Кик что это в налогообложении

Содержание

Cчитаем прибыль КИК

Используйте пошаговые руководства:

  • Excel для финансового директора
  • Управленческий учет в вашей компании
  • Подведение итогов полугодия

Екатерина Кузнецова, директор отдела по предоставлению услуг в области подготовки отчетности компании EY

Есть как минимум две причины, по которым я предлагаю обсудить вопрос прибыли КИК уже сейчас. Во-первых, не за горами закрытие годовой отчетности за 2015 год. В отчетности, составляемой по международным стандартам, налоговые обязательства по прибыли КИК за 2015 год должны найти свое отражение в случае если менеджмент компании определяет данные обязательства как существенные и не планирует ликвидацию КИК1. Соответственно, нужно хотя бы приблизительно рассчитать налоговые обязательства с тем, чтобы иметь возможность оценить их существенность для целей раскрытия.

Во-вторых, есть смысл заранее определиться с методом расчета прибыли – по данным финансовой отчетности или по правилам главы 25 НК РФ2, который позволит получить наиболее оптимальный результат и, соответственно, успеть организовать бизнес-процесс расчета прибыли. Об этом немного позже.

Формируем список КИК

Сначала разберемся, есть ли у нас вообще контролируемая иностранная компания. Законодатель определяет КИК как организацию, не являющуюся налоговым резидентом РФ, имеющую при этом в качестве контролирующего лица российского резидента. То есть сначала нам нужно понять, какие из наших иностранных дочерних и зависимых организаций могут быть квалифицированы в качестве российских налоговых резидентов. Вопросы признания иностранной компании налоговым резидентом РФ не являются темой настоящей статьи. Скажем только, что принимая решение о квалификации иностранной организации в качестве российского налогового резидента, налогоплательщик исключает данную организацию из состава своих КИК, а режим налогообложения по такой компании переходит в русло, применимое для российских организаций и уже перестает быть связанным с контролирующим лицом.

Предположим, мы разделили свои иностранные организации на налоговых резидентов РФ и остальных. Теперь давайте посмотрим квалифицируемся ли мы в качестве контролирующего лица этих «остальных» иностранных организаций.

С одной стороны, все относительно несложно, а, с другой, как и всегда у нас, все неоднозначно. Первый критерий касается доли участия. В 2015 году – это более 50% прямого или косвенного участия (с 2016 года и далее более 25% участия) или более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ в этой иностранной организации, составляет более 50%. С долями участия есть свои нюансы, предусматривающие квалификацию владеющего лица в качестве контролирующего не смотря на процент участия – мы не будем их здесь перечислять – остановимся на базовом определении.

Однако, даже если доля владения ниже установленного порога, есть второй критерий контролирующей компании – собственно наличие контроля над иностранной организацией.

Тестируем КИК на наличие исключений

Статья 25.13-1 содержит 8 случаев исключения прибыли контролируемой иностранной компании из-под налогообложения в Российской Федерации. На практике сложности могут возникнуть с критерием эффективной налоговой ставки (не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций) и критерием активной деятельности иностранной компании (холдинга, субхолдинга). Еще одной проблемой может стать критерий минимального размера прибыли.

Вот с этим набором из трех блюд разберемся повнимательнее.

Как правило, подходя вплотную к вопросу проведения расчетов по КИК, компании сталкиваются с двумя взаимосвязанными вопросами: как считать, то есть методология расчета и кто собственно будет считать, то есть уже процессная составляющая. Эти два вопроса требует тщательного осмысления уже на стадии проведения тестов на исключения. Проще говоря, как тест на эффективную ставку, так и тест на минимальный уровень прибыли предполагают полностью завершенный процесс: сначала нужно посчитать прибыль компании, а потом уже определиться исключается она или нет. Проблема для многих состоит в том, что сам процесс расчета прибыли, представляет трудную задачу и необходимо найти компромиссное решение, которое позволит с достаточной степенью достоверности провести тесты в условиях ограниченных временных, ресурсных и, так сказать, информационных (контентных) возможностей.

Почему мы говорим о сложностях? Закон о внесении поправок в 376-ФЗ, переданный в Совет Федерации 29 января 2016 года, предусматривает также право налогоплательщика использовать при расчете прибыли финансовую отчетность. В ряде случаев эта отчетность может быть даже без аудиторского заключения, если постоянным местонахождением контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым у РФ есть международный договор по вопросам налогообложения. Исключение делается для государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ.

Расчет прибыли КИК на основе финансовой отчетности

Вернемся к вопросу выбора метода расчета прибыли. Если мы используем в качестве базы расчета финансовую отчетность КИК, расчет эффективной ставки для сопоставления ее со средневзвешенной должен базироваться на прибыли, сформированной по данным финансовой отчетности после проведения ряда корректировок. В том числе нужны корректировки:

  • на суммы переоценки ценных бумаг и производных финансовых инструментов по рыночной стоимости;
  • финансовый результат от переоценки долей в уставном (складочном) капитале;
  • финансовый результат дочерних (ассоциированных) организаций за исключением дивидендов;
  • на суммы расходов и доходов от создания и восстановления резервов3.

В ряде случаев необходимо будет также провести дополнительные корректировки к показателю прибыли по данным финансовой отчетности, в том числе связанные с трансфертным ценообразованием и финансовым результатом от реализации ценных бумаг. Проведение данных корректировок ограничено специальными обстоятельствами и множество вопросов, связанных с ними все еще остаются дискуссионными.

Этот способ расчета прибыли КИК относительно проще варианта с расчетом в соответствии с главой 25 НК РФ. Уже рассчитанная базовая прибыль, небольшое количество дополнительных корректировок, использование среднего курса рубля к функциональной валюте отчетности. Однако все же определенное количество неоднозначных моментов присутствует и здесь. Наверное, самым базовым вопросом, требующим от налогоплательщиков дополнительных усилий, будет, так скажем, проведение проверки ценных бумаг и производных финансовых инструментов, в отношении которых в финансовой отчетности сделаны корректировки до рыночного уровня, на соответствие данных активов категории ценных бумаг и финансовых инструментов согласно российскому законодательству.

Расчет прибыли КИК в соответствии с 25-й главой НК РФ

Второй вариант расчета прибыли КИК – по правилам главы 25 НК РФ – как раз и возвращает нас к упомянутой выше связке двух вопросов: как и кто. Потому что именно в этом случае проведение расчета может стать если не совсем невозможным, то, как минимум, проблематичным. То есть по сути кто-то может попасть вообще в непростое положение: может и нет у него КИК, прибыль которых подлежит налогообложению в Российской Федерации, но чтобы это доказать нужно сделать то, что сделать нет ни возможности ни ресурса – посчитать прибыль.

Представим, что у нас есть крупная иностранная компания, ведущая реальную экономическую деятельность в иностранной юрисдикции, имеющая солидный штат бухгалтеров, но по ряду причин не прошедшая тест на активный статус – поговорим о причинах чуть позже. Компания может вести любую деятельность – строительную, добывающую, сбытовую. На первый взгляд, кажется абсурдным: ну как крупная, реально действующая компания в иностранной юрисдикции может попасть под налогообложение в России. Чисто технически – может. Базовая проблема в том, что учет прибыли для целей налогообложения в Российской Федерации должен вестись в валюте Российской Федерации – рублях, а в рассматриваемом нами варианте использование среднего курса рубля, как в случае с финансовой отчетностью, законодателем хоть и предусмотрено, но прибыль КИК должна быть рассчитана в национальной валюте страны регистрации КИК. Это значит – определение суммы дохода или расхода в национальной валюте согласно нормам главы 25 НК РФ на дату признания соответствующего дохода или расхода, то есть – для каждой отдельной операции (выручка, приобретение товаров (работ, услуг) и пр.) Это первый этаж. Дальше идут надстройки: корректировки лимитов признаваемых расходов, корректировки методов расчета амортизации, корректировки стоимости активов, расчет незавершенного производства, корректировки по ТЦО и прочее и прочее. Открытым остается вопрос применения лимитов 25 главе НК РФ, установленных в российских рублях.

Как мы уже упоминали, законодатель предлагает пересчитывать прибыль контролируемой иностранной компании в российские рубли по среднему курсу ЦБ РФ. При этом формировать прибыль КИК предлагается исключительно в национальной валюте страны регистрации КИК.

Вернемся к нашей компании, допустим, она расположена в Бразилии, официальная валюта страны – бразильский реал, а функциональная валюта учета и финансовой отчетности – доллар США. То есть имеем тот же по сути потранзакционный пересчет, только из долларов в реалы. Налогоплательщику нужно будет создать полноценную систему параллельного ведения налогового учета по иностранной компании – КИКу – в национальной валюте и по российским правилам налогообложения.

Помня о гигантских оборотах нашей вымышленной компании, и грея в глубине души надежду, что все-таки тест на эффективную ставку мы должны пройти, разумно задаться вопросом: а зачем тратить огромные усилия на создание процесса параллельного учета (в случае различий национальной и функциональной валют), если это будет в какой-то степень бессмысленное действие: КИК не подпадет под налогообложение в РФ.

В такой ситуации можно посоветовать создать методологию аналитического расчета прибыли КИК для целей прохождения тестов, которая даст оценочный – не точный – но разумно консервативный результат, который может быть использован налогоплательщиком как доказательство прохождения теста. Аналитический расчет не предусматривает потранзакционного пересчета, а предполагает наличие ряда математических расчетов эффекта влияния основных различий в учетных системах (допустим МСФО и собственно глава 25 НК РФ), в том числе эффекта влияния курса рубля к валюте осуществления КИК операций (не функциональной валюте) и эффекта пересчета незавершенного производства. По сути речь идет о трансформационной модели пересчета показателей финансовой отчетности КИК. Такой механизм имеет дополнительное преимущество, которое может отсутствовать у классического параллельного учета – контрольный механизм перекрестной проверки данных с показателями финансовой отчетности, в идеале проаудированной в обязательном или добровольном порядке.

Используя такой механизм расчета прибыли КИК, определение минимального уровня прибыли становятся уже более реальным действием.

Что делать, если у КИК отрицательный финансовый результат

Хотелось бы заострить внимание тех, кто планирует приступать к выполнению тестирования. Не обманывайтесь отрицательным финансовым результатом КИК, сформированным в финансовой отчетности. Даже огромный убыток, если речь идет о необходимости пересчета прибыли по правилам главы 25 НК РФ, может в конечном итоге превратиться в прибыль за счет «эффекта рубля» (или иной валюты).

Это же утверждение работает и наоборот: большая прибыль по данным финансовой отчетности может «трансформироваться» в убыток или меньшую по размерам прибыл,ь если будет проведен расчет прибыли по правилам главы 25 НК РФ. Речь идет о различных правилах оценки доходов и расходов по правилам МСФО (к примеру) и по правилам главы 25 НК РФ.

Таким образом, может быть далеко не лишним, приступая к процессу определения прибыли КИК, прикинуть результат от расчетов двумя способами, ровно как и провести тесты на исключение прибыли КИК из-под налогообложения на базе как финансовой отчетности, так и на базе правил Главы 25 НК РФ. Единственное, что следует помнить о пяти-летнем моратории на изменение выбранного подхода.

Тест на активный статус

И в заключении о тесте на активный статус. Вкратце речь идет о том, что компании, у которых удельный вес определенной категории пассивных доходов не может превышать 20% для активной компании и 5% для активного холдинга (субхолдинга). Вместе с соблюдением еще ряда дополнительных требований, при не достижении лимитного порога, КИК будет исключен из-под налогообложения в Российской Федерации.

Обязательно посмотрите открытый список признаваемых законодателем пассивных видов деятельности, куда входят, в том числе, доходы от маркетинговых услуг, от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, инжиниринговых и арендных услуг.

Однако иногда даже крупная производственная компания, не имеющая никаких пассивных доходов, не сможет пройти этот тест. Или, правильнее говоря, не сможет документально подтвердить соблюдение условий для освобождения. Дело в формулировке подпункта 3 пункта 1 статьи 25.13-1. В ней говорится, что активной иностранной компанией признается иностранная организация, у которой доля пассивных доходов, за период, за который в соответствии с личным законом этой иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не более 20 процентов в общей сумме доходов организации по данным такой финансовой отчетности за указанный период. При этом под финансовой отчетностью понимается неконсолидированная финансовая отчетность организации.

Таким образом, следует заранее убедиться в том, что КИК, прибыль которых потенциально может подлежать налогообложению в России, составляют отдельную финансовую отчетность или оценить возможность и целесообразность ее создания.

1. Согласно принятому в третьем чтении Федеральному закону о внесении поправок в «деофшоризационный закон» (Проект № 953192-6), (далее – внесенные поправки), период безналоговой ликвидации КИК продлевается до 1 января 2018 года. Данный закон был принят Государственной Думой 29 января 2016 года и передан на рассмотрении Совету Федерации.

2. Принятые 29 января в 3м чтении поправки предоставляют налогоплательщику выбор: расчет прибыли КИК по данным финансовой отчетности или по правилам Главы 25 НК РФ.

3. Внесенные поправки расширили список корректировок суммы прибыли КИК при расчете на основании финансовой отчетности: на финансовый результат от переоценки долей в уставном (складочном) капитале, на финансовый результат дочерних (ассоциированных) организаций за исключением дивидендов).

Вывод капитала и новые законопроекты

В ноябре 2014 года Федеральным законом N 376-ФЗ в Налоговый кодекс была введена глава 3.4. «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица». Принято считать, что с этого момента государство усилило курс на активную деофшоризацию, перекрывая этот способ скрытого владения бизнесом, оптимизации налогов и вывода денежных средств за границу.

По данным ЦБ в 2007 году в Россию частным сектором было ввезено (инвестировано) 87 млрд. долларов США и это был последний год, когда деньги в страну поступали из-за рубежа. Все следующие периоды деньги стабильно из страны уходили, рекордным оказался как раз 2014 года, когда отток капитала составил 152 млрд. долларов США.

Так как тенденцию на увеличение вывода капитала экономическими мерами изменить было уже не возможно, на помощь пришли меры административно-запретительные.

ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

И надо сказать, меры подействовали: в 2015 году вывод капитала составил 52 млрд. долларов США, в 2016 г. — 19,8. Правда в первом квартале 2017 года, отток усилился и составил 17,5 млрд. долларов США. В противодействии тенденции Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ, банки были поделены на два вида: с универсальной и базовой лицензией, последние лишились возможности открывать валютные счета (об этом подробнее в главе Банковская реформа), поэтому с 2018 года количество банков, через которые возможны внешнеэкономические операции сократиться до 250-300, с одновременным усилением контроля ЦБ за их деятельностью.

Но ручной контроль вывода денежных средств без взаимодействия с иностранными государствами неэффективен, поэтому Минфином был разработан проект Федерального закона N 231414-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», предусматривающий обязанность участников международных групп компаний предоставлять в налоговые органы информацию о своем участии в группе (в том числе структуре владения), страновые сведения и иную финансовую информацию, в целях реализации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (даже несмотря на то, что вхождение России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в рамках которой и осуществляются «антиотмывочные» мероприятия приостановлено с 2014 года).

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Законопроектом устанавливается порядок автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами, соответствующие полномочия и обязанности ФНС России. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2018 года еще более повысив прозрачность владения КИК.

Есть ли смысл использовать КИК

При таком комплексном подходе в регулировании контролируемых иностранных компаний (в соответствии с матрицей налоговой оптимизации: законодательство, банки, автоматический контроль), для чего нужны КИК и имеет ли смысл их использовать?

1. КИК, при заключении внешнеэкономических контрактов позволяют пользоваться нормами иностранного права, иметь иностранную подсудность, в том числе обеспечивающую большую прозрачность принимаемых судебных решении.

2. КИК позволяет иметь «своего» импортера или экспортера, упрощая заключение внешнеэкономических контрактов, ведение первичных и таможенных документов.

3. Организации, зарегистрированные за рубежом, позволяют обеспечить значительно большую защиту от рейдерских захватов через незаконное внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о новых учредителях и генеральных директорах.

4. КИК позволяет осуществлять прикрытое владение бизнесом в РФ (в ЕГРЮЛ не будут содержаться сведения о физических лицах бенефициарах, а только об иностранной компании-собственнике, а в случае когда собственником иностранной компании в свою очередь выступает оффшор, при обстоятельствах указанных ниже, бенефициар вообще не будет известен ФНС).

5. КИК по-прежнему могут использоваться с целью оптимизации налогов, перераспределяя прибыль в низконалоговые юрисдикции. При этом контролируемая иностранная компания это не синоним оффшорной компании. КИК – любая иностранная компания, владельцем которой является российский резидент, оффшорная компания – это фактически та же КИК, но расположенная в оффшорной зоне, законодательство которой позволяет не раскрывать бенефициаров, упрощенно вести отчетность и либо вообще не платить налоги, либо платить их по ставкам, существенно меньшим, чем в неоффшорных зонах.

6. Но одно из основных предназначений КИК – защита активов бизнеса и его собственников. Несмотря на государственную пропаганду о незащищенности активов россиян на «загнивающем западе», сложно представить, что руководитель кипрского налогового органа позвонит председателю суда и порекомендует ему принять «правильное» решение о доначислении налогов не по праву, а по государственной необходимости, что для российской действительности абсолютная норма. То же касается различных форм принудительного изъятия объектов недвижимости для государственных нужд, например в интересах ФСО. При этом условием защищенности иностранных активов является возможность подтверждения их легального происхождения.

Что нужно для признания организации КИК

Для признания иностранной организации контролируемой необходимо одновременное соблюдение двух условий:

1) организация не является налоговым резидентом России;

2) контролирующим лицом организации или иностранной структуры без образования юридического лица является налоговый резидент России — физическое лицо и (или) организация, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов или более 50 процентов, при том, что доля каждого из таких лиц более 10 процентов.

По аналогии с положениями НК о взаимозависимых лицах, возможно признание контролирующим лицом и формально не подпадающих под условия владения вышеуказанными процентами долей, если оно оказывает или имеет возможность оказывать определяющее влияние на решения:

1. по распределению полученной после налогообложения прибыли (дохода) организации после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации;

2. участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией;

3. иных особенностей отношений между лицом и организацией (например, в следствии наличия контролируемой задолжности или фактического владения организацией через цепочку оффшоров).

Обязанность платить налог на прибыль в России

Но само по себе признание организации КИК вовсе не означает автоматическую обязанность платить налог на прибыль в России. Для освобождения от этой обязанности необходимо соблюсти условия перечисленные в ст. 25.13-1 НК РФ, из них наиболее распространенные:

  • эффективная ставка налогообложения прибыли иностранной организации (сумма налогов исчисленная по законодательству страны регистрации иностранной компании) составляет не менее 75% средневзвешенной ставки налога на прибыль (определяемой по законодательству РФ). Ставка по налогу на прибыль организаций в РФ составляет 20%, на доходы физических лиц – 13 ее средневзвешенная ставка – 15% и 9,75% соответственно.

Дальше сравниваем ставки иностранного государства с российскими, если они в РФ выше – освобождаемся от обязанности платить налог в России, если ниже – не освобождаемся, но не обязательно платим (об этом ниже). Например, корпоративный налог на прибыль на Кипре – 12,5%, что меньше средневзвешенной ставки в РФ 15%, значит автоматически от уплаты налога на прибыль в РФ организация не освобождается. В Испании – 30%, что означает освобождение от уплаты налога на прибыль КИК в РФ. При этом с иностранным государством, в котором зарегистрирована КИК у России должно быть заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Государства, не обеспечивающие обмен информацией о налогах указаны в Приказе ФНС от 30.09.2016 N ММВ-7-17/527.

  • КИК является активной иностранной компанией – доля пассивных доходов (дивиденды, роялти, проценты от долговых обязательств и т.д.) не превышают 20%, при таких условиях, даже если эффективная ставка налогообложения меньше средневзвешенной, налог на прибыль в РФ не оплачивается.

Можно ли скрыть контроль?

А если контроль над иностранной компанией скрыть? Не позднее 20 марта, резиденты РФ должны уведомлять ФНС о своем участии в иностранных компаниях и о КИК, в которых они являются контролирующими лицами. Если такая информация не представлена, а ФНС о ней узнало, контролирующее лицо будет оштрафовано на 100 тысяч рублей за каждую организацию. За не предоставление информации о своем участии в иностранной организации штраф меньше – 50 тысяч рублей.

Если не включить в налоговую базу прибыль КИК, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога (но не менее 100 тыс. рублей) как для физических лиц так и для организаций.

К тому же возможность срыть владение КИК усложняется автоматическим обменом информацией ОЭСР о банковских счетах, без которых не возможна работа ни одной компании. Так в рамках многостороннего соглашения MCAA, банки обязаны идентифицировать бенефициаров счетов и выгружать эти сведения в базу данных, доступ к которой имеют полномочные органы всех государств, подписавшие соглашение (в РФ это ФНС): в отношении физических лиц — в независимости от размера остатков на расчетном счете, юридических лиц – в случае баланса выше 250 тыс. долларов США, при условии, что организация является пассивной (доля пассивных доходов превышает 50%).

Например, если организация с российским бенефициаром зарегистрирована на Бермудах, и имеет счет в Кипрском банке, последний передает сведения в кипрский и бермудский налоговые органы, при это если компания не является пассивной, информация о бенефициаре в Россию не передается. Аналогичная ситуация возникает в случае владения оффшором активной кипрской компанией, даже при том, что бенефициаром обеих организаций является российский резидент.

Если компания будет признана кипрским банком пассивной, информация о бенефициаре и счете будет дополнительно передана в Россию (начиная с сентября 2018 года в автоматическом порядке). Но в любом случае, как только деньги будут переведены со счета кипрской компании на счет валютного резидента РФ (в т.ч. бенефициара), ФНС об этом станет известно в автоматическом режиме, что необходимо учитывать при осуществлении инвестиций, например в зарубежную недвижимость.

Между тем, рядом государств и РФ заключены соглашения об избежании двойного налогообложения и пониженных ставках налогов, например с Кипром — в отношении налогов на доходы и капитал, в соответствии с которым применяется пониженный налог на дивиденды в случае осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство, расположенное на Кипре:
— 5% если лицо вложило в капитал компании, выплачивающей дивиденды 100 тысяч евро;
— 10% — во всех остальных случаях.

Но налоговый рай в условиях дефицита национального бюджета существовать не может, поэтому появилось новое препятствие на пути к оптимизации через иностранные юрисдикции – под названием фактический получатель дохода (ст. 312 НК РФ). В письме Минфина 27.03.2015 г. № 03-08-05/16994 указано, что условием применения налоговой льготы на пассивный доход (установленной международным договором), является его получение только конечным бенефициаром, а для признания этого статуса необходимо не только наличие юридических оснований, но и возможность этого лица распоряжаться доходом.

При этом организация, выплачивающая дивиденды должна получить у иностранной организации следующие документы (вариация должной осмотрительности):

  • документы, подтверждающие у получателя пассивного дохода права распоряжаться дивидендами (справка аудитора, договор, подтверждающий инвестирование или иные затраты и т.д.);
  • документы, подтверждающие выполнение налоговых обязательств в иностранном государстве, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, свидетельствующих об отсутствии экономии на налогах в РФ или документы, подтверждающие, что последующая передача денежных средств в оффшор не осуществляется;
  • документы, подтверждающие реальное осуществление предпринимательской деятельности в иностранном государстве (для подтверждения статуса налогового резидента).

При этом важно, чтобы сертификат резиденства был выдан уполномоченным органом иностранного государства: например на Кипре это Министерство Финансов Республики Кипр, а не Регистратор компании. В РФ соответствующая справка предоставляются Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных.

К тому же сертификат должен быть предоставлен налоговому агенту в срок до выплаты дохода, в противном случае возможна ситуация, когда налог на прибыль должен быть выплачен без учета международного соглашения (например, по результатам камеральной проверки), что впрочем не лишает налогоплательщика в последующем права произвести возврат налога.

Если фактический получатель дохода не известен, дивиденды облагаются налогом по ставке 15% на основании подп.3 п.3 ст.284 НК РФ, выплачиваемые проценты по займам облагаются по ставке налога на прибыль – 20%. Если бенефициар – резидент РФ, дивиденды облагаются по общей ставке НДФЛ — 13%.

Таким образом, одним из способов налоговой оптимизации является выплата процентов иностранной компании-займодавцу, являющейся налоговым резидентом государства, с которым у РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Но очевидность этого способа не могла пройти мимо ФНС, поэтому налоговикам рекомендовано (Письмо ФНС России от 30.06.2017 N СА-4-7/12702) при решении о переквалификации договоров займа между российскими и иностранными организациями в инвестиционные договора (чтобы не признавать включение процентов по займам в расходы), руководствоваться критериями отнесения задолженности к контролируемой (т.е. важен факт признания взаимозависимости — п. 2 статьи 269 НК РФ).

Той же позиции придерживается и Президиум ВАС РФ, который в Постановлении от 15.11.2011 N 8654/11 указал, для целей признания процентов по займам в составе расходов, необходимо учитывать высокую долю долга, аффилированность заемщика и кредитора, в лице которого выступает не только иностранная компания, но и российская компания, аффилированная с иностранной компанией, а также отсутствие факта погашения долгового обязательства.

Судебная практика по переквалификации выплат процентов по договорам займов с иностранными компаниями на дивиденды в целом складывается в пользу налоговых органов, которые устанавливают аффилированность российской и иностранной компании, отсутствие у иностранной компании статуса фактического получателя дохода, а также указывают, что применение положений пп. 2-4 ст. 269 НК РФ не противоречат положениям Соглашений об избежании двойного налогообложения. Однако налоговым органам не всегда удается доказать, что вместо процентов по займам были выплачены дивиденды (Постановление от 13 апреля 2016 г. по делу № А55-9504/2015 Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО).

Таким образом, использование иностранных компаний в целях налоговой оптимизации и безопасности активов значительно усложнилось, но не перестало быть актуальным, даже в условиях автоматического контроля, который пока еще не стал тотальным.

Контролируемая иностранная компания (КИК)

Контролируемая иностранная компания — иностранная компания, определённая часть акций которой принадлежит налоговым резидентам данной страны.

В Российской Федерации для целей налогообложения прибыли контролируемой считается иностранная организация, которая не признается налоговым резидентом РФ и контролирующим лицом которой являются юридическое и (или) физическое лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Осуществлением контроля над организацией считается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами

Контролируемой иностранной компанией также считается иностранная структура без образования юридического лица (фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма коллективных инвестиций или доверительного управления), контролирующим лицом которой является организация или физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Контроль над иностранной структурой без образования юридического лица означает оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

При этом личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

Контролирующее лицо иностранной компании

Критерии, при которых лицо признается контролирующим лицом иностранной компании:

Условия, при которых лицо признается контролирующим

Условия, при которых лицо не признается контролирующим

над иностранной организацией

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации составляет более 25%.

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации превышает 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, составляет более 50%.

Лицо осуществляет контроль над иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей

Участие лица в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями

над иностранной структурой без образования юридического лица

Лицо выступает учредителем (основателем).

Лицо, не являющееся учредителем (основателем), осуществляет контроль над структурой, и при этом в отношении его выполняется хотя бы одно из условий:

  • оно имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый структурой;
  • оно вправе распоряжаться имуществом структуры;
  • оно вправе получить имущество структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора)

Лицо выступает учредителем (основателем), и при этом в отношении его одновременно выполняются следующие условия:

  • оно не вправе прямо или косвенно получать (требовать получения) прибыль (доход) структуры полностью или частично;
  • оно не вправе распоряжаться прибылью (доходом) структуры или ее частью;
  • оно не сохранило за собой права на имущество, переданное структуре (имущество передано на условиях безотзывности);
  • оно не осуществляет над структурой контроль в отношении распределения прибыли

Уведомление о КИК

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган о КИК.

Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:

  • являются контролирующими лицами КИК;

  • обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).

Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.

При этом налогоплательщика могут оштрафовать на 100 тыс. руб. (в отношении каждой КИК):

  • за непредставление уведомления;

  • представление с опозданием;

  • указание неверных сведений в уведомлении.

Когда нужно платить налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК

Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:

  • за 2015 г. — 50 млн руб. и более;

  • за 2016 г. — 30 млн руб. и более;

  • за 2017 г. и последующие — более 10 млн руб.

Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности с особенностями, специально установленными НК РФ.

При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.

Для контролирующего лица действуют следующие штрафы:

  • если недоплачен налог с прибыли КИК — 20% от его суммы, но не менее 100 тыс. руб.;

  • если не приложены документы КИК к декларации (либо приложены недостоверные) — 100 тыс. руб.

При этом, штрафовать за недоплату не будут в отношении налоговых периодов 2015 — 2017 гг.).

Но это не значит, что можно не платить налог. От штрафа освободят только при условии полного возмещения ущерба бюджету. То есть недоимку и пени все равно взыщут.

Разъяснения Минфина России по вопросам применения правил КИК

  • Минфин РФ подтвердил, что применительно к налоговому периоду 2015 года акционер, владеющий ровно 50% акций КИК, не признается контролирующим лицом КИК (п. 1).

Освобождение прибыли КИК от налогообложения

  • Основания для освобождения прибыли КИК от налогообложения, предусмотренные ст. 25.13-1 НК РФ, применяются не только к иностранным организациям, но и к иностранным структурам без образования юридического лица (п. 7).
  • При расчете эффективной ставки налогообложения КИК для целей освобождения налогами с прибыли КИК считаются налоги, базой по которым является доход (прибыль) КИК (в том числе удержанные налоговым агентом). Косвенные налоги не могут быть использованы при расчете (п. 9а).
  • Ведомство также отмечает, что подтверждением уплаты налога с прибыли КИК как для целей расчета эффективной ставки налогообложения, так и при расчете прибыли КИК служат не только налоговая декларация КИК и соответствующие платежные документы, но и письменные подтверждения от налогового агента об удержании налога у источника. При этом перечень подтверждающих документов является открытым (п. 9а, п. 15).
  • Доход от первичной уступки прав требования признается доходом от активной деятельности для целей расчета доли активных/пассивных доходов (п. 11в).
  • Прибыль КИК, являющихся участниками проектов по добыче полезных ископаемых, может быть освобождена от налогообложения даже в тех случаях, когда в соответствующем соглашении нет положений непосредственно о разделе продукции. Порядок возмещения затрат и определения вознаграждения может быть установлен не только самим соглашением, но и обычаями делового оборота (п. 10).
  • Для целей применения освобождений понятия «прибыль», «доход» не включают прочий совокупный доход (следовательно, в его составе не потребуется выявлять корректировки при реклассификации, прирост стоимости от переоценки и проч.) (п. 11е).

Расчет прибыли КИК

  • Прибыль КИК может быть уменьшена на величину выплаченных КИК дивидендов, в том числе выплаченных из прибыли прошлых лет, без каких-либо ограничений (п. 12в).
  • Финансовый показатель «прибыль до налогообложения», аналогично терминам «прибыль» и «доход», не включает прочий совокупный доход (п. 12б).
  • Обязательным условием зачета убытков КИК, накопленных за прошедшие периоды, является представление уведомления о КИК. Тем не менее, если основания по представлению такого уведомления отсутствовали (к примеру, лицо не признавалось контролирующим в указанные периоды), то право на зачет убытков сохраняется (п. 19).

Представление документов КИК в налоговые органы

  • Если к КИК применимы одновременно несколько оснований для освобождения прибыли от налогообложения, то представлять документальные подтверждения по каждому из них необязательно (п. 25).
  • Если документы, подтверждающие право контролирующего лица на применение освобождения прибыли КИК, представлены вместе с уведомлением о КИК в полном объеме, то второй комплект документов вместе с налоговой декларацией подавать не нужно (п. 25).
  • Представление налоговой отчетности вместе с уведомлением о КИК или налоговой декларацией контролирующего лица необязательно. Тем не менее, такая отчетность может быть запрошена у налогоплательщика во время мероприятий налогового контроля (п. 26).
  • Подтверждающие документы, представляемые в налоговые органы вместе с уведомлением о КИК и налоговой декларацией контролирующего лица, нотариально заверять и апостилировать не обязательно (п. 26).

Рекомендации, неблагоприятные для налогоплательщиков

  • Убыток КИК должен быть рассчитан без учета сумм от переоценки долей, прибыли (убытка) дочерних (ассоциированных) предприятий и сумм расходов и доходов на формирование и восстановление резервов (п. 18).
  • Убытки КИК, перенесенные на будущие периоды, не уменьшают размер прибыли КИК для целей прохождения пороговых значений прибыли (п. 22).
  • Убытки к переносу, накопленные КИК за 3 предыдущих налоговых периода, должны быть суммированы. Так, сумма убытка к переносу может уменьшиться, если один из трех периодов, к примеру, был прибыльным (п. 18).
  • Косвенное участие контролирующего лица в КИК не освобождает его от обязанности по отражению информации о такой КИК в налоговой декларации – в том числе, если косвенное участие в КИК реализовано исключительно через другие контролирующие лица (п. 8).

Нейтральные рекомендации

Контролирующие лица КИК

  • Статус иностранного лица как лица без участия в капитале определяется налогоплательщиком самостоятельно на основе личного закона КИК (п. 3).
  • Если определить, является ли КИК организацией или структурой без образования юридического лица, невозможно, то КИК априори считается организацией (п. 2).
  • При участии в КИК через простое или инвестиционное товарищество контролирующим лицом признается не само товарищество, а его участники (п. 4).
  • Участие в КИК исключительно через российские публичные компании (в том числе в ситуациях, когда владение осуществляется через несколько публичных компаний последовательно или параллельно) не приводит к признанию акционера контролирующим лицом КИК. При этом если акционер владеет КИК не только через публичную компанию, но и, к примеру, напрямую или через ЗАО, то он будет признан контролирующим лицом такой КИК, а доля его владения будет определяться совокупно, то есть будет включать долю владения через публичную компанию (п. 5).
  • Осуществление контроля через КИК («косвенный» контроль) также признается основанием для признания лица контролирующим (п. 6).
  • При приобретении КИК покупатель признается контролирующим лицом начиная с того налогового периода, в котором КИК была приобретена (п. 14).

Освобождение прибыли КИК от налогообложения

  • Доходы от активной деятельности должны быть очищены от курсовой разницы по результатам реализации и от курсовой разницы по переоценке, а также от любой курсовой разницы, отраженной в Отчете о прибылях и убытках (п. 11а).
  • Доходы от аренды и продажи морских и речных судов могут быть квалифицированы как доходы от активной деятельности. При этом ведомство отмечает, что надлежит обращаться к личному закону КИК (п. 11г, 11д).

Расчет прибыли КИК

  • При расчете прибыли КИК термины используются в значении, предусмотренными применимыми стандартами составления финансовой отчетности. В отсутствие таковых в стандартах составления финансовой отчетности термины используются в значении, установленном НК РФ и иными законодательными актами (п. 12а).
  • Минфин РФ уточнил правила расчета прибыли КИК, если финансовый год КИК отличается от календарного (п. 13).
  • Прибыль КИК пересчитывается в рубли по среднему курсу иностранной валюты к рублю. Под средним курсом понимается среднее арифметическое значение официального курса ЦБ РФ за все дни в периоде, за который составляется финансовая отчетность. Если ЦБ РФ не устанавливает официальный курс иностранной валюты к рублю, то в соответствии с рекомендациями ЦБ РФ надлежит рассчитывать кросс-курс валют через доллар США (п. 17).
  • Минфин РФ разъяснил порядок учета сумм от переоценки ценных бумаг при их выбытии для целей расчета прибыли КИК: прибыль корректируется только на переоценку, осуществленную в 2015 году и позже. При этом ведомство отмечает, что в различных стандартах составления финансовой отчетности переоценка может называться и отражаться по-разному (п. 21).

О чем подумать, что сделать

Методические рекомендации Минфина России во многом подтвердили позицию, сформулированную в более ранних письмах ведомства, и совпали с методологическими подходами, выработанными юристами «Пепеляев Групп» в процессе работы над крупными проектами по расчету прибыли КИК. Тем не менее, ряд важных методологических вопросов остается открытым (осуществление контроля над КИК как критерий признания лица контролирующим, товарищество как контролирующее лицо КИК, отнесение дохода к пассивным, налогообложение КИК, являющейся частью консолидированной группы налогоплательщиков).
Мы будем информировать Вас о появлении новостей по ключевым вопросам применения правил КИК.
Напомним, что до 20 марта 2017 г. российские налогоплательщики должны представить в налоговые органы уведомления об имеющихся у них КИК.

Помощь консультанта

Юристы «Пепеляев Групп» оказывают широкий спектр услуг в области комплексной поддержки бизнеса по международным налоговым вопросам, в частности связанным с применением правил российских правил КИК.
Наши специалисты обладают уникальным методологическим опытом по вопросам, связанным как с расчетом прибыли КИК, так и с применением освобождений от налогообложения, и готовы оказать помощь при выработке аргументированной позиции и отстаиванию интересов налогоплательщиков как перед налоговыми органами, так и в дальнейшем в суде.

И снова о КИК…

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 3 июля 2015 г.

Содержание журнала № 14 за 2015 г.М.Г. Мошкович, юрист

Изучаем новую редакцию антиофшорных норм НК

Антиофшорные изменения так спешили ввести в НК с начала 2015 г., что многие нормы остались сырыми, недоработанными. Как и следовало ожидать, их очень скоро начали править. Изменения, которые мы рассмотрим сегодня, вступили в силу с 8 июня 2015 г., но применяются к правоотношениям, возникшим уже с начала текущего годапп. 1, 5 ст. 5 Закона от 08.06.2015 № 150-ФЗ.

Контролирующие лица — кто это?

Прежде всего напомним, что согласно действующим с 2015 г. правилам участие в иностранной компании либо учреждение иностранной структуры без образования юридического лица (ИС) может потребовать от налоговых резидентов РФ (граждан, в том числе ИП, или организаций) подачи в ИФНС двух видов уведомленийп. 1 ст. 25.14, п. 2 ст. 25.13, п. 2 ст. 207, п. 1 ст. 246 НК РФ:

  • об участии в иностранной компании по форме № У-ИОприложение № 1 к Приказу ФНС от 24.04.2015 № ММВ-7-14/177@. В этом году его надо было подать не позднее 15.06.2015подп. 1 п. 4 ст. 4 Закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ;
  • о контролируемых иностранных компаниях (далее — КИК). Его форма пока не утверждена. Уведомление о КИК надо будет подать не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК включается в налоговую базу по налогу на прибыль контролирующего лицап. 3 ст. 25.14 НК РФ. Первый возможный срок — не позднее 21.03.2016п. 7 ст. 6.1 НК РФ.

Названные требования касаются далеко не всех.

Так, если ваша организация — участник иностранной компании, то первое уведомление вы подаете лишь в том случае, когда доля вашего участия (прямого и (или) косвенного) превышает 10%п. 1 ст. 25.14, подп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ.

А уведомление о КИК вообще подают только контролирующие лица компании. Это понятие и подверглось корректировке. По общему правилу в 2015 г. вы можете быть признаны контролирующим лицом при доле участия в иностранной компании более 50%п. 1 ст. 3 Закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ, далее планка снизитсяп. 3 ст. 25.13 НК РФ.

Поправки же вводят следующее исключение: если ваше участие в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких российских публичных компаниях, то контролирующим лицом вы не считаетесьп. 4 ст. 25.13 НК РФ.

Публичной может признаваться как российская, так и иностранная компания, если выпущенные ею ценные бумаги прошли листинг и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредниковп. 2 ст. 11 НК РФ.

С прямым участием через «публичку» все ясно. Возможные варианты покажем на схемах.

В таких случаях ваша компания не будет считаться контролирующим лицом независимо от процента ее участия в иностранной. Следовательно, у вас не возникнет обязанностей:

  • подать в ИФНС уведомление о КИК;
  • платить налог на прибыль с прибыли КИКп. 2 ст. 25.15 НК РФ.

А вот при косвенном участии эту формулировку можно понимать двояко:

  • <или>все звенья цепочки участия между резидентом РФ (то есть вами) и иностранной компанией должны быть публичными компаниями;
  • <или>»публичкой» должно быть только последнее звено.

За разъяснениями мы обратились к специалисту ФНС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ТАРАКАНОВ Сергей Александрович Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“По моему мнению, ключевым для толкования нормы п. 4 ст. 25.13 НК РФ является слово «исключительно». Поэтому российский налогоплательщик не должен признаваться контролирующим лицом лишь в том случае, когда в цепочке участия между ним и иностранной организацией присутствуют только российские публичные компании”.

Вот пример косвенного участия, иллюстрирующий эту точку зрения.

Если же только одно звено цепочки участия является публичной компанией, а другие звенья — непубличными компаниями (к примеру, обычные ООО), то признание лица контролирующим происходит по общим правилам — исходя из доли участия.

Комментируемая поправка вступила в силу 8 июня 2015 г., при этом ее действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.п. 4 ст. 25.13 НК РФ; п. 5 ст. 5 Закона от 08.06.2015 № 150-ФЗ Нужно ли это понимать таким образом, что она применяется только к тем случаям, когда участие российского резидента в иностранной компании возникло после 1 января 2015 г.?

Представитель налогового ведомства, к которому мы обратились с вопросами, считает, что новые правила касаются всех.

“Законодатель в этом случае реализовал предусмотренную ст. 5 НК РФ возможность ретроспективного введения нормы, улучшающей положение налогоплательщика. Даже если участие российского налогоплательщика в иностранной компании возникло ранее 2015 г., признание его контролирующим лицом КИК для целей налогообложения прибыли будет происходить по новым правилам, с учетом положений п. 4 ст. 25.13 НК РФ”.

ТАРАКАНОВ Сергей Александрович
Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Лицо, контролирующее иностранную структуру

Некоторая ясность внесена в вопрос о том, кто может быть признан контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица. Напомним, что ИС — это, к примеру, фонд, партнерство, товарищество, трастп. 2 ст. 11 НК РФ. Определить контролирующее лицо по доле участия в таких структурах не получится, поскольку уставный капитал там обычно не формируется. Видимо, в связи с этим в НК и были включены дополнительные положения.

Так, если ваша организации — учредитель (основатель) ИС, то по общему правилу она признается контролирующим лицомп. 9 ст. 25.13 НК РФ. Исключением будет ситуация, когда вы одновременноп. 10 ст. 25.13 НК РФ:

  • не вправе получать прибыль (доход) иностранной структуры прямо или косвенно;
  • не вправе распоряжаться прибылью (доходом) ИС;
  • не сохранили за собой право на имущество в ИС (то есть не сможете получить его даже при ликвидации ИС);
  • не контролируете ИС.

Под контролированием ИС понимается оказание или возможность оказания определяющего влияния на решения лица, управляющего активами такой структуры, в отношении распределения прибыли (дохода) после налогообложенияп. 8 ст. 25.13 НК РФ.

Возможна и обратная ситуация — ваша организация не учредитель ИС, но все равно признается контролирующим лицом. Для этого в отношении вас должно выполняться хотя бы одно из следующих условийп. 12 ст. 25.13 НК РФ:

  • <или>вы имеете фактическое право на доход, получаемый ИС;
  • <или>вы вправе распоряжаться имуществом ИС;
  • <или>вы вправе получить имущество ИС в случае прекращения ее деятельности.

Когда КИК есть, а прибыли нет

Перечень случаев, когда прибыль КИК вообще освобождается от налогообложения в России (налогом на прибыль у контролирующих лиц — организаций либо НДФЛ у контролирующих лиц — граждан), был предусмотрен в НК и раньше. Сейчас он уточнен и расширен.

К примеру, установлено, что не облагается прибыль КИК, образованной в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС (Армении, Беларуси или Казахстана) и имеющей постоянное местонахождение в этом государствеподп. 2 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ. Тогда как ранее условия о местонахождении не былоп. 7 ст. 25.13 НК РФ (ред., действ. до 08.06.2015).

Кроме того, введены следующие новые понятияпп. 3, 5, 6 ст. 25.13-1 НК РФ:

  • активная иностранная компания;
  • активная иностранная холдинговая компания;
  • активная иностранная субхолдинговая компания.

Если иностранная компания, которую вы контролируете, соответствует одному из них, то вам не нужно включать долю в ее прибыли в свою «прибыльную» базуподп. 4 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ.

Когда иностранная организация — налоговый резидент РФ

Напомним, что с 1 января 2015 г. налоговыми резидентами РФ (для целей уплаты налога на прибыль) считаются не только российские организации, но иностранные, еслип. 1 ст. 246.2 НК РФ:

  • <или>это следует из международного договора РФ по вопросам налогообложения;
  • <или>местом управления иностранной компанией является РФ.

Поправками частично изменены критерии для второго случая. К примеру, ранее наша страна могла быть признана местом управления иностранным юридическим лицом, если на территории РФ проводилось большее количество заседаний совета директоров компании, чем на территории других государствподп. 1 п. 2 ст. 246.2 НК РФ (ред., действ. до 08.06.2015). Теперь такой критерий исключили, а вот два других остались. Так, по общему правилу иностранца могут обязать платить налог на прибыль в России, еслип. 2 ст. 246.2 НК РФ:

  • <или>его исполнительный орган значительно чаще исполняет свои обязанности в отношении иностранной компании из РФ, чем из других стран;
  • <или>управленческие решения «топов» в отношении компании принимаются преимущественно в России.

Новые вычеты по НДФЛ в связи с ликвидацией иностранных компаний (или ИС)

Если ликвидация иностранной компании (или ИС) завершится до 01.01.2017, то граждане-участники, получившие имущество при ликвидации, вправе будут заявить два вычета по НДФЛ.

Вычет при получении имущества

Для получения этого вычета гражданин должен подать в ИФНСп. 60 ст. 217 НК РФ:

  • декларацию;
  • заявление об освобождении полученных доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества (имущественных прав) и ликвидируемой иностранной организации (или ИС);
  • документы о стоимости имущества по данным учета иностранной компании (или ИС) на дату ее ликвидации.

Указанная поправка внесена в статью НК о льготах по НДФЛ, но по механизму применения это все-таки вычет — без оформления в ИФНС ее не предоставят.

Вычет при продаже имущества

Если гражданин, оформивший первый вычет, продает полученное имущество (имущественные права), то он вправе будет заявить и второй вычет — в размере стоимости такого имуществаподп. 2.1 п. 2 ст. 220 НК РФ. Сумма вычета определяется по документам, приложенным к декларации при оформлении первого вычета, при этом она не может быть выше рыночной стоимости такого имущества, рассчитанной по правилам НКст. 105.3 НК РФ.

***

Но и на этих поправках законодатели останавливаться не собираются. Пока мы их изучали, в Минфине подготовили следующий законопроект, в котором говорится:

  • о порядке определения прибыли КИК в случае невозможности определения доли участия контролирующего лица;
  • о правилах определения первого налогового периода для иностранной организации, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом РФ;
  • о месте проведения выездной проверки иностранца — налогового резидента РФ (по месту нахождения его обособленного подразделения).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *