Кирилл попадюк МСФО

Определение выручки:

Выручка — это валовое поступление экономических выгод, возникающих в ходе обычной деятельности компании за период в виде увеличения капитала, иного, чем взносы акционеров.

Выручка — это отражение в бухгалтерском учете факта продажи товаров или предоставления услуг согласно принятым правилам бухгалтерского учета.

Выручка от реализации — это общая выручка от реализации товаров и услуг за определенный период времени, скорректированная с учетом налогов, наценок, скидок, льгот, стоимости возвращенных покупателями товаров.

Учет выручки. Оценка выручки

Выручка оценивается по справедливой стоимости полученного или ожидаемого вознаграждения за вычетом торговых или оптовых скидок.

В соответствии с МСФО основной критерий признания выручки — переход рисков и преимуществ владения от продавца к покупателю.

Выручка от продажи товаров признается в случаях, если:

  • Значительные риски и выгоды от владения товарами переносятся на покупателя;
  • Предприятие более не участвует в управлении собственностью, проданными товарами и не осуществляет контроля над ними;
  • Сумма выручки может быть надежно оценена;
  • Стоимость данной операции может быть надежно оценена;
  • Существует экономическая выгода для предприятия в результате этой операции.

Документально выручка от реализации товаров оформляется подписанной покупателем и продавцом накладной.

Выручка от предоставления услуг признается в случаях, если:

  • Сумма выручки может быть надежно оценена;
  • Существует экономическая выгода для предприятия в результате этой операции;
  • Можно надежно определить стадию завершенности;
  • Можно надежно определить произведенные затраты и затраты на завершение операции.

Выручка от реализации услуг может признаваться на основе завершения (по мере готовности). Способы определения стадии завершения:

  • Доля понесенных затрат в общих расчетных затратах;
  • Инспекция проделанной работы;
  • Физическая стадия завершения.

Документально выручка от реализации услуг оформляется подписанным покупателем и продавцом актом.

В соответствии с международными стандартами выручкой также признается использование другими лицами активов компании, приносящих проценты, лицензионные платежи и дивиденды. Такая выручка должна признаваться по следующим критериям:

  • Проценты — на повременно-пропорциональной основе;
  • Лицензионные платежи — на основе начисления
  • Дивиденды — когда устанавливается право акционеров на получение выплат.

В отчете о прибылях и убытках, а также в приложениях к финансовой отчетности необходимо раскрыть следующую информацию:

  • Суммы по каждой существенной статье выручки, полученной от продажи товаров, предоставления услуг, а также суммы процентов, лицензионных платежей и дивидендов;
  • Суммы выручки, возникшей в результате обмена товаров или услуг.
  • В приложениях к финансовой отчетности следует раскрыть методы, применяемые для определения количественной меры степени завершения сделок по оказанию услуг.

Обучение и подготовка к экзамену Дипифр может проходить как на очных курсах подготовки, так и дистанционно. Какой способ и какой центр подготовки выбрать для того, чтобы гарантированно сдать экзамен? Вряд ли есть однозначный ответ на этот вопрос. Единственное, что можно сказать наверняка — каждый сам отвечает за свой результат на экзамене. Поэтому всегда прислушивайтесь к себе – ведь хороший человек плохого не посоветует.

На мой взгляд, лучшая стратегия это пользоваться несколькими источниками информации для подготовки к экзамену. Ниже я попробовала составить обзор текущих предложений учебных центров, которые предлагают очные и дистанционные курсы подготовки. Выбор курсов подготовки для обзора был сделан среди наиболее известных учебных центров (это не реклама).

Как можно готовиться к экзамену Дипифр?

По форме получения знаний подготовка к экзамену может представлять из себя:

  • 1) очные курсы — лекции с преподавателем в аудитории
  • 2) дистанционные курсы — слушатели получают информацию с помощью удаленного подключения: а) записанные заранее видеолекции или б) вебинары в реальном времени
  • 3) письменные источники информации — учебники, задачники

В первых двух формах — очные и дистанционные курсы — есть возможность задать вопрос преподавателю либо в аудитории, либо во время вебинара, либо по электронной почте или другим удаленным способом. В случае, если используются только книжные источники информации, задать вопрос автору учебника, как правило, невозможно. Стоимость обучения максимальна для очных курсов, и минимальна, если вы покупаете только учебные материалы.

Эта статья написана с целью помочь первоначально сориентироваться на рынке обучающих программ к экзамену Дипифр. Но данный обзор не претендует на полный охват всех существующих курсов подготовки, и здесь нет рекламных материалов. Вся информация взята из открытых источников, это сайты самих учебных центров. Наверняка, по телефону можно получить больше информации, но я использовала только ту, которая опубликована на сайтах в Интернете. Конечно же, каждому будущему соискателю диплома желательно выработать свой собственный подход к выбору обучающей программы.

Очное обучение к Дипифр в учебных центрах

Такой способ подготовки является самым дорогим, и его предлагают только крупные учебные центры, которые имеют в собственности помещения для аудиторных занятий. Арендная плата и конкуренция в Москве очень высоки, поэтому выживают только большие учебные центры, предлагающие разные учебные продукты (не только Дипифр). В Москве это, во-первых, учебные центры крупнейших аудиторских компаний PWC, EY, BDO. Почему таких центров нет у других компаний большой четверки КПМГ и Делойта я не знаю, можно предположить, что в этих компаниях не нашлось энтузиастов для такого дела. Кроме этих центров наиболее известны также курсы Hock Training, СТЕК, очная группа Кирилла Попадюка. По другим городам у меня полной информации нет. Могу сказать только, что компании PWC и EY предлагают свои курсы не только в Москве, но и в других городах.

Как правило, центры подготовки предлагают занятия по выходным в течение всего дня или вечерние тренинги после работы. Количество слушателей в группе на большинстве сайтов учебных центров не объявляется, и зависит, скорее всего, от вместимости аудитории. У Попадюка группы небольшие 18 слушателей, у PWС может быть три-четыре десятка человек в группе.

Таблица 1. Очные курсы Дипифр к июню 2020

Для составления таблицы я пользовалась только той информацией, которая есть на сайтах учебных центров и взяла только группы выходного дня, которые занимаются с утра до вечера. Стоимость указана без регистрации на экзамен, которая, судя по всему, составляет 16,080 рублей. Звездочка в столбце стоимость означает, что на сайте центра цена за курс приведена с учетом регистрации на экзамен, и я вычла сумму 16,080 из цены, объявленной центром подготовки. Стоимость очных курсов включает учебные материалы, решение тестовых заданий и пробного экзамена с разбором ошибок от преподавателя, возможность задавать вопросы онлайн в течение обучения. Каждый центр указывает количество академических часов подготовки, но я просто посчитала количество учебных дней, которые указаны в расписании. Скорее всего, в это количество дней попадает и пробный экзамен. Насколько я поняла, Хок и EY имеют лицензию, и на оплаченную сумму можно будет получить налоговый вычет. Если кто не знает, Попадюк — inflexio.ru, Хок — hocktraining.ru.

Если экзамен не сдан, некоторые учебные центры предлагают скидку на повторное обучение при выполнении определенных условий. Как правило, в качестве условий называются посещение занятий и выполнение домашних и тестовых работ на определенный балл. «Нет» в столбце «Повторное обучение» означает, что на сайте учебного центра информации о такой возможности я не нашла.

У каждого способа обучения есть свои преимущества и недостатки. Преимуществами очной подготовки, на мой взгляд, являются две возможности: возможность завязать полезные знакомства в группе и возможность получить ответы преподавателя прямо на занятиях. Недостаток этого способа обучения заключается в том, что уровень подготовки слушателей в группе может быть разным, и, как правило, преподаватели стараются объяснять, ориентируясь на средней уровень в группе. Тогда те, кто хорошо занимается, будут опережать остальных, и наоборот. Необходимость тратить время на дорогу до аудитории тоже является недостатком очного обучения.

Дистанционная подготовка к Дипифр

Существуют два вида дистанционной подготовки:

  1. вебинары и
  2. видеозаписи.

В первом случае необходимо подключиться к вебинарной платформе в определенное время и прослушать лекцию преподавателя удаленно. При этом обычно вебинары записываются, и их можно просмотреть позже, но в этом случае не будет возможности задать вопрос во время лекции. Во втором случае вы получаете доступ к комплекту видеозаписей, которые заранее подготовлены, и можете их смотреть в любое время в течение сессии или даже двух сессий.

Как и в случае с очными курсами дистанционные способы обучения предполагают получение печатных и/или электронных учебных материалов, возможность задать вопрос преподавателю (удаленно), а также получить оценку готовности к экзамену через тесты и пробный экзамен.

Как правило, учебные центры предлагают курсы, предполагающие как вебинары, так и определенное количество видеозаписей. Дополнительные видео могут быть как записями прошлых вебинаров, так и специально подготовленными видео с объяснением конкретных стандартов. Этот момент лучше уточнить перед покупкой, так как старые записи вебинаров могут быть не особенно полезны, потому что а) стандарты меняются, б) ожидания и акценты к каждому экзамену тоже меняются, в) вебинары все-таки это экспромт, а не выверенные до каждого слова объяснения.

Я включила в краткий обзор только дистанционные курсы больших центров и курсы известные и зарекомендовавшие себя на рынке образовательных услуг. Но каждый может расширить этот список, поискав другие курсы в сети.

Вебинарные курсы подготовки

Таблица 1. Вебинарные курсы Дипифр к июню 2020

В столбце цена указана базовая (максимальная) стоимость курса. Для EY, насколько я поняла, к стоимости 50,000 добавится НДС. Все центры предлагают скидки за раннюю регистрацию и оплату, размер этих скидок варьируется, поэтому в каждом конкретном случае нужно уточнять такую информацию. Практически все курсы дополнительно к вебинарам предлагают видеозаписи, количество академических часов таких записей указано в столбце «Видео». Сами вебинары проводятся в определенные дни недели и в определенные часы, расписание есть на соответствующих сайтах (если кто не знает, Кузьмин — msfo-training.ru, Кондовина — dipifr-academy.ru).

Насколько я понимаю, только у Кузьмина и Кондовиной есть опция по возврату денег за курс в случае, если экзамен не будет сдан, но это возможно только при выполнении оговоренных условий, которые лучше уточнить заранее. У Хока указано, что доступ к видеоматериалам предоставляется на 2 сессии. По сути это не вебинарный курс, хотя два вебинара заявлены в программе. Именно из-за двух вебинаров курс Хока включен в данную таблицу, а также из-за сравнительно высокой цены курса.

Важное значение при выборе видеокурсов является наличие бесплатных пробных видеоматериалов, чтобы не покупать кота в мешке. Тестовый бесплатный доступ к видеозаписям, если он есть, позволит оценить, подходит ли вам манера и темп изложения материала преподавателем.

Для дистанционного курса, впрочем как и для очных курсов, важно соотношение времени, которое уделяется разбору теории, и времени, отведенному на решение задач. Без решения задач экзамен сдать не получится, и дистанционные курсы должны предусмотреть достаточное количество часов на разбор экзаменационных заданий. К сожалению, далеко не все центры делятся подробным содержанием своего дистанционного курса, обычно они ограничиваются указанием количества академических часов видеоматериалов, но эта цифра ни о чем. Много часов записей не обязательно хорошо, потому что может быть много «воды». Поэтому я просто указала количество и время занятий, а часы можно подсчитать, если нужно.

Видеокурсы без вебинаров

В таблицу 3 включены три курса, составленные только из видеозаписей без вебинаров с преподавателем. Эти курсы фактически представляют собой видеоучебник, то есть специально подготовленные лекции по темам экзамена, включая решение задач. При выборе такого курса также очень важен тестовый доступ к видеоматериалам, чтобы оценить, что из себя представляет курс лекций, насколько ваш темперамент совпадает с темпераментом преподавателя.

В целом видеокурсов без вебинаров довольно мало, я включила в таблицу только те курсы, которые уже достаточно давно представлены на рынке.

Таблица 3. Видеокурсы к Дипифр к июню 2020 года

Цены указаны без регистрации на экзамен. Для курса Кирилла Попадюка я взяла стоимость с поддержкой преподавателя, но можно купить просто комплект видеозаписей без возможности задать вопросы, это будет дешевле. У Startrainings и БДО указана интерактивная поддержка преподавателя, насколько я понимаю, это означает возможность задать вопросы и получить ответы от преподавателя. Заранее объявленный план занятий тоже важен для принятия решения о приобретении курса. В БДО есть такой план для очных курсов, но при заказе дистанционной подготовки по описанию на сайте невозможно оценить, что входит в эти 100 академических часов видеозаписей. У Попадюка есть очень подробный план курса, а в Startrainings такой план можно получить, указав адрес электронной почты.

Наличие бесплатного доступа к некоторым материалам это большой плюс, поскольку помогает осознанно подойти к выбору курса подготовки. Те курсы и преподаватели, которые предлагают много бесплатных материалов, заслуживают уважение благодаря своей открытости. В целом PWC, EY (вебинары) вообще не предоставляют тестовый доступ к видеоматериалам, БДО, Startrainings (видеозаписи) делают это в очень усеченном формате, хотя и по видео небольшой длительности можно сделать какие-то выводы о том, что предлагается приобрести. Справедливости ради надо сказать, что PWC публикует свой учебник в открытом доступе, за что им огромная благодарность. Известные на рынке курсов подготовки к Дипифр преподаватели Кирилл Попадюк, Михаил Кузьмин размещают много своих видео на youtube, чем заслужили множество поклонников и многолетнюю признательность тех, кто готовится сдавать экзамен.

Письменные источники информации — учебники, задачники

Некоторые учебные центры предлагают купить их учебные материалы. Причем это могут быть как печатные материалы, так и электронные версии с возможностью печати и без таковой. В состав таких материалов входит учебник с изложением необходимой теории, задачник с подбором задач (либо авторских, либо из прошлых экзаменов) и иногда сборник экзаменационных вопросов и ответов. Конечно, прошлые экзамены можно просто скачать из сети, поэтому такие сборники предлагают свою презентацию ответов и корректировку на обновление стандартов. Разброс цен от 5,000 до 7,500 рублей.

Учебные материалы у всех центров подготовки, как правило, являются авторскими, что выдается всеми за большое преимущество. На самом деле это не так. Авторская методика изложения материала будет преимуществом только в том случае, если автор обладает определенным писательским талантом, а это достаточно редкий случай. Прекрасный преподаватель необязательно будет лучшим автором учебных материалов и наоборот. Действительно, изложить материал письменно и изложить его в аудитории — это разные таланты. Поэтому если вы видите, что преподаватель на курсах является автором учебника, то правильнее будет относиться к этому с определенной долей скептицизма. Хотя, допускаю, что слушатели курсов Попадюка или Кузьмина или кого-то ещё с этой фразой могут не согласиться. В крупных учебных центрах (PWC, EY, Hock), предлагающих очную подготовку, есть разделение функций — учебные материалы пишут одни, а преподают другие люди.

Наверное, идеальным вариантом было бы, если бы Пол Робинс, экзаменатор Дипифр, сам написал учебник, и тогда подготовка всех слушателей курсов была бы единообразной, именно такой, какая лучше всего подходит к стилю экзаменатора.

И еще один момент. Ни один учебник не является настоящим самоучителем. Для учебных центров продажа учебных материалов это побочный источник заработка, они заинтересованы в том, чтобы у них покупали курсы, которые стоят дороже и несут большую добавочную стоимость. Поэтому не стоит рассчитывать, что, купив учебник и задачник, можно будет успешно подготовиться к экзамену. Да, конечно, некоторые сдают экзамен, готовясь самостоятельно, но они используют разные источники информации, а не только учебные материалы какого-то одного центра. В сети много бесплатных видеоуроков, статей, а также условно бесплатной информации, за доступ к которой вас попросят оставить свой электронный адрес или телефон.

* * *

Какой способ и какой центр подготовки выбрать для того, чтобы гарантированно сдать экзамен? Главный совет, который можно дать в этом вопросе это известный афоризм: «Самой крупной рыбой в реке становится та, которая не клюёт на приманку».

Повторюсь, единственное, что можно сказать наверняка — каждый сам отвечает за свой результат на экзамене. Курсы подготовки могут помочь составить план обучения, предоставить проверенные алгоритмы решения задач, помочь разобраться в сложных вопросах, то есть сэкономить время на подготовку. Но экзамен каждый сдает сам. Успех нельзя купить за деньги, любой успех требует усилий, смелости, ответственности и веры в себя. Когда вы верите в то, что делаете, правильный путь находится сам.

Ищите то, что вам интересно, ввязывайтесь в большие проекты, начинайте великие дела. Если проиграете — станете мудрее. А если победите — станете и мудрее, и счастливее.

Другие статьи для подготовки к экзамену Дипифр:

1) Как решать теоретические задачи на экзамене Дипифр

2) Как сдать экзамен Дипифр с первого раза? 5 важных правил плюс пробный экзамен

3) Как сдать экзамен Дипифр со второго раза? 60 баллов набрать действительно реально

4) «Раз уж начал — побеждай!» Психологический настрой на экзамене Дипифр

Когда я только выбирал свой послеуниверситетский путь, я не думал, что когда-либо стану преподавать. А уж предположить, что это будет не только моей профессией, но и моим хобби — боже упаси! Хотя сейчас, глядя на то, какие крутые повороты делает иная карьера иных товарищей, я понимаю, что зарекаться не стоило. Видимо то, что и бабушки, и дедушки, и родители так или иначе связаны с преподаванием, сыграло свою определяющую роль.

Но вообще, если задуматься, кем я хотел быть в детстве? Родители рассказывают, как неловко им было за маленького Кирюшу, который в ответ на вопрос прохожих «кем ты хочешь стать, мальчик?», неизменно отвечал «клоуном или воспитателем детского сада». И это при том, что дети родительских друзей на этот вопрос гордо отвечали принятым в Советском Союзе клише вроде «космонавтом» или «врачом». Я в этом смысле явно казался отщепенцем.

Но в детский сад воспитателем я не пошёл, а после недолгого увлечения зоологией к университету выбрал для себя стезю финансиста. И после университета я-таки был классическим финансистом на протяжении долгих 12 лет, пока, в 2010 году не решился уйти на волю, основав сайт «Инфлексио.РУ».
Нет, я не рисковый сорви-голова, который в одночасье сменил карьеру в крупнейшей британской транснациональной компании на роль хозяина своего дела. Просто несколько лет уже под занавес своего «романа» с корпорацией работу я совмещал с преподаванием АССА и CIMA — сначала в АТС International, потом в Академии PwC. И вот тут, пропуская через себя тысячи студентов, видя их пыхтение, промахи, страхи и — наряду с этим — победы, я решил, что смогу принести больше пользы не финансистом-практиком, а преподавателем и консультантом.

И в итоге я занимаюсь этим любимым делом уже больше 10 лет. И, знакомясь с каждой новой группой, я время от времени думаю, что моя работа всё же очень смахивает на воплощение моей детской мечты: наполовину клоун и наполовину воспитатель детского сада. Так что я с некоторым беспокойством думаю, куда меня заведут мои уже недетские сегодняшние увлечения, вроде палеонтологии или современного джаза. Я же уже не маленький и понимаю, что мечты имеют свойство сбываться!

В общем, я склонен считать, что делать карьеру и выбирать профессию — это всё равно, что строить мост, по которому ты одновременно идёшь. Это не переход из пункта «А» в заранее намеченный пункт «Б». Это поиск, пробы, ошибки и выбор — снова и снова. И единственное, что имеет значение — это желание открывать новое.

Отсюда и пришла идея создания и компании, и сайта «Инфлексио.РУ». Слово «inflexio» с латинского — «поворот, изменение». Мы хотим помогать нашим коллегам-финансистам делать осознанный выбор, помогать изменить и повернуть их карьеру. А для этого нужно всегда быть во всеоружии: куча навыков, широкое видение, понимание механизмов как финансов, так и бизнеса. Всё это требует грамотной работы над собой и заинтересованных проводников. И я надеюсь, что со всем этим мы в состоянии вам помочь!

Кирилл Попадюк, к.э.н., FCCA

Полина Сунгурова заместитель директора департамента международной отчетности компании «ФБК»
Журнал «Актуальная бухгалтерия»

Дату начала обязательного применения в России стандарта МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (далее — МСФО (IFRS) 15) еще предстоит согласовать. Дело в том, что Совет по МСФО (International Accounting Standards Board (IASB)) недавно выпустил разъяснения, согласно которым дата начала его всеобщего применения перенесена с 1 января 2017 года на 1 января 2018 года. При этом в российском законодательстве никаких уточнений пока не последовало (приказ Минфина России от 21.01.2015 № 9н).

Однако данный стандарт можно применять и досрочно — с момента его официального опубликования Советом по МСФО в мае 2014 года.

В пользу раннего применения говорит то, что в новом стандарте сформированы единые подходы к учету выручки по разным типам договоров и он заменяет собой МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство» (далее — МСФО (IAS) 11) и МСФО (IAS) 18 «Выручка» (далее — МСФО (IAS) 18).

МСФО (IFRS) 15 предлагает более структурированный подход к учету выручки, приводя универсальные критерии для разных контрактов, избегая всех недосказанностей и излишне общих положений предыдущих стандартов. Если раньше существовали разные модели учета в зависимости от того, что именно являлось предметом договора — продажа товаров, предоставление услуг или строительство, то теперь все это связано в единый механизм с более детальными подробностями учета.

Особенности применения МСФО (IFRS) 15

Новый стандарт предлагает выполнить несколько основных шагов для признания выручки по конкретному договору. Рассмотрим их.

Шаг 1. Сначала необходимо понять, все ли критерии для признания договора соблюдаются:

  • договор должен быть в любой форме утвержден всеми сторонами;
  • в договоре должны быть определены права сторон в отношении передаваемых товаров, работ, услуг и условия их оплаты;
  • оплата должна являться вероятной.

На данном этапе отличий между старыми и новым стандартами, которые могут повлиять на учет, чаще всего не возникает. Однако в силу того, что МСФО (IFRS) 15 требует принимать во внимание способность и намерение покупателя выплатить сумму возмещения при наступлении срока платежа, компании необходимо анализировать такие критерии, как платежеспособность покупателя и его заинтересованность в результате работ.

Шаг 2. Далее определяют обязательства по договору, то есть что именно компания продает. Как правило, это товар, работа или услуга, отличимые от других. Именно продажа отличимого объекта будет являться единицей учета выручки.

Отличимые товары, работы или услуги (продукты) определяются в договоре только в случае, если одновременно выполняются два условия:

  • покупатель может самостоятельно использовать эти продукты отдельно от других продуктов в рамках контракта;
  • эти продукты можно отдельно идентифицировать.

Для большинства операций учет выручки по старым и новому стандартам не будет отличаться по составу реализуемых продуктов. Однако в случаях, когда в договорах предусмотрена продажа комбинированных продуктов (например, оказание услуг с одновременным предоставлением оборудования для их использования; предоставление скидки на один товар в случае приобретения другого товара; продажа лицензионного соглашения на товар с одновременным предоставлением услуг по его продвижению; продажа оборудования с дополнительными услугами по его постгарантийному обслуживанию), будут возникать различия, которые могут существенно изменить показатели отчетности.

Шаг 3. По завершении процесса идентификации обязательств по договору определяют общую цену контракта, то есть оценивают выручку от его заключения. На данном этапе компании необходимо учитывать следующие нюансы:

  • переменную составляющую стоимости контракта;
  • значительный компонент финансирования;
  • неденежное возмещение.

Разберемся с каждым пунктом подробнее.

Переменная составляющая стоимости контракта (скидки, кредиты, возвраты товара, бонусы). МСФО (IAS) 18 предлагал только определить, высока ли вероятность поступления экономических выгод в будущем от операции и переданы ли все риски и выгоды владения продуктом покупателю, а в случае, если эти критерии не соблюдались, то и выручка не должна была признаваться.

МСФО (IFRS) 15 оперирует понятием «передача контроля» вместо «передачи рисков и выгод» и детально прописывает критерии для оценки вероятности наступления тех событий, которые определяют возможность признания выручки. Выручку теперь можно признавать в том случае, если на основании опыта, статистики компания может определить ту минимальную сумму, которая будет получена с высокой степенью вероятности.

Получается, что в некоторых случаях признание выручки можно осуществить на более раннем этапе, чем это предлагал МСФО (IAS) 18.

Значительный компонент финансирования. МСФО (IAS) 18 рассматривал вопрос предоставления так называемого товарного кредита только со стороны продавца.

Обратная же ситуация, когда покупатель финансирует продавца, не рассматривалась, так как согласно МСФО (IAS) 18 выручка должна оцениваться по справедливой стоимости полученного возмещения. Получается, что ситуация с финансированием от покупателя — по сути, зеркальная — в учете отражается совершенно по-другому.

МСФО (IFRS) 15 существенно изменил подход к отражению компонента финансирования. Сумма выручки отражает цену, которую покупатель заплатил бы денежными средствами в момент перехода к нему обещанных товаров или услуг. Появился новый термин — «денежная» цена продажи.

Рассмотрим на примере.

Пример

Согласно МСФО (IAS) 18. В случае, если компания продала товар за 1 210 000 руб. с оплатой через два года, необходимо было продисконтировать сумму выручки (предположим, ставка дисконтирования равна 10%) на период в два года.

Компания могла отразить выручку в размере:

В случае, если покупатель оплачивал аванс в размере 1 000 000 руб., а товар поставлялся ему только через два года, сначала продавец признавал кредиторскую задолженность по авансу в полном размере (1 000 000 руб.), а потом, через два года — выручку в том же размере.

Согласно МСФО (IFRS) 15. Ситуация с предоставлением товарного кредита покупателю по МСФО (IFRS) 15 будет отражаться аналогично.

В случае с авансированием поставки, если покупатель заплатил аванс за два года до поступления товара, то сначала должно быть признано контрактное обязательство (кредиторская задолженность по авансу) в сумме 1 000 000 руб., а потом, в течение двух лет будут признаваться процентные расходы, увеличивающие это контрактное обязательство до 1 210 000 руб. По прошествии двух лет будет признана выручка в размере получившегося обязательства. Итогом будет признание выручки в размере 1 210 000 руб. и процентных расходов в размере 210 000 руб.

Отметим, что отличие суммы по договору от денежной цены продажи может являться не результатом финансирования, а быть вызвано другими факторами, например, отражением рисков невыполнения обязательств по договору для одной из сторон. В такой ситуации эффект финансирования отражаться не должен.

При неденежном возмещении требования старого и нового стандартов не отличаются по сути. Если за товар или услугу по договору оплата будет поступать не в виде денежного возмещения, то выручка должна быть отражена в размере справедливой стоимости полученных активов.

Шаг 4. МСФО (IFRS) 15 ввел новый этап — распределение цены на единицу учета выручки. Как мы рассмотрели выше, в одном контракте может быть предусмотрена поставка товаров и услуг, отличимых друг от друга. Момент признания выручки по этим отличимым компонентам может быть различным. В том числе новый стандарт определяет, каким образом должны распределяться общие скидки по договору на каждый компонент в отдельности.

МСФО (IAS) 18 не прописывает порядок распределения скидки. Единственное положение стандарта, на которое можно ориентироваться при распределении, — выручка должна оцениваться по справедливой стоимости полученного возмещения. Таким образом, в каждом отдельном случае необходимо анализировать операцию продажи и прописывать подробности в учетной политике.

МСФО (IFRS) 15 четко определяет, что цена продажи должна быть распределена на каждую обязанность к исполнению, то есть на каждый отличимый продукт пропорционально цене обособленной продажи. Цена обособленной продажи — это цена, по которой компания продала бы покупателю обещанные товар или услугу в отдельности. Ее наилучшим подтверждением является наблюдаемая цена отличимого товара или услуги, в том числе по прейскуранту.

Пример

Рассмотрим учет продажи мобильным оператором пакета «услуга + товар» (мобильная связь на год и смартфон). Общая стоимость пакета равна 5000 руб. Стоимость смартфона в случае его отдельной покупки составляет 2990 руб., а ежемесячная стоимость пакета услуг после первого года составляет 400 руб. в месяц. Таким образом, при покупке пакета скидка составляет:

2990 руб. + 400 руб. x 12 мес. — 5000 руб. = 2790 руб.

Необходимо распределить скидку в размере 2790 руб. на оба компонента.

Отдельная цена смартфона составляет:

2990 руб. : (2990 руб. + 400 руб. x 12 мес.) x 100% = 38% от общей стоимости.

Отдельная стоимость услуги мобильной связи на один год составляет:

(400 руб. x 12 мес.) : 7790 руб. x 100% = 62% от общей стоимости.

Таким образом, компания должна единовременно признать выручку от продажи смартфона в размере:

5000 руб. x 38% = 1900 руб.

и ежемесячно выручку от продажи услуг мобильной связи в размере:

(5000 — 1900) : 12 мес. = 258,33 руб.

Еще одна довольно распространенная ситуация — когда компании оказывают услуги, предоставляя при этом бесплатно в собственность покупателя оборудование для использования этих услуг, например модем при оказании услуг по предоставлению интернет-соединения. Для МСФО (IAS) 18 продажа такого компонента незаметна, выручка от его продажи — нулевая, будет признана только выручка от услуги интернет-соединения. Согласно же МСФО (IFRS) 15 выручка будет распределена пропорционально цене обособленной продажи.

Шаг 5. Необходимо определить момент признания выручки. На заключительном этапе компания решает вопрос: будет ли признаваться выручка одномоментно или в течение определенного периода времени?

МСФО (IAS) 18 предписывает признавать выручку в то время или по мере того, как фирма выполняет обязанность по исполнению договора путем передачи обещанного товара или оказания услуги покупателю. Актив передается в то время или по мере того, как покупатель получает контроль над ним. При этом в некоторых случаях выручка должна признаваться на протяжении определенного периода времени по методу результатов или по методу ресурсов в зависимости от характера реализуемых товара или услуги. Такие случаи возникают, когда:

  • покупатель одновременно получает и потребляет выгоды, связанные с выполнением продавцом обязанности по мере ее выполнения, то есть оказывает периодические повторяющиеся услуги;
  • в процессе выполнения продавцом своей обязанности создается или улучшается актив, контроль над которым покупатель получает по мере создания или улучшения этого актива, например строит здание;
  • у создаваемого продукта нет альтернативного использования, и право продавца на получение оплаты за выполненную часть работ защищено, например он создает уникальное программное обеспечение под нужды клиента.

Во всех остальных случаях выручка признается одномоментно.

МСФО (IFRS) 15 уточняет возможность и особенности признания выручки для разных ситуаций (право на возврат, гарантии, опционы, договоры обратной покупки и другие). Например, для учета передачи продукции с правом на возврат компания-продавец должна признавать:

  • выручку от переданной продукции в размере возмещения, право на которое она ожидает получить (таким образом, выручка не будет признаваться в отношении продукции, которая, как ожидается, будет возвращена);
  • обязательство в отношении возврата средств;
  • актив (и соответствующую корректировку себестоимости продаж) в отношении права на получение продукции от покупателей при исполнении обязательства в отношении возврата средств.

Пример

Согласно МСФО (IAS) 18 в случае, если компания оптовой торговли продает товары розничному магазину и после приобретения товаров у магазина оставалась возможность вернуть нераспроданный товар в течение месяца, в отчетности оптовой компании выручка признавалась только в тот момент, когда возврат товаров от магазина становился невозможным.

Аналогично при продаже квартир инвестором на раннем этапе строительства выручка признавалась в отчетности только тогда, когда покупателем подписывался акт передачи квартиры, а это происходило только после того, как дом полностью построен и принят госкомиссией.

Согласно МСФО (IFRS) 15 оптовая компания может признать выручку на основании статистики возвратов от розничного магазина. Выручка по тем товарам, которые не вернут с высокой степенью вероятности, может быть признана уже в момент передачи их на реализацию розничному магазину. А на те товары, по которым ожидается возможный возврат, — признать обязательство. Например, если компания продаст товаров всего на 120 руб., из которых она уверена в невозврате товаров на 100 руб., то в отчетности следует признать выручку на 100 руб. и обязательство по возврату на 20 руб.

Инвестор во многих случаях может отразить реализацию квартир физическому лицу в тот момент, когда он, проанализировав опыт и статистику продаж и приемки аналогичных объектов госкомиссией, вправе утверждать, что с очень высокой степенью вероятности акт передачи квартиры в будущем будет подписан покупателем.

В новом стандарте также намного подробнее описаны рекомендации по учету таких областей, как затраты по договору (в том числе, например, затраты на заключение договора), гарантии и лицензии. При этом компании должны будут предоставлять информацию в раскрытиях более детально.

В заключение отметим, что учет выручки при применении МСФО (IFRS) 15 вместо МСФО (IAS) 11 и МСФО (IAS) 18 значительно поменяется для многих организаций. В зоне риска оказались компании, которые задействованы в сфере лицензирования и продажи программного обеспечения, телекоммуникаций, строительства, оборонной промышленности, управления активами. Им придется формировать новые оценки и профессиональные суждения, а возможно, и перестраивать процессы бухгалтерского учета, так как изменятся момент и вообще возможность признания выручки и ее оценка.

Версия для печати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *