Классификация налогов 2018

Какой из приведенных перечней является нормативной классификацией налогов в НК РФ?

Ответ: 1. Федеральные, региональные и местные налоги.

Ключ: Пункт 1 ст. 12 НК РФ: в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Иные классификации (из числа приведенных) в НК РФ прямо не выделены.

113. С точки зрения НК РФ, налог, уплачиваемый в связи с применением специального налогового режима (УСН, ЕНВД, патентной системы налогообложения…), является:

Ответ: 1. Федеральным налогом

Ключ: Пункт 7 ст. 12 НК РФ: настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 настоящего Кодекса.

114. Отметьте правильное утверждение:

Ответ: 3. Федеральный налог по общему правилу зачисляется в федеральный бюджет, но может полностью (частично) зачисляться в региональный (местный) бюджеты.

Ключ: Исходя из ст. ст. 50, 56, 58, 61, 61.1, 61.2, 146 БК РФ федеральный налог по общему правилу зачисляется в федеральный бюджет, но может полностью (частично) зачисляться в региональный (местный) бюджеты.

115. Региональный орган законодательной власти:

Ответ: 3. Имеет право по своему усмотрению установить на подведомственной территории налог на имущество организаций.

Ключ: В соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Налог на имущество организаций является региональным (ст. 14 НК РФ) и не может взиматься без принятия соответствующего регионального нормативного акта.

116. Местный орган исполнительной власти:

Ответ: 2. Не может устанавливать местные налоги и регулировать их уплату.

Ключ: На основании п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Соответственно, местный орган исполнительной власти не может устанавливать местные налоги и регулировать их уплату.

117. В поимущественных налогах способность налогоплательщика к их уплате:

Ответ: 1. Презюмируется.

Ключ: В поимущественных налогах (уплачиваемых в связи с владением на определенном праве отдельными видами имущества — в т.ч. транспортный, земельный, на имущество физических лиц и организаций) способность к их уплате всегда презюмируется (можешь позволить себе владение облагаемым имуществом — имеешь денежные средства).

118. В налогах на доход (прибыль) при условии получения дохода в денежной форме способность налогоплательщика к их уплате:

Ответ: 2. Является действительной.

Ключ: В налогах на доход (прибыль) при условии получения дохода в денежной форме способность к их уплате является действительной, поскольку данные налоги обычно устанавливаются как доля (процент) от полученного дохода (прибыли). Например — НДФЛ с доходов от трудовой деятельности, полученных в денежной форме, составляет 13% от дохода.

119. В косвенных налогах обычно предполагается, что:

Ответ: 3. «Юридический налогоплательщик» перелагает налог на «фактического налогоплательщика».

Ключ: Наукой налогового права выделяются косвенные налоги (в настоящее время — НДС и акциз), обязанность по уплате которых, как правило, возникает в случае реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Законодатель предлагает «юридическому налогоплательщику» включать сумму налога в цену товара (работы, услуги), получить ее с покупателя (заказчика) — «фактического налогоплательщика» и уплатить в бюджет. Таким образом, бремя уплаты налога обычно несет фактический налогоплательщик (как правило, конечный потребитель).

Источник: https://studopedia.org/1-138739.html

5.Виды налогов и сборов в России

В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Федеральные налоги и сборы

Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

водный налог;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

государственная пошлина.

Региональные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес;

транспортный налог.

Местные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

земельный налог;

налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСНХ);

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик – получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т.п.); налог с наследства и дарения, имущественный налог и т.п. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного налога – относительно сложный расчет его суммы.

Прямые налоги – налог на прибыль; ЕСН; налог на имущество; налог на доходы физического лица.

Налог на прибыль – облагается налогом прибыль, полученная налогоплательщиком. ЕСН – с 1/01/2001г.- объект налогообложения- выплаты и иные вознаграждения

Налог на имущество организаций- облагается налогом движимое, недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС. Налоговый период – календарный год. Налог на доходы физических лиц – объектом налогообложения являются доходы, полученные от всех источников.

Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть по существу он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога.

В РФ эти налоги преобладают.

Основные виды косвенных налогов:

Акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги;

Налог на добавленную стоимость — вид косвенного налога; форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации;

Таможенная пошлина — вид косвенного налога, в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета;

Экологический налог — вид косвенного налога, связанный с охраной окружающей среды.

Составитель:

преподаватель кафедры УиИМК

капитан внутренней службы Т.В. Данилова

Источник: https://StudFiles.net/preview/5675032/page:4/

>Классификация налогов

Классификация налогов

Определение 2

Классификация налогов представляет собой их распределение и группировку по определенным признакам.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По уровню установления налоги классифицируются на:

  1. Федеральные – устанавливаются и взимаются на всей территории РФ, такие как НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов, гос.пошлины.
  2. Региональные – устанавливаются Налоговым кодексом и взимаются на территории субъектов РФ. К этим налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
  3. Местные — устанавливаются Налоговым кодексом и взимаются на территории муниципальных образований. Сюда включаются: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

По способу изъятия:

  1. Прямые – те налоги, которые взимаются напрямую с доходов и имущества налогоплательщиков. Включают в себя НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество.
  2. Косвенные – это такие налоги, которые включаются в стоимость реализуемых товаров, работ или услуг. К ним относятся такие налоги, как НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.

По своему воздействию налоги бывают:

  1. Пропорциональные. Ставка данных налогов – это фиксированный процент к величине дохода или стоимости имущества.
  2. Прогрессивные. Их ставки увеличиваются с увеличением стоимости налогооблагаемого объекта.
  3. Регрессивные. Ставки этих налогов наоборот, снижаются при росте стоимости объекта обложения.
  4. Твёрдые. Величина налоговой ставки этих налогов представлена в виде абсолютной суммы на единицу налоговой базы.

По своему назначению налоги делятся на:

  1. Общие – после своего поступления в бюджет эти налоги идут на общие расходы государства.
  2. Специальные — включабт налоги, имеющие строгое целевое назначение, такие как, транспортный налог, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от субъектов налогообложения налоги классифицируются на:

  1. Налоги с юридических лиц – такие как, налог на имущество организаций, на прибыль.
  2. Налоги с физических лиц – сюда относятся НДФЛ, транспортный налог.
  3. Смешанные налоги – НДС, транспортный налог, на игорный бизнес и др.

В зависимости от объекта обложения налоги делятся на:

  1. Имущественные налоги – взимаются по факту владения юридическими и физическими лицами определённым имуществом или в связи с осуществлением операций, связанных с продажей (покупкой) имущества. Сюда включаются: транспортный налог, налог на имущество.
  2. Налоги, уплачиваемые с доходов – уплачиваются организациями и физическими лицами при получении дохода, такие как, налог на прибыль, НДФЛ.
  3. Налоги с потребления – уплачиваются с товаров, работ, услуг. К примеру, НДС, акцизы.
  4. Налоги, уплачиваемые с использования ресурсов. К этой группе относятся такие налоги, как налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и др.

По способу обложения налоги делятся на:

  1. Уплачиваемы «по декларации» — эти налоги предусматривают обязанность самостоятельного расчета налогоплательщиком суммы налога, например, НДС, налог на прибыль и др.
  2. Уплачиваемые «у источника» — обязанность удержания и перечисления налога в бюджет ложится на налоговых агентов. К этим налогам относится НДФЛ.
  3. Уплачиваемые «по уведомлению» — обязанность по исчислению налога и уведомления налогоплательщиков о сумме и сроках уплаты налога возлагается на налоговые органы. К этим налогам относятся налоги, взимаемые с физических лиц.

Источник: https://spravochnick.ru/nalogi/klassifikaciya_nalogov/

>CATBACK.RU

Все темы:Налогообложение

Налог. Классификация налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Признаки налогов следующие:

  • императивно-обязательный характер;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • денежная форма;
  • публичный и нецелевой характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

  • объект (доход, имущество, товар);
  • налоговая база;
  • величина налоговой ставки (квота);
  • налоговый период (месяц, квартал, год);
  • порядок исчисления;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

  • прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
  • косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

  • пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
  • прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • твердые — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

  • общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
  • маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц;
  • смешанные налоги.

5. По объекту налогообложения разделяют:

  • имущественные налоги;
  • ресурсные налоги (рентные платежи);
  • налоги, взимаемые от выручки или дохода;
  • налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

  • налоги, относимые на индивидуальный доход;
  • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • налоги, относимые на финансовые результаты;
  • налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

  • собственные (закрепленные) налоги;
  • регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

8. По срокам уплаты:

  • периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
  • срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.

9. По принадлежности к уровню правления:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Существуют три способа взимания налогов:

1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

3. По декларации (подача деклараций по налогам).

Источник — Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Все теоретические статьи

Источник: http://www.catback.ru/articles/theory/nalog/classific.htm

виды налогов в образовании

Образовательное учреждение: как платить налоги

Автор

Гайворонская О. В.

Эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Ранее образовательные учреждения пользовались льготами по налогам, которые предусматривало для них законодательство об образовании. Однако с введением глав второй части Налогового кодекса эти льготы не применяются. О том, как сейчас должны исчислять налоги образовательные учреждения и какие особенности в налогообложении предусмотрены для них Налоговым кодексом, рассказывается в статье.

Основная цель каждой образовательной организации — воспитание и обучение граждан. Поэтому осуществлять свою деятельность они могут только как некоммерческие организации. При этом они вправе выбрать любую организационно-правовую форму, которую предусматривает гражданское законодательство РФ для некоммерческих организаций. Так определено в статье 11.1 Федерального закона от 11.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон № 3266-1). Отметим, что большинство образовательных организаций создается в форме учреждения.

Основные положения об учреждении

Учреждение полностью или частично финансирует собственник. Он выделяет денежные средства по смете и контролирует их использование. Средства государственным и муниципальным образовательным учреждениям выделяются по нормативам финансирования в расчете на одного обучающегося или воспитанника. Эти нормативы разрабатываются отдельно для каждого типа, вида и категории образовательного учреждения.

Чтобы учреждение могло заниматься образовательной деятельностью, учредитель закрепляет за ним землю, здания, сооружения, оборудование и другое необходимое имущество.

Учреждение и право собственности

Учреждение не является собственником имущества, которое ему передали учредители. Имущество закреплено за ним только на праве оперативного управления. Это означает, что учреждение не может им полностью распоряжаться. Согласно статье 296 Гражданского кодекса владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным имуществом учреждение вправе лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.

Вместе с тем собственник имущества (учредитель) вправе распоряжаться имуществом по собственному усмотрению. В частности, он или орган, уполномоченный выступать от его имени, имеет право во внесудебном порядке изымать лишнее имущество или то, которое не используется или используется не по назначению.

Достаточно спорным всегда был вопрос о праве собственности на имущество образовательного учреждения. В Законе № 3266-1 указано, что негосударственное образовательное учреждение (далее — НОУ) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством (п. 5 ст. 39). Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 48 ГК РФ учредители имеют право собственности на имущество учреждения. Поэтому руководствоваться следует именно положениями Гражданского кодекса.

Действующее законодательство позволяет образовательному учреждению заниматься предпринимательской деятельностью. Например, это может быть торговля, оказание разного рода посреднических услуг, приобретение акций и облигаций. Главное — указать такую деятельность в уставе учреждения. Перечень видов деятельности, которые может осуществлять образовательное учреждение, представлен в статье 47 Закона № 3266-1.

Виды образовательных учреждений

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или в ведении субъекта РФ), муниципальными и негосударственными (п. 3 ст. 12 Закона № 3266-1).

Государственные и муниципальные учреждения, как правило, обозначают единым понятием — бюджетные образовательные учреждения (далее — БОУ).

В пункте 1 статьи 161 Бюджетного кодекса дано определение бюджетного учреждения. Им признается организация, которая создается органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера. Данное учреждение финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Деятельность бюджетных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями. На их основе БОУ разрабатывают свои уставы. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждает Правительство РФ.

Для негосударственных образовательных учреждений эти типовые положения выполняют функции примерных.

Тип, вид и категория образовательного учреждения определяются в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. Эти признаки устанавливаются при его государственной аккредитации, которую проводят государственные органы управления образованием.

Право на образовательную деятельность появляется у учреждения после получения лицензии. Она выдается в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 (далее — Положение о лицензировании).

Буква закона

Некоммерческие организации

Юридическое лицо признается некоммерческой организацией, если оно не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации могут быть созданы для достижения социально значимых целей, направленных на осуществление общественных благ.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит целям, ради которых они созданы.

Гражданский кодекс предусматривает такие формы некоммерческих организаций:

  • потребительский кооператив;

  • общественные или религиозные организации (объединения);

  • благотворительные и иные фонды;

  • учреждение;

  • ассоциации и союзы.

Федеральными законами установлены также другие формы некоммерческих организаций. А именно: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, государственные корпорации (Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ); адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация (Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-Ф3); ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ (Федеральный закон от 17.12.99 № 211-ФЗ).

Порядок налогообложения образовательного учреждения

До вступления в действие глав части второй Налогового кодекса образовательные учреждения руководствовались нормами статьи 40 Закона № 3266-11. Пункт 3 данной статьи освобождал их от уплаты всех видов налогов по непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом. Поэтому для образовательных учреждений было крайне важно разграничивать их деятельность на предпринимательскую и непредпринимательскую.

Кстати

Типы образовательных учреждений

Статья 12 Закона № 3266-1 устанавливает следующие типы образовательных учреждений:

  1. дошкольные;

  2. общеобразовательные начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

  3. учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

  4. учреждения дополнительного образования взрослых;

  5. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

  6. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

  7. учреждения дополнительного образования детей;

  8. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Обратите внимание

С 1 января 2005 года учреждения дополнительного образования исключены из этого перечня в соответствии со статьей 16 Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Сегодня образовательные учреждения, так же как и остальные налогоплательщики, при исчислении налогов руководствуются только нормами Налогового кодекса и федеральными законами о налогах (например, Законом РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю»), являющихся составной частью законодательства о налогах и сборах.

Налог на прибыль

Налоговый учет в образовательном учреждении зависит от того, какое оно: бюджетное или негосударственное.

Особенности ведения налогового учета бюджетными образовательными учреждениями установлены статьей 321.1 НК РФ. Эти учреждения ведут раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и от иных источников. Под иными источниками подразумеваются доходы от коммерческой деятельности. Отметим, что в тексте Кодекса понятия «коммерческая деятельность» и «предпринимательская» употребляются как равнозначные.

Налоговой базой для БОУ является разница между доходами и расходами, связанными с ведением коммерческой деятельности. Доходы в виде целевого финансирования и расходы, производимые за счет этих средств, не учитываются при расчете налога на прибыль.

К доходам от коммерческой деятельности относятся доходы, которые поступают от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам).

В статье 47 Закона № 3266-1 установлены те виды деятельности, которые можно отнести к предпринимательской деятельности образовательного учреждения. Вместе с тем при решении вопроса об исчислении налогов следует оперировать понятиями именно налогового законодательства. На это указывает пункт 3 статьи 11 НК РФ. В нем говорится, что специфические термины и понятия законодательства о налогах и сборах используются в значениях, которые определены в соответствующих статьях Кодекса.

Так, например, Закон № 3266-1 не относит к доходам от предпринимательской деятельности средства, полученные от оказания платных образовательных услуг. Но в соответствии с нормами статьи 321.1 НК РФ они должны учитываться как доход, полученный БОУ от коммерческой деятельности, и включаться в налоговую базу по налогу на прибыль.

Расходы должны отвечать общим требованиям, установленным главой 25 НК РФ. В отдельном порядке учитываются три вида затрат, которые могут относиться и к расходам от коммерческой деятельности, и к расходам, учитываемым в смете БОУ. Это расходы на коммунальные услуги, услуги связи и часть транспортных расходов. В налоговую базу они включаются в определенной пропорции. Она рассчитывается исходя из доли доходов от коммерческой деятельности в общей сумме доходов. При этом в общую сумму доходов при расчете пропорции включаются все коммерческие доходы и средства целевого финансирования. Внереализационные доходы в ней не учитываются. На это указывает пункт 3 статьи 321.1 НК РФ.

Обратите внимание

С 1 января 2006 года к пропорционально распределяемым расходам будут также относиться расходы по всем видам ремонта основных средств. Если в смете бюджетного учреждения не предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи и на ремонт основных средств, приобретенных за счет бюджета, то они должны учитываться при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности. Эксплуатация таких основных средств должна быть связана с ведением предпринимательской деятельности. Это установлено статьями 1 и 8 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ.

В состав расходов относят также суммы амортизации, начисленные по основным средствам, приобретенным за счет коммерческой деятельности.

На практике нередко возникают ситуации, когда бюджетные учреждения производят расходы на ведение как коммерческой деятельности, так и деятельности, финансируемой согласно смете. Пунктом 5 статьи 252 НК РФ установлено, что суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, повторно в расходы не включаются. Поэтому если расходы полностью профинансированы за счет средств бюджета, БОУ не могут учесть их для целей налогообложения прибыли.

Заметим, что бюджетных сумм может быть недостаточно для погашения расходов, указанных в смете. На их финансирование учреждения направляют собственные средства. Вместе с тем источником погашения в этом случае могут быть только суммы, оставшиеся после уплаты налога на прибыль. На это указывает абзац 5 пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса.

Обратите внимание

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской деятельности в последующем, после уплаты налогов отражаются в смете доходов и расходов, в соответствии с которой они финансируются. В бюджете эти средства учитываются как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. На это указывает пункт 2 статьи 42 БК РФ.

Поясним сказанное на примере.

Пример 1

Государственная политехническая академия (ГПА) является бюджетным образовательным учреждением и финансируется за счет средств регионального бюджета.

Доходы академии за 1-е полугодие 2005 года составили 1 600 000 руб., в том числе:

  • 700 000 руб. выделено из бюджета согласно смете;

  • 800 000 руб. получено при оказании платных образовательных услуг;

  • 100 000 руб. получено в виде грантов на проведение научного исследования.

Согласно смете доходов и расходов ГПА полученные средства (700 000 руб.) должны быть направлены на финансирование коммунальных услуг в сумме 200 000 руб. и зарплату работников — 500 000 руб.

Фактические расходы ГПА за этот период составили 1 209 000 руб., в том числе:

  1. зарплата работников — 500 000 руб.;

  2. коммунальные услуги — 400 000 руб.;

  3. покупка многофункционального принтера для оказания платных услуг — 9000 руб.;

  4. расходы на содержание бассейна (используется для предоставления платных услуг) — 300 000 руб.

Налоговая база по налогу на прибыль сформирована так:

  • доходы — 800 000 руб.;

  • расходы — 509 000 руб. (200 000 руб. + 9000 руб. + 300 000 руб.), где 200 000 руб. (400 000 руб. х 0,5) — сумма коммунальных услуг, принимаемая при расчете налога на прибыль. Она определяется исходя из следующей пропорции: 800 000 руб. : (700 000 руб. + 800 000 руб. + 100 000 руб.) = 0,5.

Таким образом, налогооблагаемая прибыль ГПА составит 291 000 руб. (800 000 руб. – 509 000 руб.), а сумма налога на прибыль — 69 840 руб. (291 000 руб. х 24%).

Негосударственное образовательное учреждение исчисляет и уплачивает налог на прибыль в общем порядке на основании главы 25 Налогового кодекса.

При формировании налоговой базы в доходы НОУ не включается имущество, полученное в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником этого целевого финансирования. В отношении НОУ такими средствами могут являться гранты.

Также при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (кроме поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Они безвозмездно поступают от других организаций и (или) физических лиц и используются получателями по назначению. Перечень целевых поступлений указан в пункте 2 статьи 251 НК РФ. Он является закрытым. Целевыми поступлениями для НОУ могут быть: пожертвования; имущество, переходящее по завещанию в порядке наследования; средства (имущество), которые получены на осуществление благотворительной деятельности; используемые по целевому назначению поступления от собственников учреждения.

НОУ обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и как целевые поступления2. Если такой учет отсутствует, данные средства подлежат налогообложению с даты их получения в общем порядке.

Чтобы разграничить целевые средства и доходы от предпринимательской деятельности, надо правильно оформлять эти поступления документально. Все первичные документы на получение средств (платежные поручения, приходные кассовые ордера) должны иметь формулировку, которая подтверждает безвозмездность перечисленных поступлений на ведение уставной деятельности.

Обратите внимание

Средства целевого финансирования и целевые поступления, используемые не по целевому назначению, признаются внереализационным доходом и включаются в налогооблагаемую базу. Основанием служит пункт 14 статьи 250 НК РФ.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывают также доходы в виде имущества, безвозмездно полученного образовательными учреждениями на ведение уставной деятельности. Это положение действует в отношении тех учреждений, которые имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности (подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Кроме того, в доходы не включается имущество, которое безвозмездно передано от учредителя, вклад которого в уставном капитале НОУ превышает 50% (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом такое имущество не признается доходом для целей налогообложения, если в течение одного года со дня его получения оно (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

Остальные доходы, полученные НОУ, а также произведенные расходы включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в общем порядке.

Поясним сказанное на примере.

Пример 2

Социально-экономический университет (СЭУ) является негосударственным образовательным учреждением. Он создан учредителем — физическим лицом и имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что показатели финансовой деятельности двух учреждений за полугодие 2005 года одинаковы. При этом в отличие от предыдущего примера сумма в размере 700 000 руб. перечислена учредителем СЭУ на содержание университета без указания конкретных статей и сумм расходования.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль сумма доходов СЭУ составит 800 000 руб. В состав расходов бухгалтер университета должен включить всю сумму расходов, то есть 1 209 000 руб. (500 000 руб. + 400 000 руб. + 9000 руб. + 300 000 руб.).

Таким образом, у негосударственного образовательного учреждения СЭУ по аналогичным показателям по итогам полугодия образуется убыток в сумме 409 000 руб. (800 000 руб. – 1 209 000 руб.).

Порядок учета имущества образовательных учреждений зависит от того, за счет каких средств оно было приобретено. Если имущество получено как целевое поступление или приобретено за счет целевых средств и используется для некоммерческой деятельности, то оно не амортизируется. На это указывает подпункт 2 пункта 2 статьи 256 НК РФ. Основные средства, которые куплены за счет других источников, амортизируются на общих основаниях. При этом они должны отвечать условиям, установленным пунктом 1 статьи 256 Кодекса: срок их полезного использования должен быть более 12 месяцев и первоначальная стоимость превышать 10 000 руб.

Налог на добавленную стоимость

Деятельность по оказанию услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными учреждениями учебно-производственного или воспитательного процесса не облагается НДС. При этом согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, связанные с проведением учебно-производственного процесса по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии. Консультационные услуги и услуги по сдаче в аренду помещений облагаются НДС.

Указанные услуги некоммерческих образовательных учреждений освобождаются от обложения НДС независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание данных услуг.

Отметим также, что данное освобождение не распространяется на других лиц, оказывающих образовательные услуги. К ним, например, могут относиться индивидуальные предприниматели или обособленные структурные подразделения.

Обратите внимание

В подпункте «а» пункта 2 Положения о лицензировании установлено, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Таким образом, на эти виды деятельности не распространяется освобождение от обложения НДС, предусмотренное подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

В случаях, когда некоммерческое образовательное учреждение осуществляет несколько видов деятельности, как облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения, оно должно вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ). Это относится также к тем организациям, которые имеют обособленные или структурные подразделения, созданные для целей проведения образовательного процесса.

Реализация некоммерческими образовательными учреждениями товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне подлежит обложению НДС. При этом не важно, куда направляется доход от реализации.

Услуги образовательных учреждений по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, также облагаются налогом на добавленную стоимость. Исключением здесь является только сдача в аренду спортивных сооружений для спортивно-зрелищных мероприятий (подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Не подлежит обложению НДС реализация услуг, указанных в подпункте 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Это положение распространяется на образовательные организации, которые имеют структурные подразделения культуры и искусства. Например, дома и дворцы культуры, клубы, библиотеки и т. д. Некоммерческие образовательные организации должны получить соответствующий код ОКВЭД, который начинается с цифры 923. Это позволит признать, что организации осуществляют деятельность, относящуюся к областям культуры и искусства. Также необходимо учитывать положения абзаца 5 подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса. В нем приведен исчерпывающий перечень учреждений культуры, в отношении которых применяется данная норма.

При оказании услуг по сдаче в аренду закрепленного за некоммерческими образовательными учреждениями федерального или муниципального имущества либо имущества субъектов РФ необходимо учитывать следующее.

Кстати

Особенности учета «входного» НДС

Налоговый кодекс предусматривает следующие варианты учета «входного» НДС:

  • налог принимается к вычету, если приобретенные товары (работы, услуги) используются для операций, признаваемых объектом налогообложения, и выполнены все необходимые для вычета условия (статьи 171 и 172);

  • налог учитывается в стоимости, если приобретенные товары (работы, услуги) используются для операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ;

  • налог распределяется между операциями, облагаемыми и не облагаемыми НДС. При этом приобретенные товары (работы, услуги) используются как в тех, так и в других операциях (п. 4 ст. 170). Налог распределяется пропорционально доле, которую занимает стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), подлежащих налогообложению, в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг). Аналогично определяется пропорция и для товаров, освобождаемых от налогообложения.

Если у налогоплательщиков отсутствует раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для операций, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению, то суммы «входного» НДС вычету не подлежат. Они также не учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

Договор аренды может быть заключен между арендаторами и образовательными учреждениями, не являющимися органом государственной власти и управления и органами местного самоуправления. При этом образовательные учреждения — балансодержатели указанного имущества. Сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется учреждению, а оно в общем порядке исчисляет и уплачивает НДС в бюджет.

Единый социальный налог

От уплаты ЕСН освобождаются учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей. Данным учреждениям льготы по уплате налога предоставляются при условии, что единственным собственником их имущества являются общественные организации инвалидов. Этот факт подтверждается учредительными документами (решение учредителя о создании, устав, положение). В них приводятся данные о собственнике, а также указывается, что учреждение создано для достижения соответствующих социальных целей и оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Налог не уплачивается с сумм выплат и иных вознаграждений, которые не превышают в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо. На это указывает пункт 2 статьи 239 НК РФ.

Данное положение не распространяется на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных и иных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых. Перечень указанных товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 № 884.

Обратите внимание

Данная льгота предусмотрена только для ЕСН. Она не распространяется на взносы на обязательное пенсионное страхование, установленные Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Этот вывод нашел отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.04.2003 № 12355/02.

Налог на имущество организаций

Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Сюда также включается имущество, которое передано во временное владение, пользование и распоряжение.

Таким образом, объектом налогообложения является как имущество, приобретенное образовательным учреждением, так и то, которое находится на балансе на праве оперативного управления.

Статьей 381 Кодекса установлены налоговые льготы по налогу на имущество организаций. В настоящее время от его уплаты освобождены организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд образования. Образовательное учреждение вправе воспользоваться данной льготой только при условии непосредственного использования имущественного комплекса по целевому назначению.

Обратите внимание

С 1 января 2006 года данная льгота утрачивает силу (ст. 4 Федерального закона от 11.11.2003 № 139-ФЗ).

Таким образом, со следующего года все образовательные учреждения будут уплачивать налог на имущество организаций на общих основаниях. Вместе с тем субъекты Российской Федерации в своих законах могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования, в том числе и для образовательных учреждений. Такое право им дает пункт 2 статьи 372 НК РФ.

Земельный налог

До 2005 года учреждения образования полностью освобождались от уплаты земельного налога, поскольку порядок его исчисления не регулировался нормами Налогового кодекса. Соответственно действовала льгота, закрепленная пунктом 3 статьи 40 Закона № 3266-1 и статьей 12 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю».

С 1 января 2005 года введена в действие глава 31 «Земельный налог» НК РФ. Земельный налог является местным и устанавливается нормативными актами муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге — законами). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5750065/

Виды налогов. Понятие, виды и функции налогов

Понятие, виды и функции налогов

Бюджетно-налоговая политика

1. Понятие, виды и функции налогов

2. Налоговая система: понятие и основные элементы (субъект и объект налогообложения, налоговые ставки, налогооблагаемая база). Принципы налогообложения

3. Понятие и уровни государственного бюджета РФ

4. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Способы преодоления бюджетного дефицита

5. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики

6. Виды бюджетно-налоговой политики.

Налог – обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины, то есть обязательные платежи домохозяйств и фирм государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий (например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т. д.).

Налоги появились одновременно с возникновением государства и составляют основной источник государственных доходов.

Налоги классифицируются по следующим основаниям.

1. По методу взимания налоги делятся на прямыеикосвенные.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (физических или юридических лиц).

К прямым налогам в России относятся:

· подоходный налог (13 %),

· налог на прибыль организаций (20 %),

· налог на добычу полезных ископаемых,

· транспортный налог,

· налог на имущество организаций и физических лиц.

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщиком (кто уплачивает налог) и налогоносителем (кто выплачивает налог государству) выступает один и тот же агент.

Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг, включаются в цену продукции и оплачивается ее потребителями.

Косвенные налоги:

· акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили)

· налог на добавленную стоимость (НДС)

· таможенные пошлины.

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщиком и налогоносителем являются разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при его покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся и странах с переходной экономикой, – наоборот, 2/3 косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем налоговых поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству в период инфляции выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги.

2. По характеру налоговых ставок налоги делятся на: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Прогрессивные налоги – это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные.

Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан.

3. По уровню налоговой системы выделяют налоги федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:

1. налог на добавленную стоимость

2. акцизы

3. налог на доходы физических лиц

4. налог на прибыль организаций

5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

6. водный налог

7. налог на добычу полезных ископаемых

8. государственная пошлина

Региональные налоги вводятся субъектами РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам в настоящее время относятся три налога:

· налог на имущество организаций

· транспортный налог.

· налог на игорный бизнес

Под местными налогами понимаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих местных образований.

К местным налогам относят:

1. земельный налог

2. налог на имущество физических лиц.

4. по субъекту уплаты известны налоги с юридических лиц, физических лиц, тех и других.

5. по объекту налогообложения различают налоги на прибыль, доходы, имущество и др.

Функции налогов:

1. фискальная – финансирование государственных расходов;

2. социальная – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах; для чего государство использует прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий населения; льготное налогообложение социально значимых товаров и услуг и, напротив, повышенное налогообложение предметов роскоши;

3. регулирующая – сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста;

4. распределительная – распределение аккумулированных средств между экономическими агентами: государством, отраслями экономики, регионами, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами

5. контрольная – налоговая система позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Источник: https://studopedia.su/5_20221_vidi-nalogov.html

Установленные налоги и сборы на территории Российской Федерации

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

  • федеральные налоги и сборы;
  • региональные налоги и сборы;
  • местные налоги и сборы.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

Федеральные налоги и сборы

Статья 13 НК РФ:

  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы
  • Налог на доходы физических лиц
  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина
  • Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (с 19.07.2018)

Региональные налоги

Статья 14 НК РФ:

  • Налог на имущество организаций
  • Налог на игорный бизнес
  • Транспортный налог

Местные налоги

Статья 15 НК РФ:

  • Земельный налог
  • Налог на имущество физических лиц
  • Торговый сбор

Отменённые налоги

  • Единый социальный налог (глава 24 статьи 13 налогового кодекса утратила силу, с 01.01.2010 — страховые взносы)
  • Налог с продаж (глава 27, налог отменён с 01.01.2004)
  • налог на доходы от капитала
  • налог на игорный бизнес
  • налог на рекламу
  • налог на наследование или дарение
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
  • лесной налог
  • экологический налог
  • федеральные лицензионные сборы
  • региональные лицензионные сборы
  • местные лицензионные сборы

Специальные налоговые режимы

Пункт 2 статьи 18 НК РФ:

  • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН)
  • Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
  • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Патентная система налогообложения
  • налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента)

> Виды налоговых проверок

Предусмотренные Налоговым Кодексом РФ налоговые проверки:

  • Камеральная налоговая проверка
  • Выездная налоговая проверка

Двойное налогообложение

Двусторонние международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения Россия Страны, с которыми договор действует Страны, с которыми договор подписан, но не вступил в силу

Россия имеет договоры об избежании двойного налогообложения со следующими странами:

  • Австралия
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Албания
  • Алжир
  • Аргентина
  • Армения
  • Белоруссия
  • Бельгия
  • Болгария
  • Ботсвана
  • Бразилия
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Венесуэла
  • Вьетнам
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Египет
  • Израиль
  • Индия
  • Индонезия
  • Иран
  • Ирландия
  • Исландия
  • Испания
  • Италия
  • Казахстан
  • Канада
  • Катар
  • Кипр
  • Киргизия
  • Китай
  • Гонконг
  • Северная Корея
  • Южная Корея
  • Куба
  • Кувейт
  • Латвия
  • Литва
  • Ливан
  • Люксембург
  • Македония
  • Малайзия
  • Мали
  • Мальта
  • Марокко
  • Мексика
  • Молдова
  • Монголия
  • Намибия
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия
  • Норвегия
  • Объединённые Арабские Эмираты
  • Польша
  • Португалия
  • Румыния
  • Саудовская Аравия
  • Сербия
  • Сингапур
  • Сирия
  • Словакия
  • Словения
  • Соединенные Штаты Америки
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • Туркменистан
  • Турция
  • Узбекистан
  • Украина
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • Чехия
  • Чили
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Южно-Африканская Республика
  • Черногория
  • Япония

1990-е годы

В 1992—1993 годах большинство российских предприятий не стремились уклоняться от уплаты налогов. Нередко руководство предприятий не предпринимало даже совершенно законные меры с целью снижения объёма выплачиваемых налогов. Со второй половины 1993 года, потеряв надежду на снижение налогового бремени, предприятия начали поиск способов уклонения от уплаты налогов.

1 января 1994 года были повышены ставки налогов. Это стало одним из последних аргументов для предприятий в пользу массового отказа от налоговой законопослушности. Ранее других от налогов стали уходить небольшие негосударственные предприятия. Для ухода от налогов использовались самые различные методы:

  • Группа предприятий в регионе регистрировала финансовую компанию, в уставной капитал которой вносилась вся готовая продукция этих предприятий. Это означало, что предприятие, производя свою продукцию, не имея реализации и формально являясь убыточной, соответственно не платило налог на прибыль и НДС.
  • Чтобы уменьшить выплаты по налогу на прибыль, предприятия старались увеличить отчётную долю издержек. Самым простым способом увеличения отчётных издержек было увеличение фонда зарплаты, для чего многие фирмы выписывали заработную плату на множество «мёртвых душ» (лиц, числившихся с списках работников, но реально не работавших).
  • Чтобы уменьшить налогообложение фонда оплаты труда, предприятия платили часть денег своим работникам под видом возврата медицинской страховки через страховые компании, под видом материальной помощи и т. п.
  • Чтобы уйти от налога на прибыль фирмы регистрировались в качестве малых предприятий, которые согласно тогдашнему законодательству не платили этот налог в течение первых двух лет деятельности с момента регистрации, а также имели другие налоговые льготы. После истечения двух лет предприятие ликвидировалось и вновь регистрировалась уже под новым названием, получая право на очередной двухлетний срок налоговых льгот.
  • Многие фирмы пользовалось услугами различных общественных организаций, имевших законодательные привилегии: «церковных организаций», «чернобыльцев», «спортсменов», «афганцев», «инвалидов», «слепых», «глухих» и т. п. Чтобы уменьшить свои издержки, фирмы проводили свои операции (в том числе внешнеторговые) не самостоятельно, а через такие организации.
  • Широкое распространение получила минимизация отчислений налогов за счёт занижения фирмами реального финансового оборота с помощью различных методов. Одним из методов были бартерные сделки, при которых продукция обменивалась по сильно заниженным ценам. Другим методом было широкое использование взаимозачётов.
  • Многие фирмы занижали свой реальный доход от внешнеторговых сделок. Например, при экспорте в налоговых отчётах указывалась сильно заниженная по сравнению с фактической цена товара, а неучтённая прибыль оседала на счёте предприятия в каком-нибудь иностранном банке. Другим способом снижения налогов при внешнеторговых операциях была регистрация за рубежом полностью подконтрольной фирмы, которой российское предприятие поставляло свою продукцию по заниженной цене, а та свою очередь перепродавала продукцию реальному иностранному покупателю по обычной рыночной цене. Подобные внешнеторговые сделки приводили также к масштабной утечке капиталов из России.
  • Примерно с 1993 года многие фирмы стали уходить от налогов с помощью широкого использования наличных денег для расчётов со своими партнёрами, наличной валюты (главным образом доллара США и немецкой марки), в виду галопирующей инфляции. Значительная часть этого оборота скрывалась от правоохранительных органов, поэтому в обиходе наличные средства, применявшиеся для таких операций, называли «чёрным налом». На наличных операциях был построен практически весь «челночный» бизнес.

Последствия массового уклонения от уплаты налогов в 1990-е годы были двоякими. С одной стороны, уходя от налогов, фирмы сохраняли дополнительные финансовые ресурсы, которые были нужны для поддержания производства, а значит этот процесс противодействовал спаду производства. Кроме того, уменьшалась налоговая составляющая в стоимости продукции, и фирмы могли продавать её дешевле. Следовательно, это уменьшало инфляционную динамику в экономике и облегчало проблемы сбыта у фирм. С другой стороны, беспорядок в налогообложении подрывал стабильность в финансово-бюджетной сфере экономики России, сокращал возможности для государственных инвестиций и финансирования бюджетной сферы, снижал эффективность макроэкономических мероприятий.

В 1990-е годы власти использовали только один путь решения проблем налогообложения — ужесточения налоговых законов и усиление давления налоговых органов на фирмы. Однако, каждый раз фирмы находили новые способы противодействия этой политике и продолжали уклоняться от налогов. Это говорит о том, что уровень налогообложения в 1990-е годы был завышенным и неприемлемым для фирм.

Примечания

  1. Основы экономики Издание 2 (Лебедев О.Т., 1998 ). Большая Энциклопедия Нефти и Газа. www.ngpedia.ru. Дата обращения 30 января 2019.
  2. НК РФ ч.1, ст. 12, п. 1.
  3. НК РФ ч.1, ст. 12, п. 6.
  4. НК РФ ч.1, ст. 13.
  5. НК РФ ч.1, ст. 14.
  6. НК РФ ч.1, ст. 15.
  7. НК РФ ч.1, ст. 18, п. 2.
  8. Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» Архивировано 23 сентября 2015 года. // М.: МАКС Пресс, 2009
  10. 1 2 Налоги для богатых? Экономику не пустили в «тень» Архивная копия от 19 мая 2010 на Wayback Machine // Прайм-ТАСС, 13 мая 2010
  11. Барсенков А. С., Вдовин А. И., «История России. 1917—2007» — М.: Аспект Пресс, 2008 — стр. 772
  12. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг. // Министерство финансов Российской Федерации
  13. 1 2 Высказывания руководства Архивировано 18 мая 2011 года. // Минфин РФ
  14. 1 2 Налоговая политика Путина сулит успех // The Wall Street Journal, 26 ноября 2002, Перевод на русский
  15. Возрождение России // Financial Times, 30 октября 2001
  16. Политический жест // Эксперт, 24 марта 2008
  17. 1 2 Филиппов А. В. «Новейшая история России. 1945—2006 гг»
  18. Менеджеры от экономики делают ставку на Путина // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 11 марта 2004, Перевод на русский (недоступная ссылка)
  19. Сергей Катырин: Не думаю, что нефть подорожает до 90 долларов. Российская газета (20.12.2015). Дата обращения 30 января 2019.
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // КонсультантПлюс. — 1998. — 3 августа.
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ // КонсультантПлюс. — 2000. — 7 августа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *