Какие расходы являются в бухучете транспортно заготовительными

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — расходы, связанные с заготовкой и доставкой материальных ценностей (товаров, сырья, материалов, инструментов).

К транспортно-заготовительным расходам, непосредственно связанным с приобретением материально производственных запасов (МПЗ), в частности относятся следующие затраты:

  • стоимость доставки;

  • стоимость страхования;

  • таможенные пошлины;

  • вознаграждение посреднику.

В состав транспортно-заготовительных расходов также входят:

  • расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

  • расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

  • наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

  • плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

  • плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

  • другие расходы.

Организации вправе установить свой более подробный перечень таких расходов и утвердить его в своей учетной политике.

Бухгалтерский учет транспортно-заготовительных расходов

Существует несколько вариантов учета транспортно-заготовительных расходов.

Вариант 1. ТЗР включаются непосредственно в стоимость МПЗ.

Если ТЗР относятся к одному наименованию МПЗ — вся их сумма включается в стоимость этих МПЗ.

Например, когда на одном автомобиле были доставлены товары одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих товаров.

Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям МПЗ — сумма ТЗР распределяется между разными МПЗ пропорционально их стоимости.

Стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ проводкой:

Проводка

Операция

Д 10 (41) — К 60 (76)

ТЗР включены в стоимость МПЗ

Пример

Организация заказала перевозку товаров (300 кг яблок и 500 кг моркови) транспортной компании.

Товары доставлены на одном автомобиле, стоимость перевозки составила 3000 руб. (без НДС).

Стоимость яблок — 30 руб/кг, стоимость моркови — 10 руб/кг.

Стоимость доставки (ТЗР) будет включена в стоимость:

  • яблок — в сумме 1929 руб. (3000 руб. x ((300 кг x 30 руб/кг) / (300 кг x 30 руб/кг + 500 кг x 10 руб/кг));

  • моркови — в сумме 1071 руб. (3000 руб. — 1929 руб.).

Вариант 2. ТЗР учитываются на отдельном счете и списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

Этот вариант применяется, когда ТЗР относятся к широкой номенклатуре МПЗ.

В этом случае стоимость ТЗР в течение месяца накапливается на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (также можно использовать отдельный субсчет к счету 44 «Расходы на продажу», например 44-ТЗР) и в конце месяца распределяется по методу среднего процента между остатками МПЗ на складе и МПЗ, переданными в производство (проданными).

Для этого:

  1. МПЗ распределяются по группам в зависимости от их вида: сырье, материалы, инструменты, товары.

  2. Сумма ТЗР, приходящаяся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные) в течение месяца, рассчитывается по каждой группе МПЗ по формуле:

ТЗР по МПЗ, отпущенным в производство (проданным)= Оборот по кредиту счета 10 (41, 45) с дебетом счета 20 (90) за месяц Х (Дебетовое сальдо счета 15 (44-ТЗР) на начало месяца + Оборот по дебету счета 15 (44-ТЗР) за месяц)/ (Оборот по кредиту счета 10 (41, 45) с дебетом счета 20 (90) за месяц + Дебетовое сальдо счета 10 (41, 45) на конец месяца)

Проводки будут такие:

Проводка

Операция

Д 15 (44-ТЗР) — К 60 (76)

Отражены ТЗР

Д 20 (90) — К 15 (44-ТЗР)

Списаны ТЗР, приходящиеся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные)

Пример

По состоянию на начало месяца в учете организации числилось материала на сумму 12 000 руб. Сумма ТЗР, отраженная на счет 15 равна 1800 руб.

За месяц от поставщиков было получен материал на сумму 30 000 руб.

При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 4000 руб.

За месяц со склада в производство было отпущено материала на сумму 40 000 руб.

Произведем расчет величины ТЗР, подлежащих отнесению на затраты:

N п/п

Стоимость материалов (счет 10)

ТЗР (счет 15)

Остаток на начало месяца

12 000

1 800

Поступило за месяц

30 000

4 000

Итого (п. 1 + п. 2)

42 000

5 800

Списано за отчетный месяц всего

40 000

Остаток на конец месяца

2 000

Процент ТЗР (5 800/42 000 х 100%)

13,81%

Списано ТЗР за отчетный месяц всего

5 524

Остаток ТЗР на конец месяца (п. 3 — п. 8)

Вариант 3. Применяется только для товаров:

  • стоимость доставки включается в расходы текущего месяца независимо от того, проданы товары или нет;

  • остальные ТЗР, относящиеся к товарам, учитываются или по Варианту 1, или по Варианту 2.

При этом выбранный вариант учета ТЗР надо закрепить в учетной политике по бухгалтерскому учету.

Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов

Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).

Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) — вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).

Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям материалов (товаров) — сумма ТЗР распределяется между разными материалами (товарами) пропорционально их стоимости.

Вариант 2. ТЗР учитываются отдельно от покупной стоимости материалов (товаров) и по итогам отчетного периода распределяются между материалами (товарами), отпущенными в производство или эксплуатацию (проданными), и их остатком на складе. В налоговые расходы списывается та часть ТЗР, которая относится к отпущенным в производство (эксплуатацию) материалам или проданным товарам.

При этом расчет суммы ТЗР производится отдельно по каждому наименованию материалов (товаров) по формуле:

Сумма ТЗР по материалам (товарам), отпущенным в производство или эксплуатацию (проданным) = Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период Х (Сумма ТЗР, приходящихся на остаток материалов (товаров) на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма ТЗР за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка материалов (товаров) на складе на конец отчетного (налогового) периода).

Вариант 3. Применяется только для товаров. Все ТЗР, кроме стоимости доставки товаров до склада (транспортных расходов), единовременно учитываются в составе прочих расходов. В частности:

  • стоимость страхования — на дату уплаты страховой премии страховщику;

  • таможенные пошлины — на дату их уплаты;

  • вознаграждение посреднику — на дату подписания отчета посредника (акта).

Сумма транспортных расходов списывается на расходы в части, приходящейся на реализованные в отчетном (налоговом) периоде товары, в сумме, которая определяется по формуле:

Сумма транспортных расходов по проданным товарам = Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период Х (Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма транспортных расходов за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка товаров на складе на конец отчетного (налогового) периода).

Если ТЗР относятся одновременно и к материалам, и к товарам, при этом ТЗР по товарам учитываются по Варианту 3, то сумму ТЗР надо распределить между товарами и материалами пропорционально их стоимости. ТЗР, относящиеся к материалам, затем учитываются по Варианту 1 или 2.

Выбранный вариант учета надо закрепить в налоговой учетной политике. Причем по товарам выбранный вариант учета ТЗР надо применять минимум в течение двух лет.

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/accounting/transportno_zagotovitelnye_raskhody_tzr.html

Состав транспортно-заготовительных расходов

К транспортно-заготовительному типу издержек причисляют платежные операции за услуги по доставке материалов, хранению ценностей на складских объектах и на территории сторонних компаний. В эту категорию входят взносы по договорам страхования (если страхуется перевозимый груз), уплаченные таможенные пошлины. В качестве ТЗР можно показать в учете:

  • оплату счетов за оказанные посредниками услуги;
  • погашение обязательств по обслуживанию кредитов, взятых для закупки материалов;
  • возмещение подотчетных сумм сотрудникам, которые задействованы в приобретении запасов;
  • величину недостач, образовавшихся в пределах нормативов при транспортировке.

КСТАТИ, в сумму доставки можно включать не только транспортные расходы, но и оплату услуг по погрузке товаров, их разгрузке в пункте назначения.

В состав издержек, связанных с хранением ценностей, относят траты по оплате труда персонала, занятого в мероприятиях по заготовке, приемке, обеспечению сохранности и отпуску материалов. Правила учета позволяют зачесть в качестве ТЗР комиссионные компенсации снабженческим структурам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Полный список транспортно-заготовительных расходов каждая компания формирует самостоятельно и утверждает его внутренними документами.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:

  1. Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
  2. Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.

В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными. Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.

При раздельном учете стоимости перевозимых материальных ценностей и расходов по их транспортировке и заготовке возможны такие варианты:

  • применение комбинации 15 и 16 счетов, последний из которых предназначается для фиксации стоимостных отклонений;
  • путем введения в рабочий план счетов дополнительного субсчета к 10 или 41 счету для обозначения ТЗР;
  • отнесением величины затрат к стоимости товаров, которая аккумулируется на 44 счете (это правило актуально для торговых организаций и может применяться только по отношению к товарам).

Списание осуществляется пропорционально стоимости материалов, переданных в производственные отделения. Например, ТЗР на протяжении месяца аккумулируются на 15 счете, по истечении каждого месячного интервала производится распределение расходов на использованные в производственных целях материалы (или по реализованным ценностям).

ВАЖНО! Предприятие может применять только один из указанных методов, выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике.

В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе. В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:

  • при полном отнесении напрямую на стоимость материалов расходы показываются в графе 2120;
  • при ведении обособленного учета с последующим распределением – в ячейке под кодом 2120 или 2210.

Субъектам хозяйствования, которые уполномочены вести учет в упрощенном виде, предоставлено право включать весь объем ТЗР напрямую в затраты по обычным видам осуществляемой деятельности. Они могут отнести сразу на расходы не только сумму ТЗР, но и стоимость самих материалов. Правило распространяется и на ценности, которые предполагается использовать для административных нужд.

Налоговым учетом предусмотрено, как и бухгалтерским, два варианта действий:

  • прямое зачисление величины ТЗР на стоимость перевозимых материальных ценностей;
  • обособленное отражение операций по доставке.

В последнем случае сумма транспортно-заготовительных издержек накапливается в течение месяца, а по его завершении распределяется между отпущенными в производственные цеха товарами, реализованными изделиями и оставшимися на складах единицами. Для каждого номенклатурного наименования материалов расчет ТЗР осуществляется при помощи формулы:

ТЗР по отпущенным со склада ценностям = Стоимостная оценка выданных ценностей за рассматриваемый период * (ТЗР, которые были зафиксированы по отношению к остатку материалов на начало периода + Суммарное значение ТЗР за отчетный интервал) / (Стоимостная оценка материальных активов, выданных за отчетный срок + Стоимостное выражение остатков ценностей в расчете на конец периода).

Для целей налогового учета по товарам применяется метод единовременного отнесения ТЗР к прочим расходам (исключение делается только для транспортных издержек, образовавшихся в связи с доставкой до склада). Страховые затраты учитываются датой перечисления страховой премии, днем фактической уплаты включаются таможенные пошлины, а возмещения посредникам признаются датой подписания отчета или акта оказанных услуг.

Счета, типовые корреспонденции

Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета. В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете. Следующим шагом будет перенесение их стоимости на 10 счет (сумма выражается в размере плановой цены). Завершающим этапом станет списание ТЗР на 20 счет с последующим выведением плановой себестоимости и отклонения ее от факта.

ВАЖНО!
Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете.

Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций. Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией.

Типовые проводки, которыми отражается приобретение материальных ценностей и величина ТЗР у предпринимателей на УСН:

  • Д10 – К60 – обозначение факта покупки определенных изделий;
  • Д20 – К60 – фиксация суммы ТЗР;
  • Д20 – К70 – учтен заработок сотрудника, который участвовал в транспортировке;
  • Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.

Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:

  • Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
  • Д19 – К60 – принят к учету НДС;
  • Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
  • Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
  • Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.

При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета. На дополнительном аналитическом субсчете 10.1.1 обозначается цена доставки, проводка имеет вид Д10.1.1 – К60.

Источник: https://assistentus.ru/buhuchet/transportno-zagotovitelnyh-rashodov/

Учет поступления и выбытия основных средств

Д10К60приобретены материалы для выполнения работ по сооружению объекта;

Д19К60отражен НДС по приобретенным материалам.

Отражены затраты по возведению зданий, сооружений, монтажу и др. расходы на капитальное строительство за минусом НДС:

Д08-3К07отражены затраты по монтажу оборудования

Д08-3К10отражены затраты по использованным материалам

Д08-3К70заработная плата работникам

Д08-3К69единый социальный налог с ЗП работников

Д08-3К19не возмещаемый НДС списан на увеличение фактических затрат на сооружение и изготовление,

Д08-3К68начислен НДС на объем выполненных работ,

Д60К51перечислены денежные средства,

Д68К19отражен НДС по приобретенным материалам, выполненным работам, оказанным услугам,

Д01К08-3объект основных средств введен в эксплуатацию.

Учет поступления основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал.

Одним из способов поступления основных средств является получение объектов в счет вклада в уставный капитал вновь образуемой или увеличивающей уставный капитал организации. Внося вклады в уставный капитал организации, учредители действуют на основании учредительного договора, и при их внесении в бухгалтерском учете организации первоначальной стоимостью признается их денежная оценка, согласованная учредителями организации. При принятии к учету объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вклада в уставный капитал организации, делают следующие бухгалтерские записи:

Д75-1К80на сумму задолженности учредителей в денежной оценке по вкладам в уставный капитал при создании организации,

Д08-4 К10

Д08-4 К60 отражение расходов по доставке,

Д08-4 К70установке и доведению объектов основных средств до

Д08-4 К69 пригодного к использованию состояния;

Д08-4К75-1поступление вкладов в виде основных средств от учредителей;

Д19К83НДС по вкладу в уставный капитал;

Д01К08-4принятие объектов основных средств в эксплуатацию;

Д68К19НДС по вкладу в уставный капитал принят к вычету.

Учет основных средств, поступивших по договору дарения (безвозмездно).

Согласно договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Объекты основных средств, поступивших по договору дарения, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости. В соответствии с ПБУ рыночная цена имущества устанавливается документальным или экспертным путем. Расходы по установлению и подтверждению рыночной цены включаются в первоначальную стоимость объектов основных средств.

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» активы, полученные безвозмездно, включаются в состав прочих доходов организации. При вводе в эксплуатацию основных средств, оформляют акт приемки – передачи основных средств. На каждый объект заводят карточку учета основных средств.

Принятие к учету объектов основных средств, поступивших от других юридических и физических лиц по договору дарения, а также в иных случаях их безвозмездного получения, отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Д08-4К98-2поступление объектов основных средств по договору дарения,

Д08-4 К60 отражение расходов,

Д08-4 К76 связанных с транспортировкой объектов основных средств

Д08-4 К70

Д08-4 К69

Д01К08-4принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету

Затраты, связанные с поступлением объектов основных средств по договору дарения, могут быть списаны за счет средств целевого финансирования.

Поступление денежных средств в порядке целевого финансирования отражаются по дебету счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» в корреспонденции с кредитом счета 86 «Целевое финансирование».

Отражение затрат, связанных с безвозмездным поступлением объектов основных средств, осуществляется в общеустановленном порядке.

Списание затрат при вводе в эксплуатацию объектов отражается учетной записью:

дебет счета 86

кредит счета 98 субсчет 2 «Безвозмездное поступление».

Учет выбытия основных средств

Согласно ПБУ 6/01 объекты основных средств выбывают в следующих случаях:

— их реализации;

— их ликвидации;

— их передачи (дарение, безвозмездная передача);

— внутренняя передача;

— недостачи и порчи;

— в иных случаях.

Решение о выбытии объектов основных средств принимает руководство организации. Руководство организации может создать специальную комиссию, которая определит целесообразность и непригодность дальнейшего использования объектов. Она также проводит осмотр объектов основных средств; знакомиться с технической документацией основных средств, подлежащих списанию; устанавливает причины списания и выявляет лиц, виновных в преждевременном выбытии основных средств, а также привлекает их к материальной ответственности.

Перейти на страницу:

Источник: http://www.finasource.ru/fisous-261-2.html

Предлагаю рассмотреть основные типовые проводки по счету 10.

  1. Поступили материалы от поставщика Д-10 К-60/76
  2. Отражен НДС по поступившим материалам Д-10 К-60/76.
  3. Поступили материалы от подотчетного лица Д-10 К-71.
  4. Оприходованы материалы, внесенные в качества вклада в уставный капитал Д-10 К-75.
  5. При инвентаризации выявлены неучтенные материалы Д-10 К-91
  6. Оприходованы материалы полученные вследствие ликвидации основного средства Д-10 К-91
  7. Получены материалы, переданные другой организацией на безвозмездной основе Д-10 К-98.
  8. Списаны материалы на непроизводственные нужны (улучшение условий труда) – Д- 91 К-10.
  9. Возвращены материалы из производства Д-10 К-20.
  10. Списаны материалы на строительство основного средства Д-08 К-10.
  11. Списаны материалы на основное производство Д-20 К-10.
  12. Списаны материалы на вспомогательное производство Д-23 К-10.
  13. Стоимость материалов учтена в составе расходов на продажу Д-44 К-10.
  14. Списана стоимость материалов пострадавших при чрезвычайных ситуациях (пожар) – Д-99 К-10.

Предприятие вправе списывать материалы на производство следующими методами оценки:

  1. по себестоимости каждой единицы;
  2. по средней себестоимости;
  3. по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
  4. по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО – с 2008 года не применяется).

Метод должен быть выбран и прописан в учетной политике.

Решим небольшую задачку на закрепление темы:

Завод по производству мебели закупил доски в количестве 7 штук по цене 100 рублей за м, без НДС. Начислено за доставку досок 150 рублей, без НДС. С расчетного счета было оплачено за материалы и доставку. На производство шкафа списано 3 доски по средней себестоимости.

Составить проводки.

Решение:

  1. Рассчитаем НДС на доски = 700*0,18 = 126 руб.
  2. Рассчитаем НДС по транспортным расходам = 150*0,18 = 27 руб.
  3. Транспортные расходы равномерно распределяются на доски.
  4. Рассчитаем сумму списанных досок по методу средней себестоимости: 850/7*3 = 364,29 руб.

Составим проводки:

  1. Оприходованы материалы от поставщика Д-10 К-60 – 700 руб.
  2. Отражен НДС по купленным материалам Д-19 К-60 – 126 руб.
  3. Отражены транспортные расходы – Д-10 К- 60 – 150 руб.
  4. Отражен НДС по транспортным расходам – Д-19 К-60 – 27 руб.
  5. На производство списаны материалы Д-20 К-10 – 364,29 руб.

Источник: https://uma-sovsem.net/schet-10-materialy-tipovy-e-provodki.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *