Каспийский трубопроводный консорциум р


Фото: Максим Слуцкий / ТАСС

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — это крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана и ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального нефтепровода протяженностью более 1,5 тыс. км. Сегодня на магистрали КТК идет большая стройка, которая позволит увеличить пропускную способность трубопровода до 67 млн т нефти в год.

В феврале этого года органы управления КТК приняли решение ускорить начало возврата задолженности перед акционерами. Это стало возможным, поскольку у консорциума появился финансовый резерв, необходимый для завершения работ по проекту расширения трубопроводной системы. Событие, ставшее результатом многолетней напряженной работы, для КТК значимое.

Официально трубопровод КТК, соединяющий Тенгизское нефтегазовое месторождение в Западном Казахстане с морским терминалом Южная Озереевка на российском побережье Черного моря близ Новороссийска, был введен в эксплуатацию в 2003 году. Его пропускная способность была рассчитана на 28 млн т в год. Вскоре в систему стала поступать не только казахстанская, но и российская нефть. К осени 2006 года на морском терминале было отгружено 100 млн т.

Однако нефтедобыча на Тенгизском месторождении продолжала расти, и уже через несколько лет стало очевидно: мощности трубы недостаточно. В 2010 году применение антифрикционных присадок позволило поднять ее до 35 млн т, но и этого было мало. Вместе с тем проект КТК с самого начала разрабатывался с таким расчетом, что первоначальную пропускную способность нефтепровода можно будет увеличить почти в 2,5 раза. В декабре 2010 года акционеры приняли решение об инвестициях в проект расширения трубопроводной системы консорциума, а через полгода был дан старт практическим работам.

Чтобы довести пропускную способность трубы до 67 млн т нефти в год (а с использованием антифрикционных присадок — до 76 млн), необходимо было на первом этапе модернизировать существующие объекты КТК, заменить 88 км трубы на территории Казахстана, построить третье выносное причальное устройство и три резервуара по 100 тыс. куб. м на морском терминале Южная Озереевка. На втором этапе — возвести пять новых НПС и увеличить мощность нефтепровода до 48 млн т, на третьем — построить еще пять НПС и три резервуара-стотысячника (такие, кстати, в России строит только КТК). По сути, это еще одна масштабная стройка. При этом трубопровод останавливать не предполагалось. В середине 2013 года от причала морского терминала КТК вышел трехтысячный танкер с нефтью.

Сейчас проект расширения вступил в завершающую стадию реализации. До декабря этого года все строительно-монтажные работы должны быть завершены.

Что даст этот проект? Прежде всего вдвое (с 1 до 2 млрд долл.) вырастет тарифная выручка. А поскольку Россия — крупнейший акционер консорциума, нашей экономики это касается в первую очередь.

Кроме того, открываются новые перспективы. Речь главным образом о Кашагане — гигантском шельфовом нефтегазовом месторождении Казахстана в северной части Каспийского моря. Это одно из крупнейших месторождений, открытых в мире за последние 40 лет. Западные эксперты оценивают общие запасы нефти в 36 млрд баррелей, из них 10 млрд — извлекаемые. Добыча началась там в сентябре 2013 года, но вскоре была приостановлена из-за утечки газа, вызванной повреждением трубопровода. Все 200 км труб предстоит заменить, но до конца будущего года казахстанские власти рассчитывают возобновить добычу. На первом этапе разработки месторождения предполагается извлекать 25 млн т нефти в год, на втором — 50 млн. Пиковая добыча должна составить 75 млн т в год.

Отправлять нефть планируется по пяти направлениям: южному, турецкому, балканскому, китайскому и российскому, на котором «Транснефть» и КТК должны стать главными трубопроводными операторами. Так что расширение придется как нельзя кстати.

Справка

Акционеры КТК:

Российская Федерация (представлена «АК «Транснефть»») — 24%;

Национальная компания «КазМунайГаз» — 19%;

«Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани» — 15%;

Лукарко Б.В. — 12,5%;

«Мобил Каспийская трубопроводная компания» — 7,5%;

«Роснефть-Шелл Каспиэн Венчурс Лимитед» — 7,5%;

«КТК Компани» — 7%;

«БГ Оверсиз Холдингс Лтд» — 2%;

«Эни Интернэшнл Н.А Н.В. С.ар.л.» — 2%;

«Казахстан Пайплайн Венчурс» — 1,75%;

«Орикс Каспиан Пайплайн Лтд» — 1,75%

Прямая речь

Эндрю МакГран, председатель совета директоров «КТК-Р», президент «Шеврон Нефтегаз Инк.»

Судя по тому, как мы выдерживаем бюджетные параметры и сроки, проект расширения идет хорошо. И затраты будут очень близки к бюджету, утвержденному акционерами на момент принятия окончательного решения по инвестициям. В мире мало найдется крупных проектов в нефтегазовой отрасли, в отношении которых можно сказать то же самое. КТК по праву может этим гордиться.

Николай Брунич, генеральный директор КТК

Масштабное строительство ведется на действующих объектах, круглосуточно осуществляющих транспортировку нефти во все увеличивающихся объемах. И то, что оба этих рода деятельности удается гарантированно безопасно совмещать, свидетельствует: все участники процесса работают единой командой, буквально с полуслова понимая друг друга.

ПАО «Транснефть» является доверительным управляющим находящихся в федеральной собственности 24% акций АО «КТК-Р» и АО «КТК-К» и 100% акций компании «КТК Компани» и «КТК Инвестментс Компани» (владеют 7% акций АО «КТК-Р» и АО «КТК-К»).

15 декабря 2010 года органами управления КТК принято решение о реализации проекта по увеличению пропускной способности нефтепровода «Тенгиз — Новороссийск».

Протяженность трубопроводной системы КТК составляет 1511 км. Пропускная способность системы КТК до реализации Проекта по расширению составляла — 28,2 млн тонн нефти в год.

Практическая реализация Проекта расширения КТК началась 1 июля 2011 года.

В феврале 2014 года после ввода в эксплуатацию третьего выносного причального устройства (ВПУ-3) в пос. Южная Озереевка (Краснодарский край) морские сооружения КТК приобрели конфигурацию, при которой они могут обеспечивать перевалку сырья объемом более 70 млн тонн нефти в год. Консорциум получил возможность вести одновременную отгрузку двух-трех нефтеналивных судов с обеспечением налива 24 тыс. тонн в час.

В апреле 2014 года завершилось выполнение первой фазы Проекта расширения КТК на территории России. В эксплуатацию было запущено модернизированное оборудование нефтеперекачивающих станций «Астраханская», «Комсомольская» и «Кропоткинская».

В 2015 году в Ики-Бурульском районе Калмыкии в эксплуатацию введена НПС-3 — первая из вновь построенных станций Проекта расширения КТК. Кроме того, на территории Платовского района Ставропольского края была введена в эксплуатацию НПС-4. В сентябре 2015 года были запущены модернизированные станции в Республике Казахстан — «Тенгиз» и «Атырау», а также расширен Резервуарный парк консорциума вблизи Новороссийска до 700 тыс. тонн. Общая пропускная способность нефтепроводной системы консорциума увеличилась до 52 млн тонн нефти в год.

В 2016 году в Казахстане была введена в строй нефтеперекачивающая станция А-НПС-4. Вместимость резервуарного парка морского терминала КТК увеличена до 1 млн тонн.

В мае 2017 года введены в эксплуатацию две новые нефтеперекачивающие станции (А-НПС-4А и А-НПС-5А) в Астраханской области. Запуск этих станций обеспечил дополнительный прирост мощности на каспийском участке нефтепровода КТК (от НПС «Атырау» до НПС «Комсомольская») до 10 млн т нефти в год.

В августе 2017 года введены в эксплуатацию нефтеперекачивающие станции НПС-5 в Ставропольском крае, НПС-8 в Краснодарском крае, а также в октябре 2017 года введена в эксплуатацию станция А-НПС-3А в Казахстане.

С декабря 2017 года построенная станция НПС-2 в Республике Калмыкия находится в опытно-промышленной эксплуатации.

Мощность трубопроводной системы КТК достигла 67 млн тонн нефти в год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *