.

Протокол заседания Комитета кредиторов подписывается председателем Комитета кредиторов, а в случае его отсутствия — арбитражным управляющим.

5. Компетенция Комитета кредиторов

5.1. Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:

— требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе процедур банкротства;

— требовать от административного управляющего предоставления информации о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

— требовать от внешнего управляющего предоставления информации о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

— требовать от конкурсного управляющего предоставления отчета об использовании денежных средств должника;

— обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;

— принимать решения о созыве собрания кредиторов;

— принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей;

— ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении конкурсного управляющего в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей;

— утверждать или отказывать в утверждении крупных сделок должника и сделок должника, в совершении которых имеется заинтересованность;

— согласовывать сделки должника, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки; влекут за собой получение или выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав требований, перевод долга, отчуждение или приобретение акций, долей хозяйственных товариществ и обществ, учреждение доверительного управления;

— согласовывать принятие должником решений о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании);

— представлять арбитражному суду кандидатуры заместителя внешнего управляющего;

— ходатайствовать перед арбитражным судом о назначении нескольких конкурсных управляющих;

— обжаловать в арбитражном суде действия внешнего и конкурсного управляющих в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

— утверждать или отказывать в утверждении сделок должника, влекущих новые денежные обязательства, в случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20% суммы требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

— принимать решения, влекущие увеличение расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника;

— утверждает порядок, сроки и условия продажи имущества должника;

— устанавливать начальную цену продажи предприятия, выставляемого на торги;

— привлекать в качестве организатора торгов специализированную организацию с оплатой ее услуг за счет имущества должника;

— принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Ответ:

Как следует из ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия.

Комитет кредиторов при наличии более 50 конкурсных кредиторов, уполномоченных органов создается в обязательном порядке, при меньшем количестве собрание может не принимать решение об образовании комитета (ч. 2 ст. 17 Закона о банкротстве).

Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но не может быть менее 3 и более 11 человек.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о банкротстве комитет кредиторов избирается собранием кредиторов из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.
При этом законодательство не устанавливает какие-либо требования к кандидату в члены комитета кредиторов, указывая только, что это физическое лицо, а это исключает избрание в комитет кредиторов юридических лиц.

Следовательно, конкурсные кредиторы вправе предложить любых физлиц в состав комитета кредиторов, включая своих работников, при этом законодательство не ограничивает количество кандидатов от каждого конкурсного кредитора.

Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием (ч. 2 ст. 18 Закона о банкротстве).

Каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требования в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган вправе отдать принадлежащие каждому из них голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов.

Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

Следовательно, конкурсный кредитор, имеющий большее число голосов, вправе распределить их между своими кандидатами и тем самым избрать комитет кредиторов, состоящий только из своих работников.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 11.05.2012 № ВАС-5620/12 сделал вывод, что комитет кредиторов может состоять из представителей только одного конкурсного кредитора.

Таким образом, комитет кредиторов может полностью состоять из работников только одного кредитора должника.

Возможность выхода из состава комитета кредиторов Законом о банкротстве не предусмотрена, между тем в соответствии с ч. 8 ст. 17 Закона о банкротстве регламент работы комитета кредиторов определяется комитетом кредиторов. Полагаем, что вопрос выхода из состава комитета кредиторов решается в соответствии с регламентом.

Не урегулирован законодательством и вопрос ответственности члена комитета кредиторов.

Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 18.02.2014 № А40-66588/11 указал, что само по себе избрание комитета кредиторов и предоставление ему собранием кредиторов соответствующих полномочий не влечет за собой в любом случае лишения иных кредиторов и уполномоченных органов, не вошедших в его состав, прав по осуществлению контроля за деятельностью конкурсного управляющего, а также на получение информации о ходе процедуры банкротства.

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА

Хочу выйти из комитета. Как это оформить грамотно?

Необходимо составить заявление а после необходимо собрание

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

ринят

Государственной Думой

27 сентября 2002 года

Одобрен

Советом Федерации

16 октября 2002 года

ссылка http://www.referent.ru/1/206155

Статья 15. Порядок принятия решений собранием кредиторов

1. Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, собранием кредиторов принимаются решения:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов;

о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов;

о введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении графика погашения задолженности;

о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях;

о заключении мирового соглашения в порядке и на условиях, которые установлены пунктом 2 статьи 150 настоящего Федерального закона.

Пункт 3 — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

4. В случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения.

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, но не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

5. Определение арбитражного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Комитет кредиторов

Актуально на: 12 июля 2017 г.

В ходе банкротства собрание кредиторов вправе принять решение об образовании комитета кредиторов. В том числе определить, сколько человек должно быть в его составе и выбрать самих членов комитета (п. 2 ст. 12 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Всего в комитет может входить от 3 до 11 человек (п. 4 ст. 17 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Решения по поводу создания комитета принимаются на собрании кредиторов большинством голосов (п. 2 ст. 15 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Спектр вопросов, которые вправе будет рассматривать комитет кредиторов, также устанавливаются на собрании.

Комитет кредиторов избирается в случае, если число участников собрания – конкурсных кредиторов и уполномоченных органов – превышает 50. Иначе комитет можно не избирать (п. 1 ст. 12, п. 2 ст. 17 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Задачи, которые стоят перед комитетом кредиторов, – представлять интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также контролировать действия арбитражного управляющего (п. 1 ст. 17 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Кроме того, комитет должен выполнять иные функции, возложенные на него собранием кредиторов.

Решение о прекращении полномочий комитета кредиторов, в том числе досрочном, также принимает собрание кредиторов (п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 18 от 26.10.2002 Закона N 127-ФЗ).

  • Комитеты кредиторов

    Комитеты кредиторов могут играть важную роль в делах по Главе 11 (статья 1103 Кодекса законов о банкротстве): 1. Изучение хода и статуса дела и обсуждение с должником. Такое изучение может осуществляться с помощью периодических финансовых отчетов, которые должник обязан представлять в суд и в Бюро федеральных…
    (Трансграничное банкротство)

  • С 1985 г. во французском праве больше не используется понятие “генерального органа кредиторов” (‘general body of creditors’) (который обладал правосубъектностью в соответствии с ранее действовавшим правом), так как он обладал такой властью, что мог воспрепятствовать компании в осуществлении возможностей…
    (Трансграничное банкротство)
  • Член в качестве представителя комитета кредитора

    .017 Вопрос — Член выполняет для комитета кредитора следующие функции, связанные с контролем корпорации-должника, которая будет продолжать свою деятельность под существующим руководством: Имеет право проставления первой и второй подписи на чеках корпорации-должника. Имеет право проставления…
    (Внутренний контроль как модель и система)

  • Собрание и комитет кредиторов

    В рамках возбужденного арбитражным судом производства по делу о банкротстве кредиторы, за исключением текущих, не вправе индивидуально обращаться к должнику с исками, вытекающими из конкретных обязательств, а также совершать иные действия, направленные на удовлетворение своих требований. Для представления…
    (Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса. Учебник для магистров)

  • Национальный институт технических комитетов по стандартизации

    Феноменология национального института технических комитетов по стандартизации Феномены технических комитетов (ТК) по стандартизации «конструируют» ТК как комплементарную систему институтов ТК сферы стандартизации, обеспечивающих циркуляцию лоодерных информационных и коммуникационных процессов…
    (Феноменология стандартизации)

  • Феноменология национального института технических комитетов по стандартизации

    Феномены технических комитетов (ТК) по стандартизации «конструируют» ТК как комплементарную систему институтов ТК сферы стандартизации, обеспечивающих циркуляцию лоодерных информационных и коммуникационных процессов и технологий нормального (устойчивого) состояния функционирования национального института…
    (Феноменология стандартизации)

  • Качество национального института технических комитетов по стандартизации

    Национальный институт технических комитетов (ТК) по стандартизации в концептах Г. Б. Клейнера и системно-феноменологических концептах аналитической философии стандартизации идентифицируется по критерию качества как информационно-аналитическая система, содержащая счетное множество подсистем как…
    (Феноменология стандартизации)

  • Эффективность национального института технических комитетов по стандартизации

    Национальный институт технических комитетов (ТК) по стандартизации актуализируется в рамках кластера нефинансовых институтов развития и функционирует как инструмент государства, стимулирующий социально-экономическое развитие и каталитические процессы реиндустриализации экономики России и импортозамещения….
    (Феноменология стандартизации)

  • Анализ качества расчетов с кредиторами

    Кредиторская задолженность составляет значительную долю в текущих обязательствах предприятия. Увеличение доли кредиторской задолженности, с одной стороны, является благом для предприятия, она использует «бесплатные источники» покрытия потребности в оборотных средствах, с другой стороны, отрицательно…
    (Финансовый анализ)

Примерная форма положения о комитете кредиторов

Утверждено

Собранием кредиторов

(наименование организации-должника)

Протокол N ___ от «__» _______ 20__ г.

Положение о комитете кредиторов

1. Общие положения

1.1. Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных

кредиторов уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями

арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные

собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном Федеральным

законом «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о

банкротстве).

1.2. Участниками Комитета кредиторов являются не конкурсные

кредиторы — юридические лица, а их представители. Представитель кредитора

в Комитете кредиторов действует самостоятельно, от собственного имени.

1.3. Комитет кредиторов функционирует на любой из стадий

конкурсного процесса — наблюдения, финансового оздоровления, внешнего

управления, конкурсного производства. Переход к следующей стадии не

является основанием переизбрания Комитета кредиторов.

1.4. Комитет кредиторов для реализации своих полномочий избирает

своего представителя.

2. Избрание Комитета кредиторов

2.1. Комитет кредиторов избирается собранием кредиторов из числа

физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных

органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления,

внешнего управления и конкурсного производства.

2.2. Государственные и муниципальные служащие могут избираться

членами Комитета кредиторов по предложению уполномоченных органов.

2.3. Количественный состав Комитета кредиторов составляет _________

человек.

2.4. Выборы Комитета кредиторов осуществляются кумулятивным

голосованием.

При избрании комитета кредиторов каждый конкурсный кредитор и

каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его

требования в рублях, умноженному на число членов Комитета кредиторов.

Конкурсный кредитор и уполномоченный орган вправе отдать принадлежащие

каждому из них голоса за одного кандидата или распределить их между

несколькими кандидатами в члены Комитета кредиторов.

Избранными в состав Комитета кредиторов считаются кандидаты,

набравшие наибольшее число голосов.

2.5. По решению собрания кредиторов полномочия Комитета кредиторов

могут быть прекращены досрочно.

3. Председатель Комитета кредиторов

3.1. Члены избирают из своего состава председателя Комитета

кредиторов.

3.2. Председатель Комитета кредиторов избирается членами Комитета

кредиторов из их числа большинством голосов от общего числа членов

Комитета кредиторов.

Комитет кредиторов вправе в любое время переизбрать своего

председателя большинством голосов от общего числа членов Комитета

кредиторов.

3.3. Председатель Комитета кредиторов организует его работу,

созывает заседания Комитета кредиторов и председательствует на них,

организует на заседаниях ведение протокола.

3.4. В случае отсутствия председателя Комитета кредиторов его

функции осуществляет арбитражный управляющий.

3.5. Председатель Комитета кредиторов выступает представителем

Комитета кредиторов в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

4. Заседание Комитета кредиторов

4.1. Заседание Комитета кредиторов созывается Председателем

Комитета кредиторов по его собственной инициативе, по требованию собрания

кредиторов и арбитражного управляющего.

4.2. Кворум для проведения заседания Комитета кредиторов —

присутствие не менее половины от общего числа членов Комитета кредиторов.

4.3. При решении вопросов на заседании Комитета кредиторов каждый

член Комитета кредиторов обладает одним голосом.

4.4. Передача права голоса членом Комитета кредиторов иному лицу не

допускается.

4.5. Решения Комитета кредиторов принимаются большинством голосов

от общего числа членов Комитета кредиторов.

4.6. На заседании Комитета кредиторов ведется протокол.

Протокол заседания Комитета кредиторов составляется не позднее трех

дней после его проведения.

В протоколе заседания указываются:

— место и время его проведения;

— лица, присутствующие на заседании;

— повестка дня заседания;

— вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;

— принятые решения.

Протокол заседания Комитета кредиторов подписывается председателем

Комитета кредиторов, а в случае его отсутствия — арбитражным управляющим.

5. Компетенция Комитета кредиторов

5.1. Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него

функций вправе:

— требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника

предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе процедур

банкротства;

— требовать от административного управляющего предоставления

информации о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика

погашения задолженности;

— требовать от внешнего управляющего предоставления информации о

реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

— требовать от конкурсного управляющего предоставления отчета об

использовании денежных средств должника;

— обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;

— принимать решения о созыве собрания кредиторов;

— принимать решения об обращении к собранию кредиторов с

рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его

обязанностей;

— ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении

конкурсного управляющего в случае ненадлежащего исполнения им своих

обязанностей;

— утверждать или отказывать в утверждении крупных сделок должника и

сделок должника, в совершении которых имеется заинтересованность;

— согласовывать сделки должника, в совершении которых у него

имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением,

отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества

должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов

балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату,

предшествующую дате заключения сделки; влекут за собой получение или

выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав

требований, перевод долга, отчуждение или приобретение акций, долей

хозяйственных товариществ и обществ, учреждение доверительного

управления;

— согласовывать принятие должником решений о реорганизации

(слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании);

— представлять арбитражному суду кандидатуры заместителя внешнего

управляющего;

— ходатайствовать перед арбитражным судом о назначении нескольких

конкурсных управляющих;

— обжаловать в арбитражном суде действия внешнего и конкурсного

управляющих в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

— утверждать или отказывать в утверждении сделок должника, влекущих

новые денежные обязательства, в случаях, когда размер денежных

обязательств должника, возникших после введения внешнего управления,

превышает 20% суммы требований кредиторов в соответствии с реестром

требований кредиторов;

— принимать решения, влекущие увеличение расходов должника на

потребление, в том числе на оплату труда работников должника;

— утверждает порядок, сроки и условия продажи имущества должника;

— устанавливать начальную цену продажи предприятия, выставляемого

на торги;

— привлекать в качестве организатора торгов специализированную

организацию с оплатой ее услуг за счет имущества должника;

— принимать другие решения, а также совершать иные действия в

случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке,

установленном Законом о банкротстве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *