17 декабря 2018 года состоится семинар Дмитрия Ряховского, и в связи с этим событием мы приготовили для Вас его интервью, в котором он дает ответы на некоторые интересующие Вас вопросы.
— По каким критериям ФНС отбирает налогоплательщиков для проведения выездной проверки?
— Существуют 12 общеустановленных критериев, ознакомиться с которыми можно на сайте www.nalog.ru. Но не все они отвечают современным условиям, поэтому я назову основные критерии, на которые обращают внимание налоговые инспекторы.
1. Уровень налоговой нагрузки не соответствует среднеотраслевому.
2. Уровень заработной платы не соответствует среднерегиональному.
3. Среди контрагентов налогоплательщиков, в том числе 2-го и 3-го звена, присутствуют подозрительные фирмы, имеющие признаки однодневок.
Кроме того, вероятность выездной проверки будет высока, если предприятие имеет убытки по итогам последних лет.
— Почему реорганизация сегодня — первый признак ухода от налогов?
— Потому что эта схема — самая распространенная. Условно говоря, у вас подозрительные контрагенты и минимальная нагрузка. И чтобы избежать ответственности — происходит реорганизация, когда одно предприятие присоединяет к себе множество других, а затем быстро ликвидируется. Налоговая, конечно, хорошо осведомлена о такой схеме. Проводя реорганизацию, имейте в виду, что, как только у вас начинается ликвидация — налоговая запускает процедуру предпроверочного анализа, при которой анализируются уровень налоговой нагрузки и заработной платы, численность и контрагенты и т. д. И если при этом появятся подозрения — моментально назначается выездная проверка. Если вы сейчас начинаете реорганизацию, то риск проведения выездной налоговой проверки многократно возрастает. То же самое относится к смене юридического адреса, особенно при миграции в другой регион — здесь также можно ожидать выездной налоговой проверки.
— Налоговое законодательство позволяет существенно снизить размер штрафов ФНС при наличии у налогоплательщика смягчающих обстоятельств. Этот перечень открытый и определен статьей 112 НК. Какие еще аргументы, кроме перечисленных в статье, налогоплательщик может использовать для смягчения ответственности?
— Ст. 112 НК РФ определяет критерии в основном в отношении физлица. Что касается бизнеса, то смягчающих обстоятельств в рамках этой статьи не существует. Поэтому бизнес руководствуется другими аргументами, которые нужно подтверждать документально. Среди них: тяжелое материальное положение налогоплательщика, подтверждаемое справкой о состоянии кредиторской задолженности либо справкой о финансовом положении. Другое обстоятельство — социально значимая деятельность предприятия: наличие грамот от глав районных администраций. Участие в благотворительных мероприятиях также может быть одним из аргументов, подтвердить которое можно платежным поручением и благодарностью.
Также обратите внимание на п. 7 ст. 3 НК РФ — наличие противоречий в действующем законодательстве, то есть на каждую норму закона существует несколько точек зрения, которые отражены не только в разъяснениях Минфина и ФНС, но и в арбитражной практике. Наличие кадровых проблем можно подтвердить справкой либо запросом в службы труда и занятости. Одно из самых главных смягчающих обстоятельств — оплата налога по акту. Я имею в виду тенденцию, при которой налогоплательщик при получении акта тут же уплачивает налог. Например, получив акт проверки, налогоплательщик уплачивает всю сумму по акту, затем вступает в налоговый спор и оспаривает доначисления. И если спор проигран, то пени с момента уплаты налога уже не начисляются. В продолжение этой темы отмечу, что с 2017 г. вступили в силу изменения в ст. 75, по которой сумма пени составит уже не 1/300 от ставки рефинансирования, а 1/180, это более чем актуально.
— Организация выдает беспроцентные займы: контрагентам, работникам, учредителю. Появляются ли в этом случае налоговые риски? Если да, то с чем они связаны?
— Да, риски есть. Об этом, кстати, говорит арбитражная практика ВС РФ. Самое главное условие — при выдаче беспроцентного займа не должно быть взаимозависимости между двумя юрлицами. Если одна организация предоставила другой организации беспроцентный заем и при этом их не связывают взаимозависимые отношения, то нужно подтвердить экономическое обоснование, почему вы предоставили, например, один миллион рублей без процентов сроком на один год. То есть в договоре вы указываете, что выдаете беспроцентный заем на сумму 1 млн рублей на год, после чего ваш контрагент покупает на 100 млн рублей вашей продукции. И далее прописываете экономический расчет. Например, очевидно, что вы потеряете 150 тыс. рублей, но при этом заработаете 800 тыс. рублей. Это и будет экономическим обоснованием. Практика ВС РФ говорит о том, что возникает внереализационный доход у обеих сторон. То есть если вы взаимозависимы, вместо того чтобы получать проценты, разместив эти деньги на депозите в банке, вы ничего не заработаете, и вместо того чтобы платить 20% годовых вы стали взаимозависимы и получили внереализационный доход, который должны отразить по кредиту 91 счета и заплатить налог на прибыль. Арбитражная практика на эту тему сформирована. Налог на прибыль у налогоплательщика будет учитываться в расходах только при одном условии — если возможность выдачи займа будет отражена в коллективном или трудовом договоре (п. 25 ст. 255 НК РФ).
— Организация уступает право требования долга по договору третьему лицу. Имеет ли данная сделка «подводные камни» с точки зрения налогообложения? Если «да», то какие?
— Да, имеет. Достаточно посмотреть дело от 2015 г. «Нурэнерго». Вкратце изложу суть спора. Если вы мне должны сто рублей, и я пытаюсь их с вас взыскать, а вы отказываетесь вернуть эти деньги, то я могу вам их переуступить. Очевидно, что налоговая служба мечтает о том, чтобы переуступка осуществлялась по номиналу, когда вы переуступили третьему лицу (скорее всего по ст. 317.1 ГК РФ). Но мы понимаем, что на практике такое едва ли возможно. Поэтому переуступка осуществляется с дисконтом. Согласно делу «Нурэнерго» вы должны экономически обосновать почему переуступаете право требования долга с дисконтом. И, скорее всего, у вас возникнет налоговый спор.
— Можно ли питание во время вахтового метода учитывать в составе расходов при исчислении налога на прибыль? Нужно ли начислять НДС, если оно бесплатное для работников? Нужно ли начислять страховые взносы и НДФЛ?
— Конечно, питание учитывается в составе расходов по налогу на прибыль. Согласно п. 25 ст. 255 НК РФ, иные расходы, предусмотренные коллективным или трудовым договором. Питание необходимо отразить в коллективном договоре, прошедшем соответствующую регистрацию. И далее вы можете с каждым работником заключить допсоглашение, изначально прописав бесплатное питание в трудовом договоре. Если этот вид расходов нельзя персонифицировать — тогда НДФЛ не будет. Что касается НДС, вам нужно доказать, что это реализация.
— Можно ли к прочим расходам относить расходы, которые не прописаны в Налоговом кодексе по налогу на прибыль?
— Согласно п. 49 ст. 264 НК РФ — иные расходы, и перечень открыт.
— Как поступить плательщику НДС, если фирма нормально работала, осуществляла поставку услуг, товаров, после чего налоговая классифицирует эту фирму в качестве фирмы-однодневки и начинает предъявлять налогоплательщику претензии и забирать обратно НДС. Как действовать налогоплательщику в этом случае?
— Налогоплательщик должен соблюдать должную осмотрительность и доказывать реальность сделки. Если изначально это условие будет соблюдено, вы обезопасите себя. Такие дела, кстати, рассматривались в 2016 г., где было четко прописано: если контрагент стал недобросовестным после окончания договоров, у вас есть все шансы на выигрыш.
— Организация работает с покупателем по договору поставки, имеющим задолженность, но в платежке указано, что это аванс. Есть ли возможность переквалифицировать назначение этого платежа в счет задолженности по другим поставкам?
— Ответить на этот вопрос можно только после того, когда мы внимательно посмотрим на условия договора, который заключен между двумя сторонами. Рекомендую обратиться к Пленуму ВАС РФ № 165 о проверке условий договора.
— Дмитрий Иванович, и последний вопрос. Какие рекомендации нашим бухгалтерам Вы могли бы дать?
— Прежде всего, важно вести контроль за документооборотом. Сегодня 50 % налогоплательщиков, сдающих декларации, не имеют первичных документов. Скажите, как бухгалтер может совершать проводку, не имея первички? Кроме этого, необходимо чтобы все расходы были экономически обоснованы. Также обратите внимание на уровень налоговой нагрузки, он должен быть соблюден в обязательном порядке. Его можно посмотреть на сайте www.nalog.ru.
Дмитрий Кофанов
Генеральный директор компании NS Consulting
Образование:
Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова. Экономист.
Российская Академия Правосудия. Юрист, специализация — трудовое право
Профессиональный стаж: более 12 лет.
Область применения профессиональных навыков в компании:
Консультирование клиентов по вопросам кадрового делопроизводства и трудового законодательства. Участие в проведении экспертизы кадровой документации Заказчиков. Руководство проектами восстановления кадровой документации. Разработка и проведение консультационных курсов по трудовому законодательству и кадровому делопроизводству, как в открытом, так и в корпоративном формате. Разработка локальных нормативных актов. Руководство проектами по сокращению персонала.
Дополнительно:
Автор ряда статей на тему трудового законодательства и кадрового делопроизводства.
Более 50 выигранных судебных процессов, как защиты работников, так и представление интересов работодателя.
Дистанционно консультирует в рамках абонентского обслуживания представителей кадровых служб более 40 компаний.
О компании
NS Consulting (ООО «Центр Абонентского Обслуживания») специализируется на оказании консалтинговых услуг юридическим и физическим лицам. В данном направлении наш Центр оказывает консультации по вопросам применения Российского трудового законодательства и оформления кадровых документов уже более 10 лет.
Статьи автора прочитали 17673 раз
Анкету посмотрели 2349 раз